Диалектика в управлении
С позиции проблем управления диалектика выполняет методологическую роль, а также роль философского обоснования теории и практики постановки и решения управленческих проблем. Важнейшим является использование принципов и законом диалектики для понимания сущности и описаниях самих систем управления, которые характеризуются своей большой сложностью и глубиной.
Диалектизм в управлении выражается в понимании взаимодействия между субъектом и объектом управления, их взаимосвязанности, при которой объект не является полностью пассивной стороной и точкой приложения манипулятивных усилий, а также деятельно влияет как на работу системы в целом, так и сам процесс управления.
Понятие и принципы диалектики
Появление термина диалектика традиционно связывают с Сократом, при этом с его помощью обозначался особый способ ведения диалога, основанный на выявление противоречий в позиции собеседников, и за счет их разрешения получения истинного знания. В настоящее время определение диалектики значительно шире:
Определение 2
Диалектика – это метод философии, а также философская наука о развитии, его принципах, формах, механизмах и закономерностях.
Как метод диалектика противостоит метафизике, рассматривая альтернативные модели бытия и его организации. Метафизическое мировоззрение базируется на представлении о том, что бытие покоится на неких первоначалах, субстанциях, которые полностью его детерминируют. Все видимые изменения мира трактуются как иллюзорные, поскольку представляют собой изменения формы бытия, но не его сути, которая жестко привязана к субстанции (богу, духу, материи, воле и т.д.). Диалектика предлагает прямо-противоположную картину мира как находящегося в постоянном движении и развитии. Представление о мире в диалектике раскрывается через ее основные принципы:
- развития,
- взаимосвязи,
- системности,
- причинности,
- историзма.
Принцип развития основополагающий для диалектики. Согласно ему бытие находится в постоянном движении, которое характеризуется направленными изменениями качественных характеристик составляющих его систем – т.е. развитием. При этом развитие систем мира может иметь как прогрессивный, так и регрессивный характер.
Принцип взаимосвязи гласит, что бытие представляет собой целостность, внутри которой каждая его часть связана со всеми остальными через разнообразную систему взаимосвязей. Принцип системности дополняет его тем, что данные связи образуют систему, а точнее иерархию взаимосвязанных между собой систем, в которых система более низшего порядка выступает в качестве элемента для системы более высшего и наоборот.
Принцип причинности утверждает, что все события в мире имеют свои причины, которые могут быть внешними или внутренними и порождают определенные последствия, т.е. связи между элементами и системами имеют причинно-следственный характер.
Наконец, принцип историзма транслирует вышеописанную модель мира на безграничную временную перспективу, предполагая, что бытие будет находится в процессе своего развития постоянно.
Классическое понимание диалектики, ее основные принципы и законы были сформулированы Гегелям, в рамках его идеалистической философии и рассуждениях об развитии Мирового духа. Позже центральные идеи Гегеля были заимствованы К. Марксом, которые переосмыслил их на материалистической основе, использовав диалектические законы для анализа реальных общественно-экономических отношений и их исторического развития. Принципы и законы диалектики, а также понятия диалектического материализма (например, понятие материи) получили широкое распространение в современной философии, и лежат в основе методологии наук, как общественных, так и естественных.
Что такое релятивизм с точки зрения диалектики
Что же такое релятивизм в философии?
Релятивизм — это методологический способ, который абсолютизирован в отношении условности и символичности в процессе познания чего-либо. Находясь в рамках релятивизма, не может существовать таких понятий, как абсолютная уверенность или общепринятая истина в отношении любых ценностей, явлений или процессов.
Существует только бесчисленное множество различных оценочных утверждений, которые отвечают соответствующим интересам, взглядам и умозаключениям определенных субъектов и социальных групп.
Релятивизм в философии — это очень схожее понятие со скептицизмом и даже цинизмом. Так как его устои свойственны для скептицизма периода античности. Также выявляя пробелы и условности определенных заключений, следует отметить, что скептицизм сильно преувеличивает их зависимость от хронологических правил процедуры познания, более того, трактует их как существенный факт недостоверности любого знания в принципе.
Как и с диалектикой, мы дали максимально приближенное определение к официальному, которое является довольно сложным для понимания. Давайте разберем что такое релятивизм простым языком.
По большому счету, под термином релятивизм имеется ввиду субъективное познание окружающей среды, которое может быть условным или относительным. Однако отличительная черта релятивизма — это отрицание абсолютной значимости какого-либо правила или закона.
То есть данное понятие характеризуется как некий критерий методологии, сторонники которого полностью уверены в том, что независимо познать существующую реальность невозможно.
Признает ли диалектика релятивизм? Разумеется, да. Еще в заключениях Гегеля было указано, что диалектика содержит в себе множество аспектов релятивизма, скептицизма и отрицания. Однако следует учитывать, что далеко не все законы, принципы и категории диалектики сводятся к релятивизму.
Например, историческая форма диалектики по Марксу и Энгельсу, однозначно тоже содержит в себе релятивизм. Но, при этом принимает относительность каких-либо умозаключений далеко не в качестве отрицания объективной истины, а в качестве хронологической условности границ приближения общественного понимания данной истины. Данное положение можно отнести к диалектическому релятивизму.
Теперь вы знаете, что означает релятивизм в философии. Давайте разберем примеры релятивизма, а также законов диалектики.
Законы диалектики и ее категории
Законы диалектики раскрывают источники, механизм и принципы самого процесса развития. Всего сформулировано три закона:
- закон диалектической противоречивости;
- закон количественно-качественных преобразований;
- закон диалектического синтеза.
Закон диалектической противоречивости, известный также как закон единства и борьбы противоположностей, раскрывает источник развития любой системы или объекта. Этим источником выступают противоречия. Противоречия могут носить внутренний характер – например, противоречия между направлениями, школами внутри одной науки, между классами в обществе; или же внешний (противоречия между государствами, между личностью и обществом). При этом определение внешнего и внутреннего является весьма относительным и зависит лишь от уровня рассмотрения самой системы.
Противоречащие стороны «борются» между собой, стремясь нарушить равновесие сил и подавить друг друга, что собственно и создает импульс для развитие всей системы вообще. Единство противоречий выражается же в ряде особенностей – противоречия не могут существовать друг без друга, они легко могут меняться местами и превращаться друг в друга (например, толерантность может доходить до уровня дискриминации), а также временно объединяться сохраняя свою противоречивую природу.
Закон количественно-качественных преобразований раскрывает механизм развития. Его суть заключается в том, что накопление количественных изменений в системе (в материи, информации, энергии, числе связей), влечет за собой качественное преобразование этой системы (изменение ее структуры, природы элементов, функциональности и т.д.), которое в свою очередь предоставляет новые возможности для накопления количественных характеристик.
Закон диалектического синтеза или отрицания отрицания, раскрывает принципы преемственности развития, его направленности. Двойное отрицание связано с тем, что в момент количественно-качественного перехода или скачка, при котором меняется сама система происходит с одной стороны отрицание-снятие предыдущей системы, которое заключается в ее отторжении, разрушении, а также отрицание-синтез, как совмещение двух отрицаний снятий и «возврат» к изначальной системе, но на более высоком, интегрированном уровне. Система диалектической преемственности строится на трех последовательных состояниях системы, при котором наследование признаков происходит через одну систему, т.е. за счет суммации двух отрицаний. При этом повторение систем прошлого всегда является иллюзорным, поскольку от них заимствуется только форма, но не сущность и содержание системы, которое выстраивается уже на новом уровне.
К основным категориям диалектики относят:
- сущность, т.е. конкретное, определяющее содержание объекта или явления;
- явления, т.е. свойства субъекта, воспринимаемые непосредственно;
- необходимость, как закономерный тип связи между объектами;
- случайность, как связь между объектами по их вторичным свойствам и т.д.
Заключение
Мы рассмотрели основные категории и принципы диалектики, а также в чем суть ее законов. В принципе любые процессы диалектики можно сопоставить с шахматной партией двух гроссмейстеров, которая может длиться вечно. По нашему мнению, данное понятие находится на рубеже науки, искусства, моральных принципов, а также религии и при этом человек применяющий методы диалектики может очень изящно маневрировать среди вышеуказанных областей, отстаивая свою точку зрения.
К тому же, при всех своих недостатках, задача диалектики в том, чтобы сгруппировать все составляющие бытия в единую гармоничную структуру. На сегодняшний день она является продуктивным механизмом для разрешения различных споров в науках, например, таких как: психология или социология. Если у вас остались вопросы на счет того, что означает термин диалектика, пишите в комментарии под данной статьей и мы обязательно ответим.