Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
1. Законность. Правовые основы деятельности прокуратуры РФ составляют Конституция, федеральные законы, международные договоры РФ. На прокуратуру РФ не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Законность – это принцип и организации, и деятельности прокуратуры.
2. Централизм. Прокуратура РФ составляет единую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Централизм – это принцип организации. Остальные принципы – принципы деятельности.
3. Независимость. Органы прокуратуры осуществляют полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории РФ законами.
Принцип независимости проявляется и в законодательном закреплении недопустимости вмешательства в осуществление прокурорского надзора. Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор и следователь не обязаны давать каких-либо объяснений по существу находящихся в их производстве дел и материалов, а также предоставлять их кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.
Для обеспечения независимости работников органов прокуратуры закон предусматривает определенные гарантии: специальная защита их самих и их родственников; право на хранение и ношение оружия; обязательное государственное страхование; бесплатные проезды; санаторно-курортные выплаты и т. д.
4. Обязательность исполнения требований прокурора. Требования прокурора обязательны для тех, кому они адресованы. Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно. Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.
5. Гласность. Прокуроры и следователи действуют гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об охране прав и свобод граждан, а также законодательства РФ о государственной и иной специально охраняемой законом тайне; гласность включает в себя информирование федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности.
Никто не вправе без разрешения прокурора разглашать материалы проверок и предварительного следствия, проводимых органами прокуратуры, до их завершения.
6. Принцип неприкосновенности прокурора проявляется в особом порядке привлечения к уголовной и административной ответственности. Любая проверка сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры.
На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности.
Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержание при совершении преступления. Исключения касаются лишь случаев, особо предусмотренных законом или когда прокурор или следователь застигнут при совершении преступления. Тогда возбудить дело, задержать и т. п. может и другой орган, но потом дело необходимо передать по подследственности.
Генеральная прокуратура РФ
Генеральная прокуратура является высшим звеном прокурорской системы и осуществляет руководство всеми органами прокуратуры и ее учреждениями. Генеральную прокуратуру Российской Федерации возглавляет Генеральный прокурор Российской Федерации, имеющий первого заместителя и заместителей.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется коллегия в составе Генерального прокурора Российской Федерации (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором Российской Федерации.
Структуру Генеральной прокуратуры Российской Федерации составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений). Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений – помощниками Генерального прокурора Российской Федерации. В главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации имеет советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора Российской Федерации имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора Российской Федерации – Главным военным прокурором.
В Генеральной прокуратуре Российской Федерации действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с организацией и деятельностью органов прокуратуры. Положение о научно-консультативном совете утверждается Генеральным прокурором Российской Федерации.
Несмотря на различия в функциональном предназначении, вся система органов прокуратуры строится на принципах единства и централизации, подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Закон о прокуратуре РФ не допускает создания и деятельности на территории России органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры. Образование, реорганизация и упразднение органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором РФ. Прокуроры субъектов Федерации и приравненные к ним прокуроры вносят соответствующие предложения
Генеральному прокурору РФ, которые учитываются при принятии решений по организационным вопросам.
Генеральный прокурор Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности ректоров (директоров), проректоров (заместителей директоров) научных и образовательных организаций системы прокуратуры Российской Федерации, а также директоров филиалов научных и образовательных организаций прокуратуры и их заместителей (п. 3 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 г. № 233-ФЗ).
Функции и ключевые задачи, какие вопросы рассматривает
Основными задачами Генпрокуратуры РФ остаются борьба с коррупцией и преступностью, защита гражданских прав и законных интересов физлиц, а также, обеспечение единства правового пространства страны. В этих целях ведомство проводит прокурорскую проверку деятельности:
- федеральных и региональных исполнительных органов власти;
- СК РФ;
- Законодательных собраний, региональных парламентов;
- местных муниципалитетов;
- Минобороны, Генерального штаба РФ;
- контролирующих госорганов (Роспотребнадзора, Роскомнадзора);
- наблюдательной общественной комиссии;
- администраций и руководителей компаний и НКО.
Генпрокуратура РФ проверяет на законность правовые акты, оформляемые приведенными инстанциями. Кроме того, ведомство:
- Следит за соблюдением законодательства РФ силовыми ведомствами — ФСБ, МВД, ФСИН, ФТС и иными министерствами, к компетенции которых относится дознание, следствие, розыск.
- Проводит прокурорскую проверку соблюдения законодательства РФ администрациями пенитенциарных учреждений.
- Следит за работой сотрудников СК РФ и дознавателей на основании ст. 37 УПК РФ.
- Отвечает за координацию текущей деятельности органов правопорядка.
- Возбуждает административные дела.
На международном уровне Генпрокуратура РФ:
- налаживает прямые связи и сотрудничает с зарубежными ведомствами и международными инстанциями;
- оформляет международные соглашения о борьбе с преступностью и об оказании правовой помощи;
- участвует в составлении международных договоров РФ.
К ключевым задачам Управления Генпрокуратуры РФ относятся организация и контроль деятельности региональных прокуратур по надзору за:
- соблюдением Конституции РФ;
- проведением предвыборной кампании и самих выборов;
- исполнением законодательства РФ в сфере противодействия терроризму, экстремизму;
- соблюдением законов о государственной и муниципальной службе (госслужащими и муниципальными служащими);
- исполнением законодательства РФ в сфере занятости населения, оплаты труда, по выплатам и пособиям; соблюдением прав граждан-дольщиков;
- соблюдением законодательства РФ в сфере ЖКХ и др.
На Генпрокуратуру РФ возложены и функции по ведению статистики. Причем она это делает в соответствии с Законом РФ № 282-ФЗ и Законом о прокуратуре. Так, согласно ст. 51 Закона РФ № 2202-1-ФЗ, ведомство:
- Ведет статистику текущего состояния преступности.
- Собирает статистику сообщений о преступлениях, работе следователей, дознавателей и прокуроров.
- Проводит статистическое наблюдение на основе данных, предоставляемых госорганами.
Генпрокуратура РФ отвечает и за правовое просвещение граждан. Так, она выпускает специальные издания. Например, это могут быть:
- памятки безопасности — о перевозке питомца в отпуске, о поведении пострадавших от беззакония коллекторов, о правах организаций (компаний, фирм), об экстремизме среди молодежи и др.;
- листовки — «Нет вандализму», «Ответственность авиадебоширов» и др.;
- книжные закладки для детей — так, о том, как вести себя на улице или в школе;
- буклеты — «Дорога знаний для детей», «Защита прав предпринимателя» и др.;
- брошюры — о защите прав ИП, детей-инвалидов и др.;
- социальные ролики (так, «Алкоголь за рулем — смертельные последствия»);
- наглядные материалы — «Баннер Скажите экстремизму нет!», «Плакат Откажись от наркотиков» и др.;
- рубрика на сайте Генпрокуратуры «Прокурор разъясняет».
В соответствии со ст. 15.3 Закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ, Генеральная прокуратура РФ осуществляет и веб-надзор. Так, она отвечает за досудебную блокировку интернет-сайтов с материалами экстремистского характера, и призывами к участию в незаконных массовых мероприятиях.
Генпрокуратура РФ осуществляет полномочия и функции учредителя в отношении подведомственных ей организаций, в том числе санаториев и оздоровительных организаций.