Гомеровский период
Гомеровский период в истории Греции (XI—IX вв. до н. э.) назван в честь прославленного Гомера. Основными источниками информации о той эпохе являются его произведения «Илиада» и «Одиссея».
Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько веков назад. Памятников культуры того периода почти не осталось. Из-за этого ученым сложно ее охарактеризовать, им приходится исследовать лишь однотипные и простые некрополи, которые очень скудны по содержанию.
Но все же гомеровский период привнес и много значимого в развитие греческой культуры. С помощью железных орудий людям той эпохи удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода увеличилась численность населения, активно развивались общественные отношения, торговля и ремесла.
Общая характеристика
Классический период в истории Древней Греции охватил не более двухсот лет с конца $VI$ века до $338$ года до н.э. и ознаменовался наивысшим расцветом греческого общества во всех сферах жизни. Это время победы эллинов над могущественной персидской державой, время расцвета афинской демократии, время, когда творили Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Геродот, Платон и Аристотель.
Пик расцвета греческой полисной системы пришелся на $V$ век до н.э. Окончание периода характеризуется напротив, всесторонним кризисом, выражающимся в размывании принципов взаимозависимости гражданина и земельной собственности, разрушении связи между интересами полиса и его гражданами, разрушении единого гражданского коллектива, появлением наемничества. В конечном счете, происходит поглощение территории Греции державой Александра Македонского. В конце Классического периода просматриваются черты уже новой эпохи – Эллинистической, где важным рубежом стало вторжение Александра в Персию.
Рабство классического типа
Для эпохи классической Греции характерным стало становление классического рабства, у которого существовали две основные формы.
- Илоты – покоренное дорийцами население Мессении в Пелопоннесе, низведенное до положения государственных рабов. Такой тип рабства был характерен не только для Спарты, но и для целого ряда полисных государств.
- Рабство классического типа, где раб представляет собой «говорящее орудие», полностью подчиненное воли хозяина, где право собственности ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и автоматически приписывались к рабскому сословию. Обращали в рабов не греческое население, захваченное во время военных действий или пиратских набегов.
Замечание 1
Таким образом, сформировавшаяся вследствие ряда географических, социальных и политических особенностей полисная система была практически не известна в древнем мире, но оказала огромное влияние на развитие европейской цивилизации и создала принципиально новый вариант политического и социально-экономического развития общества.
Греческая мифология и её отражение в архитектуре Древней Греции
Архитектурный облик Древней Эллады отражает мифы народа, жившего на её территории. В мифологии Древней Греции боги обитали на горе Олимп. А у подножия жили обычные люди. По такому же принципу строились города (полисы).
Храм Геры в Олимпии. Сегодня здесь хранится Олимпийский огонь
Где и как жили простые смертные в городах Древней Греции?
Вокруг природного или насыпного холма строили нижний город. Ремесленники одной профессии жили компактно в кварталах. В центре всегда была торговая площадь, где они решали хозяйственные и административные вопросы, собираясь вместе. Место это называлось агора.
Гимназии и спортивные школы (палестры) имели большие комплексы и находились неподалёку.
Где и как отдыхали боги?
Центральной частью в плане городов Древней Греции были акрополи – холмы с возведёнными храмами для бога-покровителя конкретного города. Как правило холмы имели и защитную функцию: их хорошо укрепляли на случай войны.
Храм Афайи на острове Эгина в Сароническом заливе
Самыми могущественными городами-государствами в тот период являлись Афины, Спарта, Фивы и Коринф. Они как сотрудничали, так и воевали между собой.
Эллинизм в архитектуре Древней Греции: кратко о чудесах зодчества и открытиях
Эллинистический период (IV – I века до н.э.) в архитектуре был отмечен псевдодиптерой — двойной колоннадой, внутренний ряд которой скрыт наполовину в стене. Автором этого открытия был Гермоген (конец III-го – начало II-го в. до н. э.) – один из родоначальников ионического ордера. Известен как «Гермоген из Алабанды». Впервые эту архитектурную формулу архитектор воплотил в храме Артемиды Белобровой (Левкофрины) в ионийском городе Магнесии-на-Меандре, неподалёку от Эфеса.
Сведения о Гермогене дошли до нас благодаря трактату «Десять книг об архитектуре» римского зодчего Витрувия, жившего в I веке до н. э. Позднее римляне переняли эту формулу и широко использовали в своей архитектуре.
Как греки обогатили архитектуру Египта
Эллинизм знаменит ещё возведением круглых зданий. Сохранилось несколько построек такого типа в Эретрии, Олимпии, на острове Самофракия.
Александр Македонский во время своих походов основал 17 одноименных городов. Но лишь один дожил до наших дней — Александрия в Египте. После смерти Александра город перешёл под власть фараона Птолемея. Он и распорядился построить маяк, вошедший в список «7 чудес света«. Целью его сооружения было облегчить путь мореплавателям в плохую погоду и ночное время.
Как Колосс Родосский пал дважды
Ещё одно «чудо» из списка было построено на острове Родос архитектором Харесом в виде гигантской скульптуры бога Гелиоса — Колосса Родосского. Простоял он около 50 лет и был разрушен землетрясением.
Римский император Нерон стремился увековечить себя копией Колосса. Но и тот пал, а слово «Colosso» с итальянским произношением перешло амфитеатру Колизей.
Повседневная жизнь
Развод
Муж мог отказаться от жены в любой момент, даже не имея на то веских причин. Жена со своей рабыней возвращалась в отцовский дом, взяв с собой свои украшения. Но развод не был частым явлением, потому что, расставшись, муж должен был вернуть жене ее приданое. Только бесплодие могло стать веской причиной для развода. Женщина тоже могла расстаться с мужем, но для этого ей надо было пройти долгий путь судебного рассмотрения.
Муж-гражданин
Мужчина в Греции жил полноценной жизнью и пользовался полной свободой вне дома. Каждый день он посещал агору, принимал участие в сборах, присутствовал на театральных представлениях и спортивных соревнованиях. Он должен был исполнять гражданские и государственные поручения. Но прежде чем вступать в свои гражданские права, молодой человек на протяжении 2 лет (от 18 до 20) служил в армии.
Дети жили в гинекее со своей матерью и рабынями. У них были свои игры: кольца, обручи, игрушки из глины и даже домашние животные. Дети внимательно слушали рассказы кормилицы про героев, богов или же поучительные басни Эзопа. В 7 лет дети начинали посещать школу, где учились читать, писать и считать. Также они учились петь и танцевать. Девушки же оставались под опекой матери в гинекее.
Спорт
Чтобы поддерживать себя в форме, греки уделяли большое внимание занятиям спортом. Каждый день они посещали спортивные залы или гимнасии
Также они могли заниматься физическими упражнениями в термах — гражданских банях. Мужчины занимались борьбой, либо боксировали, но отдавали преимущество соревнованием с пятиборьем.
Досуг
Часто мужчины устраивали в домах громкие банкеты — симпозиумы, во время которых они не только ели и пили, но и разговаривали, смотрели выступления певцов и танцовщиц, специально нанятых для увеселения гостей. Женщинам было запрещено веселиться рядом с мужьями, они должны были лишь следить за тем, чтобы гости не имели ни в чем нужды.
Женщины в гинекее
Женщина находилась в женской части дома вместе с детьми и рабынями. Долгом жены было следить за работой рабов в доме, контролировать употребление продуктов, но главное — не вмешиваться в личную жизнь своего мужа. Жена пряла шерсть, ткала, занималась воспитанием детей, подготовкой к семейным праздникам, следя за тем, чтобы дом соответствовал социальному положению мужа.
Период эллинизма и римского владычества
Надо сказать, что в четвертом периоде греческого искусства архитектура уже не обладает чистотой вкуса, свойственной предыдущей эпохе. Под влиянием чувственности и нежности восточной культуры, проникшей в Элладу, художники начинают заботиться в большей мере о пышности и эффектности сооружений. Повсеместно используется коринфский ордер.
Примечательно, что именно в этот период широко распространяется строительство светских объектов: театров, дворцов и пр. Переход от старых тенденций к новым отчетливо виден в архитектуре храма Крылатой Афины (архитектор – Скопас). Также из памятников четвертого периода особого внимания заслуживает храм Зевса в Немее и несколько объектов в Афинах (памятник Лисикрата и Башня Ветров).
Немало новых сооружений появляется в Малой Азии, в частности, памятник царю Мавсолу (иногда называют Мавзолеем в Галикарнасе). К эллинистическому периоду относится множество древнегреческих театров и общественных построек, распространенных по всему Средиземноморью. Спортивный стадион Родоса является одним из немногих сохранившихся олимпийских стадионов. Также фундаменты большинства сооружений, относящихся к первоначальному ансамблю афинской агоры, были возведены в период эллинизма.
После того, как греческие города попадают под власть Рима, самостоятельная архитектурная деятельность практически исчезает. Однако, архитекторы и художники, переместившиеся в Рим, способствовали облагораживанию римского зодчества.
Можно сделать вывод, что в последний период своей истории древнегреческая архитектура уже становится частью римского искусства и не может рассматриваться как отдельная сфера. Афинское зодчество в этот период отмечается определенной активностью, в особенности в районах новой и старой агоры, но эти постройки специалисты включают уже в римскую архитектуру.
Тагир
На основе идей античной философии, сложилась средневековая философия и стала одним из истоков развития европейской общественной мысли.
Философы классифицируют четыре периода в античной философии, которые охватывали период от 7 до 5 веков назад – классический период (V — IV века) и эллинистическо-римский (III в. до н. э.- II в. Римско-эллинистический (I в. до н. э. – I в. н. э.) и римский (II в. до н. э. – I в.н. э.), натурфилософский (классический) этап (VII-V веков до н.э.).
Классическая греко-римская философия создавалась на основе древнегреческих городов-полисов: Афины, Спарта, Макиен, Аргос и т.д. Она представляет собой совокупность философских школ, названных по имени соответствующих полисов. Примером может послужить термин «натурфилософы» (в переводе — философы природы) — они рассматривали проблемы мироздания в единении с природой, богов и человека; при этом природа космоса определяла природу человека. Основополагающий вопрос доклассической философии — вопрос о первооснове мира.
С точки зрения ранних мыслителей, космическая гармония была одним из основных вопросов.
По мнению поздних мыслителей, в созерцательном подходе используются логические аргументы, и возникает система категорий.
К натурфилософам относят:
Школа | Главные представители | Основные идеи | Что является первоосновой мира |
Ранние натурфилософы | |||
Милетская школа | Фалес (ок. 625-ок. 547 гг. до н.э.), основоположник школы, которая впоследствии | Природа является частью Бога | Вода |
Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) | Есть множество миров, которые появляются и исчезают | Апейрон – абстрактная материя, которая находится в постоянном движении. | |
Анаксимен (ок. 588-ок. 525 гг. до н.э.) | Сформировал теорию о небе и звездах (античной астрономии) | Воздух | |
«Эфесской» называют школу в Эфесе, которая была основана в 3 веке до нашей эры. | Гераклит Эфесский (ок. 554-483 гг. до н.э.) | Неизменной остается и эта истина: «В одну реку нельзя войти дважды». | Огонь — это знак всеобщей, разумной и одушевлённой стихии |
Элейская школа (элеаты) | Ксенофан из Колофона (ок. 570-после 478 гг. до н.э.) | Чему же учит нас чувство? Оно не дает нам истинного знания, а приводит лишь к мнениям. | «Единое» — это то, что является вечным, совершенным бытием, в котором и пребывает Бог. |
Парменид (ок. 515 г. до н.э. – ?) | В подлинной истине «алетейю» можно узнать лишь разумом. | «Вечное» — это не что иное, как отсутствие начала и конца. | |
Зенон Элейский (ок. 490-ок 430 гг. до н.э.) | Не существует движения, потому что движущийся предмет состоит из множества неподвижных точек (Ахиллес и черепаха) |
||
Поздние натурфилософы | |||
Пифагор и его последователи – пифагорейцы. | Пифагор (2-я пол. VI-начало V вв. до н.э.) | Не стоит забывать о том что гармония, порядок и мера – это основа основ в жизни каждого человека. | Знак мирового порядка — число, которое является символом гармонии и мира. |
Эмпедокл из Агригента (484-424 гг. до н.э.) | Сущность движущих сил мира – борьба между Любовью и Враждой. | Четыре стихии: вода, воздух, земля и огонь. | |
Неформальное, стихийное материалистическое направление. | Анаксагор (500-428 гг. до н.э.) | Нус, Ум (интеллект) – упорядочивает хаотичную смесь семян, благодаря чему появляются вещи. | «Семена» – бесконечное множество мельчайших частичек |
Науку о природе атома и ее законов, а также об атомах в целом, можно назвать атомистическим материализмом. |
Левкипп, Демокрит из Абдер (460 в. до н.э.) | Все тела образуются в результате многообразных соединений атомов | Как правило, все тела образуются в результате разнообразных соединений атомов. В атомах есть множество бесчисленных, постоянно движущихся элементов. |
Искусство
Древнегреческое искусство представлено, прежде всего, прекрасной скульптурой и архитектурой, живописью. Гармония, уравновешенность, упорядоченность и красота форм, четкость и пропорциональность, вот основные принципы греческого искусства, которое рассматривает человека, как мерило всех вещей, представляет его в физическом и моральном совершенстве.
Знаменитая Венера Милосская, творение неизвестного греческого скульптора. Изображающая богиню любви и красоты Венеру, она ведь в первую очередь передает первозданную красоту женского тела, в этом вся скульптура древней Греции и все ее искусство.
Архитектура древней Греции особенно прославилась благодаря Фидию, скульптору и архитектору, Парфенон, храм посвященный покровительнице Афин богине войны и мудрости Афине величайшее его творение.
Но помимо Парфенона греками было построено и множество других не менее красивых храмов, многие из которых, к сожалению, не сохранились до наших времен или же сохранились в виде руин.
Руины храма Аполлона в Дельфах.
Что же касается живописи, то она в древней Греции была представлена в искусных рисунках на греческих вазах, в форме вазописи. В декорировании и расписывании ваз и амфор древние греки достигли большого мастерства.
Расписанная греческая амфора. Стоит заметить, что древние греки расписывали самые разные виды глиняной посуды. А надписи на вазах, оставленные некоторыми вазописцами стали дополнительным источником исторической информации.
Эллинистический период античной философии
Этот период характеризуется упадком греческой культуры, начавшимся после первой победы Македонии над Грецией.
Определение 3
Философские школы, возникшие в этот период – это школы стоиков, киников и эпикурейцев, также популярным в это время является течение скептицизма.
Характерным для этого периода является заинтересованность не в жизни всего государства, но в жизни отдельного человека, то есть этика из социальной сменяется на индивидуальную. Главный вопрос нравственности этого времени – это как достигнуть свободы при тоталитарном режиме.
Школа стоиков, возникшая в то время, не столько наука, сколько образ жизни для её последователей. Стоики считают, что цель человека – не достижение счастья, как считал Сократ, а достижение покоя и безмятежности, бесстрастия. Бесстрастие или апатию они считают своим этическим идеалом. Стоики считают, что человек должен полностью перестать поддаваться внешним обстоятельствам и земным страстям и принимать решения только на основе разума. Основателем стоицизма считается Зенон Китийский, другими видными его последователями в дальнейшем были Сенека и император Марк Аврелий.
Другая школа того времени – это киники, её создателем считается Антисфен, а наиболее ярким представителем Диоген Синопский. Основной идеей этой школы является простота жизни. Жить нужно подобно собаке, то есть просто и к презрению к условностям, но при этом быть верным, храбрым и благодарным, а также уметь постоять за себя. Именно киники ввели термин аскесис, обозначавший способность к самоотречению и превозмоганию.
Философское течение Эпикура – ещё одно учение того времени. Эпикур считал, что индивид первичен, в то время как все общественные связи необходимы лишь для того чтобы индивидуум мог достигнуть преследуемых им целей. Также Эпикур преследовал идеи гедонизма, понимая под главной целью человеческого существования счастье как наслаждение. Высшим удовольствием он, также как и стоики считал невозмутимость духа. В дальнейшем идеи Эпикура приобрели популярность в Римской Империи. В целом, течение эпикурейцев является утончённым, просвещённым, но всё же довольно эгоистичным, особенно, если сравнивать с течением стоиков, которые более суровое и придерживается альтруистического принципа долга.
Архитектура Древней Греции
Замечание 1
Древнегреческая архитектура заложила основу европейской и послужила образцом для множества архитекторов по всему миру.
Греческую архитектуру принято разделять на несколько периодов:
- архаический период (VII в до нашей эры до времен Солона (590 до нашей эры);
- ранне-классический период (590 до н.э. – 470 до н.э.);
- классический период (470 до н.э. – 338 до н.э.);
- период эллинизма (338 до н.э. – 180 до н.э.);
- период Римского владычества (180 до н.э. – 90 до н.э.)
Архаический период в древнегреческой архитектуре характеризуется выработкой основных принципов и форм.
К наиболее древним периодам (крито-микенскому или догомеровскому) греческой архитектуры относятся развалины Кносса и Феста на Крите. Развалины Микен относят обычно к микенскому этапу развития.
Рисунок 1. Минойский дворец в Кносе. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Более интересен ранне-классический период. Дошедшие до наших дней развалины сооружений этого периода дают понять, что главной его чертой было постепенное освобождение архитектуры Греции от чужеземного влияния и применения элементов, занесенных из Египта и Азии. На этом этапе начали проявляться архитектурные формы, которые соответствуют духу народа и условиям его проживания. Практически все сооружения этого периода выполнены в дорическом стиле. Изначально он был тяжеловесным и весьма малоизящным, но позднее стал более легким и красивым. Из храмов этого времени, располагающихся в самой Греции, примечателен храм Геры в Олимпии. Также к этому времени следует относить храм Артемиды в Эфесе, который считался одним из семи чудес античного мира. Некоторые источники указывают на то, что храм был сожжен Геростратом и отреставрирован Александром Македонским.
Классический период
Третий период является наиболее прогрессивным в греческом искусстве и архитектуре. В самом начале дорический стиль продолжил быть господствующим. Он стал намного легче, его формы стали сочетаться гораздо смелее. Впоследствии ионический стиль входит в моду все более прочно и, наконец, постепенно начинается применяться коринфский стиль.
В классический период греческие храмы становятся более гармоничными с архитектурной точки зрения. В малоазийских колониях приоритетным вопросом у зодчих было применение роскошных отделочных и конструкционных материалов, форм и украшений. В то же время в Сицилии продолжает господствовать дорический стиль, здесь зодчие стремятся поразить зрителя колоссальностью и монументальностью зданий.
Рисунок 2. Парфенон. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Вместо песчаника и известняка в строительстве используется мрамор. Он поддается более тонкой обработке, что способствует большему изяществу, вырезаемых на нем орнаментов. Храм Тесея, построенный в Афинах в начале периода является наиболее примечательным объектом доризма, смягченного в Аттике. Практически одновременно с ним появилось еще два памятника архитектуры, которые характеризуются гармоничностью пропорций и новой интерпретацией ионического стиля (маленький храм в Илиссе и Храм Ники Аптерос).
Большую роль в развитии архитектуры классического периода сыграл Перикл. При его правлении в Афинах на месте древних святилищ акрополя, некогда уничтоженных персами, был возведен неподражаемый храм богини – покровительницы города и еще множество архитектурных памятников. Парфенон был воздвигнут под руководством архитекторов Калликрата и Иктина. Изготовлением скульптур занимался античный мастер Фидий.
Блестящие успехи на архитектурно-строительном поприще Афин оказали сильное влияние на архитектуру других городов Аттики и Пелопоннеса. Так, под руководством Иктина был возведен роскошный храм Деметры и храм Эпикурейского Аполлона. К тому же периоду относится строительство храма в Зевса в Олимпии, который известен своими скульптурными украшениями.
Классический период
После победы греков в греко-персидских войнах в 500–449 гг. до н. э. начался классический период греческой культуры, центром которого стали Афины.
В период классики большое внимание уделялось воспитанию и образованию. Развивается медицина, которая в первую очередь связана с именем Гиппократа
В классической литературе получили развитие два жанра – комедия и трагедия. С именем Еврипида связано появление нового литературного жанра – психологической драмы. В классический период зарождается театр.
Активное развитие получила архитектура. Появляется новый ордер – коринфский.
В 431 году до н.э. началась Пелопонесская война между Афинами и Спартой. Этот период ознаменовался кризисом полиса.
Война оказала заметное влияние на образ жизни и мысли людей. У людей появилась одна цель – найти свое счастье. На этой почве стала развиваться философия.
Высокого уровня в эпоху кризиса полиса достигает риторика, которая в первую очередь связана с именем Исократа и Демосфена. Развивалась архитектура. В ней преобладал коринфский стиль.
Изменилась скульптура. По сравнению с классическим периодом она стала более драматичной. Скульптуры пытались передавать внутреннюю жизнь изображаемого героя, наметилась некая сюжетность. Стоит отметить такие шедевры скульптуры того периода, как «Отдыхающий Гермес», «Афродита Книдская», «Геракл», «Александр Македонский» и др.). Выдающимися скульпторами эпохи кризиса полиса были Скопас, Лисипп, Пракситель и др.
Рисунок 2. Афродита Книдская. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Поход Александра Македонского (356 – 323 гг. до н. э) на Восток положил начало новой культурной эпохе Древней Греции, пришедшей на смену классическому периоду – эллинизму.
Описание смены архитектурных веяний
По мере того, как происходила смена культур, видоизменялись старые и возникали новые архитектурные формы. Ведь внешний вид и оформление важных общественных помещений должны были соответствовать настроению и характеру общества. И талантливые проектировщики стремились к созданию таких архитектурных шедевров, которые бы соответствовали духу времени.
Подчеркнуть внутреннюю борьбу с пережитками прошлого и возможность идти вперед смог дорический ордер
Поэтому самой важной особенностью архитектуры раннего классического периода стала строгость и упорядоченность, которая в то же время, пересекалась с динамизмом и героическим духом греческих полисов
Идеальным образцом нового направления в зодчестве стал храм Зевса в Олимпии с типичными для того времени скульптурами фронтонов. А судить об особенностях оформления колон и сочетании главных и второстепенных деталей можно на примере храма Геры, который был найден на территории древнего Пестума.
Отличительной чертой этого архитектурного памятника, как и других шедевров классических мастеров, была внутренняя дисциплинированность и собранность. Здесь уже нет разительных контрастов, характерных для архаических построек. Гармоничное соотношение между несомыми и несущими частями создает эффект естественности.
В эпоху высокой классики центром культурной жизни греческих поселений считались Афины. Поскольку в этот город съезжались лучшие деятели искусства из всех уголков Греции, проектировка и неповторимые шедевры Афин стали ярким примером развития классической архитектуры.
Лучшим образцом, который демонстрирует достижения и архитекторов, и скульпторов, и живописцев стал Афинский Акрополь, который объединил величественные храмы и другие общественные сооружения. И расположение памятников в этой части города, и их убранство вдохновляло на мысли о свободе, природной гармонии и торжестве прекрасного.
Оформленные в дорическом стиле культовые сооружения Акрополя (в частности, храм в честь Афины Парферос — Парфенон) включали изысканные элементы ионического ордера. Так, например, элегантные детали оформления колон, стилизованные фризы, декорированные скульптурными изображениями исторических событий, фигурами людей и богов, гармонично сочетались в этих зданиях со строгими и сдержанными пропорциями.
В целом стоит отметить, что Акрополь, сооруженный в честь древнегреческих божеств, в то же время, возвышал человеческую природу. В окружении реалистичных статуй божеств ощущалась значимость основных человеческих добродетелей — героизма, смелости, справедливости. А благодаря оптимальному расположению (на обрывистом холме с крутыми склонами) и развитой оборонительной системе он также служил убежищем для окрестного населения во время войны.
В насыщенный событиями период поздней классики продолжали появляться новые, уникальные и грандиозные храмы. Строгие дорические элементы теперь уже сочетались в них с деталями абсолютно нового – элегантного и сложного коринфского ордера. Вместе с тем, появлялись новые общественные сооружения, которые способствовали формированию культуры народа, становлению новых идеалов и ценностей (например, театры под открытым небом с оптимальной структурой, концертные залы).
Стоит отметить, что при сооружении жилых и общественных зданий, как и при строительстве храмов, греки не только стремились декорировать их новыми специфическими элементами, характерными для разных ордеров. Начиная со второй половины IV века до н. э. применялись различные формы и композиционные приемы. А традиционные восточные детали, которые с этого времени начали внедряться в греческое искусство, делали классические греческие архитектурные шедевры еще более роскошными и загадочными.
Ранний период
Возникновение древней Греции берет начало в глубокой древности, во времена, когда сами древние греки были такими же варварами. Племена пеласгов, населяющих греческую территорию за 3 тысячелетия до н. е. были изгнаны оттуда пришедшими с севера племенами ахейцев. Ахейцы, создавшие ахейскую цивилизацию, в свою очередь, были уничтожены племенами дорийцев, которые находились на более низком в культурном плане уровне развития. После гибели ахейской цивилизации наступает так званый «темный век» античного мира. Как и подобно другому «темному веку» наступившему после крушения Римской империи он характеризуется упадком культуры, отсутствием письменных источников, способных рассказать нам об этом историческом периоде.
Кое-какой свет на него пролил лишь Гомер, правда, долгое время серьезные историки считали события, описанные в «Илиаде» о Троянской войне лишь выдумкой поэта, пока некто, немецкий археолог Генрих Шлиман не раскопал реальную Трою. Правда споры о достоверности раскопанной им Трои ведутся до сих пор, у нас на сайте есть отдельная интересная статья по этой теме, а мы пока возвращаемся к истории Греции.