Виды теоретических методов педагогического исследования
Определение 2
Теоретические методы педагогического исследования – это способы получения научных данных, формирования концепций и теорий педагогической науки, отражающих закономерности существования различных объектов и процессов педагогики, их связи и зависимости.
Теоретические методы педагогического исследования составляют его фундамент, поскольку на их основе формируются концептуальные основы педагогического процесса и теоретическая база педагогической науки.
К основным теоретическим методам педагогического исследования относятся:
- Анализ – разделение исследуемого объекта на составные компоненты с целью выявления его устройства и особенностей отдельных частей, составляющих целостную систему.
- Синтез – объединение отдельных компонентов педагогической действительности или отдельного педагогического процесса в единое целое и исследование его целостных параметров развития и функционирования.
- Сравнение – сопоставление отдельных педагогических объектов, процессов, явлений, их признаков и функций для выявления общих черт и различий на основе определенных критериев сравнения.
- Ранжирование – выявление существенных параметров исследуемого объекта и отброс несущественных. Оно используется для отделения второстепенных факторов, оказывающих воздействие на развитие того или иного педагогического процесса, объекта или явления.
- Обобщение – подведение итогов исследования, затрагивающих существенные признаки педагогических объектов, процессов или явлений.
- Абстрагирование – отделение определенного свойства объекта педагогического исследования от него самого и его других свойств. Педагогическое исследование методом абстрагирования используется для рассмотрения реальных свойств, связей, признаков и отношений исследуемого объекта или процесса. Реализуется путем исследования архивной документации образовательного учреждения, института, научной литературы.
- Методы логических обобщений. Они включают в себя исследования общих свойств объекта и их перевод на частные характеристики т.е. метод индукции и, исследование частных характеристик изучаемого объекта и их перенос на общие его параметра т.е. метод дедукции.
- Моделирование – это создание образа, прототипа признаков, свойств, отдельных характеристик и целостного объекта и их исследование в приближенных к реальности условиям. Педагогическая модель должна адекватно отображать параметры исследуемого предмета педагогической действительности, быть способной заменить реальный объект и отразить новые пути использования исследуемого объекта в реальном педагогическом процессе.
Абстрагирование
Метод абстрагирования помогает вникнуть в суть изучаемого вопроса и разрешать весьма сложные задачи. Он позволяет, отбросив все второстепенное, сосредоточиться на принципиальных деталях.
К примеру, если обратиться к кинематике, то становится очевидным использование исследователями именно этого метода. Таким образом, первоначально было выделено, как первичное, прямолинейное и равномерное движение (подобным абстрагированием удалось вычленить базовые параметры движения: время, расстояние, скорость.)
Данный метод всегда предполагает некоторое обобщение.
Кстати, обратный ему теоретический способ познания называется конкретизацией. Использовав его для изучения изменений скорости, исследователи пришли к определению ускорения.
Практические методы исследования
Практические (или эмпирические) методы основаны на какой-то опытной работе, на чувственном восприятии, а также на использовании различных измерительных приборов. Эти методы необходимы для подтверждения гипотезы дипломного исследования.
- Наблюдение. Хороший способ изучить предмет или явление – понаблюдать за ним. Наблюдение – это целенаправленное восприятие предмета или явления в реальных условиях. Результаты наблюдения необходимо зафиксировать.
- Сравнение. Ещё один популярный практический метод, позволяющий сопоставлять, сравнивать предметы или явления по определённому признаку.
- Эксперимент. Один из основных методов во многих научных исследованиях. Представляет собой опытную работу по изучению какого-либо свойства предмета или явления в специально организованных условиях. Результаты эксперимента фиксируются и затем изображаются в схемах и диаграммах.
- Измерение. Если в работе исследуются свойства какого-либо физического объекта, измерение может стать очень важным методом для подобного исследования. Результаты, полученные данным способом, фиксируются обычно в виде числовых единиц.
- Опрос. Для большинства гуманитарных работ актуально выявление общественного мнения по изучаемому вопросу. Опрос может проводиться в виде беседы, интервью или анкетирования. В ходе этого метода мы пытаемся изучить проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Беседа и интервью проводятся устно, анкетирование – это письменный опрос. Полученные результаты описываются в текстовом формате, а также отображаются при помощи таблицы, диаграммы или графика.
- Статистические. Это работа с количественными показателями предмета или явления для выявления общих закономерностей. Хорошо применимы для исследования масштабных явлений.
- Библиометрические. Основаны на изучении документации. Это может быть и подсчет количества сделанных публикаций, и контент-анализ, и цитат-индекс, т.е. определение объёма цитирования различных источников. Суть контент-анализа, к примеру, сводится к подсчёту смысловых единиц. Подсчитав, допустим, наиболее комментируемые статьи на новостном сайте, мы можем сделать вывод об информационном интересе посетителей данного сайта.
Мы рассмотрели наиболее часто встречающиеся теоретические и практические методы исследования, которые могут использоваться в дипломной работе. Конечно, ещё существует великое множество частных методов под конкретные науки. Узнать о них вы можете, изучив пособие по написанию дипломной работы. В любом случае помните, что методы, выбираемые вами для исследования, должны быть современными и научно обоснованными.
Что такое теоретические методы исследования
Теоретическими методами исследования называют методики, разработанные с целью определить задачи, создать гипотезы, оценить полученные прецеденты.
Теоретические методы выступают в противовес эмпирическому уровню исследований и предусматривают погружение в суть изучаемого объекта или явления с целью понять его внутреннюю структуру, причины и источники появления, а также систему, согласно которой он формируется и функционирует. Основные задачи, которые решаются в процессе применения методик:
- установить прецеденты;
- определить внешние связи между изучаемыми объектами и явлениями;
- подробно объяснить причины возникновения, смысл существования.
Теоретические методы тесно взаимодействуют с мыслительной деятельностью, связаны с процессами осмысления эмпирического материала, его доработкой и анализом. Назначением исследовательской работы является раскрытие внутренней структуры систем или явлений, определение их взаимосвязи и обусловленности.
Методы теоретического исследования
- абстракция;
- конкретизация;
- индукция;
- дедукция;
- анализ;
- синтез;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Абстракция, или абстрагирование, — это процесс мысленного отвлечения от предмета во время его исследования. Абстрагирование может быть в форме суждения, чувственно-наглядного образа, понятия или категории. Это делается с целью глубокого изучения предмет исследования, чтобы рассматривать его изолированно от других предметов исследования и их свойств и признаков. Карл Маркс, например, в предисловии к первому изданию «Капитала» заявляет, что во время анализа экономических форм нельзя пользоваться средствами, используемыми во время практических опытов. Их должна заменить сила абстракции.
Конкретизация – это мыслительный процесс воссоздания предмета из вычлененных ранее абстракций. Данная форма исследования противоположна абстракции. Теоретические методы исследования направлены на создание предмета путем преобразования абстрактного к конкретному.
Индукция – это процесс создания логических выводов при переходе от частных положений к общим, то есть ключевым здесь является обобщение. Здесь имеют значение фактические данные, психология, а иногда и математика. Логика здесь также важна, но не является ключевым фактором.
Метод индукции применяется при изучении педагогического опыта. Для получения достоверной информации не нужно изучать все частные случаи, достаточно рассмотреть один, но более подробно.
Дедукция – это такой способ мышления, где ключевыми являются логические выводы, в котором, отлично от индукции, частное заключение производится из общих. При данном методе все умозаключения и выводы являются связанными между собой и вытекают одно из другого. Метод дедукции можно применять для получения новых знаний об изучаемом предмете. Здесь важен переход от более общих понятий к менее общим.
Анализ – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разбор всех отдельных свойств предмета, выявление признаков и качеств на их основе. Анализ – это обязательная часть всех научных исследований для получения более достоверных знаний о предмете.
Синтез – это метод теоретического исследования, когда данные, полученные во время анализа, соединяются вместе и образуют единую систему. Эмпирические данные, выявленные во время исследования, синтезируются при теоретическом обобщении.
Сравнение – это такой метод исследования, при котором предметы сопоставляются между собой с целью определения сходств и различий между ними. Для того, чтобы сравнение было точным, необходимо учитывать следующие требования:
- сравнение имеет место быть только в том случае, если предметы исследования являются родственными или объективно имеют что-то общее (нельзя сравнивать ложку, корову и депрессию);
- метод сравнения может быть использован только в том случае, если сопоставляются наиболее существенные признаки исследуемых предметов.
Замечание 1
Сравнение необходимо провести перед методом обобщения. Оно помогает определить, какие признаки и свойства общие, а какие особенные в каждом изучаемом предмете.
Обобщение – это метод теоретического исследования, при котором происходит выделение общих признаков, присущих группе изучаемых предметов. Чтобы обобщить какие-либо предметы или понятия, нужно от свойств одного предмета отбросить признаки, присущие другим предметам, но не имеющие ничего общего в целом. Логическими методами обобщения данных, полученных путем сравнения, являются индукция и дедукция.
Классификация – это такой метод теоретического исследования, при котором происходит разделение предметов на группы в соответствии с их выделенными признаками. Классифицирование осуществляется при помощи логических умозаключений в результате деления предметов на группы, группы на классы и т.д. Основываются эти деления на признаках, присущих исследуемым предметам.
Замечание 2
Метод классификации также полезен для систематизации, но в данном случае в учет принимаются не ключевые признаки предметов, а удобные для того, кто осуществляет классификацию (например, алфавитный каталог).
Методы теоретического уровня познания
Что касается методов теоретического уровня, то они опираются на рациональное познание и логические процедуры вывода.
К теоретическим методам относятся:
- анализ, с помощью которого предмет мысленно или реально расчленяется на части;
- синтез, соединяющий в единое целое стороны предмета, выделенные в ходе анализа;
- абстрагирование, т.е. углубленное исследование какой-то определенной стороны предмета;
- формализация – знаковое, символическое отображение знания, например, химические и математические формулы;
- аналогия, т.е. умозаключение на основе сходства объектов в определенном отношении;
- моделирование – создание модели изучаемого объекта;
- идеализация – создание для объектов понятий, не существующих в действительности;
- метод дедукции позволяет двигаться от общего к частному;
- индукция – движение к общему утверждению от частного.
Теоретические методы нуждаются в эмпирических фактах. Так, метод индукции, например, сам по себе является теоретической логической операцией и в то же время требует проверки каждого частного факта, а это значит, что он основывается не на теоретическом, а на эмпирическом знании.
Замечание 2
Теоретические и эмпирические методы, таким образом, дополняют друг друга и существуют в единстве.
Перечисленные методы являются методами-приемами – это какие-то конкретные правила, алгоритмы действия, а существуют ещё более широкие методы-подходы, указывающие общий способ решения проблемы.
Методы-подходы тоже могут включать в себя множество различных приемов, например, структурно-функциональный, герменевтический метод и др.
В основе общих методов-подходов лежат философские методы – метафизический и диалектический.
Метафизический метод рассматривает объекты вне связи их с другими, а диалектический метод раскрывает законы развития и изменения вещей в их взаимосвязи, в единстве и внутренней противоречивости.
Возведение какого-то одного метода в абсолют как единственно правильного называется догматикой. Примером догматики является диалектический материализм в советской философии, а если нагромоздить несвязанные между собой методы, минуя критичность, то получится эклектика.
Методологическое обеспечение исследований
1. Актуальность темы (работы) исследования
0.75-1.5 стр
Речь идет о важности работы для какой-либо проблемы. Насколько она нужна, или какой положительный эффект она окажет после её осуществления
Проблема — задача, трудность, которую необходимо преодолеть. Комплекс вопросов, которые осознаются в недостаточности существующих знаний.
Тема исследования — конкретизация проблемы.
Пример:
Объект исследования — магнитные поля солнца,
предмет исследования — магнитная поля пятен солнца.
13. Личный вклад автора
Результаты работы могут быть сформулированы в виде:
- Принципов
- Требований
- Обоснования чего-либо
- Условий осуществления какого-то процесса
- Модели
- Схемы (устройства, эксперимента)
- Методов
- Средств осуществления чего-либо
- Механизмов
- Процедур осуществления чего-либо
- Критериев чего-либо
Применение методов научного исследования
В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.
Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными
Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.
У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах
Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования
Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.
В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:
- использовать прямые и косвенные вопросы;
- делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
- обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.
Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.
Дедуктивный и индуктивный метод
Определение 3
Дедуктивный метод ‒ способ построения системы психологических научных теорий, особенностью которого является использование дедуктивной техники вывода.
Общая схема организации дедуктивных теорий содержит:
- исходный базис, т.е. комплекс исходных утверждений и терминов;
- применяемые средства логики (правила вывода и определения);
- комплекс утверждений (предложений), получаемых из (1) путем применения
Разновидности дедуктивного метода:
-
Аксиоматический подход ‒ один из способов дедуктивного выстраивания научных теорий, при котором:
- формулируется концепция ключевых терминов науки;
- из данных терминов создается определенное множество аксиом (постулатов) ‒ положений, которые не требуют доказательств и выступают исходными, из которых выводятся все прочие утверждения данной теории по обусловленным правилам;
- формулируется концепция правил вывода, которая дает возможность трансформировать исходные положения и переходить от одних положений к другим, а также включать новые термины (понятия) в теорию;
- реализуется преобразование положений по правилам, позволяющим из ограниченного количества аксиом выделять значительное число положений, требующих доказательства, т.е. теорем.
-
Гипотетико-дедуктивный метод ‒ его смысл состоит в формировании концепции дедуктивно взаимосвязанных гипотез, из которых, в конечном счете выводятся положения об эмпирических фактах.
Данный метод тем самым базируется на выведении (дедукции) заключений из гипотез и прочих посылок, истинностное значение которых неизвестно. Потому заключения здесь носят характер вероятности.
Определение 4
Индуктивный метод – это способ построений научно-психологических теорий, в основании которого лежит индуктивная техника вывода. Индукция ‒ метод противоположный дедукции: выведение общих выводов из частичного.
Основное отношение явлений, которое имеет в виду индуктивный метод ‒ отношение причинной связи, которая, аналогично самому индуктивному выводу, лежит на тождестве, так как совокупность обстоятельств, именуемая причиной (при условии, если она представлена в полноте), и есть не что иное, как инициированное причиной следствие.
Выделяют полную и неполную индукцию:
- Полная индукция является методом доказательства, при котором утверждение обосновывается для окончательного количества частных случаев, которые исчерпывают тем самым все возможности.
- В свою очередь, неполная индукция это наблюдения за отдельными частными случаями наводит на гипотезу, которая, безусловно, имеет необходимость доказательства.
Понятия метода и теории. Их общность и различия
Грамотно выбранные методы обеспечивают «момент истины» в познании: перерастание гипотезы в теорию. Актуализировавшись, общенаучные методы теоретического познания наполняются необходимым фактажем именно в выработанной теории познания, становясь ее неотъемлемой частью.
Если же искусственно вычленить такой отлично сработавший метод из уже готовой, общепризнанной теории, то мы, рассмотрев его отдельно, обнаружим, что он приобрел новые свойства.
С одной стороны, он наполняется специальными знаниями (вобрав в себя идеи текущего исследования), а с другой — приобретает общие родовые черты относительно однородных объектов изучения. Именно в этом выражается диалектическое соотношение метода и теории научного познания.
Общность их природы подвергается проверке на актуальность на протяжении всего времени их существования. Первый приобретает функцию организационного регулирования, предписывая ученому формальный порядок манипуляций для достижения целей исследования. Будучи задействованными ученым, методы теоретического уровня познания выводят объект изучения за рамки существующей предыдущей теории.
Различие же метода и теории выражено в том, что они представляют собой разные формы знания научного знания.
Если вторая выражает сущность, законы существования, условия развития, внутренние связи исследуемого объекта, то первый ориентирует исследователя, диктуя ему «дорожную карту познания»: требования, принципы предметно-преобразующей и познавательной деятельности.
Можно сказать и по-другому: теоретические методы научного познания обращены непосредственно к исследователю, соответствующим образом регулируя его мыслительный процесс, направляя процесс получения им новых знаний в наиболее рациональное русло.
Их значение в развитии науки обусловило создание ее отдельной отрасли, описывающей теоретический инструментарий исследователя, названной методологией, базирующейся на гносеологических принципах (гносеология — наука о познании).
Характеристика теоретических методов-подходов
Методы-подходы свои для каждой научной сферы, например герменевтический для филологии, структурно-функциональный для точных наук.
Метафизический и диалектический методы широко применяются в разных науках
Но есть два философских метода, которые широко применяются в других науках:
- метафизический – рассматривает предмет (явление) как отдельное, изолированное от других объектов, обязательным для этого метода является изучение предмета в состоянии покоя;
- диалектический – метод, рассматривающий объекты в движении, развитии, его задание – определить причины и законы этого развития, раскрыть взаимосвязь предметов в контексте развития.
Интерпретация этих методов зависит от специфики той области знаний, в которой они применяются.
Теоретические методы исследования
Теоретические методы чаще всего и являются общими или универсальными средствами исследования. Эти методы помогают систематизировать информацию, которую вы собрали в своей дипломной работе.
- Анализ. Самый популярный порядок теоретического исследования. Применим для любой научной работы. Служит для того, чтобы разложить изучаемый материал буквально «по полочкам», подробно изучить все признаки и свойства исследуемого предмета.
- Синтез. Тоже весьма популярен. В противоположность анализу, он помогает из разрозненной информации получить общее представление об изучаемом предмете или явлении.
- Классификация. Метод, аналогичный анализу, но отличающийся от него тем, что информация не просто разделяется на более мелкие элементы, но и компонуется по определённым общим признакам. Например, классифицировать можно на основе таких признаков, как: хронологические факторы, жанры, архитектурные стили и т.п. Как видим, этот метод ближе к частным.
- Обобщение. А этот метод схож с синтезом. Он на основе множества мелких признаков помогает сделать вывод о рассматриваемом предмете. Обычно различают аналитическое обобщение и индуктивное (эмпирическое). Аналитическое обобщение представляет собой некий мыслительный процесс, выражающийся в переходе от одного мнения к другому. Индуктивное обобщение ближе к практическим средствам, так как выражается в переходе от конкретных свойств и характеристик предмета или явления к более общим свойствам.
- Моделирование. Для более подробного изучения предмета его помещают в специально созданную модель. Такое моделирование ситуации необходимо для получения результатов, к которым было бы трудно прийти в реальных условиях.
- Дедукция. Метод помогает сделать выводы о предмете на основе множества частных признаков.
- Индукция. Способ, противоположный дедукции. С помощью индукции мы можем, отталкиваясь от общей картины, перейти к частным моментам исследуемого явления.
- Аналогия. Задача этого метода – выявление сходства между предметами или явлениями по некоторым признакам. Зачастую на основе выявления такого сходства делается вывод, что и иные свойства данных предметов могут совпадать. Часто этот метод используется при изучении тех предметов и их свойств, которые нельзя изучить напрямую (например, при исследовании планет земной группы).
- Конкретизация. Представляет собой довольно детальное изучение предмета или явления в реальных условиях.
- Абстрагирование. Порой, чтобы более детально изучить какие-то свойства предмета или явления, нужно абстрагироваться от остальных его свойств. В этом и заключается суть метода. Этот способ считается одним из наиболее важных в работах гуманитарного уклона, поскольку позволяет выявить важные закономерности.
- Формализация. Метод, позволяющий наглядно изобразить некоторые моменты исследования. Сущность метода заключается в том, что часть информации о предмете или явлении (например, структура, основные свойства и т.п.) оформляется знаково, в виде формул, таблиц, схем, символов и т.д.
Классификация методов научного познания
Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.
Наблюдение
Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.
Сравнение
В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.
Измерение
Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.
Эксперимент
Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях. Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.
Абстрагирование
Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.