Основы парламентского права россии

Федеральное собрание российской федерации

Функции

Функции федерального собрания делятся на две части, у нижней и верхней палат парламента имеются свои цели и задачи.

Депутаты Государственной Думы занимаются разработкой и принятием федеральных законов, а также контроль за работой правительства РФ. Они же занимаются подтверждением кандидатур на посты председателя правительства и его заместителей, а также министров федерального уровня. Депутаты имеют право назначить и снять с должности главу ЦБ, зампредседателя счетной палаты. В нижней палате принимаются решении о проведении амнистии и взаимодействия со аналогичными структурами иностранных государств.

Одна из важнейших задач совета федерации – контроль за работой нижней палаты парламента. Именно сенаторы принимают решение об одобрении или отказе в приеме новых законодательных актов, только после их решения бумаги отправляются на стол главы государства. Также в перечень функций входят:

  • Возможные изменения внутренних границ регионов РФ.
  • Подтверждение или отказа о введении военного или чрезвычайного положения.
  • Контроль вопросов об использовании военнослужащих за пределами государственных страниц.
  • Выбор времени проведения выборов.

Глава государства может увеличить объем решаемых задач, добавив деятельность по выбору председателя верховного или конституционного суда и их заместителей. Нередко сенаторы консультируют президента касательно назначения людей на должность министров в федеральных структурах.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления. Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок. Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется.
В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства голосов проголосовавших за него депутатов, а именно — не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы.
В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос. И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Состав палат

2. Состав палат
определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от
каждого субъекта Российской Федерации – по два от каждого из субъектов РФ. Согласно
Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального
Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г.*, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного)
органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в
Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав
Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов
Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

* СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4869.

Здание Федерального Собрания

Дом Советов России

Идея строительства Дома Советов в Москве зародилась еще в начале 60-х годов прошлого века. Уже были выстроены все Сталинские Высотки и руководство СССР решило построить не менее габаритный и такой же красивый Дом Советов РСФСР. По завершению строительства в 1981 году Дом Советов был передан комитету народного контроля и Верховному Совету РСФСР.

Дом Советов России в 1992 году

В 1991 году Дом Советов стал настоящим домом сопротивления. В августе 1991 года под его стенами собирались тысячи людей, которые были не согласны с Августовским путчем. Именно здесь и произошла самая знаменитая речь Ельцина на башни танка.

После распада Советского Союза здание продолжал занимать Верховный Совет РСФСР (Верховный Совет России). А с принятием новой Конституции в 1993 году и избранием первого созыва Федерального Собрания там начали работу Государственная Дума и Совет Федерации.

Федеральный центр

Идея строительства в Москве нового парламентского центра обсуждалась с начала 2000-х годов. Среди возможных мест размещения центра назывались стадион «Красная Пресня» и территория у Китайгородского проезда (Зарядье). Тогда предполагалось строительство парламентского комплекса в центре Москвы, внутри Садового кольца.

Жители Красной Пресни выступили против стройки на стадионе, и этот вариант был отменён. Эксперты и общественность выступали и против застройки Зарядья, так как это могло бы привести к транспортному коллапсу и принизить значение Кремля как памятника архитектуры.

Наконец, в 2003 году было согласовано новое место для парламентского центра — хозяйственная зона поймы Нижних Мневников. Проект нового здания Федерального Собрания отлично вписывалось в развитие западного района Москвы, который активно вёлся в располагавшемся недалеко международном деловом центре «Москва-сити». В июне 2004 года был проведён закрытый архитектурный конкурс. Парламентский центр (прозванный тогда «Федеральный центр») был привязан к местности, рядом с ним запланировано размещение объектов инфраструктуры, спортивных площадок и жилья.

Здание Федерального собрания

Здание Федерального собрания со стороны Москвы-реки

Здание Федерального собрания со стороны парка

Государственная дума

Ст. 95 Конституции РФ определяет, что Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на пять лет.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального Собрания.

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Государственной Думы являются открытыми или закрытыми (в случаях, предусмотренных регламентом палаты). Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

К ведению Государственной Думы относятся (ст. 103 Конституции РФ):

  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  • заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ, Уполномоченного по правам человека, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Организация деятельности Государственной Думы

Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент РФ может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Государственная Дума Федерального Собрания РФ (далее – Государственная Дума, палата) самостоятельно решает вопросы, относящиеся к ее ведению в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Деятельность Государственной Думы основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов.

Порядок работы Государственной Думы – это закрепленная в нормах Конституции РФ Регламента форма проявления ее деятельности, выявления коллегиальной воли Думы и отдельной воли депутатов с целью реализации полномочий Государственной Думы. Главной формой деятельности Государственной Думы являются ее пленарные заседания.

Определенная совокупность заседаний палаты и ее органов, а также других проводимых ими мероприятий представляют собой такую организационно-правовую форму деятельности, которая называется «сессия».

Для совместной деятельности и выражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой, депутаты Государственной Думы образуют фракции.

Формирование

Федеральное собрание состоит из двух палат: Государственной думы и Совета Федерации.

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная дума состоит из 400 депутатов, которые избираются со всей страны. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта России, напрямую избираемых жителями регионов.

Государственная Дума

Государственная Дума формируется на 4 года по смешанной связанной избирательной системе. Данная система предполагает голосование по партийным спискам и за кандидатов от партий в избирательных округах. За основу системы выборов в Государственную Думу была выбрана система выборов в Бундестаг Федеративной Республики Германия.

Данная избирательная система предполагает распределение мандатов Государственной Думы между политическими партиями пропорционально результату, который они получили на федеральных выборах. Эти мандаты заполняются теми кандидатами от партии, которые одержали победу в своих одномандатных округах. Если таких кандидатов меньше, чем полученных партией мандатов, то оставшиеся парламентские места заполняются согласно представленному партийному списку. Таким образом, право первыми занять место в Государственной Думе получают кандидаты, лично избранные гражданами.

Парламентские места получают только те партии, которые или набрали не менее 4% голосов. В случае, если партия выиграла в одномандатных округах, то победившие кандидаты заполняют полученные места в Государственной Думе, а оставшиеся мандаты распределяются между преодолевшими барьер партиями.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации.

Совет Федерации

Совет Федерации формируется на 4 года по плюральной избирательной системе по двухмандатным округам в каждом субъекте Российской Федерации. Данная избирательная система предполагает, что для избрания в Совет Федерации кандидатам необходимо набрать наибольшее число голосов в округе – двое наиболее популярных кандидатов в регионе попадают в Совет Федерации

Правом самовыдвижения обладают беспартийные граждане, а политические партии могут выдвигать не более двух кандидатов в одном округе. Такая избирательная система со временем привела к возникновению так называемой «трёх с половиной партийной системы», которая приводила к тому, что в Совет Федерации избирались представители 3 крупнейших партий и небольшая группа кандидатов от «малых партий».

Сенатором Совета Федерации может быть избран житель (не менее 5 лет оседлости) субъекта федерации в котором он избирается, достигший 30 года и имеющий право участвовать в выборах. Одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации.

Структура Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Структура

Федеральное собрание – парламент в Российской Федерации, при этом обе его части (верхняя, нижняя палата) ведут свою деятельность отдельно друг от друга. Данная процедура прописана в главном законодательном документе – Конституции. Общий сбор производится только при одной ситуации, которая также прописана в законе – при выступлении главы государства.

Аналогичная процедура производится в момент, когда только что избранный президент дает присягу. Во всех остальных случаях деятельность ведется раздельно, возможен только контроль со стороны верхней палаты за работой нижней.

Государственная Дума

Нижняя палата парламента называется Государственная Дума. В ее состав входит 450 человек. Каждый депутат избирается путем тайного голосования на общероссийских выборах. Проводятся они каждые пять лет сразу во всех субъектах Российской Федерации. В голосовании можно участвовать можно как лично, так и дистанционно (нововведение появилось в 2021 году).

Совет Федерации

Верхняя палата парламента носит название Совет Федерации. В ее составе находится 170 человек. Такое количество получается исходя из формата набора – от каждого региона Российской Федерации в состав СФ входит по два человека. Один из них представляет исполнительный орган власти, а второй – представительный.

Нижняя палата

В Конституции Российской Федерации четко прописаны правила, по которым граждане получаются возможность избираться в Госдуму. Гражданину РФ должен исполниться двадцать один год. Важный фактор – иметь возможность избираться. Она отсутствует у людей, имеющих иностранный вид на жительство или гражданство другого государства. Участие в выборах является свободным правом гражданина.

Участие в деятельности Госдумы является официальной работой. По этой причине у депутатов отсутствует возможность заниматься бизнесом или устроиться в любую организацию. Все декларации о доходах находятся в свободному доступе, отчеты сдаются ежегодно как о доходах депутата, так и его близких родственников.

Верхняя палата

Получить статус сенатора и войти в состав Совета федерации может гражданин с российским паспортом в возрасте не менее тридцати лет. Важные факторы – отсутствие ВНЖ или гражданства другого государства, а также наличие постоянной регистрации. Человек, отвечающий данным условиям, может заседать только в одной из палат парламента. Статус сенатора может также присуждаться главой государства (лимит – 30 человек) и президенту, сложившему полномочия.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их парламентской деятельностью

5. Члены Совета Федерации и депутаты
Государственной Думы наделены правами и обязанностями, связанными с их
парламентской деятельностью.

Основы статуса члена Совета
Федерации и депутата Государственной Думы закреплены Конституцией РФ; принят
также Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г.*

*СЗ РФ. 1994. № 2.Ст. 74; 1996. № 12. Ст.
1039; № 34. Ст. 4029; 1999. № 28. Ст. 3466.

Депутат Государственной Думы – избранный народом
представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в
Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные законодательством. Член
Совета Федерации – представитель субъекта Российской Федерации.

Одно и то же лицо не может одновременно быть
членом Совета федерации и депутатом Государственной Думы. Депутаты
Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, они не
могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой
деятельностью (кроме преподавательской, научной или иной творческой
деятельности). Депутат Государственной Думы не может также быть депутатом иных
представительных органов государственной власти и органов местного
самоуправления. Члены Совета Федерации работают в этой палате на непостоянной
основе.

Депутаты
Государственной Думы избираются на четыре года (возможны случаи досрочного
прекращения полномочий), срок полномочий члена Совета Федерации определяется
сроком полномочий в качестве главы законодательного (представительного) или
главы исполнительного органа государственной власти субъекта федерации.

Депутаты, осуществляя свою парламентскую
деятельность, призваны, прежде всего, работать в соответствующей палате (но у
них есть и другие обязанности). Закон устанавливает целый ряд форм депутатской
деятельности: участие в заседаниях палат, в работе комитетов и комиссий палат,
в парламентских слушаниях. К этим формам также относятся внесение законопроектов,
парламентские запросы, обращения к членам Правительства с вопросами на
заседаниях палат. Кроме того, формами работы депутатов Государственной Думы
также являются участие в работе депутатских объединений, работа с избирателями.

Чтобы обеспечить осуществление депутатских
полномочий, законодательством установлены гарантии депутатской деятельности. К
ним, в частности, относятся: право законодательной инициативы, принадлежащее
депутату; право решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым палатой,
комитетом, комиссией, членом которых является депутат; право на
безотлагательный прием должностными лицами; обязанности последних дать ответ на
обращение депутата, предоставить запрашиваемые документы или сведения;
обеспечение материально-финансовых условий для осуществления депутатом
полномочий; гарантии трудовых прав; освобождение на срок полномочий от призыва
на военную службу и на военные сборы.

     Действенной гарантией является
неприкосновенность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы.

Это означает, что они в течение всего срока их полномочий не могут быть
задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте
преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев,
предусмотренных федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
В то же время возможно лишение этих лиц неприкосновенности (решением
соответствующей палаты по представлению Генерального прокурора РФ).

Полномочия

Парламент Российской Федерации является структурой, имеющей полное право контролировать деятельно главы государства и правительства. Для этого разработаны определенны инструкции, касающиеся:

  • Снятия главы государства с его должности.
  • Контроль за тратами, осуществляемыми из федерального бюджета.
  • Объявление «вотума недоверия», направленного в сторону правительства.

Процедура лишения президента его должности может начаться только при наличии серьезных оснований. Одним из таких является совершение особо тяжкого преступления, примером является государственная измена. Обвинение выдвигаются представители нижней палаты парламента, а разбирательством занимается два самых главных суда страны – конституционный и верховный. Первый проверяет правильно подачи заявления, а второй – определяет виновность.

Затем депутаты выдвигают обвинение, а сенаторы – поддерживают его и выдвигают на голосование данное решение. Принято оно может быть только в случае, если треть представителей каждой палат поддержание выдвижения обвинения, а две трети проголосовали «за». Затем парламент в течение трех месяцев назначают внеочередные выборы.

Для контроля за исполнением федерального бюджета производятся:

  • Проверка объективности закладывания определенной суммы на календарный год.
  • Контроль за тратами путем заслушивания отчетов о проводимых тратах.

«Вотум недоверия» – явное и принципиальное несогласие со стороны депутатов в сторону правительства из-за вынесенного решения по любому важному вопросу. В таком случае заканчивается совместное взаимодействие

Данное решение может быть принято только после голосования, причем ответ «за» должно дать более половины всех представителей.

В случае положительного решения дальнейшие действия определяются главой государства. Всего возможно два варианта:

  • При согласии с парламентом правительство Российской Федерации вместе с его главой отправляется в отставку.
  • При несогласии с парламентом в «опалу» попадается именно госдума, а затем назначают внеочередные выборы. Происходит это только в том случае, если в течение трёх месяцев после выражения несогласия депутаты не пересмотрели свое решение.

Место Федерального Собрания в системе органов государственной власти Российской Федерации

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом.
Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции. Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Компетенцией Федерального Собрания является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Созывы Федерального собрания

Первый созыв (1993 — 1997)

Основная статья: Парламентские выборы в России 1993 года

Распределение мест в Государственной Думе I созыва  «Родина»: 56 мест  АПР: 39 мест  «Яблоко»: 91 место  ДПР: 23 места  ПРЕС: 71 место  РДДР: 20 мест  ЛДПР: 100 мест

Второй созыв (1997 — 2001)

Основная статья: Парламентские выборы в России 1997 года

Распределение мест в Государственной Думе II созыва  «Родина»: 124 места  «Яблоко»: 117 мест  ПРЕС: 90 мест  РДДР: 24 места  ЛДПР: 45 мест

Третий созыв (2001 — 2005)

Основная статья: Парламентские выборы в России 2001 года

Распределение мест в Государственной Думе III созыва  «Родина»: 94 места  АПР: 30 мест  «Яблоко»: 142 места  «Единство» : 134 места

Четвёртый созыв (2005 — 2009)

Основная статья: Парламентские выборы в России 2005 года

Распределение мест в Государственной Думе IV созыва  «Родина»: 86 мест  АПР: 43 места  «Яблоко»: 113 мест  «Отечество»: 2 места  «Единство»: 156 мест

Полномочия палат

Государственная Дума

Согласно Конституции Российской Федерации, к полномочиям Государственной Думы относятся:

  • Принятие и отмена федеральных законов, а также внесение изменений в них;
  • Заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
  • Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
  • Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • Объявление амнистии;
  • Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Совет Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, к полномочиям Совета Федерации относятся:

  • Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • Назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • Отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
  • Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации;
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей;
  • Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации. Впрочем, как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет права внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации, проект федерального закона может быть принят нижней палатой в обход верхней палаты двумя третями голосов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: