Функции языка в языкознании

15 функций языка с объяснениями и примерами

Упражнение 4.10

1. Прочитайте текст. Какая частная функция языка реализована в нём?2. Определите способы смысловой и виды структурной связи предложений в тексте.3. Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Зажгласьс и затр..петала задр..жала нежным изумруд..м скромная д..лёкая зв..зда и за неюф чинн.. взошли на небо другие младшие разн..цветные звёзды. Мирный торжестве(н/нн)ый сла..кий час. Но уже там (на)прав.. золоте..т небо выше г..ризонта. Потом оно красне..т. Это ше(?)ствует пожиратель кротких прекрас(?)ных звёзд августовский месяц. Вот он и вык..тился весь (на)ружу. Се..одня он находит(?)ся в полн..й сил.. и власти. Лик его безупреч(?)н.. круглый и (кроваво)рыжий. Он идёт (не)торопясь но гиган(?)скими шагами. Скор.. он при помощи своих м..гических чар овладе..т всем неб..м. Ро..кие кроткие звёздоч(?)ки т..ряют(?)ся бл..днеютсл от страха и уб..гают на самый верх неба, где их уже с трудом можно заметить как острия тон(?)чайшихм серебря(н/нн)ых гвоздиков вбитых во вселе(н/нн)ую.сн Ропот б..житм между дерев(?)ми и море глубок.. печальн.. вздыха..т и бе..хвостые птич(?)ки мгнове(н/нн).. скрылись (по А. Куприну).

Речевой акт

Локуторные акты состоит из заявления, то есть произнесения каких-то слов,. Это пропозициональная проповедническая деятельность, в то время как утверждение состоит из простого высказывания чего-то и проповеди чего-то об этом чем-то. Чтобы мы поняли, словарные фразы будут следующими:

  • Небо голубое.
  • Мне больно.
  • Я ела спагетти.
  • Поздравляю!
  • Тебе звонила твоя мать.

Он просто говорит нам, что звонила «мама» нашего собеседника. Мы только даем информацию, мы не показываем никаких намерений мы также не собираемся изменять поведение получателя.

В локутивных актах мы можем говорить о трех различных типах действий:

  • Звуковая активность: деятельность по изданию звуков.
  • Фатическая активность: деятельность по испусканию слов.
  • Ретическая активность: произносить слова, образующие грамматическую последовательность с определенным значением.

Коммуникативная и когнитивная функции в современном языкознании

Определение 1

Функции языка в языкознании – это комплекс функциональных ролей, выполняемых языком как сложным феноменом.

Функций языка, которые выделяют современные языковеды, достаточно много. Однако следует сконцентрироваться на основных из них:

  • коммуникативной,
  • когнитивной.

В генетическом аспекте коммуникативная функция является первичной по отношению к другим, поскольку еще в детском возрасте индивид усваивает родной язык через речь. Язык как средство общения играет одну из наиболее главных ролей в жизни человека: с его помощью реализуется фундаментальная потребность в обмене мнениями, информацией между людьми – это средство самовыражения, мощное средство воздействия на аудиторию.

Оригинальные идеи по реализации языка посредством коммуникативной функции осветил философ, литературовед и искусствовед М. Бахтин. Особенностью его концепции является анализ «речевых актов» через понятие «другого». Ученый рассматривал текст сквозь призму диалога, он считал, что способом взаимодействия сознаний является диалог, поскольку взаимодействие с миром культуры происходит в процессе беседы

Для Бахтина слово хочет быть услышанным, понятным, получившим ответ, на который он дат свой ответ и так до бесконечности. Оно вступает в диалог, который не имеет смыслового конца (но для того или иного участника может быть физически оборванным). Индивид может увидеть себя со стороны как часть человеческого общества только через другого индивида, таким образом, стать членом «большого мира». Но, поскольку именно так я воспринимаю себя в повседневной реальности, то это мое бытие обусловлено общением с другими людьми». Итак, для М. Бахтина «быть — значит общаться», быть — это быть для другого и через него — для себя.

О коммуникативной как одной из самых важных функций языка говорят и другие учёные, которые указывают на то, что важнейшим условием функционирования языка является наличие общественных отношений, то есть коммуникации во всех сферах общественной жизни. Коммуникация является источником зарождения, развития, трансформации языковых средств, выражающих содержание и формы проявления культуры определенного общества на определенном историческом этапе.

Язык, реализуясь в коммуникативной функции, является основой для культуры определенной общности, а значит – для культуры личности. В. фон Гумбольдт, высоко оценивая роль языка в общении (сущность языка реализуется в самом акте его воспроизведения), считал его чем-то большим, чем просто средством коммуникации. Для него язык – это не просто средство общения, он – выражение духа и мировоззрения говорящего.

Важной для понимания языка как социального явления является когнитивная функция, поскольку язык является неотъемлемой частью познания и играет важную роль в осмыслении мира. Результатом различных проявлений когнитивной функции языка становится формирование языковой картины мира, которая существенно отличается в различных этносах и культурах

Великий мыслитель В. фон Гумбольдт раскрывал сущность языка с точки зрения диалектического единства, включающего функции:

  • коммуникативную
  • гносеологическую.

Замечание 1

Ученый сопоставлял язык с духом народа, введя новые для языкознания и философии понятия «духовная сила народа» и «языковое сознание народа».

Упражнение 4.6

1. Прочитайте текст. Какие основные функции языка реализуются в дан­ном тексте?2. Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.

СОЛНЕЧНАЯ ЭНЕРГИЯ

Как (С/с)о(?)нце отд..ёт свою энергию? Энергия излуча..т(?)ся (С/с)о(?)нцем во всех направлениях. Пр..одолев 150 ми(л/лл)ионов километров отд..ляющих нас от (С/с)о(?)нца лиш(?) (не)б..льшая доля её дост..гает (З/з)..мли.сн Однако даже этого ко(л/лл)ичества достаточ(?)но что(бы) с..греть нашу планету и дать (не)обходимую для по(д/дд)ержаниясжизниф энергию.

В конеч(?)ном сч..те источ(?)ник этой гиган(?)ской силы ат..мнаям а вернее ядерная энергия. Высвоб..ждение ат..мной энергии в проце(с/сс)е рас..епления ядра обыч(?)но предст..вляет(?)ся нам каким(то) новым ..влением поскольку человек совсем (не)давно научился упр..влять этим проце(с/сс)ом. В действительности же ат..мная энергия существу..т столько(же) сколько существу..т (В/в)с..ленная. Осл..пительная вспышка исп..пеляющийм жар взрывная в..здушная в..лна и опаснейшее излучениесл высок..й мощ(?)ности так происход..т освоб..ждениесэнергии из ат..ма. Ма(с/сс)а при этом пр..вращает(?)ся в энергию.

Закон..мерность перехода ма(с/сс)ы в энергию выража..т(?)ся знаменитым ур..внением Альберта Эйнштейна e = mc2, то есть энергия (в эргах) р..вна ма(с/сс)е (в граммах) умноже(н/нн)ой на квадрат скорости света (в сантиметрах в секунду). Ур..внение обратимо. В ур..внении впервые сформулирова(н/нн)а идея о том что энергия и ма(с/сс)а эквивалентные вел..чины и могут переходить одна в другую (по А. Винчестеру).

Поэтическая или эстетическая функция

Поэтическая функция Это происходит, когда мы сообщаем что-то, но с эстетической целью, пытаясь сделать так, чтобы это звучало красиво и с определенной игрой.. В этой функции больше внимания уделяется тому, как построено предложение, а не его содержанию и значению.

Особое внимание уделяется заботе о самой форме и используются риторические фигуры, причем эта функция характерна для литературных текстов, а также для популярных форм дискурса. Среди них мы находим популярные поговорки, скороговорки, романы, рассказы, басни, песни, анекдоты, загадки ..

Среди различных риторических или литературных фигур, которые могут быть идентифицированы в выражениях с эстетической функцией, мы находим:

  • Метафоры
  • Сравнения
  • Гипербола
  • Метонимии
  • Гипербатон
  • Эллипс
  • Описания
  • Иронии

Примеры поэтической функции:

  • Три грустных тигра едят пшеницу на пшеничном поле. (Скороговорка)
  • Золото кажется, а серебра нет, кто не знает, дурак. (Загадка)
  • Нет худа без добра. (Говоря)
  • Мужчина был высоким и таким худым, что всегда казался в профиль (Гипербола)

Каждая песня (стихотворение Федерико Гарсиа Лорки)

Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать. Я увидел в твоих глазах два сумасшедших дерева. Ветерком, смехом и золотом. Они пошевелились. Я не хотел. Я не хотел тебе ничего рассказывать.

Формулирование мыслей как особая функция языка

Быть средством формирования человеческой мысли – это еще одна функция языка, которая тесно переплетается с коммуникативной и когнитивной. Поскольку язык является средством формирования и оформления мысли, то вполне естественно возникает вопрос о соотношении языка и мышления. Можно считать, что язык и мышление возникли одновременно в процессе развития познавательной деятельности человека и составляют диалектическое единство, однако не являются тождественными понятиями.

Известный лингвист и методист Л. Щерба писал, что исследования родного языка – это наблюдение над процессами «живого» мышления. Современные языковеды также придерживаются мнения, что не человек владеет языком, а язык обладает человеком, поскольку речь диктует в сознании, как воспринимать мир.

Замечание 2

Итак, мышление и язык существуют в жизни человека в вечной взаимосвязи.

Философ В. фон Гумбольдт сформулировал метод, который позволил решить вопрос об извечной связь языка и мышления. Он опирался на идею Ф. Шеллинга о тождестве духа и природы, его концепцию абсолютного разума, а также положения Гегеля о мышлении как независимой от человека объективной сущности и о первоначальном тождестве мышления и бытия.

В результате, Гумбольдт охарактеризовал язык как деятельность духа и мышления. На дух влияет материя; а язык – материальное воплощение духа.

Великий мыслитель разделял идеи Й.-Г. Гердера о взаимосвязи языка, мышления и духа этноса. На основе рассмотрения самых разных аспектов языка ученый выработал метод, с помощью которого можно объяснить первоначальное единство языка, мышления и феноменов культуры, создав языковедческую е основу для объединения наук, связанных с культурой. Он заявил, что я зык – это орган, который образует мнение.

Мышление не просто зависит от языка, а в определенной степени обусловлено каждой конкретной структурой языка. Сущность человека неразрывна от сущности языка: создание языка обусловлено внутренней потребностью человечества. Оно – это не только средство общения людей в обществе, но и заложенный в природе самих людей инструмент, необходимый для развития духовных сил и формирования мировоззрения.

Выдающийся языковед, философ, фольклорист, этнограф, литературовед А. Потебня продолжил развивать мысль своего предшественника В. фон Гумбольдта в том, что язык – основной способ мышления и познания. В работе «Мысль и язык» ученый делает акцент на деятельностно-творческий аспект языка, отмечая, что язык – это не средство для выражения готовой мысли, но средство её создания. Таким образом, язык является не отражением готового мировосприятия, а деятельностью, которая его формирует.

Решая вопрос соотношения языка и мышления, А. Потебня отметил, что со времен Гумбольдта все, кто серьезно занимался задачами языкознания, убедились, что мысль и язык неразделимы, что язык без мысли в такой же степени невозможен, как мысль без языка; что и то, и другое соотносится друг с другом, как душа и тело, сила и функция, сущность и форма.

Замечание 3

Таким образом, главными функциями языка являются коммуникативная, когнитивная и функция формирования мыслей.

