Светское государство
Светский характер государства заключается в том, что официальным лицам государства разрешается исповедовать любую религию, но они не имеют права предоставлять какие-либо привилегии той или иной конфессии и не вправе допускать влияния этих конфессий и религиозных взглядов на принятие государственных решений.
Значение светского государства заключается в том, что государство и религиозные объединения существуют отдельно друг от друга, взаимно не вмешиваясь в дела друг друга.
Замечание 2
В России традиционно отведена сильная роль религии и Русской православной церкви в жизни российского общества. Но Конституцией РФ установлено, что никакая религия в нашей стране не является государственной или обязательной, а закон отделяет все эти объединения от государства и говорит о равенстве их перед законом.
Принцип светского характера образования находит свое нормативное закрепление в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Религиозным организациям разрешается обучать детей религии в таких учреждениях не в рамках общеобразовательной программы, учитывая просьбу родителей, согласие детей и согласовав данный вопрос со специально уполномоченным органом местного самоуправления.
Законодательная власть
Федеральное Собрание
Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).
Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.
Порядок формирования Совета Федерации
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.
В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.
Порядок избрания Государственной Думы
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).
С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.
Вопросы законодательства
Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.
Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Характеристика республики как формы правления в современной Российской Федерации
Российская Конституция прямо устанавливает в России республиканскую форму правления, однако не указывает конкретного вида республики. В связи с этим форма государственного правления современной Российской Федерации носит дискуссионный характер. В данном случае имеет место юридическая неопределенность, оставляющая огромные возможности для воздействия со стороны главы государства на различные ветви государственной власти.
Такая неопределенность во многом обусловлена тем, что разработка российской Конституции осуществлялась в 1993 году в условиях хаотичного развития российского государства.
Так, существует несколько взглядов на форму государственного правления современной Российской Федерации:
- во-первых, некоторые ученые обозначают Российскую Федерацию как президентскую республику, для которой характерен высокий уровень сосредоточения власти в руках Президента. Избрание Президента осуществляется населением, перед ним же он несет ответственность за свою деятельность. Президент возглавляет не только государство, но и исполнительную власть, формируя Правительство, подотчетное ему. Орган исполнительной власти наделен правом поднятия вопроса относительно отрешения Президента от его должности при наличии определенных условий;
- во-вторых, ученые рассматривают современную Российскую Федерацию как полупрезидентскую республику, обозначая ее как президентско-парламентскую республику. В этом случае речь идет о смешанной форме республики, предполагающей наделение Президента широкими полномочиями. При данной форме государственного правления формирование Правительства возложено на главу государства, но оно требует получения вотума доверия со стороны представительного органа государственной власти. Таким образом, Правительство несет двойную ответственность, как перед главой государства, так и перед представительным органом власти. При этом российский Президент наделен правом роспуска Государственной Думы, а руководство исполнительной власти возложено на Премьер-министра. Избрание Президента в соответствии с российской Конституцией осуществляется посредством всеобщих прямых и равных выборов на срок, равный шести годам. В этой трактовке президент не является главой ни одной ветви власти и его задача состоит в определении основных направлений внешней и внутренней государственной политики, представлении России в международных отношениях и внутри страны. На Президента возлагается обязанность назначения Премьер-министра, по представлению которого Президентом также назначаются министры;
- в-третьих, современную Российскую Федерацию рассматривают в качестве суперпрезидентской республики. Такой взгляд обусловлен постепенным расширением компетенции российского главы государства. Глава государства в современной Российской Федерации обладает широким объемом полномочий, который увеличивается год от года.
Внутренние и внешние функции Российской Федерации и формы их осуществления
Функции государства – главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ними задач.
По различным основаниям функции классифицируются на:
- постоянные, временные;
- основные и не основные;
- внутренние и внешние.
К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
- охрана прав и свобод человека и гражданина;
- обеспечение правопорядка и общественной безопасности;
- экономическая;
- социально-культурная;
- налогообложения и др.
К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие:
- обеспечение обороны и безопасности страны;
- интеграции в мировую экономику;
- поддержание мирового порядка;
- внешнеэкологические партнерства и государственная поддержка иностранных инвестиций;
- борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией;
- сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности;
- участие в охране окружающей природной среды и др.
Основными формами осуществления функций государства являются:
а) правовые, которые подразделяются на правотворческую, правоприменительную и правоохранительную.
б) организационные (организационно-хозяйственная, организационно-идеологическая и организационно-регламентирующая).
Методами осуществления функций государства являются: убеждение, принуждение, поощрение и др.
показать содержание
Правовое государство
Правовым считается государство, подчиняющееся во всей своей деятельности праву и считающее главной своей целью обеспечение прав и свобод человека.
Правовое государство отличается высоким уровнем авторитета государственности, реальным господством права, которое обеспечивает все права человека и гражданина и верховенство закона во всех сферах жизни и деятельности.
Российская Федерация имеет социальный характер, потому что в ней общество господствует над государством.
Определение 2
Право в Российской Федерации представляет собой объективное следствие исторических процессов и закрепляет определенные рамки справедливости и свободы, обеспечивается государственным аппаратом и находит свое выражение в международных нормах, в Конституции РФ, законах и подзаконных актах.
Правовое государство подразумевает светский характер. В таком государстве не может быть обязательным ни одно вероисповедание, никто не принуждается к принятию или отказу от религии и не допускается дискриминация по признаку принадлежности к какой-либо религии.
В Российской Федерации гарантированы права и свободы личности, что является способом реализации принципов демократии, потому что только то государство, в котором признаются и гарантируются права человека, может говорить о том, что в нем установлена власть народа.
Действующая Конституция РФ
Президент Российской Федерации и правительство страны во главе с премьер-министром осуществляют управление страной на основании действующей Конституции. Конституция — это законодательно-правовой акт, в котором рассматриваются основные полномочия президента и правительства, а также основные права и свободы граждан России. Любые нормативно-правовые акты, принимаемые президентом страны и правительством (указы, законы, декреты, постановления), не должны противоречить Конституции.
Любое противоречие — основание для отмены данного закона или внесения в него поправок
Ознакомиться с Конституцией можно в интернете, а также в любом книжном магазине можно приобрести брошюру с полным или сокращенным текстом этого важного документа
В Конституции подробно рассматриваются:
- Роль государства и правительства в управлении страной.
- Разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
- Порядок демократических выборов президента страны и членов правительства.
- Особенности многопартийной системы.
- Порядок защиты прав и свобод граждан.
Нормативно-правовые акты, которые издает президент страны, должны опираться в первую очередь на содержание Конституции. Периодически в этот важный документ вносятся поправки, но суть остается неизменной начиная с момента утверждения действующей Конституции. Президент и кабинет министров руководствуются Конституцией во время принятия важных решений, связанных с внутренней и внешней политикой страны.
Рядовые граждане должны внимательно изучать этот документ для того, чтобы быть максимально осведомленными о своих правах, обязанностях и свободах. В связи с этим изучение Конституции входит в стандартный курс школьной программы в рамках учебной дисциплины «Правоведение». День принятия главного документа, регламентирующего работу правительства, является официальным государственным праздником. До недавнего времени День Конституции был выходным днем.
О политических режимах — в этом видео.
Преимущества действующего политического строя
Действующий политический строй имеет много преимуществ, по сравнению с тоталитарным режимом СССР, например:
- Основой демократии является гласность. Гласность — это свобода слова и свобода общественного мнения. Поскольку все мнения официально признаются государством, никого нельзя считать инакомыслящим, т. е. инакомыслие не преследуется.
- Демократия неотделима от рыночной экономики, которая имеет много плюсов в сравнении с плановым хозяйством советского периода.
- В России много партий, и ни одна из них не чувствует себя ущербной по сравнению с другими. Отсутствует монополия одной партии (в СССР этой партией была КПСС).
- Тоталитарный режим чаще всего связан с гонениями на религию. Религия нередко подменяется культом личности вождя (например, Сталин в России или Мао Цзэдун в Китае). При демократическом режиме гонения на религию обычно отсутствуют, и государство не занимается вопросами вероисповедания граждан.
В связи с этим многие политологи отмечают: переход от тоталитарного режима к демократическому способствовал резкому рывку России вперед. После распада СССР страна на некоторое время впала в стагнацию, это был период хаоса и неуверенности в будущем. Однако, с течением времени правительство вышло на правильный курс, и страна вступила в эпоху подъема. Это касается как экономической, так и социально-культурной составляющей жизни государства. Конечно, переход к демократическому режиму был довольно сложным. Тем не менее страна успешно преодолела эти сложности.
В данный момент российская демократия переживает свой расцвет. Россия вышла на один уровень с крупными европейскими государствами. Благодаря правильной политике президента и корректным действиям кабинета министров демократия оказывает положительное влияние на все сферы жизни российского общества. Хочется надеяться на то, что страна навсегда освободилась от регрессивного тоталитарного режима, а ошибки, допущенные главными руководителями в период советской власти, не будут повторяться современными государственными лидерами.
Политический режим в России
Политический режим — это совокупность способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть. Традиционно выделяют три вида политического режима: тоталитаризм, авторитаризм и демократия. Если говорить о демократическом политическом режиме, то можно выделить следующие характерные черты:
- народовластие — народ является единственным источником власти;
- свобода личности, в том числе и в экономической сфере, что подразумевает свободу предпринимательства и признание частной собственности;
- гарантия прав и свобод каждого человека;
- действует принцип разделения властей;
- децентрализованность власти;
- выборность и сменяемость органов государственной власти.
Именно этими чертами характеризуется политический строй России в наше время.
Форма политического устройства РФ
Государственный строй современной России установлен и закреплен в Конституции. Конституция — основной закон государства, документ, имеющий высшую юридическую силу, в котором определены основные аспекты политического, социального и экономического устройства государства.
Российское государство по форме правления является президентско-парламентской республикой. Согласно Конституции Россия является демократическим государством, а это значит, что власть принадлежит народу, который может выражать свою политическую волю через органы власти либо через органы местного самоуправления.
Власть в современной России имеет три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Главой страны является президент. Полномочия президента достаточно широки, весь высший генералитет в стране подчиняется именно ему.
Также функционирует двухпалатный парламент. Исполнительную власть представляет правительство, а судебную — суды во главе с Верховным судом.
Федеративное устройство
По своему устройству Россия является федерацией, представленной самостоятельными субъектами. Субъекты Российской Федерации могут иметь самостоятельные органы власти на местах. Эти органы власти находятся в подчинении у верховной власти, но имеют ряд полномочий для осуществления власти на местах. На сегодняшний день в состав России входят 85 субъектов федерации. По два представителя от каждого субъекта входят в состав верховной власти Совета Федерации.
Многонациональное и светское государство
В современной России действует принцип светскости. Это значит, что государство отделено от церкви, а церковь — от государства. Это означает, что церковь не оказывает влияния на государственные дела и никак их не контролирует. В то же время и государство не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Все религиозные направления равны перед законом.
Россия является многонациональным государством. Иными словами, на его территории проживают представители разных народностей и этнических групп. Политика государства направлена на обеспечение достойного уровня жизни и защиту прав всех граждан, проживающих на территории страны.
Принцип многопартийности
Политическая партия — это упорядоченная политическая единица, которая обладает рядом признаков. Основные признаки политической партии:
- партия — всегда носитель определенной идеологии или особого видения строения мира;
- партия выражает и отстаивает интересы определенных групп;
- любая партия настроена на завоевание и удержание политической власти.
Принцип многопартийности — один из фундаментальных принципов организации политической жизни в современном демократическом государстве. Он заключается в существовании в стране политического и идеологического плюрализма. В Российской Федерации действует принцип политической многопартийности, что еще раз подтверждает наличие демократического политического режима в стране.
О формах правления вы узнаете из этого видео.
История форм правления в РФ
Россия – удивительная страна. За всю свою историю она пережила несколько форм правления. Монархия в России существовала вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции. Несмотря на то, что к началу 20 века большинство развитых стран избавились от монархии или провели реформы по её актуализации, в Российской Империи наблюдался застой во власти и деградация монархии как института. Реформы монархии в России напрашивались еще при Александре I. Бездействие привело к свержению царя и победе Октябрьской Революции.
Вслед за свергнутой большевиками монархией пришла социалистическая республика. Социалистическая республика, существовавшая в СССР, является уникальным историческим опытом для нашей страны. В СССР были Конституции, множество законов и декретов. Государственное управление реализовывалось с опорой на депутатов. В роли президента выступал генеральный секретарь, который обладал широким спектром полномочий.
После вероломного развала СССР в Россию пришла демократия и так называемые западные ценности. Советская республика превратилась в инертное государство с официально обозначенной формой правления – республика. Хаос в государственном управление не прекращался на протяжении всего срока президенствования М.С. Горбачева, а затем и Б.Н. Ельцина. Бесконтрольный плюрализм, коррупция во власти и постоянные склоки в Государственной Думе – вот чем жила Россия вплоть до 2000 года.
Конституционные основы государственности РФ
Рисунок 1. Конституционные основы российской государственности
В нашей стране президент наделен и другими довольно объемными полномочиями. Это обусловлено многими факторами, в частностями, историческими традициями, общенациональной идеей, необходимостью стабилизации отношений в обществе, сложившимся менталитетом населения.
Парламент в России представлен Федеральным собранием, он также наделен рядом полномочий. Так, Государственная Дума контролирует вопрос о доверии Правительству, дает согласие Президенту касательно назначения председателя Правительства, выступает с обвинениями в адрес Президента Российской Федерации для его возможного отрешения от поста, принимает годовые отчеты Правительства об итогах его работы, в том числе по задачам, поставленным Государственной Думой.
Исходя из всего этого, специалисты-политологи делают предположения о целесообразности введения в России в качестве формы правления президентско-парламентской республики, которая характерна сильным и самостоятельным правительством, которое формируется и президентом и парламентом, при участии ведущих политических партий страны, под контролем парламента и президента.
Президентско-парламентский строй позволит укрепить возможности государственной власти в деле управления страной, упрочит роль коллегиальных органов – Правительства РФ, судов и парламента, но при этом сохранит разумные существенные позиции президента.
Форма российского государства (общая характеристика государственного строя в современной России)
Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий
-
- форму правления,
- форму государственного устройства и
- политический (государственный) режим.
В форме государства выражается его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
По форме правления Россия
Глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
-
- выборность власти;
- ограниченность срока полномочий власти;
- зависимость от избирателей.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом.
Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения.
Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
По форме государственного устройства Россия
Части союзного государства являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нем наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации; федерация построена по национально-территориальному принципу .
Федерации строятся на основе распределения функций между ее субъектами и центром, зафиксированного в союзной Конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации. При этом одна часть полномочий является исключительной компетенцией союзных органов; другая — субъектов федерации; третья — совместной компетенцией союза и его членов.
Форма государственного устройства отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами.
Политический режим России
В России присутствуют признаки авторитаризма:
-
- правящей группой создана социально-политическая система, основанная на подчинении государству (его лидерам);
- культивируется социальная установка личности на то, что в обществе должна существовать строгая и безусловная преданность вождю, беспрекословное подчинение людей авторитетам и властям.
Кроме того, явно выражены признаки олигархии — политического режима, при котором власть сосредоточена в руках сравнительно малочисленной группы граждан (например, представителей крупного монополизированного капитала) и обслуживает их личные и групповые интересы, а не интересы всех граждан. Иначе говоря, власть и капитал сосредоточены в одних руках. Олигархи — члены олигархии, либо сами являются членами правительства, либо оказывают решающее влияние на его формирование и принятие решений в своих личных и групповых интересах.
Несмотря на наличие таких демократических завоеваний, как выборы Президента, депутатов Государственной Думы и региональных законодательных органов, проведение референдумов, свобода слова, расширение отдельных политических прав для граждан, утверждение идей парламентаризма и политического плюрализма, наличие многопартийности, политической оппозиции, специфического разделения властей, института импичмента и т.п., необходимо помнить о том, что все названные демократические институты и нормы имеют во многом формальный характер и сам факт их существования еще не свидетельствует о настоящей демократии.
Весьма специфична многопартийность. Многие партии и движения, позиционирующие себя как оппозиционные, на деле занимают прокремлевскую позицию.
Институт импичмента осуществить реально практически невозможно — слишком много на его пути законодательных и бюрократических препятствий.
Что касается гласности, то сейчас средства массовой информации оказались под контролем олигархов, что практически исключает их независимость.
Демократическое государство
Российское государство принято понимать в двух смыслах:
- в качестве определенного территориального образования, где осуществляется суверенная власть многонационального народа Российской Федерации;
- в качестве специального аппарата государственной власти, распространяющего свое влияние на территорию, определенную государственными границами.
Конституция РФ закрепила основные характеристики российского государства (рис. 1):
- демократическое;
- федеративное;
- правовое;
- социальное:
- светское;
- с республиканской формой правления.
Рисунок 1. Конституционные характеристики российского государства
Демократическую природу Российской Федерации составляют:
- народовластие – непосредственное и представительное;
- федеративное устройство на основе равенства субъектов;
- политическое и идеологическое многообразие.
Определение 1
Под народовластием понимается процесс осуществления народом своей власти в ходе принятия решений на референдумах либо в результате избрания органов законодательной власти и через органы местного самоуправления. Территория Российской Федерации представлена совокупностью территорий ее отдельных субъектов, равных перед Российской Федерацией.
К основным признакам демократического государства принято относить:
- реальную представительную демократию;
- обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
Суть представительной демократии состоит в возможности народа осуществлять свою власть через представляющие интересы граждан выборные учреждения, которые наделяются правом принятия законов. Представительные органы имеют право решать наиболее важные вопросы жизни народа.
В нашей стране представительную демократию обеспечивают:
- выборность Государственной Думы;
- конституционно обусловленное формирование Совета Федерации, законодательных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
Демократические институты тесно взаимодействуют с политическим режимом в вопросах обеспечения прав и свобод граждан. Права и свободы могут быть полноценно реализованы только при демократическом режиме, в условиях законности и при полном прекращении произвола государственных силовых структур.
В Конституции РФ закреплены все права и свободы человека и гражданина, но чтобы они реализовывались, необходимо создать определенные условия.