Основные педагогические правила реализации принципов воспитания в школе
- Общественная направленность воспитания. Данное правило требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
- Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
- Единство воспитательных воздействий. Данное правило предполагает процесс взаимодействия педагогов школы и родителей учащихся, с целью определения единых методов, средств и приемов воспитания детей. Только в этом случае можно достичь воспитательной цели.
Сущность принципов воспитания
Определение 2
Воспитание школьников – это целенаправленный педагогический процесс, организованный и управляемый педагогами школы.
Воспитание детей школьного возраста представляется собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, направленных на достижение основной цели воспитания, и образующих систему воспитания. Содержание системы воспитания зависит от ряда закономерностей, определяющих педагогическую инструментовку и организацию процесса воспитания.
Таким образом, система воспитания дает конкретное представление о том, как должен быть организован и реализован процесс воспитания на практике.
Эффективность процесса воспитания во многом зависит от соблюдения принципов, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитания школьников.
Определение 3
Принципы воспитания детей школьного возраста – это фундаментальные положения, выраженные в требованиях к содержанию, методам, средствам, приемам, технологиям и организации процесса воспитания детей школьного возраста.
К принципам воспитания предъявляется ряд требований:
- Обязательность – строгое соблюдение и воплощение принципов воспитания в педагогическую практику.
- Комплексность – опора на комплекс принципов, во время организации процесса воспитания, опора осуществляется фронтально, сразу на все принципы.
- Равнозначность – все принципы равны и значимы, для организации эффективного воспитательного процесса.
Соблюдение указанных требований гарантирует организацию эффективного воспитательного процесса и достижения основной цели воспитания школьников.
В настоящее время система воспитания детей школьного возраста руководствуется следующими принципами:
- Принцип общественной направленности процесса воспитания
- Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью и трудом учащихся
- Принцип опоры на положительное
- Принцип гуманизма
- Принцип личностного подхода
- Принцип единства воспитательного воздействия
Классификация методов воспитания
Классификация методов — это система методов, выстроенная по определенному признаку. Классификация помогает выявить в методах общее и специфическое, случайное и существенное, теоретическое и практическое. Это способствует осознанному выбору метода преподавателем, более эффективному их применению.
По характеру воздействия методы воспитания подразделяют на упражнения, убеждение, поощрение и наказание. Методы делят по критериям: применимость, направленность, особенность и др.
По направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (объяснение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, лекция, увещевание, инструктаж, внушение, доклад, диспут, пример); методы организации деятельности, формирования и совершенствования опыта поведения (воспитывающие ситуации, поручение, упражнение); методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).
Основные принципы воспитания
Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.
В современных условиях основными принципами воспитания являются:
- Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
- Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
- Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
- Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
- Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
- Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
- Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
- Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.
Личностно-ориентированное образование
В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.
Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:
- с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
- с учетом образовательных потребностей;
- с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
- с направленностью на разный уровень программного материала;
- исходя из того, что каждый ребенок – это уникальная индивидуальность.
Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.
Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.
Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).
Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.
Принцип согласованности в воспитании
Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.
Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.
Принцип единства
Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.
С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.
Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:
- Образовательное учреждение;
- Семья;
- Трудовой коллектив;
- Общество.
Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.
Закономерности воспитания
Замечание 1
Педагогические закономерности воспитания являются реальным отражением объективной реальности воспитательного процесса, который обладает устойчивыми общими свойствами в конкретных обстоятельствах.
Выделяют следующие воспитательные закономерности:
- воспитание реализуется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействии с окружающей средой;
- в процессе воспитания детей содержание деятельности определяется на определенный момент развития ребенка его актуальными потребностями ребенка;
- пропорциональное соотношение усилий ребенка и педагога в их совместной деятельности;
- ребенок свободно может выражать свои отношения и способен благоприятно развиваться только в условиях любви и чувства защищенности;
- воспитательная деятельность должна сопровождаться или заканчиваться ситуацией успеха, переживаемой ребенком.
Данные закономерности определяют основные принципы воспитания и выражают требования к содержанию, воспитательным формам и методам воспитательной работы.
Характеристика принципов обучения в современной школе
Обучение в современной школе опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации содержания обучения. Данный принцип предполагает уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам учебного процесса. Недопустимо принуждение и применение насилия к личности учащегося. Соблюдение принципа гуманизации осуществляется не только в отношении учащихся, но и в отношении педагогов.
Принцип гуманитаризации содержания обучения. Согласно данному принципу, в процессе обучения основной упор делается на предметы художественно-эстетического и гуманитарного направления. Это связано с тем, что дисциплины данного цикла положительно влияют на социальное развитие личности ребенка, а также на развитие его творческой активности.
Принцип вариативности и инвариантности обучения. Данный принцип предусматривает использование в процессе обучения различных инновационных подходов, разработанных и предложенных в рамках современной педагогики и дидактики. Так же, согласно этому принципу, допустимо применение методов и форм обучения исходя из региональных и национальных особенностей. Однако обязательным является соблюдение основных требований и государственных стандартов образования. Инвариантность обучения предусматривает соблюдение права каждого ребенка на получение минимального уровня образования (дошкольного и школьного). Реализация принципа достигается путем разно уровневого образования, при котором каждый последующий уровень значительно превышает требования предыдущего.
Поступательность как принцип отбора содержания обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения учитывают особенности и потребности каждого возрастного периода. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать его возможности и осуществить процесс обучения с наибольшей отдачей и эффективностью.
Принцип дифференциации содержания обучения. Согласно данному принципу педагог в процессе организации учебного процесса учитывает способности и возможности каждого ребенка, подбирает оптимальный темп обучения для всей группы (класса). То есть, принцип дифференциации обучения предусматривает создание благоприятных условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их уровня обучаемости.
Принцип интеграции обучения. Данный принцип предполагает такой отбор и содержание учебного материала, который обеспечит целостность восприятия ребенком картины окружающего мира, а также сформирует представление о разнообразных связях между явлениями и объектами. Помимо этого, принцип интеграции обучения, предусматривает равномерное распределение учебной нагрузки с целью оптимального усвоения учебного материала каждым учеников, без потери качества обучения.
Культурологический принцип предусматривает создание таких условий в процессе обучения, при которых происходит развитие общей культуры у детей, а также каждый ребенок получает общее представление о достижениях современной культуры и ее развитии. Во время обучения детей знакомят не только с культурой поведения в различных жизненных ситуациях, но и знакомят с особенностями культуры различных народов. Все это позволяет формировать у ребенка общую картину мира и развивать познавательные процессы.
Принцип демократизации. Данный принцип предусматривает создание условий для развития активности, инициативности и творческого потенциала не только у учащихся, но и у педагогов. Педагогический процесс, организованный согласно данному принципу, становится интересным и познавательным для всех участников учебного процесса.
Принцип патриотичности обучения. Согласно данному принципу обучение в современной школе должно иметь патриотическое направление, которое предполагает формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.
Характеристика методических принципов воспитания
Выделяют следующие методические принципы воспитания:
- Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип основан на уважении прав и свобод личности ребенка, равноправии всех участников воспитательного процесса. Воспитатель не просто уважительно и с любовью относится к ребенку, но и прислушивается к его мнению, учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
- Принцип личного примера и авторитета педагога. Данный принцип был выделен и описан К.Д. Ушинским. Суть его состоит в том, что воспитатель сможет добиться видимого успеха в воспитании, если дети его будут любить, уважать и тянуться к нему. Воспитатель должен быть в первую очередь авторитетом для детей и собственным поведением и поступками давать детям воспитательный пример.
- Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
- Принцип непрерывности и оптимизма. Процесс воспитания является достаточно сложным и имеет свою специфику. В том случае, если воспитатель не ставит перед собой воспитательной цели, не верит в успешность ее достижения, считает, что не будут достигнуты результаты, то и воспитанники это чувствуют, что подавляет их заинтересованность в течении педагогического процесса. В том случае, если воспитатель опирается на данный принцип, его работа основана на постоянном движении вперед, вере в успех осуществляемой работы.
- Принцип воспитывающей деятельности. Данный принцип основан на том, что развитие личности осуществляется эффективнее в процессе какой-либо деятельности (игровая, трудовая, учебная и т.д.). Задача педагога удовлетворить потребность ребенка в деятельности согласно его возрасту и развитию.
- Принцип воспитывающего коллектива. Согласно данному принципу наиболее эффективно то воспитание, которое осуществляется в коллективе и через коллектив. Невозможно воспитать полноценную личность, если она изолирована от коллектива (общества).
- Принцип гибкости. Данный принцип подразумевает комплексное применение методов воспитания и воспитательного такта. Педагог должен понимать, что не существуют строго хороших или плохих методов, существуют методы, которые в конкретном определенном случае не уместны. Подбор методов воспитания необходимо осуществлять с учетом всех характеристик: особенности и индивидуальности воспитанников, возможности образовательной организации, педагогическое мастерство воспитателя и т.д.
- Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих. Воспитание осуществляется в комплексной и взаимосвязанной опоре на все описанные принципы. Педагогам следует демонстрировать, что они видят положительного в воспитаннике.
Принцип единства
Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.
Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.
Требования к принципам воспитания
Определение 1
Принципы воспитания представляют собой основные положения, которыми воспитатель руководствуется в процессе воспитания.
Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:
обязательность требует обязательного, полного во¬площения принципов воспитания в практическую деятельность;
комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспита¬тельного процесса;
равнозначность, среди принципов нет глав¬ных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.
Принципы воспитания детей
Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:
- Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
- Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
- Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
- Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
- Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
-
Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Замечание 2
Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.
Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.
Воспитание как основная задача современного общества
В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.
Определение 1
Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса
В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.
Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни
По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»)
Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса
Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива
Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников
Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.
Основные принципы семейного воспитания
Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.
Определение 3
Принципы воспитания – это комплекс методов, средств и приемов, которыми необходимо руководствоваться при организации и реализации воспитательного процесса.
Основные принципы семейного воспитания:
- Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
- Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
- Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
- Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
- Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
- Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
- Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
Общая характеристика
Под принципами воспитания понимают некие ценностные основания и основополагающие идеи воспитания человека, отражающие потребности общества, его уровень развития, требования к воспроизводству строго определенного типа личности.
Замечание 1
Принципы воспитания определяют содержание, цели, стратегию и методы воспитания, единое направление его реализации, стиль и способы взаимодействия субъектов воспитания.
К принципам воспитания выдвигаются единые требования (И.П. Подласый):
- Обязательность. Принципы воспитания требуют полного и обязательного воплощения в практику. Систематическое нарушение принципов значительно снижает эффективность всего процесса воспитания, подрывает его основы.
- Комплексность. Одновременное применение разных принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса.
- Равнозначность. В качестве общих фундаментальных положений принципы воспитания равнозначны.
Проблема воспитания в современной педагогике не имеет однозначного решения. У педагогов нет единого понимания сущности воспитательного процесса, соотношения воспитания и обучения. Принципы воспитания в совокупности образуют некую воспитательную систему.
Группы методов воспитания
Замечание 1
Методы воспитания — способы взаимодействия воспитанников и педагогов, в процессе которого наблюдаются изменения в развитии качеств личности обучающихся (способы воздействия на волю, сознание, поведение, чувства). Это путь достижения целей и задач воспитания.
Все методы воспитания подразделяются на группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.
Методы прямого влияния вызывают отсроченную или немедленную реакцию воспитанника и его действия, ориентированные на самовоспитание и саморазвитие.
Методы косвенного влияния вызывают такую организацию деятельности и ситуацию, в которые включены обучающиеся. В таком случае формируется установка на самообразование и самосовершенствование, на формирование определенной позиции в системе отношений с обществом, педагогами, друзьями.
Методы воздействия на интеллектуальную сферу: используются для формирования понятий, взглядов, установок применяются методы убеждения. Убеждение подразумевает доказательство какого-либо понятия, оценки происходящего, нравственной позиции.
Методы воздействия на мотивационную сферу подразумевают стимулирование, определенные методы, основанные на формировании у воспитанников осознанных побуждений их деятельности. В качестве стимулирования в педагогической деятельности распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.
Современный подход к воспитанию детей
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Принцип гуманизма
Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.
Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.
Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.