Введение
Физическая культура и спорт как социальное явление функционировали на протяжении всей истории человеческого общества. На состояние и развитие физической культуры и спорта в обществе влияют производственные отношения людей, экономические, политические и идеологические формы борьбы, достижения науки, философии, искусства.
На основе характеристики XIX века. Для понимания культуры в целом как процесса, связанного с выращиванием чего-либо или воспитанием кого-либо, выражение физическая культура появилось в США и Англии. В России возникновение термина и формирование понятия физическая культура имеет свою историю. В 1899 году английское Physicalculture было переведено на русский язык как физическое развитие, в 1908 году немецкое KorperKultur — как культура тела, красоты и силы. И только с 1911 года появляются произведения, в которых термин физическая культура встречается на русском языке. На первом этапе физическая культура в России понималась как определенная система физических упражнений или как воспитанная и развитая красота тела.
Еще в Древней Греции, особенно в Спарте, физическому воспитанию и спорту уделялось особое внимание. Это и понятно — греки вырастили воинов, способных защитить свою страну. К тому же именно в Греции физически сильные люди стали пользоваться популярностью в мирное время.
Но особенно сильный толчок к развитию физическое воспитание получило в наше время. А.П. Чехов сказал, что в человеке должно быть все — и тело, и душа, и мысли. На первом месте стоит тело, и это не случайно. Мы должны помнить, который сейчас час — время машин и компьютеров. Мужчина был освобожден от тяжелого тяжелого труда. Но хорошо ли это? Нет — без физических нагрузок организм человека начинает атрофироваться. Организм теряет защиту, быстро поддается различным инфекциям и болезням. Это, а также загрязнение окружающей среды — основные причины появления так называемого больного поколения.
Именно поэтому в наше время так актуален вопрос развития физической культуры и спорта. Они напрямую влияют на физическое и умственное развитие человека, а также на устойчивость к различным условиям окружающей среды. Именно физическая культура и спорт удовлетворяют потребности организма в физической и умственной работе.
Что является основным средством физического воспитания?
Основным средством, используемым для физического воспитания, являются упражнения. Простейшими упражнениями являются отжимания, подтягивания, качание пресса. К этим базовым упражнениям добавляются разные виды бега, прыжков, лазания и ходьбы.
Успех любого физического упражнения зависит как от их количества, так и от регулярности их повторения. Преподаватель подбирает такую методику упражнений, при которой полученный эффект развития мышц закрепится периодичностью повторения. Явным признаком успеха упражнений является боль в мышцах – это означает, что они прошли пик своей максимальной нагрузки, идет активное развитие мускулатуры. Именно нагрузки «через силу» обеспечат рост мышц.
При выполнении упражнений ключевое значение играет выбор максимальной нагрузки. Она выбирается индивидуально исходя от возраста ребенка. Например, для дошкольников пиковой нормой будут 10-15 отжиманий от пола. Для средней школы это количество составляет 25-30 раз.
К основным средствам физического воспитания относят упражнения для коррекции фигуры. Их лучше включать в ежедневную зарядку, они исправят недостатки бедер, ног, осанки, груди. Упражнения рекомендованы для тех детей, которые испытывают проблемы с массой тела. Они нуждаются в дополнительной физической нагрузке и правильной гимнастике.
Упражнения
Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются учебные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
При выполнении отдельного физического упражнения практически невозможно достичь педагогических целей и задач формирования физической культуры человека. Повторять упражнение необходимо много раз, чтобы улучшить движения или развить физические качества.
Эффект от упражнения в первую очередь определяется содержанием. Содержание физических упражнений представляет собой совокупность физиологических, психологических и биохимических процессов, происходящих в организме человека при выполнении этого упражнения (физиологические изменения в организме, степень проявления физических качеств и т. д.).
Содержание физических упражнений определяет их оздоровительное значение, воспитательную роль и влияние на личность.
Ценность хорошего самочувствия. Выполнение физических упражнений вызывает адаптивную морфологическую и функциональную перестройку организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебное действие.
Воспитательная роль. С помощью физических упражнений изучаются законы движения окружающей среды, собственного тела и его частей. Выполняя физические упражнения, ученики учатся управлять своими движениями, осваивают новые двигательные навыки и умения. Это, в свою очередь, позволяет освоить более сложные двигательные действия и изучить законы движения в спорте. Чем больше у человека моторных навыков, тем легче ему адаптироваться к условиям окружающей среды и тем легче осваивать новые формы движения.
Влияние на личность. Физические упражнения часто требуют необычного проявления ряда качеств личности. Преодолевая различные трудности и контролируя свои эмоции в процессе занятий, человек развивает ценные для жизни черты и черты характера (смелость, трудолюбие, целеустремленность и т. д.).
Целебные силы природы
Лечебные силы природы оказывают значительное влияние на тех, кто занимается физическими упражнениями. Изменения метеорологических условий (солнечная радиация, воздействие температуры воздуха и воды, изменения атмосферного давления на уровне моря и высоте, движение и ионизация воздуха и т. д.) Вызывают определенные биохимические изменения в организме, которые приводят к изменению состояние здоровья и работоспособность человека.
В процессе физического воспитания природные силы природы используются в двух направлениях:
- как сопутствующие факторы, создающие наиболее благоприятные условия, в которых осуществляется процесс физического воспитания. Они дополняют действие физических упражнений на организм участников. Занятия в лесу, на берегу водоема способствуют активации биологических процессов, вызванных физическими упражнениями, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. Д.;
- как относительно самостоятельное средство оздоровления и закаливания организма (солнце, воздушные ванны и водные процедуры).
К гигиеническим факторам, укрепляющим здоровье и усиливающим действие физических упражнений на организм человека, стимулирующих развитие адаптивных свойств организма, относятся личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест работы, воздуха и т. д.), соблюдение общего режима дня, режима физических нагрузок, режима питания и сна.
Несоблюдение гигиенических требований снижает положительный эффект от упражнений.
Специфические средства физического воспитания
Специфические методы основываются на повышенной двигательной активности. Учеников стимулируют к подвижности не какими-либо нормативами и угрозами плохой оценки в журнале, а желанием двигаться, а также становиться сильнее благодаря соревнованиям и различным установкам.
Специфические средства бывают:
Метод регламентированного упражнения – ученикам внушают, что правильное выполнение всех нормативов урока приведет к интенсивному росту мышц и повысит общую выносливость
Здесь важно правильное дозирование нагрузки, чтобы мышцы работали согласно установленному распорядку. Излишняя перегрузка, особенно на ранних стадиях занятий по наращиванию мышц, очень губительна
Здесь делают упор на психику учеников – им нужно осознать, что строгая регламентация количества упражнений нужна прежде всего для них самих.
Игровой метод – лучший способ усовершенствовать физическую форму учеников. Можно просто дать мальчишкам мяч, предложить им свободные занятия спортом на открытой местности. Обычно ребята выбирают футбол. Очень быстро организовываются ворота, определяются правила игры, выбирается судья (иногда судьями становятся игроки двух команд). Воспитателю важно мотивировать на игру учеников, чтобы у них проснулся командно-соревновательный дух. Для этого рекомендуется пообещать вознаграждение за достижение определенной цели. Например, высшую оценку за урок получат те ученики, которые забьют максимальное количество голов команде соперника. Если умело использовать игровой метод, то можно попутно воспитать в детях чувство коллективизма, сознательности, взаимовыручки.
Соревновательный метод – нужно делать акцент на важность определенных спортивных достижений. Например, рассказать историю, как ученик, показавший лучший результат на стометровке, получил шанс на участие в отборе в олимпийскую сборную России. Нужно рассказать детям, что лучшие спортсмены смогут много зарабатывать и сделать карьеру. А самое главное – за них будет испытывать гордость родная школа, ученики, их родители
Такое напутствие обеспечит повышенное внимание к урокам физкультуры. Дети станут с радостью выполнять нормативы, если поймут, что от этого зависит их будущее
Но нужно сказать детям правду, что только единицы спортсменов становятся чемпионами и зарабатывают деньги спортом. Для остальных спортивные мероприятия просто станут хорошей базовой подготовкой.
Словесные и сенсорные методы – о силе слова сказано многое. Если правильно мотивировать учеников на занятия дидактическими беседами, то дети будут с утроенной силой относиться в урокам физического воспитания в школе. Для дошкольников можно преподнести спортивные снаряды как тренажеры для подготовки к полетам на космических кораблях. Детям школьного возраста можно рассказать пару поучительных историй о том, как не ходившие на физкультуру ученики в 40 лет испытывали проблемы с потенцией и болели геморроем. Очень важно использовать взгляд вместе с прикосновениями к телу, ведь иногда они значат больше, чем слова.
Баскетбол как средство физического воспитания
Основой баскетбола являются простые и естественные движения: прыжки, бег, броски, передачи. Эти действия и приемы легко заучиваются детьми, именно поэтому баскетбол является частью программы обучения детей в школе. Баскетбол настолько популярен, что коммунальные службы во дворах оборудуют баскетбольные площадки. На них дети могут превзойти своего соперника в быстроте действий, чтобы забросить наибольшее количество мячей в кольцо на протяжении игрового времени.
Игровая обстановка непрерывно изменяется, поэтому у детей появляются эмоциональные переживания. Желание достичь победы, получить адреналин от переломного момента в матче заставляют детей с удвоенной силой рваться вперед и забрасывать мячи в сетку кольца.
Интерес к баскетболу на международной арене заставляет детей все больше интересоваться этим видом спорта. Поэтому нужно воспитывать спортивные качества детей через привитие любви к баскетболу.
Все указанные выше средства покажут максимальный эффект при правильном и гармоничном их подборе между собой. Формы и средства физического воспитания нужно выбирать исходя из конкретной ситуации и правильно их использовать для конкретной группы учеников. Только тогда гарантируется успех в виде гармоничного физического развития детей.