Выбор методов воспитания в педагогическом процессе кратко

Классификация методов воспитания и их характеристика

Средства и методы воспитания

В соответствии с целями одни и те же средства воспитания действуют по-разному. В педагогике используются понятия «средства воспитания», «методы» и «приёмы» воспитания. Их не всегда можно разграничить, так как параллельно развиваются разные научные школы и понятия переплетаются.

Средства воспитания – это самое широкое понятие. Это всё, что может использоваться в процессе воспитания — люди, явления, вещи (педагог тоже средство). Методы – это способы влияния воспитателя на чувства, сознание, психику воспитанника для решения задач воспитания. Приёмы воспитания – это частные проявления конкретных методов.

Ценность методов воспитания, помимо организующего и воспитывающего действия, заключается в обратной связи (есть и специальные методы обратной связи), позволяющей анализировать процесс воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития личности и коллектива.

Педагогический процесс не сводится к набору средств и методов. Великий психолог и педагог А.С. Макаренко отмечал непрерывный характер воспитания, «даже когда вас нет дома». Ведущим является только один метод, который меняется по ситуации, при этом остальные методы его дополняют.

Виды методов

Методики воспитания в целом определяются как направление или тактика организации этой деятельности, взаимного сотрудничества учителя и учеников, ориентированного на решение задач воспитания.

Добиться положительной динамики в процессе воспитательной деятельности обеспечивает использование таких приемов как убеждение, организация работы, стимулирование поведения и деятельности.

Такой метод, как убеждение, ориентирован на сознание личности. Главным источником является слово, при этом само слово может исходить от любого участника процесса воспитания. Реализация данного метода осуществляется через беседу, рассказ, обоснование, внушение.

Одним из основополагающих средств воспитательной деятельности считается организация самостоятельной работы обучающихся. В основу этой методики входит приучение, педагогические требования, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование используется как представление исполнения определенных норм поведения, положений и правил. При этом требование могут иметь прямое или косвенное значение, где прямые озвучиваются в формате приказа, а косвенные звучат в качестве совета или пожелания.

Общественное мнение принято определять как выражение массового требования, которое используется при обсуждении действий, проведении мероприятий.

Таким образом, главной задачей создания воспитывающей ситуации является погружение личности в состояние затруднения, ситуацию выбора либо побуждения к действию.

Подобные ситуации используются в различных вариациях. Они обеспечивают усвоение ценностей, приобщение к заложенным обществом нормам поведения.

Методы стимулирования поведения и деятельности дают толчок к социально одобряемому поведению. Мотиватором выступает одобрение или осуждение поступка. Эмоциональной основополагающей считается переживание и самооценка учащегося, самостоятельное осмысление поступка на основе критики более авторитетных сверстников. В коллективных рамках личности свойственно ориентироваться на признание, поддержку и согласие с собственным поведением. В таком случае представляется возможным корректировать поведение учащихся на основании оценочных характеристик.

Понятие о методах воспитания

В сложном педагогическом процессе педагог постоянно решает множество задач воспитания, являющиеся задачами социального управления, так как направлены на гармоничное развитие личности. Эти задачи содержат множество неизвестных, сложный и вариативный состав исходных данных и решений. Для прогнозирования искомого результата и принятия правильных решений, педагогу необходимо на профессиональном уровне владеть методами воспитания.

Определение 1

Методы воспитания — это способы взаимодействия педагогов и учащихся для решения поставленных образовательно-воспитательных задач. При этом взаимодействие не паритетное, а с направляющей ролью учителя.

Метод воспитания раскладывается на составляющие части, называющиеся методическими приемами. Приемы имеют частный, подчиненный характер по отношению к методу. Они не обладают своей педагогической задачей, а подчиняются задаче данного метода. Одни методические приемы могут быть использованы в разных методах и наоборот. Соответственно, метод включает в себя несколько приемов, но при этом не является их суммой. Приемы определяют специфику методов работы педагога, наделяют индивидуальностью манеру его работы.

Тесно связаны с методическими приемами и методами средства воспитания, которые применяются в единстве с ними.

Определение 2

К средствам воспитания относятся различные виды деятельности, а также совокупность предметов культуры, привлекаемых для педагогической деятельности.

Метод примера

Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.

В зависимости от типа воздействия делятся на:

  1. Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком).
  2. Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей).

Классификация

Способы и средства обучения выбираются педагогом. Проблематика классификации состоит в отсутствии единых критериев: отличаются цели, средства, этапы воспитательной работы. Например, одна группа приёмов гарантируют усвоение знаний об общезначимых ценностях, другая помогает решать жизненные трудности, третья закладывает параметры поведения. Однако преимущественным считается системный подход, базирующийся на синтезе цели, смысла и процесса. Различных модификаций разработано так много, что разобраться в них возможно только при помощи определённой типизации.

Классификация, которую разделяет большинство учёных, делит структуру воспитания на 4 условные группы:

  • метод формирования сознания: беседа, рассказ, лекция, дискуссия, диспут, личный пример;
  • метод организации деятельности и поведения: упражнение, поручение, приучение, требование;
  • метод стимулирования поведения: игра, соревнование, наказание, поощрение;
  • метод контроля, самоконтроля: наблюдение, тестирование, опрос, анкетирование.

Деление на группы относительно, потому что процесс формирования личности характеризуется цельностью. 

Публикация «Методы, приемы и средства воспитания» размещена в разделах

  • Воспитание детей. Материалы для педагогов
  • Темочки

Наглядные методы и приемы обучения

Методы

1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

Приемы

• показ способов

действий;

• показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

Методы

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По содержанию выделяют познавательные (со средней группы) и этические беседы (в старшем дошкольном возрасте).

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

Приемы

• вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

• указание (целостное и дробное) ;

• пояснение;

• объяснение;

• педагогическая оценка;

• беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

Методы

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

Приемы

• внезапное появление объектов;

• выполнение воспитателем игровых

действий;

• загадывание и отгадывание загадок;

• введение элементов соревнования;

• создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение – это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт — это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование – это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе – принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от :

— содержания учебного материала;

— возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

— формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

— оснащенности педагогического процесса;

— личности воспитателя

СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Средства воспитания

– система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.

Средства материальной культуры

– игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.

Средства духовной культуры

– книги, предметы искусства, речь.

3.

Явления и объекты окружающего мира

– явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

– это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от :

— закономерностей и принципов обучения;

— общих целей обучения, воспитания и развития;

— конкретных образовательных задач;

— уровня мотивации обучения;

Метод убеждения

Функция главного педагогического метода состоит в воздействии на сознание словами и делами.

Определение

Убеждение — воспитательный прием, который состоит в передаче точки зрения или сообщения другому человеку.

Посредством этого метода воспитываются общечеловеческие моральные качества при соблюдении условий:

  1. Убеждение основывается на разъяснениях, подкрепленных доказательствами. 
  2. Успех зависит от уверенности воспитателя в своих словах. Фальшь воспитуемые чувствуют сразу.
  3. Для того, чтобы эффективно убеждать, необходимо обладать хорошими коммуникативными навыками (правильно формулировать мысли, владеть техникой речи).
  4. При убеждении нужно провоцировать активизацию деятельности объекта влияния. Например:

акцентировать внимание на правильности или ошибочности поведения;
создавать условия, при которых действия будут иметь верное направление;
поощрять положительные качества;
создавать положительное мнение о человеке в коллективе, с которым он взаимодействует;
забота и внимание к другим людям не должны выставляться напоказ.

Метод поощрения

Приемы поощрения и порицания используются для оценки деятельности человека. Поощрение положительно влияет на человека и на сплоченность в коллективе. Формы его могут быть различными — от одобрительной улыбки до вручения награды.

Необходимость и эффективность поощрения диктуется потребностью человека в оценке своего труда. Каждый хочет получить за старания одобрение. Это служит хорошей мотивацией для дальнейших действий.

Для того, чтобы поощрение приносило результаты, нужно соблюдать условия:

  • поощряемый должен четко осознавать, за какие его заслуги высказывается одобрение;
  • поощрение не должно быть платой за обычное поведение, поступки;
  • важна своевременность поощрения, не стоит переносить его на будущее;
  • должны учитываться личностные характеристики, достижения воспитанника;
  • гласность.

В совокупности поощрение и порицание (наказание) составляют метод стимулирования.

Порицание представляет собой реакцию на отрицательное поведение и поступки. Оно воспитывает характер, волю, помогает формироваться чувству ответственности.

К порицанию есть определенный ряд требований:

  • высказывается только за определенный поступок или поведение;
  • мера порицания рассчитывается исходя из серьезности проступка, сопутствующих обстоятельств;
  • осуществляется в спокойном состоянии, без раздражения;
  • не должно откладываться по времени или отменяться;
  • коллектив не должен отвечать (нести наказание) за поступок отдельного человека.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: