Самоконтроль и контроль
В процессе своей работы педагогу необходимо изучать поведение и деятельность воспитанников. Другими словами, он должен постоянно контролировать детей. Кроме этого, ученики должны познавать сами себя, проявляя самоконтроль.
В этом случае учитель может применить такие методы:
- педагогическое наблюдение за детьми;
- беседы, выявляющие воспитанность учеников;
- опросы (устные, анкетные и проч.);
- анализ результатов проводимых общественно полезных мероприятий;
- создание определенных ситуаций, позволяющих изучить поведение детей.
При использовании методов самоконтроля, направленных на самоорганизацию поведения личности, ее воли, разума, чувств, может быть применен самоанализ или самопознание. Сущность первого из них заключается в том, что дети (чаще всего подростки) проявляют интерес к своей личности, начиная все более задумываться над своими поступками и отношением к окружающему миру. При этом они дают нравственную оценку имеющимся у них потребностям и желаниям, а также положению в социуме.
С помощью самопознания дети становятся субъектами воспитания, воспринимая себя как уникальную, неповторимую и самостоятельную личность. Ребенок открывает свой внутренний мир, начиная осознавать собственное «Я» и положение в обществе.
Классификация по Щукиной
Классификация, разработанная ленинградским педагогом Галиной Ивановной Щукиной, считается наиболее распространённой
Её главная идея направлена на развитие познавательного интереса — важного условия формирования личности. По мнению Г
И. Щукиной качество личности определяется устойчивым стремлением к познанию.
Метод формирования сознания
Процесс воспитания определяет конечный, желаемый тип поведения. Вся группа методов формирования сознания развивает рациональную сферу отношений на практике. Формирует представления, взгляды, убеждения личности, выражающиеся в конкретных делах и поступках. Основной приём — это убеждение. Выражается через рассказ, объяснение, этическую беседу, увещевание, внушение, инструктаж, доклад, пример.
Метод убеждения — это словесное воздействие. Опирается на интеллект, разум, волю. Он развивает логическое мышление, творческий потенциал, выступает как внушение или доказательство. Внушение влияет на эмоциональное сознание, ум, волю. Дискуссия взращивает систему суждений, личных оценок, убеждений. Диспут учит защищать собственные взгляды, уметь отказываться от неверной точки зрения, убеждать других людей. Пример основан на подражании: так ученик по-настоящему вникает в суть социально-нравственных отношений. Лекция как изложение содержания читается старшеклассникам. Рассказ и объяснение подходят младшим и средним школьникам.
Готовиться к беседам педагогу рекомендуется ответственно и тщательно, продумывая содержание, подачу, избегая формализма и назидательности. Не использовать банальности, потому что это компрометирует метод убеждения.
Формирование поведения
Методы этой группы формируют эмоционально-волевую сферу учащихся, организовывают деятельность, вырабатывают единство между сознанием и поведением. Он выражается в:
- приучении;
- поручении;
- воспитывающих ситуациях.
Методом приучения вырабатывают необходимый навык. В процессе планомерного и регулярного выполнения действий формируется привычка. Поручения развивают организованность, ответственность. Особенно ценное поручение — то, что даётся коллективом. Бывают длительные и эпизодические. Методы упражнения, приучения, поручения результативны, когда основываются на положительных мотивах.
Воспитывающие ситуации развивают нравственные качества. Суть состоит в ответных ученических поступках на организованные педагогом обстоятельства: уступить место, сказать правду. Функции заключаются в создании преподавателем условий для активной деятельности воспитанников. Так формируются нормы и ценности подведения.
Формирование чувств и отношений
Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация) выражаются как:
- поощрение;
- наказание;
- требование;
- соревнование.
Стимулировать — означает наполнять смыслом, улучшать познавательную деятельность. В ситуации успеха ребёнок ощущает удовлетворённость собой и собственными действиями.
Действие поощрения направлено на возникновение положительных эмоций, в результате которых ребёнок испытывает моральное удовлетворение.
Поощрение — это положительная оценка, похвала, одобрение.
Поощряя, мы закрепляем правильные навыки и привычки, вселяем уверенность, повышаем ответственность. Высокий уровень поощрения — благодарность, награда. Поощрять следует не только за успех, но и за трудолюбие, отзывчивость, помощь. Одновременно не стоит допускать перехваливания, которое ведёт к высокомерию и эгоизму.
Наказание корректирует поведение посредством осуждения, отрицания. Правильное использование метода приучает ребёнка больше не совершать подобных поступков. Вызывает чувство раскаяния, стыда, пробуждает совестливость. Наказание считается продуктивным, если оно понятно ученику, расценивается им как справедливое. Недопустимы телесные наказания, которые приводят к лжи, скрытности, трусости.
Требование должно подталкивать ребенка к действию. Стоит избегать агрессивного высказывания требования. Осуждать поступок рекомендуется тактично, сразу объясняя, как впредь поступать в такой ситуации.
Метод соревнования используется для детей школьного возраста. Основан на потребности в соперничестве и воспитании надлежащих физических, нравственных качеств. Для смягчения конкуренции использовать рекомендуется увлекательные, игровые формы. Участвуя в соревновании, дети привыкают к активному отстаиванию личных интересов. От педагога требуется поддерживать, направлять, помогать ученикам.
Как приёмы обучения могут выглядеть на практике
Творческий подход к работе помогает учителям, преподавателям и методистам создавать и применять самые разнообразные и уникальные приёмы, способствующие решению образовательных задач.
Андрей Хуторской в своём пособии «Современная дидактика» собрал перечень полезных практических приёмов — с пометкой, что часть из них предложили педагоги Вячеслав Букатов, Анатолий Гин и Александр Колеченко. Приведём для примера некоторые из них.
«Вхождение в урок». Учитель начинает занятие с «настройки»: например, знакомит учащихся с планом урока в неформальной манере, включает музыкальный фрагмент (мажорно-возбуждающий или минорно-успокаивающий, в зависимости от состояния учеников) или проводит интеллектуальную разминку в виде небольшого и несложного опроса.
«Демонстрация профессионализма». Чтобы убедить учащихся, что сам педагог досконально владеет предметом, полезно показать им свой пример выполнения какого-либо творческого или иного сложного задания
Как отмечает Хуторской, это особенно важно в обучении подростков.
«Выход за пределы». В тему урока включаются актуальные события, яркие явления окружающей действительности, персонажи из поп-культуры и так далее
Это помогает привлечь внимание учащихся и приблизить изучаемый предмет к их реальности
В «Современной дидактике» приводится такой пример: учитель физики начал тему «Резонанс» с вопроса, почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую форму корпуса, даже причудливую
И показал несколько фотографий с инструментами известных музыкантов.
«Неожиданное дело». Этот приём предназначен для восстановления в классе рабочей атмосферы, если дисциплина оставляет желать лучшего. Так, например, каждому ученику можно дать задание — нарисовать в тетради, как одно и то же дерево может выглядеть с точки зрения гнома и великана. Как замечает Хуторской, «разъединение праздно веселящихся учеников на рисующих индивидов помогает им „прийти в себя“».
«Фантастическая добавка». Это не только приём вовлечения, но и тренировка гибкого и нестандартного мышления. Учитель добавляет в реальную ситуацию фантастический элемент: меняет значение параметра, который в действительности неизменен, переносит во времени реальное историческое лицо или литературного персонажа, предлагает рассмотреть в существующем биоценозе вымышленное животное или изучить некую ситуацию глазами инопланетянина.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Качества, которые необходимо развивать педагогу
Неисчислимое разнообразие методов (полного перечня не существует) воспитания говорит о сложности этого занятия и об ответственности педагогов (прежде всего, родителей) за будущий результат.
Навыки общения с детьми – это не врождённые качества, они приобретаются и развиваются в процессе обучения
Обратим внимание на работу замечательного отечественного психолога Ю.Б. Гиппенрейтер, где систематизированы важные принципы и необходимые упражнения
В современной педагогике примерно выделен следующий ряд необходимых качеств воспитателя: это коммуникативные способности (устанавливать контакт и общаться), перцептивные способности (чувствовать психологическое состояние воспитанника и прогнозировать развитие личности), академические способности (правильно организовывать деятельность детей), дидактические способности (доносить информацию), рефлексивные способности (профессиональная самооценка).
Методы и приемы воспитания
Метод (methodas) в переводе с греческого — путь.
Метод воспитания — это алгоритм достижения определенных целей посредством организации взаимодействия между педагогом и учеником.
Человек с рождения становится объектом воспитательных установок, которые меняются в соответствии с возрастом, социальным статусом. Таким способом общество влияет на личность, с ранних лет и до старости формируя социальные навыки, направляя и совершенствуя привычки поведения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
В рамках методов воспитания осуществляется контакт и взаимосвязь между учителем и учеником. Каждый воспитатель придерживается своего стиля, различно использует методики либо, как правило, сочетает их. Методы невозможно делить на хорошие или плохие, эффективные и неэффективные. Выбор сопряжён с конечной миссией, замыслом.
Значимую роль в подборе ключей играет возраст, индивидуальные особенности личности, социальное окружение, семья. Основанием для выбора методики или целой совокупности становится специфическая воспитательная задача, которую определяет педагог.
Есть педагогическое мнение, что без активной сопричастности ученика, результат может быть малоэффективным. Поэтому для вовлечения в процесс используются различные приёмы — педагогические внешние побуждения-действия, трансформирующие взгляды, мотивы, поведение.
Таким образом, приём — это составная часть метода, используемого на практике. Через использование тех или иных приёмов педагог выражает свою индивидуальность, сглаживает шероховатости учебного процесса.
Созидающие приёмы мягко корректируют поведение, развивают положительные качества. Они выражаются в просьбе, поддержке, вере в ребёнка. Тормозящие приёмы пробуждают стыд, раскаяние, исправляют негативные качества. Выделяют недопустимые в педагогической практике приёмы: возмущение, раздражение, систематические придирки и упрёки.
Виды методов и способы передачи информации
Словесный
Словесные методы обучения – это популярная группа техник, используемых на практике педагогами. Ее применяют на всех школьных предметах и на любой ступени образования. Источником получения знаний выступает слово. Оно бывает устным или письменным.
Основная роль этого метода связывается с усвоением норм и правил поведения — этических, эстетических, деловых, моральных. В процессе учитель разъясняет и убеждает в правильности тех или иных фактов, выводов. Тут важна опора на опыт учеников, их личное отношение к теме, умение самостоятельно находить ответы.
Беседа подразумевает диалогический вопросо-ответный способ обсуждения проблем. Таким образом у ребёнка складываются суждения, мнения, оценки. Основа беседы — выверенная композиция основных, дополнительных, уточняющих вопросов, подводящая ученика к получению новых знаний. Правильная концепция должна содержать темы, раскрывающий социальные, нравственные, эстетические смыслы общественной жизни. Беседу используют в работе с воспитанниками всех возрастов.
Учитель задаёт тему, а затем ставит вопросы так, чтобы ученики могли отвечать, спрашивать, выражать собственное мнение. Процесс может быть индивидуальным, групповым, коллективным. При выборе тем рекомендуется останавливаться на увлекательных, близких ребёнку. В группах обсуждение должно учитывать существующие тенденции во взаимоотношениях детей.
Беседы помогают педагогу выяснить степень усвояемости учениками норм и правил, зафиксировать отклонения, оценить своё влияние, разобраться в отношениях детей, их симпатиях.
Наглядный
Практически наглядные методы реализуются в наблюдении за предметами, явлениями. Иллюстративные материалы — схемы, чертежи, картины, плакаты, портреты, графики, атласы. Пользуясь подобными методами, педагог должен избегать перегрузки наглядностью. В следствие рассеянности внимания снижается эффективность, ребёнок отвлекается на второстепенные детали, тонет в подробностях. Поэтому иллюстрации необходимо готовить заранее, в ограниченном количестве. Педагогу следует тщательно продумывать их познавательное назначение, смысл, роль.
Метод наблюдения используется на уроках, экскурсиях. Педагог наглядно демонстрирует реальные события, природу, научные и производственные процессы. Дети самостоятельно готовят презентации, выставляют личные поделки. В ходе демонстрации необходимо привлекать воспитанников к объяснению, осмысливанию, провоцировать активность. Иллюстрация использует символьное изображение. В показе задействуют схемы, чертежи. Оба метода взаимосвязаны и усиливают совместное действие.
Практический
Универсальную систему упражнений люди используют с давних времен, потому что она доказала свою эффективность. Хронология педагогической деятельности не помнит случаев, чтобы достаточное количество правильных упражнений не развило желаемой модели поведения. Таким образом, рассматриваемый метод основан на вовлечение ребёнка в деятельность. Соблюдая нормы и правила поведения, воспитуемый органично усваивает адекватный общественный опыт.
Метод упражнения основан на многократной практике (тренировке), доведённой до автоматизма. Целью становится формирование конкретных навыков и привычек. Жизненно-необходимые, полезные, устойчивые умения — это, например, самоконтроль, выдержка, культура общения. Чтобы стимулирование было эффективным, результативным следует соблюдать:
- систематичность;
- анализ результатов;
- поощрение поступков;
- осознанное выполнение на основе нравственного эталона.
Метод упражнения реализуется через организацию режима, трудовой деятельности, игр. Затрагивает сферы творческой, спортивной деятельности. Во всех случаях ученик приучается к определённому стандарту поведения. Продуктивность упражнения зависит от его содержания, посильности, контроля, места и времени, мотивации, стимулирования.
Приемы воспитательной работы
Определение 2
Приемы воспитательной работы – это элементы или частные случаи определенных средств воспитания, используемые педагогом в соответствии с поставленной воспитательной целью.
Приемы, по отношению к методам воспитания находятся в положении подчинения. Методы и приемы воспитания могут заменять друг друга в зависимости от складывающейся педагогической ситуации.
Например, убеждение – это один из ведущих методов формирования убежденности и научного формирования. В то же время убеждение может выступать и как методический прием, при выполнении определенного упражнения или примера.
Необходимо различать не только методы и приемы, но и отличать средство и прием воспитания. Так, если прием – это конкретное единичное воздействие на ребенка, то средство – это определенный комплекс приемов, объединенных определенной воспитательной целью.
Например, труд – это средство воспитания, а показ трудовых действий – это воспитательный прием.
Общение – это средство воспитания, реплика или сравнение – это уже приемы воспитания.
Замечание 2
Таким образом, методы воспитательной работы – это совокупность приемов и средств воспитания, направленных на формирование конкретных личностных качеств у детей.
Структура метода обязательно предусматривает наличие комплекса приемов и средств воспитания, в зависимости от поставленной цели организуемой воспитательной работы.
Классификация методов
В зависимости от характеристики методов, которая ложится в основу классификации, различают несколько подходов.
Выделяют группы методов:
- прямого влияния педагога;
- косвенного влияния.
Классификация Н.И. Болдырева, Н.К. Гончарова базируется на характере воздействия:
- убеждение;
- поощрение;
- наказание;
- упражнение.
Система И.С. Марьенко имеет другую структуру:
- объяснительно-репродуктивные;
- проблемно-ситуативные;
- приучения и упражнения;
- стимулирования;
- торможения;
- руководство;
- самовоспитания.
Некоторые исследователи воспитательные приемы делят на две основные категории:
1. Методы, которые оценивают человеческую деятельность:
- поощрение;
- порицание.
2. Методы, которые стимулируют деятельность:
- убеждение;
- побуждение.
Распространена классификация Г.И. Щукиной. В её основе лежит направленность:
- Методы формирования сознания (рассказ, разъяснение, лекция, внушение, пример, беседа).
- Методы, направленные на формирование поведенческого опыта и организацию деятельности (общественное мнение, поручение, убеждение, приучение).
- Стимулирующие методы (поощрение, наказание, соревнование).
О. С. Гребенюк в своей классификации выделил несколько сфер:
- Интеллектуальная (убеждение, самоубеждение).
- Мотивационная (стимулирование, поощрение, наказание).
- Эмоциональная (внушение).
- Волевая (требование, приучение).
- Сфера саморегуляции (коррекция поведения, саморегулирование).
- Предметно-практическая (метод воспитывающих ситуаций, соревнование).
- Экзистенциальная (анализ деятельности, рефлексия).
Экологическое воспитание
Данное направление считается частью образовательной программы, принятой на государственном уровне. Для решения поставленных задач педагоги используют самые разнообразные методы и приемы экологического воспитания. Что они представляют собой?
Учителя активно применяют наглядные методы, в числе которых находятся:
- Наблюдение. Оно, как правило, имеет определенный объект, цель и сроки. Ведется наблюдение за поведением животных, развитием неживых и живых объектов, а также за изменением качеств и свойств их структуры. Рассматривается при этом и изменение внешнего вида какого-либо явления или объекта.
- Использование наглядного материала. При экологическом воспитании педагог используется такие средства, как картины и фотографии, видеоролики и фильмы, дидактические карточки, иллюстрации и книги.
Для полной интеграции детей в экологическую структуру применяются практические методы. Среди них:
- Моделирование. Данный метод особенно часто используется для дошкольников, а также для учеников начальных и средних классов. Он является не чем иным, как замещением реальных объектов с помощью знаков и схем.
- Эксперименты и опыты. Они представляют собой наблюдение за изучаемым объектом в искусственных условиях.
- Экологические игры. Подвижные и дидактические, словесные или настольные, они позволяют ознакомиться с материалом, познать его и закрепить. В качестве метода экологического воспитания игра очень часто используется воспитателями детских дошкольных учреждений, а также учителями начальных классов.
Метод примера
Усиливает эффективность убеждения. Суть примера состоит в предоставлении воспитанникам образцов положительных поступков, схем поведения. Каждый пример описывает определенный социальный опыт, деятельность других людей. Позитивный пример отражает идейные, высокоморальные ценности и может служить образцом для подражания. Дети часто отождествляют себя с героями, своими идеалами, пытаются быть похожими на них. Иногда у ребенка наблюдается отрицательное отношение к подражанию. Когда оно воспринимается как механическое повторение чьих-то действий.
В зависимости от типа воздействия делятся на:
- Примеры непосредственного влияния (личный пример учителей, друзей, родителей и других людей, контактирующих с ребенком).
- Примеры опосредованного влияния (основанные на исторических событиях, героизме, литературе, искусстве, жизни других людей).
Метод принуждения
Определение
Принуждение — комплекс мер, побуждающий воспитанников вопреки нежеланию выполнять свои обязанности или корректировать поведение.
Принуждение обязательно должно основываться на убеждении или других воспитательных методах. Требования педагога должны быть аргументированными и обоснованными. Проступки, оставшиеся без наказания или невыполнение обязанностей приводят к чувству безответственности.
Применению метода принуждения должны предшествовать другие, более мягкие приемы и меры (личный контроль обучения, проведение беседы в присутствии коллектива, установление конкретных сроков для выполнения задачи, осуждение коллективом). Воздействуя на воспитанника принудительными мерами, необходимо поощрять изменения поведения, выделять успехи, стремления ученика к положительным переменам.
Примеры использования методов
Примерами приема убеждения выступают:
- Рассказ. Изложение фактов в форме повествования. Рассказ должен соответствовать требованиям: логичность, четкость, эмоциональность, образность, последовательность, учет возрастной группы слушателей.
- Беседа. Взаимодействие педагога с воспитанниками в форме вопросов и ответов. Для достижения успеха комплекс вопросов, которые будут подводить учеников к определенным выводам, необходимо продумать заранее. Беседы бывают: эвристические, этические, познавательные, политические. Материал и тема должны вызывать интерес. Не допускается острое осуждение неверных мнений, воспитанников необходимо исподволь подводить к правильным выводам.
- Диспут. Такая форма подразумевает отстаивание воспитанниками своих мнений в коллективном обсуждении. Оттачиваются навыки ведения полемики, уважение к мнению других. Для эффективности диспута необходима предварительная подготовка вопросов и наличие в коллективе диаметрально противоположных мнений.
Примеры наказаний:
- моральное порицание;
- словесное осуждение;
- ограничение прав;
- исключение из школы;
- снижение оценки за поведение;
- изменение отношения к провинившемуся.
Недопустимы наказания в виде:
- физического воздействия;
- оскорбления личности;
- лишения еды.
Образцом метода примера являются: пример родителей, педагога, героев, сверстников. Грубые окрики, рукоприкладство служат негативным примером для подражания.
Прием требований выражается в таких формах:
Что такое приёмы обучения и какое место они занимают в образовательном процессе
Советские педагоги Николай Верзилин и Вера Корсунская ещё в шестидесятых предложили такое определение приёмов обучения в своём пособии «Общая методика преподавания биологии»:
«Методические приёмы — элементы того или иного метода, выражающие отдельные действия учителя и учащихся в процессе обучения».
А в учебнике «Современная дидактика» Андрея Хуторского отмечается, что приёмы обучения — это «элементы, которые позволяют составленному из них методу обучения происходить уникально».
Но чтобы не запутаться, для начала стоит определить, что такое метод обучения. Определения, сформулированные разными учёными, сходятся в том, что метод — это способ организованной деятельности учителя и учащегося для достижения целей обучения. Лекция, самостоятельная работа, разбор кейса, деловая игра — это методы обучения, и их существует много.
И как уже упоминалось выше, методы состоят из элементов — методических или дидактических, как их ещё называют, приёмов. Например, метод мозгового штурма составляют такие приёмы: придумывание идей за определённое время, их анализ и выбор самой подходящей под заданные критерии.
В пособии «Педагогика» под редакцией Виталия Сластёнина авторы отмечают, что если метод решает определённую образовательную задачу, то отдельный приём отвечает лишь за часть или этап этого решения. Также авторы учебника добавляют, что один и тот же способ деятельности в разных учебных контекстах может быть как приёмом, так и методом. Например, беседа способна играть роль самостоятельного эвристического метода — учитель, задавая ученику определённые вопросы, помогает ему самостоятельно добыть знание. Но также беседа может быть одним из приёмов в кейс-методе, деловой игре и так далее.