Сигнальная или апелляционная функция

Через указательную или апелляционную функцию на собеседника влияют приказы, команды, предложения или вопросы.. Эти предложения, которые могут быть повелительными, желательными и вопросительными, называются знаками.

Эти три функции могут быть заданы неязыковыми знаками, и, как мы уже сказали, только референциальная функция является специфически человеческой, поскольку только люди могут объективно описать реальную или гипотетическую ситуацию. Два других также встречаются в общении с животными, поскольку другие виды могут излучать чувства (показывать страх, печаль, враждебность …), приказы и команды (отгонять злоумышленника на своей территории лаем, вступать в половую связь с целью спаривания … .)

Апелляционная или конативная функция

Апелляционная функция возникает, когда отправитель выдает сообщение, от которого он ожидает ответа, действия или реакции своего собеседника. Он получает квалификатор «апелляция», поскольку эмитент обращается к получателю, то есть используется с целью привлечения внимания. Его можно узнать в повседневной жизни, а также в рекламе и политической пропаганде.

Апеллятивная функция обычно использует следующие элементы: звательный (называть кого-либо по имени или местоимению), повелительное наклонение (отдавать приказы) и вопросительное настроение (задавать вопросы). Апеллятивные выражения — это грамматические формы вопросов, увещеваний, приказов, инструкций, угроз и просьб, если привести лишь несколько примеров.

Примеры выражений с апеллятивной функцией:

  • Мануэль, ты можешь помочь мне с сумками для покупок?
  • Вы приготовили еду?
  • Надень маску!
  • Вымойте руки перед входом в заведение.
  • Покупайте 100% органическое веганское молоко.
  • Голосуйте за общеевропейскую партию. Голосуй за Европу!

Русский язык и культура речи

Урок 1.3. Основные функции языка

«Будучи важнейшим средством общения, язык объединяет людей, регулирует их
межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую
деятельность, участвует в формировании мировоззренческих систем и национальных
образов мира, обеспечивает накопление и хранение информации, в том числе
относящейся к истории и историческому опыту народа и личному опыту индивида,
расчленяет, классифицирует и закрепляет понятия, формирует сознание и
самосознание человека, служит материалом и формой художественного творчества»
(Н.Д.Арутюнова. Функции языка. // Русский язык. Энциклопедия. — М.: 1997. С.
609).

  • Основными функциями языка являются:
    • Коммуникативная (функция общения);
    • Мыслеформирующая (функция воплощения и выражения мысли);
    • Экспрессивная (функция выражения внутреннего состояния
      говорящего);
    • Эстетическая (функция создания прекрасного средствами языка).

Коммуникативная функция заключается в способности языка служить
средством общения между людьми. Язык располагает единицами, необходимыми для
построения сообщений, правилами их организации и обеспечивает возникновение
сходных образов в сознании участников
общения.

Язык также обладает специальными
средствами установления и поддержания контакта между участниками
коммуникации.

С точки зрения культуры речи
коммуникативная функция предполагает установку участников речевой коммуникации
на плодотворность и взаимную полезность общения, а также общую нацеленность на
адекватность понимания речи.

Достижение
функциональной эффективности общения невозможно без знания и соблюдения норм
литературного языка.

Мыслеформирующая
функция заключается в том, что язык служит средством оформления и выражения
мысли. Структура языка органически связана с категориями
мышления.

«Слово, которое одно способно сделать
понятие самостоятельной единицей в мире мыслей, прибавляет к нему многое от
себя» — писал основоположник языкознания В. фон Гумбольдт (В.Гумбольдт.
Избранные труды по языкознанию. М.: 1984. С.
318).

Это значит, что слово выделяет и
оформляет понятие, и при этом устанавливается отношение между единицами мышления
и знаковыми единицами языка. Именно поэтому В.Гумбольдт полагал, что «язык
должен сопутствовать мысли. Мысль должна, не отставая от языка, следовать от
одного его элемента к другому и находить в языке обозначение для всего, что
делает её связной» (там же, С. 345). По Гумбольдту, «чтобы соответствовать
мышлению, язык, насколько это возможно, своим строением должен соответствовать
внутренней организации мышления» (там же).

Речь образованного человека отличается ясностью
изложения собственной мысли, точностью пересказа чужих мыслей,
последовательностью и
информативностью.

Экспрессивная функция
позволяет языку служить средством выражения внутреннего состояния говорящего, не
только сообщать какую-то информацию, но и выражать отношение говорящего к
содержанию сообщения, к собеседнику, к ситуации общения. Язык выражает не только
мысли, но и эмоции
человека.

Экспрессивная функция
предполагает эмоциональную яркость речи в рамках принятого в обществе
этикета.

Искусственные языки не имеют
экспрессивной функции.

Эстетическая
функция заключается в установке на то, чтобы сообщение своей формой в единстве с
содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата. Эстетическая функция
характерна в первую очередь для поэтической речи (фольклора, художественной
литературы), но не только для неё — эстетически совершенной может быть и
публицистическая, и научная речь, и обыденная разговорная
речь.

Эстетическая функция предполагает
богатство и выразительность речи, её соответствие эстетическим вкусам
образованной части общества.

Упражнение 4.1

…Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека. Чёткое выражение своей мысли, богатый язык, точный выбор слов в речи формируют мышление человека и его профессиональные навыки во всех областях человеческой деятельности (Д. Лихачёв).

1. Прочитайте текст, подготовьтесь к обсуждению вопроса о роли язы­ка в жизни человека.2. Составьте тезисный план текста.

Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаясяо система членораздельных звуковых знаков, которая служит для целей коммуникации и способна выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мирео.

Будучи средством выражения и сообщения мыслей, язык связан с мышлением и служит орудием формированияо мысли и, шире, сознанияо.

Согласно функциональной системной лингвистике Майкла Халлидея

Функциональная системная лингвистика Майкла Халлидея поставила под сомнение несколько предложений, в том числе предложения лингвистов-структуралистов, таких как Фердинанд де Соссюр и Луи Ельмслев, или предложение генеративистов, таких как Ноам Хомски, которые до этого не допускали исследования комбинации «язык говорит» одновременно.

Хэллидей поднимает эту дискуссию в своей книге «Язык как социальная семиотика» (1978), в которой он формулирует новый момент в лингвистике того времени, который интегрирует социокультурный компонент в качестве ключа к пониманию языка, делая контекст неотъемлемой частью этого. Он считает, что язык — это аспект, который возникает как на внутриорганическом, так и на межорганическом уровнях, в отличие от предшествующих предложений, которые изолировали лингвистический феномен.

В своей конкретной грамматике он постулирует различные функции языка, которые кратко изложены ниже.

Функции русского языка

Функции русского языка, как и любого другого языка в мире, охватывают все сферы жизни социума.

Это основные функции русского языка. Рассмотрим каждую из них детальнее.

Коммуникативная

Главная функция современного русского языка – коммуникативная. Коммуникация – это общение. Людям нужно передавать друг другу опыт и информацию, а издавна для этой цели использовался именно язык и разные виды речи: письменная и устная. Немаловажную роль играют также неязыковые средства: мимика, жесты, эмоции. В зависимости от целей и обстоятельств человек выбирает свои способы выражения мысли в конкретной языковой ситуации.

Информационная

Еще одна центральная функция русского языка – информационная. Язык используется для сохранения и дальнейшего воспроизведения знаний. Если в коммуникативной функции большое значение отводится эмоциям, то в информационной они отходят на второй план. Главное – передать, получить и усвоить информацию.

Эмотивная

В речи используется огромное количество эмоционально-экспрессивных средств: слова, интонация, междометия, тембр голоса. Цель эмотивной функции — вызвать с помощью языка какие-либо эмоции у оппонента. Основное средство ее реализации – устная речь.

Метаязыковая

Русский язык настолько многогранен, что с его помощью можно его же и исследовать. Эти занимается метаязыковая функция русского языка. Она проявляется в использовании толковых словарей, трактовках сложных терминов во время диалога или полилога (разговор многих участников). Любые слова, которые представляют трудности для понимания, объясняются с помощью того же языка. Метаязыковую функцию помогают реализовать фразы:

  • как говорила моя бабушка;
  • как гласит русская пословица;
  • выражаясь словами Лермонтова.

Количество подобных фраз в русском языке – несколько сотен.

Эстетическая

Человек читает стихотворения или поэмы не только ради информации, но и чтобы получить эстетическое удовольствие. Эту функцию русского языка называют еще художественной. Кроме того, с ней связана смена человеком неблагозвучных имен и фамилий, выбор псевдонима для творчества и т.д.

Фатическая

Фатическую или контактоустанавливающую функцию русского языка мы ярко прослеживаем в традиционном приветствии и светской беседе. Люди, начиная диалог, желают установить контакт и наладить дальнейшее общение. С этой целью они используют шаблонные фразы: «Как поживаете?», «Который час?», «Погода сегодня не радует, не так ли?» и т.д. Информации по сути никакой не поступает, обсуждаются малозначительные или очевидные факты. Однако для дальнейшего общения роль фатической функции переоценить невозможно.

Волюнтативная

В переводе с латинского языка название этой функции означает «воля». Это различные побуждения, приказы, советы и запреты. Язык используется как способ воздействия на собеседника. С его помощью людей обучают, наставляют и убеждают. На практике функция реализуется с помощью побудительной интонации, формы повелительного наклонения глаголов и смыслового ударения.

Язык выступает как средство общения и мышления, сохраняя исторические, культурные и интеллектуальные достижения людей. Основные и вспомогательные функции русского языка объединены в единую систему, дополняют друг друга.

История русского языка

Давайте проанализируем отрывок стихотворения Державина, которое было написано в 1794 году.

В произведении восхваляется ласточка. В целом, понять, о чем идет речь можно, но некоторые слова сложны для восприятия:

  • милосизая – красивая окраска;
  • касаточка – симпатичная;
  • косицы – перья.

А теперь рассмотрим стихотворение Пушкина, написанное в 1823 году.

Стихотворение Пушкина воспринимается намного легче, но орфографические и пунктуационные правила того времени не соответствуют сегодняшним.

Как мы видим, русский язык стремительно развивался. Он обогащался новыми словами, становился выразительнее и полнее, его звучание воспевали десятки известных людей.

В целом, история русского языка стартует в VI веке. Традиционно ее принято разделять на три периода.

Каждый из этих периодов сыграл важную роль в становлении русского языка. Рассмотрим их подробнее.

Древнерусский период – начальный этап развития русского языка

Первое подобие русского языка появилось в VI веке. Его история тесно связана с историей древнерусских славян. Они представляли собой отдельные племена. У каждого племени был свой язык и культура, но все это были родственные, очень похожие языки и традиции. Их можно назвать разными говорами древнерусского языка.

Народы северо-восточной Руси все больше сближаются и становятся единым народом. Но географически они живут на огромной территории, которая, к тому же, постоянно расширяется. Вследствие этого все больше прослеживаются языковые различия между народами. К концу XIV века древнерусский язык распадается на отдельные восточные языки.

Этот период датируется XIV-XVII веком. Он характеризуется многочисленными языковыми изменениями.

По структуре старорусский период близок современному русскому языку. Со второй половины XVII века стартует процесс формирования единого русского языка.

Период национального языка

Рамки этого периода трактуются от «Пушкина и до наших дней». В основу национального русского языка легло московское койне – языковое единство, которое употреблялось в торговой, бытовой и политической жизни москвичей. Также его активному распространению способствовало развитие письменности и науки.

Особенностью этого периода является ликвидация литературного двуязычия. Сфера использования церковнославянского языка все больше сужается, и к XVII веку он употребляется лишь в качестве литургии.

История русского литературного языка и его нормы формируются на рубеже XVII-XVIII веков.

На него повлияли следующие события:

В XX веке русский язык входит в число глобальных языков. На нем начали разговаривать далеко за пределами России. Во многом это обусловлено расширением границ и усилению политического влияния Российской империи, СССР, а позже Российской Федерации.

Упражнение 4.12

1. Прочитайте письмо. Какие частные функции языка в нём реализованы?

«Здравствуйте, — писал Вася. — Отпишите, что делать с вашими красками и как их вам переслать. Как вы уехали, я их искал две недели; всё обшарил, пока нашёл, только сильно простыл, потому что были дожди, заболел и не мог вам раньше отписать. Я чуть не помер, но теперь хожу, хотя ещё очень слабый. Так что не сердитесь. Папаня говорил, что было у меня воспаление в лёгких. Пришлите мне, если есть у вас какая возможность, книжку про всякие деревья и цветных карандашей — охота мне рисовать. У нас уже падал снег, но только стаял, а в лесу под елочкой — смотришь — и сидит заяц! Остаюсь Вася Зотов» (К. Паустовский).

2. Найдите случаи отступления от морфологической нормы, использованные автором для характеристики речи персонажа.

Распространение русского языка в мире

Сегодня русский язык занимает 5-ое место по распространенности в мире. По данным экспертов, им владеют 300 млн человек и еще 160 млн его считают родным. За пределами родины русский язык изучают 180 млн человек, в основном, это жители ближнего и дальнего зарубежья.

В Конституции России указано, что русский язык является единым государственным языком. В соседних странах, Белоруссии и Киргизии, он используется на уровне второго национального языка. А в Казахстане и Киргизии русский язык является официальным языком в государственных структурах.

Приведу еще несколько примеров широкой распространенности русского языка:

  • Согласно конституции Таджикистана русский язык является языком межнационального общения.
  • В Узбекистане русский язык повсеместно используется в государственных структурах: ЗАГСах, МВД, МЧС.
  • В американском Нью-Йорке во время выборов на русский язык обязательно переводят официальные документы.
  • В странах, где проживает много эмигрантов из бывшего СССР (Израиль, Канада, США), функционируют русскоязычные радиостанции и TV-каналы.
  • В США русский язык уже несколько десятилетий удерживает 10-ое место по числу носителей в государстве.
  • В Германии проживает 82 млн человек. Из них 6 млн владеют русским языком.
  • С 2014 года в сирийских школах русский язык – обязательный для изучения предмет.
  • Несколько лет назад в странах Прибалтики был проведен опрос на знание русского языка. Его результаты: более 60% граждан Литвы владеют русским языком, в Латвии их 43%, а в Эстонии – почти 42%.

О широкой распространенности языка говорит и тот факт, что русский — один из шести официальных языков ООН. Можно с уверенностью сказать, что он обрел черты многофункционального средства коммуникации.

Эмоциональная, экспрессивная или симптоматическая функция.

Эмоциональная функция, как следует из названия, Он используется с целью передачи и передачи чувств, эмоций, настроений или пожеланий эмитента.. Хотя в этой функции присутствуют репрезентативные или референциальные элементы, больше всего в них выделяется и преобладает выражение эмоций.

Обычно во фразах с выразительной функцией упоминается сам отправитель, поэтому нормально использовать первое лицо единственного числа («Я в депрессии»), хотя бывают и множественные числа («Мы встревожены») или даже личное («Какой сегодня прекрасный день!»). Помимо первого лица, часто используются сослагательные глаголы, междометия и восклицательные предложения.

Примеры эмоциональной функции:

  • Моя нога болит!
  • Меня не устраивает такая ситуация.
  • Я доволен и счастлив!
  • Я скучаю по тебе.
  • Как мне жаль, что Марадона умер!
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: