Процессы и механизмы памяти в психологии

Память

Введение

Память — это сложный психический процесс, состоящий из нескольких связанных друг с другом частных процессов. Память занимает особое место среди мыслительных когнитивных процессов. Многие исследователи характеризуют память как «сквозной» процесс, обеспечивающий непрерывность психических процессов и объединяющий все когнитивные процессы в единое целое.  

Осуществляя связь между прошлым, настоящим и будущим, память придает устойчивость жизненному опыту, обеспечивает непрерывность существования человеческого «Я» и выступает одной из предпосылок формирования личности. Особое значение, которое придавалось памяти с древних времен, можно увидеть в том, что в древнегреческой мифологии богиня памяти Мнемониза была известна как мать муз, покровительница ремесел и наук. 

Успехи психологической науки, связанные с изучением процессов памяти, успехи биохимии и физиологии в разгадывании работы механизмов мозга приводят к новым открытиям и гипотезам, объясняющим древнейшую и до сих пор не разгаданную загадку природы.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание — основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.

2. Хранение — возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.

3. Узнавание и воспроизведение — процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов — произвольное и непроизвольное. Непроизвольное — это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.

4. Забывание — процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.

Воспроизведение

Фрагменты полученной информации или опыта могут быть представлены как образы, чувства, а также навыков в виде движений. Узнавание — тип воспроизведения, при котором ранее запечатленный образ сравнивается с данным объектом.
Процессы памяти направлены на анализ сходств и различий. Такая функция осуществляется в произвольной форме, по инициативе запоминающего, и непроизвольно — без участия воли человека и усилий с его стороны.

Преодоление трудностей при воспроизведении представляет собой перечисление сознанием нужных частей и элементов, выбор требуемых с учетом поставленной цели. Если фрагменты не относятся к задаче воспроизведения копии события при вспоминании, то они временно забываются, выпадают из процесса — так восстанавливается усвоенный когда-то материал. Задачи точного копирования не стоит, так как воспроизведение интегрируется в условия настоящего момента и адаптируется к этим новым условиям.

Список литературы

  1. Гамезо, М.В. Атлас психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко.-М .: Педагогическое общество России, 2002 — 276 с.    
  2. Ллойд Демоз. Психоистория: пер. С англ. / Ллойд Демоз.-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.-512 с. 
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. — СПб .: Питер, 2007. — 583 с.   
  4. Психология: учебник; изд. Дубровина И.В. — 2-е изд., Стереотип. — М .: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.     
  5. Революция в обучении: пер. С англ. / Гордон Драйден, Джаннетт Вос. — М .: 2002. С -165. 
  6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн .- СПб: Питер, 2001. -720 с.  
  • Реферат на тему: Учение о свободе в книге Н.А. Бердяева Философия свободы
  • Реферат на тему: Ф.Бэкон. (Новый Органон). Мысли о знании и науке
  • Реферат на тему: Антропологический материализм Людвига Фейербаха
  • Реферат на тему: Особенности развития философии в древнем Риме
  • Реферат на тему: Философия бионформатики. Проблемы и перспективы
  • Реферат на тему: Доказательства существования Бога Фомы Аквинского
  • Реферат на тему: Легенда о Великом Инквизиторе в книге Ф.Достоевского
  • Реферат на тему: Философские идеи Фридриха Ницше
  • Реферат на тему: Натурфилософия эпохи Возрождения
  • Реферат на тему: Научная картина мира и ее эволюция
  • Реферат на тему: Современная философия: новая проблематика, иные подходы к ее решению, поиск новых путей своего обновления
  • Реферат на тему: Личность как субъект и объект правоотношений

Пути развития памяти

Если взять за основу направления развития памяти, то можно определить несколько путей ее совершенствования:

  • Правильное использование процесса повторения;
  • Представление персонажей для запоминания последовательности;
  • Использование «эффекта края» (большее время уделяется повторению материала, расположенного в середине информационного ряда).

Для быстрого запоминания нужно определить последовательность событий или предметов, выполняя определенный ряд действий. Запоминаемое нужно в мыслях связать с каким-либо известным предметом (легко воображаемым или хорошо известным). После этого данный предмет уже связывается с тем, который оказывается в нужный момент под рукой. Далее оба предмета соединяются в воображении друг с другом. Это делается как можно более причудливым образом. В завершении образ воссоздается в мыслях.

Материал вспоминается легче при использовании ассоциаций (прием ассоциирования). С этой целью человек должен как можно чаще задавать себе вопросы такого типа: «Что данный предмет (явление, действие) мне напоминает?», «На что похож предмет (человек, ситуация)?» «Какое другое слово может напомнить мне данное слово?», «Какой эпизод из жизни мне напомнил такой же эпизод?» и т. п.

При использовании таких правил необходимо принимать ко вниманию следующую закономерность: чем более разнообразными будут ассоциации, возникающие при запоминании исходного материала, тем более прочно будет запоминаться этот материал.

Последовательная цепочка событий или предметов проще запоминается в случае, когда данные предметы мысленно расставляются по пути ежедневного следования (например, по дороге на работу или учебу). Когда человек будет в дальнейшем снова идти по этому пути, то без труда вспомнит предметы.

Любой прием хорош только в том случае, когда адаптирован конкретным человеком к своему личному жизненному опыту, включая особенности психики и поведения. Можно сказать, что то, что подошло одному, может не быть востребовано другими.

Виды памяти

Память классифицируют по различным признакам:

По сенсорной модальности — визуальная (запоминание предметов с помощью органов зрения), звуковая (запоминание звуков с помощью органов слуха), моторная (запоминание движений) и вкусовая память (запоминание предметов с помощью вкусовых рецепторов);

По характеристике временного запоминания — длинная, короткая, ультракороткая;

По наличию цели — непроизвольная, произвольная.

Существуют некоторые законы памяти:

1. Закон действия — лучше запоминается та информация, которая практикуется лично человеком.

2. Закон интереса — то, что человеку действительно интересно, хорошо запоминается.

3. Закон осмысления — чем больше думать над информацией — тем легче ее запомнить.

4. Закон повторения — если информацию услышать несколько раз, то она намного лучше запомниться.

5. Закон края — лучше воспринимается информация, услышанная в начале и в конце.

Процессы памяти

Различают следующие процессы памяти:

1. Запоминание — основной процесс памяти. В его основе лежит возможность запомнить как можно больше разного материала и найти между ними какую-то логическую связь.

2. Хранение — возможность хранить информацию в структуре памяти значительное количество времени. Это положительно влияет на общее развитие человека.

3. Узнавание и воспроизведение — процесс актуализации информации, когда-то воспринятой памятью. Воспроизведение существует двух видов — произвольное и непроизвольное. Непроизвольное — это воспроизведение, не требующее от человека дополнительных усилий.

4. Забывание — процесс обратный запоминанию. Это невозможность воспроизвести ранее приобретенную информацию. Ученые доказали, что чаще всего этому процессу поддается информация, что не имеет большого значения. Различают забывание временное и забывание длительное.

Классификация видов памяти по времени сохранения информации

Классификация памяти в первую очередь производится по времени сохранения информации. Согласно этому критерию она может быть генетической, кратковременной, оперативной и долговременной.

Генетическая память является самой длинной по времени сохранения информации и специфическим видом памяти. Она связана с работой генетического аппарата, который обусловлен механизмом наследственности. Благодаря данному виду памяти по наследству происходит передача элементарных врожденных психических явлений и форм поведения (например, инстинкты, безусловные рефлексы).

Кратковременная память представляет собой самую короткую по времени хранения информации память. Ее действие наблюдается лишь в том случае, когда индивид с помощью органов чувств воспринимает информацию. В оперативной памяти время хранения информации рассчитано на решение конкретной задачи. Оно предопределяется особенностями самой задачи.

Долговременная память — это вид памяти, которая рассчитана не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение к ней. Она помогает использовать соответствующую информацию без ее потери.

Такие виды памяти, как кратковременная и долговременная, связаны друг с другом. Сначала начинает действовать кратковременная память, а потом постепенно проявляется действие долговременной. Подобное запоминание обладает большим биологическим смыслом, позволяя отделять жизненно значимую информацию от массы случайных сведений

Настоящие сигналы важного события, как правило, повторяются, при этом случайная связь между событиями не повторяется. По этой причине она не переходит в долговременную память

Разница между этими видами памяти состоит в том, что существуют не только временной период хранения данных, но и способ их обработки. Кратковременный вид памяти — это механическое запечатление, а для долговременной памяти присуща более сложная обработка данных. Это дает гарантию оптимальному и экономичному хранению.

Как улучшить память

В случае ухудшения

Для начала определимся, из-за чего память может начать ухудшаться. Вот основные причины:

  • стресс;
  • хронические недосып и усталость;
  • вредные привычки;
  • дефицит витаминов;
  • травмы головы;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы и внутренних органов;
  • инфекционные заболевания;
  • нарушение обмена веществ;
  • применение стимуляторов.

Можно сделать простейший вывод, что для улучшения и сохранения функций памяти нужно минимизировать возможность появления всех этих причин. То есть, достаточно соблюдать режим дня, полноценно и регулярно питаться, избавиться или максимально снизить потребление алкоголя, никотина и т. п., а также регулярно проходить медицинские осмотры для своевременного обнаружения возможных заболеваний.

В повседневной жизни

Если же каких-то конкретных проблем с памятью нет, но есть желание улучшить ее способности в целом, помимо профилактики всех предыдущих причин, можно сделать следующее: 

Теории механизмов памяти

Учеными было предложено множество концепций, объясняющих механизмы функционирования памяти.

Самые популярные теории:

Ассоциативные. В их основу легло представление о том, что в процессах запоминания ключевую роль играет выстраивание ассоциативных связей. Первые концепции подобного рода возникли еще в XVII веке в Англии и Германии. Окончательное оформление ассоциативная теория получила в трудах выдающегося немецкого психолога Эббингауза.

Биохимические. Их сторонники предполагают, что в результате воздействия раздражителей в протоплазме нейронов происходят определенные химические и молекулярные изменения. Согласно одной из биохимических гипотез, под действием биотоков образуются особые белковые структуры, на которые записывается поступающая информация. По другой концепции — происходит перегруппировка в нейронах имеющихся нуклеиновых кислот.

Нейронные. Рассматривают процессы памяти как результат выстраивания системы нейронных связей. С этой точки зрения биотоки вызывают изменения в местах соединений нейронов, что приводит к закреплению или ослаблению запоминания информации.

Деятельностные (бихевиористские). Согласно данного подходу, процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации определяются тем, какое место они занимают в функциональной деятельности человека.

Психоаналитические

Их последователи уделяют большое внимание изучению бессознательных процессов психики. Забывание в рамах психоанализа объясняется вытеснением неудобных воспоминаний и мыслей в неосознаваемую или полуосознаваемую сферу.

Что такое процессы памяти

Память играет огромную роль в жизни человека. Без нее был бы невозможен процесс познания, планирования, общения и многие другие виды деятельности. В древности ее даже отождествляли с душой, поскольку она формирует личность человека.

Память — это одна из высших психических функций, обеспечивающих процесс сохранения и воспроизведения информации.

Большинство животных обладают кратковременной памятью. Согласно исследованиям зоопсихологов, самые лучшие способности к запоминанию проявляют морские львы, человекообразные обезьяны и слоны.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

На серьезном научном уровне память стала изучаться только со второй половины XIX века. Несмотря на большой накопленный исследовательский опыт в этом направлении, механизмы функционирования памяти не до конца изучены. Не существует единой общепринятой теории памяти, много вопросов остается по поводу нейрофизиологической основы процессов запоминания, воспроизведения и забывания информации.

Ученые полагают, что за процессы памяти в головном мозге в основном отвечают две зоны:

  1. Гиппокамп — служит вместилищем кратковременной памяти и отвечает за ее перевод в долгосрочную.
  2. Кора головного мозга — обеспечивает работу долговременной памяти.

Гиппокамп — часть обонятельного мозга, расположенная в височных отделах полушарий. Представляет собой парную структуру, связанную нервными волокнами.

Физиологической основой работы памяти является способность нейронов образовывать краткосрочные и долговременные нервные связи.

Значение памяти:

  1. Создает связь между прошлым, настоящим и будущим.
  2. Закладывает основу для функционирования мышления, речи и других психических процессов.
  3. Позволяет использовать накопленную информацию для осуществления различных видов деятельности.
  4. Является определяющей в процессе познания.
  5. Формирует личность человека.

Примечание 1

Без наличия долговременной памяти человек ограничивался бы врожденными реакциями на раздражители и по уровню развития мало бы отличался от животного.

При нарушении процессов памяти у человека нарушается поведение, а также могут возникнуть различные заболевания.

Пример 1

Например, при болезни Альцгеймера сначала нарушается работа краткосрочной, а затем долговременной памяти. Это приводит к сбоям в работе в речи, поведении, умению ориентироваться в окружающей обстановке.

Особенности памяти

Существуют индивидуальные особенности памяти, которые влияют на процессы запоминания и воспроизведения информации в целом. К таким особенностям относят: 

  • скорость запоминания;
  • точность воспроизведения;
  • прочность (насколько хорошо запоминаются данные);
  • готовность к воспроизведению (насколько быстро и легко человек вспоминает информацию).

Любая информация, которая поступает в мозг человека, с течением времени искажается. Только в первые минуты и часы данные остаются наиболее достоверными, а потом они уже проходят обработку сознанием, которое, естественно, индивидуально у каждого человека. Соответственно, утверждать, что человек запоминает изначальную информацию с точностью, некорректно. Даже если память какого-то человека развита до высочайшего уровня, он не может избежать искажений в бессознательной части мозга.

Одна из форм искажений — это забывание. Естественный процесс, который протекает параллельно сохранению. Человеческому мозгу свойственно избавляться от информации, к которой в течение некоторого времени не обращались и не проявляли интереса. Забываться могут как мелкие детали, так и полноценные действия.

Примечание

В некоторых случаях человек может забывать даже значимые события своей жизни, однако чаще всего это происходит из-за нарушения психики или блокирования мозгом негативных воспоминаний.

Например, повзрослевший человек может абсолютно не помнить внешности погибшего в его детстве родителя. Мозг ограждает его от информации, которая может причинить боль. Амнезия — высшая степень такого рода нарушений, которая может быть вызвана как психологическими потрясениями, так и физическими травмами.

Этапы логического запоминания

Продуктивность запоминания зависит от характера материала, а также от того, какое место занимают отдельные элементы учебного материала в общем ряду информации. Как правило, первый и последний элементы ряда держатся лучше, чем средние. Это явление в психологии называется краевым фактором.           

Воспроизведение — это процесс воссоздания образа объекта, который мы ранее воспринимали, но не воспринимаем в данный момент. Воспроизведение отличается от восприятия тем, что осуществляется после него и вне его. Таким образом, физиологическая основа воспроизводства — это обновление нейронных связей, сформировавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.    

Как и запоминание, воспроизведение может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным). В случае непроизвольного воспроизведения человек не имеет намерения вспоминать ранее воспринятые события; они возникают сами по себе. В то же время одна из случайно анимированных ассоциаций как бы тянет за собой сеть других связанных с ней связей.   

Произвольное воспроизведение — это целенаправленный процесс восстановления прошлых мыслей, чувств, действий в сознании.

Сознательное воспроизводство, требующее волевых усилий, связанных с преодолением известных трудностей в воспроизведении, называется отзывом.

Узнавание — это особый процесс памяти, который проявляется при повторном восприятии объекта или при воспоминании. Этот процесс связан с объединением того или иного непосредственно воспринимаемого с ранее воспринимаемым. Немаловажную роль в этом играет точность выделения конкретного в объекте. При распознавании следует выделить чувство знакомства с воспринимаемым и отнесение этого образа к определенному месту, времени, ситуации. В некоторых случаях, увидев что-то, человек не может сразу установить тождество с тем, что он видел ранее, и для этого требуется сознательное волевое усилие. При хорошем знакомстве с предметом или явлением процесс идентификации происходит как бы автоматически, без выделения сознанием моментов воспоминания или самого воспоминания.      

Сохранение (удержание) как психический процесс памяти осуществляется механизмами кратковременной, долговременной и оперативной памяти. Установлено, что экономия может быть динамической и статической. Динамическое хранилище появляется в ОЗУ, а статическое хранилище — в долгосрочном хранилище.    

Сохранение усвоенного в памяти зависит от многих факторов: от глубины понимания материала, отношения личности, от последующего применения приобретенных знаний, от повторения, от настроения человека и эмоциональной значимости полученного знания. материал.

Забывание выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Физиологическая основа забывания — некоторые типы коркового торможения, препятствующие актуализации временных нервных связей. 

В психологии существуют различные теории, объясняющие причины забывания. След выцветания теории , согласно которой следы постепенно исчезают, стираются; забывание рассматривается как естественный пассивный процесс. Другой — мешающее подавление следов, согласно которому забывание является продуктом влияния побочных эффектов, взаимного подавления следов.             

Забывание во многом зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после него. Отрицательное влияние деятельности, предшествующей запоминанию, называется упреждающим (направленным вперед) торможением. Отрицательное влияние деятельности, следующей за запоминанием, называется обратным (обратным) торможением.  

Явления упреждающего и обратного торможения объясняют многие паттерны памяти: преимущества распределенного повторения перед концентрированным; лучшее сохранение начала и конца, более прочное запоминание того, что заучивается перед сном и т. д. 

Критерии классификации памяти

Ни одна психическая функция не может осуществляться без участия памяти и имеет свой мнемический компонент, в результате чего формы проявления памяти разнообразны, и их можно представить в ряде классификаций, которые показаны на схеме.

  1. По характеру психической активности в структуру памяти входят:
  • Двигательная память. Она сохраняет информацию о различных движениях и их системах. Являясь основой для формирования практических и трудовых навыков, навыков ходьбы и письма, она имеет огромное значение. Физическая ловкость человека является признаком хорошей двигательной памяти;
  • Эмоциональная память. Хранит пережитые человеком чувства, выступающие сигналами, побуждающими или удерживающими от действий прошлого. Эта память сильнее других её видов;
  • Образная память. Она объединяет зрительную память, слуховую, обонятельную, осязательную, вкусовую. Основная часть людей имеют хорошо развитую зрительную и слуховую память. Профессиональная деятельность человека обуславливает развитие других видов памяти. Например, вкусовая память, хорошо развита у дегустаторов, а у парфюмеров развита обонятельная память. Ярче всего образная память развита у детей и подростков, а у взрослых людей ведущей является логическая память;
  • Словесно-логическая память. В усвоении знаний по отношению к другим видам памяти словесно-логическая играет ведущую роль. При запоминании материал подвергается мыслительной обработке, анализируется с выделением логических частей, потому что запоминается лучше то, что понимается.

Если человек не хочет или не может осмыслить содержание, то включается механическая память, которая позволяет человеку запомнить содержание;

По характеру целей деятельности выделяется:

  • Произвольная память. Человек ставит перед собой цель в обязательном порядке запомнить тот или иной материал. Этой форме запоминания принадлежит основная роль в жизни и деятельности человека. Кроме волевого акта, характерной чертой произвольного запоминания является присутствие мотива. Произвольное запоминание имеет свои закономерности – цель запоминания, осознание смысла воспринимаемого, структурно-логическая взаимосвязь в материале запоминания, логическая реконструкция материала;
  • Непроизвольная память. Социальная цель запоминания отсутствует. Непроизвольно запоминается материал, который является предметом целенаправленной деятельности, какая-то важная информация и все, что вязано с препятствиями. Незавершенные действия запоминаются значительно лучше, чем завершенные. Непроизвольное запоминание тоже имеет свои закономерности – оно зависит от силы раздражителя и его эмоциогенных свойств, индивидуальной значимости раздражителя, от включенности объекта в структуру деятельности;

По продолжительности:

  • Долговременная память. Обеспечивает значительную продолжительность хранения материала. Отличается не только временем его сохранения, но и способом его переработки, отличающимся своей сложностью. Информация раскладывается как бы по полочкам, что и обеспечивает оптимальное и экономичное сохранение материала. Чем больше полочек в хранилище знаний, тем больше человек знает;
  • Кратковременная память. Сохранение материала ограничивается небольшим периодом времени и объемом того материала, который удерживается в памяти. Эта память представляет собой механическое запечатление. По своим качествам механическое запоминание уступает смысловому запоминанию, потому что оно не прочно и затруднено;
  • Оперативная память. Данная память занимает промежуточное положение между долговременной и кратковременной памятью. Она рассчитана на сохранение материала на заранее определенный срок, например, на время решения задачи.

Из памяти при забывании уходит все второстепенное и сохраняется длительное время только самое существенное. Этот процесс сохранения связан с мышлением – материал систематизируется, отделяется от второстепенного, анализируется и синтезируется с соответствующими выводами и обобщениями.

Процессы памяти

Запоминание

Запоминание – это определенный процесс запечатления и сохранения информации. Основная характеристика этого процесса представлена на рисунке 1.

Выделяют 2 вида запоминания:

  • непроизвольное (без использования волевых усилий; подкрепляется эмоциональным компонентом);
  • произвольное (запоминание с учетом поставленной цели; включение волевого компонента).

Одной из характеристик запоминания является степень осмысления материала, который подвергнут запоминанию. Выделяют 2 таких степени:

  • осмысленное запоминание;
  • механическое запоминание (процесс запоминания здесь идет без опоры на логическую и каузальную структуру материала).

Приемы осмысленного запоминания:

  • выделение структурных частей в материале;
  • использование ассоциаций;
  • построение плана запоминания.

Одним из методов запоминания является метод повторения. Рассмотрим несколько его закономерностей.

  1. Неравномерность заучивания
  2. Заучивание идет скачками
  3. Первые повторения эффективнее последних
  4. Повторения используются также и при закреплении материала.

Рисунок 1. Запоминание

Сохранение, воспроизведение, узнавание

Сохранение какого-либо материала может быть:

  1. Динамическим (проявляется в оперативной памяти)
  2. Статическим (проявляется в долговременной памяти).

Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который был воспринят ранее.

Виды воспроизведения:

  • непроизвольное;
  • произвольное.

Узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.

Забывание

Забывание проявляется в невозможности восстановления ранее полученной информации.

Выделяют две формы забывания:

  • невозможность припомнить или узнать;
  • неверное припоминание или узнавание.

Как правило, забывание не может быть абсолютно полным, оно всегда присутствует в некоторых степенях. Так, выделяются специфические уровни памяти:

  • воспроизводящая память;
  • опознающая память;
  • облегчающая память.

Известно, что наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

Опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.

Рисунок 2. Кривая забывания» Эббингауза

Заключение

В результате проведенных теоретических исследований можно сделать вывод, что память — это мыслительный процесс рефлексии, заключающийся в импринтинге и сохранении с последующим воспроизведением и распознаванием следов прошлого опыта, дающих возможность повторно использовать его в деятельности или вернуться к сфера сознания. Формы, в которых осуществляется запоминание, сохранение и воспроизведение, — это изображения и слова. Природа памяти как психического процесса подчеркивается:  

  1. принадлежность к физическому лицу, субъекту;
  2. его отношение к объекту, независимому от психики, сознания.

Мы проанализировали тесную связь между памятью как психическим процессом и физиологическими процессами, протекающими у человека в полушариях головного мозга и связанными с построением нервных путей.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и скоростью запоминания материала, продолжительностью хранения, готовностью и верностью воспроизведения.  

Мы разделили все типы памяти на три группы:

  1. то, что человек помнит (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память;               
  2. как человек запоминает (случайно или намеренно). Здесь выделяется произвольная и непроизвольная память;               
  3. как долго хранится запомненное. Это кратковременная, долговременная и оперативная память.               

На основании теоретических знаний о памяти можно сделать выводы о необходимости и возможности тренировки и улучшения памяти. Практика показывает, что понимание процессов, происходящих в головном мозге при запоминании и воспроизведении информации, улучшает отношения человека со своей памятью. 

Большинство людей сочетают все три стиля обучения в разных пропорциях. Все мы учимся легче и быстрее, когда в процессе обучения задействовано как можно больше возможностей нашего мозга. Из всех свойств мозга наиболее важными являются:  

  1. хранение и поиск необходимой информации — насколько быстры и эффективны эти процессы;
  2. использование этой информации для решения возникающих проблем;
  3. использование этой информации в процессе творчества, когда возникают новые идеи.

В первых двух случаях вы используете уникальную способность мозга распознавать закономерности и строить ассоциации. В третьем случае мы учимся отказываться от шаблонов и по-новому смотреть на полученную информацию. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: