Понятие материи и его эволюция
Материалистический подход возник на самой заре философии, как альтернатива мифорелигиозной картине мира, в которой главенствующая роль отводилась богам. Вместе с тем, само понятие материи и представления о ней, в истории философии претерпевали значительные изменения.
Наиболее ранним являются натурфилософские концепции, в которых материя ассоциируется с одной из стихий, которая преобразуясь создает из себя все сущее. Значительный прогресс в понимании материи был совершен философами атомистами – Левкиппом и Демокритом, которые предположили существование мельчайших неделимых частиц материи – атомов, из которых состоит все бытие. При этом движение рассматривалось как одно из важнейших свойств материи, ее атомы, различные по своей форме и массе, передвигались в пустоте, согласно особенностям собственной природы – так легкие устремлялись «вверх» составляя небесные тела, а тяжелые напротив, «вниз» в недра земли (Аристотель).
Идеи атомистов легли в основу материалистического механицизма, сформировавшегося в Новое время и долгое время занимавшего доминирующие позиции как в философии, так и в науке. Положения материалистического механицизма формировались в трудах таких выдающихся философов как Р. Декарт, Ф. Бекон и др., а свое окончательное оформление получили благодаря научным и философским работам И. Ньютона.
Механистическая модель полагала существование трех независимых субстанций – материи, пространства и времени. Материя представляла собой сумму бесконечно малых и неделимых частиц-атомов, которые находились в пространстве и действовали в соответствии с законами механики. В отличие от атомистических взглядов античности, движение атомов стало возможно лишь благодаря прикладыванию к ним внешних сил, что сформировало потребность в первотолчке, который создал необходимый запас энергии для движения атомов и существования бытия.
Хотя механистическая модель позволила объяснить множество природных явлений, со временем стали накапливаться аномалии, т.е. факты, не укладывающиеся в ее рамки, что привело к ее кризису и поиску новых моделей, в том числе переосмысления материи. В начале двадцатого века Резерфорд смог исследовать внутреннюю структуру атома, что поставило крест на материалистическом механицизме.
Современное понимание материи, как субстанциональной основы мира было сформулировано в марксистской философии и предполагает понимание материи, не как конкретного носителя-частицы, а как философской категории, обозначающей феномены объективной реальности, доступные для фиксации человеком и независимые от него в своем объективном существовании. При этом нематериальные – идеальные феномены признаются функциональными, т.е. производными от существования материальных систем их продуцирующих (например, психика – функция мозга).
Концепции материи
О материи строят представление, учитывая две точки зрения — материализм и идеализм. В первом случае ее считают первичной категорией относительно сознания. Идеалисты называют материю произвольным образованием от духовной субстанции. В субъективном идеализме этот элемент является постоянной возможностью ощущений. Основные концепции материи в философии:
- субстанциональная;
- атрибутивная;
- диалектико-материалистическая.
Первая концепция проявляется в том, что материя определяется через явления и предметы. Об этом говорили еще древнегреческие ученые и мыслители. Они понимали ее только через вещество.
По атрибутивной концепции материю стоит определять через ее строение и первичные качества. К таким относят массу и размеры. Также учитываются субъективные свойства — цвет и вкус. Это вторичные качества материи.
Диалектико-материалистическую концепцию предложили Ленин и Маркс. Они понимали материю через отношение с сознанием. Эта категория в философии применяется для обозначения реальности, существование которой возможно независимо от человека. При этом субстанцию копируют органы чувств.
Такое определение помогает устранить противоречия между наукой и философией. Концепция была открыта в XIX веке, когда произошел прорыв в системе образования. Материализм рухнул вместе с открытием электрона. Тогда материя стала способом объяснения многих явлений.
Понятие до сих пор изучается, работники исследовательских и научных центров и сегодня пытаются расширить пространство. Хотя уже было предложено четыре измерения, в Принстоне есть ученый, который предложил добавить к ним еще шесть. Такое утверждение объясняет теорию струн, но воспринимать дополнительные категории человек не может. Сама материя воздействует на органы чувств, поэтому она ощущаема.
Исторические сведения
Материя в эпоху античности воспринималась как основа всего, что есть во Вселенной. Из нее построены все объекты, существующие в этом мире. Первые трактовки предложили Демокрит и Левкипп. Платон противоречил их идеям. Он называл материей субстрат идей. Грек Аристотель считал ее неуничтожимой, несотворимой, вечной. Это значит, что у нее нет начала и конца, ее невозможно из чего-то создать или просто уничтожить. Фома Аквинский объяснял ее как принцип индивидуации и множества. Определение материи давали и другие ученые:
- Томас Гоббс;
- Джон Локк;
- Джордж Беркли;
- Поль Гольбах;
- Иммануил Кант.
По Гоббсу материя — это субстанция, которую нужно рассматривать в отношении ее формы, а ее сущностью является протяженность. При этом он разделял понятие на первичное и вторичное. Первая материя не существует в реальности, она находится за пределами сознания. Это идея тела, которое представляет человек, когда абстрагируется от его формы.
В теории Локка материя понимается как плотная протяженная субстанция. Ее идея возникла, поскольку человек не может представить, как качества, доставляющие ощущения, способны существовать сами по себе. Есть какое-то явление, которое заставляет людей чувствовать, представлять.
Джордж Беркли вообще отрицал существование материи. Он считал, что все может жить только до тех пор, пока воспринимается в виде идей либо само их принимает. Субстанция не мыслит и не чувствует, а только воздействует на дух извне, заставляя работать его воображение. Она не воспринимает идеи и не создает их в человеческом сознании. Именно поэтому ученый утверждал, что материи не существует.
Поль Гольбах считал, что такая субстанция означает абсолютно любое явление, которое воздействует на органы чувств. Но объекты микромира воспринимать не получается, поэтому он обратился к математическим моделям. Гольбах и ученые, разделяющие его точку зрения, утверждали, что материя постепенно исчезает. Из-за этого материалисты связывают субстанцию с механическо-вещественным пониманием, они не разделяют взглядов и доводов идеалистов.
Кант делил материю на физическую и логическую. Значение последней заключается в суждении, понятиях, а не их связке. Физическая субстанция ограничена формой, она наполняет собой пространство и образует явления, вызывающие ощущения в человеческом сознании, то есть воздействует на дух.
Ленин также дал определение материи, описав его в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм». Согласно его труду, это категория в философии, обозначающая объективную, а не субъективную реальность. Она дается человеку в его ощущениях, поэтому ее можно отобразить, копировать, фотографировать. Независимо от них материя также может существовать.
https://youtube.com/watch?v=PW7R4TgIfhU
Понятие материи, ее виды
Понятие материи является одним из фундаментальных в философии. Представление о существовании материи восходит своими корнями к до философским мифорелигиозным системам, которые обозначали с его помощью мир сотворенный божествами. В самой философии, материя рассматривалась в качестве субстанции, т.е. первопричины и сущности мира, бытия, основной формы его существования. Вместе с тем понимание материи, ее роль и место в философских концепциях с течением времени значительно менялись.
Так уже в античной философии можно найти множество альтернативных взглядов на материю. Для натурфилософов милетской школы (Анаксимен, Анаксагор) материя – это стихия, создающая все многообразие бытия. Демокрит и философы-атомисты рассматривают материю как совокупность бесконечно малых частиц – атомов, которые вечны, неуничтожимы и неделимы, и образуют все формы бытия через свое объединение в более сложные структуры. В тоже время Платон с идеалистических позиций рассматривает материю как вторичную по отношению к идеальному бытию. Материальные тела в его концепции есть лишь грубые и неточные воплощения идей. Погрешности возникающие в процессе их материализации приводят к тому, что одна и та же идея, например, лошади, порождает множество отличных друг от друга материальных тел.
В период средневековья идеалистические взгляды продолжают преобладать. Материя ассоциируется с природой и представляет собой творение бога, его производную. В Новое время идеализм постепенно уступает место механистическому материализму. В данной концепции материя понимается как вещество, а именно как совокупность бесконечно малых и неделимых атомов, взаимодействующих между собой по законам механики во времени и пространстве. При этом время и пространство представляют собой самостоятельные субстанции, независимые от материи.
Современное понимание материи формируется в рамках марксистского направления философии В.И. Лениным. Оно открепляется от понимания материи исключительно как вещества, включая в него все возможные формы существования реальности, как уже известные, так и те, которые человечеству еще предстоит открыть. При этом явления нематериального, духовного характера – психика, социальные отношения, культура и т.д. рассматриваются в качестве вторичных по отношению к материи, как ее функции и продукты деятельности.
В настоящее время выделяют два основных вида материи:
- вещество,
- энергия.
Под веществом понимается материя, организованная корпускулярно, т.е. состоящая из отдельных сколь угодно малых частиц. Энергия в свою очередь не закреплена в качестве каких-либо частиц, но проявляет себя в качестве излучения. Вместе с тем данное деление достаточно относительно, так как вещество и энергия способны взаимно преобразовываться друг в друга, что было доказано Эйнштейном.
Вещество в свою очередь делится на обычное (светящееся) и темное. В наблюдаемой вселенной – шаре радиусом 15 миллиардов световых лет, доля массы обычного вещества крайне мала – всего лишь 4%. Около 25% приходится на темное вещество. В отличие от обычного темное вещество не испускает излучения и по этой причине остается невидимым для человека. Его взаимодействие с обычным веществом по мнению ученных в настоящее время ограничивается лишь гравитационным воздействием.
Энергия аналогично подразделяется на излучение и темную энергию. Темная энергия также, как и темная материя остается недоступной для регистрации и обнаруживается исключительно благодаря ее гравитационному воздействию на обычную материю.
Проблема субстанции и субстанционального подхода
Одним из основополагающих разделов философии является онтология, т.е. учение о бытие, которое стремится рассмотреть вопросы сущности бытия, его природы, свойств, а также соотношения человека с ним, поиск его места в мире. Понятие бытия охватывает все существующее – весь тот мир, который дан человеку в ощущениях, а так в представлениях и размышлениях, нет ничего, что находилось бы вне бытия, поэтому противоположной к нему категорией является ничто, как совершенная и абсолютная пустота.
Бытие, данное человеку обладает бесконечным многообразием форм, сложной структурой для осмысления которой человеку необходимо ее упростить, найти те общие элементы и связи между наблюдаемыми явлениями, которые позволили бы их объединять. Как итог данного стремления выступает категория субстанции.
Определение 2
Субстанция – это первооснова, единый базис мира, к которому сводится все многообразие его наблюдаемых форм.
Субстанция играет роль глобального знаменателя, к которому можно свести все бытие, выразив его через одно понятие. При этом субстанция обладает двумя важнейшими характеристиками:
- самозарождением,
- самообеспечением.
Поскольку субстанция — это первопричина она не может быть создана кем-либо, следовательно, субстанция либо существовала всегда, либо возникла сама по себе из ничего. В противном случае она становится производным от чего-то и теряет свою субстанциональность. Самообеспечение или автономность субстанции связана с тем, что ей достаточно для своего существования самой себя и не требуются какие-либо дополнительные силы или условия, для ее существования.
На протяжении веков существования философской мысли проблема поиска субстанции всегда оставалась одной из важнейших, однако так и не была разрешена, а в настоящий момент утратила свою актуальность как метафизическая. Наиболее часто роль субстанции отводилась либо идеалистическим структурам – идеям, духу, богу, воле и т.д.: либо материи.
Понятие движения и его связь с материей
Определение 3
Движение – это любое отклонение объекта от его первоначального состояния.
Данное понимание движения охватывает любые процессы, которые только могут происходить с материальными и нематериальными формами бытия, от их механического перемещения, до процессов мышления, развития, распада и т.д.
Идеальные формы движения представляют собой психические и социальные процессы, которые приводят к возникновению, распространению и изменению идей. Материальные формы движения в свою очередь имеют несколько уровней:
- механическое, т.е. перемещение объекта относительно других объектов в пространстве;
- квантово-механическое, т.е. смена координат объекта без траектории движения (скачок, флуктуация);
- физическое движение, процессы, основанные на физических законах (теплота, магнетизм и т.д.);
- химическое движение, процессы, связанные с преобразованием молекул;
- биологическое движение, процессы живых организмов.
Пространство и время как формы материи
Длительное время в философии и науке пространство и время рассматривались в качестве субстанций – независимых и самостоятельных понятий, которые по отношению к материи играют роль внешних сил, условий в которых эта материя существует, с помощью которых ее за ней можно наблюдать и фиксировать ее изменения, но никак с самой материей не связанных. Подобное представление о пространстве и времени до сих пор доминирует в обыденном сознании, как наиболее совпадающее с сенсорным образом реальности.
Одновременно развивалось реляционное понимание пространства-времени, в котором предполагалось их зависимость от материальных объектов и тех процессов которые с ними происходят. На бытовом уровне данное представление отражается в субъективном растягивании и сжимании времени, во время монотонных и наоборот интенсивных, разнообразных занятий. В науке состоятельность реляционного подхода была доказана А. Эйнштейном в его специальной и общей теории относительности.
Понятия пространства и времени
Определение 2
Пространство – это базовая категория человеческого представления о мире, отражающая его неоднородный и множественный характер.
Представление о пространстве необходимо для нормального протекания психической деятельности, так как оно включает в себя как предметы и объекты окружающего мира, так и самого человека, а также связи между ними. К основным свойствам пространства относят:
- протяженность,
- однородность,
- изотропность,
- трехмерность.
Определение 3
Время – это понятие, отражающее понимание изменчивого и процессуального характера реальности, существования возможности взаимодействия между телами в пространстве, которое носит последовательный, упорядоченный характер.
Наиболее часто время понимается как линейное, равномерно протекающее из прошлого в настоящее и будущее, и таким образом однозначно закрепляющее положение вещей в пространстве в определенный момент. Вместе с тем существует также циклическое понимание времени, связанное с повторяемостью определенных событий (сутки, год), само измерение линейного времени возможно лишь благодаря циклическим событиям.
Основными свойствами времени являются:
- длительность,
- однородность,
- одномерность,
- необратимость.