Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии

Эксперимент констатирующий и формирующий реферат

Формирующие методы психологии

Определение 1

Формирующие методы – это методы в психологии, к которым относятся разновидности социального эксперимента, и объектом которых выступает группа людей.

В эту группу входят:

  • преобразующий эксперимент,
  • психолого-педагогический эксперимент,
  • формирующий эксперимент,
  • экспериментально-генетический метод,
  • метод поэтапного формирования и др.

Отличительной особенностью исследовательских методов является их констатирующий характер – описанию, измерению, объяснению подвергаются эмпирические особенности и уровни психического развития, сложившиеся стихийно. Формирующие исследовательские методы используются в связи с перестройкой определенных характеристик учебно-воспитательного процесса. Использование формирующих методов позволяет выявить влияние перестройки на возрастные, интеллектуальные, характерологические особенности испытуемых.

Метод формирующего эксперимента часто используется для того, чтобы сопоставить влияние разнообразных обучающих программ на психическое развитие ребенка.

Формирующий эксперимент – это статистически значимый, массовый эксперимент, ареалом которого как минимум является школа, педагогический коллектив. Кроме того, – это длительный, пролонгированный эксперимент ради реализации какой-либо общетеоретической концепции в области психологии. Он является комплексным экспериментом и требует совместных усилий психологов теоретиков, практиков, исследователей, дидактов, методистов, поэтому он должен проходить в особых учреждениях, где есть условия для его организации.

Формирующий эксперимент – это существенная перестройка психолого-педагогической практики и, прежде всего, перестройка содержания и методов, приводящих к значительным видоизменениям всего хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых.

Рисунок 1. Формирующий эксперимент. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Данный тип исследовательских методов, благодаря своим характеристикам, дает возможность выявить резервы психического развития, создает новые психологические особенности испытуемых, поэтому они входят в особую группу методов психологического исследования и воздействия. Формирующие методы дают возможность формирования психических процессов восприятия, внимания, мышления, памяти.

С развитием психологии происходит изменение теории, психологических понятий, исследовательских методов, которые утрачивают констатирующий характер и становятся формирующими или трансформирующими.

В экспериментальной психологии ведущим типом исследовательского метода становится формирующий эксперимент.

ТЕСТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Метод тестирования. В связи со спецификой предмета педагогической психологии одни из названных выше методов используются в ней в большей степени, другие – в меньшей. Однако все большее распространение в педагогической психологии получает метод тестирования.

Тест (англ. test – проба, испытание, проверка) – в психологии – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий. Тест – основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

От других способов обследования тестирование отличается:

– точностью;

– простотой;

– доступностью;

– возможностью автоматизации. Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет определенную деятельность: это может быть решение задач, рисование, рассказ по картинке и прочее – в зависимости от используемой методики; происходит определенное испытание, на основании результатов коего психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития тех или иных свойств. Отдельные тесты – это стандартные наборы заданий и материала, с коим работает испытуемый; стандартна и процедура предъявления заданий, хотя в некоторых случаях предусматриваются определенные степени свободы для психолога – право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом и пр. Процедура оценки результатов тоже стандартна.

Такая стандартизация позволяет сопоставлять результаты различных испытуемых.

Процесс тестирования можно разделить на три этапа: 1)выбор теста – определяется целью тестирования и степенью достоверности и надежности теста;

2) его проведение – определяется инструкцией к тесту;

3) интерпретация результатов – определяется системой теоретических допущений относительно предмета тестирования.

Чисто педагогическим аспектом тестирования является использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты умений, таких как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности – выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Обычно тестирование как метод психолого-педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявления уровня обученности, контролем качества усвоения учебного материала.

А.К. Ерофеев, анализируя основные требования к тестированию, выделяет следующие основные группы знаний, которыми должен обладать тестолог:

– основные принципы нормативно-ориентированного тестирования;

– типы тестов и сферы их применения;

– основы психометрии (т. е. в каких единицах измеряются в системе психологические качества);

– критерии качества теста(методы определения ва-лидности и надежности теста);

– этические нормы психологического тестирования. Все сказанное выше означает, что использование тестирования в педагогической психологии требует специальной подготовки, высокой квалификации и ответственности.

Общие сведения

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором

, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния нанаблюдаемое следствие , или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.

релевантный стимул

(St(r) ), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R ) испытуемого, его психики (P ) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы

(St(1) ) и случайные стимулы (St(2) ), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R

=f(St(r) ), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R

=f(S, P ) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае,R — реакция испытуемого,S — ситуация, аP — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Валидность в психологическом эксперименте

Основная статья: Валидность (психология)

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

Формирующий этап исследования

На этой стадии исследователь изучает явление с учетом воздействия на него иных факторов. Воздействие должно быть оценено автором ВКР: приносит пользу или вред, требуется ли вмешательство для улучшения поведения или явления. Формирующий этап призван оценить ситуацию «до» и «после», определить степень воздействия на него отдельных элементов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

дипломные магистерские диссертации

Формирующее исследование предполагает полный контроль над состоянием анализируемых объектов, создание специфических условий, качественную и количественную оценку изменений.

На этом этапе проводят:

– лабораторный эксперимент, который предполагает анализ группы или объектов в конкретных условиях;

– естественный эксперимент, который проводится по ходу развития событий, в естественных условиях (с учетом вносимых исследователем изменений в рамках конкретного плана).

Формирующий этап исследования предполагает выполнение следующего алгоритма действий: определение цели – планирование эксперимента – реализация эксперимента – анализ полученных данных – формирование результатов (выводов).

Сбор данных для анализа может происходить путем анкетирования лиц, тестирования, моделирования ситуации и пр.

1.3. Психодиагностические методы

Психодиагностика является частью большинства констатирующих экспериментов. При этом выбор конкретных методик исследования определяется целями и задачами эксперимента, возрастом и психологическими особенностями детей. Диагностические методики, применяемые в детском возрасте, предполагают проведение бесед, изучение ответов на вопросы, а также – использование проективных методов (рисуночные тесты, игровые ситуации и т.д). Последние основаны на принципе перенесения на других людей или иные объекты, собственных потребностей, проблем, качеств, отношений. Так, детям можно предложить описать сюжет на картинке, либо нарисовать что-либо, сопроводив объяснениями. При этом ребенок дает пояснения, исходя из своего опыта, наделяя объекты своими заботами и переживаниями. Разновидностью методики является также метод «Неоконченных фраз», где ребенку предлагается самостоятельно завершить высказывание.

Если перед исследователем стоит цель изучения группы детей (отношений, психологического климата, лидерства и т.д.), эффективны будут социометрические методы. Наиболее частым вариантом исследования группы при социометрии является определение в коллективе «звезд» (наиболее популярных детей); предпочитаемых; детей, которые почти не пользуются симпатией в коллективе; изолированных и отвергаемых (детей наиболее нуждающихся в психологической помощи).

Как уже было сказано, тестирование для детей младшего возраста проводится редко. Однако, для дошкольного и младшего школьного возраста разработаны тестовые методики, основанные на сказочных сюжетах или рисуночных фрагментах, а также – предполагающие получение какой-либо награды (стимула). Также существуют адаптированные детские варианты многофакторных тестов Кеттела, Векслера, цветовой тест Люшера и др.

Метод эксперимента в работе с дошкольниками

Определение 2

Метод – это путь получения фактов, определяемый задачей и предметом исследования.

Самым надежным методом получения информации о поведении и психологии ребенка является метод эксперимента, суть которого состоит в том, чтобы в процессе исследования вызвать у ребенка те психические процессы, которые интересуют исследователя и создать условия для проявления этих процессов.

Ребенок ведет себя в экспериментальной игровой ситуации естественно и непосредственно, он эмоционально откликается на ситуации, которые ему предлагают, не играет никаких социальных ролей, что дает возможность получить истинные реакции на воздействующие стимулы.

Обычно результаты бывают более достоверными, когда эксперимент проводится в игровой форме. Эта игровая форма должна учитывать интересы и потребности ребенка, чтобы он в полной мере смог проявить свои интеллектуальные способности и необходимые психологические качества.

В течение всего эксперимента важно поддерживать интерес ребенка к проводимому мероприятию, потому что ребенок действует спонтанно и сиюминутно. Исходя из того, что поведение ребенка в разных экспериментальных условиях будет различно, можно делать выводы о его психологических характеристиках

Сравнивая характер его поведения, определяется более предпочтительный и, исходя из этого, констатируется главная форма его общения

Исходя из того, что поведение ребенка в разных экспериментальных условиях будет различно, можно делать выводы о его психологических характеристиках. Сравнивая характер его поведения, определяется более предпочтительный и, исходя из этого, констатируется главная форма его общения.

Эксперимент является эффективным и экономным методом, поэтому в детской психологии он нашел широкое применение.

К психологическим экспериментам относится такой их вид, как тест, представляющий собой систему специально подобранных заданий. Эти задания предлагают детям в строго определенных условиях. Каждое задание оценивается в баллах и не должно зависеть от отношения экспериментатора.

Возрастные нормы и возрастные группы должны соответствовать. При сравнении результатов с возрастными нормами можно определить актуальный уровень развития ребенка, т.е. отклонение или опережение в развитии для своего возраста.

Такую стратегию эксперимента называют стратегией срезов, потому что происходит одномоментное выявление уровня как возрастного, так и индивидуального развития того или иного психического процесса.

Довольно часто одно исследование сочетает в себе эксперимент и наблюдение. Однако они могут только фиксировать особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач, но не выясняют, что стоит за выявленными проявлениями и не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка.

Большим преимуществом в этом отношении обладает формирующий эксперимент. Он формирует у детей новые способности, раньше, в процессе эксперимента не наблюдавшиеся, поэтому его можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей.

Исследователь заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и при каких условиях эта способность развивается. Затем эти условия моделируются, и проводится серия формирующих воздействий на ребенка.

В заключении исследователь выясняет, есть ли изменения в той психической способности, которая изучается. В результате идет проверка гипотез о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.

Формирующий эксперимент может продолжаться в течение нескольких лет с одними и теми же детьми.

Примеры успешного использования формирующего эксперимента

Примером успешного использования формирующего эксперимента может служить история Airbnb. Интернет-платформа, которая занимается бронированием жилья в частном секторе, начала свою деятельность в 2008 году. В период медленного роста бизнеса компания начала использовать формирующий эксперимент, чтобы узнать, какие фотографии помогут их пользователю забронировать жилье. Из четырех вариантов изображений, выбранный лучший позволил увеличить бронирования жилья на 9,4%.

Еще один пример успешного использования формирующего эксперимента — это опыт компании Dropbox. В начале своей деятельности Dropbox столкнулась с проблемой: ее продукт не продавался так, как она предполагала. В течение нескольких месяцев компания проводила формирующие эксперименты, чтобы узнать, что не дает ее пользователю зарегистрироваться и начать пользоваться их продуктом. В результате экспериментов компания узнала, что пользователи не сразу понимают, что им нужно делать на сайте, поэтому нужна более интересная и понятная визуализация. Компания обновила дизайн своего сайта, и бизнес Dropbox стал расти.

Таким образом, формирующий эксперимент может оказаться полезным и эффективным инструментом для того, чтобы узнать, что не дает вашему продукту расти или продаются не так, как ожидалось

Важно помнить, что для достижения лучшего результата нужно проводить эксперименты на постоянной основе и анализировать результаты, чтобы корректировать стратегию маркетинга и повышать эффективность вашего бизнеса

Эксперимент как метод умственного воспитания дошкольников

Для педагогов дошкольного образования главной проблемой работы является развитие личности ребенка и готовность его к школьному обучению.

Эта проблема одновременно и сложная и актуальная, а её развитие связано с процессом формирования познавательной активности маленького человека.

Абсолютное знание в готовом виде вложить в душу ребенка невозможно, считал Сократ

Аристотель доказывал, что очень важно учить ребенка рассматривать и исследовать окружающий мир

Современные педагоги, например, В.С. Ильин, считает, что познавательную активность можно развить тогда, когда ребенок сумеет преодолеть противоречия между растущими познавательными потребностями и возможностями их удовлетворения.

Познавательная активность, по мнению Т. И. Шамовой, есть деятельное состояние, проявляемое в отношении ребенка к предмету и процессу этой деятельности.

Познавательная активность – это предпосылка и результат психофизического развития дошкольника. Познавательную активность определяют природная детская любознательность и стимулирующая деятельность педагога – эти два фактора являются условием дальнейшего успешного обучения.

Познавательное развитие является сложным процессом, включающим формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, развитие восприятия, памяти, воображения, мышления, овладения речью.

Одним из очень важных средств развития познавательной активности старших дошкольников, является детское экспериментирование, направленное на познание окружающего мира.

В эксперименте ребенок выступает как исследователь познания окружающих его предметов и явлений. Этот творческий процесс познания в личностном становлении дошкольника является очень важным.

Экспериментирование стимулирует воображение ребенка и включает его в творческую деятельность.

Те эксперименты и элементарные опыты в дошкольном обучении направлены на то, чтобы развить у дошкольника навыки взаимодействия с объектом, познать его свойства и связи.

В ходе эксперимента старший дошкольник:

  • получает реальные знания об изучаемом объекте;
  • обогащает память и активизирует мыслительные процессы;
  • развивает свою речь, формулируя выводы, исходя из увиденного;
  • обогащает умственные умения;
  • формирует самостоятельность и умение ставить небольшие и несложные цели;
  • развивает эмоциональную сферу, повышает двигательную активность, укрепляет здоровье и приобщается к труду.

Экспериментальная психология

Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.

Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.

Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.

Плюсы и минусы проведения формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент является эффективным инструментом исследования тех или иных явлений и процессов в областях, где сложно провести полноценный эксперимент. Ниже мы рассмотрим плюсы и минусы его применения.

  • Плюсы:
  • Позволяет изучать объекты и явления, которые трудно воспроизвести в естественных условиях. Таким образом, формирующий эксперимент дает возможность изучать явления, которые были бы невозможно изучить иначе.
  • Уменьшает влияние внешних факторов на результаты исследования. В формирующем эксперименте можно контролировать переменные и проводить управляемые эксперименты.
  • Оптимизирует время и затраты на проведение исследований, так как не требуется длительного ожидания естественного развития процесса.
  • Минусы:
  • Не всегда возможно создать идеальные условия для проведения эксперимента, что может оказать влияние на результаты.
  • Участники формирующего эксперимента могут быть связаны с необычными условиями, что, в свою очередь, может повлиять на результаты исследования.
  • Требует серьезной подготовки и проведения предварительных тестов, что может занять значительное количество времени и ресурсов.

Таким образом, проведение формирующего эксперимента имеет как плюсы, так и минусы

Важно правильно оценить возможности и проблемы, связанные с этим методом исследования, чтобы добиться наиболее точных результатов

Основные понятия формирующего эксперимента

Формирующий эксперимент – это метод исследования, который позволяет изучить влияние факторов на исследуемый объект. В отличие от классических экспериментов, формирующий эксперимент неизменно связан с обучением и модификацией условий, в которых происходит изучение объектов исследования.

В рамках формирующего эксперимента используются контрольные и экспериментальные группы, которые различаются по условиям обучения или воздействия. Также для облегчения изучения и анализа результатов, проводимых экспериментов, используются квалификационные и количественные показатели.

Одной из целей формирующего эксперимента является определение причинно-следственных связей между изменением условий исследования и изменением исследуемых объектов, а также выявление оптимальных условий воздействия на эти объекты. Также формирующий эксперимент используется для оценки эффективности новых методов и технологий в области обучения и воспитания.

  • Контрольная группа – это группа объектов исследования, на которых не воздействуют исследуемые условия или методы, являющиеся объектом эксперимента.
  • Экспериментальная группа – это группа объектов исследования, на которых воздействуют исследуемые условия и методы.
  • Квалификационные показатели – это показатели, которые измеряют качество и результаты исследования при помощи наблюдения, оценки и экспертного мнения.
  • Количественные показатели – это показатели, которые подвергаются точному измерению при помощи статистических методов и математических расчетов.

В целом, формирующий эксперимент – это мощный инструмент для изучения влияния различных факторов на исследуемый объект. Он используется в различных областях науки и технологии для оптимизации методов и процессов обучения, воспитания и исследования.

Классификация

Опыты классифицируются по различным факторам.

Разделение зависимо от условий проведения опыта:

  1. Обеспечение естественных условий для проведения действий. Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
  2. Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать. Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.

Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:

  1. Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
  2. Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
  3. Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.

Зависимо от уровня осознанности:

  1. Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
  2. Подопытный не знает о целях проведения опыта.
  3. Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.

Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.

Возможности и ограничения

Естественный эксперимент в психологии имеет ряд возможностей и ограничений. Возможности:

  1. Получение информации о внутренних, внешних условиях активности испытуемого.
  2. Возможность увидеть скрытые качества личности, свойства, их развитие.
  3. Получение информации о мотивах, методах, поведении личности.

Ограничения:

  1. Проведение многих опытов ограничивается нарушением прав человека.
  2. Психика не является постоянной.
  3. Психическое состояние может проявляться спонтанными всплесками эмоций.
  4. Психика является уникальной и не поддается статистике.

Психика является слишком сложным объектом для изучения. Поэтому результаты одного и того же опыта, проведенного с разными людьми, могут отличаться

Преимущества и недостатки

В психологии выделяется ряд достоинств и недостатков эксперимента. Плюсы:

  1. Можно повторить изучаемое событие, чтобы подтвердить данные или получить новую информацию.
  2. Высокая точность получаемых результатов.
  3. Можно выбрать любой момент изучаемого события для его углубленного изучения.
  4. Возможность манипулировать независимыми переменными для получения новой информации.

Минусы:

  1. Умышленное влияние на психику испытуемого.
  2. Возможность получения агрессивной реакции на создаваемые условия.

Опыты проводятся после прохождения психологических тестов, чтобы не навредить испытуемому.

Констатирующий этап исследования

На этой стадии автор ВКР должен изучить психологические феномены в конкретной области, выборке

Важно, чтобы на анализируемые явления не оказывалось влияние иных факторов, любое воздействие должно быть исключено. Фактически наблюдают за теми же явлениями, но этот эксперимент самый простой, так как допустимы погрешности

В ходе констатирующего исследования проводят различные виды анализа. В частности, рассматривают отличия и взаимосвязи отдельных явлений или психологических показателей.

Цель констатирующего этапа – установить наличие или отсутствие конкретных факторов, явлений в строго контролируемых условиях. Для достижения этой цели используются следующие методы:

— метод поперечного среза.

Он предполагает анализ конкретной группы, явления. Например, дети дошкольного или школьного возраста. Здесь исследуют конкретные аспекты: уровень развития интеллекта, показатели физической активности и пр.

— лонгитюдный метод («продольное исследование»).

Данный способ предполагает изучение конкретного действия, явления в динамике. Такие исследования нацелены на выявление закономерностей, тенденций развития, отклонений и изменений в определенный период времени.

Принципы изучения психики ребенка

Особенность методов детской психологии определяется особенностями ее объекта. Это развитие психики ребенка с рождения до 7 лет, который наиболее уязвим и чувствителен к внешним негативным воздействиям. Грубое вмешательство взрослых может замедлить или исказить ход психического развития ребенка. Поэтому основным принципом изучения детской психологии является принцип гуманизма и воспитательного оптимизма, который состоит в требовании не причинять вреда. Психолог должен чувствовать себя особенно ответственным и не торопиться, главное — понять реальные причины поведения ребенка, распознать психологические особенности и закономерности, и в то же время проявить тактичный, чуткий, внимательный подход к ребенку.

Принцип эффективности и научности предполагает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в терминах детской психологии, а не в терминах других наук. Прежде чем приступить к изучению этого мира ребенка, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, концепциями и основными идеями психологической науки.

Принцип детерминизма основан на том, что формирование психологических функций и характеристик, а также особенностей их проявления, связано как с внешними, так и с внутренними причинами. Эти причины обусловлены обстоятельствами жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, особенностями его деятельности и деятельности. Первоначально нет «хороших» или «трудных» детей, есть только множество причин, влияющих на последующее появление той или иной характеристики, характерной для данного ребенка. Задача исследователя — понять и таким образом объяснить причину психологического факта.

Принцип развития психики и сознания в деятельности показывает, что деятельность является условием проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его умственных качеств необходимо организовать соответствующую деятельность, например, творческое воображение может быть записано в рисунке или написании сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимное влияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и «ведет» ее, как бы там ни было. С другой стороны, возрастающая сложность деятельности и освоение новых видов деятельности обогащает и изменяет сознание. Таким образом, сознание можно изучать косвенно, изучая деятельность ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа действий.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы умственного развития проявляются в каждом ребенке индивидуально, включая регулярные и особые характеристики. Каждый ребенок учится говорить, ходить, действовать с объектами, но путь его развития индивидуальен.

Принцип полноты, последовательности и системности предполагает, что одно исследование не дает полной картины умственного развития ребенка. Необходимо не анализировать отдельные факты, а сравнивать их, следить за всеми аспектами развития менталитета ребенка в целом.

Необходимость проведения

Эксперименты в области психологии позволяют разложить на отдельные компоненты то или иное явление, чтобы затем заняться изучением каждого из них. Также в ходе проводимых практических исследований удается с определенной точностью зафиксировать полученные результаты и следить за процессом развития предмета изучения. При этом экспериментатор чаще всего не ждет возникновения рассматриваемого им психического явления. Он активно воссоздает его в самых благоприятных для этого условиях, варьирует, планово вмешивается в процесс, многократно повторяя особенности проведения опыта.

Нередко психические явления изучаются в естественных условиях с помощью методики непосредственного наблюдения. А вот использование эксперимента позволяет искусственно отделить изучаемое явление от прочих и целенаправленно варьировать условия воздействия на испытуемых. В ходе проведения таких работ прослеживаются получаемые результаты, что и является основанием для определенных выводов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: