Наблюдение: его виды, методика проведения

Наблюдение: его виды, методика проведения

Этический кодекс APA и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.), или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

  • Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.
  • Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания — снизить предполагаемый ущерб.
  • Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.
  • Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Классификация наблюдений

По систематичности различают систематические и несистематические наблюдения. В свою очередь, систематические делятся на:

  • непрерывные;
  • длительные;
  • циклические.

Основной характеристикой систематических является организованность, следование плану. Для несистематических свойственна разовость, спонтанность.

Примечание

По фиксируемым объектам наблюдение может быть выборочным или сплошным. В первом случае исследователь описывает фокусные стороны и свойства. Во втором фиксирует картину в целом.

По форме различают следующие виды наблюдения:

  1. Осознанное, когда статус наблюдателя известен, официально закреплен.
  2. Неосознанное внутреннее, при котором исследователь находится внутри системы наблюдения, является ее частью.
  3. Неосознанное внешнее, предполагающее нахождение наблюдающего вне зоны видимости субъекта наблюдения.
  4. Наблюдение окружающей среды.

Последняя форма используется для определения влияния внешних факторов на предмет исследования, сдвигает фокус с предмета на условия окружающей среды.

Наблюдение как метод социологического исследования и его виды

Замечание 1

Наблюдение – это один из методов социологического исследования, который часто используется в исследовательской практике. Метод наблюдения прост в применении, еще одно его преимущество состоит в том, что он не требует больших затрат.

Для получения полной и достоверной информации, метод наблюдения может быть использован в совокупности с некоторыми другими методами, например, наблюдение в совокупности с беседой, экспериментом.

Наблюдение является запланированным и целенаправленным восприятием объекта исследования. Наблюдать можно за определенным человеком или более широкой социальной группой, за явлением и процессом. Полученные результаты фиксируются исследователем для того, чтобы затем интерпретировать их. Сущность наблюдения как метода состоит в том, что исследователь, находясь в непосредственной близости от объекта или непрерывно наблюдая за объектом, может точно и полностью зафиксировать все факты. Сначала фиксация осуществляется с помощью органов чувств, а затем происходит интерпретация, исходя из жизненного опыта специалиста, его умений и знаний.

Таким образом, в отличие от многих других исследовательских методов, наблюдение является активной формой познания. Цель наблюдения состоит не только в фиксации фактов, но и в накоплении этих фактов. Если по результатам наблюдения информации о фактах недостаточно, то специалист может воспользоваться иными методами для добора информации и получения более достоверных фактов. Важная характеристика метода наблюдения – его тесная связь с мышлением наблюдателя. Исследователь должен иметь широкий кругозор и аналитический склад ума, он должен уметь находить взаимосвязи и зависимости даже там, где на первый взгляд и нет. Наблюдение неотделимо и от речи, поэтому исследователь должен не просто точно зафиксировать увиденное и услышанное, и умело описать то, что было перед его глазами, чтобы человек, который будет знакомиться с результатами наблюдения, имел четкую картинку и не додумывал что-то свое.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в наблюдение должен быть вовлечен исследователь, у которого развита наблюдательность, который имеет аналитический склад ума, может давать полное и четкое описание всего того, что он услышал или увидел. Несмотря на то, что метод кажется простым и понятным, для организации и проведения наблюдения необходимо тщательно подготовиться цель наблюдения состоит в исследовании характерных особенностей и специфических черт определенного явления, индивида или более широкой социальной группы. Также особенностью наблюдения является то, что результаты в многом зависят от самого исследователя, от его навыков и знаний, субъективного восприятия социальной реальности и происходящего в процессе наблюдения.

Наблюдение может быть нескольких видов. В современной науке принято выделять:

  1. Прямое наблюдение – исследователь принимает непосредственное участие в процессе, который он исследует, а также может взаимодействовать с испытуемыми, общаться с ними;
  2. Опосредованное наблюдение – иными словами этот вид наблюдения называют косвенным. При нем исследователь остается в стороне от наблюдаемого процесса или явления. Испытуемые самостоятельно общаются, решают определенную задачу;
  3. Самонаблюдение – созерцание собственных процессов и того, как эти процессы могут проявляться в ежедневной практике испытуемого.

Наблюдения могут различаться не только по методике проведения, но и по длительности. Здесь исследователи выделяют длительные, непрерывные и цикличные наблюдения. Все эти подвиды относятся к систематическим наблюдениям, которые реализуются регулярно, на постоянной основе в течение заданного промежутка времени. Есть и вторая группа – несистематические наблюдения. Они проводятся тогда, когда это необходим, могут быть эпизодическим. Например, исследователю требуется дополнительная информация об определенном явлении, и он ее дособирает.

Наблюдение как метод исследования

Наблюдение – это один из основных методов сбора информации в научных исследованиях, позволяющий изучить поведение и действия объекта исследования в естественной среде без внесения в него каких-либо изменений. Такой подход даёт возможность получить объективные данные об объекте исследования, без участия искажающего фактора исследователя.

Наблюдение может быть структурированным и неструктурированным. Структурированное наблюдение предполагает заранее определенные критерии, которые исследователь использует для записи наблюдения. Обычно в исследовании используются таблицы и определенные формы для записи результатов. Неструктурированное наблюдение не ограничивается заранее заданными параметрами, что даёт возможность более свободно фиксировать любые аспекты объекта исследования, которые могут быть интересны исследователю.

Преимущества метода наблюдения в исследованиях:

  1. Возможность изучать объект исследования в естественных условиях.
  2. Получение объективных данных в результате исследования.
  3. Отсутствие искажающего воздействия исследователя на объект.

Метод наблюдения имеет и некоторые ограничения. Например, объект исследования может не проявлять определенного поведения в тот момент, когда исследователь его наблюдает. Также у исследователя может быть ограниченный доступ к объекту исследования.

Преимущества метода наблюдения Недостатки метода наблюдения
Исследование объекта в естественных условиях Отсутствие возможности контроля объекта исследования
Получение объективных данных Ограниченный доступ к объекту исследования
Отсутствие искажающего воздействия Необходимость затрат на время и ресурсы в процессе исследования

Классификация наблюдений

Результаты фиксации данных в ходе наблюдения представляют собой описание поведения объекта. Этот метод используют в тех случаях, когда невозможно либо непозволительно вмешиваться в естественное течение процесса.

Выделяют следующие виды наблюдения:

  • Непосредственное и опосредованное,
  • Внешнее и внутреннее,
  • Включённое, которое может быть открытым и закрытым, и не включённое,
  • Прямое и косвенное,
  • Сплошное и выборочное по соответствующим параметрам,
  • Полевое (в повседневной жизни) и лабораторное.

В соответствии с критерием систематичности различают несистематическое и систематическое наблюдение. В первом случае создается обобщённая картина поведения человека (группы людей) в определённых условиях. Здесь нет цели зафиксировать причинную зависимость и дать строгое описание явлений (например, метод полевого исследования, используемый в этнопсихологии, психологии развития и социальной психологии).

Систематическое наблюдение проводится по определённому плану, когда исследователи ведут регистрацию особенностей поведения (переменных), классифицируя внешние условия среды.

В ходе сплошного наблюдения специалист обращает внимание на все особенности поведения. При выборочном наблюдении фиксируются только необходимые типы поведенческих актов (параметры поведения)

В зависимости от формы наблюдения оно может быть осознанным и неосознанным. В первом случае человек знает, что за ним ведется наблюдение. Оно осуществляется при наличии контакта исследователя и субъекта, при этом наблюдаемый, как правило, знает о задаче исследования и о социальном статусе наблюдателя.

Есть ситуации, когда в силу специфики исследования наблюдаемым сообщаются другие цели, если сравнивать их с подлинными. Потребность в подобных действиях предопределила появление этических проблем (например, в отношении осуществленных выводов). Эту форму наблюдения выбирают, основываясь на целесообразности и оправданности задачами исследования. Это обусловлено тем, что для нее присущи существенные недостатки в виде влияния наблюдателя на поведение наблюдаемого. По этой причине результаты нельзя рассматривать лишь применительно к тому случаю, когда их получили.

Наблюдение в социологии

Определение 1

Наблюдение – это общенаучный метод, суть которого состоит в организованном целенаправленном восприятии поведения изучаемого объекта, результаты которого регистрируются исследователем.

В социологии использование метода наблюдения допустимо, однако оно имеет свои ограничения, так как далеко не все социальные явления в принципе поддаются прямому наблюдению. Но если социолог работает с объектами, за которыми можно наблюдать и которые можно наблюдать, то он обязан это делать ровно в том поле, где объект воспринимается зрением или слухом исследователя-наблюдателя. Яркий пример – изучение митингов и забастовок. Их невозможно полностью изучить и проанализировать, не погрузившись в гущу событий. Следует наблюдать за поведением действующих и потенциальных забастовщиков, наблюдать за их лидерами и противостоящими сторонами.

Очевидно и другое – наблюдение в рамках забастовки следует использовать совместно с другими методами сбора данных. Например, совмещать наблюдение с глубинным интервью, благодаря чему исследователь получит более объективные данные о происходящем, он сможет глубже проникнуть в суть проблемы, рассмотреть забастовки и с точки зрения тех, кто является организаторами, и тех, кто может выступать категорически против забастовок, считая их совершенно бесполезными и даже вредоносными.

Замечание 1

Таким образом, в социологической науке наблюдение – это целенаправленная и систематическая фиксация свойств, черт и признаков, параметров наблюдаемых социальных явлений и процессов.

Социологическая информация, в том числе информация, получаемая в ходе наблюдения, может быть первичной и вторичной. Первичная социологическая информация чаще всего получается именно из наблюдений, а вторичной она становится, если человек анализирует свое наблюдение, вовлекает в деятельность другого человека, который может быть как объектом, так и субъектом наблюдения. Это систематической и направленное отслеживание, которое сопровождается фиксацией основных аспектов, регистрацией общественно значимых фактов и явлений, которые затем используются для анализа наблюдения и получения полезной информации о его итогах. Как метод сбора социологической информации, наблюдение основывается на естественных практиках, оно может осуществляться за повседневной жизнью человека, а тот может даже не догадываться о том, что именно он стал объектом социологического наблюдения.

В отличие от обыденного, социологическое наблюдение имеет две отличительные черты:

  1. Систематичность;
  2. Целенаправленность.

Свидетельством того, что социологическое наблюдение обладает перечисленными чертами является то, что исследователь очень четко фиксирует задачи и цели, а также пошагово фиксирует процедуры социологического наблюдения. Программа наблюдения должна включать в себя объект и предмет социологического наблюдения, реальную ситуацию, которая поддается наблюдению, а также выбор способа регистрации этой ситуации как социального факта, обработку, интерпретацию полученной информации и представление полученных данных в качестве аналитической записки или отчета.

Что такое наблюдение

Определение

Наблюдение — это целенаправленное и запланированное восприятие явления, объекта, процесса, результаты которого регистрируются наблюдающим.

Метод применяется в разных областях современной науки:

  • социологии;
  • педагогике;
  • психологии;
  • биологии;
  • экологии;
  • географии;
  • климатологии.

Объектами наблюдения могут выступать:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • группы людей;
  • отдельные индивидуумы;
  • биологические системы;
  • природные явления.

Предметами наблюдения могут выступать:

  • поведение человека в искусственно смоделированной ситуации или в естественной среде;
  • взаимодействие экосистем;
  • особенности развития организмов;
  • динамика изменений климата и многое другое.

Средствами реализации метода обычно выступают сами исследователи или задействованная в процедуре аппаратура: звукозаписывающие устройства, фото- и видеокамеры.

К особенностям метода относят:

  1. Тесную связь с мышлением. Исследователь должен уметь анализировать и структурировать получаемые сведения.
  2. Необходимость в специальной подготовке наблюдающего. Результаты и качество составленных описаний во многом зависят от его опыта, подготовленности, уровня знаний.
  3. Зависимость от степени субъективности восприятия.

Личное отношение к объекту или предмету может кардинальным образом повлиять на результаты исследования.

Примечание

Повысить степень объективности можно, сочетая наблюдение с другими методами.

Требования к методике проведения наблюдения

Как и любой другой метод исследования, наблюдение организуется и проводится в соответствии с четко обозначенной методикой. Дело в том, что этот метод очень прост и одновременно очень сложен, поэтому соблюдение определенных правил и требований позволяет специалисту лучше погрузиться в новую для него социальную реальность, при этом оказать минимальное воздействие на происходящий процесс. Если наблюдатель нарушает правила, то полученные данные могут носить недостоверный характер, что приведет к некорректной интерпретации. Такое наблюдение можно считать некачественно исполненным, а его результаты ничтожными.

Итак, в проведении наблюдения выделяют несколько определенных этапов. Соблюдение порядка этапов позволяет соблюсти общую методику. На первом этапе исследователь определяет цель наблюдения. Чем точнее поставлена цель, тем будет проще регистрировать в процессе наблюдения определенные явления, изменения. Также отталкиваясь от цели исследования специалист может делать корректные и полезные выводы, составлять дальнейшие рекомендации. На втором этапе происходит определение объекта и предмета исследования. Объектом могут быть социальные группы, сообщества, политические партии, группы подростков, учебные группы. Предмет – это непосредственно тот процесс, который должен быть изучен. Например, постановка политических задач, профессиональная переподготовка или процесс обучения.

Далее разрабатывается план наблюдения. Исследователь понимает, что ему требуется подготовить документы для проведения исследования, инструкцию для наблюдателя, если исследование будет осуществлять непосредственно подрядчик. Документальная часть – это еще и совокупность отчетов, аналитические записки с результатами исследования. Наблюдатель может выбрать, каким способом он зафиксирует полученные данные. Например, он может делать записи и пометки в специальном журнале, а может записывать все на видео, записывать разговоры на диктофон.

Виды наблюдения

Неформальное наблюдение — это наиболее распространенный тип наблюдения, которое производится без заранее определенного плана или формальных инструкций. Наблюдатель просто наблюдает за поведением объекта и документирует свои выводы.

Систематическое наблюдение — это метод, при котором наблюдения проводятся с определенной целью и используются определенные инструменты для сбора и анализа данных. Например, систематические наблюдения могут проводиться, чтобы изучить общую тенденцию в поведении объекта.

Участник-наблюдатель — метод, при котором наблюдатель является активным участником происходящего события. Он заменяется в группе или общается с объектом, чтобы наблюдать за ним более эффективно.

Ненаправленное наблюдение — это метод, при котором наблюдатель не имеет заранее определенных планов или целей в своих наблюдениях, а вместо этого просто наблюдает за объектом, чтобы получить представление об его поведении, без задачи каких-либо конкретных исследований.

Направленное наблюдение — это метод, при котором наблюдатель имеет четкий план относительно того, что именно он будет наблюдать. Например, исследователь может направить свое наблюдение на изучение особенностей поведения, что может проявляться в конкретной ситуации.

Классификация и виды наблюдения

Полевое

Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)

Лабораторное

Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.

Индивидуальное

Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.

Коллективное

Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.

Случайное

Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека. Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.

Преднамеренное

Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.

Систематическое

Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.

Нeсистeматическое

Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.

Пoлнoе

Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.

Непoлное

Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия

Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров

Сплошное

Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.

Выборочное

Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.

Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.

Закрытое

Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».

Включенное

Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.

Прямое

Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).

Косвенное

В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.

Спровоцированное и неспровоцированное

Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.

Объективное самонаблюдение

Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.

Понятие и виды наблюдения

Один из наиболее популярных методов педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода педагогического исследования, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа.

Определение 1

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.

Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.

Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.

Замечание 1

Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.

Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.

Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.

Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:

  1. По форме организации:

    • Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану.
    • Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме.
  2. По степени включенности:

    • Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение.
    • Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события.
  3. По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:

    • Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение.
    • Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении.
  4. По месту проведения наблюдения:

    • Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых.
    • Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении).
  5. По регулярности проведения наблюдения:

    • Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений.
    • Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости.
  6. По длительности проведения наблюдения:

    • Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации.
    • Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет).
  7. По охвату аудитории:

    • Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя.
    • Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования.
  8. По используемым средствам:

    • Непосредственные наблюдения – исследователь не использует специальных и дополнительных средств, полагаясь только на свои чувства восприятия.
    • Опосредованные наблюдения – в процессе наблюдения исследователь использует технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т.д.).

Классификация наблюдений

Специалисты выделяют два вида наблюдений в зависимости от того, в какой степени исследователь вовлечен в изучаемую среду.

К первому виду относится включенное наблюдение, когда наблюдатель принимает личное участие, а другие участники принимают его участником события.

Ко второму виду относится стороннее наблюдение, при котором наблюдатель действует как бы «со стороны», без непосредственного участия.

Включенное наблюдение имеет два варианта:

  1. наблюдаемые знают, что их поведение фиксируется наблюдателем, например, поведение в группе альпинистов или экипажа подводной лодки;
  2. наблюдаемые не знают, что их поведение наблюдателем фиксируется, например, заключенные в общей камере.

В основном, когда человек замечает, что за ним наблюдают, свое поведение резко меняет.

Исходя из характера взаимодействия с объектом, есть скрытое и открытое наблюдение.

При скрытом наблюдении, человек не знает, что является объектом наблюдения. В этом случае используется зеркало Гезелла, скрытая камера или психолог маскируется под обычного участника событий.

Открытое наблюдение говорит о том, что человек осведомлен о наблюдении.

В зависимости от объекта выделяют интроспекцию, т.е. самонаблюдение, правда, результаты этого наблюдения в современной психологии на веру не принимаются, но, учитываются в качестве фактов и внешнее наблюдение за поведением других людей.

Различают наблюдение и относительно времени исследования – они могут быть однократные, периодические, лонгитюдные, т.е. проводимые в течение длительного времени.

Исходя из характера восприятия, наблюдения могут быть сплошными и выборочными

При сплошном наблюдении исследователь в равной степени обращает внимание на все объекты, ему доступные

При выборочном же наблюдении выбираются только определенные параметры поведения или типы поведенческих реакций.

Подразделяются наблюдения и по характеру регистрации данных, есть наблюдение констатирующее, задача которого зафиксировать наличие и характеристики значимых форм поведения и оценивающее наблюдение, когда исследователь сравнивает факты по степени их выраженности, используя шкалу рейтинга.

Результаты наблюдения можно фиксировать в процессе наблюдения или через какое-то время, правда, тогда память наблюдателя будет иметь большое значение, а достоверность полученных результатов будет не совсем надежной.

По степени стандартизированности процедур выделяют свободное или поисковое наблюдение в котором при необходимости возможно изменение правил и предмета исследования.

Данное наблюдение, несмотря на определенную цель, лишено четких ограничений в выборе того, на что необходимо обращать внимание и какие моменты надо фиксировать. Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы

Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение

Подобное наблюдение используется на ранних стадиях научной работы. Кроме этого есть ещё структурированное наблюдение, а также несистематическое и систематическое наблюдение.

Рисунок 1. Метод наблюдения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: