Формы воспитания в педагогике кратко

Формы воспитания в педагогике кратко

Содержание

  • Слайд 1

  • Слайд 2

    Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления;
    Оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать;
    Процесс воспитания как совместная деятельность учителя и учащихся протекает в определенных организационных формах;
    Формы воспитания менее изучены, чем формы обучения, они белее многочисленны и разнообразны

  • Слайд 3

    Это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
    Формы определяют организационную структуру: кто, где, как и когда, в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с детьми;
    Форма зависит от целей, содержания, методов, от конкретных педагогических ситуаций

  • Слайд 4

    Индивидуальные
    Групповые
    массовые

  • Слайд 5

    Формы познавательной деятельности;
    Трудовой деятельности;
    Общественно-политической деятельности;
    Эстетической деятельности;
    Физкультурно-оздоровительной деятел.;
    Ценностно-ориентационной деятельности

  • Слайд 6

    Формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия(Н.И.Болдырев)

    Словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, радиожурналы и др.;
    Практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа;
    Наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенгазеты

  • Слайд 7

    3 группы:
    Формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, классные часы, совещания органов самоуправления и др.
    Познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, газеты, тематические вечера, студии, выставки и др.;
    Развлекательные формы – вечера, утренники, капустники, дискотеки, концерты, праздники и др.

  • Слайд 8

    Словесно-логические формы – беседы, дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное – обмен информацией, обсуждение проблем;
    Образно-художественные формы – концерты, спектакли, праздники, дискотеки. Главное – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, совместное переживание;
    Трудовые формы – совместная работа, любой труд, общественно-политическая деятельность

  • Слайд 9

    Игровые (досуговые) формы – главное игра, совместный отдых, содержательное развлечение – спортивные игры, познавательные игры, соревнования, конкурсы

    Психологические формы – главное средство воздействия – элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальная и групповая психотерапия _ лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Требуются специальные знания педагога.

  • Слайд 10

    Определение темы, задач, формы мероприятия;
    Предварительный сбор материала, если того требует содержание;
    Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дела;
    Подготовка участников;
    Проведение дела;
    Анализ и самоанализ педагога

  • Слайд 11

    При выборе форм работы необходимо учитывать

    Возраст учащихся;
    Интересы учащихся;
    Календарные дни;
    Время года;
    Условия проведения;
    Способности педагога;
    Способности и возможности детей;
    Традиции образоват. организации;
    Общий план мероприятий

Посмотреть все слайды

Подходы к дефиниции формы воспитания

Определение 1

Под формой воспитания в современной педагогике понимается внешнее выражение содержания воспитательного процесса, которое находит свою репрезентацию в актах, действиях, операциях, процедурах, средствах и приемах воздействия.

В отличие от методов, которые относятся к содержательно-процессуальной стороне педагогических процессов, форма отражает исключительно внешнюю, процессуальную сторону воспитательного воздействия. Адекватная форма воспитания, ее соответствие содержательной стороне воспитания, обеспечивает эффективность процессов воспитания, образования и обучения.

Воспитательные формы имеют вариативный характер, модифицируются в зависимости от целей, задач, конкретной педагогической ситуации.

Формы физического воспитания детей

Физическое воспитание – очень важный компонент развития ребенка. Физкультура укрепляет здоровье детей, также через физическую активность можно достигать педагогические цели.

Формы физического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на:

  • Физкультминутки между занятиями;
  • Утреннюю зарядку;
  • Занятия на свежем воздухе во время прогулки;
  • Подвижные игры;
  • Закаливание в сочетании с физическими упражнениями;
  • Индивидуальную работу с ребенком;
  • Организованную самостоятельную деятельность ребенка;
  • Активный отдых дошкольников;
  • Экскурсии и походы.

Любая форма воспитания детей дошкольников преследует сразу несколько целей – укрепить их костно-мышечную систему и сделать более сильными, научиться выполнять указания педагога

Благоприятное воздействие физкультура также оказывает на скорость мыслительной работы детей, улучшается их память, воображение, внимание и координация

Форма и содержание физкультурных упражнений взаимосвязаны. Если требуется провести познавательное мероприятие с элементами физических упражнений, то лучше сделать это на занятии во время прогулки на свежем воздухе.

Важно составлять физкультурные занятия в соответствии с особенностями психологического развития ребенка в данном возрасте, а также его возможностями выполнять некоторые виды упражнений. Детей заинтересуют увлекательные и веселые упражнения, а положительные эмоции – основное условие для обучения их движениям

Заинтересованность повышает физическую активность даже у малоподвижных и инертных детей. Важно использовать на занятиях физкультурой те формы воспитания, которые будут интересны дошкольнику

Детей заинтересуют увлекательные и веселые упражнения, а положительные эмоции – основное условие для обучения их движениям. Заинтересованность повышает физическую активность даже у малоподвижных и инертных детей

Важно использовать на занятиях физкультурой те формы воспитания, которые будут интересны дошкольнику

  • История двоичной системы счисления кратко

      

  • Пижамная вечеринка в школе сценарий

      

  • Социология правовой культуры кратко

      

  • Если ребенок невнимателен консультация для родителей в доу

      

  • Протоколы на день учителя в школе

Что такое воспитание, и какую роль оно играет в обществе

Воспитание — это спланированный и целенаправленный процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе согласно с принятыми в нем моделями поведения.

Для изучения воспитательного процесса и законов его организации существует отдельная наука — педагогика. 

Значение воспитания в социуме определяется, исходя из его целей:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  1. Формирование отношения личности к окружающему миру и к самому себе, определение собственного места в обществе.
  2. Всестороннее личностное развитие, предполагающее духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек, обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.
  3. Воспитание социально-интегрированной личности, то есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими.
  4. Становление личности, приобщенной к культуре: развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.
  5. Взращивание гражданской ответственности, патриотизма, чувства справедливости в индивиде.
  6. Привитие самостоятельности, подразумевающей умение человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.
  7. Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться. 

7.1. Понятие о формах воспитания и их классификация.

Категория «формы воспитания» («формы воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке – во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.

Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций. Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.

Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями: 1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах; 2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.

Виды воспитания, по каким признакам классифицируются

Педагогическая деятельность классифицируется по различным основаниям:

  • по институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, религиозное и т.д.);
  • по содержанию (умственное, трудовое, физическое);
  • по принципу доминирования и стилю отношений между воспитателем и воспитанником (демократическое, свободное, авторитарное);
  • по воспитательным объектам (нравственное, половое, правовое, экономическое, патриотическое, гражданское, интернациональное и т.д.).

Основные виды воспитания

  1. Умственное, то есть направленное на развитие интеллекта. Особенностью данного вида является побуждение к самостоятельному изучению мира и самопознанию.
  2. Трудовое, ориентированное на привитие чувства ответственности к труду, стимулирование реализации творческого потенциала и накопления профессиональных компетенций.
  3. Нравственное, представляющее собой способ создания и передачи нравственных устоев в обществе. 
  4. Эстетическое, создающее восприятие действительности через призму эстетики, развивающее умение видеть прекрасное.
  5. Гражданское, в результате которого в характере человека появляются такие качества как ответственность и уважение к семье, окружающим и государству.
  6. Экономическое, в ходе которого развивается разнонаправленное экономическое мышление человека.
  7. Экологическое, содержание которого ориентировано на выработку отношения к природе как к ценности.
  8. Правовое, то есть разъяснение прав и обязанностей индивиду, утверждение о необходимости их соблюдения, а также объяснение неизбежности несения ответственности за нарушение.
  9. Свободное, предполагающее оказание помощи воспитываемому со стороны воспитателя в процессе свободного развития ребенка и познания им действительности.
  10. Семейное. Этот тип является ключевым компонентом в интеграции человека в общество. Общий результат воспитания находится под влиянием ценностей, жизненного стиля и отношений, перенятых из семьи. 
  11. Конфессиональное или религиозное, подразумевающее воспитание верующего человека с помощью внушения какого-либо мировоззрения, основанное на приписывании обычным вещам священности.
  12. Социальное. Этот вид является составляющей социализации, достигаемой за счет последовательного создания необходимых условий и контакта.
  13. Школьное, организованное в рамках учебного процесса. В этом случае важна роль педагога. В приоритете создание благоприятной атмосферы в коллективе.
  14. Внешкольное, реализуемое во внешкольных учреждениях, занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, а также разного рода обществах. 

Основные формы воспитания детей в современной педагогике

Формы воспитания — это методы, которые используют для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Система воспитательных форм включает типологии по различным основаниям.

Классификация воспитательных форм по количеству участников

  1. Индивидуальные (воспитатель — воспитанник): консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение общего поручения и т.д.
  2. Групповые (воспитатель — группа воспитанников): творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая деятельность и пр.
  3. Массовые (воспитатель — несколько групп): театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты и др.

Типология форм воспитания по методу педагогического воздействия

  1. Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции, конференции и т.д.
  2. Практические: субботники, походы, олимпиады, спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.
  3. Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр фильма, рассматривание стенгазет и пр.

Классификация форм воспитательной работы

Всю обилие форм воспитательной работы с учениками делят на 3 категории — в зависимости от главной задачи, которая реализуется в процессе применения той либо иной формы:

  1. формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и т.д.);
  2. познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, печатные издания, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.п.);
  3. увеселительные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.п.).

Любая форма, которая употребляется в педагогическом процессе, помогает решать не одну воспитательную задачу. К примеру, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения подростков (прежде всего — в вопросах менеджмента) и выработку у них управленческих умений. С этой целью преподаватели употребляют в качестве организаторов данных форм работы не только способных воспитанников, но и тех, кто вначале никак не показывает организаторских возможностей. При этом, в частности, заключается значение постоянного изменения органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в разных сферах школьной жизни как можно большего количества учащихся.

Увеселительные формы работы не могут и не обязаны выполнять лишь развлекательную функцию: они будут веселить по-настоящему лишь тогда, когда станут вносить в сознание и чувства детей представления и познания о чем-то ранее неизвестном и убежденность в своей значимости в системе межличностных отношений. Чтобы обеспечить это, необходимо отлично продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведению наибольшее количество участников (в оптимальном случае — все участники обязаны ощущать себя ответственными организаторами формы работы, которая ведется), сделать так, чтоб ученики отлично отдохнули.

Увеселительные формы воспитания (если они верно педагогически продуманные, приготовленные и проведенные) содействуют интеллектуальному и духовному развитию подростков, укреплению их здоровья.

На современном этапе интерес преподавателей акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «воспитание, центрированное на воспитаннике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и эмоциональным содержанием: диагностикой значения интеллектуального, физиологического и чувственно-нравственного становления, исследованием стратегии и тактики (технологии) личного темпа усвоения содержания воспитания и создание конкретных черт характера. Во взаимосвязи с этим новое, наиболее глубокое значение получает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от численности участников того либо иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании гарантируют, с одной стороны, оптимальный учет особенностей ученика и организацию деятельности и отношений каждого по свойственным ему способностям, а с другой — приспособление всех к социальным условиям неминуемой совместной работы с индивидами широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, характера, нрава и т.д.

Если в обучении активность по развитию интеллекта по своей сути считается персональной, то в воспитательной труде сама разработка выражается во взаимодействии индивида с другим или (что случается чаще) с другими, не во всем похожими, а часто и во многом несхожими субъектами воспитательного процесса. Суть воспитания как процесса в наибольшей степени выражается в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению

Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников данного процесса считается наиболее важной, чем в учебе

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: