Основная единица педагогического процесса
Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы.
Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.
Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.
Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.
В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.
Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.
Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития.
Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания.
Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.
Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание.
К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.
Структура педагогического процесса
По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:
- для чего учить;
- чему учить;
- как учить;
- преподаватель;
- ученик.
Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.
Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:
- цель воспитания и обучения;
- содержание воспитания и обучения;
- методы, формы и приемы обучения и воспитания;
- организационные формы;
- педагог;
- учащийся.
Замечание 2
Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.
Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели.
Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.
В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность.
При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса.
Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач.
Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.
Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.
Замечание 3
В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.
Понятие «педагогический процесс»
Определение 1
Педагогический процесс – это специально организованное и целенаправленное взаимодействие взрослых и детей для решения развивающих и образовательных задач.
Данный процесс является целой системой, а её компонентами являются , средства, методы, формы взаимодействия.
Слово «процесс» говорит о том, что во времени он растянут, а слово «педагогический» показывает направленность на преобразование личности ребенка. В дошкольном учреждении, например, педагогический процесс направлен на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.
В узком смысле слова, педагогический процесс может быть направлен на организацию какой-либо конкретной задачи, например, на решение задачи нравственного или эстетического воспитания. В широком смысле слова педагогический процесс решает глобальную задачу при сочетании всех его компонентов. В решении задачи помощь оказывают отобранные педагогом методы, средства, формы организации предстоящей работы, которая реализуется на фоне других задач воспитания и развития личности.
Замечание 1
Педагогический процесс обладает целостностью, единством и общностью.
В педагогическом процессе, несмотря на некоторые различия, выделяются подготовительный, основной, заключительный этапы.
На подготовительном этапе педагог определяет цель и конкретные задачи, планирует, подбирает методы воздействия. Результатом подготовительного этапа является план перспективной работы с учетом состояния вопроса на данный момент и прогнозированием дальнейшего развития.
Реализация намеченного плана происходит на втором, основном этапе педагогического процесса, на котором происходит педагогическое взаимодействие учителя и учеников и ведется постоянный контроль над промежуточными результатами.
Контроль говорит об имеющихся отклонениях или ошибках, поэтому можно оперативно внести нужные дополнения или изменения. Анализ возможных ошибок позволяет выяснить их причины.
На данном основном этапе происходит решение воспитательно-образовательных задач, поэтому он и носит такое название. Важным моментом данного этапа является обратная связь, т.е. ответная реакция ребенка на воздействие со стороны педагога.
На заключительном этапе проводится подробный анализ как положительных результатов, так и анализ недостатков. Работа эта очень трудоемкая и важная для педагога.
Что касается дошкольного учреждения, то и здесь есть свои принципы построения педагогического процесса:
- обязательный учет возрастных возможностей ребенка;
- учет интересов ребенка;
- единство решения воспитательных и образовательных задач;
- создание естественной и непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;
- стимулирование взрослого и детей к взаимному уважению.
Закономерности педагогического процесса
Определение 3
Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые и существенные связи между определенными явлениями и сторонами педагогического процесса.
Общими закономерностями педагогического процесса являются (автор И.П. Подласый):
- Динамика педагогического процесса – подразумевает постоянное и последовательное изменение всех величин процесса. При этом изменение каждой величины зависит от успешности ее изменения на предыдущем этапе. То есть, выше предыдущие достижения, тем значительнее будет конечный результат образования. Данная закономерность представляет педагогический процесс в виде развивающегося, постепенного («ступенчатого») взаимодействия педагога и воспитанников. Наглядно это закономерность проявляется в следующем: тот ученик имеет высокие общие результаты, у которого были высокие промежуточные достижения.
- Поступательное развитие личности – вся сущность педагогического процесса направлена на всестороннее и целостное развитие личности, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанника. Темп и уровень развития зависят от ряда следующих факторов: наследственность, насыщенность воспитательной и образовательной среды, включенность в учебно-воспитательную деятельность, окружение воспитанника и используемые педагогом способы и средства педагогического воздействия.
- Управление воспитательно-образовательным процессом – предполагает, что успешность педагогического воздействия во многом зависит от интенсивности обратных связей между педагогом и воспитанниками, а также величины и обоснованности применяемого корректирующего воздействия на них.
- Стимулирование – эффективность и результативность педагогического процесса во многом зависят от ряда внутренних и внешних стимулов. Внутренними стимулами являются – собственная мотивация воспитанника на учебно-воспитательную деятельность; внешние стимулы представленным общественными, педагогическими, моральными и материальные и рядом других стимулов.
- Единство логического, практического и чувственного в педагогическом процессе – предполагает, что успешность педагогического процесса во многом зависит от чувственного восприятия, логического осмысления и практического применения полученных знаний и умений.
- Единство внутренней (познавательная) и внешней (педагогическая) деятельности – предполагает, что эффективность образовательного процесса во многом зависит от качества педагогической деятельности и собственной воспитательно-образовательной деятельности воспитанников.
- Обусловленность педагогического процесса – представлена течением и результатами воспитательного и образовательного процессов, которые находятся в зависимости от потребностей современного общества и личностных возможностей воспитанников.
На основании представленных закономерностей, установлены ведущие принципы педагогического процесса.
Определение 4
Принципы педагогического процесса – это исходные фундаментальные требования к воспитанию и обучению, которые конкретизированы в правила и рекомендации.
В любом педагогическом процессе, на основании его закономерностей и принципов, выделяют этапы развития.
Основные этапы развития педагогического процесса:
• подготовка педагогического процесса (подготовительный);
• осуществление педагогического процесса (основной);
• анализ результатов педагогического процесса (заключительный).
Функции, структура и компоненты педагогического процесса
Основные функции педагогического процесса:
- Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
- Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
- Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
- Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
- Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.
Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:
- Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
- Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
- Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
- Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
- Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
- Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
- Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.
Замечание 2
Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.
Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.