Принципы воспитания школьников

Принципы воспитания

Основные педагогические правила реализации принципов воспитания в школе

  1. Общественная направленность воспитания. Данное правило требует подчинения всей деятельности педагога задачам воспитания подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и направляет деятельность воспитателей на формирование социально необходимого типа личности.
  2. Личностный подход. Во всех педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания на основе индивидуального подхода.
  3. Единство воспитательных воздействий. Данное правило предполагает процесс взаимодействия педагогов школы и родителей учащихся, с целью определения единых методов, средств и приемов воспитания детей. Только в этом случае можно достичь воспитательной цели.

Сущность принципов воспитания

Определение 2

Воспитание школьников – это целенаправленный педагогический процесс, организованный и управляемый педагогами школы.

Воспитание детей школьного возраста представляется собой совокупность взаимосвязанных методов и средств, направленных на достижение основной цели воспитания, и образующих систему воспитания. Содержание системы воспитания зависит от ряда закономерностей, определяющих педагогическую инструментовку и организацию процесса воспитания.

Таким образом, система воспитания дает конкретное представление о том, как должен быть организован и реализован процесс воспитания на практике.

Эффективность процесса воспитания во многом зависит от соблюдения принципов, на которые необходимо опираться педагогу при организации воспитания школьников.

Определение 3

Принципы воспитания детей школьного возраста – это фундаментальные положения, выраженные в требованиях к содержанию, методам, средствам, приемам, технологиям и организации процесса воспитания детей школьного возраста.

К принципам воспитания предъявляется ряд требований:

  1. Обязательность – строгое соблюдение и воплощение принципов воспитания в педагогическую практику.
  2. Комплексность – опора на комплекс принципов, во время организации процесса воспитания, опора осуществляется фронтально, сразу на все принципы.
  3. Равнозначность – все принципы равны и значимы, для организации эффективного воспитательного процесса.

Соблюдение указанных требований гарантирует организацию эффективного воспитательного процесса и достижения основной цели воспитания школьников.

В настоящее время система воспитания детей школьного возраста руководствуется следующими принципами:

  • Принцип общественной направленности процесса воспитания
  • Принцип взаимосвязи воспитания с жизнью и трудом учащихся
  • Принцип опоры на положительное
  • Принцип гуманизма
  • Принцип личностного подхода
  • Принцип единства воспитательного воздействия

Классификация методов воспитания

Классификация методов — это система методов, выстроенная по определенному признаку. Классификация помогает выявить в методах общее и специфическое, случайное и существенное, теоретическое и практическое. Это способствует осознанному выбору метода преподавателем, более эффективному их применению.

По характеру воздействия методы воспитания подразделяют на упражнения, убеждение, поощрение и наказание. Методы делят по критериям: применимость, направленность, особенность и др.

По направленности выделяют три группы методов: методы формирования сознания (объяснение, рассказ, разъяснение, этическая беседа, лекция, увещевание, инструктаж, внушение, доклад, диспут, пример); методы организации деятельности, формирования и совершенствования опыта поведения (воспитывающие ситуации, поручение, упражнение); методы стимулирования (поощрение, наказание, соревнование).

Основные принципы воспитания

Сегодня в системе образования используют достаточно много принципов воспитания.

В современных условиях основными принципами воспитания являются:

  1. Принцип гуманизма. Акцентируется на воспитанниках и обучающихся, предполагает уважение и требовательность к личности, признание ее человеческих и гражданских прав, веру в безграничные способности и возможности к совершенствованию.
  2. Принцип научности. Базируется на возрастные, половые и психологические особенности детей и обучающихся. Подразумевает широкое использование преподавателями и воспитателями достижений всех наук о человеке (педагогической, психологической и т.д.).
  3. Принцип природосообразности. Определяется как природными задатками индивида, так и его психофизиологическими возможностями, что обусловлено различными социальными и информационными явлениями.
  4. Принцип культуросообразности. Проявляется как совокупность всех многообразных форм духовной жизни общества, обусловливающих формирование и социализацию личности, молодого поколения, базируясь на ценностях мировой и национальной культуры.
  5. Принцип ненасилия и толерантности. Базируется на терпимости воспитателя и преподавателя к воспитаннику, отказ от каких-либо форм физического и психологического насилия.
  6. Принцип связи воспитания с жизнью. Предопределяет учет воспитателем и преподавателем демографических, социальных, экономических, экологических и других условий жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
  7. Принцип открытости воспитательных систем. Базируется на сочетании многообразных воспитательных моделей и жизненного опыта индивида. Организацию и создание на базе этого детских дошкольных учреждении открытого типа, социально-культурных, социально-педагогических и образовательно-культурных комплексов.
  8. Принцип вариативности деятельности. Отвечает за соответствие содержания педагогической деятельности изменяющимся интересам, потребностям и возможностям обучающихся.

Личностно-ориентированное образование

В современном педагогическом процессе делается акцент на личностно-ориентированное образование.

Личностно-ориентированное образование ориентировано на воспитание, обучение и развитие обучающихся и строится:

  • с учетом их индивидуальных особенностей — физиологических, возрастных, интеллектуальных, психологических;
  • с учетом образовательных потребностей;
  • с выделением групп обучающихся по способностям и знаниям, по профессиональной направленности;
  • с направленностью на разный уровень программного материала;
  • исходя из того, что каждый ребенок – это уникальная индивидуальность.

Процесс воспитания является необходимой составной частью социализации и развития ребенка. Воспитание дополняет педагогический процесс в целом, создает условия для систематического целенаправленного развития личности и основывается на общечеловеческих принципах.

Связь воспитания с другими факторами развития обучающихся отражает принцип целостности, который предполагает гармоничное и разностороннее и развитие личности, интеграцию воспитательных сил социума (семейное, социальное, школьное, религиозное воспитание). Принцип целостности означает непрерывность, единство требований и преемственность, взаимосвязь и последовательность воспитательных воздействий.

Целостный подход к воспитанию позволяет воспитать целостную личность в совокупности со всеми его особенностями (воля, память, мышление и т.д.).

Принцип культуросообразности определяет соответствие воспитания и обучения требованиям времени и среды, общечеловеческим ценностям культур. Он предполагает гармоничное соединение нравственных побуждений и внешних форм поведения.

Принцип согласованности в воспитании

Особенность современного воспитания ребенка заключается в осуществлении воспитания разными лицами: членами семьи или профессиональными педагогами. Здесь необходимо согласование целей, содержания воспитания, средств и методов его реализации. Несогласованность требований и подходов приводит ребенка в смятение, у него утрачивается чувство уверенности.

Семейное воспитание, реализованное в соответствии с рассмотренными принципами, позволит родителям правильно управлять познавательной, трудовой, художественной, физкультурной и прочей деятельностью детей, эффективно содействуя их развитию.

Принцип единства

Принцип единства предопределяется целостностью, единством системы и взаимосвязи всех составляющих воспитательного процесса.

С помощью данного принципа формулируется требование многостороннего воздействия на личность через систему целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, конечно же, содержания, необходимости использовать соответствующие воспитательные методы и средства.

Принцип единства основывается на комплексном применении всех составляющих воспитательного процесса, а не изолированном. Он предполагает учет всех факторов, участвующих в воспитании:

  • Образовательное учреждение;
  • Семья;
  • Трудовой коллектив;
  • Общество.

Во влиянии данных факторов должна прослеживаться согласованность.

Закономерности воспитания

Замечание 1

Педагогические закономерности воспитания являются реальным отражением объективной реальности воспитательного процесса, который обладает устойчивыми общими свойствами в конкретных обстоятельствах.

Выделяют следующие воспитательные закономерности:

  • воспитание реализуется исключительно на основе активности ребенка и его взаимодействии с окружающей средой;
  • в процессе воспитания детей содержание деятельности определяется на определенный момент развития ребенка его актуальными потребностями ребенка;
  • пропорциональное соотношение усилий ребенка и педагога в их совместной деятельности;
  • ребенок свободно может выражать свои отношения и способен благоприятно развиваться только в условиях любви и чувства защищенности;
  • воспитательная деятельность должна сопровождаться или заканчиваться ситуацией успеха, переживаемой ребенком.

Данные закономерности определяют основные принципы воспитания и выражают требования к содержанию, воспитательным формам и методам воспитательной работы.

Характеристика принципов обучения в современной школе

Обучение в современной школе опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации содержания обучения. Данный принцип предполагает уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам учебного процесса. Недопустимо принуждение и применение насилия к личности учащегося. Соблюдение принципа гуманизации осуществляется не только в отношении учащихся, но и в отношении педагогов.

Принцип гуманитаризации содержания обучения. Согласно данному принципу, в процессе обучения основной упор делается на предметы художественно-эстетического и гуманитарного направления. Это связано с тем, что дисциплины данного цикла положительно влияют на социальное развитие личности ребенка, а также на развитие его творческой активности.

Принцип вариативности и инвариантности обучения. Данный принцип предусматривает использование в процессе обучения различных инновационных подходов, разработанных и предложенных в рамках современной педагогики и дидактики. Так же, согласно этому принципу, допустимо применение методов и форм обучения исходя из региональных и национальных особенностей. Однако обязательным является соблюдение основных требований и государственных стандартов образования. Инвариантность обучения предусматривает соблюдение права каждого ребенка на получение минимального уровня образования (дошкольного и школьного). Реализация принципа достигается путем разно уровневого образования, при котором каждый последующий уровень значительно превышает требования предыдущего.

Поступательность как принцип отбора содержания обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения учитывают особенности и потребности каждого возрастного периода. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать его возможности и осуществить процесс обучения с наибольшей отдачей и эффективностью.

Принцип дифференциации содержания обучения. Согласно данному принципу педагог в процессе организации учебного процесса учитывает способности и возможности каждого ребенка, подбирает оптимальный темп обучения для всей группы (класса). То есть, принцип дифференциации обучения предусматривает создание благоприятных условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их уровня обучаемости.

Принцип интеграции обучения. Данный принцип предполагает такой отбор и содержание учебного материала, который обеспечит целостность восприятия ребенком картины окружающего мира, а также сформирует представление о разнообразных связях между явлениями и объектами. Помимо этого, принцип интеграции обучения, предусматривает равномерное распределение учебной нагрузки с целью оптимального усвоения учебного материала каждым учеников, без потери качества обучения.

Культурологический принцип предусматривает создание таких условий в процессе обучения, при которых происходит развитие общей культуры у детей, а также каждый ребенок получает общее представление о достижениях современной культуры и ее развитии. Во время обучения детей знакомят не только с культурой поведения в различных жизненных ситуациях, но и знакомят с особенностями культуры различных народов. Все это позволяет формировать у ребенка общую картину мира и развивать познавательные процессы.

Принцип демократизации. Данный принцип предусматривает создание условий для развития активности, инициативности и творческого потенциала не только у учащихся, но и у педагогов. Педагогический процесс, организованный согласно данному принципу, становится интересным и познавательным для всех участников учебного процесса.

Принцип патриотичности обучения. Согласно данному принципу обучение в современной школе должно иметь патриотическое направление, которое предполагает формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Характеристика методических принципов воспитания

Выделяют следующие методические принципы воспитания:

  1. Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип основан на уважении прав и свобод личности ребенка, равноправии всех участников воспитательного процесса. Воспитатель не просто уважительно и с любовью относится к ребенку, но и прислушивается к его мнению, учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
  2. Принцип личного примера и авторитета педагога. Данный принцип был выделен и описан К.Д. Ушинским. Суть его состоит в том, что воспитатель сможет добиться видимого успеха в воспитании, если дети его будут любить, уважать и тянуться к нему. Воспитатель должен быть в первую очередь авторитетом для детей и собственным поведением и поступками давать детям воспитательный пример.
  3. Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
  4. Принцип непрерывности и оптимизма. Процесс воспитания является достаточно сложным и имеет свою специфику. В том случае, если воспитатель не ставит перед собой воспитательной цели, не верит в успешность ее достижения, считает, что не будут достигнуты результаты, то и воспитанники это чувствуют, что подавляет их заинтересованность в течении педагогического процесса. В том случае, если воспитатель опирается на данный принцип, его работа основана на постоянном движении вперед, вере в успех осуществляемой работы.
  5. Принцип воспитывающей деятельности. Данный принцип основан на том, что развитие личности осуществляется эффективнее в процессе какой-либо деятельности (игровая, трудовая, учебная и т.д.). Задача педагога удовлетворить потребность ребенка в деятельности согласно его возрасту и развитию.
  6. Принцип воспитывающего коллектива. Согласно данному принципу наиболее эффективно то воспитание, которое осуществляется в коллективе и через коллектив. Невозможно воспитать полноценную личность, если она изолирована от коллектива (общества).
  7. Принцип гибкости. Данный принцип подразумевает комплексное применение методов воспитания и воспитательного такта. Педагог должен понимать, что не существуют строго хороших или плохих методов, существуют методы, которые в конкретном определенном случае не уместны. Подбор методов воспитания необходимо осуществлять с учетом всех характеристик: особенности и индивидуальности воспитанников, возможности образовательной организации, педагогическое мастерство воспитателя и т.д.
  8. Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих. Воспитание осуществляется в комплексной и взаимосвязанной опоре на все описанные принципы. Педагогам следует демонстрировать, что они видят положительного в воспитаннике.

Принцип единства

Принцип проявляется в целостности, единстве системы и взаимосвязи всех компонентов, которые образуют воспитательный процесс. Данный принцип формирует требование многостороннего воздействия на личность посредством системы целей, взаимосвязи самовоспитания и воспитания, разнообразия направлений и, соответственно, содержания, необходимости применять комплекс соответствующих воспитательных методов и средств.

Этот принцип предполагает комплексное применение всех составляющих, воспитательного процесса, а не изолированное. Он требует учитывать все факторы, участвующие в воспитании: учебное заведение, семья, трудовой коллектив, общественность. Во влиянии этих факторов должна быть согласованность.

Требования к принципам воспитания

Определение 1

Принципы воспитания представляют собой основные положения, которыми воспитатель руководствуется в процессе воспитания.

Основные требования, которые предъявляются к принципам воспитания:

обязательность требует обязательного, полного во¬площения принципов воспитания в практическую деятельность;
комплексность, предполагает одновременное применение принципов воспитания на всех этапах воспита¬тельного процесса;
равнозначность, среди принципов нет глав¬ных и второстепенных, одинаковое внимание ко всем принципам исключает нарушения в воспитательном процессе.

Принципы воспитания детей

Современный подход к процессам воспитания позволяет выделить следующие принципы воспитания:

  1. Принцип единства, целостности и взаимосвязи компонентов, слагающих воспитательный процесс. На личность необходимо воздействовать с разных сторон через взаимосвязь процесса воспитания и самовоспитания, систему целей, требование необходимости использования комплекса соответствующих воспитательных средств и методов. Принцип предполагает комплексное применение всех звеньев и составляющих многостороннего воспитательного процесса, а также требует учитывать факторы, участвующие в воспитании (семья, учебное заведение, общественность, трудовой коллектив, согласованность и единство и их действия).
  2. Ведущая роль преподавателя в воспитательной деятельности. Преподаватель воплощает в себе целостность и единство воспитательного процесса, гарантирует согласованность его частей и последовательное использование его принципов. Наиболее эффективным средством воспитательного воздействия является личный пример преподавателя. Преподаватель организует все виды активности обучающихся, все виды деятельности, их учебу, труд, устанавливает порядок и объем упражнений и заданий, сроки их выполнения, обеспечивает материально и организационно возможность решения любой воспитательной задачи, осуществляет регулярную помощь в работе, учебе, оценку и контроль качества и количества труда, стимулирует морально и материально затраченные усилия.
  3. Принцип организации активной деятельности воспитуемых. Активное руководство преподавателя должно сочетаться с активной деятельностью учащихся и воспитанников. Эффективное развитие личности возможно только в процессе его собственной активной деятельности. Воспитатель выступает в роли организатора различных видов деятельности, поощрять их творчество.
  4. Принцип связи воспитания с жизнью. Воспитательная деятельность подчинена государственной стратегии воспитания согласно идеологическим установкам в государстве, на формирование необходимого социального типа личности, на всестороннее развитие личности, жизненное и профессиональное самоопределение.
  5. Принцип гуманизма в воспитании. Базируется на возможности получения положительных результатов воспитания и предполагает опору на положительные задатки, присутствующие в каждой личности. Необходимо выявлять и развивать положительные черты, опираясь на которые можно решать задачи нравственного, умственного и эстетического воспитания. Эффективное решение воспитательных задач невозможно без сочетания доверия и уважения.
  6. Принцип опоры на коллектив. Воспитательный эффект во многом обусловлен воздействием микрогрупп, в которых происходит процесс воспитания личности. Существенным фактором воспитательного процесса выступает микроклимат в данных группах. Данный принцип требует умения определять характер малых групп, разбираться в индивидуальных особенностях людей и регулировать социально-психологический климат групп.
    1. Принцип использования самовоспитания. Самовоспитание — самостоятельная целенаправленная деятельность, которая ведет к наиболее полному развитию, реализации и совершенствованию личности. Принцип требует овладения воспитанниками главными приемами самовоспитания: саморегуляции, самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Замечание 2

Все принципы воспитания тесно между собой взаимосвязаны, обнаруживают единство и целостность процесса воспитания, помогают понять пути повышения его эффективности.

Некоторые авторы выделяют также такие принципы воспитания, как: принцип культуросообразности, личностного функционирования, субъективного контроля, принцип веры в ребенка, принцип включения ребенка в значимую деятельность, принцип народности, трудолюбия, ориентации на ценностные отношения, принятия ребенка как данности. Отдельно выделяется демократизм как принцип воспитания.

Воспитание как основная задача современного общества

В любом современном обществе воспитание молодого поколения должно быть одной из приоритетных задач. Для этого необходима такая организация процесса обучения, которая базировалась бы на учете и знании объективных закономерностей развития ребенка как личности.

Определение 1

Принципы воспитания – это общие начальные положения, отображающие основные требования к содержанию, формам, методам и способам организации воспитательного процесса

В своем многообразии принципы воспитания могут наряду с педагогическим воздействием оказывать значительное влияние на жизнь детей. Сознание ребенка формируется постепенно в процессе жизнедеятельности. При этом нередко происходит сопротивление детей влиянию воспитателей и педагогов, отчуждение от них, противодействие действиям педагогов.

Именно поэтому, для успешного протекания воспитательного процесса важно помимо прямого воздействия, опосредованное, косвенное и долгосрочное воздействия на привычное поведение и сознание ребенка путем целенаправленного духовного насыщения всех сфер детской жизни

По большому счету в принципах воспитания не нужно выделять основные и второстепенные (те, соблюдение которых можно отложить на «потом»)

Только равноценность и одинаковое внимание ко всем принципам позволяет предупредить возможные нарушения и отклонения воспитательного процесса

Принципы воспитания не представляют собой готовые и универсальные правила взаимодействия с обучающимися и детьми, они не заменяют ни опыта, ни знания, ни мастерства преподавателя и воспитателя. Воспитательное воздействие педагога может не вызывать результата или вызывать у ребенка отрицательные переживания, если несет в себе авторитарность и печать негатива

Крайне важно, чтобы в воспитательной работе заботливое и уважительное отношение к детям сочеталось с высокой требовательностью, сохранением порядка в работе и поведении, с опорой на положительные качества воспитанников

Открывая перед обучающимися перспективы их развития и будущего роста, нельзя исключать трудности, которые испытывают воспитанники в процессе своего личностного формирования. Любая деятельность требует большого напряжения нервной энергии и физических сил. Это усугубляется тем, что постоянно необходимо овладевать новыми способами деятельности, совершенствовать усвоенные навыки поведения.

Основные принципы семейного воспитания

Семейное воспитание, как и любой иной вид воспитания, имеет ряд принципов, направленных на организацию эффективного воспитательного процесса.

Определение 3

Принципы воспитания – это комплекс методов, средств и приемов, которыми необходимо руководствоваться при организации и реализации воспитательного процесса.

Основные принципы семейного воспитания:

  1. Принцип целенаправленности. Процесс воспитания в семье должен иметь определенную цель, которую родители стремятся достигнуть в воспитании своего ребенка. То есть, родители должны четко понимать, какие качества они хотят видеть в своем ребенке и, исходя из этого, выстраивать воспитательный процесс.
  2. Принцип научности. Семейное воспитание должно опираться не только на семейные традиции, историю и обычаи, но и научные знания. Родителям необходимо удовлетворять потребность ребенка в познании окружающего мира. Построение воспитания на принципе научности так же предусматривает, что родителям необходимо опираться на последние достижения в области педагогики и смежных с ней наук. Родителям необходимо знать и понимать возрастные особенности своего ребенка.
  3. Принцип уважения к личности ребенка. Родителям необходимо принимать своего ребенка таким, какой он есть, со всеми его особенностями, специфическими чертами, привычками и вкусами. Взрослые члены семьи должны уважительно относиться к ребенку, как к равноправной личности.
  4. Принцип гуманности. Данный принцип подразумевает построение воспитательного процесса на уважении личности ребенка, его прав и свобод. Все участники семейного воспитания находятся в равных условиях и имеют равные права.
  5. Принцип планомерности, последовательности, непрерывности – развертывание домашнего воспитания в соответствии с поставленной целью. Воспитание необходимо выстраивать таким образом, чтобы педагогическое воздействие на ребенка было планомерно и соответствовало индивидуальным возможностям и потребностям ребенка.
  6. Принцип комплексности и систематичности – многостороннее влияние на личность через систему целей, содержания, средств и методов воспитания. При этом учитываются все факторы и стороны педагогического процесса.
  7. Принцип согласованности в воспитании. Одна из особенностей воспитания современного ребенка заключается в том, что оно осуществляется разными лицами: членами семьи, профессиональными педагогами образовательных учреждений (детского сада, школы, изостудии, спортивной секции и т.д.). Все они должны взаимодействовать между собой, с целью согласования методов и средств воспитания ребенка.

Что такое концепция воспитания?

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.

Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.

Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.

Общая характеристика

Под принципами воспитания понимают некие ценностные основания и основополагающие идеи воспитания человека, отражающие потребности общества, его уровень развития, требования к воспроизводству строго определенного типа личности.

Замечание 1

Принципы воспитания определяют содержание, цели, стратегию и методы воспитания, единое направление его реализации, стиль и способы взаимодействия субъектов воспитания.

К принципам воспитания выдвигаются единые требования (И.П. Подласый):

  1. Обязательность. Принципы воспитания требуют полного и обязательного воплощения в практику. Систематическое нарушение принципов значительно снижает эффективность всего процесса воспитания, подрывает его основы.
  2. Комплексность. Одновременное применение разных принципов воспитания на всех этапах воспитательного процесса.
  3. Равнозначность. В качестве общих фундаментальных положений принципы воспитания равнозначны.

Проблема воспитания в современной педагогике не имеет однозначного решения. У педагогов нет единого понимания сущности воспитательного процесса, соотношения воспитания и обучения. Принципы воспитания в совокупности образуют некую воспитательную систему.

Группы методов воспитания

Замечание 1

Методы воспитания — способы взаимодействия воспитанников и педагогов, в процессе которого наблюдаются изменения в развитии качеств личности обучающихся (способы воздействия на волю, сознание, поведение, чувства). Это путь достижения целей и задач воспитания.

Все методы воспитания подразделяются на группы методов прямого и косвенного педагогического влияния.

Методы прямого влияния вызывают отсроченную или немедленную реакцию воспитанника и его действия, ориентированные на самовоспитание и саморазвитие.

Методы косвенного влияния вызывают такую организацию деятельности и ситуацию, в которые включены обучающиеся. В таком случае формируется установка на самообразование и самосовершенствование, на формирование определенной позиции в системе отношений с обществом, педагогами, друзьями.

Методы воздействия на интеллектуальную сферу: используются для формирования понятий, взглядов, установок применяются методы убеждения. Убеждение подразумевает доказательство какого-либо понятия, оценки происходящего, нравственной позиции.

Методы воздействия на мотивационную сферу подразумевают стимулирование, определенные методы, основанные на формировании у воспитанников осознанных побуждений их деятельности. В качестве стимулирования в педагогической деятельности распространены такие компоненты, как поощрение и наказание.

Современный подход к воспитанию детей

Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.

Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.

В основу концепции положены такие идеи:

  1. природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
  2. культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
  3. гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
  4. упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).

Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.

Принцип гуманизма

Принцип гуманизма базируется, в первую очередь, на вере в возможное достижение хороших показателей для каждого ребенка. Без веры сама воспитательная работа не может быть никак ориентирована.

Данный принцип определяется положительными задатками, которые в определенной степени есть у каждого человека. Необходимо выявлять и развивать положительные качества в личности и с опорой на них находить решения задач нравственного, эстетического и умственного воспитания. Профессиональный педагог, пользуясь этим принципом, не жалеет добрых слов, даже если это только аванс на будущее. Этим он внушает ученику уверенность в себе и в своем будущем, формирует атмосферу взаимного сотрудничества и поддержки.

Однако гуманизм не исключает высокой требовательности в воспитательном процессе. Только при одновременном сочетании уважения, доверия и требовательности можно эффективно решить задачи воспитания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: