Понятие педагогического процесса

Педагогический процесс и главная его единица

Структура педагогического процесса

По методике Н.В. Кузьмина педагогический процесс состоит из пяти элементов:

  1. для чего учить;
  2. чему учить;
  3. как учить;
  4. преподаватель;
  5. ученик.

Характерной чертой этой большой системы является наличие горизонтальных и вертикальных связей. В. Я. Свирский, например, говорит о педагогической системе как интеллектуальном взаимодействии с результатом процесса, а также собственной деятельности преподавателя и ученика.

Е.Л. Белкин считает, что педагогическая система является частью социальной системы и состоит из шести элементов:

  1. цель воспитания и обучения;
  2. содержание воспитания и обучения;
  3. методы, формы и приемы обучения и воспитания;
  4. организационные формы;
  5. педагог;
  6. учащийся.

Замечание 2

Структура педагогического процесса одна – цель, принципы, содержание, методы, средства, формы. Цель – это конечный результат педагогического взаимодействия, а содержание является частью опыта поколений, передаваемого учащимся для достижения цели.

Однако каждый учащийся имеет свою цель обучения, свои методы и средства. В течение даже одного занятия цель учителя и цели учеников могут расходиться. Педагогические цели имеют самые разные виды – это и нормативные государственные цели образования, общественные цели, инициативные цели педагогов и учащихся, методические цели, организационные цели.

Содержание передается учащимся и воспринимается ими с помощью методов, которыми пользуется педагог.

В тесном единстве с методами используются средства, как предметные способы работы с содержанием, а формы организации придают педагогическому процессу логическую завершенность.

При взаимодействии педагогической, методической, психологической структур достигается динамичность педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет и свою методическую структуру, для создания которой цель разбивается на ряд задач.

Поставленные задачи определяют последовательность этапов деятельности учителя и учащихся.

Методическая и педагогическая структура педагогического процесса взаимосвязаны. Более сложной структурой педагогического процесса является психологическая структура, которая включает такие процессы, как восприятие, мышление, осмысление, запоминание, усвоение полученной информации. Проявленный интерес учащихся к данной информации, их склонности, мотивация учения и динамика эмоционального настроя. Также к психологической структуре относится подъем и спад физического и нервно-психического напряжения, динамика активности, работоспособности и утомления.

Замечание 3

В результате психологическая структура урока будет состоять из трех психологических подструктур – познавательных процессов, мотивации, напряжения.

Этапы процесса и их свойства

Подготовительный

Подразумевает постановку целей, анализ необходимых условий для успешного проведения процесса обучения и воспитания, прогноз достижений, составление плана проведения всего процесса.

Основной

Предполагает осуществление самого процесса. Обособленная система процессов внутри основного включает:

  • создание условий;
  • использование запланированных средств и методов для достижения целей и задач;
  • обеспечение взаимодействия учителей и учеников;
  • реализация мер поощрения и наказания;
  • обеспечение связи с другими процессами;
  • выход на запланированный уровень достижений.

Заключительный

Представляет собой мониторинг процесса, контроль полученных знаний, выявление ошибок и выработку плана на дальнейшее их исправление. Например, проведение экзаменов, контрольных и самостоятельных работ, зачетов, сессий у студентов и др. Затем — педсоветов и подобных мероприятий между педагогами, которые помогают выявить слабые места в процессе по результатам проверочных работ.

4.4. Этапы педагогического процесса.

Педагогические процессы имеют циклический характер. В развитии всех педагогических процессов можно обнаружить одни и те же этапы. Этапы – это не составные части, а последовательности развития процесса. Главными этапами педагогического процесса можно назвать подготовительный, основной и заключительный.

На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. Здесь решаются следующие задачи: целеполагание, диагностика условий, прогнозирование достижений, проектирование и планирование развития процесса.

Сущность целеполагания (обоснования и постановки цели) состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса и в имеющихся конкретных условиях.

Поставить правильную цель, задачи процесса невозможно без диагностики. Педагогическая диагностика – это исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. Ее сущность – получить ясное представление о состоянии личности (или группе) путем быстрой фиксации его определяющих (важнейших) параметров. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект педагогического процесса.

За диагностикой следует прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы заранее, предварительно, еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях.

Завершается подготовительный этап скорректированным на основе результатов диагностики и прогнозирования проектом организации процесса, который после окончательной доработки воплощается в план. План всегда «привязан» к конкретной системе. В педагогической практике применяются различные планы: руководства педагогическим процессом в школе, воспитательной работы в классе, проведения уроков и др.

Этап осуществления педагогического процесса (основной) можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:

• постановку и разъяснение целей и задач предстоящей деятельности;

• взаимодействие педагогов и учеников;

• использование намеченных методов, средств и форм педагогического процесса;

• создание благоприятных условий;

• осуществление разнообразных мер стимулирования деятельности учеников;

• обеспечение связи педагогического процесса с другими процессами.

Эффективность педагогического процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречат ли их направленность и практическая реализация общей цели и друг другу.

Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом.

На заключительном этапе осуществляется анализ достигнутых результатов. Анализ хода и результатов педагогического процесса необходим для того, чтобы в будущем не повторять ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо организованном, процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.

Понятие «педагогический процесс»

Определение 1

Педагогический процесс – это специально организованное и целенаправленное взаимодействие взрослых и детей для решения развивающих и образовательных задач.

Данный процесс является целой системой, а её компонентами являются , средства, методы, формы взаимодействия.

Слово «процесс» говорит о том, что во времени он растянут, а слово «педагогический» показывает направленность на преобразование личности ребенка. В дошкольном учреждении, например, педагогический процесс направлен на воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста.

В узком смысле слова, педагогический процесс может быть направлен на организацию какой-либо конкретной задачи, например, на решение задачи нравственного или эстетического воспитания. В широком смысле слова педагогический процесс решает глобальную задачу при сочетании всех его компонентов. В решении задачи помощь оказывают отобранные педагогом методы, средства, формы организации предстоящей работы, которая реализуется на фоне других задач воспитания и развития личности.

Замечание 1

Педагогический процесс обладает целостностью, единством и общностью.

В педагогическом процессе, несмотря на некоторые различия, выделяются подготовительный, основной, заключительный этапы.

На подготовительном этапе педагог определяет цель и конкретные задачи, планирует, подбирает методы воздействия. Результатом подготовительного этапа является план перспективной работы с учетом состояния вопроса на данный момент и прогнозированием дальнейшего развития.

Реализация намеченного плана происходит на втором, основном этапе педагогического процесса, на котором происходит педагогическое взаимодействие учителя и учеников и ведется постоянный контроль над промежуточными результатами.

Контроль говорит об имеющихся отклонениях или ошибках, поэтому можно оперативно внести нужные дополнения или изменения. Анализ возможных ошибок позволяет выяснить их причины.

На данном основном этапе происходит решение воспитательно-образовательных задач, поэтому он и носит такое название. Важным моментом данного этапа является обратная связь, т.е. ответная реакция ребенка на воздействие со стороны педагога.

На заключительном этапе проводится подробный анализ как положительных результатов, так и анализ недостатков. Работа эта очень трудоемкая и важная для педагога.

Что касается дошкольного учреждения, то и здесь есть свои принципы построения педагогического процесса:

  • обязательный учет возрастных возможностей ребенка;
  • учет интересов ребенка;
  • единство решения воспитательных и образовательных задач;
  • создание естественной и непринужденной обстановки для развития свободной творческой личности;
  • стимулирование взрослого и детей к взаимному уважению.

Основная единица педагогического процесса

Динамика педагогического процесса обуславливается взаимодействием учителя и учащихся, поэтому проследить переход этого процесса из одного состояния в другое можно при определении его основной единицы.

Основная единица педагогического процесса развивается во времени и по ней можно судить о течении процесса.

Единица педагогического процесса должна быть общей при реализации педагогических целей и наблюдаться в любом реальном процессе – данным условиям соответствует педагогическая задача. Органично выстроенный их ряд позволяет решить тактические и стратегические задачи.

Объединяются они на основе алгоритма, предполагающего анализ ситуации и постановку педагогической задачи, варианты решений и выбор наиболее оптимального для конкретных условий, реализацию плана решения задачи на практике и общий анализ результатов решения.

В ходе взаимодействия учителя и учеников могут возникнуть разнообразные ситуации, если в те или иные педагогические ситуации привнести цели, то взаимодействие будет целенаправленное, поэтому педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями её реализации, и будет педагогической задачей.

Движение педагогического процесса к более сложным и ответственным задачам происходит тогда, когда объективные педагогические противоречия имеют научно-обоснованное разрешение, а субъективные педагогические противоречия своевременно устраняются, как следствие ошибочных решений.

Объективные внутренние противоречия возникают тогда, когда реальные возможности обучаемых не соответствуют требованиям, предъявляемым со стороны общества. Завышенные или заниженные требования тормозят движение обучаемого к намеченной цели, а значит и движение всей педагогической системы. Интерес и потребность решения вызывают задачи, ориентированные на завтрашний день развития.

Главное противоречие имеет ряд частных противоречий – это, прежде всего, общественные интересы и интересы личности, противоречие между коллективом и личностью, между сложной общественной жизнью и недостатком детского опыта для их понимания.

Сложным частным противоречием является огромный поток информации и возможность учебно-воспитательного процесса.

Субъективные противоречия возникают между целостностью личности и функциональным подходом к её формированию. Возникают они между отставанием интеграции знаний и умений и необходимостью применения обобщенных знаний и умений, а также между определяющим значением деятельности в развитии личности и установками на словесное воспитание.

К субъективным относятся противоречия между необходимостью духовного развития и ограниченностью школьных возможностей, а также огромным воспитательным потенциалом содержания образования с одной стороны и неэффективным его использованием, с другой.

Основные компоненты

Принципы

Это точки опоры процесса. Вот обобщенный список основных:

  • гуманизм;
  • подтверждение любой теории практикой;
  • научность;
  • параллельное развитие знаний и умений;
  • коллективизм (взаимосвязь индивидуальных, групповых и коллективных методов);
  • систематичность, преемственность, последовательность;
  • наглядность;
  • эстетизация;
  • взаимосвязь педагогов и воспитанников при управлении процессом;
  • сознательность воспитанников;
  • разумность в отношении к воспитанникам;
  • уважение в совокупности с требовательностью к себе;
  • доступность и ориентация на возможности;
  • учет индивидуальных особенностей учеников (программа должна меняться с изменением возраста детей);
  • эффективность итогов обучения и воспитания.

Этот компонент отвечает на вопрос «чему учить». Это образовательно-воспитательная программа, в рамках которой будет обучаться и воспитываться ребенок. В идеальной ситуации любая программа должна учитывать все грани: и образование, и обучение, и воспитание.

Методы

Это шаги, способствующие усвоению знаний и навыков воспитанниками или учениками.

Классификация методов:

1. В основе — источник познания:

  • словесные (беседа, рассказ, инструкция);
  • практические (тренировки, упражнения, опыты);
  • наглядные (иллюстрации, слайды, фильмы и др.).

2. В основе — структура личности:

  • формирование поведения (игра, инсценировка);
  • формирование чувств (похвала, контроль, самоконтроль, порицание и др.);
  • формирование сознания (беседа, инструкция и др.).

Средства

В широком понимании: все виды деятельности, микросреда (семья, школа и т.д.), все методы, способы, предметы, с помощью которых можно вести педагогический процесс.

В узком понимании: материальные объекты и предметы, служащие для организации процесса обучения и воспитания.

Формы взаимодействия

Способы донесения объекта усвоения или способы сотрудничества между субъектами процесса. Выделяются формы:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Длительность

Здесь возможны разночтения.

Процесс обучения и воспитания длится на протяжении всей жизни человека. Он непрерывен. Однако есть этапы, направленные на усвоение определенных знаний или формирование конкретных навыков. Учитывая это, педагогический процесс можно классифицировать и по длительности:

  1. Кратковременный — обучение в школе, в вузе, в музыкальной или художественной школе, в кружке по интересам и т.п. Или еще короче: учебный год, четверть, семестр и т.п. Они, в свою очередь, тоже дробятся на уроки, лекции, практикумы, для каждого из которых предусмотрена цель — усвоение темы или навыка.
  2. Долгосрочный — весь жизненный процесс воспитания и обучения личности. Вся жизнь.

Если рассматривать отдельные этапы как долгосрочные, то классификация изменится.

Примечание

Долгосрочным может стать этап «школьное обучение», тогда кратковременными можно назвать учебный год, четверть, урок и т.д.

Признаки процесса

  1. Целостность. Педагогический процесс — это совокупность процессов обучения, воспитания, сотрудничества субъектов педагогического процесса между собой (педагога и ученика), их взаимодействие с внешней средой.
  2. Взаимодействие. Целенаправленно выстроенное сотрудничество между педагогом и воспитанниками. Оно может быть длительным или временным. Приводит к взаимным изменениям у всех участников. Также взаимодействие может быть между воспитанником и объектом, предназначенным к усвоению: знанием, умением или навыком.
  3. Динамика. Постоянное движение вперед, изменения. Этот признак в педагогическом процессе обеспечивают внутренние и внешние противоречия.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: