Сестринский процесс: документация
К сожалению, пока нет единой сестринской документации, утвержденной централизовано. Однако каждое лечебное учреждение, внедрившее в свою практику сестринский процесс, пользуется собственными формами, разработанными внутри организации.
Вся деятельность медицинской сестры в процессе ухода регистрируются в сестринской истории болезни. Варианты названия сестринской документации:
- сестринская карта наблюдения за состоянием здоровья пациента
- сестринская история состояния здоровья пациента
- сестринская история болезни пациента
Важнейшая составляющая часть этого документа — карта сестринского ухода. В ведении сестринской документации, осуществляя и регистрируя весь сестринский процесс, следуйте рекомендациям:
- Проблемы пациента описывайте его собственными словами. Это поможет вам обсуждать с ним вопросы ухода, а самому пациенту — лучше понять план ухода и необходимость действий медсестры
- Целями называйте то, чего хотите добиться совместно с пациентом; четко формулируйте цель и предполагаемый срок ее достижения
- На каждого пациента составляйте индивидуальный план, основываясь на стандартных планах ухода
- Храните план в удобном месте для пациента и медицинских работников, осуществляющих уход
- Всегда регистрируйте сроки реализации плана, а также дополнительные действия, которые потребовались пациенту
- Привлекайте пациента к ведению записей, связанных с самоуходом и самопомощью
- Обучите участников ухода (родственников, младший медперсонал) выполнять элементы ухода и регистрировать их.
Статья написана на основе источника: Т.П. Обуховец, О.В.Чернова «Основы сестринского дела»
Компоненты сестринского диагноза и требования к нему
Определение 1
Сестринский диагноз – это выявление и определение нарушенных функций организма больного и его потребностей, возникающих в связи с этим, иными словами, это — формулировка уже существующих и потенциальных проблем, определяемых особенностями состояния здоровья пациента.
Сестринский и врачебный диагнозы являются абсолютно разными понятиями. Если врачебный диагноз подразумевает определение патологического процесса с отражением его локализации, тяжести течения и причины появления, то сестринский диагноз заключается в описании внешних реакций пациента на этот патологический процесс.
Сестринский диагноз является этапом сестринского процесса, выполнение всех элементов которого в совокупности способствует более быстрому восстановлению больного и освобождает лечащего врача от некоторых обязанностей.
Этапы сестринского процесса:
- Первый этап — сестринское обследование. На этом этапе медицинской сестрой собирается и оформляется информация о пациенте.
- Второй этап – сестринский диагноз. На этом этапе медицинская сестра определяет и формулирует различного характера проблемы, имеющиеся у конкретного пациента, в целях дальнейшего их решения в пределах своей компетенции. Также сестринский диагноз предполагает определение еще и потенциальных проблем, которые в ближайшем будущем могут только возникнуть.
- Третий этап – сестринское планирование. На этом этапе медицинская сестра составляет план действий, способствующих решению проблем больного и облегчению его состояния.
- Четвертый этап – сестринское вмешательство. На этом этапе медицинская сестра реализует план ухода за конкретным пациентом. Сестринское вмешательство может быть независимым, взаимозависимым и зависимым. Выбор категории вмешательства медсестра выбирает самостоятельно с учетом особенностей каждого случая. Главное, чтобы действия помогали человеку выздороветь.
- Пятый этап – подведение итогов. При оценке работы учитываются впечатления пациента и его родственников от проделанной работы, степень достижения целей, установленных при сестринском планировании, и качество оказанной помощи.
Сестринский диагноз включает в себя три компонента: собственно формулировка болезненной реакции адаптации, причина проблемы и проявления болезненной реакции.
Сестринский диагноз должен соответствовать нескольким условиям:
- Наличие противоречия между имеющимся уровнем адаптации больного и идеальным ее уровнем, которого хотелось бы достичь. Например, продолжительность сна больного составляет только 4 часа из желаемых 7 часов.
- Четкая формулировка, отражающая причастность проблемы к конкретному пациенту, для которого она является значимой.
- Реальность разрешимости проблемы.
- Необходимость наличия для решения проблемы специальных знаний, навыков и методик, то есть профессионального подхода.
Этапы сестринского процесса
В настоящее время сестринский процесс принято разделять на 5 последовательных и взаимосвязанных этапа практической деятельности медицинской сестры при оказании помощи пациенту. На каждом этапе медицинская сестра выполняет строго определенные действия.
Первый этап: сестринское обследование пациента
На первом этапе сестринского процесса медицинская сестра занимается сбором информации о пациенте с ее последующей оценкой. Сбор и оценка информации производится с помощью методов:
- субъективных
- объективных
- дополнительных
Субъективная информация
Данные о пациенте и его проблемах могут быть получены как от самого пациента, так и от его родственников, дежурных медицинских работников, из имеющейся медицинской документации. Информация должна быть максимально точной и полной. В процессе беседы медицинским сестрам рекомендуется использовать способствующие эффективному и доверительному общению факторы: располагающую обстановку, подходящее время беседы, дружелюбную манеру разговора. Такой поход обеспечит создание доверительных отношений между медицинским работником и пациентом, без которых трудно добиться хороших результатов в лечении и — тем более — сестринском уходе.
Субъективные данные о пациенте включают в себя:
- общие сведения — паспортные данные, пол, возраст, семейное положение, профессия и место работы, адрес проживания
- история возникновения и развития проблем со здоровьем, сведения об аллергологическом и эпидемиологическом анамнезе (наличие аллергии, частота и длительность аллергических реакций, контакты с инфекционными больными)
- жалобы в настоящий момент (физические, психологические), при боли — характер, локализация, длительность, интенсивность, реакция пациента на боль
- социологические данные о пациенте (условия проживания, рабочего места, круг общения)
- психологические данные — адаптация или дезадаптация в связи с болезненным состоянием
Объективные данные
Медицинская сестра собирает информацию о пациенте с помощью своих органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание), а также инструментальных методов исследования.
К объективной информации о пациенте относят:
- данные общего и детального осмотра пациента: цвет, целостность кожных покровов и слизистых оболочек, наличие высыпаний, изъязвлений, повреждений, волосяной покров — на наличие педикулеза, при наличии отеков отмечается их локализация
- физическое обследование: измерение роста, веса, окружности грудной клетки, живота и другие данные по необходимости
- состояние сознания: ясное, спутанное, нарушенное (бред, галлюцинации, ступор, сопор, кома)
- выражение лица: спокойное, страдальческое, безразличное, тревожное, настороженное и т.п.
- положение: активное, пассивное, вынужденное
- температура тела, частота дыхательных движений, частота сердечных сокращений, артериальное давление
- естественные отправления (самостоятельно, регулярно, с помощью моче- и калоприемника, стомы)
- состояние памяти, органов чувств
- наличие используемых резервов: протезы, в том числе съемные зубные, очки, контактные линзы, слуховой аппарат
- способность к передвижению, приему пищи и воды, обслуживанию себя
- психоэмоциональное состояние, социальная среда
Дополнительная информация
Сбор дополнительных данных предполагает лабораторные исследования и диагностические мероприятия с привлечением медицинского оборудования:
- исследования крови, мочи
- электрокардиография
- флюорография
- ультразвуковая диагностика
- другие необходимые методики, которые медицинская сестра проводит самостоятельно, либо готовит к ним пациента.
Заключительные действия медицинской сестры на первом этапе СП — документирование полученных о пациенте сведениях, составление базы данных и заполнение сестринской истории болезни.
Сестринский диагноз
II этап сестринского процесса
На втором этапе сестринского процесса определяется сестринский диагноз или выявление существующих и потенциальных проблем пациента.
В отличие от врачебного сестринский диагноз чаще всего бывает не один по причине нескольких проблем у пациента. Сестринская диагностика охватывает все сферы жизнедеятельности пациента, в связи с чем сестринские диагнозы объединяются как:
- физиологические;
- психологические;
- духовные;
- социальные.
С 1982 года существует определение:
сестринский диагноз — это настоящее и потенциальное состояние здоровья пациента, выявленное в результате сестринского обследования и требующего сестринских вмешательств.
Занимаясь диагностикой на своем уровне, медицинская сестра пользуется полученными в результате обучения и опыта знаниями.
Принята классификация сестринских диагнозов, основанная на нарушении следующих процессов с примерами:
дыхание — затруднение, удушье, кашель непродуктивный либо продуктивный;
кровообращение — тахикардия, аритмия, похолодение конечностей, отеки;
гомеостаз — обезвоженность, повышение температуры тела, гипотермия;
питание — повышенное, пониженное;
пищеварения — нарушение глотания, изжога, тошнота, рвота, понос, запор;
мочевыделение — задержка или недержание мочи, боли при мочеиспускании;
движение — нарушение координации, тугоподвижность суставов;
поведение — самоизоляция, отказ от приема пищи или лекарств;
внимание — произвольное, непроизвольное;
память — амнезия и другие нарушения;
эмоциональная и чувствительная сфера — беспокойство, страх, эйфория, негатив по отношению к медработникам, одиночество;
гигиенические потребности — недостаток навыков, знаний по гигиене, самоуходу;
восприятия и ощущения — нарушения со стороны органов чувств, боль;
мышление — интеллект, пространственная ориентация.
Примеры сестринских диагнозов:
- Повышенное АД.
- Недостаточные знания о заболевании.
- Общая слабость.
- Снижение эмоционального фона, обусловленное стрессом.
- Страх перед операцией.
- Недержание мочи.
- Рвота.
- Нарушения сна.
- Чувство ложного стыда.
- Необходимость психологической поддержки.
Еще интересное на сайте:
Проведение перевязок | Деонтология медсестры | Лечебно-охранительный режим в отделении |
Зависимые сестринские вмешательства | Независимые сестринские вмешательства | Взаимозависимые сестринские вмешательства |
Трудности формулирования сестринского диагноза
Заболевание вносит в жизнь человека множество проблем, но не все они становятся объектом сестринского вмешательства. В качестве сестринских диагнозов могут быть сформулированы только те проблемы пациента, решение которых входит в компетенцию медицинской сестры. Например, рвота (проблема, связанная со здоровьем) не будет сестринским диагнозом, так как не поддается коррекции методами сестринского ухода. А риск аспирации рвотными массами — сестринский диагноз, поскольку данная проблема может быть предупреждена действиями медицинской сестры. Как было сказано в главе 10 данного учебного пособия, при формулировании сестринского диагноза в нашей стране не используют МКСП. Чтобы понять, насколько точно обозначена проблема пациента и правильно сформулирован сестринский диагноз, следует проверить следующее. 1. Связана ли рассматриваемая проблема с дефицитом самообслуживания? — Например, отрыжка не может быть рассмотрена в качестве сестринского диагноза, так как эта проблема не связана с дефицитом самообслуживания. Проблема затруднённого дыхания пациента в горизонтальном положении связана с дефицитом самообслуживания и может быть устранена сестринским персоналом. На её основе формулируют сестринский диагноз. 2. Насколько сформулированный диагноз понятен и ясен пациенту? — Например, «дискомфорт» — неправильно сформулированный сестринский диагноз, так как не отражает конкретную проблему пациента. «Психологический дискомфорт, связанный с необходимостью мочиться на судно» — пример правильно сформулированного сестринского диагноза. 3. Будет ли сформулированный диагноз базой для планирования сестринских действий? — Например, «ухудшение настроения пациента» нельзя назвать сестринским диагнозом, так как непонятно, каким должно быть сестринское вмешательство, правильной будет формулировка: «снижение настроения, связанное с дефицитом привычного общения». Часто одна и та же проблема может быть вызвана совершенно разными причинами, естественно, что сестринский диагноз в каждом случае будет сформулирован по-разному. Намеченное сестринское вмешательство будет адекватным, если причина известна, так как именно она даёт правильное направление сестринскому уходу. При беспокойстве пациента по поводу возможного инфицирования при парентеральном введении лекарственных препаратов и беспокойстве, связанном с необходимостью постороннего ухода за ним в домашних условиях, сестринские диагнозы и действия будут различными. В первом случае сестринскому персоналу необходимо демонстративно соблюдать требования асептики и антисептики, а во втором — выяснить, кто из близких будет ухаживать за пациентом, и подключить их к решению проблемы. 4. Будет ли указанная проблема проблемой пациента? — Например, необоснованный отказ от процедуры — проблема сестринского персонала, а не пациента; её нельзя рассматривать в качестве сестринского диагноза. Страх, связанный с возможностью инфицирования пациента во время парентерального введения лекарственных препаратов, — правильно поставленный сестринский диагноз, так как отражает проблему пациента. 5. Обозначена ли в формулировке сестринского диагноза только одна проблема пациента? — Например, корректирование проблемы ограничения подвижности пациента связано с целым комплексом задач, решение которых может находиться вне компетенции сестринского персонала. Необходимо предвидеть последствия данного состояния и предоставить пациенту необходимый сестринский уход. Правильно будет выделить ряд сестринских диагнозов, связанных с ограничением подвижности пациента, таких как «риск развития пролежней», «дефицит самообслуживания» и др. При формулировании сестринских диагнозов следует указывать, что пациент не знает, не может, не понимает, а также, что его беспокоит. Проблемы пациента могут быть связаны не только с травмой или заболеванием, но и с проводимым лечением, обстановкой в палате, недоверием к медицинскому персоналу, семейными или профессиональными отношениями. Таким образом, задача сестринского диагностирования — выявить все настоящие или возможные в будущем проблемы пациента на пути его комфортного, гармоничного состояния; определить то, что наиболее тяготит пациента в настоящий момент; сформулировать сестринский диагноз и попытаться в пределах своей компетенции спланировать мероприятия по сестринскому уходу.
Классификация проблем пациента, определяющих сестринский диагноз
Существуют несколько классификаций проблем пациента в зависимости от определяющего критерия.
Так, в зависимости от срочности решения и важности проблемы могут быть приоритетными, или первоочередными, и второстепенными. Определение 2
Определение 2
Приоритетные проблемы – это проблемы пациента, представляющие опасность для жизни больного или угрозу жизни окружающим людям, а также способствующие ухудшению течения заболевания или являющиеся факторами риска развития осложнений.
К второстепенным проблемам относятся социальные вопросы, не требующие немедленного разрешения.
В зависимости от лица, определяющего проблемы, они подразделяются на объективные (определяемые медицинской сестрой) и субъективные (выдвигаемые самим пациентом).
В зависимости от временного периода, в котором проблемы возникают, они бывают настоящими (фактическими, актуальными, действительными, имеющимися на момент осмотра) и потенциальными, возникновение которых вероятно в ближайшем будущем.
Примерами потенциальных проблем могут служить: риск появления пролежней у малоподвижного или неподвижного пациента; риск травм и падений в связи с головокружением; риск обезвоживания у пациентов с частым жидким стулом и рвотой; риск самоубийства и суицидальных попыток в связи с особенностями психического состояния пациента; риск ухудшения течения болезни вследствие неправильного приема лекарственных препаратов и др.
В зависимости от типа реакции пациента на заболевание, связанные с ним проблемы подразделяются на следующие категории:
- Физиологические. Примерами таких проблем являются нарушения функций различных систем и органов. Например, отсутствие аппетита, одышка, чувство удушья, непрекращающийся кашель, недостаточность или избыток питания, наличие острых или хронических болей, ослабление защитных функций организма, обезвоживание или отеки, сердечная и/или дыхательная недостаточность, застой мокроты, кровохарканье, нарушение глотания, запоры, диарея, метеоризм (усиленное газообразование в кишечнике), недержание кала и/или мочи, хроническая или острая задержка мочи, кожный зуд, нарушения целостности кожных покровов, выраженная общая слабость, лихорадка, нарушения памяти, речи, внимания, дефицит самостоятельного ухода и недостаточный уровень самогигиены и т.д.
- Психологические. К проблемам этой группы относятся, например: чувства тревоги, страха, в том числе страха смерти, беспокойства; дефицит знаний пациента (о правильном питании при своем заболевании, непосредственно о самом заболевании, о здоровом образе жизни, о правилах приема лекарственных средств и др.); дефицит семейной поддержки; дефицит досуга; дефицит общения; неэффективное исполнение назначенной схемы лечения или отказ от приема лекарств в силу различного рода убеждений; недоверие медицинскому персоналу; нарушенное представление больного о своем внешнем виде; недостаточная адаптация членов семьи к наличию заболевания у одного из них; чувства ложной вины и ложного стыда перед родственниками из-за своей болезни; наличие конфликтных ситуаций в семье и других стрессовых моментов, усугубляющих состояние здоровья пациента.
- Социальные. Примерами проблем этой группы являются такие последствия заболевания, как разрушение семьи, социальная изоляция, потеря работы и, как следствие, материальная нестабильность и беспокойство, касающееся финансового положения, при выходе на инвалидность.
- Духовные. Примером таких проблем является потеря идеалов, стремлений и даже смысла жизни.
Замечание 1
Три последние группы сестринских проблем (диагнозов) иногда объединяют в одну группу (психосоциальную).