Виды и формы познания мира

Формы и виды познания

Для того чтобы лучше понять специфические особенности познавательного процесса, выделяют две стороны развития познания: чувственную и рациональную.

Чувственное познание

Человек для этого использует органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус), которые являются основными механизмами чувственного познания.

К формам чувственного познания относятся:

  • Ощущение. Человек может ощущать конкретные характеристики и свойства того или иного предмета (явления), которые оказывают влияние на органы чувств. Происходит отражение формы, запаха, цвета, текстуры и т. д.

  • Восприятие. Это важная форма создания представлений на основе чувственного образа, характеризующего целостную картину окружающих нас предметов, процессов или явлений, которые прямо воздействуют на органы чувств.

  • Представление. То, что человек сохранил в памяти после того, как узнал предмет. При этом сами предметы (процессы или явления) не оказывают воздействия на органы чувств. Чувственно-наглядный и обобщенный образ сохраняется, чтобы потом воспроизвестись в сознании без их участия.

Существует особый вид познания, называемый интуицией, заключающийся в способности постигать истину, не опираясь на логические разумные обоснования и какие-либо доказательства.

Интуиция характеризуется внезапностью, частичной осознанностью, непосредственным характером появления знания.

Рациональное познание (ratio в переводе с латинского — разум, рассудок)

Считается сложным методом, отражающим действительность. Данный уровень доступен только людям, достигающим его путем мышления (мыслительных операций).

Главными механизмами рационального познания являются сравнение, отвлечение, обобщение, уподобление и другие.

Виды рационального познания:

  • Понятия, заключающиеся в мыслях, характеризующих свойства объекта (общие и существенные). Суждения состоят из взаимосвязанных между собой понятий, которые выражаются в речи отдельными словами.

  • Суждения подразумевают мысли, которые утверждают либо отрицают сведения об объекте.

  • Умозаключение (вывод) предполагает несколько мысленно взаимосвязанных суждений и формирование из них нового суждения.

В качестве примера логического умозаключения можно привести формулу:

если b > a, а a > c, то b > c.

Умозаключения представлены следующими разновидностями:

  • индуктивное, подразумевающее движение мыслей от частного к общему;

  • дедуктивное, подразумевающее направление мыслей от общего к частному;

  • получаемое по аналогии с чем-либо.

Чувственное и рациональное познание имеют свои особенности.

Чувственное

Рациональное

Прямое воспроизведение объекта благодаря непосредственности восприятия

Наглядный и предметный характер образов, формирующихся благодаря познанию

Воспроизводятся как внешние свойства объектов, так и внутренние.

Опирается на результаты, полученные с применением чувственного познания

Образы, полученные в результате познавательной деятельности, имеют абстрактный и обобщенный вид

Свойства и характеристики воспроизводимых объектов основаны на закономерных связях и отношениях.

Есть два прямо противоположных мнения ученых по поводу места чувственного и рационального познания:

  • Эмпиризм (в переводе с греческого empeiria — опыт). Сторонники теории эмпирического познания считают, что единственный источник знаний — чувственный опыт.

  • Рационализм (в переводе с латинского ratio – разум, рассудок). Данную точку зрения поддерживают ученые, считающие ум и разум основными источниками получения знаний без участия чувств.

Чувственное и рациональное объединены в их общий результат — знание. Ведь реальное знание невозможно получить без участия чувственных представлений человека.

Множество понятий в современной науке носят абстрактный характер, но в их основе лежит чувственная сторона познания. Ведь научные сведения основаны на мышлении и человеческом опыте. С другой стороны, форма этих знаний — это система чувственно воспринимаемых знаков.

Однако знания не могут приобретаться и существовать без рациональных данных, полученных опытным путем и входящих в итоговые результаты. Опыт необходим для общего хода интеллектуального развития всего человечества.

Какие бывают методы познания

Методы познания – это своеобразный инструмент для изучения и опознавания окружающего мира. Это совокупность теоретических и практических методов, которые позволяют глубоко изучать принципы и механизмы мироздания.

Чтобы познавать мир, людям приходится находить все новые и новые способы получения информации. Для этого создают целые научные проекты, которые направлены на развитие познавательной деятельности. Уровень роста познания каждый день приобретает невероятные результаты. Ученые обладают такими знаниями, которые не способен принять и понять простой обыватель

Методы познания принято разделять на две разновидности: теоретические методы познания и эмпирические методы познания.

Что такое теоретическое познание

Этот метод познания основан, на способности человека проводить анализ и сравнивать, Установленную гипотезу подвергают исследованию, прибегая к существующим канонам и закономерностям. Сюда можно отнести ряд следующих способов достижения познавания, которые разделяют на следующие виды:

  • анализ – воображаемое разделение целого объекта на составные части. Это делается, чтобы получить знание об этих частях, узнать их взаимосвязь и особые свойства;
  • формализация – описание объектов при помощи всех возможных символов: цифрами, буквами, фигурами и др;
  • синтез – данный метод заключается в том, чтобы объединить составные части в одно целое и дать общее название. Этот метод является противоположностью анализа. Например, определенный психотип человека состоит из различных форм индивидуальных особенностей характера и мышления;
  • общение (коммуникация) – познание путем объединения по основным параметрам каждого объекта. Например, река, море, лужа – вода;
  • дедукция – заключается в том, что мы делаем определенный вывод, основываясь на все возможные параметры и условия;
  • моделирование – это наглядное созидание чего-то, что уже создано. Модели могут отличаться от оригинала своими размерами, формами и быть отображены в любой плоскости. Например, копия дома из дерева или его модель на компьютере;
  • классификация – это способ объединения различных объектов по определенным критериям в отдельные категории;
  • абстрагирование – заключается в изучении только одной составляющей одного объекта;
  • конкретизация – сосредоточенность на основных составных частях одного целого объекта познания;
  • идеализация – когда объекту познания присваивают несуществующие элементы, которые нужны для более обширного понимания;
  • аналогия – выявление закономерностей и частей, которые можно привести как пример сходства;

Совокупность этих способов помогает нам изучать мир более обширно и понимать, как устроены определенные процессы.

Что значит эмпирическое познание

Эмпирическая форма познания предполагает изучение объектов при помощи определенных опытов. Давайте рассмотрим примеры эмпирического уровня познания. Здесь есть четыре основных способа, а именно:

  1. сравнение – выявление различий или сходства параметров, исходя из двух или нескольких объектов познания;
  2. наблюдение – приобретение знаний путем зрительного контакта;
  3. измерение – получение информации путем анализа и считывания данных об объекте;
  4. эксперимент – предполагает определенную совокупность действий для получения необходимых знаний. Для этого необходимо создать специальные условия.

Таким образом, мы познаем окружающий мир и способны подчинять себе силы природы. Путем познания, мы приобретаем опыт, который помогает нам выжить и развивать цивилизацию.

Стоит понять, что ваша главная задача, постоянно развиваться, делать так, чтобы каждый день вам удавалось сделать больше. Просто познавайте этот мир, анализируйте каждое свое действие и делайте вывод. Таким образом вы узнаете что делаете не так или что нужно еще сделать, чтобы научиться быстро и качественно развиваться. В этом и есть вся суть познания

Методы познания, классификация

Все методы обучения можно разделить на две основные группы: эмпирические (основанные на непосредственном наблюдении за определенными явлениями) и теоретические (основанные на анализе имеющейся информации и рациональном мышлении).

Эмпирические методы:

наблюдение — исследование объекта в природной среде, не влияя на происходящие процессы;

измерение — получение количественных характеристик наблюдаемых объектов путем сопоставления их свойства с образцовыми значениями;

эксперимент — намеренное создание специальных условий, а также дальнейшее изучение объекта, помещенного в эти условия;

сравнение — сопоставление характеристик изучаемого предмета с характеристиками других предметов.

Теоретические методы:

  • анализ — разбивка предмета по компонентам и подробное изучение;
  • синтез — воссоздание полного изображения из отдельных деталей;
  • сравнение — определение характеристик предмета с целью выявить сходство и различие между ними;
  • классификация — группировка исследуемых объектов на основе наличия одинаковых характеристик;
  • извлечение — изучение объекта под новым углом (с акцентом на определенные свойства и игнорированием других);
  • систематизация — это интеграция накопленных знаний в систему, в которой четко идентифицируются взаимосвязи и закономерности;
  • идеализация — создание образа вымышленного объекта с идеальными свойствами и использование его в качестве эталона;
  • моделирование — это проектирование модели при условии детального изучения ее свойств, что невозможно при правильном предмете.

Сравнение чувственного и рационального познания

В любом случае процедура должна проводиться по-своему.

Чувственное познание основано на работе органов, с помощью которых человек (или животное) слышит, видит, замечает запахи и т.д. Отличие чувственного познания от рационального заключается в том, что с его помощью можно получить информацию о внешних признаках и качестве.

Информация об индивидуальных характеристиках объектов поступает в виде ощущений. Например, зрение говорит, что апельсин оранжевый и круглый, а кожа позволяет почувствовать холод льда.

Более сложным элементом познания является восприятие. Оно включает в себя все чувства, связанные с конкретным предметом (обычное мороженое считается вкусным холодным белым продуктом). Более того, объекты могут существовать только в наших представлениях, а не в реальности, потому что их образ уже был запечатлен органами чувств.

Рациональное познание осуществляется разумом. Цель состоит в том, чтобы понять суть вещей, распознать закономерности. Эта познавательная деятельность присуща только человеку от рождения. 

Рациональное знание сначала формирует понятия. Оно содержит обобщения и наиболее важную информацию по изучаемой теме. Например, термин «цветок» включает в себя любое растение такого рода, независимо от его разнообразия или структурных характеристик. Рациональное знание также работает через суждения в форме утверждений или отрицаний. Суждения могут служить основой для решений.

Рациональное осознание дает лучшие результаты. На основе логики оно помогает глубже понять реальность и сформулировать важные прогнозы. В то же время анализ материала, предоставленного органами чувств, все еще продолжается. Поэтому каждая область знаний играет важную роль во всем процессе.

Чувственное познание Рациональное познание
Задействованы органы чувств Основано на работе мышления
Формы процесса: отдельные ощущения, восприятие, представление Проявляется в понятиях, суждениях, умозаключениях
Направлено на внешние признаки объектов Помогает постигнуть суть вещей
Является конкретизированным Используется обобщение
Прямой контакт с действительностью Возможен отрыв от реальности
Не «размышляет» о причинах и следствиях Опирается на логику, выявляет закономерности
Не всегда правдиво Более адекватно
Присуще человеку и животным Свойственно только человеку

Подходы к проблеме познания

Известно два основных подхода к проблеме познания:

  1. Гносеологический оптимизм – предполагает, что мир можно познать вне зависимости от того, можно объяснить то или иное явление или нет.

    Эта позиция характерна всем материалистам и некоторым последовательным идеалистам, несмотря на различия в методах их познания.

    Основой познания является способность сознания к воспроизведению, или отражению, полноты и точности существующего объекта.

    К основным предпосылкам теории познания диалектического материализма относят:

    • источник познания, находящийся снаружи, но является объективным;
    • принципиальная разница понятий «явление» и «вещь в себе» отсутствует, но есть разница познанного и еще не познанного;
    • познание представляет собой непрерывный процесс углубления и изменения знания, основанного на преобразовании действительности.
  2. Гносеологический пессимизм – предполагает необходимость сомнения в любой возможности познания мира.

    К типам гносеологического пессимизма относят:

    • скептицизм – направление гносеологии, которое ставило под сомнение саму возможность познания объективной действительности. Данного направление придерживались Секст Эмпирик и Диоген. Философским скептицизмом сомнение превращается в принцип познания, такая точка зрения свойственна Дэвиду Юму;
    • агностицизм – течение, которым полностью отрицалась возможность достоверно изучить сущность мира, как говорил И. Кант. В качестве источника познания выступал внешний мир, сущность которого невозможно познать. Любой предмет является так называемой «вещью в себе». Познает человек только явления, используя при этом только врожденные априорные формы – пространство, время, категорию рассудка, также организуется опыт ощущения.

На рубеже XIX-XX веков была сформирована одна из разновидностей гностицизма – конвенционализм. Он представляет собой концепцию, в соответствии с которой научные теории и понятия – это не отражения реального объективного мира, продукт соглашения ученых.

На сегодняшний день гносеология – это не единственное направление, предметом изучения для которого выступает познание как таковое.

На основании проблематики гносеологии, взяли начало такие научные направления, которые занимаются познанием – когнитивная психология, логика, история науки, науковедение, социология, методология и пр.

Современная гносеология продолжает свое развитие, проповедует «правило сотрудничества» и синтеза с другими дисциплинами. Отдельные ученые утверждают, что на сегодняшний день все более ярко проступает процесс становления социальной целостности, идет заложение основ общего для всего человечества стиля мышления. В структуре такого общечеловеческого мышления ведущее место занимает диалектика.

Структура познания

Познание как процесс постижения окружающего мира состоит из нескольких элементов. Кратко познакомимся с ними.

Субъектом процесса является лицо, которое занимается получением новых сведений.
Объект — это предмет или явление, на которое направлено внимание человека в момент исследования.
Мотив — это побуждение, из-за которого лицо начинает изучать информацию, собирать сведения. Он может быть теоретическим (в том случае, если процесс познания приносит удовольствие человеку само по себе) и практическим (когда полученные знания субъект планирует использовать для улучшения социальных условий, применения в жизни).

Цель — это те знания, которые люди планируют приобрести после изучения информации.
Результат — конкретный набор сведений, которые человек получает в процессе познания.. Рис

1. Школьник читает книгу

Рис. 1. Школьник читает книгу.

Уровни и формы познания 1

Выделяют два основных источника знания и познавательного процесса: ощущение и мышление.

Первым уровнем познания, вне которого невозможно формирование знаний, есть чувственное познание: это фиксация отдельных свойств и признаков от органов чувств человека согласно их внутренних возможностей. Чувствительный уровень познания еще не создает знания. Так, например, увидеть вещь — еще не значит ее узнать или понять.

Ощущения

Следует отметить, что уже на уровне ощущения в деятельность чувств вмешиваются мыслительные операции, потому соединять элементы ощущения в восприятии можно по-разному. Основное же заключается в том, что чувственное познание не может удовлетворить человека, потому что оно имеет целый ряд очевидных недостатков:

— ощущения имеют свои пределы, т.е. далеко не все мы можем видеть, чувствовать и т.д.;

— ощущение изменчивы, неустойчивы, относительные;

— ощущения не дают нам надежного критерия для разграничения существенного и несущественного;

Формы абстрактного мышления

понятия — это слова (термины), фиксирующие существенные характеристики, как обычно, классу предметов (но иногда — и отдельных уникальных предметов);

суждение — это предложение, которые связывают между собой понятия так, что ход мышления в существенных моментах совпадает с процессами реальности;

умозаключения — совокупность предложений (суждений), связанных между собой законами логического вывода. Вспомним, что есть два основных типа умозаключений: индуктивный (движение мысли от частного к общему) и дедуктивный (движение мысли от общего к частному).

Заметим, прежде всего, что при переходе к абстрактному мышлению (рационального познания) происходит изменение объекта познания: если чувственное познание фиксирует отдельные признаки и свойства предметов, то абстрактное мышление возникает направленным на выявление и исследование связей, функций и отношений между вещами (или внутри отдельных вещей). Благодаря тому, что абстрактное мышление отделяет определенные проявления вещей от самих вещей и рассматривает их отдельно, благодаря тому, что на первый план выходит исследование связей, функций и отношений, абстрактное мышление фиксирует существенные характеристики и оценки целых классов предметов. Поэтому абстрактное мышление выходит за пределы как отдельных предметов, так и определенных органов чувств.

Дальнейший уровень познания, на котором умозаключения, понятия и концепции абстрактного мышления воплощаются в реальность и приобретают не только интеллектуальный, но и реальный вид. Особенности третьего уровня познания отчетливо проявляются в трех формах:

опыт — личное сознательное выявление условий и обстоятельств как совпадения, так и несовпадения умственного конструирования с реальным ходом вещей и процессов;

эксперимент — исследование определенных, специально выделенных свойств, параметров и характеристик вещей в специально организованных условиях с обоснованным дозировкой действий факторов, факторов и т др.;

практика — сознательно фиксированный опыт применения теорий, учений, концепций в реальной исторической жизни определенных социальных групп, обществ, цивилизаций и т.д.

Итак, познание развивается от чувств абстрактного мышления к их синтезу, в процессе которого человек снова получает чувственные впечатления переходит к новым размышлениям и т.д. То есть процесс познания розвивается спиралеобразно, оно эволюционирует, наращивается, имея определенную внутреннюю ритмику.

Эмпирический уровень научного познания

Эмпирическое познание формируется при взаимодействии с объектом исследования, когда исследователь непосредственно влияет на него, находится с ним во взаимодействии, обрабатывает полученные результаты и формулирует выводы. Эмпирический уровень включает ряд стадий, каждая из которых обладает своими собственными методами:

  • взаимодействует с объектом посредством наблюдения, сравнения и эксперимента;
  • систематизирует и классифицирует полученные эмпирические данные посредством таблиц и графиков;
  • эмпирическое обобщение;
  • получение эмпирических фактов.

Из этого следует, что эмпирическое исследование преимущественно ориентируется на изучение явлений и зависимостей между ними.

Методы эмпирического исследования:

  • наблюдение – это процесс систематического и целенаправленного восприятия объекта. Цель наблюдения – выявить существенные свойства и отношения объекта. В данных наблюдения содержится первичная информация, полученная при непосредственном наблюдении за интересующим объектом. Получаемая информация может искажаться случайными воздействиями на органы чувств извне, приборы могут давать сбой, поэтому данные наблюдений еще нельзя считать достоверным знанием;
  • эксперимент – это метод обнаружения существенных свойств предмета. Эксперимент ставят сознательно, чтобы искусственно воспроизвести предмет в идеальных условиях. На базе эксперимента формируется особое знание, называемое научным фактом.

Научный факт является результатом сложной рациональной обработки, то есть осмысления, понимания, интерпретации и эмпирических объектов.

Определение 4

Эмпирические объекты – это абстракции, которые в реальность выделяют некоторый набор свойств и отношений вещей.

Реальные объекты в эмпирическом познании представляются идеальными объектами, обладающими жестко фиксированным и ограниченным набором признаков.

Также методами эмпирического исследования являются сравнение, систематизация и классификация, эмпирическое обобщение.

Формы эмпирического исследования:

  • абстрагирование – отвлечение от отдельных свойств и отношений рассматриваемого явления и одновременное выделение интересных для исследователя свойств;
  • анализ – реальное или мысленное разделение объекта на несколько составных частей, а синтез – это объединение этих частей в единое целое;
  • индукция – ход мыслей от единичного опыта или факта к общему, то есть к их обобщению и формулированию выводов;
  • дедукция – ход процесса познания от общего к единичному;
  • обобщение – установка общих свойств и признаков.

Основные виды познания, их особенности и признаки

В наше время определены следующие виды познания:

  1. Житейское. Это своего рода жизненный опыт человека, основанный на его кругозоре. За его основу берется здравый смысл. Если говорить о житейской мудрости различных поколений, то свойственна многоплановость. Это обусловлено влиянием развития цивилизации, прогресса и культуры на кругозор людей.
  2. Рациональное познание. Эта разновидность также не может быть однообразной, поскольку она зависит от опыта и степени обученности индивида.
  3. Интуитивный вид — это связь ощущений при контакте с первыми выводами после первичного взаимодействия. Под интуицией принято понимать мгновенное чувство. Оно может быть основано либо после первичного интеллектуального осмысления, либо на зрительном контакте.

Каждый вид познания истины может быть осуществлен тем или иным типом.

Особенности типов познания

На сегодняшний день выделено 3 типа постижения истины философии:

  1. Обыденная философия — это индивидуальный опыт субъекта. Он не связан с религией, ни с мистикой, ни с открытиями других людей. Это та информационная база, что была получена собственными ощущениями и собственным путем.
  2. За основу религиозного познания берутся многовековые знания в пределах одного вероисповедания. Религиозные знания представлены как догмы, которые никогда не переосмысляются, поскольку в центре всего находится вера.
  3. Философия мистики представляет собой духовный опыт, как одного субъекта, так и целой этнической группы. Знания могут быть получены разными способами, но трактуются они посредством разума.  

В современном мире с точки зрения разума трактуются многие факты. Это легло в основу научного познания.

Типы познания — их особенности и признаки

Типы классифицируют исходя из того, каким способом осуществляется истинное, по мнению каждого типа, постижение. Каждый из типов имеет свой набор черт, который отличает его от другой классификации.

Мифологическое

Мифологическое познание было одно из первых, еще при первобытном строе. Осуществлялось чувственным и зрительным путем. 

Для постижения характерны явления, при которых необъяснимые и сложные понятия представлялись в виде богов.

Религиозное

Согласно ему, объяснение истины мира делается на основе веры в сверхъестественные силы. Объект религиозного познания – это Бог. 

Целью является не нахождение истинного лица и сущности Бога, а спасение души человека.

Научное

Постижение окружающего мира научным способом. 

Сущность научного познания выражается в:

  • разделении действительности и ее понимании в прошлом, настоящем, будущем;

  • точном обобщении всех фактов;

  • том, что нет ничего случайного, все имеет значение.

Философское

Основной чертой является стремление найти смысл бытия и определить, какое место человек занимает в нем. 

Предметом познания является весь мир вместе с человеком в этом мире

Субъекту важно, помимо постижения мира и места человека в нем, найти и создать их идеал.

Чувственное

Осуществляется с помощью чувств и выражается в трех основных формах:

  • ощущения (слуховые, вкусовые, зрительные и остальные ощущения);

  • восприятие (создается обобщенный образ объекта из ощущений);

  • представление (в воображении появляется образ на основе созданного из ощущений и воспринятого образа).

Моторное

Наиболее современный тип познания. Возник на основе наук: психологии, нейробиологии и нейрофизиологии. Постижение мира, согласно данному типу, происходит во время действия. 

Моторная система приравнивается к умственной обработке информации, полученной при познании объекта. Главная единица моторного типа — действие.

Теоретический уровень

Форма познания

Все относящиеся к одному явлению описания фактов и результаты экспериментов, гипотезы и законы, классификационные схемы и т. п. объединяет в целостное и обозримое знание о мире научная теория.

Определение

Научная теория — это объяснение аспекта мира природы, который можно многократно проверять и подтверждать в соответствии с научным методом, используя принятые протоколы наблюдения, измерения и оценки результатов.

Виды теорий:

  1. Сначала возникают описательные теории, описывающие, систематизирующие и классифицирующие имеющиеся факты.
  2. Высшая форма развития науки — объяснительная теория. В основе объяснительной теории лежит набор исходных понятий и принципов. Например, электродинамика Максвелла базируется на его уравнениях, связывающих основные величины этой теории, а специальная теория относительности опирается на уравнения Эйнштейна.

Задача уровня

Теория раскрывает отношения предметов и явлений, объясняет экспериментальные факты, подсказывает, чего можно ожидать в дальнейшем. Практическая и производственная деятельность людей была бы невозможна, если бы они не умели объяснять происходящее и предвидеть результаты своих действий.

Тип познания явлений

Исходные понятия и принципы теории относятся не к реальным предметам и явлениям, а к некоторым абстрактным объектам, образующим идеализированный объект теории. В классической механике такой объект — система материальных точек, а в молекулярно-кинетической теории — множество замкнутых в определенном объеме хаотически соударяющихся молекул, представляемых в виде абсолютно упругих материальных шариков.

Идеализированный объект теории намного проще реальных предметов и явлений, но именно эта простота позволяет дать его точное математическое описание. Рассматривая движение планет вокруг Солнца, астроном отвлекается от того, что планеты представляют собой целые миры, имеющие сложный химический состав, атмосферу, ядро, температуру поверхности и т. п. Он рассматривает их как простые материальные точки, которые характеризуются лишь массой и расстоянием от Солнца.

Границы теоретического и эмпирического познания

Теоретический и эмпирический уровни познания всегда очень плотно взаимодействуют друг с другом. Именно они обуславливают существования друг друга и дают человеку возможность выбора или синтеза двух моделей познания. Так, эмпирическое познание предшествует теоретическому, так как выявляет новые данные наблюдения, факты и результаты экспериментов. Именно это познание стимулирует развитие рационального и логического познания, которое основывается на разумном осмыслении всех определившихся аспектов.

Эмпирическое знание опосредуется теоретическим — теоретическое познание утверждает, какие события или явления, процессы должны быть предметом эмпирического исследования и в каких условиях должно осуществляться эксперимент.

На рациональном уровне также выявляются и указываются те границы, в которых результаты на эмпирическом уровне истинные, в которых эмпирическое знание может быть использовано практически. Именно в этом и заключается эвристическая функция теоретического уровня научного познания.

Рисунок 2.

Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями весьма условна, самостоятельность их друг относительно друга относительная. Эмпирическое переходит в теоретическое, а то, что когда-то было теоретическим, на другом, более высоком этапе развития, становится эмпирически доступным.

Замечание 1

В любой сфере научного познания, на всех уровнях наблюдается диалектическое единство теоретического и эмпирического. Ведущая роль в этом единстве зависимости от предмета, условий и уже имеющихся, полученных научных результатов принадлежит то эмпирическом, то теоретическом. Основой единства эмпирического и теоретического уровней научного познания выступает единство научной теории и научно-исследовательской практики.

Уровни и формы познания 2

Гносеология (теория познания) – один из важнейших разделов философского знания, поскольку проблема познания как весьма существенная определяет строй каждой философской системы. Важным является вопрос «как мы познаем мир?», раскрывающий механизмы познания.

В качестве основных источников, ступеней познания рассматривались чувства (чувственное познание), разум (рациональное познание), интуиция (интуитивное познание). Наука в основном ведет споры вокруг чувственного и рационального познания. Интуитивная форма познания рассматривается в основном в религиозно — философских системах.
Религиозные философы в качестве основной формы познания рассматривали интуицию, трактуя ее как способ приобщения к Богу.

Рассмотри чувственное и рациональное познание как основные формы, достаточно хорошо изученные и осмысленные философами.

Чувственное познание

Возможности чувственного познания определяются нашими органами чувств и наиболее очевидны для каждого, т. к. мы получаем информацию с помощью наших органов чувств. Основные формы чувственного познания:

Ощущения – информация, получаемая от отдельных органов чувств. В сущности, именно ощущения напрямую опосредуют человека и внешний мир. Ощущения дают первичную информацию, которая в дальнейшем подвергается интерпретации.

Восприятие – чувственный образ предмета, в котором интегрируется информация, полученная от всех органов чувств. Но восприятие существует лишь в момент взаимодействия с предметом.

Представление – чувственный образ предмета, сохраняющийся в механизмах памяти и воспроизводимый по желанию. Чувственные образы могут иметь разные степени сложности.

Воображение (как форма познания) – способность комбинировать фрагменты различных чувственных образов. Воображение – важный и нужный компонент всякой творческой деятельности, в том числе научной.

Рациональное познание

Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта).

Основные формы рационального познания:
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.

Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.

Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей».

Введение
Наше прошлое
Наше будущее

Теоретический уровень познания

Теоретический уровень познания ориентируется на выделение сущностных связей в их чистом виде. Сущность объекта – это взаимодействие нескольких законов, которым данный объект подчиняется.

Методы теоретического исследования:

  • формализация – это отображение содержательного знания в знаковом формализме. Знаковый формализм создается, чтобы точнее выражать мысли для исключения возможности неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах оказываются смещенными в плоскость оперирования со знаками и формулами. Отношения знаков заменяют собой высказывания относительно свойств и отношений предметов. Формализации отведена значительная роль при уточнении научных понятий;
  • аксиоматический метод – это способ выстраивания научной теории, когда ее основой являются некоторые исходные положения, из которых все остальные положения данной теории будет выведены логически, через ряд доказательств. Чтобы вывести теорему из аксиомы, необходимо сформулировать специальные правила вывода;
  • гипотетико-дедуктивный метод – один из способов теоретического исследования, заключающийся в сознании целостной системы дедуктивно-связанных друг с другом гипотез, из которых можно вывести ряд утверждений об эмпирических фактах. Это значит, что этот метод базируется на выведении, то есть дедукции, заключений из гипотез, истинное значение которых остается неизвестным. Заключение, которое получено таким путем, имеет вероятностный характер;
  • идеализация – это метод построения идеализированного объекта. Такие абстракции являются сложным образованием. Они могут быть наделены не только признаками, которые можно обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и признаками, отсутствующими у реального объекта рассмотрения. Например, материальная точка определяется как тело, которое лишено размера, но сосредотачивающее в себе всю массу тела. Но в природе такие тела отсутствуют.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: