О либерализации власти, или послевкусие от невключенного наблюдения за жизнью чиновников
Статья написана по материалам двухлетнего исследования (2012-2013 гг.) профессиональной этики государственных и муниципальных служащих, организованного Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. В выборку попали государственные служащие федерального и регионального уровня, начиная от специалистов и заканчивая руководителями высшего звена. На материале 150 биографических интервью проанализированы мировоззренческие позиции, ценности и нормы, доминирующие в среде служащих. Проблематизирована ситуация неконсистентности либеральной риторики, задающей тональность в административных реформах последних десятилетий, и представлений о должном и сущем среди основных субъектов, призванных претворять реформы в жизнь. По результатам проделанной работы можно сформулировать три вывода. Во-первых,
Преимущества и недостатки участия в наблюдении
Включенное наблюдение позволяет анализировать реальное поведение. Однако нужно хорошо знать его преимущества и недостатки, прежде чем использовать этот метод для своей работы.
Преимущества включенного наблюдения:
- Психолог является активным участником действия и может уловить естественное поведение.
- У него есть возможность открыть для себя ранее неизвестное.
- Можно исследовать необычные события и повседневные дела.
Недостатки включенного наблюдения:
- Это достаточно сложный метод исследования, который требует подготовки.
- Специалист может влиять на ситуацию и фальсифицировать результаты.
- Репрезентативность не может быть гарантирована.
Этот метод знаком многим, его элементы активно используются даже в повседневной жизни, но, если подходить тщательно, то процесс непрост и результаты не всегда однозначны.
-
Структура информационного процесса кратко
-
Индивидуальные особенности и их влияние на развитие личности дошкольника кратко
-
Белиро опыт работы воспитателей доу
-
Методы ремонта автомобилей кратко
- Технологические карты на каждый день по программе от рождения до школы старшая группа
Техника наблюдения
Наблюдения бывают стандартизированными и не стандартизированными.
Первый вид предполагает наличие формализованной техники: разработанного списка объектов и признаков наблюдения, определения условий и ситуаций наблюдения, инструкций и руководств для наблюдателя, кодификаторов для регистрации данных. Данные обрабатываются и анализируются при помощи математических статистических методов. Существуют методики СИМЛОГ, Р.Бейлза, Л Картера, П.Экмана.
Если проводится наблюдение нестандартизированного типа, специально разработанная схема не применяется. Определяются лишь общие направления наблюдателя, где результат наблюдения отражается в свободной форме, непосредственно при восприятии или через время по памяти.
Наблюдения можно классифицировать по упорядоченности, выделяют случайные, систематические, сплошные, выборочные. По характеру фиксации наблюдения бывают констатирующего и оценивающего характера, а также смешанные. По временной организации можно выделить лонгитюдное, периодическое и одиночное наблюдение. Лонгитюдным называют наблюдение, которое проводится в течение долгого времени, обычно нескольких лет. Для фиксации результатов лонгитюдного наблюдения более всего подходят дневники наблюдателя. Периодическое наблюдение наиболее распространено, проводится в течение заданных промежутков времени. Одиночное наблюдение – это описание отдельного случая, уникального или типичного.
Методика проведения конкретного наблюдения может содержать в себе несколько типов, например, полевое, систематическое и поисковое.
Классификация методов наблюдения
Рисунок 1. Классификация методов наблюдения
В зависимости от того, какую позицию занимает наблюдатель, выделяют включенное и невключенное наблюдение.
Метод включенного наблюдения применяется тогда, когда наблюдатель является активным участником изучаемого события. Невключенное наблюдение – это наблюдение за ситуацией со стороны.
Результаты исследований, их важность и весомость, зависят от того насколько правильно и четко организовано наблюдение. При включенном наблюдении исследователь контактирует с группой, находится в ней в качестве полноправного члена
Он имеет большую возможность вникнуть и понять происходящие процессы, увидеть контекст наблюдаемой ситуации. Иными словами, проводится более глубокое наблюдение. Но с другой стороны, при включенном наблюдении снижается рефлексивность. Исследователь не имеет возможности подняться над ситуацией, посмотреть на нее с точки зрения аналитики. Включенное наблюдение бывает разных видов, это зависит от того, насколько информированы члены группы о присутствии наблюдателя, а также известны ли им цели и задачи наблюдения.
Наблюдение может быть организовано в естественной среде (полевое) и в условиях лаборатории с применением различного рода оборудования (экспериментальное).
Классификации видов наблюдения
Существует несколько классификаций видов метода наблюдения в зависимости от:
- степени формализованности — контролируемое и неконтролируемое;
- степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации — включенное и невключенное (при включенном наблюдении страдает объективность);
- условий организации — открытое и скрытое (при открытом наблюдении люди ведут себя неестественно);
- места проведения — полевое и лабораторное;
- регулярности проведения — систематическое и случайное;
- констатирующее и оценочное;
- сплошное и выборочное (при выборочном наблюдении фиксируется поведение одного человека);
- наблюдение и самонаблюдение.
Самонаблюдение, в свою очередь, может быть непосредственным (самоотчет) и опосредованным (анализ дневников, писем, автобиографий). Достоинством самонаблюдения является возможность получить информацию, недоступную другим методам исследования.
Как провести включенное наблюдение
Специалисту следует убедиться, что он как можно меньше влияет на ситуацию наблюдения посредством целенаправленного вмешательства.
Если он проводит эксперимент в школе во время перемены, следует проинформировать важных людей, например, классных руководителей.
Может иметь смысл использовать несколько наблюдателей одновременно, так как во время работы можно уловить больше возможных аспектов и деталей.
Следующее поможет задокументировать свое наблюдение:
- Примечания.
- Фото.
- Видео или звукозаписи.
Делая фотографии, видео или звукозаписи, нужно убедиться, что есть заявление о согласии, подписанное участниками.
Лучше всегда отмечать важные детали прямо на ходу.
Понятие метода включённого наблюдения
В случае включенного наблюдения наблюдающий сам является частью события, например, как участник группового обсуждения. С его помощью можно изучить поведение человека в настоящих ситуациях, то есть результат будет более точным для специалиста.
Включенное наблюдение характеризуется тем, что ты активно участвуешь в происходящем, несмотря на то, что находишься в позиции наблюдателя. Возможно принять участие в групповом обсуждении или в мероприятии, на котором необходимо понаблюдать за поведением конкретного человека или нескольких людей.
Это должно дать представление о поведении других. Особенно хорошо этот метод работает на психологических тренингах, но и на личных консультациях неплохо себя зарекомендовал.
Для этого нужно лично принимать участие в тех же мероприятиях, что и объекты изучения, и лично знакомиться с ситуацией. Но специалист наблюдает на определенном расстоянии.
Чтобы использовать включенное наблюдение в качестве метода для тезиса, психолог заранее выбираете определенные аспекты, которые хочет изучить и оценить в ходе своего эксперимента. Часто нет необходимости ничего документировать, но в исключительных случаях возможно создания протокола наблюдения, в котором записываете весь опыт.
Включенное наблюдение дает возможность:
- анализировать необычное поведение, например, действия человека в кризисных и конфликтных ситуациях;
- изучать отдельные аспекты действий, например, это может быть поведение детей на детской площадке;
- помогает наблюдать за индивидуальным поведением.
В качестве примера можно рассмотреть исследовательский вопрос. Например, какие формы контакта можно наблюдать у школьников во время перемены? А методом будет пользоваться школьный психолог.
Это включенное наблюдение, потому что он активно играет с детьми и проводит с ними перерыв, чтобы лучше понять их чувства. Он анализирует и группу, и конкретных участников. В дальнейшем получится использовать эту информацию в работе с детьми. В процессе игры психолог обнаружит много вариантов контакта между школьниками.
Включенное наблюдение разделено на 4 основных этапа работы:
- Подготовка.
- Проведение наблюдения.
- Сбор результаты.
- Оценка наблюдения.
Требования к проведению наблюдения и его эффективность
Для того, чтобы наблюдение было эффективным, оно должно отвечать ряду требований:
оно должно быть избирательным, т.е. исходить из четко поставленной цели, выделять определенный аспект изучаемого объекта;
оно должно быть плановым и систематическим, т.е
строиться на основе определенного плана и проводиться на протяжении определенного времени;
важно как можно подробнее зафиксировать наблюдаемое явление, т.е. необходима полнота наблюдения;
в обязательном порядке необходимо определять ситуации наблюдения, выделять единицы и признаки наблюдения, а также способы их фиксации.
Для максимального учета всех этих требований, как правило, составляется программа наблюдения, которая в формализованном виде включает в себя следующие пункты: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, способ и вид наблюдения, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения.
Эффективность наблюдения существенно зависит от значимости данной ситуации для личности наблюдателя. Повышение эффективности наблюдения возможно при наличии отказа от преждевременных оценок и обобщений, многократности наблюдения, подкрепление другими методами, наличия специального оборудования (например, зеркала обратного видения).
Типичные ошибки наблюдателя:
- Эффект снисхождения – наблюдатель не решается поставить отрицательную оценку;
- Эффект центральной тенденции – тенденции ставить средние оценки;
- Логические ошибки (речистый оценивается как умный и т.п.);
- Галоэффект – выделив яркую черту, наблюдатель изменяет оценки всех других качеств.
Этапы проведения включенного наблюдения
На подготовительном этапе проведения наблюдения выделяются проблема, цели наблюдения, формулируются задачи. Далее разрабатывается схема наблюдения, включающая критерии и единицы наблюдения, предусматривается количественное оценивание результатов в виде психологического шкалирования или хронометража.
На основном этапе проводится наблюдение по разработанным параметрам. При проведении данного этапа проявляется субъективизм исследователя. В связи с этим важным является устранение субъективизма при наблюдении явлений и событий следующими способами:
- упрощаются единицы наблюдения;
- обеспечивается систематизированность наблюдения;
- разделяются этапы наблюдения и интерпретация результатов наблюдения;
- вводятся дополнительные наблюдатели;
- разводятся наблюдатель и автор, проводящий исследовательскую работу.
На последнем этапе проведения наблюдения обрабатываются и интерпретируются результаты. Результаты наблюдения представляются в виде количественного и качественного анализа. Качественный анализ позволяет описать события, явления, нюансы эмоций, чувств, поведения человека, количественный анализ способствует представлению результатов наблюдения в виде таблиц, диаграмм по определённым критериям, показателям, параметрам.
Метод наблюдения универсален и применяется в любой науке, используется он и в социальной психологии.
Метод наблюдения в социальной психологии – это сбор информации о социально-психологических явлениях путем непосредственного восприятия и регистрации.
Целенаправленно и систематически изучаются факты поведения и деятельности человека. Наблюдение может быть использовано как ведущий метод, например, при исследовании конфликта. Может применяться как вспомогательный метод, например, для сбора или контроля данных. Классическим примером наблюдения является изучение жизни бродяг Н.Андерсона, работы У.Уайта по исследованию жизни эмигрантов, В.Б.Ольшанского, который изучал ценностные ориентации молодых рабочих.
Объект и предмет наблюдения
Объектом наблюдения являются отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия либо большие и малые группы, общности.
Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации:
- речевые акты, их содержание, последовательность, направленность, частота, продолжительность, интенсивность, экспрессивность, особенности семантики, лексики, грамматики, фонетики, синхронизация;
- выразительные движения, экспрессия лица, глаз, тела, звуков;
- движение, перемещения и неподвижные состояния людей, дистанция между ними, скорость и направление движения, соприкосновения;
- физическое воздействие: касание, толчки, удары, поддержка, совместные усилия, передача, отнятие, задержка;
- сочетание перечисленных признаков.
Объективное наблюдение направлено не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание. Здесь внешняя сторона деятельности и поведения — лишь исходный материал наблюдения, который должен получить свою психологическую интерпретацию и быть осмыслен в рамках определенной теории.
ИНФРАСТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ УЛИЧНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МОСКВЕ
Цель исследования. Изучение инфраструктуры и практик использования площадок для занятий уличным спортом. Материал и методы. Проведено социологическое исследование методом невключенного стандартизированного наблюдения. С использованием кодировочного листа зафиксировано более 160 наблюдений на 34 воркаут-площадках, отобранных с учетом их размера и расположения. Результаты и обсуждение. Проведенное исследование позволило оценить уровень оснащенности воркаут-площадок Москвы. На материале невключенных стандартизированных наблюдений определены социальные портреты занимающихся уличным спортом, обозначены ключевые особенности их тренировочного процесса, использования инфраструктуры площадок. Выявлены изъяны практик физической активности у некоторых групп посетителей площадок. Также определены различные типы кооперации занимающихся, достоинства и недостатки каждого из них. Сформировано представление о наиболее предпочтительной и эффективной форме взаимодействия тренирующихся на площадке. Про…
Классификация и виды наблюдения
Полевое
Наблюдение, проводящееся в естественных для жизни условиях (то же самое поле, например). Но у этого наблюдения есть ряд недостатков – например, мешающие внешние факторы при наблюдении на природе (комары, шум проезжающих машин/поездов и т.д.)
Лабораторное
Вид наблюдения, который осуществляется в лабораторных условиях. Чаще всего это какие-то испытания, эксперименты или химические опыты. Это наиболее эффективный метод наблюдения, т.к. в 95% вам не будут мешать внешние факторы при проведении опыта.
Индивидуальное
Зачастую происходит только за счет одного сотрудника. Он может быть и единственным наблюдательным, и одним из индивидуальных, таких же наблюдателей. Но в таком случае он уже становится индивидуалом только на каком-то этапе проведения исследования.
Коллективное
Происходит за счет нескольких сотрудников (до 10-ти человек). Выполняется при исследованиях, опытах, научных испытаниях и т.д., то есть, в фиксированном помещении.
Случайное
Само название говорит за себя – это незапланированное наблюдение за кем-то или за чем-то. Зачастую оно происходит при участии одного человека. Этот термин еще популярен в маркетологии и означает изучение перемен цен конкурентов, их мероприятия и всего связанного с рекламой и другими направленностями.
Преднамеренное
Здесь тоже «говорящее» название – это наблюдение, которые было запланировано. Чаще всего, такое наблюдение совершается либо в одиночку, либо в компании с другими наблюдателями.
Систематическое
Это запланированное исследование чего-либо, совершающееся по определенному плану, помогающему зафиксировать всю динамику происходящих в природе, или в определенных условиях процессов.
Нeсистeматическое
Чаще всего проводится в природных условиях и рассматривается поведение только одного вида для создания полной картины опыта.
Пoлнoе
Детальное наблюдение; чаще всего, термин используется в криминалистике, социологии и полицейской тематике, т.к. этот метод позволяет больше узнать об исследуемом объекте.
Непoлное
Это вид наблюдения, где предельно известны все собираемые факты и соблюдены все необходимые и оптимальные условия
Также в ходе выполнения данного метода, наблюдатель не заостряет внимание на оптимальное число параметров
Сплошное
Это метод наблюдения, который охватывает все единицы изучaeмой совокупности. Сплошное наблюдение обеспечивает полноту информации об изучаемых явлениях.
Выборочное
Это способ несплошного статистического наблюдения, при котором обследуются не все единицы изучаемой совокупности, а лишь ее часть, отобранная по определенным правилам, и обеспечивающая получение данных, характеризующих совокупность в целом.
Эксперимент, где экспериментатор может сделать определенные выводы, оценив результат.
Закрытое
Эксперимент, проводящийся вне необходимости предупреждения участников. Обычно в таком наблюдении проводятся, так называемые, «социальные эксперименты».
Включенное
Вид эксперимента, при котором присутствует специалист и, по мере необходимости, может скорректировать ситуацию в той или иной области. Но есть одно «Но»: сам специалист выступает инкогнито, и не выдает свою личность до последнего. Собственно, цель расследования и профессия самого исследователя тоже остается под тщательным прикрытием.
Прямое
Название говорит само за себя – это наблюдение, в ходе которого испытуемые и испытатель находятся вместе в одном помещении и вместе участвуют в процессе эксперимента вместе с остальными участниками (если они есть).
Косвенное
В этом эксперименте рассматривается лишь результат проверки или наблюдения, без участия специалиста (наблюдателя) в самом процессе.
Спровоцированное и неспровоцированное
Наблюдение, осуществляемое в естественной среде, но сама изучаемая ситуация спровоцирована (не спровоцирована) самим исследователем.
Объективное самонаблюдение
Это ваша личная и субъективная оценка происходящего у вас в голове и на душе, проще говоря – самонаблюдение за собой и своей психикой без дополнительной консультации или же наблюдения психолога или психотерапевта. Данный метод может быть применим если вы уверены в том, что ваша проблема несерьезна и не требует посещения перечня надлежащих врачей. Но на всякий случай стоит проконсультироваться с ними.
Как подготовить включенное наблюдение
Важно заранее тщательно спланировать весь процесс. Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения
Это, например, поведение детей в школьном коридоре
Психолог определяет, на каких аспектах он хочет сосредоточиться во время наблюдения. Это, например, поведение детей в школьном коридоре.
Он также должен решить, когда и как будет записывать наблюдения.
Что касается времени регистрации, можно выбрать один из двух вариантов:
Специалист также может решить, в какой форме записывать свои наблюдения.
Можно использовать протокол наблюдения. Это поможет лучше оценить результаты. Писать можно и во время – от руки, а позже – за компьютером.
Когда спрашивают о моменте времени и способе записи наблюдения, часто рекомендуется комбинация обоих вышеупомянутых вариантов.
Виды наблюдения
Психодиагностика с помощью наблюдения может проводиться непосредственно самим исследователем или же специальными инструментами. К ним можно отнести видеокамеру и фотокамеру, диктофон и другую технику, с помощью которой можно собрать информацию.
Наблюдение классифицируется по систематичности. Существует несистематическое наблюдение, когда стоит задача создать общую картину поведения человека в определенных условиях. Систематическое проводится по определенному плану с четкой регистрацией поведения в условиях внутренней и внешней среды.
По форме различают осознанное и неосознанное наблюдение. В первом случае человек знает, что за ним наблюдают, а во втором — нет.
Чтобы использовать метод наблюдения эффективно, необходимы усидчивость, внимательность, способность концентрироваться и хорошая память. Все эти качества можно значительно улучшить с помощью тренажеров Викиум.
Наблюдение – это совокупность действий объекта, которое участвует в самом процессе, не требуя вмешательства наблюдающего. Цель наблюдения – выявить те или иные факторы, расседающиеся в ходе эксперимента у испытуемых.
Наблюдение-это метод исследования.
В первую очередь, стоит рассмотреть достоинства и недостатки данного метода.
- Достоинства: есть возможность выявить сохранения проведения эксперимента в естественных условиях, использование различных средств для выявления наиболее точных результатов.
- А к недостаткам можно отнести субъективность, трату времени, а также периодическую невозможность самому исследователю принимать участие в эксперименте и корректировать поведение испытуемых.
Наблюдение в психологии и социологии различают по классификациям и видам. Давайте же рассмотрим методику наблюдения и сам метод наблюдения в психологии.
Понятие и виды наблюдения
Один из наиболее популярных методов педагогического исследования является наблюдение. Наблюдение самый древнейший метод познания окружающей действительности. Востребованность наблюдения, как метода педагогического исследования, обусловлена тем, что оно не требует специальной подготовки и вложений в организации. Эффективность наблюдения подкрепляется его сочетанием с такими методами как эксперимент и беседа.
Определение 1
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное восприятие процесса, объекта, явления и др., результаты которого фиксируются исследователем и в последующем подлежат обработке.
Сущность наблюдения заключается в полной и точной фиксации фактом, посредством всех органов, чувств, знаний, умений и жизненного опыта исследователя.
Функция наблюдения – прием и фиксация сведений об объекте исследования, в процессе прямой и обратной связи исследователя и испытуемого.
Замечание 1
Объектами педагогических наблюдений могут выступать только те стороны воспитательно-образовательного процесса, которые наблюдатель может зафиксировать, не изменяя и не нарушая ход педагогического исследования.
Например, в качестве объекта исследования могут выступать средства и методы воспитания, обучения и развития; деятельность педагога; параметры выполнения различного рода деятельности и т.п.
Выбор и определение объекта педагогического исследования обусловлены поставленной целью и задачами исследования.
Наблюдение как метод педагогического исследования принято классифицировать по следующим признакам:
-
По форме организации:
- Структурированные наблюдения – осуществляется по заранее составленному плану.
- Неструктурированные наблюдения – для проведения исследователь опирается на общие принципы плана, полученные данные фиксируются в свободной форме.
-
По степени включенности:
- Включенные наблюдения – исследователь является членом группы, в котором проводится наблюдение.
- Невключенные наблюдения – исследователь не является участником группы и не оказывает влияние на происходящие события.
-
По форме взаимоотношений исследователя и испытуемых:
- Открытые наблюдения – испытуемые знают о том, что ведется наблюдение.
- Скрытые наблюдения – проводится тайно, испытуемые не знают о наблюдении.
-
По месту проведения наблюдения:
- Полевые наблюдения – осуществляется в естественных условиях, привычных для испытуемых.
- Лабораторные наблюдения – проводится в специально организованном и подготовленном месте (помещении).
-
По регулярности проведения наблюдения:
- Систематические наблюдения – осуществляется регулярно, заранее составляется план проведения каждого из наблюдений.
- Несистематические наблюдения – проводится периодически, без заранее установленного времени (случайные или эпизодические), то есть по мере необходимости.
-
По длительности проведения наблюдения:
- Кратковременные наблюдения – организуются на первых этапах исследования, необходимы для сбора первичной информации.
- Долговременные наблюдения – проводится на протяжении длительного времени (чаще всего на протяжении нескольких лет).
-
По охвату аудитории:
- Сплошные наблюдения – фиксируются все особенности доступные для восприятия исследователя.
- Выборочные наблюдения – фиксируются какие-то определенные параметры и особенности объекта исследования.
-
По используемым средствам:
- Непосредственные наблюдения – исследователь не использует специальных и дополнительных средств, полагаясь только на свои чувства восприятия.
- Опосредованные наблюдения – в процессе наблюдения исследователь использует технические средства (аудио-, видео-, фотоаппаратура и т.д.).
Классификация
Включённое наблюдение может быть:
- открытым и скрытым;
- прямым и косвенным;
- стандартизированным и неструктурированным;
- систематическим и несистематическим;
- лабораторным и полевым.
Открытым является такое наблюдение за поведением людей, когда не происходит скрытия цели присутствия исследователя в группе. К примеру, исследователь может предложить детям поиграть в игру, при этом являясь ведущим. Скрытое наблюдение используется при изучении конфликтных ситуаций, при этом исследователь играет какую-либо роль – провокатора, для вызова ярких эмоций у людей, миротворца, сглаживающего острые углы и подталкивающего к примирению.
Прямое наблюдение происходит во время организации контактов с кем-либо из участников исследуемых событий. Косвенное наблюдение подразумевает изучение явлений и событий при помощи других социальных фактов.
Стандартизированным называется наблюдение, в ходе которого исследователь следует заранее составленному плану. Неструктурированное наблюдение – строгий план проведения отсутствует.
Готовые работы на аналогичную тему
Проведение систематического наблюдения характеризуется определённой периодичностью, несистематическое – проводится единожды.
При организации лабораторного наблюдения происходит сбор информации в специфичных условиях, которые подготовлены искусственно, психологом создаётся специальная атмосфера, подготавливаются материалы для организации работы группы. Проведение полевого наблюдения происходит в естественных условиях, сформированных объективной ситуацией.
Сбор результатов
Существуют различные варианты обобщения впечатлений, полученных при наблюдении
Важно, чтобы в обзорах включенного наблюдения всегда было ясно, какое действие было сделано каким человеком и когда
Можно скомпилировать рукописные заметки во время наблюдения в файл Word и добавить дополнительные аспекты.
Кроме того, можно подготовить протокол наблюдения. Обычно это облегчает интерпретацию и оценку впоследствии.
Протокол наблюдения: пример
Если психолог проводит совместное наблюдение, важно задокументировать свои мысли (в виде заметок и, при необходимости, изображений, видео и/или звукозаписей). Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения
Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников
Чтобы иметь возможность оценить материал, полученный во время, можно использовать протокол наблюдения. Можно рассмотреть тот же пример, в котором анализируются формы взаимодействия школьников.
Для этого школьный психолог-наблюдатель задокументировал поведение детей.
День наблюдения: вторник.
Начало наблюдения: 11.30.