Ордера дорический, ионический, коринфский. ионический ордер в архитектуре: построение, фото

Храмы дорического стиля

Дорический ордер:

Мужественное величие, монументальная торжественность и суровая простота, сила, сдержанность в применении декора отличают дорический ордер. Колонна дорического ордера не имеет базы. Ствол колонны (фуст), стоящий на верхней ступени стереобата — стилобате, сужается кверху, приблизительно на 1/3 высоты ствол колонны имеет припухлость (энтазис). Поверхность ствола колонны оживляют вертикальные желобки — каннелюры, которые врезаются не очень глубоко, образуя острые грани. Дорическая капитель довольна проста и конструктивна, состоит из квадратной плиты с прямыми краями — абака, и эхина — круглой в плане подушки с выпуклым криволинейным профилем. Антаблемент дорического ордера состоит из трёх элементов: архитрава, фриза и карниза. Архитрав — гладкая балка, опиравшаяся на капители колонн. Над архитравом — фриз, состоящий из триглифов (представлялись рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве) и менот (часто рельефные квадратные плиты, закрывавшие промежуток между триглифами). Карниз, находившийся над фризом, сильно выступал вперёд, нависая над нижними элементами антаблемента. Фронтон — треугольная стена между горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нередко украшалась рельефами. На крыше по углам фронтонов ставили акротерий (статую, скульптурную группу или орнаментальное крашение).

Древнегреческие архитектурные ордера

Архитектурный ордер – это тип архитектурной композиции, подчиняющийся определенной архитектурно-стилевой обработке и использующий определенные элементы.

Колонны в стилевом единстве использовались в Древнем Египте, в крито-микенской архитектуре, но строгая система, получившая название «ордер», появилась только в Древней Греции.

Этот термин происходит от латинского и впервые его употребил Витрувий – теоретик архитектуры второй половины I века до нашей эры.

Различают пять классических ордеров. В Древней Греции возникли ионический, дорический, коринфский, а тосканский и композитный появились в Древнем Риме.

Однако коринфский ордер в Древней Греции почти не применялся и наиболее распространенным был в Древнем Риме.

Из всех ордеров первым появился лаконичный, мужественный и сильный дорический ордер в VI веке до нашей эры. Он включает два варианта – малоазийский и аттический. Коринфский ордер появился позднее, во второй половине V века до нашей эры.

От ионического он отличался резной «растительной» капителью.

Храм Зевса Олимпийского в Афинах является типичным коринфским строением. К основным частям греческого ордера относятся стереобат (ступенчатое основание), стилобат (вертикальные опоры – колонны, расположенные на верхней ступени стереобата) и антаблемент (верхняя часть – перекрытие, состоящее из трех частей – архитрава, фриза, карниза).

Дорический ордер имел все три основные части, а характерной для него была колонна с рассекающимися желобками-каннелюрами. Архитрав представлял собой ровную балку, а фриз – чередующиеся метомы и триглифы.

От дорийского отличался ионический ордер, имевший стройные колонны, стоявшие на базе и заканчивающиеся капителью с двумя завитками-волютами. Сложился ионический ордер в VI веке до нашей эры.

Ионический и дорийский ордера имели широкое использование от небольших галерей жилых зданий до внушительных портиков храмов.

Некоторые постройки VII века до нашей эры использовали эолийский ордер. Расположены они в основном в Малой Азии, в Неандрии, на острове Лесбос. Колонны этого ордера были тонкие и гладкие, стояли на базе и завершались капителью.

Древнегреческие ордера хорошо изучены, источниками для них являлись деревянные столбы, которые укрепляли на постаменте. Эти столбы несли на себе, перекрывающие их деревянные балки.

Каменные храмы имели двухскатную крышу, повторявшую деревянную стропильную конструкцию.

В более легком ионическом ордере кровля могла быть из мелких бревен. Местный строительный прием появился в эолийском ордере – балки укладывали на развилку ветвей древесного ствола.

Система древнегреческих ордеров тщательно изучается современными архитекторами и дизайнерами для использования ее в современных строениях.

Греческий дорический ордер

Дорическая архитектура Древней Греции отличалась мужественным величием, торжественностью, суровой простотой, сдержанностью в применении декора.

Классический ордер имеет 4 разновидности – тосканский, дорический, ионический, коринфский. Отличаются они друг от друга степенью архитектурно-декоративной проработки.

Композитный тип ордера – это пятый тип, состоящий из ионического и коринфского ордеров. Ордера могут быть полные и неполные. В полном ордере насчитывается 19 частей – на пьедестал приходятся 4 части, на колонну — 12 частей и 3 части – на антаблемент.

В неполном ордере всего 5 частей, из которых на колонну приходилось 4 части и 1 часть на антаблемент. Пьедестал можно было исключить из ордера.

Дорический ордер относят к простым. Дорийская колонна воспроизводит пропорции, крепость и красоту мужского тела. Более изящным дорический ордер стал во времена Виньолы, тогда высота его колонн увеличилась до 8-ми диаметров.

Рисунок 1. Дорический ордер. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Ордер имел две разновидности – зубчатую и модульонную, отличающиеся строением карниза и капители. Дополнительные украшения и детали, такие как каннелюры, дентикулы, модульоны, триглифы, метопы отличали его от «аскетичного» тосканского ордера.

В противовес ионическому ордеру дорический ордер связывают со Спартой, а ионический, с точки зрения архитектуры, связывают с Афинами.

Встретить его ранние версии можно, например, в Олимпии, на полуострове Пелопоннес. Свое окончательное развитие ордер достиг в Афинах, в построенном Иктином в 447-438 гг. до нашей эры, Парфеноне.

В это время сложилось афинское демократическое государство, в области науки и искусства были созданы большие ценности. Парфенон являлся «самым классическим» произведением архитектуры V века до нашей эры.

Развитие дорического ордера, окончательно сложившегося в VI веке до нашей эры, шло до Парфенона.

В дорическом ордере выделялось три части – ступенчатый постамент, колонна, антаблемент. Постамент состоял из нижней самой большой ступени, который выкладывался на грубо обработанные камни – стереобаты.

Над стереобатом располагались три одинаковые ступени, причем верхняя образовывала ровную искусственную площадку, на которую ставились колонны и стены целлы – это были стилобаты.

Колонны не имели подставки и ставились непосредственно на стилобат. Колонна имела ствол и капитель. Кверху ствол колонны сужался неравномерно, усиление происходило с трети высоты. В результате создавалось впечатление припухлости колонны – энтазис.

Около 20 каннелюр вырезались на поверхности колонны, образуя острые грани и создавали игру света и тени. От ствола колонны горизонтальными врезами отделялась капитель, носившая названия врезы гипотрахемона. Капитель состояла из эхина и абака.

Эхина – это округлая подушка, на которой лежала квадратная плита – абака.

Важнейшие памятники

Подлинное начало греческой храмовой архитектуры, если оста­вить в стороне предварительные ее ступени, мы можем отнести к тому времени, когда было закончено образование греческих государств и сознание национального единства нашло себе сильнейшее выражение в основании общих игр, т. е. ко времени введения олимпиад, в 776 г. до н. э. С этого времени начинается развитие классической архитектуры, охватывающее промежуток в шесть столетий.

История архитектуры К. О. Гартман, 1936 г.

по теме:

Архитектура Древней Греции (основная статья)

От: no, &nbsp
Скрыть комментарии (0)

  • Периоды, греческая архитектура
  • Доэллинская (Микенская) архитектура (греческая архитектура)
  • Катагогион, древнегреческая архитектура
  • Святилище Асклепия (Асклепейон) в Эпидавре, Храм Асклепия, древнегреческая архитектура
  • Памятник Агриппе, Акрополь, Афины, (греческая архитектура)
« Доэллинская (Микенская) архитектура (греческая архитектура) Периоды, греческая архитектура »

Обломы

Элементы, из которых складываются профили (очертания поперечного сечения) главных частей ордера, а также горизонтальных, тяг и наличников, называются обломами, или мулюрами. В эллинском зодчестве все разнообразие архитектурных профилей сводилось к небольшому числу основных обломов простейшего очертания (рис. 5).

5. Греческие обломы: 1 — полочка, плинт или плита; 2 — валик или вал (торус) и четвертной вал (до пунктира): строятся по дугам окружности или более сложным кривым (правый чертеж); 3 — дорический «ястребиный клюв» (слезник) и этапы его развития; 4 — дорическая кима (киматий) или гусек (а — прямой, б — обратный); 5 — ионический «лесбийский киматий», или каблучок (а — прямой, б — обратный); 6 — выкружка, строящаяся по кривым, близким к дугам окружности; 7 — скоция (асимметрическая выкружка с профилем двухцентровой дуги или более сложной кривой); 8 — астрагал (сочетание полочки с валом и выкружки)

Это были: 1) полочка (плинт) или (в случае больших размеров) плита; 2) полувал или вал (торус) и четвертной вал, сечение которых являлось частью окружности (сюда же следует отнести сходные с полувалом обломы, образуемые многоцентренными или параболическими кривыми); 3) «дорический ястребиный клюв» или слезник; дорический киматий* (Термин «кима», или «киматий» (греч. — волна) применялся к обломам с «волнистым» профилем (гусек, каблучок и приближающиеся к ним по форме обломы). Необходимо различать киму (облом) от симы (водосточного желоба вдоль края крыши). Профиль кимы обычно придавался венчанию карниза, часто (но не обязательно) образуемого симой) — нижняя часть дорического клюва, которой нередко придавали выпуклую кривизну; 4) гусек (дорический киматий) — прямой и обратный* (Облом принято называть прямым, если он расширяется кверху, и обратным, если он расширяется книзу); 5) каблучок (лесбийский киматий) — прямой и обратный; 6) выкружка — вогнутый профиль, образуемый частью окружности; 7) скоция — схожий с выкружкой облом, образуемый более сложными кривыми, и наконец 8) астрагал — валик с подводящими к нему снизу полочкой и выкружкой.

Поскольку те же профили придавались тягам или поясам, разделявшим и вместе с тем связывавшим поддерживающие, несущие и несомые части постройки, они получали исключительно важное значение в общей композиции сооружения. Некоторые из профилей (например, каблучок или четвертной вал) особенно хорошо служили для поддержки — они завершали сверху несущие элементы постройки; другие (например, гусек) применялись исключительно для венчающих тяг

Малейшее изменение в кривизне облома и степени его выноса зрительно подчеркивало усилие или крепость несущей части, грузность или легкость несомой.

Обычно каждый из перечисленных обломов украшался типичным для него орнаментом, живописным в дорическом ордере и рельефным в ионическом. Так, дорический киматий украшался обычно простым лиственным орнаментом; гусек — орнаментом, состоящим из мотивов лотоса и пальметты; каблучок — сердечкообразными листочками с язычками или стрелками между ними; четвертной вал, обращенный выпуклостью книзу, и другие выпуклые профили — иониками (яйцеобразным орнаментом); астрагал — бусами (жемчужником).

Все сказанное о греческих ордерах относится к их применению в храмовом зодчестве из камня и мрамора. Однако наряду с этими величавыми, нередко грандиозными зданиями существовали как в архаическую эпоху, так и позднее более легкие, меньшие по размеру постройки (небольшие культовые здания, жилища и пр.), в которых также применялся ордер или легкие деревянные конструкции, с середины VI в. до н. э. уже отражавшие влияние ордеров. Об этих сооружениях известно значительно меньше, чем о храмовой архитектуре. Но на основании доступных нам данных, в частности рисунков на греческих вазах, можно заключить, что этому ордеру были свойственны более легкие пропорции. Колонны с тонкими стволами и сильно развитыми по горизонтали капителями, легкие антаблементы создавали ощущение интимности, характерное для частного жилища и как бы противопоставлявшееся величию больших храмов — мест государственных культов.

Эллинскому ордеру с самого начала его развития было свойственно широкое применение цвета.

Традиционная покраска различных частей ордера установилась не сразу. О полихромии в эпоху архаики можно судить по керамическим облицовочным деталям антаблемента и украшениям кровли, применявшимся как в еще доордерных дерево-сырцовых, так и в ранних ордерных каменных сооружениях. Эти облицовки были окрашены в свойственные греческой керамике оранжевый, желтый, черный, красный и белый тона.

Ионический ордер Древней Греции

Вторым большим племенем Древней Греции были ионяне, которых больше привлекал миролюбивый досуг, искусство. По одной из версий новый ионический ордер больше соответствовал духу этого племени. По другой версии родиной ионического ордера является Малая Азия и уже развитие он нашел в Греции, таким образом в нем смешаны две школы одновременно. Более изящные и утонченные ионические колонны боле соответствовали духу Афин.

Рассмотрим, какие элементы входят этот в ордер:

  • в первую очередь ионический ордер имеет базу и более сложную капитель, чем дорический;
  • колонны пронизаны вертикальными желобками, образующими дорожки. Колонны более тонкие и изящные по сравнению с колоннами дорического ордера;
  • капитель имеет спиралеобразные валюты;
  • верхняя часть капители, абака, так же, как и в дорическом ордере представлена квадратной плитой;
  • антаблемент трехчастный, он состоит из трехполосного архитрава, плоского фриза и трехчастного карниза.

Замечание 1

Описание греческих ордеров дошло до нас благодаря трудам древнеримского архитектора Витрувия, он видел в дорическом ордере подобие облику мужчины и подобие облику женщины в ионическом ордере

Стоит обратить внимание на то, что ионический и дорический ордеры вобрали в себя традиции и культуру разных племен, живших в Греции. Несмотря на схожесть они имеют ряд существенных отличий

Примером объединения двух ордеров служит панэллинский ордер, который вобрал в себя строгость дорического и декоративность ионического.

Во многих постройках мы можем увидеть соседство двух ордерных систем, в качестве примера можно назвать великолепные Пропилеи Акрополя в Афинах.

Ордерная система использовалась впоследствии во многих культурах и оказала огромное влияние на развитие архитектуры в целом. В Италию ордера перекочевали благодаря Ф. Брунеллески, который после изучения руин стали использовать наработки древних греков В эпоху позднего Ренессанса в ордере увидели божественное начало, так как он использовался для возведения культовых сооружений.

В современных зданиях, выполняемых в классическом и неоклассическом стилях также активно используются колонны и ордерные системы Древней Греции. При этом их использование далеко не всегда связано с функциональностью и несущим каркасом, и может ограничиваться декоративной ролью.

Коринфский ордер:

Коринфский ордер, близкий к ионическому и развившийся из ионического, он недостаточно часто использовался греками. Окончательное формирование этого ордера произошло гораздо позже, уже в римский период. Коринфский ордер отличался от ионического более вытянутыми пропорциями колонн и сложной капителью, украшенной орнаментом в виде листьев аканфа.

Установив отличие каждого из трёх основных греческих ордеров, мы четко пониманием их основную особенность, как и особенность всей архитектуры Древней Греции — органичность и соразмерность человеку. Подтверждением этому является афоризм Протагора, высеченный на фронтоне храма в Дельфах — «Человек — мера всех вещей». В античном ордере отразилась основополагающая суть всего античного искусства — направленность на человека (математические, пропорциональные соотношения частей ордера, соотносимые с реальными размерами человеческой фигуры). 

«Человек — мера всех вещей» — пример математической зависимости пропорций дорической колонны и человеческого тела.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: