Эпоха перикла и его вклад в развитие афинской демократии кратко

Эпоха перикла и его вклад в развитие афинской демократии кратко

Вторая Пелопоннесская Война и смерть

Однако эпоха Перикла не могла длиться дольше, чем любая другая эпоха в истории. Афины вступили во вторую Пелопоннесскую войну со Спартой, которая закончилась поражением Афин, но Перикл не дожил до падения своего города. В своей погребальной речи Перикл сказал, что «скорбь чувствуется не столько из-за недостатка того, чего мы никогда не знали, сколько из-за потери того, к чему мы давно привыкли». Афиняне, присутствовавшие на этой речи, несомненно, остро ощутили бы эту линию в отношении тех, кого они потеряли, но к концу Второй войны со Спартой его слова, несомненно, получили бы еще больший резонанс, поскольку Афины потеряли все, ради чего они так упорно трудились.

Вскоре после начала войны великий вождь, руководивший городом во время первого конфликта, умер в 429 году до н. э.; чума поразила город, и Перикл был одной из ее жертв. Лишенные его руководства, афиняне совершали ошибку за ошибкой в своих военных решениях, приведших в конечном итоге к их поражению спартанцами в 404 году до н. э., разрушению стен их города, оккупации и управлению из Спарты.

В своей истории Пелопоннесской войны Фукидид ясно показывает, какой катастрофой была смерть Перикла для Афин, поскольку те, кто пришел после него, желали быть популярными, а не полезными городу, и тем самым обрекли Афины на гибель. Несмотря на то, что Фукидид восхищался Периклом и поддерживал его, нет никаких оснований считать его притязания просто формой предвзятости. История подтверждает точку зрения Фукидида в том, что со смертью Перикла Афины погрузились в интеллектуальную, культурную и духовную тьму, с которой афиняне будут бороться в течение следующих 30 лет, кульминацией которой станет казнь Сократа в 399 году до н. э.

Знакомство с Аспасией

Несмотря на военное положение в городе, на протяжении всей войны Перикл участвовал в различных культурных инициативах в Афинах, которые позволили ему познакомиться с выдающимися умами Афин. Среди них была писательница и педагог Аспасия из Милета, которая вмиг покорила его сердце (также есть предположение, что на самом деле Аспасия была гетерой, то есть проституткой, ведущей свободный образ жизни). В 445 году до нашей эры Перикл развелся со своей женой Телезиппой и начал романтические отношения с Аспасией.

Талант Аспасии как писательницы и тесная связь с Периклом побуждали его врагов утверждать, что она была автором его величайших речей, но очевидно, что он обладал даром красноречия с юных лет, задолго до того, как встретил ее, о чем свидетельствуют его речи, подобные той, где он говорит об изгнании Кимона. Несмотря на огромную любовь к ней, Перикл не мог дать ей афинское гражданство – это было запрещено. Но совместному сыну гражданских супругов (официальный брак был для них также невозможен по причине иностранного происхождения Аспасии) он смог добыть афинское гражданство.

Слайд 12Государственный строй- законодательная власть принадлежала народному собранию- исполнительная

у совета пятисотсудебная — у гелиэиЭкклесия (народное собрание) собиралась на

лавной площади Афин 40 раз в год. В народном собрании мог принимать участие любой гражданин, достигший 20 лет. Метеки и женщины не допускались в народное собрание. Главное собрание проводило проверку и избрание властей, обсуждало вопросы снабжения и обороны страны, принимало законы, издавало постановления по частным вопросам. Совет пятисот составляли лица, достигшие 30 лет. Члены Совета пятисот от каждой филы образовывали пританию (исполнение обязанностей председателя). 50 дежурных пританов организовывали народное собрание и выборы должностных лиц, осуществляли проверку прав на выборы в члены совета и коллегию архонтов.Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренными другими судами. Она также осуществляла некоторые контрольные функции и обладала важным правом отклонять законопроекты, принятые народным собранием.

Афины до Перикла

Демократия была известна в Афинах задолго до времени Перикла. Существовали архаические формы правления, такие как монархия и аристократия, однако, в VI веке до н.э. наступила эра тирании, когда небольшой круг людей удерживал власть. Эту эру прервал Клеистенес, который в 508 году до н.э. предложил новый порядок вещей — демократию. В ней власть переходила в руки все большего числа граждан, а не только элиты.

Перикл выступил на политическую сцену Афин в 461 году до н.э., когда он был избран стратегом. Всего он занимал этот пост 15 раз. Он считается одним из величайших политиков древности. С помощью своих реформ он оставил неизгладимый след в истории города.

Искусство было очень важно для Афин. Художественные работы были неотъемлемой частью жизни города

Афинский Акрополь был украшен работами Парфенона. Это был знаковый момент в истории греческого искусства. Различные драматические и музыкальные события происходили на всех улицах города, которые были покрыты тогдашними красками.

Хотя Афины не были самыми мощными государствами Древней Греции, они играли центральную роль в политической и культурной жизни региона

Важность города была несомненной, он был одним из наиболее процветающих городов. Афины были центром демократической мысли и рождением философии

Слайд 9Политические учреждения — Упразднен совет 400, состоявший из старых родовых фил.

Он был заменен советом 500, в который входили по 50

человек от каждой новой филы, где кандидаты в члены совета избирались по демам и триттиям.Введена новая должность аподектов (сборщиков податей) и стратегов. Совет 500 стал высшим административным органом, оттеснив на задний план совет архонтов. В это время, окончательно теряет свои весомые политические функции Ареопаг, который стал сугубо судебным органом. Для охраны общественного порядка и предотвращения захвата власти был введен Остракизм. Определение 2 Остракизм – изгнание потенциальных тиранов из полиса путем тайного голосования надписями на черепках. Проводился раз в несколько лет на народном собрании. Мера была введена Клисфеном в 509 году до н.э. Подвергнувшийся остракизму изгонялся из полиса на 10 лет без конфискации имущества.
Итог:Законодательство клисфена завершило цепь преобразований начатых Солоном. Вся структура государственного управления была основана на новых социальных, а не кровнородственных началах. Основой социального деления теперь являлось наличие недвижимого земельного имущества, фундаментом административного и политического деления стал территориальный принцип

Реформы Солона

К VI в. до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В результате в среде свободных возникает целый комплекс противоречий, которые кристаллизовались как противоречия между богатой родовой аристократией и народом (демосом), возглавляемым богачами.

Реформы Солона:

сисахфия — долговая реформа, которая означала прямое вмешательство в отношения собственности. Задолженность бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались, а проданные за долги за границу, — выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь отменялось. установление максимального размера земельного владения

В то же время Солон не выполнил важного требования бедноты — не произвел передела земли. Разрешив в интересах богатых афинян свободную куплю-продажу земли и дробление земельных владений, он сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты

цензовая реформа, которая была направлена на уничтожение наследственных привилегий знати, замену привилегий происхождения привилегиями богатства. провозглашалась свобода завещаний. закреплено деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку: класс пентакосиомедимнов (пятисотмерников, т.е. получающих 500 мер в совокупнос­ти сухих и жидких продуктов со своей земли);  класс всадников (по­лучающих 300 мер); зевгитов (200 мер);  фетов. создан новый судебный орган – гелиэя, в которую мог быть избран любой афинский гражданин независимо от его имущественного положения. Расширены функции народного собрания (принимает законы, обсуждает важные государственные дела); ареопаг надзирает за соблюдением законов и деятельностью народного собрания; гелиэя — суд присяжных. учрежден новый орган управления — Совет четырехсот, избиравшийся из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени, где еще сохранялись родовые традиции и влияние эвпатридов.

Результат реформ Солона:

  • нанесли удар по родовой организации власти и привилегиям родоплеменной аристократии, однако компромиссный характер реформ помешал разрешению острых противоречий;
  • вызвали недовольство родовой аристократии и не удовлетворили полностью демос.

Борьба аристократии и демоса продолжалась и привела через некоторое время к установлению тирании Писистрата, а затем его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые закрепили успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочили политический строй, созданный Солоном.

Слайд 74. Социальные реформы.Солон изменил в корне социальную структуру. И теперь,

не принадлежность к тому или иному роду, а величина его

собственности определяла статус человека. Солон разделил свободное население Афин на четыре разряда по величине земельного дохода, каждая из групп получала свой набор прав и обязанностей.Пентакосиомедимны (пятисотники) — Лица, получающие 500 медимнов зерна, вина или масла (1 медимн = 52 л.). Они служили в коннице и имели право занимать высшие государственные должности.Всадники – лица, получающие 300 медимнов дохода. Это группа также состояла из зажиточных граждан, способных содержать боевого коня, которые имели всю полноту гражданских прав, также как и первая группа, служили в коннице.Зевгиты – Граждане, чей доход состоял из 200 медимнов. Эта группа стала основой полисного коллектива, представители которой, призывались в тяжеловооруженную пехоту.Феты — имели менее 200 медимнов. Данная группа не могла занимать государственные должности, но имела право голоса на народном собрании. Итог Реформы Солона, несмотря на их положительный эффект, на первых порах вызывали негативную реакцию общества: аристократия была недовольна утратой своим привилегий, демос был недоволен отсутствием передела земель на условиях равенства. В результате, Солон вынужден был уйти из полиса, приняв добровольное изгнание на десять лет. К счастью, его законы не были отменены и вскоре дали свой положительный результат.

Слайд 16Между полноправными гражданами и рабами существовал промежуточный слой- метэки, люди лично

свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, в том

числе: права гражданства; 2) права приобретать недвижимость; 3) Права заключать браки с афинскими гражданами.К метэкам относились чужеземцы, проживающие в Афинах. У каждого метэка должен был быть свой простат — посредник между метэком и правительственными учреждениями. С метэков взималась осо­бая подать, они привлекались к военной службе, несли другие повин­ности. Раб, став вольноотпущенником, приравнивался по своему положению к метэкам.Рабы в Афинах разделялись на рабов, принадлежавших частным ли­цам, и рабов, принадлежавших государству. Рабы частных лиц занимали положение вещи, поэтому не могли иметь собственности. За государственными рабами признавалось право при­обретать собственность и распоряжаться ею.

Первая Пелопоннесская Война

Делийская Лига существовала в то время почти двадцать лет и все больше становилась скорее продолжением Афинской власти и политики, чем греческой Конфедерацией для взаимной защиты. Города-государства предпочитали просто платить Афинам за их защиту, а не посылать войска и припасы для общего дела, и эта причина, которую Афины приветствовали, делала город богатым и могущественным.

Первая Пелопоннесская война началась между Афинами и Спартой и велась за господство в регионе, хотя фактический конфликт в основном включал Афины и Коринф, союзника Спарты. В то время Греция была не единой страной, а конфедерацией городов-государств, связанных “общей кровью, общим языком, общей религией и общими обычаями” (как отмечал Геродот).Некоторые города-государства присоединялись либо к Афинам, либо к Спарте, двум наиболее могущественным, в зависимости от собственных интересов, и это создавало паутину союзов, которые формировали противоположные стороны войны. Спарта опасалась, что растущая мощь Афин представляет угрозу, но не могла надеяться победить афинский флот, который стал только больше и эффективнее после победы при Саламине в 480 году до н. э.

У Коринфа, однако, был флот, как и у другого союзника, Эгины (остров недалеко от Афин), которым воспользовалась спартанская коалиция. Истинной причиной войны были не те или иные мелкие беспорядки, не восстание далекой колонии, не нарушение незначительного договора и тому подобное. Это было что-то глубоко под поверхностью, глубоко в человеческой природе, и причиной всех войн, когда-либо сражавшихся. Движущей силой была жадность, та странная страсть к власти и обладанию, которой не удовлетворяют ни власть, ни обладание. Власть или эквивалентное ей богатство порождало желание иметь больше власти, больше богатства. Афиняне и спартанцы сражались только по одной причине-потому что они были могущественны и поэтому были вынуждены искать больше власти (историк Эдит Гамильтон).

Перикл, как главнокомандующий, руководил афинскими войсками в ряде сражений, но ни одна из сторон не могла получить значительного преимущества. В конце концов было заключено перемирие, организованное Кимоном, который вернулся из ссылки в 451 году до н. э

Перемирие позволило Периклу сосредоточить свое внимание на других областях. Он издал свой так называемый Декрет Конгресса в 449 году до н

э., приглашая все города-государства собраться для переговоров о единой стране, но когда Спарта отказалась присутствовать, инициатива застопорилась. Однако военные действия не возобновились, и первая Пелопоннесская война завершилась договором, который установил пределы досягаемости как Афин, так и Спарты.

Слайд 15Полноправными афинскими гражданами являлись те лица, у которых и мать, и

отец были гражданами Афин.Гражданское полноправие наступало с 18 лет и предполагало

наличие определенных прав и обязанностей. К наиболее важным правам гражданина относились: право на свободу и личную независимость от другого человека; 2) право на земельный участок на полисной территории; 3) право на экономическую помощь от государства в случае материальных затруднений; 4) право на ношение оружия и службу в ополчении; 5) право на участие в делах государства; 6) право на почитание и защиту отеческих богов; 7) право на защиту и покровительство афинских законов.Совокупность гражданских прав составляла честь гражданина. За преступления он мог быть подвергнут судом бесчестью, то есть ограничен в правах.Обязанности, которые должен был исполнять каждый афинский гражда­нин, состояли в следующем: беречь свое имущество и трудиться на земельном участке; 2) приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах; 3) защищать полис от врагов с оружием в руках (граждане считались военнообязанными с 18 до 60 лет); 4) повиноваться законам и избранным властям; 5) принимать активное участие в общественной жизни; 6) почитать отеческих богов.

Вопрос-ответ:

Кто такой Перикл и какую роль он сыграл в Золотом веке Афин?

Перикл был афинским политиком и оратором, который стал одним из главных деятелей Золотого века Афин. Он изменил политическую систему города и внес значительный вклад в культурное развитие Афин.

Какие были основные политические и социальные реформы, введенные Периклом?

Перикл ввел ряд реформ, в том числе: расширил права участия в политической жизни гражданам, независимо от благосостояния; создал суды, которые слушали дела между жителями и политиками; создал необходимые условия для формирования демократической системы правления.

Какое значение имели культура и искусство в Золотом веке Афин?

Культура и искусство играли важную роль в Золотом веке Афин. Город стал центром греческой культуры и науки, проходили соревнования по театру и музыке, проводились торжества в честь богов.

Какие достижения Афин имели место в области науки и философии в Золотой век?

Золотой век Афин считается золотым веком науки и философии Древней Греции. Здесь появились Философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, которые оставили значительный след в развитии философии и науки.

Какой была роль Афин в период Золотого века для Греции и её истории?

Золотой век Афин стал важным периодом для Греции и её истории. Афины были центром культуры и искусства в Древней Греции, а также одним из главных городов, участвовавших в греко-персидской войне. Их культурное и политическое влияние распространилось на большую часть Греции.

Как в Золотом веке Афины достигли такого экономического роста?

В Золотом веке Афины достигли экономического роста благодаря развитию торговли и ремесла. Их торговые пути простирались от Средиземного моря до Черного моря и включали в себя торговлю фруктами, оливковым маслом и вином.

Каково было население Афин в период Золотого века и как оно было устроено?

Наиболее точных данных об этом вопросе нет, но предполагается, что в период Золотого века население Афин составляло примерно 250 тыс. человек. Граждане делились на три категории: землевладельцы, ремесленники и купцы.

Какое значение имели Афины для развития демократии в мире?

Афины стали символом демократии и главным примером для других стран, стремящихся к этой форме правления. Их политические реформы и культурное развитие сильно повлияли на развитие демократии в других частях мира.

Обеспечение афинян землей и работой

Мудрый глава афинского демоса понимал, что благосостояние народа нужно улучшать не только социальной финансовой помощью, но и обеспечением рабочих мест для свободных жителей Афин. Перикл ежегодно выдвигал масштабные проекты построек и других работ, дающих места различным ремесленникам. Благодаря такому подходу Афины стали культурным центром, знаменитым своими нереально красивыми постройками.

Ежегодно снаряжались шестьдесят тиер, в экипажи которых мог записаться любой афинянин и получать плату на протяжении службы.

Чтобы расширить границы Аттики, было решено создать на территории государств, входящих в афинский союз, поселения-клерухии, где любой гражданин Афин мог получить участок земли для обработки.

Как и любой другой строй, имела демократия при Перикле плюсы и минусы.

Среди недостатков его правления историки отмечают, что гражданами считались только те жители Афин, оба родителя которых имели афинское гражданство.

И конечно, стоит отметить, что принимать участие в политической жизни страны женщины права не имели.

Деятельность Перикла. Расцвет афинской демократии

В эпоху Перикла афинская рабовладельческая демократия достигла наивысшего развития. Окончательно сформировалась афинское демократическое государственное устройство. Народное собрание собиралось на регулярной основе четыре раза в месяц. В нем участвовали все граждане, а разрешение поднятых вопросов происходило путем поднятия рук после обсуждения. В функции Совета пятисот входило ведение текущих политических дел, руководство деятельностью выборных должностных лиц, подготовка материалов для представления народному собранию.

Судебные дела разбирала гелиэя.

Гелиэя — это суд присяжных в Афинах, состоявший из 6000 членов, ежегодно избиравшихся по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста.

Любой гражданин мог избирать и быть избранным на должности, однако фактически беднейшие граждане не имели возможности занимать должности архонтов и стратегов, так как те не оплачивались.

Для привлечения демоса Перикл провел закон о введении небольшой платы судебным заседателям, а также о выдаче гражданам денег на пропитание в период театральных представлений, в Афинах являвшихся частью общественно-религиозных празднеств в честь Диониса. Так он способствовал окончательному оформлению политического строя афинской демократии. Всеми указанными правами пользовались только афинские граждане-мужчины. Ни женщины, ни уроженцы других полисов, ни рабы не имели политических прав. Перикл охранял привилегии афинских граждан. По его предложению в 445 году до н. э. была проведена проверка списков афинских граждан. Самовольно присвоившие гражданские права лица были исключены из списков и проданы в рабство. Статус афинских граждан могли получить только те люди, чьи родители были уроженцами Афин.

Афинская демократия в сравнении с аристократическими полисами была передовым государством, что способствовало подъему в Афинах культурной жизни, сделавшей в течение V века до н. э. большие успехи.

Стремясь найти афинским гражданам работу и заботясь о славе и процветании полиса, Перикл тратил полисные и союзные средства на строительство храмов и других общественных сооружений. Был заново перестроен Акрополь, в центре которого воздвигли великолепный Парфенон (в честь богини Афины – покровительницы города), в котором хранилась казна Афинской морской державы. Храм был выстроен из белого мрамора и других дорогостоящих материалов и украшен статуями и барельефами. Внутри стояла огромная скульптура богини Афины, изготовленная из золота, слоновой кости и драгоценных пород дерева. Она была выполнена знаменитым скульптором Фидием. При Перикле началось строительство красивых галерей при входе в Акрополь – Пропилей. При Эфиальте и Перикле были воздвигнуты Длинные стены, соединившие Афины с морской гаванью Пиреем, находившемся от города на расстоянии 7 километров. В случае военной угрозы за стенами могло укрыться население Аттики.

Афины при Перикле превратились в центр культурной жизни Греции. Сюда из других полисов съезжались писатели, философы, художники. Друзьями Перикла были историк Геродот, философ Анаксагор, драматург Софокл и другие выдающиеся лица. Подавляющее большинство граждан Афин были грамотными. Многие слушали лекции у софистов – странствующих учителей философии.

При все этом благополучие Афинской республики было непрочным.

Вытеснение труда свободных граждан дешевым рабским трудом усиливалось с увеличением в Афинах количества рабов, вызывая разорение мелких ремесленников и земледельцев. Постоянный рост численности люмпен-пролетариев сводил на нет мероприятия Перикла по помощи беднейшим слоям граждан. Для преодоления кризиса Перикл вступил на путь усиления эксплуатации союзников. Афиняне отнимали землю у союзных островных полисов и селили на них своих граждан в качестве военных поселенцев-клерухов. Возмущавшихся союзников наказывали с применением военной силы. Это показывает усиление агрессивных тенденций в политике Афинской морской державы.

Слово «демократия» переводится как «власть народа». В понятии современного мира при демократическом строе равными правами обладают все люди. Равны перед законом мужчина и женщина, политик и дворник, богатый и бедный, иностранец и коренной житель государства.

Деятельность Эфиальта. Реформа ареопага

Расцвет демократии в Афинах начался с Эфиальта – политического деятеля, последовательно выражавшего интересы демократических слоев населения. Как стратег, он ратовал за независимую внешнюю политику Афин. В сфере внутренней политики деятельность Эфиальта связана с дальнейшими демократическими преобразования, с борьбой за ликвидацию политического значения ареопага – главного оплота афинской аристократии. Дело в том, что во время Греко-персидских войн ареопаг значительно укрепил позиции. Но в условиях роста морского могущества Афин, роста политической активности афинских граждан, служивших на флоте и связанных с торговлей и ремеслом, ареопаг не мог сохранять свое значение.

После изгнания лидера аристократической группировки Кимона руководство полисом перешло к демократической партии во главе с Эфиальтом. В 462 году до н. э. он сумел отобрать у ареопага права, сосредотачивавшие в его руках охрану государственного порядка. Они были переданы Совету пятисот, народному собранию и суду. Совет пятисот начал проводить докимасии.

Докимасия – это проверка граждан, претендовавших на занятие государственной должности.

Народное собрание стало судить граждан, обвиненных в государственном преступлении.

Также Совет отобрал у ареопага право суда над гражданами, действия которых считались противозаконными. Решающее слово о признании их виновными принадлежало суду присяжных. Также ареопаг утратил право охраны законов. Отныне этим занималась комиссия специально избираемых должностных лиц – номофилаков. Ареопаг теперь занимался только уголовными делами – о предумышленных убийствах, поджогах, кровной мести, святотатствах. Влияние аристократии в Афинах было надолго сломлено.

Готовые работы на аналогичную тему

Проведенная Эфиальтом реформа ареопага была частью демократических преобразований 60–50-х годов V века до н. э., определенных существенными изменениями в политической и социально-экономической жизни афинского общества. Они являлись продолжением политики Фемистокла, давшей начало консолидации радикальных демократических слоев афинского общества. Аристократы не смогли простить Эфиальту решительных мер против ареопага. Вскоре он погиб в результате покушения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: