Развитие как философская проблема. диалектика как учение о развитии. принципы диалектики

Развитие как философская проблема. диалектика как учение о развитии. принципы диалектики.

Содержание и форма

Содержание и форма — категории, во взаимосвязи которых содержание, будучи определяющей стороной целого, представляет единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций, а форма есть способ существования и выражения содержания. Термин “форма” употребляется также для обозначения внутренней организации содержания и связан, т.о., с понятием структуры. Отношение Содержания и формы характеризуется единством, доходящим до их перехода друг в друга, однако это единство является относительным. Во взаимоотношении С. и ф. содержание представляет подвижную, динамичную сторону целого, а форма охватывает систему устойчивых связей предмета. Возникающее в ходе развития несоответствие С. и ф. в конечном счёте разрешается “сбрасыванием” старой и возникновением новой формы, адекватной развившемуся содержанию.

Диалектическое понимание формы, предполагает рассмотрение её как развивающейся и становящейся структуры: необходимо, по мысли Маркса, “… генетически вывести различные формы…” и понять “…действительный процесс формообразования в его различных фазах” (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 26, ч. 3, с. 526), с учётом объективной суборди­нации С. и ф.

Развивая анализ особенностей развития как борьбы С. и ф., составными моментами которой являются взаимопереход С. и ф. и “наполнение” старой формы новым содержанием, В. И

Ленин сформулировал важное положение о том, что “…всякий кризис, даже всякий перелом в развитии, неизбежно ведет к несоответствию старой формы с новым содержанием” (В.И. Ленин, ПСС, 5-е изд., т

27, с. 84). Разрешение противоречий между С. и ф. может протекать по-разному — от полного отбрасывания старой формы, переставшей соответствовать новому содержанию, до использования старых форм, несмотря на существенно изменившееся содержание. Но в последнем случае и форма не остаётся прежней, новое содержание “… может и должно проявить себя в любой форме, и новой и старой, может и должно переродить, победить, подчинить себе все формы, не только новые, но и старые…” (там же, т. 41, с. 89).

Применительно к мышлению проблема взаимоотношения С. и ф. рассматривается в диалектике на основе принципа, согласно которому мышление отражает объективный мир как содержанием, так и формой. Содержание мышления — это результат отражения в совокупной духовной культуре человечества природных и социальных явлений. В содержание мышления входят все многообразные определения действительности, воспроизводимые сознанием, в т.ч. её всеобщие связи и отношения; эти последние при определенных условиях приобретают специфически логические функции, выступают в качестве форм мышления. Категориальная структура мышления развивается по мере развития познания, и чем полнее, глубже и всестороннее содержание мышления, тем в более развитых и конкретных формах оно выражается.

Основные принципы диалектики

К числу основных принципов диалектики можно отнести:

  • принцип развития,
  • принцип всеобщий связи,
  • принцип системности,
  • принцип причинности,
  • принцип историзма.

Принцип развития является основополагающим для диалектики, он предполагает видение мира как постоянно движущейся и развивающейся системы, т.е. такой которая претерпевает качественные изменения своей структуры.

Принцип всеобщей связи предполагает понимание мира как целостности, в которой все ее части взаимосвязаны между собой и никакое явление не может быть изолировано от других. С ним связан принцип системности, который говорит о том, что эти взаимосвязи не хаотичны, а имеют определенную структуру.

Принцип причинности рассматривает связи между элементами системы, утверждая, что каждая связь и событие имеет внутреннюю или внешнюю детерминацию, а также свои следствия. Принцип историзма в свою очередь предполагает, что процесс развития бесконечен, поскольку бытие неуничтожимо и будет пребывать в вечном движении.

Понятие и принципы диалектики

Появление термина диалектика традиционно связывают с Сократом, при этом с его помощью обозначался особый способ ведения диалога, основанный на выявление противоречий в позиции собеседников, и за счет их разрешения получения истинного знания. В настоящее время определение диалектики значительно шире:

Определение 2

Диалектика – это метод философии, а также философская наука о развитии, его принципах, формах, механизмах и закономерностях.

Как метод диалектика противостоит метафизике, рассматривая альтернативные модели бытия и его организации. Метафизическое мировоззрение базируется на представлении о том, что бытие покоится на неких первоначалах, субстанциях, которые полностью его детерминируют. Все видимые изменения мира трактуются как иллюзорные, поскольку представляют собой изменения формы бытия, но не его сути, которая жестко привязана к субстанции (богу, духу, материи, воле и т.д.). Диалектика предлагает прямо-противоположную картину мира как находящегося в постоянном движении и развитии. Представление о мире в диалектике раскрывается через ее основные принципы:

  • развития,
  • взаимосвязи,
  • системности,
  • причинности,
  • историзма.

Принцип развития основополагающий для диалектики. Согласно ему бытие находится в постоянном движении, которое характеризуется направленными изменениями качественных характеристик составляющих его систем – т.е. развитием. При этом развитие систем мира может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер.

Принцип взаимосвязи гласит, что бытие представляет собой целостность, внутри которой каждая его часть связана со всеми остальными через разнообразную систему взаимосвязей. Принцип системности дополняет его тем, что данные связи образуют систему, а точнее иерархию взаимосвязанных между собой систем, в которых система более низшего порядка выступает в качестве элемента для системы более высшего и наоборот.

Принцип причинности утверждает, что все события в мире имеют свои причины, которые могут быть внешними или внутренними и порождают определенные последствия, т.е. связи между элементами и системами имеют причинно-следственный характер.

Наконец, принцип историзма транслирует вышеописанную модель мира на безграничную временную перспективу, предполагая, что бытие будет находится в процессе своего развития постоянно.

Классическое понимание диалектики, ее основные принципы и законы были сформулированы Гегелям, в рамках его идеалистической философии и рассуждениях об развитии Мирового духа. Позже центральные идеи Гегеля были заимствованы К. Марксом, которые переосмыслил их на материалистической основе, использовав диалектические законы для анализа реальных общественно-экономических отношений и их исторического развития. Принципы и законы диалектики, а также понятия диалектического материализма (например, понятие материи) получили широкое распространение в современной философии, и лежат в основе методологии наук, как общественных, так и естественных.

Закон отрицания отрицания

Всякое развитие есть определенным образом направленный процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания. В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь, поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного качеств. состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и преемственность между старым и новым.          Развитие совершается так, что высшая ступень развития выступает как синтез всего предшествующего движения в его снятом виде. Каждый момент развития, как бы он ни был отличен от предыдущего, происходит из него, является результатом его развития, поэтому заключает, сохраняет его в. себе в преобразованном виде. В сущности он есть это первое, ставшее иным

Из этого вытекает важное требование к научному познанию, выступающее в качестве метода: только то историческое познание может быть плодотворным, которое каждый момент исторического развития рассматривает как результат предшествующего момента и в органичной связи с ним

Основные диалектические закономерности и категории

Диалектика не исчерпывается тремя основными законами. Кроме них так же существует ряд диалектических закономерностей, конкретизирующие и дополняющие основные законы диалектики, выраженные в категориях: сущность и явление, содержание и форма, случайность и необходимость, причина и следствие, возможность и действительность, единичное, особенное и всеобщее и т.д.

Категории и закономерности диалектики существуют в определенной системе, в которой и выражено само содержание диалектики.

Законы диалектики и ее категории

Законы диалектики раскрывают источники, механизм и принципы самого процесса развития. Всего сформулировано три закона:

  • закон диалектической противоречивости;
  • закон количественно-качественных преобразований;
  • закон диалектического синтеза.

Закон диалектической противоречивости, известный также как закон единства и борьбы противоположностей, раскрывает источник развития любой системы или объекта. Этим источником выступают противоречия. Противоречия могут носить внутренний характер – например, противоречия между направлениями, школами внутри одной науки, между классами в обществе; или же внешний (противоречия между государствами, между личностью и обществом). При этом определение внешнего и внутреннего является весьма относительным и зависит лишь от уровня рассмотрения самой системы.

Противоречащие стороны «борются» между собой, стремясь нарушить равновесие сил и подавить друг друга, что собственно и создает импульс для развитие всей системы вообще. Единство противоречий выражается же в ряде особенностей – противоречия не могут существовать друг без друга, они легко могут меняться местами и превращаться друг в друга (например, толерантность может доходить до уровня дискриминации), а также временно объединяться сохраняя свою противоречивую природу.

Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития. Его суть заключается в том, что накопление количественных изменений в системе (в материи, информации, энергии, числе связей), влечет за собой качественное преобразование этой системы (изменение ее структуры, природы элементов, функциональности и т.д.), которое в свою очередь предоставляет новые возможности для накопления количественных характеристик.

Закон диалектического синтеза или отрицания отрицания, раскрывает принципы преемственности развития, его направленности. Двойное отрицание связано с тем, что в момент количественно-качественного перехода или скачка, при котором меняется сама система происходит с одной стороны отрицание-снятие предыдущей системы, которое заключается в ее отторжении, разрушении, а также отрицание-синтез, как совмещение двух отрицаний снятий и «возврат» к изначальной системе, но на более высоком, интегрированном уровне. Система диалектической преемственности строится на трех последовательных состояниях системы, при котором наследование признаков происходит через одну систему, т.е. за счет суммации двух отрицаний. При этом повторение систем прошлого всегда является иллюзорным, поскольку от них заимствуется только форма, но не сущность и содержание системы, которое выстраивается уже на новом уровне.

К основным категориям диалектики относят:

  • сущность, т.е. конкретное, определяющее содержание объекта или явления;
  • явления, т.е. свойства субъекта, воспринимаемые непосредственно;
  • необходимость, как закономерный тип связи между объектами;
  • случайность, как связь между объектами по их вторичным свойствам и т.д.

Понятие развития, представление о нем в разные периоды

Определение 2

Под развитием понимаются необратимые изменения в системе, которые имеют качественный характер, т.е. затрагивают все ее элементы и влекут за собой реорганизацию самой системы на новом уровне.

Развитие может происходить в одном из трех направлений:

  • прогрессивном, когда новое состояние системы обладает более высокоорганизованной системой дифференциально-интегративных связей, что влечет за собой повышение ее адаптивности, эффективности и жизнеспособности;
  • регрессивном, когда новое состояние системы характеризуется более низким уровнем эффективности и устойчивости.
  • горизонтальном, когда меняется организационный принцип системы и ее качества, но это не влечет за собой прогресс или регресс функций по отношению к прошлой системе.

Вопрос о развитии является одним из фундаментальных вопросов онтологии и поднимался еще древнегреческими мыслителями. Поскольку развитие есть частная форма такого свойства материи как движение, то в античный период проблема развития решалась в рамках проблемы движения. Наиболее известной по данной проблеме является полемика между представителями элейской и милетской школ.

Представители милетской школы, известные также как натурфилософы (Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.) полагали, что движение реально, в основе мира лежит материальная субстанция, которая видоизменяется со временем и создает все новые формы жизни. Гераклит полагавший в качестве такой субстанции огонь, развивал учение о том, что в существовании бытия есть определенная цикличность, связанная с периодами затухания и разгорания огня как первоосновы мира.

Им противостояли философы-элиаты (Парменид, Зенон), которые развивали учение о единстве мира (буквально – мир это один предмет у которого нет частей и составляющих) и потому отрицали развитие, движение, и даже само время, как иллюзорные понятия, возникшие в следствии непосредственного восприятия человеком явлений окружающего мира, без их критического анализа. Согласно их представлениям никакое развитие бытия невозможно, единственное что происходит в едином мире, так это трансформация одних видов материи в другие.

Несмотря на определенную самоочевидность процессов развития в реальном мире, метафизическая установка занимала доминирующее положение в философии вплоть до Нового времени, поскольку согласовывалась с религиозными постулатами церкви. С превращением философии в царицу наук, главном инструментом которой стал разум, а задачей – создание путей для познания окружающего мира, идеи развития получают свою реабилитацию. В период философии Просвещения, складывается принцип прогресса – неизбежной поступательности, прогрессивного характера развития человеческой науки, а, следовательно, и общества с течением времени.

Идеи развития получают свое мощное обоснования в диалектических системах классической и неклассической философии – идеалистической диалектике Гегеля и диалектическом материализме К. Маркса. Однако, представления об иллюзорности развития, также выходят на новый уровень, уже в рамках иррациональных и экзистенциальных концепций, так, например, Ницше разрабатывает идею вечного возвращения, согласно которой движение материи имеет ограниченное число форм, на неограниченном промежутке времени, а потому неизбежно приведет в воспроизведению форм уже ранее существовавших – т.е. никакого развития не существует, а история мира идет по кругу.

Что такое релятивизм с точки зрения диалектики

Что же такое релятивизм в философии?

Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.

Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.

Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.

Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.

По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.

То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.

Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.

Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.

Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.

Диалектика как метод познания

Диалектический метод является средством постижения реальности в природе, в обществе и в самом мышлении, позволяет выявлять модели их развития и научно предсказывать будущее.

Историческое становление диалектики можно проследить по трем этапам:

  1. Античная диалектика (наивная и стихийная): Платон, Сократ, Зенон, Гераклид и др.;
  2. Классическая немецкая философия (XIX век): Гегель, Кант, Шеллинг, Фихте;
  3. Материалистическая диалектика: Энгельс, Маркс.

Принципы диалектического познания:

  • принцип универсального развития (мир видится как развивающийся, бесконечно изменяющийся);
  • принцип противоречия, развиваемого противоположностями (борьба противоположностей – источник развития мира);
  • принцип универсальной связи (все в мире связано);
  • принцип детерминизма (взаимодействие, обусловленность) (мир — это определенная система элементов, которые соединяются в силу регулярной связи);
  • принцип согласованности (мир разнообразен, но построен в упорядоченной системе).

Гегель отмечал тождество бытия и мысли, то есть понимание реального мира как проявления идеи, духа. В основе всего лежит абсолютный, духовный и рациональный принцип — «абсолютная идея», «мировой дух», «мировой разум». В основе гегелевской диалектики лежит идеалистическое представление о том, что источник всего развития – природы, общества, человеческого мышления – лежит в саморазвитии понятия и, следовательно, имеет логическую и духовную природу.

Гегель строит диалектическую доктрину развития Абсолютной Идеи, используя принцип причинности. Развитие достигается тем, что божественный акт Абсолютной Идеи постоянно вступает в конфликт с ее организацией, которая на разных этапах выступает либо как логическое понятие, либо как социальная форма, либо как материальная природа. Все развитие происходит по схеме: тезис, антитезис и отрицание отрицания (синтез).

Основная идея диалектического метода Гегеля состоит в том, что мир состоит не из законченных, готовых объектов, а представляет собой набор процессов, в которых объекты находятся в непрерывном изменении, возникают, затем разрушаются, и происходит прогрессивное развитие со всеми вытекающими последствиями.

Философия Гегеля оказала огромное влияние на европейское сознание. Она откликнулась на общее настроение того времени. Однако кульминация развития часто означает начало упадка, начало кризиса. Так случилось с гегельянством. В середине века его критиковал материализм (Маркс, Фейербах).

Понятие диалектики использовали в своем творчестве Фридрих Энгельс и Карл Маркс, переведя его в материалистический план. Советские последователи Маркса создали особую философскую школу – диалектический материализм.

В качестве вывода можно отметить, что диалектика позволяет отразить весьма сложные и противоречивые процессы духовного и материального мира. Но это не простое наблюдение того, что происходит на самом деле, а инструмент научного познания и способа преобразования мира. Диалектический метод требует гибкости мышления. Ведь диалектика не терпит застоя и не накладывает ограничений на познание, на его безграничные возможности: неудовлетворенность достигнутым – стихия диалектики, а революционная деятельность – ее суть.

Единство логического и исторического, абстрактного и конкретного

      Диалектика абстрактного и конкретного – это типичный случай диалектического единства, взаимоперехода противоположностей. Абстракция в мышлении представляет собой лишь исчезающий момент в процессе отражения конкретной действительности в ее общей связи и развитии, т.е. в процессе достижения конкретной истины. Абстрактное рассмотрение предмета выступает здесь как ступень, как момент конкретного рассмотрения. Абстракция тем самым толкуется не как цель, а лишь как средство мышления, восходящего от абстрактного к конкретному.

      Принципы развития объективного мира должны рассматриваться в том их виде,  в котором они протекали в действительности.  Любой предмет, любое явление могут быть поняты и правильно оценены только при условии рассмотрения их в конкретных исторических условиях, в исторических логических связях с другими явлениями и предметами. Из этого выводятся два взаимосвязанных метода воспроизведения  исторических процессов развития объекта: логический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме теории системы, и исторический метод, с помощью которого развитие объекта воспроизводиться в форме истории системы.

Причина и следствие

Причина и следствие — категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой другое явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области общественных наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению.

Знание причинно-следственных связей отражает с большим или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира.

Диалектика признаёт отправным пунктом анализа понятия причины самодвижение материи, которое выступает как взаимодействие. Совокупность всевозможных взаимодействий вещей и процессов природы составляет всеобщее (универсальное) взаимодействие, исходя из которого «… мы приходим к действительному отношению» (К.Маркс и Ф.Энгельс, ПСС, 2-е изд., т. 20, с. 546).

П. и с. суть отдельные стороны, моменты, звенья универсального взаимодействия. Только мысленно изолируя, отделяя его акт и абстрагируясь от обратного влияния произведённого на источник порождения, можно говорить об одностороннем действии причины на следствие. В реальных процессах следствие не является пассивным, оно может воздействовать на свою причину.

П. и с. могут меняться местами: следствие может стать причиной другого следствия. Во многих областях объективной действительности само взаимодействие П. и с. выступает как причина изменения явлений и процессов.

В природе и обществе существует бесчисленное многообразие форм взаимодействия, взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и соответственно — многообразие причинно-следственных зависимостей. В современной науке классификация причинно-следственных связей проводится по различным признакам. Так, по признаку природы отношений причинно-следственные связи подразделяются на материальные и идеальные, информационные и энергетические, физические, химические, биологические, социальные; по характеру связей — на динамические и статистические; по числу и связности воздействий —  на простые, составные, однофакторные, многофакторные, системные, внесистемные. Причинно-следственные связи подразделяются также на внешние и внутренние, главные и неглавные, объективные и субъективные, всеобщие, особенные, единичные и др.

В гносеологии понятие причинно-следственной связи выполняет важную методологическую функцию, ориентируя исследователя на прогрессивное движение познания по причинно-следственной цепи — от случайности к необходимости, от единичного к особенному и общему, от формы к содержанию, от явления к сущности.

Возможность и действительность

Возможность и действительность – категории диалектики, отражающие две основные ступени развития каждого предмета или явления в природе, обществе и мышлении.

Возможность – есть объективно существующая тенденция развития предмета. Она возникает на основе той или иной закономерности развития предмета и выражает эту закономерность.

Действительность — есть объективно существующее единство закономерности взаимосвязи развития предметов и всех ее проявлений.

В. и д. — это категории, отражающие свойства самого материального мира и фиксирующие основные моменты движения и развития материи. В. и д.— соотносительные категории, выражающие диалектический характер всякого процесса развития. В процессе развития каждого предмета в неорганической и органической природе, в человеческом обществе и мышлении та или иная возможность превращается в действительность. Какая из возможностей превратится в действительность — это зависит от обстоятельств, от условий, в которых протекает развитие. Примером такого превращения может служить любое превращение предмета из одного качественного состояния в другое: одной элементарной частицы в другую, зерна в растение, товара в деньги, абстракции в мистическую фантазию и т. д. В случае, когда зерно превращается в растение, зерно является исходным пунктом, а растение — результатом развития. Зерно содержит в себе различные возможности, в нем действуют различные тенденции развития. При благоприятных температурных и пр. условиях его основная биологическая тенденция прокладывает себе путь и получает всестороннее проявление: зерно развивается в растение. В зерне растение существовало только потенциально, в возможности, теперь оно существует актуально, в действительности; зерно заключало в себе возможность растения — его первую ступень развития, теперь налицо действительность растения — его вторая ступень развития. Возможность превратилась в действительность.

Возможность является более бедным и абстрактным понятием, а действительность более богатым и конкретным. Действительность в самом широком смысле — это весь объективно существующий мир, объективная реальность, бытие материи вообще, вся материальная действительность. В плане гносеологии действительность в этом смысле противопоставляется сознанию, хотя сознание само является частью действительности, ее высшим продуктом, и за пределами гносеологии это противопоставление является не абсолютным, но лишь относительным. В более узком смысле можно говорить о социальной действительности и общественном сознании. Действительность как материальный мир представляет собой бесконечную в пространстве и времени движущуюся материю и состоит из бесконечного множества отдельных объектов (предметов, явлений, процессов), которые возникают, существуют и исчезают, превращаясь в нечто другое по сравнению с тем, чем они были. При этом каждый новый предмет возникает не внезапно и беспричинно, а как результат превращения некоторого другого предмета, в котором он первоначально существовал лишь как тенденция развития, как возможность, прежде чем он стал действительностью. Т. о., действительность в собственном смысле есть ступень развития каждого отдельного предмета; она представляет собой как бы часть, момент действительности в самом широком смысле и противопоставляется возможности. Действительность растения — это само растение, существующее в материальном мире как часть, как предмет этого мира; и если в плане гносеологии растение противостоит своему понятию как предмет действительности его отражению в сознании человека, то в самой действительности оно противостоит заключенной в зерне тенденции как результат — исходному пункту развития, как действительность — возможности.

Диалектика в управлении

С позиции проблем управления диалектика выполняет методологическую роль, а также роль философского обоснования теории и практики постановки и решения управленческих проблем. Важнейшим является использование принципов и законом диалектики для понимания сущности и описаниях самих систем управления, которые характеризуются своей большой сложностью и глубиной.

Диалектизм в управлении выражается в понимании взаимодействия между субъектом и объектом управления, их взаимосвязанности, при которой объект не является полностью пассивной стороной и точкой приложения манипулятивных усилий, а также деятельно влияет как на работу системы в целом, так и сам процесс управления.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: