Социальные науки, их классификация. социальное и гуманитарное знание — познание

Презентация на тему раздел i.социально-гуманитарные знания

Экономика как смежная с обществознанием наука

Описывая науки, помогающие изучать обществознание, первым делом стоит остановиться на дисциплине, которая имеет огромное прикладное значение, а в современном мире является одной из основополагающих. Это экономика. Каким же образом она коллаборирует с другими общественными науками, рассмотрим далее.

Как уже было сказано, обществознание — это наука, изучающая социум. Фундаментальной составляющей жизни общества является хозяйственная деятельность, без которой о других видах занятий думать просто не пришлось бы. Производство, распределение, обмен — все эти этапы подразумевают собой как составляющую непосредственно экономическую, так и человеческий фактор. И именно на стыке этих двух взаимосвязанных составных частей взаимоотношений в социуме и возникает потребность в комплексном их изучении. В таких случаях идет речь о появлении экономики в арсенале общественных наук, и дисциплина выступает инструментом исследования.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2Введение в тему занятия: Науки , как люди живут семьями.Все

эти семьи происходят от великой родоначальницы наук-философии.Она наука о самых

общих законах бытия.По мере того как человечество открывало частные законы, действующие лишь в то или иной группе явлений природы и общества, соответствующие области знаний становились самостоятельными науками

Слайд 4Философия (греч.)- любовь к мудрости.
Многие законы были открыты философами до

того,как ввели в обиход и сформулировали точнонаука о самых общих

законах бытия

Ломоносов М.В.

Антуан Лавуазье

Закон сохранения массы

«Ничто не может произойти из ничего. И никак не может то, что есть, уничтожиться»

 (ок. 485-425 до н. э.)

Слайд 5Какая связь существует
между науками и философией?
В чем сходство и различия?Рассмотрим

план занятия

связи между природными явлениямиДают обобщенные знания. Характеризуют не отдельный объект, а общие свойства

Изучают деятельность людей, живущих в обществе, их мысли и стремленияВажны мотивы людей в социальных процессахИзучают не только общие при­знаки общественных явлений, но и черты отдельного, неповторимого действия

движения вперед.Общественные науки — это неотъемлемая часть большой науки, в

которой они взаимодействуют с естественными, техническими, математическими областями.

Слайд 10Наука — этосистематически организованные знания, основанные на фактах, добытых с

эмпирического исследования: наблюдение, эксперимент, сравнение, измерение.

Слайд 11Классификация наук.
В зависимости от связи с практикой науки делятся:Науки Фундаментальные

Прикладные Естественные Гуманитарные Математические О природе

(физика, биология, химия, астрономия, геология и др.)

Об обществе (философия, история, литература, экономика и др.)

О человеческом сознании (психология, логика и др.)

Технические, медицинские, сельскохозяйственные, социологические и др.)

Правоведение

Слайд 13Классификация социально-гуманитарных наук.
(В основе лежит предмет исследования)

Слайд 19Из истории социально-гуманитарных наукАристотель Платон Сократ Античность философия Средневековье

Слайд 20Из истории социально-гуманитарных наукАристотель Аристо́тель (384 год до н.

э., Стагира, Фракия — 322 год до н. э., Халкида,

остров Эвбея) — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей (др.-греч. Λύκειον Лицей.Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики. Создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и стиль научного мышления, заложил основы современных естественных наук.Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию (учение о сущем; учение о бытии )имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем

Слайд 21ПлатонПлато́н (др.-греч. Πλάτων, между 429 и 427 до н. э.,

Афины — 347 до н. э., там же) — древнегреческий

философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью

научного знания, расположив социологию на вершине

Слайд 25Задание Представьте себе, что вы получили задание от трех факультетов

социальной психологии) провести день открытых дверей, в ходе которого вы должны:Познакомить будущих абитуриентов с новой для них наукой.Убедить их в полезности и эффективности данной профессии.

История появления

Прародительницей гуманитарных наук была философия. Платон, Сократ, Аристотель и другие мыслители были уверены, что многообразие окружающего мира можно подвергнуть научному исследованию. В Средние века философия приобрела теологические черты, и естественные науки отделились от нее. Социальные же предметы оставались под контролем церкви, так как предметом познания было поведение людей, которое тесно связано с божественным.

Переломный момент наступил в XVIII веке. Ученый Д’Аламбер объединил следующие науки:

  • логику;
  • историю;
  • литературу;
  • юриспруденцию;
  • экономику и т. д.

Именно Д’Аламбер первым положил начало для разделения наук на гуманитарные и точные. После него во французских школах прошли реформы. В университетские дисциплины предметы начали складывать только в XIX веке. Их объединили под названием «науки о душе».

https://youtube.com/watch?v=KaYZ3A6f0cI

Классификация по используемым исследовательским программам

В социальных науках – натуралистическая программа. Здесь четко разделяется субъект и объект изучения. Исследователь намеренно противопоставляет себя объекту изучения – обществу в целом или экономической или правовой сфере. Согласно Э. Дюркгейму суть натуралистического метода – это рассматривание изучаемого как вещь. Таким образом, выявляются и описываются со стороны действующие закономерности. Главной целью данного метода является объяснение.

В гуманитарных – культурцентристская программа. В этой программе культура рассматривается как самостоятельная реальность, отделенная от природы. Исследователь сам может одновременно являться субъектом и объектом изучения, изучать анализировать и описывать предмет, спускаясь до отдельного индивидуума, до его мировосприятия, ценностей, в отличии от натуралистической программы, где описываются понятия в общем.

  • Философия сестринского дела определение основные понятия основные этические элементы кратко

      

  • Современные требования к образованию в начальной школе

      

  • Методика работы над сказкой в начальной школе курсовая

      

  • Методика монтессори в детском саду

      

  • Характеристика семьи бергов кратко

Отрывок, характеризующий Гуманитарные науки

высших чинов

В Петербурге в это время в высших кругах, с большим жаром чем когда нибудь, шла сложная борьба партий Румянцева, французов, Марии Феодоровны, цесаревича и других, заглушаемая, как всегда, трубением придворных трутней. Но спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по старому; и из за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения. Рассказывалось шепотом о том, как противоположно одна другой поступили, в столь трудных обстоятельствах, обе императрицы. Императрица Мария Феодоровна, озабоченная благосостоянием подведомственных ей богоугодных и воспитательных учреждений, сделала распоряжение об отправке всех институтов в Казань, и вещи этих заведений уже были уложены. Императрица же Елизавета Алексеевна на вопрос о том, какие ей угодно сделать распоряжения, с свойственным ей русским патриотизмом изволила ответить, что о государственных учреждениях она не может делать распоряжений, так как это касается государя; о том же, что лично зависит от нее, она изволила сказать, что она последняя выедет из Петербурга.

Науки об определенных сферах общественной жизни

К данной группе социальных наук относят экономику, политологию, этику и эстетику. Культурология занимается изучением взаимодействия культурных в индивидуальном и массовом сознании. Объектом исследования экономики является экономическая действительность. Из-за ее широты данная наука представляет собой целый дисциплин, которые отличаются друг от друга предметом изучения. К экономическим дисциплинам относятся: макро- и , эконометрика, математические методы экономики, статистика, отраслевая и инженерная экономика, история экономических учений и множество других.

Этика занимается исследованием морали и нравственности. Метаэтика изучает происхождение и значение этических категорий и понятий, используя логико- анализ. Нормативная этика посвящена поиску принципов, регулирующих поведение человека и направляющих его поступки.

Основная роль

В современной массовой культуре принято рассматривать гуманитарные предметы как ненужные. Специалисты этой сферы считаются ограниченными и неприспособленными для другой работы. На самом деле гуманитарная область играет важную роль в обществе. Она изучает отношение человечества к миру, определяет место людей в жизни планеты и пытается выяснить, что нужно предпринять для предотвращения экологических катастроф.

Гуманитарная сфера исследует проблемы этики, эстетики, культуры, истории и т. п. Вся эта информация позволяет не допускать ошибок прошлого. Новые идеи позволяют менять общество, например, специалисты начинают применять в педагогике иные методы обучения и воспитания. Еще одна задача области — это предотвращение катастроф. Ученые задумываются о том, приведут ли их изобретения к положительным результатам и не опасны ли они для общества.

Гуманита́рные нау́ки — дисциплины, изучающие человека в сфере его духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. По объекту, предмету и методологии изучения часто отождествляются или пересекаются с общественными науками, противопоставляясь при этом естественным и точным наукам на основании критериев предмета и метода. Если в других науках важна конкретность, то в гуманитарных, если и важна такая точность, например описания исторического события, то и важна многогранность и даже безграничность такого произведения (описания), так, чтобы, по возможности, каждый человек находил в нём нечто своё, получая при этом определённое эстетическое удовлетворение.

Особенности понятия

Некоторые люди ошибочно считают, что склонность к гуманитарности является показателем низкого интеллекта. На самом деле такие науки исследуют человека, его духовную, умственную, нравственную, культурную и общественную деятельность.

В какой-то степени они противопоставляются биологии, химии и другим естественным наукам. На практике эти сферы часто дополняют друг друга. В психологии условно выделяют несколько типов людей, которые имеют склонности к разным видам деятельности. Гуманитарий — это индивид, который имеет способности к изучению человека и его занятий. Часто у такого ребенка появляются таланты в области изучения родного и иностранных языков, истории, литературы и т. п. В современном мире к гуманитарным наукам относятся:

  1. История. Изучает деятельность людей в прошлом. Этнография является исторической отраслью, ее сфера интересов — народы и этнические образования. В археологии специалисты изучают вещественные источники.
  2. Культурология. Рассматривает культуру и ее особенности.
  3. Филология. Изучает язык и литературное творчество.
  4. Лингвистика. Рассматривает языки разных народов.
  5. Социология. Изучает общество.

Что изучают социально-гуманитарные науки

Гуманитарные науки выделились из философского течения схоластики, которое было распространено в средневековой Европе. Изначально гуманитарная наука включала в себя историю, литературу, искусства, логику, политику, экономику и юриспруденцию.

В отличие от точных и естественных наук, гуманитарные науки не оперировали четкими критериями, но придавали огромное значение нравственной составляющей, отношениям между субъектами, ясности понимания любых событий.

Социальные науки, главной из которых является социология, выделились значительно позднее. Уже во времена античности многие мыслители древности рассматривали вопросы развития общества, но сама наука социология, изучающая общество, а также соответствующий термин возникли лишь в 30-е годы XIX века с подачи О.Конта, который, кстати, считал социологию венцом естественных (а не гуманитарных) наук.

Вероятно, Конт считал социологию естественной наукой, потому что верил, что можно объяснить законы развития и деятельности социума так же однозначно, как законы природы и описать их на языке формул. Однако это не было реализовано, поскольку, как оказалось, социологию по признаку предмета изучения нужно отнести, скорее, к наукам гуманитарным и общественным, чем к естественным.

На сегодняшний день социально-гуманитарные науки, хотя формально и относятся к разным группам наук (социологические и гуманитарные), фактически, образуют единую систему, включающую дисциплины, которые можно отнести к обеим группам одновременно или к одной из групп, а также смежные науки.

Например, к гуманитарным дисциплинам сегодня причисляют следующие:

  • юриспруденция;
  • история;
  • философия;
  • религиоведение;
  • психология;
  • педагогика;
  • культурология;
  • искусствознание;
  • филология и лингвистика;
  • литературоведение;
  • этнография;
  • обществознание;
  • экономика.

К социальным наукам, в свою очередь, относят:

  • социологию;
  • юриспруденцию;
  • социальную философию;
  • политологию;
  • историю;
  • географию;
  • психологию;
  • культурологию;
  • антропологию;
  • филологию;
  • лингвистику;
  • риторику;
  • педагогику.

Таким образом, большая часть наук социально-гуманитарной группы относится как к гуманитарным, так и к социальным дисциплинам. Это логично, поскольку человек — существо социальное, и гуманитарная сфера неизбежно пересекается с социологической. Некоторые специалисты и вовсе не разделяют эти сферы.

Социально-гуманитарные науки имеют все признаки научного знания, включая методы проведения научных исследований, но в то же время им присуща и своя специфика:

  • отсутствие единой теории, которая объясняла бы все происходящие в обществе процессы;
  • учет феномена свободы (чего нет в естественных и формальных науках);
  • необходимость изучения субъективной реальности.

Ссылки

  • Юдин Б. Г.От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (начало) // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 3. — С. 129-138.
  • Юдин Б. Г.От гуманитарного знания к гуманитарным технологиям (окончание) // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 104-110.
Это заготовка статьи о науке. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её. Это примечание по возможности следует заменить более точным.
Теория атома • Атомная спектроскопия • Рентгеноспектральный анализ • Радиоспектроскопия • Физика атомных столкновений
Теоретическая химия • Координационная химия • Прикладная неорганическая химия • Неорганический синтез

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Гуманитарные науки» в других словарях:

Гуманитарные науки — науки о человеке, его жизни в обществе. Возникли во времена и в рамках схоластики. Первой определилась философия как наука о человеческих деяниях. Источником и средством познания в таких науках стало слово и мысли и их толкование. Ныне к… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Энциклопедия социологии

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — см. Человекознание. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — ГУМАНИЧЕСКИЕ, ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ Науки и искусства, изучение которых ведет к гармоническому развитию в человеке его умственных и нравственных сил. Таковыми в средние века почитались классические языки и их литературы, к которым преимущественно и… … Словарь иностранных слов русского языка

Гуманитарные науки — общественные науки (история, политэкономия, филология и т.п.) в отличие от естественных и технических наук. Как это ни странно, гуманитарные науки в своей массе изучают преимущественно негуманоидные процессы … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — в широком смысле науки обо всех продуктах деятельности человека (науки о культуре). В более специальном смысле науки о продуктах духовной творческой деятельности человека (науки о духе). Их отличают от естественных наук, изучающих природу,… … Философия науки: Словарь основных терминов

Гуманитарные науки — (от лат. humanitas человеческая природа, образованность) общественные науки, изучающие человека и его культуру (в отличие от естественных и технических наук) … Исследовательская деятельность. Словарь

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ — англ. humanities; нем. Humanwissenschaften. Науки, исследующие явления культуры в различных их проявлениях и развитии (напр., литература); Г. н., делающие упор на соц. характер деятельности человека и его произведений, являются обществ, науками… … Толковый словарь по социологии

Гуманитарные науки — философия, искусствознание, литературоведение … Социология: словарь

Социально-гуманитарными называются науки об обществе и человеке. При их классификации в основном применяются три подхода: по предмету изучения, по методу объяснения и по исследовательской программе.

Каким образом через социальную сферу трактуется существование человека

Философия называет социальной ту сферу жизни общества, в которой возникают всевозможные общности, взаимодействующие между собой на уровне социальных отношений. Таким образом, человек в обществе может выполнять ряд социальных ролей: начальник или подчиненный, горожанин или крестьянин, отец семейства, сын, брат. Собственно, даже такой факт, как половая принадлежность, накладывает на человека определенные социальные права и обязанности – поведение мужчин и женщин в любом обществе отличается. Исходя из социальных общностей, в которые входит человек, и социальных ролей, которые ему приходится выполнять, возможно выстроить философский портрет как отдельно взятого человека, так и «среднего» члена общества, а также всего общества в целом. Исследования социальной сферы проводятся как правило в форме . Наиболее важные моменты, которые нужно учитывать при составлении социологической картины, следующие:

Демографическая структура (сюда могут входить мужчины и женщины, холостые и женатые, пожилые люди );- этническая структура (определяется национальной принадлежностью);- профессиональная структура (продавцы, экономисты, врачи, учителя, дворники и т.д.);- образовательная структура (люди с высшим образованием, студенты, школьники);- поселенческая структура (городской или деревенский житель);- сословная структура (здесь значение имеет социальное положение, происхождение индивида, а также всевозможные касты, классы и сословия, если они приняты в данном обществе).

Желание проникнуть в суть мыслей других людей незаметным для них образом будоражит умы миллионов людей. В свое время известный психолог Вольф Мессинг даже выступал на публике с номерами, где отгадывал задания, написанные кем-то на листочке бумаги и спрятанные от него. Умение читать мысли нередко опутано тайной, причисляется к оккультным наукам или парапсихологии. Это ошибочное мнение, так как психологи «читают мысли» при помощи наблюдений за видимыми поведенческими реакциями.

Вам понадобится

Для развития в себе способности видеть людей насквозь вам понадобятся наблюдательность и терпение, а также немного знаний относительно того, как интерпретировать различные жесты и поведенческие реакции.

Инструкция

Развивайте наблюдательность, анализируйте увиденное. Не зря существует поговорка «Психологи развлекаются, наблюдая». Скучные конференции, неинтересные мероприятия и вечеринки, неторопливые прогулки в парке, кинофильмы… Жизнь дает так много возможностей развивать наблюдательность! Смотрите , попытайтесь понять их реакции, попробуйте разгадать их жизненный и образ

Лучшие вузы для получения образования

В современном мире высшее образование само по себе не является чем-то труднодоступным. Вузы есть во многих городах, и проблемы просто поступить в какой-нибудь университет не существует.

Но когда дело доходит до трудоустройства, оказывается, что просто диплом о высшем образовании ничего не гарантирует. Вот почему наиболее высокие доли безработных наблюдаются среди молодых выпускников вузов, не имеющих опыта работы.

А ведь хотелось бы не терять годы, а сразу устроиться на хорошо оплачиваемую работу.

Решением этой проблемы может стать учеба в престижном вузе, диплом которого станет лучшим помощником при трудоустройстве.

Сегодня наиболее ценным является образование, полученное в странах Европы либо в США. Но только в Германии можно учиться в университете бесплатно на немецком или английском языке, а полученный диплом дает право работать в Европе.

Немецкие вузы выгодно отличаются от российских широким выбором программ обучения, среди которых немало инновационных и очень востребованных.

Процедура поступления в немецкие вузы достаточно проста; она включает следующие шаги:

  1. Собрать пакет документов в соответствии с требованиями вуза.
  2. Отправить пакет документов в приемную комиссию в установленные сроки.

При этом документы принимаются дважды в год, а подавать их можно в неограниченное количество вузов одновременно.

Советуем изучить: Подбор программ обучения в немецких вузах

Смежные науки

Итак, изучив классификацию наук вообще, мы подошли к вопросу о том, какие науки изучают обществознание. Для начала надо отметить, что гуманитарные дисциплины, которые часто отождествляют с общественными, не обязательно таковыми являются. Так, они исследуют творчество или деятельность отдельных личностей без их непосредственной связи с обществом.

Группа же общественных наук ориентирована именно на деятельность человека в контексте его взаимодействия с другими людьми. Ниже приведены науки, изучающие обществознание. Таблица содержит перечень дисциплин и описание объектов исследования.

Название дисциплины

Объект изучения

Экономика

Хозяйственная деятельность общества, законы производства, распределения, потребления, обмена

Социология

Закономерности функционирования социума, отношения и общности людей, социальные институты

Культурология

Достижения человечества в искусстве и духовной жизни

Политология

Политическая организация и жизнь социума

Жизнь и деятельность общества в прошлом

Таким образом, изучив таблицу, можно понять, какие науки изучают обществознание. Кроме вышеперечисленных, некоторые специалисты относят к этой группе также психологию, антропологию, философию и педагогику.

Останавливаясь на каждом аспекте человеческой деятельности и проанализировав общую картину, можно сделать вывод о фундаментальности и необходимости данной научной дисциплины.

Что включает в себя социальная сфера

Наряду с экономической, политической и духовной сферами социальная сфера подразумевает:- характерный вид человеческой деятельности (это может быть образовательная деятельность, политическая и т.д.);- существование системы социальных институтов (рабочий коллектив, школа, семья, церковь, политическая партия);- отношения, сложившиеся в результате взаимодействия между людьми (к примеру, отношения между родителями и детьми, между друзьями, между врагами, между учителем и учеником).

Следует отметить, что человек существует и взаимодействует во всех сферах одновременно, не только в социальной. К примеру, если вы продаете телевизор своему родственнику, вы одновременно находитесь как минимум в двух сферах – социальной и экономической. А если при этом вы являетесь политическим деятелем, а ваш родственник религиозен, то и во всех четырех сразу.

Предмет и метод

В статье «Время картины мира» Мартина Хайдеггера мы читаем, что в гуманитарных науках критика источников (их обнаружение, выборка, проверка, использование, сохранение и истолкование) соответствует экспериментальному исследованию природы в науках естественных.

Но основная задача гуманитарного исследования, по мнению Бахтина, заключается в проблеме понимания речи и текста как объективаций производящей культуры. В гуманитарных науках понимание проходит через текст — через вопрошание к тексту, чтобы услышать то, что может только, сказаться: намерения, основания, причины цели, замыслы автора. Это понимание смысла высказывания движется в модусе анализа речи или текста, событие жизни которого, «то есть его подлинная сущность, всегда развивается на рубеже двух сознаний, двух субъектов» (это встреча двух авторов).

Т. о. первичной данностью всех дисциплин гуманитарных наук является речь и текст , а основным методом становится реконструкция смысла и герменевтическое исследование.

Ключевая проблема гуманитарных наук — это проблема понимания .

История возникновения

Гуманитарные науки начинают складываться в институализированные (университетские) дисциплины только в XIX веке . В это время комплекс т. н. гуманитарных дисциплин объединяется под названием «науки о духе» (Geisteswissenschaften). Впервые понятие «науки о духе» встречается в переводе Шиля «Система логики» Дж. Ст. Милля (перевод выражения «moral science »), но некоторые немецкие исследователи считают, что формирование этого понятия началось ещё до перевода Шиля.
Широкое употребление понятие «науки о духе» приобретает благодаря работе В. Дильтея «Введение в науки о духе» («Einleitung in die Geisteswissenschaften», 1883), в которой проводится обоснование методологических принципов «». Дильтей в своих работах рассматривает ряд вопросов, лежащих в основании «наук о духе» (напр., историчность этих наук, их языковая природа, а также проблемы переживания и понимания). В самом начале «Введения в науки о духе» он отмечал, что если до начала XVIII в. над науками об обществе и истории довлела метафизика, то уже с середины этого же столетия они попали в столь же безысходное подчинение к естественным наукам .

Можно также отметить трансформацию традиционного разделения наук, ведущего свою историю от Аристотеля по линии Кант — Коген — Бахтин. А именно — разделение логического, этического, эстетического и совершенно особым образом религиозного опыта ответственности.

  1. В логике рассматриваются причинно-следственные отношения объективного в смысле естественно-научной рациональности, в этом отношении мир рассматривается с позиции субъекта, который опредмечивает и упорядочивает объекты мира сущего. В некотором роде, это определенный масштаб отношения к миру явлений как к всеобщей и абсолютной субстанции.
  2. В этике отношение к другому как к самому себе, в этой области формулируются значимые нравственные максимы и ссылки на авторитет.
  3. В эстетике речь идет об отношении автора и героя, зрителя и произведения. В этом отношении всегда сталкиваются два несовпадающих друг с другом сознания, где одно завершает другое во всех трансгредиентных (фон, образ, художественное оформление и пр.) ему моментах.
  4. Область религии коррелирует с этическим, но выходит за пределы этого разделения, поскольку речь идет об общении с Богом (в том числе чтение религиозной литературы, форма этого общения и пр.).

Здесь мы в первую очередь имеем дело с когеновской идеей заданности исследования выбранным способом и отношением к описанию или же, говоря словами Г. Когена, «методология подхода конституирует предмет исследования».

Обществознание: Сдаем без проблем! — подготовка к ЕГЭ

Социальные науки, их классификация. Социальное и гуманитарное знание — ПОЗНАНИЕ

На экзамене проверяются дидактические единицы: социальные науки, их особенности. Социальное познание, его специфика. Методы социального познания.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Социальное познание — процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Социальное познание, наряду с общими для всех познавательных процессов чертами, существенно отличается от познания природы.

Особенности социального познания:

1. Субъект и объект познания совпадают, т. к. общество включает в себя материальные и идеальные отношения людей, субъективный мир человека. Познание становится самопознанием.

2. Получаемое социальное знание всегда предполагает личностное отношение субъекта познания и затрагивает непосредственно интересы людей.

3. Общество является самым сложным из объектов познания. Все события и явления общественной жизни сложны и многообразны, непохожи друг на друга и тесно переплетаются, поэтому выявить закономерности общественного развития очень трудно, а открытые социальные законы носят вероятностный характер.

4. В социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенными методами научного исследования общества являются моделирование, научная абстракция. Исключительно велика роль мышления.

Методы социального познания — отличаются от методов исследования природы. Это — включенное наблюдение (изучение объекта изнутри), социальный эксперимент (не допускающий проб и ошибок, как в естествознании); исторический метод — метод выявления значимых исторических фактов и стадий развития, позволяющий создать теорию объекта, его логику и закономерности развития; моделирование (научное построение не на самом оригинале, а на его аналоге, сходном в определенном отношении).

Обществознание — совокупность наук, изучающих общество в целом. В числе этих наук — философия, история, социология, экономика, политология, психология, социальная психология, антропология, культурология, правоведение.

В совокупности наук об обществе выделяют две разновидности — социальные и гуманитарные.

Социальные науки — это науки о поведении людей. Это — социология, психология, социальная психология, политология, антропология, этнография (наука о народах).

Гуманитарные науки — это науки о духе, культуре. К ним относятся: философия, история, искусствознание, культурология, этика, эстетика, литературоведение.

У социальных и гуманитарных наук много общего, они тесно связаны между собой и взаимодействуют, обогащая друг друга новыми знаниями.

ПредыдущаяСледующая

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: