Основные признаки государства

Егэ. обществознание. политика. 4.2. государство.  формы  государственно — территориального устройства

Как появились государства

Миллионы лет назад наши предки жили общинами. У них не было чётких границ, вместо законов были обычаи, а власть держалась на авторитете старейшин. Но шли века, людей становились всё больше, а отношения между ними — сложнее. Чтобы поддерживать порядок, возникла централизованная власть — люди, управляющие обществом. Они создавали законы и вводили наказания за их нарушение. Устанавливали границы и снаряжали армию, чтобы стеречь и расширять их. Защищали интересы своих людей и взимали с них налоги. Так племена превращались в государства.  

Существует несколько теорий о том, как именно возникло государство:

  • Теократическая — самая древняя теория; считалось, что право на власть исходит от высших сил.
  • ‍Теория завоевания — согласно ей сильные люди подчинили слабых и стали властвовать над ними.
  • ‍Теория общественного договора — по этой версии люди добровольно ограничили себя в правах, чтобы избежать произвола и вседозволенности.
  • ‍Классовая — создана немецким философом и социологом Карлом Марксом. По его предположению государство — результат борьбы высших и низших сословий. Марксисты считают, что рабовладельцы и феодалы создали государства, чтобы защитить себя от рабов и крестьян. 

Создание государственности — одно из величайших достижений человечества, которое позволило развивать культуру, науку, медицину, повышать уровень жизни людей. Во всяком случае, более эффективного способа организовать общество до сих пор не придумали.

Понятие и признаки государственного органа

Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства.

Государственный орган – это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции – властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т.е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции – это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:

а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права);

б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Признаки и принципы организации государственного аппарата

Аппарат государства представляет собой совокупность тех или иных органов государства, которые связаны между собой какими-то общими принципами осуществления конкретной деятельности.

Итак, к признакам государственного аппарата относят:

  1. Аппарат государства является иерархической системой, которая состоит из отдельных органов и учреждений государства. А целостность аппарат государства обычно гарантируется общими принципами, целями и задачами.
  2. Основными структурными элементами государственного аппарата являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие. Государственные учреждения связаны между собой на основе зависимости и координации.
  3. Для обеспечения государственных властных заказов государственный аппарат имеет прямые инструменты жесткого принуждения. Ни одна страна не может обойтись без этого.

С помощью государственного аппарата фактически осуществляется власть и реализуются государственные функции. Существует прямая связь между государственными функциями и государственным аппаратом, поскольку он был создан именно для выполнения государственных функций. Поэтому, когда меняются государственные функции, неизбежно следует смена государственного аппарата.

Структура государственного аппарата может быть представлена следующими основными видами органов: законодательные органы — это «приоритетные» государственные органы в прямом смысле слова, которые не зависят от других основополагающих органов; исполнительные и распорядительные органы, осуществляющие повседневную оперативную работу по государственному управлению общественными процессами в интересах общества или его части; имеют институты государственной поддержки (административный аппарат и т.д., организационно-материальный аппарат подготовки, утверждения и исполнения актов государственного управления); правоохранительные органы обеспечивают и сохраняют стабильность, неосязаемость общественных отношений, складывающихся под влиянием государства и права, в том числе организационно-материальных обязательств (армия, полиция, спецслужбы, тюрьмы).

Принципы организации и функционирования государственного аппарата являются ключевыми положениями, поддерживающими построение и функционирование государственного аппарата.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата:

  • приоритет прав и свобод человека и всего населения;
  • демократия, которая выражает добровольное участие граждан в формировании деятельности государственных органов;
  • разделение властей (законодательной, исполнительной, судебной) создает механизмы, которые минимизируют вмешательство со стороны властей;
  • законность, то есть обязательное уважение всех государственных органов, должностных лиц, граждан всех существующих законов и конституционных норм;
  • гласность, информированность общественности о практической деятельности отдельных государственных органов, что обеспечивает прозрачность процесса работы должностных лиц;
  • федерализм, учитывающий интересы регионов;
  • профессионализм, подразумевающий использование наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата и др.

Некоторые принципы организации и деятельности государственного аппарата не включены в действующее законодательство, но освещены в судебной науке.

Правительство и легислатура: роль структуры государства

Структура государства определяет степень централизации власти и распределения ее функций между различными органами. В Российской Федерации главными органами власти являются правительство и легислатура.

Правительство РФ возглавляет премьер-министр и осуществляет исполнительную власть. При этом, правительство назначается Президентом России, и несет ответственность перед ним и перед Государственной думой.

Легислатура представлена Государственной Думой и Советом Федерации. Эти органы совместно формируют законодательную власть в РФ. Государственная дума избирается гражданами на основе всеобщего и равного избирательного права и принимает законы. Сенат играет роль проверяющего органа, который рассматривает принятые законы и допускает их к принятию в Конституционный суд.

Совместная работа правительства и легислатуры направлена на обеспечение социально-экономического развития страны, поддержания порядка и обеспечения безопасности граждан.

Принцип разделения власти, закрепленный в Конституции, гарантирует баланс между исполнительной, законодательной и судебной властью в России. Правительство и легислатура, в рамках своей компетенции, должны работать во благо граждан и страны в целом.

Конфедерация.

Конфедерация – это союз самостоятельных государств («государственный союз государств» ), которые объединяются для решения общих задач (экономических, оборонительных и т.д.), но без создания единого государства;  каждое из государств обладает государственным суверенитетом.

Признаки конфедерации:

  • члены конфедерации остаются и после объединения субъектами международного права, сохраняют свой суверенитет, гражданство, собственную систему государственных органов, собственную конституцию и другое законодательство.
  • В конфедерации создаются общие органы для совместного решения тех вопросов, ради которых объединились.
  • Акты, принимаемые на уровне конфедерации, подлежат утверждению высшими органами власти объединившихся государств;
  • отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов);
  • отсутствие единого гражданства;
  • право свободного выхода субъектов из конфедерации;
  • бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов;
  • армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации;
  • конфедерация – непрочное, как правило, временное образование.

Примеры.

  • Британское Содружество наций, состоящее из Англии и ее бывших колоний.  Оно образовалось после Второй мировой войны в результате распада Британской империи.
  • СНГ.

 Эмблема СНГ.

СНГ.

После распада СССР на его г пространстве возникло 8 декабря 1991 года СНГ (Содружество Независимых Государств). В него входит 12 членов – бывших союзных республик.  На сегодняшний день СНГ не является надгосударственным образованием   и функционирует на добровольной основе, с согласия его членов.

Члены СНГ:

  • Азербайджан,
  • Армения,
  • Белоруссия,
  • Казахстан,
  • Киргизия,
  • Молдавия,
  • Россия,
  • Таджикистан,
  • Узбекистан.

Ассоциированные члены:

Таджикистан.

Данный статус не является высшим в конкретной инстанции и подразумевает определённые ограничения, нередко — отсутствие права решающего голоса.

Страны, вышедшие из СНГ:

  • Грузия (2008 г),
  • Украина (2014 г., после присоединения Крыма к России; кстати, Украина и не была членом СНГ, а лишь её участником, так как не подписала Устав СНГ).

Сущность, значение, характеристики государственного механизма

Определение 1

Государственный механизм – это совокупность специализированных учреждений и органов, которые обеспечивают реализацию государственного управления общественными отношениями и защиту интересов общества.

Механизм государства выступает в качестве реальной материальной м организационной силы, наличие которой позволяет государству осуществлять власть, проводить определенную политику.

Юридическая наука зачастую сопоставляет термины «механизм государства» и «государственный аппарат» как синонимы. Однако существует и противоположная точка зрения, в соответствии с которой государственный аппарат является более узким термином, обозначающим систему государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность в соответствии с выделенными им властными полномочиями. Механизм государства при этом существенно шире за счет того, что включает все органы, формирующие государственный аппарат, и различные материальные придатки этого аппарата в лице полиции, армии, пенитенциарной системы и прочего.

При толковании термина механизм государства можно исходить из трех концепций:

  • во-первых, концепция, обусловленная наличием широкого и узкого толкования данного термина, при которой в узком смысле механизм государства представляет собой государственный аппарат, в широком – политическую систему общества в целом;
  • во-вторых, традиционная концепция, в соответствии с которой механизм государства выступает только в качестве аппарата государственной власти;
  • в-третьих, расширительная концепция, рассматривающая механизм государства в качестве системы органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций.

Механизм государства обладает следующими характерными чертами:

  • системность, выражающаяся в наличии упорядоченной совокупности органов государственного управления;
  • целостность, которая обусловлена наличием единых целей и задач, стоящих перед государством;
  • выступление органов государственного управления в качестве основных элементов механизма государства;
  • наличие материальной организационной силы, посредством которой государство обеспечивает осуществление своей власти и достижение конкретных результатов.

Подходы к соотношению понятий «механизм государства» и «государственный аппарат». Признаки механизма государства

Продолжая изучение вопроса о соотношении механизма государства и государственного аппарата, ответ на который оказывает непосредственное влияние на специфику структуры соответствующего механизма, можно выделить следующие подходы, существующие в правовой доктрине:

  • «Традиционная концепция», сторонники которой утверждают нецелесообразность какого-либо разграничения государственного аппарата и механизма государства, в связи с чем признают соответствующие категории равнозначными, а обозначающие их термины – синонимичными;
  • Концепция широкого и узкого толкования механизма государства, в рамках которой, соотношение в узком смысле совпадает с названной выше «традиционной концепцией», т.е. утверждается тождество рассматриваемых категорий, а в широком смысле под механизмом государства принято понимать политическую систему общества;
  • «Расширительная концепция», в соответствии с которой механизм государства понимается как система взаимосвязанных государственных органов, организаций, предприятий и учреждений.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что для формирования целостного и последовательного понимания структуры механизма государства, представляется целесообразным остановиться на характеристике выделяемых в специальной литературе признаков соответствующего механизма. Так, в настоящее время, к числу таковых признаков принято относить:

  • Механизм государства представляет собой системное явление, в связи с чем, не является простой суммой государственных учреждений и органов, а характеризует сложную категорию, структурные элементы которой находятся между собой в сложной взаимосвязи и взаимозависимости;
  • Единство механизма государства достигается в результате общности целей и задач, существующих перед его отдельными элементами;
  • Базовым элементом структуры механизма государства во всех странах являются конкретные государственные органы;
  • В наиболее общем виде можно говорить о том, что социальное предназначение государственного механизма заключается в признании соответствующего механизма в качестве организационной и материальной силы, позволяющей государству осуществлять власть в обществе, достигая конкретных, социально значимых результатов.

Зависимость структуры органов государственной власти от политического устройства

Внутренняя структура государственных органов определяется не только положением государственного органа в системе государственной власти, теми функциями и задачами, которые он реализует, но и характеристиками политического устройства конкретного государства. В частности, на внутреннюю структуру государственного органа оказывают влияние:

  • сложившаяся в конкретном государстве форма правления;
  • утвердившаяся в конкретном государстве форма территориального устройства публичного управления;
  • политический режим конкретного государства.

Так, например, в федеративном государстве внутренняя структура государственных органов может предполагать выделение элементов исходя из вертикали публичного управления для представления интересов федерального центра и региональных территорий.

Итак, структура государственного органа должна отвечать целям и задачам государственного управления в государстве и на отдельных его территориях. Оптимизация структуры государственного органа приводит к повышению эффективности его функционирования, сокращению ресурсов на его содержание и пр. Так, например, недопустимо бюрократическое разрастание структуры государственных органов, когда необоснованно выделяются отдельные элементы в структуре государственного органа, не реализующие специфических функций и задач. Так, например, осуществляемая сегодня в России реформа государственного управления направлена на сокращение штатов государственного управления, в том числе подлежат упразднению должности руководителей, в подчинении которых находятся десять и менее служащих.

Функции структур правового государства

Система государственных органов характеризуется наличием особых функций. Соответствующие органы, реализуя возложенные на них функции и полномочия, отличающиеся от функций негосударственных объединений, в том числе и общественно-политических. Полномочия, которые предоставлены им государством, имеют особое значение и предоставляют им возможность применения средств убеждения и государственного принуждения. Иные субъекты не могут применять последний инструмент. Реализация власти осуществляется, тем не менее, в тесном взаимодействии с различными общественно-политическими институтами. Очень часто взаимодействие государственных органов наблюдается с политическими партиями.

Политологи по-разному смотрят на осуществление функций государства. Принято делить их функции на внешние и внутренние.

Внутренние функции:

  • Правотворческая – соответствующие органы создают и принимают законы, а также иные нормы права;
  • Правоохранительная – осуществление контроля и надзора в сфере исполнения правовых норм, которые применяются тогда, когда необходимо применить принуждение, защитить права и свободы человека и гражданина, создавать условия для их безопасности, общественного порядка и др.
  • Экономически-хозяйственная – органы защищают экономические основы и правоотношения в данной сфере, при этом учитывается способ производства, насколько разнообразны формы собственности, рыночные отношения, вопросы государственного управления экономикой.
  • Социальная — регулируются отношения между различными категориям социальных и этнических групп, предотвращая возникающие конфликты в обществе, а также противостоя им и устраняя их, реализуя эффективную политику в сфере демократии, согласовывая интересы и потребности индивидов в социуме;
  • Культурно-воспитательная – регулируются и развиваются различные системы, регламентирующие образование, культуру, науку, физическую культуру и спорт, воспитание нравственности, гуманизм, общечеловеческие и национальные ценности;
  • -Экологическая — защищается окружающая среды, разумно используются природные ресурсы, формирование экологической культуры.

Внешние функции:

  • В сфере обороны – осуществление защиты государства от внешних угроз, посягательств на территориальную целостность государства;
  • В сфере дипломатии – осуществление отстаивания и реализации интересов общества, государства, граждан, в том числе в международной жизни, осуществлении внешней самостоятельной политики;
  • В сфере сотрудничества – осуществление развития экономических, политических и культурных отношений;

Оборонительная — защита страны от внешнего нападения, посягательств на территориальную целостность государства;

Дипломатическая — отстаивание и реализация национальных интересов государства и его граждан в международной жизни, осуществление самостоятельной внешней политики;

Сотруднической — развитие экономических, политических, культурных отношений между государствами, углубления интеграционных процессов на общечеловеческой, региональной и политической основе.

Понятие структуры государственной власти

Определение 1

Структура государственной власти представляет собой совокупность элементов, которыми она представлена. Данное понятие рассматривают с разных позиций, что позволяет получить глубокие знания о структуре и системе элементов государственной власти.

Говоря о структуре государственной власти, необходимо учитывать, что она находится в постоянном движении, постоянно функционирует, однако многие ученые рассматривают ее именно в состоянии покоя. При этом государственная власть выступает в качестве воли властвующий субъектов, хотя некоторые юристы определяютт ее в качестве воли народа.

Еще одним структурным элементом власти является сила, которая выступает в качестве элемента, подкрепляющего его волю, способствующего его претворению в жизнь. Воля не может утвердиться без силы и воздействовать на других. Сила чаще всего проявляется в специфических органах, реализующих силовые функции, например, в армии, полиции и так далее. Если силы не достаточно для утверждения каких-либо позиций, то в игру вступает сила принуждения.

Если рассматривать государственную власть в динамике, то характеристика ее структурных элементов выглядит несколько по-другому, в первую очередь, необходимо оценивать правоотношения, возникающие между субъектами. Здесь выделяется властвующие и подвластные субъекты.

Замечание 1

Однако чаще всего структуру государственной власти представляют в виде следующих компонентов:субъектов власти, объектов власти, властеотношений, средств и методов ее осуществления и реализации.

Демократический режим

Главная особенность демократического режима — ориентация органов власти на мнение большинства населения. Граждане активно участвуют в решении политических вопросов, обладают множеством юридически закрепленных прав и свобод.

Определение 2

Демократия (от греч. demokratia — народовластие) свойственна странам с социально ориентированной экономикой. Государственные институты строго следуют принципу разделения властей, законодательству, ориентируясь на общественное благо.

Основными признаками демократического режима называют:

  1. народовластие;
  2. выборность и сменяемость должностных лиц;
  3. участие граждан в деятельности государственных органов;
  4. признание частной собственности и свободы предпринимательства;
  5. многопартийность и плюрализм мнений, независимость СМИ;
  6. наличие легальной оппозиции.

Замечание 1

Первым демократическим государством в истории человечества являлись Афины, граждане этого города еще в V веке до н.э. решали основные вопросы внутренней и внешней политики голосованием.

В дальнейшем важнейшими вехами развития демократии явились: учреждение английского парламента (1265 год), зарождение конституционализма в США (1787 год) и великая французская революция (1789 год).

Современное демократическое государство предоставляет своим гражданам возможность последовательно определять политику страны через процедуру выборов, проводящихся периодически, а также через референдумы и плебисциты. При демократии регулярная смена правящей элиты происходит мирно, ненасильственным путем.

Государственный режим, при котором интересы населения учитываются максимально полно, называется либеральным. Эта форма организации власти основывается, прежде всего, на принципах гуманизма.

В либерально-демократической стране каждый человек политически независим и экономически самостоятелен. В отношениях между личностью и государством приоритет отдается гражданину. Либеральный режим ценности индивидуализма противопоставляет коллективистским началам.
Основную роль в формировании общественного мнения в демократическом государстве играют СМИ, непосредственно влияя на решения граждан, принимаемые во время выборов или референдумов.

Рисунок 1.

Назначение структуры органов государственной власти

Функционирование любого современного государства обеспечивается деятельностью служащих, должностных лиц и органов публичного управления. При этом орган государственной власти представляют собой обособленный элемент государственного механизма, правовое положение и место которого в государственном механизме определяется теми функциями и задачами, которые на него возложены. Орган государственной власти характеризуется собственной внутренней структурой.

Структура государственного органа обусловлена его местом в системе государственного механизма, широтой и сложностью функций и задач, которые он реализует в государственной системе. На практике, чем более высокое место в иерархической государственной системе занимает орган государственной власти, тем более сложна его внутренняя структура.

Структура государственного органа определяется в специальном законодательстве и подзаконных нормативно-правовых актах. Элементы структуры государственного органа выполняет конкретные функции и задачи в рамках полномочий государственного органа.

Таким образом, формирование внутренней структуры государственных органов обусловлено необходимостью систематизации и конкретизации функций публичного управления, выполняемых конкретными структурными элементами государственного органа

Здесь важно отметить, что правовая регламентация функционирования всей системы государственных органов, отдельных ее элементов, а также правовая регламентация внутренней структуры государственных органов обусловлены высокой значимостью деятельности по реализации государственного управления, то есть необходимостью ее упорядочения, приведения в строгое соответствие с законом

Федеративное государство: понятие, признаки, виды

Федерация — это добровольное объединение нескольких ранее независимых государственных образований в единое союзное государство.

Основные признаки федерации:

  1. территория федерации состоит из территорий субъектов;
  2. верховная судебная, законодательная и исполнительная власть принадлежит федеральным органам;
  3. разграничение полномочий между федерацией и субъектами регулируется федеральной конституцией;
  4. субъекты имеют право принимать собственные конституции и имеют свои высшие судебные, законодательные и исполнительные органы;
  5. существует единое федеральное гражданство. Может существовать и гражданство субъектов федерации;
  6. внешнеполитическая деятельность — прерогатива федеральных органов власти;
  7. при федеральном парламенте есть палата, представляющая интересы субъектов.

Классификация федеративных государств возможна по различным признакам:

1. По способу образования они разделяются на договорные и конституционные. При договорном способе самостоятельные государства объединяются в федерацию, заключив договор об объединении (США, Швейцария и др.). Конституционные федерации создаются на основе конституции страны, в которой центральная власть признает федеративное устройство и автономию отдельных территорий (ФРГ, Бельгия и др.).

По этому признаку Россию следует относить к конституционным федерациям. С одной стороны, предметом Федеративного договора от 31 марта 1992 года, положившего начало современному федеративному устройству России, было не учреждение нового государства, а лишь разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Федерации. Кроме того, в Конституцию РФ 1993 года были включены (инкорпорированы) основные положения Федеративного договора, и он продолжает действовать лишь в части, не противоречащей Конституции. С другой стороны, Конституция РФ допускает регулирование отношений между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами на основе двусторонних договоров и соглашений между органами государственной власти Федерации и ее субъектов.

2. В зависимости от основного фактора, определяющего характер федеративных отношений, различают федерации, построенные по национальному или территориальному признаку. Российская Федерация была образована по национально-территориальному принципу, но в настоящее время используется и территориальный принцип. Федерализм в России — не только способ децентрализации и демократизации власти, но и форма государственной организации национальных отношений, способ обеспечения права народов на самоопределение. По национальному принципу образованы республики в составе Российской Федерации, имевшие ранее статус автономий; национально-государственными образованиями являются автономная область и автономные округа. Территориальный принцип относится ко всем остальным субъектам Федерации, являющимся государственно-территориальными образованиями.

3. С позиций равенства статусов субъектов Федерации и их равноправия между собой, а также в отношениях с федеральными органами власти различают симметричные (ФРГ, Австрия и др.) и асимметричные (Индия, Швейцария и др.) федерации. Хотя в российской Конституции (ч. 1, 4 ст. 5) провозглашено равноправие субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, различие правового статуса субъектов Федерации свидетельствует о том, что Россия является асимметричной федерацией.

Особенности социальной структуры российского государства

В российском обществе глубоко укорены патерналистские традиции, взяточничество и мздоимство и потребность в «сильной руке», способной навести общественный порядок. Этим и обусловлен субъектный тип политической культуры россиян, когда надеются не на себя, а на доброго правителя, когда отсутствует собственная инициатива и ответственность. В российской политической культуре властные отношения реализуются скорее неформальным путём, а не на основе формализованных бюрократических процедур.

Правила игры здесь являются продолжением традиций, а правовой контроль их соблюдения вовсе не предусматривается. Понимание закона как рамки с зачастую нечёткими, изменчивыми контурами придает ему статус особой реальности: оставаться в рамках закона — значит уметь манипулировать его нормами, а вместо «игры по правилам» акторы ведут «игру с правилами», в процессе которой происходит их деформализация.

Концепция социума клик, предложенная в середине 1990-х годов, А.Д. Хлопиным, как ничто иное точнее всего описывает особенности организации российской социальной реальности. Пространство социума клик не предполагает развёртывание политических позиций, предполагающих согласование социальных идентичностей, в нем проблематично формирование любых политических образований, таких как партий, движений и идейных течений. Процесс политического согласования заменяется иными, прежде всего силовыми, административными процессами.

Российский порядок в данном контексте может быть охарактеризован как кликократический. Для такого социума характерно воспроизведение властных отношений, в основании которых, как правило, господство и подчинение, отсутствие грамотных механизмов координации частных интересов с общественными, формулирование целей общества властью (а если точнее, то властными кликами) и навязывание их с помощью силы и принуждения. Взаимодействие индивидов в сфере властных отношений происходит по неформальным, неполитическим правилам: сговора, закулисных договорённостей и внутрипартийной, внутри административной борьбы в противовес присущей демократическому порядку политике, понимаемой как «честная игра по формальным правилам».

Бюрократия и бюрократизм

Не существует единого мнения по поводу того, полезна или нет бюрократия. Ясно, однако, что без бюрократического аппарата существовать современное государство не может.

Бюрократия – это система четких и конкретных правил, обязательных для исполнения всеми чиновниками.

Принципы организации деятельности механизма государства строго регламентируются различными предписаниями и правилами. Конечно, это делает аппарат менее гибким и способным на нестандартное реагирование. Но зато ограждает государство от произвола.

Что же касается бюрократизма, то этот термин обычно употребляется в отношении проблемы, существующей сегодня также во всех странах. Бюрократизм – это засилье бумаг, различных мелких правил и инструкций, которые позволяют чиновникам незаметно подменять интересы государства своими собственными и решать личные задачи (например, собственного обогащения) за счет казны.

Обычно исследователи определяют степень бюрократизма как пропорциональный «раздутости» государственного аппарата.

Государство Платона или республика Платона

Платон в своём сочинении под названием «Полития» или «Государство» высказывает свои политические взгляды, описывая совершенных и даже идеальных человека и государство.

Формирование такого государства так же невозможно, как и исполнение любых других идеалов, и философ сам признаёт, что эта идея будет недостижимой, пока люди абсолютно не переродятся.

Государство Платона так далеко от реальности, что выражение «республика Платона» употребляется для обозначения сказочной фантазии.

Платон хотел представить понятия о справедливости, характер истинного правителя и указать путь, которому нужно следовать.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: