Анализ и синтез

Анализ и синтез - определение термина

Универсальные методы познания для экономики

Экономика использует ряд универсальных методов, относящихся к логико-абстрактному, математическому, статистическому и иным способам анализа.

Абстрагирование

Теоретическое абстрагирование – описание экономической действительности и создание ее модели, включающей основные элементы и процессы. Такой порядок направлен на упрощение чрезвычайно сложной экономики, где существуют многочисленные связи между отдельными субъектами. Метод абстракции способствует более легкому истолкованию действительности и упрощенному анализу происходящих в ней экономических явлений.

Обобщение

Обобщение – завершающий этап анализа, в ходе которого подготавливается отчет о результатах исследования, делаются выводы и предлагаются рекомендации для подготовки практических моделей, графиков, статистических выкладок.

Индукция

Индукция – метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. В экономической теории индукция используется для анализа отдельных рынков, ниш, групп товаров и их спроса с последующей экстраполяцией на глобальный рынок.

Дедукция

Дедуктивное рассуждение, в отличие от индуктивного, целиком содержится в своих предположениях, поэтому не требует создания новых теорем или понятий, а представляет собой лишь простое подведение итогов.

Если оно проведено правильно, а набор посылок не содержит ложных утверждений, то выводы, сделанные в результате дедуктивного рассуждения, неопровержимо верны и не могут быть обоснованно подвергнуты сомнению. Дедукция – аналитический метод, основанный на выводах от общего к частному.

Аналогия

Аналогия в науке – умозаключение о свойствах одного предмета изучения на основании анализа другого, имеющего схожие параметры. Метод аналогии позволяет построить модель нового явления, сделать его математическое описание на основании сходных, уже изученных экономических событий.

Моделирование

Моделирование выполняется на основании статистических данных объекта изучения, а созданная модель замещает сам объект. Оно помогает понять характер поведения объекта в различных условиях, выбрать наиболее подходящий вариант хозяйствования.

Виды экономических моделей.

Графический

Графический метод предполагает изображение процессов через построение таблиц, схем, графиков, диаграмм, обеспечивая наглядность статистических данных. Он используется в завершении исследования для подведения итогов и подготовки выводов.

Абстрагирование

Абстрагирование (абстракция) – один из основных процессов умственной деятельности человека, познание на основе выделения существенных, закономерных признаков, свойств, связей объекта предмета или явления, отвлечение от несущественных сторон

В повседневной жизни умение абстрагироваться чаще всего сопряжено с умением сосредоточиться на поиске и решении самого важного аспекта рассматриваемой проблемы

В зависимости от целей абстрагирования существуют формальная и содержательная абстракции. Формальная абстракция – выделение свойств предмета, которые независимо от него не существуют (например, форма или цвет). Служит основой усвоения знаний детьми, описывающих предметы по их внешним свойствам, что служит предпосылкой теоретического мышления. Содержательная абстракция – вычленение тех свойств предмета, которые сами по себе обладают относительной самостоятельностью (например, клетка организма). Этот тип абстракции развивает способность оперировать свойствами отдельно.

Развитие способности совершать мыслительные операции

Мало кто из взрослых задумывается сегодня над тем, что много детских игр и предлагаемых в начальной школе задачек построены таким образом, чтоб развивать основные мыслительные операции. Логические цепочки, ребусы, загадки и головоломки преследуют цель развить навыки абстрактно-логического мышления с детства, научить выявлению сходства и различий в объектах, определению понятий, исключению лишнего. Вырастая, мы совершаем эти операции, не задумываясь, но порой сталкиваемся с трудностями при решении кажущихся детскими головоломок. Это как раз и связано с тем, что с годами занятий профессиональной деятельностью, наш мозг до автоматизма совершенствует выполнение тех или иных задач связанных с родом занятий. Но как только мы встречаемся с другой областью – возникают трудности. Чтоб этого не происходило, нужно постоянно совершенствоваться, развивая все основные мыслительные операции. Помогут в этом упражнения на умение понимать, идентифицировать и применять эти операции.

Классическими образцами таких игр являются шахматы, нарды, скрэббл. В советское время довольно популярными были головоломки со спичками, которые сегодня обрели новую жизнь благодаря популяризации в соцсетях. Попробовать свои силы в такого рода задачках вы можете с помощью материалов нашего блога.

Интересным и эффективным упражнением на развитие мыслительных операций может стать прохождение теста на IQ. Существует много его разновидностей, самый популярный из которых – тест Айзенка. С рекомендациями по прохождению таких тестов, которые в наше время также популярны при устройстве на работу, вы можете ознакомиться у нас на сайте.

Детальная информация о развитии разных типов мышления, а также упражнения для их тренировки собраны в курсе «Когнитивистика». Пройдите его, если заинтересованы в развитии своего мышления!

Общая характеристика анализа и синтеза

Анализ и синтез в научном познании – это универсальные методы познания, состоящие в:

  • мысленном расчленении предметов или явлений на части (выделении элементов, свойств и признаков);
  • мысленном соединении частей, элементов, признаков в целое.

Окружающие человека предметы – это системы, состоящие из множества элементов, обладающих свойствами, вступающих в связи и отношения. Основной задачей научного познания является постижение мира во всей сложности его отношений и связей, в процессе развития и изменения. Сначала человек формирует для себя общую картину изучаемого предмета (или явления), характеризующуюся весьма бедным представлением о внутренней структуре, входящих в состав элементах и имеющихся связях. Чтобы раскрыть сущность предмета, необходимо обогатить это представление путем конкретизации.

Познание предполагает, что постепенно раскрываются:

  • существенные признаки изучаемого предмета,
  • связи между его элементами,
  • взаимодействие частей.

Чтобы осуществить описанное исследование, нужно сначала разделить целостный предмет (практически или мысленно) на части, а затем:

  • изучить каждую из них по отдельности (свойства и признаки),
  • проследить связи и отношения,
  • определить значение в целой системе.

После того, как перечисленные познавательные задачи решены, можно соединить части в целое и сформировать конкретно-общее представление, т.е. представление, базирующееся на знании внутренней природы предмета. В описанной схеме познания используются такие операции, как анализ и синтез.

Анализ и синтез представляют собой противоположно направленные универсальные операции познавательного мышления.

Определение 1

Анализом называется мыслительный прием, подразумевающий разъединение целостных предметов на составляющие (свойства, признаки, стороны, отношения) для разностороннего изучения.

Определение 2

Синтезом называется мыслительный прием, подразумевающий соединение выделенных частей (признаков, свойств, сторон, отношений) в единое целое.

Выделяют четыре типа анализа и синтеза:

  • природный анализ и синтез, когда предметы разъединяются на части или части объединяются в новые предметы в соответствии с существующими в природе возможностями;
  • практический анализ и синтез, когда предметы разъединяются на компоненты или части соединяются в целостности в соответствии с практическими возможностями, нереализуемыми в природе;
  • мысленный анализ и синтез, когда от предметов отделяется то, что на практике и в природе отделить невозможно, и соединяется то, что по законам природы и возможностям практики соединить невозможно;
  • метаанализ и метасинтез – анализ и синтез общих знаний о мире (как противоположность анализу и синтезу существующих объективно предметов).

В роли объективной предпосылки анализа и синтеза выступает структурность объектов материальной действительности, возможность перегруппировывать, объединять и разъединять их элементы. Анализ и синтез – наиболее простые (элементарные) приемы познания, лежащие в основе мышления людей. В то же время, это наиболее универсальные приемы, применяемые на всех уровнях и во всех формах познания. Иногда анализ и синтез рассматривают как автономные процессы познавательного мышления, хотя более распространена позиция, в соответствии с которой эти методы существуют в тесной взаимосвязи, в единых формах мыслительной активности.

В процессе мышления анализ объектов производится на основе особого механизма анализа через синтез, когда познаваемый объект включается в различные отношения и связи с другими объектами, что позволяет выявить его новые качества и свойства. При таком анализе целостная система не просто разъединяется на элементы; требуется выразить существенные стороны в понятийной форме. В ходе синтеза не просто объединяются элементы в структуру, но и воссоздаются общие свойства предмета в его определенных проявлениях. Поэтому разделение «аналитичность -синтетичность» опирается не столько на доминирование изолированных познавательных процессов, сколько на качественные характеристики единых аналитико-синтетических форм и процессов мышления. В научных исследованиях их используют на разных уровнях:

  • на эмпирическом, изучая внешние признаки и свойства;
  • на теоретическом, выясняя сущность явлений.

Как правило, в процессе научного познания анализ и синтез связаны и с другими познавательными операциями.

Социально-научные методологии

Социально-научные методологии представлены:

  • эволюционизмом;
  • циклическими и волновыми моделями культурной динамики;
  • структурным функционализмом;
  • структурализмом;
  • пограничными методологиями.

Давайте подробнее расскажем о каждой методологии.

Эволюционизм

Это метод, который исследует истории культуры с позиций признания её прогрессивного развития, поэтапно усложняя её структуры (ответвления эволюционизма; формационная теория, диффузионизм, неоэволюционизм, культурный материализм).

Циклические и волновые модели культурной динамики

Эти виды методов описывают культуры как отдельные «самодостаточные организмы» (цивилизации), а происходящие в них процессы как замкнутые циклы или повторяющиеся волновые движения.

Структурный функционализм

Метод интерпретирует культурно-исторические процессы как функциональные, решающие какие-то имманентные социальные задачи по удовлетворению интересов и потребностей людей.

Структурализм

Описывает культурно-исторические объекты с точки зрения поиска в них соотношения вещественного и понятийного аспектов, анализирует структуры культуры как системы знаков.

Практические (частные) методы исследования

В дипломной работе наравне с теоретическими применяются практические методы. Предпочтение зависит от изучаемого объекта или явления. Заключается их особенность в определённом способе исследования информации, её сбора и обработки, а также проведения научных экспериментов.

Частные методы исследования в дипломной работе используются непосредственно для сбора конкретных данных о явлении или объекте. Эти методы помогают описать и выявить новые явления и предметы, найти закономерности или доказать гипотезы.

А теперь давайте познакомимся с наиболее популярными практическими методами при написании проекта дипломной работы. Среди них:

  • наблюдение;
  • сравнение;
  • измерение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • практическое моделирование;
  • беседа и интервью;
  • опрос и анкетирование;
  • описание.

Давайте подробнее рассмотрим каждый практический метод.

Наблюдение

В основе наблюдения в дипломной работе лежит объективное восприятие действительности для сбора данных о свойствах и отношениях объектов исследования. Этот метод открывает любое научное познание, вот почему его считают ключевым при проведении любых исследований. Суть метода состоит в том, чтобы наблюдать за объектом исследования и фиксировать любые важные изменения в форме, реакциях, свойствах или его положения в пространстве.

Сравнение

Метод сравнения считается одним из самых популярных. Его используют для сопоставления двух или нескольких объектов исследования по какому-то одному признаку.

Эксперимент

Метод эксперимента толкуется как воспроизведение наблюдения или явления в определённых условиях. Экспериментом может служить также опыт, целью которого будет проверка (опровержение или подтверждение) имеющихся положений. Главное — сохранить два критерия граммотного исследования: доказательность и повторяемость. Ведь задача эксперимента заключается не только в том, чтобы продемонстрировать наглядные результаты или открыть новое свойство, но и показать, что его можно повторить на практике.

Опыты Галилея с пушечным ядром и свинцовым шариком может воспроизвести каждый

Измерение

Метод измерения — один из самых эффективных. Речь идёт о фиксации каких бы то ни было физических параметров объекта исследования (объём, рост, вес, длина и прочие) с помощью единиц измерения. Результат, полученный в ходе применения данного метода, будет фиксироваться в числовом значении.

Практическое моделирование

В общем смысле модель — это структурированный уменьшенный образ чего-то, имитация одного или нескольких объектов.

Моделирование может быть:

  • предметным (при воспроизведении отдельной части объекта);
  • знаковым (при использовании формул, чертежей, схем и прочего);
  • мысленным (при проведении операций в виртуальном мире или в своём воображении).

Без моделирования не обойтись при разработке новейших технологий, конструировании автомобилей, сооружений и так далее.

Беседа и интервью

Суть обоих методов заключается в том, чтобы найти и опросить человека, который обладает какой-либо ценной информацией об изучаемом предмете исследования.

Многие могут не видеть разницы между беседой и интервью. Последнее отличается более структурированным и регламентированным порядком: в ходе проведения интервью собеседник отвечает на чётко поставленные вопросы, которые интервьюер заготовил заранее. Кроме того, человек, задающий вопросы, никак не должен демонстрировать своё отношение.

Беседа же имеет непринуждённый характер, а участники могут высказывать своё мнение по вопросам

Опрос и анкетирование

Данные методы также имеют много общего между собой. Их суть заключается в предварительной подготовке вопросов, на которые хотят получить ответы. Отвечающим могут предоставить несколько готовых вариантов ответов на выбор.

Основное отличие опроса от анкетирования состоит в форме их проведения. Опрос, как правило, может быть как устным, так и письменным. А вот анкетирование предполагает только письменный формат. Нередко во время анкетирования ответ можно давать в графическом виде.

Плюсом этих практических методов в дипломе считается большой охват аудитории. Ведь если удалось опросить много человек, то и шансов получить более точные данные намного выше.

Описание

Специалисты отмечают сходство данного метода с наблюдением. При проведении исследования методом описания фиксируют не только поведение и явления, но также внешний вид и признаки объекта изучения.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Классификация и категоризация

С классификацией и категоризацией мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, она насколько прочно вошла в нее, что большинство людей даже не задумываются, когда прибегают к такой мыслительной операции. На протяжении всей жизни, понятия и знания о предметах мы чуть ли не на подсознательном уровне относим их к той или иной категории, что приводит к удобству использования информации. Практически все вокруг нас подчиняется определенной логике: будь то отделы в супермаркете или дорожные знаки.

Большинство современных словарей используют термины «классификация» и «категоризация» как взаимозаменяемые. Существует и отличное мнение о том, что «категория» более широкое понятие чем «класс», но даже в таком случае определение самого термина остается прежним. Классификация – логическая операция деления объема понятия, исходя из его характеристик. Пример – известная нам еще со школьной скамьи таблица:

Что это такое

Экономическая наука использует широкий набор инструментов изучения, среди которых статистико-экономические, расчетно-конструктивные, абстрактно-логические и иные методологии.

Абстрактно-логические методы исследования применяются для построения теорий и гипотез, которые в дальнейшем могут быть подтверждены на практике.

Синтез

Синтез – метод анализа разрозненных данных и частей одного экономического объекта или явления для получения целостной картины. Синтез занимается сравнительным анализом экономических систем, основ, механизмов и эффективности их функционирования с оценкой последствий для экономической политики, целей и инструментов макроэкономической, региональной и отраслевой экономики государства.

Анализ

Анализ – это метод исследования экономических процессов путем их разложения на отдельные элементы, изучения взаимосвязей между ними.

Например, анализ используется для установления закономерностей в формировании рыночного спроса через сопоставление его составных частей: цены товара, потребительского спроса и пр.

Чем различаются

Анализ и синтез – методы изучения, не отделимые друг от друга и использующиеся совместно. Они различаются методологическим подходом к оценке явлений и предметов в экономической теории.

Их применение имеет несколько целей:

  1. Выявление структуры исследуемого объекта.
  2. Установление отношений и зависимостей между структурными элементами, каждым компонентом и целым.
  3. Знакомство с механизмом функционирования исследуемого целого и происходящими в нем изменениями.
  4. Выявление факторов, влияющих на объект экономики, силу, направленность, интенсивность воздействия отдельных факторов на выявленные изменения.

В рамках изучения проводится структурный и причинно-следственный анализ, включающий как разложение исследуемого явления или объекта, так и его изучение в целом.

Метод анализа и синтеза в экономике.

БУДУЩЕЕ: СИНТЕЗ АНАЛИЗА

Статья подготовлена по материалам заседаний Сретенского клуба. Автором использован сферный подход как теоретическая и методологическая основа изложения. Предложен авторский взгляд на перспективу развития человечества, эволюцию экономики и общественных отношений. Отмечается, что развитие общества, как оно видится сегодня, в цифровую эпоху, представляет собой переход человечества в качественно новую формацию, которая требует активного конструирования при консенсусе целеполагания. Возможности цифровизации ставят человечество перед нравственным выбором: появление «цифрового концлагеря» или цифровая социальная справедливость и гармоничное развитие социальных отношений, при котором идея социальной справедливости в многочисленных ее формах станет определяющей. Автор убежден, что цели общего развития всего человечества должны иметь приоритет над любыми региональными и государственными, групповыми и личными задачами. Должно быть обеспечено социальное благосостояние и безопасное процветание в…

Различия микро- и макроэкономики

Хотя микро- и макроэкономика являются экономическими областями и занимаются одними и теми же вопросами, различия между ними существуют и проявляются в плане методологического подхода.

Микроэкономика заключается в анализе отдельных видов экономической деятельности. Для упрощения анализа она может игнорировать различные взаимозависимости, возникающие в экономике. Микроэкономика смотрит на национальную экономику через призму предпринимателей и потребителей с точки зрения максимизации их выгод.

При анализе экономики в макроэкономических исследованиях используются такие определения, как национальный доход, доходы и расходы государственного бюджета, средний уровень цен, безработица в стране.

Результаты микроэкономических изысканий применяются в области международной, региональной экономики, экономики труда, сельского хозяйства, в аспектах государственных финансов и других областях.

Макроэкономические данные применяются в области проведения экономической политики, изучения благосостояния граждан, инфляции и дефляции.

Соединением микро- и макроэкономики считается мезоэкономика, базовой единицей анализа которой является отрасль. Сторонники мезоэкономического подхода утверждают, что существуют важные экономические явления, которые не отражаются в ценовых сигналах, не содержатся в кривых спроса и предложения или в переменных, таких как, например, инфляция, ВВП, безработица.

Они утверждают, что анализ явлений на мезоуровне требует использования иных методов измерения, математических формализмов, другого стиля мышления.

Различия микро- и макроэкономики в плане методологического подхода.

Сравнение

Каждый человек хоть раз слышал умозаключение: «Все познается в сравнении». Действительно, определить что хорошо, а что лучше, сопоставить свойства двух объектов возможно только прибегнув к операции сравнения – процессе количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов. Сравнение – важнейшая мыслительная категория на основе которой складывается наше представление об окружающем мире.

Все вышеперечисленные логические операции взаимно дополняются, помогают получать и преобразовывать информацию, быстро использовать ее в нужный момент.

Сущность метода научного познания

Слово «метод» в переводе с древнегреческого означает путь к достижению некой цели. Поэтому, в глобальном понимании, метод можно рассматривать как определенные приемы, ряд действий, которые нужно предпринять для того, чтобы получить результат – решить определенную задачу, достичь поставленной цели, практической или теоретической. Разработка методов необходима для любой деятельности, поэтому в науке, как одной из важнейших сфер человеческой деятельности, имеются свои специфические методы.

Научное познание – это процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых доказывается и проверяется практикой. Из-за специфики научного познания, которая заключается в подчинении строгим принципам, методы, используемые в процессе познания обеспечивают достоверность получаемых результатов.

На основе анализа процесса научного познания можно выделить два основных типа методов научно-познавательной деятельности:

  • универсальные методы
  • общенаучные

Универсальные методы относятся к человеческому познанию в целом, на их основе строится как научное познание, так и практическое, повседневное.

Общенаучные методы относятся только к научному познанию. В свою очередь, они делятся на эмпирические и теоретические.

Кроме перечисленных методов существуют еще и узкоспециальные методы, которые носят специфический характер и разрабатываются, и применяются в рамках определенных научных дисциплин. К ним относятся такие методы, как методика проведения физического эксперимента, методика социологического исследования, методика анализа исторических источников, методика эксперимента в биологии, методика решения математической задачи и т.д.

Следует отметить то, что независимо от типа научно-познавательной деятельности, основой любого метода являются три главных принципа:

  • объективность. Данный принцип подразумевает отделение субъекта познания от его непосредственного объекта, исследователь не позволяет субъективным представлениям каким-либо образом воздействовать на процесс научного познания
  • систематичность. Данный принцип предполагает, что процесс научного познания выполняется упорядоченным образом, носит системный характер
  • воспроизводимость означает, что все фазы процесса научно-познавательной деятельности можно воспроизвести под руководством других исследователей и результаты будут являться непротиворечивыми, то есть таким образом подтверждается достоверность исследования. В противном случае, если результаты не сходятся, они считаются ненадежными, а значит, недостоверными.

Замечание 1

Методы, не соответствующие данным принципам являются неэффективными.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: