Категории композиции: симметрия, асимметрия, статика, динамика, масштабность

Статическая композиция

Стабильность и статика имеют особые ассоциации у человека. Весь мир вокруг стремится к движению и поэтому что-то постоянное, неизменное, неподвижное воспринимается как некая ценность. Рассматривая законы композиции, исследователи обнаружили, что статика присутствует практически во всех видах искусства. Художники с древности видели особое искусство и сложную задачу в том, чтобы уловить красоту какого-то предмета или объекта. Статичные композиции воспринимаются как эмоции покоя, гармонии, равновесия. Поиск такого баланса – настоящий вызов художнику. Для решения этой задачи художник использует разнообразные средства.

Закон равновесия в композиции

Наверняка слышали такую фразу – «надо бы уравновесить предметы справа» ну или слева там, например. Смысл равновесия состоит в том, чтобы гармонично расположить количество цветовых пятен, количество предметов на листе. То есть, чтобы у Вас был не хаос, а какой-то порядок, гармония.
Все тот же натюрморт.
Светящиеся белизной предметы не просто центры композиции, они друг друга уравновешивают, один более яркий, другой вторит ему приглушенно.
«Девочка с персиками» В.Серова.
На переднем плане желто-розовые яркие персики с сухими листьями, а сзади окно с золотистым осенним пейзажем, как они хорошо гармонируют. Они вместе с персиком в руках и розовым лицом составляют единую угловую линию, выведенную цветом.
Кажется, что это все случайность, но на самом деле это что ни на есть чувство гармонии и баланса, которое развито у художников.
У Пиранези композиционный центр – кусочек неба, какой он яркий по сравнению со всем остальным! Он бы так и остался неким одиноким пятном, на котором взгляд бы застрял. Но нас манит галерея со светом в конце, этот свет вторит голубому пятну в своде.


И Шишкин.
Три группы деревьев, разных по массе. Почему справа самая большая масса, в центре самая маленькая и с краю средняя? Да простит меня Шишкин, опять проведу эксперимент. Может так более гармонично?
Или так?
Видимо, три группы сосен, во-первых, очень хорошее число, во-вторых, разнообразие в размерах и именно такое чередование делает композицию более интересной, живой и естественной.

Композиция, ее основные виды и категории

Слово «композиция» в переводе с латинского означает сочинение, составление, соединение, связь, построение, структура.
Cоединение частей в единое целое, сложение разнообразных элементов в определенном порядке при создании художественной формы — так примерно можно определить, что такое композиция.
При помощи композиции можно добиться наибольшей выразительности содержания своего произведения.

Не существует каких бы то ни было готовых рецептов и обязательных правил в использовании закономерностей и средств композиции. Однако познание различных примеров, лежащих в основе общепринятых понятий, позволяет в каждом конкретном случае достичь художественной выразительности проектируемого изделия.

Изучение законов композиции само по себе, бесспорно, не может заменить живого творчества, творческой интуиции. Вместе с тем знание этих законов дает ту профессиональную подготовку, без которой невозможна плодотворная работа.

Умение рисовать даже самые сложные промышленные изделия ни в коей мере не равнозначно знанию художественно-конструкторской грамоты. Нужно знать закономерности, согласно которым строится композиция любого изделия.

Для определения различных видов композиционного строя и различных зависимостей пользуются такими категориями, знакомыми по наблюдению за явлениями природы, как ритм, равновесие, симметрия, асимметрия, динамика, статика, масштаб и масштабность, пропорция, контраст, нюанс и др.

Категории композиции — ритм, симметрия или асимметрия, динамичность или статичность формы и т. п.— имеют объективную основу в самой действительности, представляют собой лишь отражение в нашем сознании разнообразных ее свойств. Совершенно очевидно, что категории эти сложились исторически и несмотря на их взаимосвязь все же имеют в своем развитии и относительную самостоятельность.
Каждая вещь, созданная человеком, как и любая форма в природе состоит не из случайного скопления отдельных независимых друг от друга деталей и элементов, а является гармонически стройным в своем единстве целым и имеет определенный порядок в построении.

Средства гармонизации формы, конечно же, не были изобретены специально для того, чтобы создавать композиции. Нет, сама жизнь и природа дают нам примеры симметрии и ассиметрии, контраста и нюанса, различных ритмических построений и даже пропорций золотого сечения. Дизайнеру необходимо изучить их и умело использовать в своих работах

Динамичность.
Статичность

Симметрия.
Асимметрия.
Проявления асимметрии в симметричных формах

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАВНОВЕСИЕ

Композиционное равновесие в фотографии – это такое состояние формы, при котором все включённые в неё элементы сбалансированы между собой.

Зрительное равновесие достигается соответствующим распределением предметов и фигур в рамке кадра, распределением тональных пятен, а также смысловым взаимоотношением этих предметов и фигур.

Равновесие (или баланс) — является одним из наиболее важных элементов композиции, и в то же время одним из самых трудных для описания. Ведь по сей день нет стандартного способа его определения, хотя, есть несколько хороших рекомендаций и стратегий, которые помогут вам достичь баланса в ваших фотографиях. Но, помните, что они как и всё в искусстве — это вопрос личного предпочтения.

Простейшим примером композиционного равновесия является симметрия, в которой одна половина фотографии отражает другую половину. При этом, необходимо помнить, что визуальное равновесие по горизонтали гораздо важнее для восприятия, чем вертикальное. Другими словами, несмотря на то, что все основные объекты будут находиться в нижней или верхней части кадра, изображение будет казаться сбалансированным, при условии, что справа и слева кадр заполнен примерно одинаково.

Фото: «Фламинго» Steve AllenStone

Этот тип баланса фотографу очень легко скомпоновать, а зрителю понять. Так что, он может быть использован для создания очень мощного эффекта. Тем не менее, существуют две основные проблемы, связанные с использованием симметрии в качестве композиционной стратегии:

во-первых, создание сильной композиции с симметрией обычно требует идеальной симметрии, поэтому относительно небольшие различия в одной половине изображения могут быть разрушительными для уравновешенности снимка;
во-вторых, и, возможно, более важно то, что симметричные композиции обычно очень просты, предсказуемы и могут получиться скучными.

Фото: Guerel Sahin

Фото Matthew Gore Национальный парк Гранд-Титон, США

Приемы композиции

Благодаря разумному использованию определенных числовых соотношений между частями (или отдельными формами) композиции формируются такие приемы выразительности, как нюанс и контраст.

Контраст — четко выраженная разница любого качества на грани противопоставления.

Примером контраста может быть сопоставление массивного и пространственного, вертикали и горизонтали, кривой и плоскостной поверхности. Может быть также противопоставления сложной композиционной совокупности простому объема, который выступает некоторым фоном. Вообще прием контраста активизирует любую форму (рис 7).

Рис. 7. Пример работы по композиции с использованием приема контраста

Нюанс — соподчиненность форм, близость пропорциональных членений. Нюансы пропорций составляют своеобразную основу композиции, спокойной по характеру. Для достижения нюансных пропорций возможно выполнение арифметической пропорции, когда каждая следующая увеличивается или уменьшается на постоянный небольшой отрезок (рис. 8).

Закономерное увеличение или уменьшение любого свойства формы (на основе контраста или нюанса) может проявиться в ритме.

Ритм — выражается в количественных измерениях в ряде элементов, чередующихся в постепенной, закономерной смене одного или нескольких свойств формы в определенном направлении.

Метр — метрический повтор, или метр — это простейшая форма ритма, повторения одинаковых элементов композиции с равными интервалами. Хотя метрический повтор сам по себе является активной закономерностью, он не гарантирует гармонии. Метр — повтор, что может вызвать чувство монотонности.

Тождество — повтор равных величин (1:1), что составляет самую зависимость между ними. Так, метрический ряд формируется на основе использования тождественных элементов (рис. 9,10).

С понятием метра и ритма неразрывно связаны и такие свойства композиции, как статичность и динамичность.

Статичность формы — неизменность основных свойств формы по всем направлениям развития в ее пределах. Например, куб считается наиболее статичной фигурой, следовательно, композиция, примерно вписывается в форму куба можно считать наиболее статичной.

Динамичность формы — закономерная и последовательная смена любых свойств формы в одном направлении в ее пределах. Ритмические ряды придают системе динамичность (рис. 11).

Динамичность делает форму активной, выразительной. С динамикой форм подсознательно ассоциируется прогресс, благодаря таким аналогам предметного мира, как ракеты, современные формы автомобилей и т.д.., Что вдохновляет на поиск соответствующих решений в области композиции геометрических форм. В отличие от динамичности, статичность — подчеркнутое выражение состояния устойчивости формы (композиции) и всей ее строения в самой геометрической основе. В статической композиции наблюдается более или менее равномерное распределение размеров между осями. Вообще, статичность тяготеет к крупномасштабным пропорций и производит впечатление достаточно «тяжелой» композиции (рис. 12).

Рис. 8. Пример работы по композиции

Рис. 9. Ритм и метр в композиции

Теоретическая закономерность б, в, г — примеры ритмической закономерности

Рис. II. Статика и динамика в композиции

Рис. 12. Пример использования приема динамичности (а, б) и статичности (есть) в над композиционной работе

Понятие композиции

В искусстве этот термин является одним из главных, обеспечивающих целостность всех элементов произведения. В совокупности это выглядит как:

  • Умелый подбор выразительных средств.
  • Реализация задумки автора в материале.
  • Развитие темы в пространстве и времени.

Она помогает выделить некоторые моменты, акцентирует внимание на главных и второстепенных вещах, несет основной смысл в картине. Без композиции не обойтись в любом творчестве, но особое выражение статичные и динамичные моменты обрели в рисовании.

Предварительная разработка и поиск соотношения отдельных компонентов в итоге преображается в произведение. Формируется законченный образ в отношении линий, подачи света и выбора тонов. Для воплощения динамики в дизайне и изобразительном искусстве прибегают к особым средствам: освещению, колориту, плану, ракурсу, временному отрезку и контрастированию.

Владея особенностями композиции, можно сделать работу более выразительной. В соответствии с правилами передается движение или обеспечивается покой. Золотое сечение предполагает лишь 1/3. Композиционные приемы подразумевают: ритмичность, цвет, равновесие элементов, декоративность, открытость и замкнутость. Из этого можно заключить, что средства композиции очень разнообразны. Важная роль в них отводится передаче движения или динамичности и покою, именуемому статикой.

https://youtube.com/watch?v=ZFNYKTNizn0

Виды композиций

Хотя у мастера кисти имеется возможность сделать свою работу уникальной и не похожей на другие, в создании композиции ему нельзя отклоняться от установленных форм. Они квалифицируются по следующему типу представления объекта в плоскостях:

  • Фронтальный — в одной.
  • Объемный — в нескольких.
  • Глубинно-пространственный — во многих перспективных планах, в 3-х измерениях.

А также различают замкнутую и открытую композиции с размещением объектов относительно центра или внешнего контура. Динамика и статика показывают наличие или отсутствие движения.

Метр и ритм

Также ещё употребляют термины метрический ряд и ритмический ряд.

Метрический ряд — это когда объект повторяется без изменений на равных промежутках. На основе метрического ряда строится повторение, например, колонны у здания или орнамент. Метр основан на повторении равных элементов, что придаёт форме ясность и четкость, и делает её более доступной для восприятия. Чередование однотипных элементов похоже на чередование музыкальных тактов.

Метрический ряд очень стабилен, создаёт однообразие, равновесие и статичность.

Главная опасность при составлении метрических композиций — это их монотонность.

Чтобы избежать монотонности, можно:

  1. Выделить в метрическом ряду несколько групп элементов
  2. Включить в метрический ряд акценты
  3. Установить между группами элементов разрядки
  4. Изменить некоторые свойства повторяющихся элементов
  5. Соотнести в композиции несколько разных по построению метрических рядов
  6. Ритмизировать форму

Если вам нужен спокойный, уравновешенный дизайн, если надо что-то структурировать, то можно элементы пустить метрическим рядом.

Ритмический ряд — это повторение объекта с изменяющимися свойствами. Как правило, меняется расстояние между объектами, но также могут меняться свойства и характеристики объекта. Ритмический ряд изменчив, динамичен, нестабилен.

Ритмический порядок может быть строгим и свободным.

Ещё один способ организации ритмической композиции — изменение величины отдельных элементов. Если нарастание происходит плавно, композиция воспринимается как «спокойная». Если редко — как «напряженная».

Если нужно сделать форму более легкой, достаточно постепенно уменьшить интервалы между элементами. А чтобы сделать форму более тяжелой можно постепенно увеличить интервалы.

Основными видами ритмических построений являются:

  1. Нарастающий ряд
  2. Убывающий ряд
  3. Нарастающе-убывающий
  4. Расширяющийся ряд
  5. Сужающийся ряд
  6. Сужающе-расширяющийся ряд

Если ваш дизайн должен отображать изменчивость, динамичность, тогда вы можете создать ритмический ряд из объектов.

Законы композиции

Существуют определенные законы создания изображения, которые можно разделить на частные и универсальные.

К универсальным законам фигур в статике и динамике относят:

  1. Общую идею. Все фигуры, которые автор наносит на полотно, должны быть размещены в соответствии с законами статики и динамики таким образом, чтобы творческий замысел оказался раскрытым, был понятен зрителю.
  2. Контраст. Чтобы воздействовать на зрителя, художники используют противопоставление большого и малого, не забывая о статике и динамике.
  3. Новшество или нестандартное видение привычных предметов. Для этого они показываются в необычном виде, что может изменить наше представление о реальности. Такой подход используется как в статике, так и в динамике.
  4. Реалистичность. Художники на полотнах демонстрируют не застывшую фигуру (статику), а лишь остановившуюся на секунду (динамику). Поэтому создается впечатление, что персонаж сейчас продолжит свою работу, начнет перемещаться.
  5. Единство. Все элементы полотна размещаются на определенных местах, дополняя друг друга. Это позволяет сделать рисунок законченным и целостным. Поэтому у зрителя не возникает желания что-то сюда добавить или переместить.

Частные законы делят на:

  1. Воздействие. Закон заключается в том, что изобразительное поле неоднородно. Его проявлением становится ощущение пространства. Этот закон распространяется на статику и динамику. Например, расположенная в центре картины фигура воспринимается нами, как лежащая далеко в глубине. Если же ее разместить с любого краю, то она приобретает некую плоскость.
  2. Равновесие. Закон баланса всех фигур относительно центра картины.

Равновесие же можно разделить на 2 приема:

  1. Симметрию. Чтобы придать работе статику (постоянство) автор рисует предмет по центру или размещает фигуры по краям полотна на одинаковом расстоянии от центра. Поэтому создается впечатление равнозначности обеих сторон картины.
  2. Асимметрию. Этот прием позволяет сделать картину живой, демонстрируя ее динамику. При этом обе стороны картины будут отличаться друг от друга. Для этого один большой (центральный) предмет уравновешивают двумя или более мелкими фигурами. Еще один вариант асимметрии – это изображение с одной стороны неограниченного пространства (море, луг, поле) и объекта (корабль, дерево) с другой.

Приемы передачи «движения»

Оптимальными способами являются:

  • Диагональная линия, следуемая с правого верхнего в левый нижний угол.
  • По прямой.
  • «Эс-образной» линии.

Такой выбор объясняется легкостью выполнения. Методы широко используются в натюрмортах, пейзажах и сюжетных композициях.

Многие выполненные в классическом стиле портреты статичны. Наиболее выразительно это проявляется в портретах Тропинина и Боровиковского, в картине К. Малевича «Черный квадрат». К характерным динамичным следует отнести жанровые, пейзажные и батальные работы — «Тройка» В. Перова, «Боярыня Морозова» В. Сурикова, «Танец» А. Матисса и многие другие.

Масштабность в композиции

Для того чтобы охарактеризовать подобность размеров частей, целого, вещей, предметов относительно человека применяют термины масштабность и масштаб. Понимание того, какого размера предметы в реальной жизни, приходит только в процессе сопоставления предметов между собой.

Ощущение масштабности – фактическое понимание окружающего мира, конкретных предметов в их органическом размере, подобие размеров разных предметов с человеком, зданиями и природой вокруг.

Основное правило масштабности – правильные детали. Размер каждой детали продукта должен быть основан на функционале, а также показаниям эргономических исследований.

Масштабность можно назвать самой сложной категорией композиции. Все, что использует в своей деятельности человек, обязано быть подобным величине человека.

Масштабность – термин изначально архитектурный, но сейчас это один из самых важных критериев любой вещи в любом виде искусства и дизайна. Этот термин базируется на сравнении размеров предмета, который рассматривает человек, с личностными представлениями о величине вообще.

Однако невозможно условно в рамках своего восприятия делать предметы меньше или больше. Человек стремится показать все, что создал, согласно настоящей величине предмета. Если этого не происходит, то наступает чувство дисгармонии.

Человек осознает масштабность только через наблюдение и анализ. Большие предметы, малые предметы – все они обладают свойственными только им характеристиками. Человек проводит анализ, который формирует представления о том, какие размеры в мире существуют.

Признаками масштабности являются:

  • контраст размера разных частей изделия;
  • простота или сложность реализации.

Как показать движение в статичном изображении

Будет картина статичной или динамичной, во многом зависит от построения композиции и фантазии автора. Для передачи движения применяют несколько популярных приёмов. Давайте рассмотрим их подробнее:

  • Смещение композиционного центра. Очень часто художники специально применяют асимметрию для передачи движения. Смещая центр притяжения внимания в сторону, вниз или вверх, они создают впечатление композиционной неуравновешенности, которую мозг зрителя пытается мысленно вернуть к равновесию. От этого создаётся иллюзия движения, давления, полёта и т.д.
  • Применение изображений, содержащих фазы движения. Наиболее распространнённый приём. Нарисовав скачущую лошадь или бегущего человека, можно не сомневаться, что мозг зрителя оживит картину, если поймёт, что изобразил автор.
  • И, наконец, динамическое построение композиции. Что это такое? Простой пример: нарисуйте заборчик из прямо стоящих штакетен, а рядом изобразите точно такой же, но все штакетены наклоните вправо. Теперь сравните рисунки. Тот забор, что с наклоном, будет убегать вправо, а прямой стоять на месте. Такой приём умело используют настоящие мастера для передачи движения на своих полотнах.

Мастерски манипулируя разными приёмами и придумывая свои решения, художники применяют особенности статики и динамики для создания настоящих шедевров. Благодаря большому выбору средств мы можем наслаждаться творениями не только старых мастеров, но и новых звёзд изобразительного искусства.

Виды композиций

В изобразительном искусстве выделяют такие виды композиций:

  1. Объемные. Они располагаются в трехмерном пространстве. При этом они получаются едиными. А на окружающем фоне выделяется центральный объект (памятник, скульптура).
  2. Фронтальные. Это изображение, размещенное на плоскости. Сюда относят картины, фотографии. Для передачи их объема используют контраст света и тени.
  3. Фронтально-объемные. Такой вид отличается рельефностью (горельеф, барельеф).
  4. Пространственные. Здесь основным становится размер пространства. Такие композиции подходят для выставок, театрализованных постановок, оформления ландшафтов или интерьера.

ВИЗУАЛЬНЫЙ ВЕС

Чаще всего фотографы компонуют кадр таким образом, чтобы элементы изображения были сбалансированы в соответствии с их «визуальным весом» или «воздействием», а не в буквальном смысле. Что же такое “визуальный вес”?

Визуальный вес – это понятие, которое характеризует объём внимания, которое зритель уделяет тому или иному элементу изображения.

Рассмотрим упрощённое изображение ниже. Есть два основных элемента: крупные черные горы в левом верхнем углу и белый цветок в нижнем правом углу. Этот кадр хорошо сбалансирован, но как такое может быть? Ведь горы значительно больше, чем цветок, они не похожи по форме, нет никакой симметрии.

Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от особенностей нашего восприятия, нежели от конкретных форм, фактического веса и размера. Наш глаз притягивается к областям и объектам на снимке, которые являются более яркими и красочными. По этой причине относительно небольшие цветы на этом изображении имеют гораздо больший «визуальный вес», чем большие тёмные горы. Если мы проведём вертикальную или горизонтальную линию по центру изображения, то каждая половинка снимка будет иметь одинаковый вес для общей картины.

Возможно, выше написанное будет проще понять, увидев на визуально неуравновешенном кадре. Предположим фотограф сделал несколько шагов вправо и снял кадр с цветами на левой стороне.

Сразу становится видна разница: правая часть изображения кажется пустой и даже излишней. Но если её обрезать — получим прекрасно сбалансированный квадратный кадр.

Равновесие выражает представление об правильности, устойчивости. Равновесие в кадре придаёт чувство целостности и завершённости.

Визуально же неуравновешенный кадр кажется неспокойным, напряжённым, нестабильным. В то же время, отсутствие равновесия оживляет кадр. Всё зависит от атмосферы, которую вы хотите передать на фото.

Визуально неуравновешенный кадр — не значит плохо! Плохо когда неуравновешенность не несёт в себе никакой смысловой нагрузки. Если же она используется для придания художественного эффекта (например, показать дискомфорт героя, вызвать напряжение и волнение у зрителя, создать некий дисбаланс и пр.), то она просто необходима!

Например, фотографии (неуравновешенные) Джимми Чина (Jimmy Chin), на которых альпинист находится в правой часть кадра, а в левой — пустота, вызывают у нас чувство напряжения и волнения за альпиниста.

Фото: Джимми Чин (Jimmy Chin)

Как видно, равновесное и неравновесное композиционное расположение объектов помогают нам играть чувствами и эмоциями зрителя. Поэтому практикуйтесь побольше, чтобы развить чувство визуальной весомости предметов и тональных пятен, а также, научиться распределять эту весомость по всей площади кадра.

Читайте ещё о композиции в других наших статьях:

Динамика и статика

Еще один важный аспект композиции – определиться, какую Вы делаете работу, статичную или динамичную. Или сочетаете в ней и то и, то.
Статичные композиции, то есть без движения, часто симметрично уравновешены, они показывают предмет без какого-то события, вызывают чувство спокойствия, классической завершенности, отсутствием времени характеризуются – ведь в них ничего по сути не происходит. В статичных композициях предметы расположены устойчиво, на горизонтальных линиях, с минимальной перспективой.
А вот динамичные композиции как раз связаны с движением, с действием. На картине что-то происходит.
Подчеркивается это наклонными линиями, отсутствием симметрии, ритмом. Сильная перспектива также создает динамику. Например, графика Пиранези.
На одной картинке архитектура изображена без особой перспективы – все спокойно. На другой есть перспектива, колонны создают ритм – появляется динамика, то есть движение по этой галерее. Вы четко двигаетесь взглядом по диагонали.
Вот еще пример две картины одного автора, Веласкеса. Сюжеты схожи: всадники на лошади.
Одна статичная, другая динамичная. Почему? Слева мы видим в основном горизонтали, хоть лошадь как бы и двигается, но движения мы не чувствуем, будто она привстала и застыла, чтобы попозировать. Все наклонные линии очень вялые, не на много отклоняются от горизонтали или вертикали. Справа мы видим как бы пучок диагоналей, расходящихся от угла. Лошадь движется в нашу сторону и по диагонали, вот и ощущение другое, мы чувствуем движение.

Статика

По схемам построения и характеру трактовки композиционные решения бывают двух видов: статичные и динамичные. Статичные композиции передают состояние покоя и уравновешенности.

Помимо статичности самой фигуры, большое значение играет расположение этих фигур в композиции, так, чем ниже к краю листа расположена вся композиция, тем статичнее она выглядит. Чем симметричнее тем статичнее. Но любую статичную форму можно превратить в динамичную: квадрат можно расположить в углу, параллелепипед расположить вертикально, наклонить пирамиду и т. д. Кроме того, их можно расположить таким образом, что зрителю будет казаться, что всё это вот-вот упадёт. Композиция, которая стремится к изменению со расположения своих элементов, является динамичной.

Симметрия и её виды, асимметрия

Существует два пути достижения баланса в макете — создание симметричных и асимметричных композиций. Когда вы будете понимать, что именно передаёт каждый из подходов, то вам будет легко сделать выбор, отвечающий вашей цели.

Симметрия бывает разных видов

Самая первая, которая приходит на ум многим — это зеркальная или осевая симметрия. Симметрия в одном объекте выражается в том, что если провести ось, то одна половина будет равна другой. Если же ось провести рядом, то один объект повторится рядом с другим. Ось может проходить как угодно. Но в дизайне симметрию можно рассмотреть более абстрактно, если мы объекты объединим в формы, то эти формы будут располагаться симметрично, тем самым создавая полное равновесие.

Центральная симметрия — это когда мы, рядом с объектом ставим точку «О» и относительно неё перемещаем копию объекта. Расстояние всех точек исходного объекта до точки «О» равняется такому же расстоянию всех точек копии объекта до той же точки «О».

Вращательная симметрия. Хорошим примером такой симметрии служит винтовая лестница. Т.е. объект дублируется, относительно какой-то точки по вращательной. При этом объект может увеличиваться.

Димметрия получается тогда, когда у нас есть симметричный объект или несколько объектов и в каком-то месте будет отличие. Но в целом объект будет оставаться симметричным.

Антисимметрия — это когда объекты симметричны в общем, но обладают каким-то противоположным свойством или качеством.

Зеркальная или осевая симметрия наиболее привлекательная в графическом дизайне и чаще других применяется. Это тот тип баланса, который создаёт ощущение стабильности и гармонии, отражает состояние покоя и равновесия. Симметричный дизайн представляет собой формальный подход к компоновке, которая выглядит эстетично. Определенная простота и узнаваемость симметрии позволяет легко расшифровывать передаваемое сообщение аудитории. Недостатком симметричной компоновки служит её инертность. Пустое пространство вокруг элементов может выглядеть лишним, незаконченным, а не намеренно оставленным. С симметричным дизайном сложнее создать акцент или фокусную точку. Чаще всего этому служит самый крупный объект в центре, но если такого нет, то дизайн может выглядеть пресным и скучным.

Симметрия уместна, если вы стремитесь к гармоничному, спокойному дизайну.

Асимметрия

Асимметрия — это отсутствие какой бы то ни было симметрии. Идеальной асимметрией является такая композиция, которая построена на золотом сечении.

Асимметрия вносит напряжение и нестабильность, что вызывает у зрителей интерес. При асимметрии вы лучше можете заполнить пространство, и не останется пустых дыр. Асимметрия практически превращает негативное пространство в часть дизайна. Даже если асимметричная компоновка является неравномерной, можно создать баланс с помощью элементов по обе стороны оси, которые будут служить друг другу противовесом. Но достижение баланса в асимметричных композициях не является обязательным и она целенаправленно может быть создана напряженной. В таком случае она вызовет чувство дискомфорта и тревоги у зрителя. Возможно этого и требует тема дизайна.

И симметрия и асимметрия, по сути, могут передать нужный вам смысл. Они вызывают различные эмоции. Симметричный дизайн, как правило, статичен и создаёт спокойную для восприятия композицию. Асимметричный дизайн имеет активную и динамичную композицию.

Как достичь гармонии в отношении «Симметрия — асимметрия»

Чтобы сохранить целостность и гармонию в асимметричной композиции, их фактическую неуравновешенность следует устранить визуальным равновесием формы, например по размеру или цвету. Т.е. хоть что-то должно связывать эти объекты вместе. Ось должна проходить через композиционный центр.

Чтобы сохранить целостность и гармонию в симметричной композиции с несколькими композиционными осями, нужно найти правильное соотношение, например, между главной осью и второстепенными. Их можно сблизить, им можно придать общее направление и т.д. В общем тоже чем-то объединить, при этом надо создать иерархию в объектах, выделить главное и соподчинить второстепенное.

Чтобы сохранить целостность и гармонию в композиции, которая включает и симметрию и асимметрию, ассиметричные части нужно соподчинить главной асимметричной форме. Главный элемент может быть симметричен относительно общей формы, а части асимметричны, или, наоборот.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: