Соотношение языка и речи

Язык, речь, текст

Значение языка и речи в жизни людей

Язык имеет два значения:

  1. человеческий орган, который находится у нас во рту.
  2. инструмент, при помощи которого происходит общение между людьми.

Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.

Чем отличается речь от языка?

Язык:

инструмент общения;

история народа;          

не изменяется.                                

Речь:

способность человека говорить;

характерна конкретному человеку;

имеет много вариантов.

С чем можно сравнить язык и речь?

Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.

Сущность понятий «язык» и «речь»

Понятия «язык» и «речь» являются базовыми для современной лингвистики. На различении их специфики основываются практически все лингвистические теории современности. Однако первоначально данные понятия употреблялись как синонимы, а их определение не было научно обосновано.

В XIX в. Фердинанд де Соссюр предложил новый взгляд на природу языка и речи, предложив разграничивать эти понятия по ряду критериев. Данное разграничение в лингвистике сохранилось до сих пор. В настоящее время учёные понимают эти термины следующими образом.

Определение 1

Язык —это возникшая в ходе развития человеческого общества и трудовой деятельности система фонетических, словообразовательных и словесных знаков, а также механизмов и правил их сочетания, выполняющая познавательную (когнитивную) и коммуникативную функции.

В этом определении подчёркивается ряд признаков, характерных для языка:

Определение 2

Речь — это практическая реализации языковых знаков и закономерностей их функционирования в коммуникативном акте.

Как видно из данного определения речь отличается от языка своей динамичностью, ситуативностью, коммуникативной природой и особенностями порождения. Проанализируем эти различия более подробно.

Речь[]

Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

Функции речи

коммуникативная (референтивная) — cоответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете
В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: как сказано выше, внимание, микрофон включен, различные ремарки в пьесах.

экспрессивная (эмотивная) — соответствует отправителю, т.е

отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя
При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему. Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»)

Важнейшие средства передачи эмоций — интонация и жесты.

поэтическая (эстетическая) — cоответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное — это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.

апеллятивная (директивная) — соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию.

фатическая (контактоустанавливающая) — соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции — установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке — единственная функция, общая для животных и людей.

метаязыковая функция — соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.

Речевой акт

Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.

В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

Язык[]

Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

Основные функции языка:

  • коммуникативная — передача от одного лица другому определенной информации с определенной целью
  • когнитивная (экспрессивная) — язык предназначен быть средством выражения, передачи и хранения содержания. Подвиды этой функции:
    • информативная
    • эмотивная
    • волюнтативная
    • интерогативная
  • аккумулятивная — способность накапливать знания, отражать их и сохранять
  • речевая — практическое применение языковых средств, осуществляемое посредством речевого акта
  • социальная — интегрирующая и дифференцирующая.

Язык и речь

Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.

Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.

Научить:

— понимать и мыслить;

— разговаривать и общаться;

Развить:

— мышление и логику. 

Культура речи. Волшебные слова нашей речи

Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие. Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).

Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком.  

Соотношение языка и речи

Рассматривая язык и речь в их специфике, прибегают к системе противопоставлений их свойств и признаков:

  1. Язык первичен, а речь вторична. Речь формируется на базе языка, его системы и закономерностей.
  2. Первичность языка обусловливает его сложность и многогранность по сравнению с речью. В речи всегда используется только часть возможностей языковой системы, остальные же остаются нереализованными.
  3. Речь — материальное воплощение языка в акте речевой деятельности. Язык — продукт абстракции от конкретной речевой практики, позволяющий выявить инвариантные единицы коммуникации и описать их свойства.
  4. Язык — результат исторического и социального развития системы знаков, представленных в их эталонном аспекте — в качестве норм. Речь — индивидуальное и ситуативное применение языка и его норм в практике общения.
  5. Язык — средство познания мира и обобщения человеческого опыта, база для формирования словесно-логического и абстрактного мышления. Речь — средство коммуникации.
  6. Язык системно-структурен, имеет уровневую иерархическую организацию, речь же линейна и представляет собой последовательность языковых знаков, развёртывающихся в акте коммуникации — устной или письменной.
  7. Язык устойчив и консервативен, речь подвижна и динамична.
  8. Язык имеет объективный характер и народную основу, речь в значительной мере субъективна и индивидуальна, отражает степень владения языком каждым конкретным индивидом.
  9. Язык отражает особенности ментальности, присущей его носителям, формирует национальную языковую картину мира. Речь демонстрирует систему взглядов и воззрений, картину мира индивида.
  10. Язык является живым, пока он существует в конкретной форме реализации — речевой практике. Без речи языковая система становится нежизнеспособной. Например, с исчезновением повседневного речевого общения на латинском языке и сам язык стал «мёртвым».

Соотношение языка и речи не исчерпывается отношением «общее — частное». В реальности это соотношение глубже. Разделение языка человека на собственно язык (систему) и речь (реализацию системы) — результат научной абстракции. В реальном акте коммуникации эти два явления существуют неразрывно. По сути, каждый речевой акт — момент, когда задействуется языковая система. В то же время вся совокупность речевых актов даёт картину состояния языка на данном историческом срезе. Поэтому особенности современного состояния языка изучает на примере речевой практики. В современной лингвистике уходят от жёсткого противопоставления языка и речи, рассматривая эти понятия как две стороны единого языкового процесса.

Соотношение языка и речи отражает специфику данных понятий и помогает понять особенности их функционирования.

Русский язык — язык русского народа

Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.

С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.

Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.

Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.

Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.

Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: