Типы государственно-церковных отношений
По характеру взаимоотношений, складывающихся между церковью и государством современные государства могут быть разделены на следующие типы:
- Светское государство. В таком государстве религиозные организации от государства отделены, они не могут решать политических и правовых задач и вмешиваться в государственные дела. Государство, в свою очередь, гарантирует невмешательство и обеспечение прав своих граждан на собственное отношение к религии. Внутренние дела церкви также не контролируются государством, если церковь функционирует в рамках закона. Государство гарантирует, что ни одной из конфессий не будет оказываться преимущественной финансовой или иной поддержки и предпочтений. Иными словами, в светские государствах религиозные объединения и организации ведут деятельность, направленную исключительно на обеспечение религиозных потребностей населения. Государство здесь гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, недопущение дискриминации по религиозному признаку, равенства всех религиозных организаций перед законом.
- Теократическое государство. Теократическое государство – это государство, в котором политическая власть находится в руках религиозного лидера, институтов. Политические решения в таких государствах строятся на религиозных правилах и нормах, религиозные деятели определяют политику государства. Необходимо отметить, что в современных демократических государствах складывается такая система государственно-церковных отношений, в которых церковь оказывает существенное влияние на регулирование социальных отношений и политической жизни. Примерами таких государств могут служить Саудовская Аравия, Иран и др.
-
Клерикальное государство. Это государство фактически представляют собой промежуточную между светским и теократическим государством модель взаимоотношений церкви и государства. Специфика государственно-церковных отношений в данном случае заключается в том, что государство хотя и не объединено с церковью, однако церковь имеет законодательно зафиксированные инструменты для участия в политической жизни страны. В таких государствах конкретная религия наделяется официальным статусом и получает привилегии в сравнении с иными религиями. Так, к специфическим характеристикам государственной религии в клерикальных государствах относятся следующие:
- церкви гарантируется право собственности на широкий круг объектов недвижимости и движимых вещей;
- церковь является получателем государственных субсидий и финансовой помощи. Кроме того, церкви предоставляются налоговые льготы;
- церковь наделяется юридическими полномочиями, например, правом регистрировать факт рождения, смерти и других юридически значимых фактов, в определенной степени участвовать в регулировании семейных и брачных отношений;
- церковь имеет право направлять своих представителей в органы публичного управления;
- церковь реализует контрольные мероприятия в области воспитания, религиозной цензуры в печати, на телевидении. Примерами клерикальных государств в современном мировом сообществе выступают Великобритания, Дания и др.;
- атеистические государства. Этот вид государственно-церковных отношений предполагает, что государством церковь как социальный институт не признается, религия и религиозные объединения запрещены.
Ключевые аспекты государственно-церковных отношений
Характер взаимоотношений государства и церкви получает формальное выражение в праве. Право и религия выступали основными социальными регуляторами еще в древних государствах.
Нормы религии и нормы права определяют границы дозволенного в общественных отношениях, устанавливая наказание за нарушение норм.
В качестве характерных аспектов взаимодействия государства, права и религии можно выделить следующие явления:
- придание сакрального смысла нормам права;
- признание религиозных норм в качестве инструмента регулирования общественных отношений в определенных сферах;
- правовое обеспечение регулирования свободы совести и свободы вероисповедания и функционирования религиозных организаций.
В древнейших государствах реализация правовых норм обеспечивалась божественной природой государства и права: нормы права носили сакральный характер и строились на религиозных канонах и нормах. Фактически религия делала легитимной политическую власть, поскольку государство рассматривалась как часть религиозного мироустройства. С развитием государства и права характер взаимоотношений между церковью и государством претерпел существенные изменения.
Новые материалы
Книги
По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.
Книги
Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.
Книги
Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5
Книги
Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.
Книги
Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.
Книги
Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.
Книги
Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.
Книги
Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019
Книги
Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.
Книги
Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)
Книги
«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.
Книги
Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).
Тема недели: Христианский брак в современном мире
Статья
О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»
Статья
Православный институт семьи и современный демографический кризис
Статья
Православный взгляд на биоэтику
Статья
Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»
Статья
Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей
Статья
Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы
Статья
Кризис личности и кризис семьи
Статья
Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период
Статья
Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве
Статья
Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»
Статья
Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре
Статья
Проект документа «О церковном браке»
Статья
Святыня брака
Статья
Отзыв на проект документа «О церковном браке»
Статья
Брак в богословии и жизни
Статья
РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ
Статья
К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака
Статья
Проблемы биоэтики и православное сознание
Статья
Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения
Статья
Богословские основания православной биоэтики
Статья
Границы права человека на свободу выбора в биоэтике
Мнение
«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?
Мнение
Сексуальные перверсии как проявление воли к власти
Статья
Когда и как молодые христиане вступают в брак?
Мнение
Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?
Статья
Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»
Статья
Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста
Статья
Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами
Статья
Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Статья 5. Религиозное образование
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Типы взаимоотношений церкви и политической системы
Некоторые исследователи выделяют 4 типа положения церкви в государстве и их взаимных отношений:
- теократия — подчинение государства церкви, это общественное устройство, при котором в гражданской области владычествует религия; порядок основан на религиозном учении, обязательном для правителей и для подданных, а не на единстве общественного дела; характерна для религий древнего мира, ислама;
- господствующая церковь — характерен принцип, согласно которому государство оказывает покровительство только одной церкви, которая получает высшее политическое положение; господствующая церковь получает непосредственно значение государственного установления, она вводится в состав государства в качестве политической корпорации, получает привилегированное место; церковь является нравственной опорой государству;
- признанные церкви — государство покровительствует в одинаковой степени всем церквам, которые признаются государственными корпорациями; господствующая и признанные церкви могут существовать совместно, признанные церкви не связываются непосредственно с государством; государство предоставляет таким церквам определенные права, защиту, пособия, участие в управлении, однако не привилегированное положение;
- терпимые церкви — у церкви отсутствует характер государственной корпорации, она является частным союзом; государство допускает или не допускает существование подобных союзов; свобода вероисповедания ограничивается требованиями государственного порядка и нравственности; государство не должно требовать безнравственных сект, отрицающих государственную власть.
Типы отношения государства к религии
В истории развития форм государственности выделяют следующие типы отношений государства к религии:
- трансформация верховной государственной власти в ядро, центр религии, в языческих государствах происходит обожествление монарха, в христианских государствах наблюдается цезаропапизм;
- подчинение государства церковным учреждениям (различные формы папоцезаризма, иерократии, жрецократии);
- союз государства и церкви, который достигается путем личной принадлежности монарха к церкви, его подчинением религиозной идее, при независимости государственной верховной власти (можно считать истинным выражением теократии).
В истории христианских государств существует несколько форм взаимоотношений государства и церкви. В римском католицизме преобладала идея подчинения церковной власти государства. Крайней ситуацией развития такой идеи является наличие у Папы верховной власти над миром.
В протестантизме наблюдается обратная идея церковно-государственных отношений. Церковь включает равных членов, коллективно им принадлежит епископская власть. Церковная и государственная власть принадлежит одному обществу. Если власть принадлежит Государю, то на него переносятся и епископские права. Он становится обладателем политической и церковной власти.
Для православных монархий характерны союзнические взаимоотношения. Сохраняется независимость религиозного и этического начала без разрыва между государством и церковью. Фактическое осуществление этой идеи зависит от уровня искренности взаимоотношений, что определяется искренностью и глубиной веры в народе, в представителях гражданской и церковной власти.
Для демократий характерна система отделения церкви от государства. Государство не берет на себя непосильного и излишнего труда в руководстве религиозными отношениями, снимает с себя ответственность за действия церкви, пресекать нарушение государственных законов, не делая различий между нарушителями закона.