Мышление
Чтобы иметь более полную картину, для начала давайте определим, что такое сознание.
Сознание – это высший уровень отражения окружающей действительности, присущий только человеку, который выражается в субъективном переживании событий внешнего и внутреннего мира, формировании отчета об этих событиях и ответной реакции.
В свою очередь, мышление – это способность человека фиксировать мир в понятиях и делать на их основе выводы в форме суждений и умозаключений. Это целенаправленное логическое рассуждение, иногда о вещах совершенно абстрактных, не имеющих непосредственного отношения к человеку, к его состоянию здесь и сейчас. Мышление является главным компонентом сознания.
Принято выделять следующие виды мышления:
- Практически-действенное мышление – является самым ранним видом мышления человека как в эволюции, так и в онтогенезе. Этот вид мышления необходим в тех ситуациях, когда наиболее целесообразно решать мыслительную задачу непосредственно в процессе практической деятельности.
- Наглядно-образное мышление – позволяет человеку более многогранно и разнообразно отражать объективную действительность. Данный вид мышления можно наблюдать в случаях, когда содержание мыслительной задачи основано на образном материале (при анализе, сравнении, в случае необходимости нарисовать предмет, изобразить его схематически или в виде символа, обобщить разные объекты, события и явления).
- Словесно-логическое мышление – свойственно только человеку. Особенность этого вида мышления заключается в том, что задача решается в словесной форме. Благодаря вербальной форме, человек использует более отвлеченные понятия. Именно этот вид мышления позволяет устанавливать общие закономерности, определяющие развитие природы и общества, самого человека. Мышление в его словесно-логическом виде проявляется в языке.
Проблему взаимосвязи языка и мышления в психологии можно представить двумя полюсами: на одном – отождествление этих понятий, их слияние воедино, на другом – их отделение, независимость друг от друга. Но мышление и язык представляют собой сложную структуру, которую нельзя разделить или приравнять. Находясь в противоречивом единстве, язык и мышление влияют друг на друга и не могут существовать раздельно.
Взаимосвязь языка и мышления
Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.
Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».
Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.
Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др
Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.
Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.
Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.
Философия нетождественности языка и мышления
Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:
- Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
- Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
- Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
- Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.
Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.
Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.
Желаем успехов!
Проблема соотношения языка и культуры[]
Проблема соотношения языка, культуры и лингвистики стоит в центре внимания многих наук, в том числе и этнолингвистики.
Гипотеза лингвистической относительности Сепира-Уорфа
Сущность гипотезы лингвистической относительности заключается в том, что структура языка определяет структуру мышления. То, как человек познает действительность, определяется языком, на котором мыслит человек. Язык оказывает влияние на мировоззрение, культуру людей.
Концепция Ф. Бока
В рамках данной концепции проводятся аналогии между структурой языка и структурой общества. Считается, что языковые формы (синтаксические и морфологические структуры) составляют подкласс более общей культуры — категории культурных форм.
Под культурной формой понимается набор взаимосвязанных и частично произвольных ожиданий, верований, соглашений, разделяемых представителями социальной группы. Этот набор воздействует на поведение некоторых представителей данной группы.
Концепция Вержбицкой
Её концепция представляется сугубо лингвистической. Считается, что язык — лучшее доказательство реальности культуры, при этом культура понимается как передаваемая система установок и представлений.
Основные моменты
- каждое языковое сообщество располагает общими значениями слов. С помощью общих значений возможна коммуникация. Общие значения слов — основа культуры. Значения могут меняться с течением времени или от одного диалекта к другому, но это происходит не внезапно, а постепенно. Однако ключевые слова (особенно важные и характерные для данной культуры слова, н-р душа, судьба) либо не меняются вовсе, либо меняются очень медленно.
- чтобы понимать культуру, отличную от родной, нужно понимать смысл слов, моделирующих чужую культуру, т.е. ключевых слов.
- каждый язык представляет собой уникальную семантическую систему и отражает уникальную культуру. Одно и то же слово на разных языках ощущается по разному.
- жизнь общества и лексика языка, на котором оно говорит, тесно связаны. Это относится и к внешней, и к внутренней стороне языка.
Концепция Э. Холла
Э. Холл поддерживает мысль о том, что культура познаваема через язык народа. Однако языку не отводится такая же роль, что и в других концепциях.
Парадокс культуры заключается в том, что язык культуры — это то, что используется для описания самой культуры, но он плохо для этого подходит. Язык слишком инертен и ограничен и является продуктом собственной эволюции. Он не является системой для передачи мысли непосредственно в голову другого человека.
Холл делит культуру на:
- открытую (поверхностную) — манеры общения, поведения; все, что можно наблюдать и учесть
- глубинную — сткрыта от глаз; чтобы ее понять, в нее нужно вжиться.
Связь мышления и языка
Процессы мышления могут проявляться в трех основных видах, которые выступают в сложном взаимодействии:
- Практически-действенное,
- Наглядно-образное,
- Словесно-логическое.
Язык и другие системы знаков — это орудия мышления. В целом язык считается знаковой, по своей исходной форме звуковой, деятельностью. Он обеспечивает материальное оформление мыслей и обмен сведениями между людьми.
Замечание 1
Мышление, исключая его практически-действенный вид, обладает психической и идеальной природой. Язык же является материальным и физическим явлением по своей первичной природе.
Определение связи между языком и мышлением — это центральная проблема теоретического языкознания и философии языка. В ее решении можно обнаружить глубокие расхождения. Некоторые ученые прямо отождествляют язык и мышление, чрезмерно сближая и иногда преувеличивая роль языка. Другая часть авторов отрицает непосредственную связь между ними, чаще игнорируя мышление в методике лингвистического исследования.
Диалектический материализм предусматривает связь между языком и мышлением в качестве диалектического единства. Язык становится здесь непосредственной материальной основой мышления в его словесном (логическом) виде. Процесс общения между членами общества, представленный языковой деятельностью, только в некоторых ситуациях (например, в случае мышления вслух в расчёте на восприятие слушателя) совпадает с процессом мышления. Как правило, когда язык выступает именно в качестве «непосредственной действительности мысли», происходит выражение уже сформированной мысли. Часто это является результатом работы практически-действенного или наглядно-образного типа мышления.
Обеспечение словесно-логического типа мышления происходит с помощью двух специфических особенностей языка:
- Естественность, немотивированность;
- Условный характер исторически сложившейся связи слов в качестве знаковых единиц с обозначенными сущностями;
- Разделение потока речи на относительно ограниченные по объёму предложения, которые формально размежеваны и внутренне организованы по подобию отрезков.
Проблема клипового мышления
Новая форма искажения информации, свойственная для постиндустриальной и технологической эпохи, – это клиповое мышление, результат клиповой культуры.
Данную концепцию описали в конце 20 столетия философы и футурологи Маршалл Маклюэн и Элвин Тоффлер . Клиповая культура – это результат обилия фрагментарной информации, которая редко имеет авторитетную оценку, быстро распространяется на просторах Интернета и также быстро может исчезать из Сети. Но, вместе с тем, она успевает влиять на читателей, формировать мозаичные и часто некритические образы мыслей о любых предметах и феноменах.
Единственным средством избежать клипового мышления является умение критически анализировать информацию, вычислять риторические приемы языка и оценивать интернет-ресурсы.
Язык и общество[]
Язык всегда является достоянием коллектива. Без него невозможна совместная организация трудовой деятельности, функционирование социальных институтов, развитие культуры.
В большинстве случаев, коллектив людей, говорящих на одном языке, является одним этносом. Некоторые этнические языки служат средством межэтнического общения (например, русский, английский, арабский, суахили и т.д.). Иногда в силу исторических причин в одном этническом коллективе используется несколько языков, причем сферы их употребления разграничиваются. В особых условиях возникают языки, которые ни для кого не являются родными и служат исключительно для межэтнического общения (пиджины).
Однако язык этнической общности, как правило, не является абсолютно единым, в нем выделяются диалекты, профессиональные разновидности языка и т.д., что соответствует социальной и географической стратификации общества. Над разновидностями языка стоит литературный язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый.
Язык и мышление: концептуальное сближение
Одним из первых, кто придал понятию мышления больше чем философский статус, был немецкий эссеист Фридрих Георг Юнгер (1898-1977). В своей работе «Язык и мышление» он развивает новое понимание взаимосвязи мышления и языка, аргументируя единство этих двух понятий и в тоже время акцентируя важную роль языка: «Вне языка нет никаких вещей».
Более того, в своей книге Юнгер критикует позицию гегельянцев, которая, по его мнению, травмирует язык тем, что делает его всего-навсего нереалистичным средством познания (напомним, что философскому течению гегельянцев было свойственно развивать абстрактные идеи, связанные с духом, диалектикой и идеализмом). А с другой стороны Юнгер критикует более устойчивые и общепринятые концепции формальной логики Аристотеля. По мнению этого древнегреческого философа, язык – это совокупность знаков, которые создают знаковые системы.
Таким образом, в своей книге «Язык и мышление» Юнгер одним из первых вывел язык из абстрактного изучения классическими философами-идеалистами и придал ему более четкое понимание. Его идеи были созвучны с зарождающимся тогда течением неопозитивизма, представители которого активно искали новые способы, инструменты и подходы к познанию истины .
Несмотря на сильный тезис философско-лингвистического направления, который возник вследствие развития неопозитивизма в 19 и 20 столетиях, о важности роли и языка в человеческом познании, с развитием технологических возможностей во второй половине 20 столетия все круто поменялось. Этому способствовали такие аспекты:
- начало исследований человеческого мозга и его функций;
- изобретение искусственного интеллекта Аланом Тьюрингом и прогнозирование его возможностей;
- попытки связать исследования в области нейробиологии и изыскания в сфере психических процессов, происходящих в мозге человека.
Как часто бывает, возникновение чего-то одного может дать начало развитию совершенно неожиданных явлений. Именно зарождение идей об искусственном интеллекте в 1950-е годы вызвало интерес к человеческому интеллекту и способствовало возникновению новой области науки – когнитивистики. Эта наука соединила в своем фокусе интерес к двум ранее несовместимым феноменам – языку и мышлению .
Со временем эту тенденцию и интерес поддержали другие ученые, что способствовало развитию таких дисциплин как психолингвистика, нейролингвистика, нейропсихология и других, более узких постмодерных направлений (больше о важных научных дискуссиях можно почитать в статье «10 лингвистических концепций»).
Более того, технологическая революция и развитие компьютерной инженерии открыли возможность исследовать недоступную раньше часть организма человека – его мозг.
Что такое мышление?
Мышлением принято считать высшую форму активного отражения мира в сознании, которая также отвечает за процессы обобщения, развитие аналитических операций в мозгу, и помогает познавать мир вокруг.
Мышление и мыслительная деятельность вызывали интерес философов еще в древнем мире:
один из первых философов, Парменид, утверждал, что мышление – это единственный путь познания истины;
для Платона мышление было средством познания души, космической жизни (для него самой важной была зависимость мышления и интуиции);
Аристотель обосновал создание науки о мышлении – формальной логики, которую в 18 столетии начали развивать представители немецкого идеализма.
В 19 столетии понятием мышления заинтересовалась молодая дисциплина психология, и она придала ему абсолютно новое измерение. В психологии понятию мышления придают более сложное обозначение, чем в философии, связывая его не только с познанием (внешним миром), но с психическими функциями человека (внутренним миром).
Концепцию о мышлении как познании мира психологи расширили и включили в нее аспект осознанного (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и абстрагирование) и неосознанного (когнитивные установки, искажения и предрассудки).
Если долгое время было принято считать, что язык был орудием мышления, то возникновение нейробиологии и изучение мозга открыло новую взаимосвязь этих феноменов, и теперь не все так просто.
Научное внимание к изучению феномена мышления за последние несколько десятилетий не только не угасает, но развивается с новой силой. Обоснованием этого интереса является открытие новых и пока непонятных свойств восприятия внешнего мира человеком
Язык и речь
Язык и речь являются, хоть и близкими понятиями, но не идентичными, и следует их различать.
Язык – это сложная знаковая система, которая служит средством хранения и передачи информации. Язык является специфическим социальным средством коммуникации, единым для всех представителей конкретного общества и постоянной переменной для взятого периода времени.
Большинство ученых выделяют следующие функции языка:
- Мыслеформирующая функция. Язык оформляет и выражает мысли в виде слов.
- Когнитивная функция. Язык – способ познания мира, накопления и передачи информации другим людям и последующим поколениям.
- Коммуникативная функция. Язык является средством общения между людьми.
Речь – это непосредственно процесс общения, проявление языка в различных видах речевой деятельности: говорении, слушании, чтении и письме. Речь – это язык в действии. Если язык – постоянная переменная, то речь каждого человека индивидуальна и меняется в зависимости от особенностей личности, образованности, контекста, ситуации, настроения и т.д. Язык един для отдельной группы людей, а речь – индивидуальна и неповторима.
Лингвист Роман Якобсон выделяет следующие функции речи:
Коммуникативная (референтивная). Самая важная функция в процессе общения, т.к. выражается в передаче сообщения (информации о предмете).
Апеллятивная (директивная) функция соответствует получателю сообщения. Здесь говорящий старается повлиять на адресата, чтобы вызвать какую-либо реакцию.
Экспрессивная (эмотивная) функция соответствует отправителю. Выражает чувства говорящего, его отношение к информации, которую он доносит
Здесь важно не что сказано, а как. Таким образом, одну и ту же фразу один человек может сказать совершенно по-разному, в зависимости от ситуации.
Фатическая функция (контактоустанавливающая)
Цель сообщения – наладить контакт, завязать или прервать общение, проверить, работает ли канал связи. В основном эта функция реализуется в приветствиях, поздравлениях, умении вести светскую беседу.
Поэтическая (эстетическая) функция соответствует сообщению. Главной здесь является форма сообщения, т.е
внимание направленно на сообщение как таковое вне его содержания. Так могут нравиться стихи или песни по своей форме, когда смысл текстов не понятен слушателю.
Метаязыковая функция связана с какими-либо трудностями в общении, когда требуется речевой комментарий
Она позволяет выяснить, понятен ли язык. Например: «Я не понимаю, что вы имеете в виду», «Я понятно выражаюсь?»
Можно сделать вывод, что язык и речь – две стороны одной медали, где язык – орудие, а речь – деятельность человека по использованию языкового кода. Так что теперь давайте разберем, что понимается под понятием «мышление» и какие виды мышления выделяют ученые.
Попытки отождествить язык и мышление
Какие бы сильные аргументы в своих исследованиях ни выдвигали ученые, искусное влияние языка на человеческое мышление остается ключевым аспектом современной политики, истории и обществоведения. Прошлое 20 столетие, которое историк Эрик Хобсбаум метафорически называл «веком экстремизма» и «самым коротким столетием», показало множество механизмов, как мышление может быть подвластно языку .
Критические замечания Джорджа Орвелла (его эссе «Политика и английский язык» и «Творчество и тоталитаризм») о влиянии власти на язык, а языка – на наше сознание, лишь показывают невидимую, но важную сторону того, почему мы обязаны развивать собственное критическое мышление, чтобы не стать жертвами черной риторики.
Казалось бы, времена тотального контроля над языком, самовыражением прошли, и нет опасности стать жертвами идеологий. Но развитие современного мира и постиндустриальное общество показало новые, более сложные формы влияния языка на наше сознание, на формирование искаженных оценок и умозаключений.
Так, например, Марк Томсон, СЕО The New York Times Company, в своей книге «Enough Said» показывает, как клиповое мышление (и особенно высказывания некомпетентных авторитетов) может не только искажать информацию, но и распространять свои поверхностные рассуждения об общественных вещах буквально молниеносно среди тысяч читателей. Марк Томсон анализирует самые яркие примеры того, как язык может быть эффективным средством убеждения.
Сейчас мы живем в мире, который Орвелл предрек несколько десятилетий назад. Современная политика, средства массовой информации и возможность быстрого доступа к аудитории при помощи технологических инноваций изменили правила публичной риторики, которые были свойственны прошлому столетию. Чем особенно примечателен современный язык публичного пространства? Он сжат, не использует объяснения и интерпретации, молниеносен и очень часто лишен анализа.
Таким образом, современные медиа не только упростили использование языка, они также стали причиной развития такого явления как клиповое мышление.
Язык и мышление[]
Язык, будучи орудием закрепления, передачи и хранения информации, тесно связан с мышлением. Вместе с тем, язык и мышление не составляют тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные, понятия.
Также, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Например, решение творческих задач технического характера не протекает в формах внутренней (а уж тем более внешней) речи, и является невербальным.
Вербальное мышление оперирует понятиями, закрепленными в словах, суждениях, умозаключениях. Оно протекает в формах, установившихся в языке, т.е. осуществляется в процессах внутренней или (при размышлении вслух) внешней речи. Но понятийное мышление может также опираться и на вторичные, искуственные языки, например, «язык» математики.