Смешанная республика

Смешанная полупрезидентская республика это кратко

Смешанные формы правления в современном мире

Предложенные теорией критерии, позволяющие определить, к какому типу относится государство, не утратили своего значения и по сегодняшний день остаются отправными точками подобного анализа. Также следует отметить, что на их основе, вместе с ними, сочетая и создавая совершенно иные признаки, формируются неизвестные доселе образования – нетипичные смешанные формы правления.

В то же время и юридические категории, жёстко определявшие критерии, лежащие в основе классификации государств, подобным образом размываются и смешиваются. Примерами здесь могут служить монархические республики, которые являют собой уже не просто смешанные формы правления, а появление совершенно иного типа государства. Главной чертой таких образований является избрание монарха на определённый период. Яркими примерами таких «республик» являются:

  • Малайзия – здесь глава выбирается на пять лет из девяти наследственно властвующих султанов;
  • Объединённые Арабские Эмираты – монарх избирается Высшим советом эмиров на пятилетний срок.

Интересное сочетание представляют собой республиканские монархии. Возникновение их связано с гипертрофированным усилением президентской власти. Вследствие этого возникает уже новая форма республики, в которой фактически отсутствует выборность главы государства. Страны, имеющие подобные признаки, называют президентско-монистическими. Примеров, подтверждающих их появление в современном мире немало:

  • президент Сукарно, положивший начало этому процессу в Индонезии;
  • глава Филиппин Маркос, который заявил о себе как о несменяемом правителе;
  • президент Бокасса, возглавлявший Центральную Африканскую Республику и сменивший пожизненный статус на императорский.

Это далеко не все государства, которые шли по такому пути развития. В большинстве из них власть провозглашённого пожизненного президента свергнута. Осталась лишь одна страна, в которой глава имеет подобный статус до сегодняшних дней, – КНДР.

Каковы преимущества смешанной республики? И есть ли недостатки?

В первую очередь следует заметить, что смешанные формы правления позволяют организовать стабильное руководство государством, обеспечивая консолидацию политических сил в парламенте, снижая частоту смены правительств и зависимость их от конъюнктурных партийных предпочтений. Все это позволяет упрочить авторитет государства на местах и обезопасить его целостность.

Результатом выбора этих преимуществ развития некоторыми современными государствами привело к тому, что возникли смешанные президентско-парламентские формы правления.

Также не следует забывать и о минусах. Возникают иные взаимодействия, которые отсутствовали в чистых формах, разнообразные нестыковки и несоответствия. Меняются существующие стандарты, регулирующие разделение властей. Такое смешение в ряде случаев может привести к нарушению конституционных норм.

Кроме этого, достаточно часто усиление парламентской роли в президентской республике может быть чисто формальным. А повышение президентской значимости во втором случае чревато проявлением тенденции его всевластия.

Плюсы и минусы республики

Еще Никколо Макиавелли подчеркивал, что идеальной формы правления не существует. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.

Плюсы Минусы
Ответственность руководящих органов перед народом. Централизация властных компетенций в одних руках приводит к перекосам в управлении.
Разделение полномочий между ветвями власти. Возможность прихода к власти ограниченной группы людей, установление диктатуры.
Оперативность в принятии решений. Затруднение с принятием необходимых, но жестких мер.
Демократизация общества и соблюдение прав человека. Вероятность частой смены власти.

Особенности

Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:

  1. Парламент разрабатывает и принимает законы.
  2. Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
  3. Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.

Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).

Плюсы и минусы смешанной республики

Главным плюсом смешанной республики является баланс властей. В Парламенте при демократии всегда представлены разные силы от левых до правых, что превращает его в срез всего общества. Президент же обязан следить за порядком в стране.

Эта форма правления позволяет избежать не нужных перекосов в разные стороны. С одной стороны избежать политического хаоса, как в Четвёртой Республике, с другой избежать превращение страны из демократического в цезаристское или полуцезаристское, как происходит с современными США.

Парламент следит за тем, чтобы Президент не превышал своих полномочий, глава государства же обеспечивает верховенство Закона, его исполнение на всей территории страны.

Основной минус смешанных Республик это возможность кризиса власти. Он всегда может привести к Гражданской войне. Допустим, Президент выступает за проведение одной политики, а Парламент противоположенной. Происходит конфликт между двумя ветвями власти. Обладая равной силой, никто из них не желает уступить. Это может закончиться полным крахом и уничтожением государства.

Наиболее харизматичный пример такого рода Россия 1993 г. Октябрьский кризис, когда конфликт между Правым Президентом Ельциным и левым Парламентом привёл к эскалации насилия и жертвам в Москве. В результате тех событий победил Президент. Это лучший пример того почему не стоит допускать в государстве смешанной республики.

Юристы расходятся во мнениях на счёт того смешанная или Президентская Республика установлена в современной РФ. С одной стороны Президент является гарантом Конституции, главой вооружённых сил. С другой стороны у Парламента есть право объявить Президенту импичмент. После краха экономики в 1998 г. в нашей стране Парламент пытался запустить эту процедуру, но ничего из этого не вышло. На деле РФ является Президентской Республикой, потому что все силовые структуры (МВД, ФСБ, ВС) подчиняются исключительно Президенту.

В случае конфликта властей главе государства не составит большого труда узурпировать власть. Хотя, формальные поводы у юристов называть РФ смешанной Республикой есть, де-факто, особенно с учётом особенностей правления действующего Президента, Россия укрепляется на пути становления Президентской Республики.

Смешанная республика и ее история

Первой в мировой истории смешанной республикой стала немецкая Веймарская республика, существовавшая в период с 1919 по 1933 годы.

Её главными структурными элементами были Рейхсрат — представительный орган, состоявший из депутатов различных германских земель, и Рейхстаг — аналог парламента — избиравшийся на 4 года. Так же в данном государстве существовала должность президента. Он избирался на семилетний срок, представлял свою страну на международной арене, определял общее направление внешней политики и одновременно являлся верховным главнокомандующими. Что касается надзора за выполнением предписаний и требований Конституции, им занимался Верховный суд.

Что касается идеологии Веймарской республики, то изнутри её раздирали очевидные политические противоречия. Коммунисты, социал-демократы, консерваторы и радикалы всех мастей спорили о том, как лучшее устроить жизнь внутри государства.

Однако несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что представители всех вышеперечисленных партий основывались в своих убеждениях на идеях классического марксизма. Основоположники этого учения Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию диалектического материализма, согласно которой реальный материальный мир представлялся более важным, чем «надуманный» и субъективный духовный. Этим Маркс сильно отличался от своего учителя, выдающегося немецкого мыслителя Георга Гегеля, разработавшего концепцию идеализма, направленную на преодоление конфликта между объективным и субъективным миром, между разумом и природой.

Что касается их взглядов на политическое устройство общества, то Маркс и Энгельс предлагали приложить максимум усилий, чтобы уничтожить и изжить всякое классовое расслоение и неравенство, национализировать частную собственность и постепенно создать такие условия, при которых в государстве, как в аппарате принуждения, и в деньгах, как в универсальном эквиваленте, не будет никакой потребности. Они верили, что однажды все люди будут добровольно и честно трудиться на благо страны и в равных долях распределять блага и ресурсы. Отчасти эту философию можно считать утопической, однако она не утратила своей актуальности и после распада смешанной Веймарской республики.

В дальнейшем идеи Маркса и Энгельса в полной мере воплотились в идеологии другой смешанной республики — Советского Союза. Но философия марксизма была уже несколько дополнена русским революционным деятелем Владимиром Лениным и, в последствие, получила новое название марксизм-ленинизм.

Данное учение призывало своих последователей самоотверженно бороться за свержение капитализма и активно его осуждать. Конечной же целью истинного сторонника этой философии должен был стать переход к социализму — то есть к такой форме государственного устройства, при которой наивысшей мировой ценностью являлись бы всеобщее равенство и справедливость, а все материальные блага, права собственности на земли, сооружения и орудия труда принадлежали бы всем участникам трудового процесса в одинаковой степени.

Годы спустя, после смерти Владимира Ильича Ленина, новой официальной философией Союза Советских Социалистических Республик стал сталинизм. И хотя современники Иосифа Сталина пытались преподнести его идеологию, как новую форму марксизма-ленинизма, по факту это было не более, чем удобной теорией для обоснования собственной диктатуры и установления тоталитарного режима на всей территории страны. Этот период запомнился жестокими репрессиями и расправами, принудительной национализацией (коллективизацией) движимого и недвижимого имущества граждан, абсолютным контролем государства за жизнью людей (в том числе, личной), агрессивной политической пропагандой и подтасовкой исторических фактов. Таким образом, можно сделать вывод, что в тот момент такой формы правления, как смешанная республика, в СССР уже не существовало.

Тем не менее, несмотря на все потрясения и ужасы тех лет, со временем общественная жизнь снова пришла в норму и республиканская государственная система смешанного типа снова установилась на территории многих стран СНГ. Однако в её философии больше нет места для разрушительных и радикальных учений.

Основные недостатки чистых республиканских форм

Характеризуя их, следует вспомнить факты из истории развития государственности ряда стран, в которых сочетание в одних руках полномочий главы державы и правительства в целом приводило к узурпации или монополизации власти. Результатом проявления таких тенденций стало возникновение видоизмененных форм в виде суперпрезидентской или президентско-монистической республики. Отчётливые примеры, демонстрирующие проявление таких трансформаций, можно наблюдать в ряде стран Африки и Латинской Америки.

Парламентская республика, в свою очередь, достаточно часто характеризуется неустойчивостью, возникновением различных, в том числе и правительственных, кризисов, отставок министров и кабинета в целом. Причина такого положения дел определяется зависимостью от парламентского большинства. Утрата его поддержки может привести к вотуму недоверия. Смена правительства создаёт напряжённость в обществе и угрозу политической нестабильности.

Особенности президентской республики

Для президентской республики наибольший объем властных полномочий находится у президента как главы государства.

Проявляется это в следующем:

  • президент избирается народом и независим от парламента;
  • играет ключевую роль, имеет широкие полномочия в осуществлении власти;
  • может соединять полномочия главы государства и правительства, например, в Аргентине, Бразилии, Мексике, США;
  • правительство, ответственно перед президентом и формируется при контроле, определенном парламентом;
  • президент имеет право роспуска парламента и право вето;
  • является символом единства и арбитром между ветвями власти.

Парламентско-президентская форма правления отличается тем, что сочетает полномочия президента и парламента.

Признаками такой республики являются:

  • «сильный» парламент и «сильный» президент;
  • президент имеет широкие полномочия, избирается в ходе всенародного голосования, но не является главой правительства;
  • помимо президента есть премьер-министр, наделенный широкими полномочиями;
  • в формировании правительства участие принимают как президент, так и парламент;
  • правительство несет ответственность не только перед парламентом, но и перед президентом.

К такому виду республик относится, например, Украина. Впервые президентская республика возникла в США в 1787 г. и стала классическим ее вариантом. Затем данную модель пытались копировать страны Латинской Америки, Азии, Африки, ряд стран Восточной и Центральной Европы.

На примере США можно рассмотреть механизм президентской республики, основанной на принципе жесткого разделения властей. В результате было найдено равновесие между законодательной (Конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд) властью.

Власти автономны и в дела друг друга не вмешиваются. Президент лишен права роспуска палат Конгресса.

Верховный суд и президент сдерживаются Конгрессом, который принимает законы, в рамках которых они должны действовать.

Конгресс, в случае нарушения законов, имеет право отстранить президента от власти через процедуру импичмента. Повлиять на Конгресс президент может, наложив отлагательное вето.

Конгресс и президента «сдерживает» Верховный суд правом признания их актов как несоответствующими Конституции страны.

Конгресс состоит из 2-х палат и является законодательным органом США. Палаты Конгресса – Палата представителей и Сенат равноправны.

Президент осуществляет исполнительную власть, являясь главой государства и главой правительства.

Полномочия президента довольно обширны, в частности, он:

  • является представителем в отношениях с другими странами;
  • назначает и отзывает послов;
  • заключает международные договоры;
  • главнокомандующий вооруженными силами и национальной гвардией;
  • обладает правом отсрочки приговоров и правом помилования, награждения медалями; назначает министров с согласия Сената и членов верховного суда;
  • обладает правом созыва Конгресса на чрезвычайные сессии;
  • руководит государственным аппаратом управления;
  • назначает и увольняет служащих федеральной администрации;
  • отвечает за подготовку и исполнение бюджета страны.

Статус правительства США по Конституции не определен. Судебную власть учреждает Конгресс.

Парламентская республика и ее особенности

Определение 1

Республика – это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть в стране принадлежит органам власти, избранным на определенный срок.

Республиканская форма правления имеет в современном мире широкое распространение, ее признаки: высшие органы государственной власти представляют Президент страны и парламент, осуществляющие свои полномочия от имени граждан страны. Высшие органы государственной власти формируются выборным путем в течение определенного срока. Ответственность представителей государственной власти за принимаемые решения и возможность прекращения властных полномочий досрочно.

Республики могут быть нескольких видов – парламентские, президентские, смешанные, что значит парламентско-президентские.

Рисунок 1. Виды республик и их признаки. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В парламентской республике парламент является единственным демократически избранным институтом власти. От парламентского вотума доверия в полной зависимости находится власть правительства.

Парламентская республика имеет свои признаки:

  • наличие парламента как важнейшего органа государственной власти;
  • партия, имеющая большинство мест в парламенте формирует правительство;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • руководителем государства фактически является премьер-министр;
  • парламентская республика имеет президента, избираемого парламентом;
  • президент имеет властные полномочия, но только с согласия правительства может их осуществить.

Парламентскими республиками, например, являются Италия, Германия, Венгрия, Чехия, Молдова, Греция, Эстония, Индия и др.

Механизм функционирования такой республики можно рассмотреть на примере Германии, где верховная власть формально разделена между Бундестагом (законодательный орган), президентом и федеральным правительством (исполнительный орган), федеральным конституционным судом и федеральной судебной палатой. Бундестаг избирается на всеобщих выборах на 4 года и является нижней палатой парламента. Верхнюю палату представляет Бундесрат и правительства 16 земель назначают своих членов. Бундестаг формирует исполнительную власть, которой является президент и федеральное правительство.

Федеральный президент – глава государства. Президент по конституции страны не входит в состав федерального правительства и несет ответственность перед Бундестагом, который может его от должности отстранить за нарушение немецких законов. В обязанности президента входит заключение договоров с иностранными государствами, назначение и отзыв послов, право роспуска Бундестага, назначение и увольнение федеральных судей, государственных служащих.

В исполнительной власти страны особое место занимает канцлер, определяющий основные направления внешней и внутренней политики и отвечающий за их реализацию.

Судебная власть в Германии независима.

Российская Федерация как смешанная республика

Баланс властей организован так, что ни президенту, ни парламенту не принадлежит монополия в вопросе формирования правительства. Само наличие подробных процедур решения этого вопроса в Конституции говорит о смешанной республике. Поскольку приоритет в большинстве случаев принадлежит президенту, исследователями российская республика обозначается либо как президентско-парламентская либо как полупрезидентская — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент РФ формирует Правительство России и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства (ч.1 ст.111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч.3 ст.117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст.111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч.3 ст.117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч.3 ст.109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч.5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч.4 ст.109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая подотчётность правительства парламенту . Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Главным признаком республиканской формы в отличие от монархической считается выборность и сменяемость главы государства.

История знает множество типов республики: народную, демократическую, аристократическую, федеративную. Классификация зависит от того, у кого из субъектов больший объем полномочий. Под субъектами здесь понимаются президент и парламент.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

В зависимости от баланса сторон смешанная республика называется полупрезидентской или полупарламентской. Ее несхожесть с другими выражается в комплексе авторитетной власти президента и контроля парламента за правительством. В результате у правительства образуется двойная ответственность перед обоими субъектами.

Основоположником подобного порядка правления считают Шарля де Голля, заинтересованного в укреплении президентской власти. Однако исторические аналоги встречаются при анализе организации власти римских императоров. Позже — в основе конституционного правления Веймарской республики в Германии.

Монократия

На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.

Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров)

Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.

  1. 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
  2. 2-й Ким Чен Ир (сын),
  3. 3-й Ким Чен Ын (внук).

Самым ярким примером монократии является КНДР

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: