Содержание
-
Слайд 1
-
Слайд 2
Форма служит выражением, организацией внутреннего содержания процесса, явления;
Оформить – значит придать вид, определить тип, структуру, сконструировать;
Процесс воспитания как совместная деятельность учителя и учащихся протекает в определенных организационных формах;
Формы воспитания менее изучены, чем формы обучения, они белее многочисленны и разнообразны -
Слайд 3
Это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса;
Формы определяют организационную структуру: кто, где, как и когда, в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с детьми;
Форма зависит от целей, содержания, методов, от конкретных педагогических ситуаций -
Слайд 4
Индивидуальные
Групповые
массовые -
Слайд 5
Формы познавательной деятельности;
Трудовой деятельности;
Общественно-политической деятельности;
Эстетической деятельности;
Физкультурно-оздоровительной деятел.;
Ценностно-ориентационной деятельности -
Слайд 6
Формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия(Н.И.Болдырев)
Словесные – собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, радиожурналы и др.;
Практические – походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа;
Наглядные – музеи, выставки, витрины, стенды, стенгазеты -
Слайд 7
3 группы:
Формы управления и самоуправления школьной жизнью – собрания, линейки, классные часы, совещания органов самоуправления и др.
Познавательные формы – экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, газеты, тематические вечера, студии, выставки и др.;
Развлекательные формы – вечера, утренники, капустники, дискотеки, концерты, праздники и др. -
Слайд 8
Словесно-логические формы – беседы, дискуссии, собрания, конференции, лекции. Главное – обмен информацией, обсуждение проблем;
Образно-художественные формы – концерты, спектакли, праздники, дискотеки. Главное – вызвать сильные, глубокие коллективные эмоции, совместное переживание;
Трудовые формы – совместная работа, любой труд, общественно-политическая деятельность -
Слайд 9
Игровые (досуговые) формы – главное игра, совместный отдых, содержательное развлечение – спортивные игры, познавательные игры, соревнования, конкурсы
Психологические формы – главное средство воздействия – элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальная и групповая психотерапия _ лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Требуются специальные знания педагога.
-
Слайд 10
Определение темы, задач, формы мероприятия;
Предварительный сбор материала, если того требует содержание;
Планирование, т.е. определение содержания и последовательности дела;
Подготовка участников;
Проведение дела;
Анализ и самоанализ педагога -
Слайд 11
При выборе форм работы необходимо учитывать
Возраст учащихся;
Интересы учащихся;
Календарные дни;
Время года;
Условия проведения;
Способности педагога;
Способности и возможности детей;
Традиции образоват. организации;
Общий план мероприятий
Посмотреть все слайды
Подходы к дефиниции формы воспитания
Определение 1
Под формой воспитания в современной педагогике понимается внешнее выражение содержания воспитательного процесса, которое находит свою репрезентацию в актах, действиях, операциях, процедурах, средствах и приемах воздействия.
В отличие от методов, которые относятся к содержательно-процессуальной стороне педагогических процессов, форма отражает исключительно внешнюю, процессуальную сторону воспитательного воздействия. Адекватная форма воспитания, ее соответствие содержательной стороне воспитания, обеспечивает эффективность процессов воспитания, образования и обучения.
Воспитательные формы имеют вариативный характер, модифицируются в зависимости от целей, задач, конкретной педагогической ситуации.
Формы физического воспитания детей
Физическое воспитание – очень важный компонент развития ребенка. Физкультура укрепляет здоровье детей, также через физическую активность можно достигать педагогические цели.
Формы физического воспитания детей дошкольного возраста можно разделить на:
- Физкультминутки между занятиями;
- Утреннюю зарядку;
- Занятия на свежем воздухе во время прогулки;
- Подвижные игры;
- Закаливание в сочетании с физическими упражнениями;
- Индивидуальную работу с ребенком;
- Организованную самостоятельную деятельность ребенка;
- Активный отдых дошкольников;
- Экскурсии и походы.
Любая форма воспитания детей дошкольников преследует сразу несколько целей – укрепить их костно-мышечную систему и сделать более сильными, научиться выполнять указания педагога
Благоприятное воздействие физкультура также оказывает на скорость мыслительной работы детей, улучшается их память, воображение, внимание и координация
Форма и содержание физкультурных упражнений взаимосвязаны. Если требуется провести познавательное мероприятие с элементами физических упражнений, то лучше сделать это на занятии во время прогулки на свежем воздухе.
Важно составлять физкультурные занятия в соответствии с особенностями психологического развития ребенка в данном возрасте, а также его возможностями выполнять некоторые виды упражнений. Детей заинтересуют увлекательные и веселые упражнения, а положительные эмоции – основное условие для обучения их движениям
Заинтересованность повышает физическую активность даже у малоподвижных и инертных детей. Важно использовать на занятиях физкультурой те формы воспитания, которые будут интересны дошкольнику
Детей заинтересуют увлекательные и веселые упражнения, а положительные эмоции – основное условие для обучения их движениям. Заинтересованность повышает физическую активность даже у малоподвижных и инертных детей
Важно использовать на занятиях физкультурой те формы воспитания, которые будут интересны дошкольнику
-
История двоичной системы счисления кратко
-
Пижамная вечеринка в школе сценарий
-
Социология правовой культуры кратко
-
Если ребенок невнимателен консультация для родителей в доу
- Протоколы на день учителя в школе
Что такое воспитание, и какую роль оно играет в обществе
Воспитание — это спланированный и целенаправленный процесс формирования личности для подготовки ее к дальнейшей жизни в обществе согласно с принятыми в нем моделями поведения.
Для изучения воспитательного процесса и законов его организации существует отдельная наука — педагогика.
Значение воспитания в социуме определяется, исходя из его целей:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- Формирование отношения личности к окружающему миру и к самому себе, определение собственного места в обществе.
- Всестороннее личностное развитие, предполагающее духовное богатство, морально-нравственные устои, физическое здоровье. Человек, обладающий этими качествами, способен бороться с жизненными трудностями.
- Воспитание социально-интегрированной личности, то есть человека с адекватным восприятием себя и мира, умеющего выстраивать бесконфликтные отношения с окружающими.
- Становление личности, приобщенной к культуре: развитие вкуса, творческого потенциала и духовных качеств человека.
- Взращивание гражданской ответственности, патриотизма, чувства справедливости в индивиде.
- Привитие самостоятельности, подразумевающей умение человека самосовершенствоваться в условиях окружающей действительности.
- Вырабатывание в человеке качеств, позволяющих определить собственное «Я», самореализоваться и самоутвердиться.
7.1. Понятие о формах воспитания и их классификация.
Категория «формы воспитания» («формы воспитательной работы») является одной из самых трудно определяемых в педагогической науке – во-первых, в силу многозначности самого понятия (например, в Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма»), а во-вторых, из-за множества классификаций форм воспитательной работы.
Говоря о форме воспитания, чаще всего имеют в виду выражение ее содержания через определенную организацию отношений педагогов и учащихся. В качестве форм воспитания будем рассматривать конкретные акты деятельности, ситуации, процедуры, мероприятия, в рамках которых осуществляется взаимодействие участников воспитательного процесса, направленное на решение определенных педагогических задач.
Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций. Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся. Организация любого дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Многие педагоги используют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.
Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми. Различные формы воспитательной работы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам воспитания, в которых заранее закладывается необходимость взаимодействия, формируются нормы социальных отношений.
Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.
В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:
1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).
2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);
3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).
4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);
5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;
6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;
7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;
в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.
Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.
Методика организации и проведения воспитательных мероприятий может осуществляться двумя путями: 1) традиционно, когда основная часть работ по подготовке и проведению мероприятия выполняется педагогом, а ученики либо не участвуют в его подготовке вообще, либо эпизодически привлекаются на разных этапах; 2) на основе методики коллективного творческого дела (подробнее об этом см. 7.3), когда все этапы разработки, подготовки и проведения мероприятия реализуются на основе совместного творческого поиска педагогов и воспитанников.
Виды воспитания, по каким признакам классифицируются
Педагогическая деятельность классифицируется по различным основаниям:
- по институциональному признаку (семейное, школьное, внешкольное, религиозное и т.д.);
- по содержанию (умственное, трудовое, физическое);
- по принципу доминирования и стилю отношений между воспитателем и воспитанником (демократическое, свободное, авторитарное);
- по воспитательным объектам (нравственное, половое, правовое, экономическое, патриотическое, гражданское, интернациональное и т.д.).
Основные виды воспитания
- Умственное, то есть направленное на развитие интеллекта. Особенностью данного вида является побуждение к самостоятельному изучению мира и самопознанию.
- Трудовое, ориентированное на привитие чувства ответственности к труду, стимулирование реализации творческого потенциала и накопления профессиональных компетенций.
- Нравственное, представляющее собой способ создания и передачи нравственных устоев в обществе.
- Эстетическое, создающее восприятие действительности через призму эстетики, развивающее умение видеть прекрасное.
- Гражданское, в результате которого в характере человека появляются такие качества как ответственность и уважение к семье, окружающим и государству.
- Экономическое, в ходе которого развивается разнонаправленное экономическое мышление человека.
- Экологическое, содержание которого ориентировано на выработку отношения к природе как к ценности.
- Правовое, то есть разъяснение прав и обязанностей индивиду, утверждение о необходимости их соблюдения, а также объяснение неизбежности несения ответственности за нарушение.
- Свободное, предполагающее оказание помощи воспитываемому со стороны воспитателя в процессе свободного развития ребенка и познания им действительности.
- Семейное. Этот тип является ключевым компонентом в интеграции человека в общество. Общий результат воспитания находится под влиянием ценностей, жизненного стиля и отношений, перенятых из семьи.
- Конфессиональное или религиозное, подразумевающее воспитание верующего человека с помощью внушения какого-либо мировоззрения, основанное на приписывании обычным вещам священности.
- Социальное. Этот вид является составляющей социализации, достигаемой за счет последовательного создания необходимых условий и контакта.
- Школьное, организованное в рамках учебного процесса. В этом случае важна роль педагога. В приоритете создание благоприятной атмосферы в коллективе.
- Внешкольное, реализуемое во внешкольных учреждениях, занимающихся образовательно-воспитательной деятельностью, а также разного рода обществах.
Основные формы воспитания детей в современной педагогике
Формы воспитания — это методы, которые используют для реализации процесса воспитания; способы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности.
Система воспитательных форм включает типологии по различным основаниям.
Классификация воспитательных форм по количеству участников
- Индивидуальные (воспитатель — воспитанник): консультация, беседа, обсуждение, совместный поиск решения проблемы, выполнение общего поручения и т.д.
- Групповые (воспитатель — группа воспитанников): творческие группы, кружки, беседы, дискуссии, конкурсы, викторины, трудовая деятельность и пр.
- Массовые (воспитатель — несколько групп): театральные представления, концерты, спортивные соревнования, походы, турслеты и др.
Типология форм воспитания по методу педагогического воздействия
- Словесные: собрания, линейки, встречи, лекции, конференции и т.д.
- Практические: субботники, походы, олимпиады, спортивные состязания, экскурсии, конкурсы и др.
- Наглядные: посещение музеев, выставок, просмотр фильма, рассматривание стенгазет и пр.
Классификация форм воспитательной работы
Всю обилие форм воспитательной работы с учениками делят на 3 категории — в зависимости от главной задачи, которая реализуется в процессе применения той либо иной формы:
- формы управления и самоуправления школьной жизнью (сборы, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и т.д.);
- познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, печатные издания, тематические вечера, студии, секции, выставки и т.п.);
- увеселительные формы (утренники и вечера, праздники, игровые программы и т.п.).
Любая форма, которая употребляется в педагогическом процессе, помогает решать не одну воспитательную задачу. К примеру, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения подростков (прежде всего — в вопросах менеджмента) и выработку у них управленческих умений. С этой целью преподаватели употребляют в качестве организаторов данных форм работы не только способных воспитанников, но и тех, кто вначале никак не показывает организаторских возможностей. При этом, в частности, заключается значение постоянного изменения органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в разных сферах школьной жизни как можно большего количества учащихся.
Увеселительные формы работы не могут и не обязаны выполнять лишь развлекательную функцию: они будут веселить по-настоящему лишь тогда, когда станут вносить в сознание и чувства детей представления и познания о чем-то ранее неизвестном и убежденность в своей значимости в системе межличностных отношений. Чтобы обеспечить это, необходимо отлично продумать организацию дела, привлечь к ее организации и проведению наибольшее количество участников (в оптимальном случае — все участники обязаны ощущать себя ответственными организаторами формы работы, которая ведется), сделать так, чтоб ученики отлично отдохнули.
Увеселительные формы воспитания (если они верно педагогически продуманные, приготовленные и проведенные) содействуют интеллектуальному и духовному развитию подростков, укреплению их здоровья.
На современном этапе интерес преподавателей акцентируется на личности, индивидуальности. Понятие «личностно-ориентированное воспитание», «воспитание, центрированное на воспитаннике» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и эмоциональным содержанием: диагностикой значения интеллектуального, физиологического и чувственно-нравственного становления, исследованием стратегии и тактики (технологии) личного темпа усвоения содержания воспитания и создание конкретных черт характера. Во взаимосвязи с этим новое, наиболее глубокое значение получает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от численности участников того либо иного воспитательной дела. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании гарантируют, с одной стороны, оптимальный учет особенностей ученика и организацию деятельности и отношений каждого по свойственным ему способностям, а с другой — приспособление всех к социальным условиям неминуемой совместной работы с индивидами широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, характера, нрава и т.д.
Если в обучении активность по развитию интеллекта по своей сути считается персональной, то в воспитательной труде сама разработка выражается во взаимодействии индивида с другим или (что случается чаще) с другими, не во всем похожими, а часто и во многом несхожими субъектами воспитательного процесса. Суть воспитания как процесса в наибольшей степени выражается в деятельности, во взаимодействии с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению
Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников данного процесса считается наиболее важной, чем в учебе