Государственно-церковные отношения

Государственно-церковные отношения

Типы государственно-церковных отношений

По характеру взаимоотношений, складывающихся между церковью и государством современные государства могут быть разделены на следующие типы:

  1. Светское государство. В таком государстве религиозные организации от государства отделены, они не могут решать политических и правовых задач и вмешиваться в государственные дела. Государство, в свою очередь, гарантирует невмешательство и обеспечение прав своих граждан на собственное отношение к религии. Внутренние дела церкви также не контролируются государством, если церковь функционирует в рамках закона. Государство гарантирует, что ни одной из конфессий не будет оказываться преимущественной финансовой или иной поддержки и предпочтений. Иными словами, в светские государствах религиозные объединения и организации ведут деятельность, направленную исключительно на обеспечение религиозных потребностей населения. Государство здесь гарантирует каждому свободу совести, вероисповедания, недопущение дискриминации по религиозному признаку, равенства всех религиозных организаций перед законом.
  2. Теократическое государство. Теократическое государство – это государство, в котором политическая власть находится в руках религиозного лидера, институтов. Политические решения в таких государствах строятся на религиозных правилах и нормах, религиозные деятели определяют политику государства. Необходимо отметить, что в современных демократических государствах складывается такая система государственно-церковных отношений, в которых церковь оказывает существенное влияние на регулирование социальных отношений и политической жизни. Примерами таких государств могут служить Саудовская Аравия, Иран и др.
  3. Клерикальное государство. Это государство фактически представляют собой промежуточную между светским и теократическим государством модель взаимоотношений церкви и государства. Специфика государственно-церковных отношений в данном случае заключается в том, что государство хотя и не объединено с церковью, однако церковь имеет законодательно зафиксированные инструменты для участия в политической жизни страны. В таких государствах конкретная религия наделяется официальным статусом и получает привилегии в сравнении с иными религиями. Так, к специфическим характеристикам государственной религии в клерикальных государствах относятся следующие:

    • церкви гарантируется право собственности на широкий круг объектов недвижимости и движимых вещей;
    • церковь является получателем государственных субсидий и финансовой помощи. Кроме того, церкви предоставляются налоговые льготы;
    • церковь наделяется юридическими полномочиями, например, правом регистрировать факт рождения, смерти и других юридически значимых фактов, в определенной степени участвовать в регулировании семейных и брачных отношений;
    • церковь имеет право направлять своих представителей в органы публичного управления;
    • церковь реализует контрольные мероприятия в области воспитания, религиозной цензуры в печати, на телевидении. Примерами клерикальных государств в современном мировом сообществе выступают Великобритания, Дания и др.;
    • атеистические государства. Этот вид государственно-церковных отношений предполагает, что государством церковь как социальный институт не признается, религия и религиозные объединения запрещены.

Ключевые аспекты государственно-церковных отношений

Характер взаимоотношений государства и церкви получает формальное выражение в праве. Право и религия выступали основными социальными регуляторами еще в древних государствах.

Нормы религии и нормы права определяют границы дозволенного в общественных отношениях, устанавливая наказание за нарушение норм.

В качестве характерных аспектов взаимодействия государства, права и религии можно выделить следующие явления:

  • придание сакрального смысла нормам права;
  • признание религиозных норм в качестве инструмента регулирования общественных отношений в определенных сферах;
  • правовое обеспечение регулирования свободы совести и свободы вероисповедания и функционирования религиозных организаций.

В древнейших государствах реализация правовых норм обеспечивалась божественной природой государства и права: нормы права носили сакральный характер и строились на религиозных канонах и нормах. Фактически религия делала легитимной политическую власть, поскольку государство рассматривалась как часть религиозного мироустройства. С развитием государства и права характер взаимоотношений между церковью и государством претерпел существенные изменения.

Новые материалы

Книги

По ту сторону секулярного порядка. Репрезентация бытия и репрезентация народа / Пер. А. Кырлежева под редакцией А. Гагинского. — М.: Издательство ББИ, 2023. — 360 с.

Книги

Русская икона середины XVII – начала XX века. Коллекция Олега Кушнирского. М.: Эксмо, 2023.

Книги

Византийская философия. Четыре центра синтеза / Пер. с болг. Г.В. Вдовиной. СПб.: Изд-во СПбДА, 2022. – 704 с. ISBN 978-5-6048867-5-5

Книги

Море житейское: воспоминания в четырёх томах. — Т. 1: Скитания (1920–1922). Кн. 2: Остров добровольных русских изгнанников; Кн. 3: Болгария / под ред. протоиерея Бориса Даниленко. — М.: «Архив славянской письменности и печати», 2022. — 504 с. илл.

Книги

Врата моря. Где был Бог во время цунами? М.: Теоэстетика, 2022.

Книги

Собраны во Имя Мое. Царствие Божие как новая социальная реальность. — М.: Никея, 2022. — 192 с.

Книги

Восприятие Бога: Эпистемология религиозного опыта / Пер. с англ. К. В. Карпова; под ред. А. М. Гагинского. М.: Академический проект, 2022. — 471 с.

Книги

Cross and Cosmos: A Theology of Difficult Glory. Indiana University Press, 2019

Книги

Теология и социальная теория: по ту сторону секулярного разума / Пер. Кырлежева А. И., Узланера Д. А., под общ. редакцией А. И. Кырлежева. – М.: Теоэстетика, 2022. – 736 с.

Книги

Разум и сердце: пролегомен к критике страстного разума / Пер. с англ. Г.В. Вдовиной; науч. ред. А.М. Гагинского. М.: Академический проект, 2021. (Философские технологии: религиоведение)

Книги

«Бог» Докинза. От «Эгоистичного гена» к «Богу как иллюзии» / Пер. с англ. К. А. Черноризова; под науч. ред. А. В. Храмова. — М. : Никея, 2022. — 272 с.

Книги

Теоэстетика. 7 лекций о красоте. — М.: «Никея», 2022. — 272 с. (Богословие культуры).

Тема недели: Христианский брак в современном мире

Статья

О правовой концепции доклада А. Г. Бондача «Канонические аспекты таинства Брака»

Статья

Православный институт семьи и современный демографический кризис

Статья

Православный взгляд на биоэтику

Статья

Отношение Русской Православной Церкви к «гражданскому браку»

Статья

Роль религии в укреплении института семьи и семейных ценностей

Статья

Исключительная духовная ценность брака в православной традиции и современные вызовы

Статья

Кризис личности и кризис семьи

Статья

Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период

Статья

Отношение к проблеме гомосексуализма в современном западном христианстве

Статья

Проект документа «Упорядочение практики совершения браков (в частности, повторных)»

Статья

Дисфункция в семье – дисфункция в монастыре

Статья

Проект документа «О церковном браке»

Статья

Святыня брака

Статья

Отзыв на проект документа «О церковном браке»

Статья

Брак в богословии и жизни

Статья

РАЗГОВОР НА ТЫ: СЕКС И ОТНОШЕНИЯ ПОЛОВ

Статья

К.С. Льюис как сторонник реалистического подхода в понимании брака

Статья

Проблемы биоэтики и православное сознание

Статья

Естественно-научное обоснование ключевого положения православной биоэтики о начале человеческой жизни с момента оплодотворения

Статья

Богословские основания православной биоэтики

Статья

Границы права человека на свободу выбора в биоэтике

Мнение

«Клянусь, с вероятностью до 40%»: во что превратился институт брака?

Мнение

Сексуальные перверсии как проявление воли к власти

Статья

Когда и как молодые христиане вступают в брак?

Мнение

Папа Римский Франциск и однополые браки: разрушение церковной традиции?

Статья

Проект документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения»

Статья

Евангельское учение о нерасторжимости христианского брака в проповеди святителя Иоанна Златоуста

Статья

Сравнительное значение христианских девства и брака. Объяснение слова апостола Павла (1 Кор. 7, 26) отцами-доникейцами

Статья

Браки между православными и католиками: видение пастырского аспекта проблемы в России начала XXI века

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Статья 4. Государство и религиозные объединения

1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании.
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям;
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.

Статья 5. Религиозное образование

1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
4. По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Типы взаимоотношений церкви и политической системы

Некоторые исследователи выделяют 4 типа положения церкви в государстве и их взаимных отношений:

  • теократия — подчинение государства церкви, это общественное устройство, при котором в гражданской области владычествует религия; порядок основан на религиозном учении, обязательном для правителей и для подданных, а не на единстве общественного дела; характерна для религий древнего мира, ислама;
  • господствующая церковь — характерен принцип, согласно которому государство оказывает покровительство только одной церкви, которая получает высшее политическое положение; господствующая церковь получает непосредственно значение государственного установления, она вводится в состав государства в качестве политической корпорации, получает привилегированное место; церковь является нравственной опорой государству;
  • признанные церкви — государство покровительствует в одинаковой степени всем церквам, которые признаются государственными корпорациями; господствующая и признанные церкви могут существовать совместно, признанные церкви не связываются непосредственно с государством; государство предоставляет таким церквам определенные права, защиту, пособия, участие в управлении, однако не привилегированное положение;
  • терпимые церкви — у церкви отсутствует характер государственной корпорации, она является частным союзом; государство допускает или не допускает существование подобных союзов; свобода вероисповедания ограничивается требованиями государственного порядка и нравственности; государство не должно требовать безнравственных сект, отрицающих государственную власть.

Типы отношения государства к религии

В истории развития форм государственности выделяют следующие типы отношений государства к религии:

  • трансформация верховной государственной власти в ядро, центр религии, в языческих государствах происходит обожествление монарха, в христианских государствах наблюдается цезаропапизм;
  • подчинение государства церковным учреждениям (различные формы папоцезаризма, иерократии, жрецократии);
  • союз государства и церкви, который достигается путем личной принадлежности монарха к церкви, его подчинением религиозной идее, при независимости государственной верховной власти (можно считать истинным выражением теократии).

В истории христианских государств существует несколько форм взаимоотношений государства и церкви. В римском католицизме преобладала идея подчинения церковной власти государства. Крайней ситуацией развития такой идеи является наличие у Папы верховной власти над миром.

В протестантизме наблюдается обратная идея церковно-государственных отношений. Церковь включает равных членов, коллективно им принадлежит епископская власть. Церковная и государственная власть принадлежит одному обществу. Если власть принадлежит Государю, то на него переносятся и епископские права. Он становится обладателем политической и церковной власти.

Для православных монархий характерны союзнические взаимоотношения. Сохраняется независимость религиозного и этического начала без разрыва между государством и церковью. Фактическое осуществление этой идеи зависит от уровня искренности взаимоотношений, что определяется искренностью и глубиной веры в народе, в представителях гражданской и церковной власти.

Для демократий характерна система отделения церкви от государства. Государство не берет на себя непосильного и излишнего труда в руководстве религиозными отношениями, снимает с себя ответственность за действия церкви, пресекать нарушение государственных законов, не делая различий между нарушителями закона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: