Контрольные функции – другое направление деятельности Федерального Собрания
4. Контрольные функции – другое направление
деятельности Федерального Собрания. Парламентский контроль – традиционная
функция органов законодательной власти, вполне вписывающаяся в осуществление
принципа разделения властей и их взаимодействие. Для осуществления контроля над
исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума
образуют Счетную палату. Палаты Федерального Собрания проводят по вопросам
своего ведения парламентские слушания. Значительную роль в осуществлении
парламентского контроля обычно играют комитеты и комиссии палат. Заслушивания
посланий Президента РФ, Конституционного Суда РФ, проводимые совместно
палатами, также в некоторой степени могут служить осуществлению парламентского
контроля, во всяком случае, информированию Федерального Собрания. Деятельность
Уполномоченного по правам человека, назначенного Государственной Думой, тоже
может рассматриваться как своеобразная форма контроля над соблюдением прав
человека; его работа должна быть посвящена их защите. С контрольной функцией
связано и право Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, а
также депутатские запросы, вопросы депутатов Государственной Думы к членам
Правительства РФ.
Нормативные акты ФС
Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции. В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103. СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ. Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел. Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.
Организация работы
Заседание СФ будет считаться правомочным, если на нем находится не меньше 2/3 от общего количества членов палаты. Руководит обсуждениями Председатель. Он не имеет права высказывать свое мнение по вопросам повестки, комментировать выступление спикеров, давать им характеристику. Работа палаты осуществляется на официальном языке государства – русском. Члены СФ могут выступать с докладами, заключительным словом, содокладом, предоставлять справки, заявления и так далее. Принятие решений осуществляется тайным или открытым голосованием. Постановление будет считаться утвержденным, если за него проголосовало больше 50% от общего количества членов. Принятие конституционных законов осуществляется также голосованием. Однако для утверждения необходимо не меньше 3/4 от общего числа членов.
Специфика деятельности
Функции Совета Федерации реализуются по принципу коллективности. Вопросы, включенные в повестку, обсуждаются открыто и свободно. В Регламенте могут предусматриваться случаи, когда проводятся закрытые заседания палаты. На обсуждения по решению СФ могут приглашаться представители госструктур, научных учреждений, общественных объединений, независимые эксперты, специалисты для предоставления заключений и необходимых сведений по тем или иным вопросам. На заседаниях могут присутствовать СМИ, депутаты Госдумы, члены Правительства, Президент, Председатели КС, ВАС, ВС, Генпрокурор.
Деятельность Федерального Собрания
Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.
Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.
Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.
Законодательная деятельность
В функции Совета Федерации Федерального Собрания входит одобрение или отклонение нормативных актов, принятых нижней палатой парламента. На это органу отводится 14 дней. По ст. 105, ФЗ будет считаться одобренным, если в течение указанного периода СФ его не рассмотрел. В ст. 106 Конституции приведен перечень вопросов, нормативные акты по которым должны обязательно обсуждаться в Совете Федерации. Среди них законы о:
- Государственном бюджете.
- Таможенном, кредитном, финансовом, валютном налоговом регулировании.
- Денонсации и ратификации международных соглашений.
- Войны и мира.
Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает и федеральные конституционные нормативные акты.
Законодательный процесс
Законодательный процесс – процесс принятия и вступления в силу законов, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, – в России проходит следующие стадии:
– законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
– рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором – тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
– принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
– одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
– подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ, который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
– опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).
Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.
Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.
Нюанс
Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае — кандидатуры предлагают поочередно обе палаты. Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным голосованием. Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.
Федерального Собрания РФ
Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года. Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:
- О доверии правительству.
- Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
- Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
- Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.
Общие сведения
В ст. 95 Конституции определен количественный состав палат ФС. Госдума включает в себя 450 депутатов. Численность членов СФ определяется по количеству регионов в стране. В Совете Федерации присутствует по два представителя от каждого субъекта РФ. Всего в него входит 178 членов. В 102 статье Конституции устанавливаются вопросы, относящиеся к исключительному ведению этой палаты.
Основные функции Совета Федерации
К ведению СФ относятся следующие вопросы:
- Утверждение изменений границ регионов.
- Решение вопроса об использовании ВС за пределами государства.
- Назначение судей ВАС, ВС и КС, Генпрокурора, Председателя и 50% аудиторов Счетной палаты.
- Утверждение президентских указов о введении чрезвычайного, военного положения.
- Назначение выборов Главы страны и снятие его с должности.
Федеральное собрание как представительный орган РФ
Определение 1
Федеральное собрание — это представительный орган, парламент РФ (ст. 94 Конституции). Формой российского государства является парламентская демократия, представительная, то есть опосредованная выборами. В условиях представительной демократии формирование политической власти возлагается на представителей народа, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения.
Согласно ст. 95 Федеральное Собрание состоит из:
- Совета Федерации (верхняя палата — состоит из членов, представляющих субъекты РФ);
- Государственной Думы (нижняя палата — состоит из членов, представляющих все население РФ).
Полномочия и порядок формирования палат Федерального Собрания отражают как общие интересы всего населения России, так и специфические интересы народностей и наций субъектов Федерации, различных социальных слоев общества.
Федеральное Собрание является коллективным выразителем воли и интересов многонационального населения РФ, выступает носителем суверенитета и источником власти. Парламент в системе разделения властей представлен законодательной властью. Функции парламента включают в себя законодательную деятельность, распоряжение государственной казной, контроль за исполнительной властью.
Полномочия палат Федерального Собрания:
- организационные вопросы (избрание Председателей, образование парламентских комитетов, принятие регламентов), непосредственно связанные с деятельностью палат;
- принятие федеральных законов.
Палаты Федерального Собрания различны по правовому статусу, характеру депутатского корпуса, способу формирования.
Каждая из палат обладает определенной самостоятельностью, что выражается в следующих аспектах:
- разграничение функций, их самостоятельное осуществление, отсутствие подчиненности;
- раздельное заседание;
- отсутствие Председателя Федерального Собрания;
- самостоятельное закрепление вопросов, отнесенных к ведению каждой палаты, включая сферу законотворчества;
- отсутствие права принимать к рассмотрению (решать) вопросы, отнесенные к ведению другой палаты;
- самостоятельность рабочих органов (комиссий и комитетов);
- различный порядок формирования и избрания.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают в течение всего срока полномочий неприкосновенностью, то есть они не могут быть арестованы, задержаны, подвергнуты обыску (исключение составляют случаи задержания на месте преступления), подвергнуты личному досмотру. Лишить депутата неприкосновенности можно по представлению Генерального прокурора решением соответствующей палаты Федерального Собрания.
Депутаты (и члены) их. Они кроме случаев задержания, а также, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по РФ Федерального Собрания.
Роспуск ГД
Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:
- Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
- Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.
Не допускается роспуск нижней палаты:
- На протяжении года с момента ее создания.
- С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
- Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
- На протяжении полугода до истечения
После роспуска Госдумы глава страны назначает дату голосования. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.
Законодательные полномочия занимают особое место в компетенции Федерального Собрания
2. Законодательные полномочия занимают
особое место в компетенции Федерального Собрания. Они прямо обусловлены его
конституционным статусом как законодательного органа – парламента РФ.
Законодательная деятельность по своему значению и объему – приоритетная.
Законодательная компетенция Федерального Собрания широка и многопланова,
охватывает важные вопросы в различных сферах государственной и общественной
жизни, предполагает принятие многих федеральных законов. Она характеризует роль
Федерации в законодательстве, значение представительной, законодательной власти
РФ в системе государственной власти, демократизм государства. Конституция РФ
определяет в общей форме пределы законодательной деятельности российского
парламента и в этих рамках не стесняет и не ограничивает ее.
Федеральное Собрание может осуществлять
законодательную власть по предметам ведения Российской Федерации и предметам
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, подлежащим
законодательному регулированию.
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ вопросы, по которым федеральный
парламент может осуществлять законодательное регулирование, имеют пределы – они
охватывают указанные выше предметы ведения, только на них распространяются его
законодательные полномочия.
Вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов эти субъекты
осуществляют собственное правовое регулирование, а Федеральное Собрание там не
имеет права законодательствовать.
Конституцией РФ установлено еще одно ограничение
законодательной власти парламента: он не может пересматривать положения гл. 1,
2, 9 Конституции РФ, не может сам его принимать, хотя палаты могут выдвинуть
такое предложение согласно ст. 135 Конституции РФ. Однако его законодательные
полномочия включают права, связанные с принятием поправок к остальным главам
Конституции РФ, принятием федеральных конституционных законов. Федеральное
Собрание вправе принимать поправки к гл. 3–8 Конституции России, которые,
однако, вступают в силу только после их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации. Парламент может
также принимать федеральные конституционные законы по вопросам, предусмотренным
Конституцией РФ. Например, федеральные конституционные законы принимаются
согласно ст. 70 Конституции РФ для установления Государственных флага, герба и
гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования;
согласно ч. 2 ст. 65 – о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта; в соответствии с ч. 3 ст. 87– о режиме военного
положения и т.д. Таким образом, в Конституции дается перечень федеральных
конституционных законов и тем самым конкретизируются полномочия Федерального
Собрания по их принятию. В ст. 71, 72 (устанавливающих вопросы ведения РФ и ее
совместного с субъектами ведения) закреплен широкий круг требующих
законодательного регулирования вопросов государственного строительства,
экономики и финансов, охраны природы, социально-экономической сферы, прав и свобод
человека, национальных меньшинств, обороны и безопасности, внешней политики.
Конкретизируя компетенцию Федерации, Конституция
РФ в п. «о» ст. 71 называет, в частности, ряд отраслей права, по которым
Федеральное Собрание может издавать законы. Это уголовное,
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, гражданское,
гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство. Оно
вправе это делать и по другим отраслям, находящимся в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов: административному,
административно-процессуальному, трудовому, семейному, жилищному, земельному,
лесному законодательству, законодательству о недрах, об охране окружающей
среды. Федеральный парламент может, естественно, осуществлять законодательство
и по другим вопросам, указанным в этих конституционных статьях.
Конституция
РФ конкретизирует законодательные полномочия федерального Собрания и другим
путем. Она в своих статьях называет федеральные законы по тем или иным
вопросам, хотя и не устанавливает точного, полного их перечня, т.е. не
ограничивает полномочия парламента принятием лишь определенного круга законов.
Например, в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ говорится о федеральном законе о
гражданстве; в ч. 3 ст. 3б – о федеральном законе о пользовании землей; в ч. 4
ст. 81 – о федеральном законе, определяющем порядок выборов Президента РФ, и
т.д.
Общие направления работы
Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и визируются ответственными лицами. Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями. Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера. Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение. Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.
Специфика создания СФ
В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон «О Федеральном Собрании РФ». В частности, определялся порядок создания СФ. В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта. Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа). Если на внеочередном либо плановом заседании против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.
Заключение
ФС выступает в качестве высшего законодательного (представительного) органа в стране. Его полномочия с различной степенью полноты закреплены в гл. 5 Конституции. Палаты парламента находятся в постоянном взаимодействии с органами других ветвей власти. Так, многие функции Совета Федерации реализуются с учетом мнения КС или Президента. Палаты ФС не находятся в привилегированном положении относительно других органов госвласти. Их деятельность играет существенную роль в социальном, экономическом, политическом развитии страны.
В Совете Федерации присутствуют представители субъектов РФ. Это обеспечивает учет интересов регионов при принятии нормативных актов и различных управленческих решений на высшем уровне. В результате в делах государства участвуют все субъекты страны без исключения. В СФ принимаются важнейшие решения для государства. Они касаются не только внутренней, но и внешней политики. Именно эта палата дает согласие на применение ВС за границей государства, обсуждает назначение и снятие с поста Президента. В деятельности СФ особое значение имеют Регламенты и прочие акты, регулирующие работу. В этих документах конкретизируются положения ФЗ и Конституции, определяются порядок принятия решений и утверждения/отклонения законопроектов.