Классификация психических явлений

Что представляют собой психические явления

Эмоциональная сфера личности

Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

7 стр., 3427 слов

Инженерная психология и психология труда лекция 3 психология …

… опирается на моральные качества личности: чувство ответственности, долг, совесть, а также на характер и темперамент человека. чем выше и устойчивее мотивация к данному виду деятельности, тем больше вероятность … в деятельности оператора были не только не очень большими, очень жесткими но и не очень малыми, не слишком либеральными. Стресс. Инженерная психология изучает формы поведения человека

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Ощущение

Ощущение — важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. Жизненное значение ощущен й заключается в том, что ори всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых ящиков, окрашенных в белый и черный, первый кажется легче, второй тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии сна органы чувств.

Без ощущении невозможна психическая активность человека.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств- анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами.

Виды ощущений.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют : дистанционную и контактную рецепцию.

9 стр., 4287 слов

Роль и виды ощущений у человека

… ощущения. Ощущением называется простейший психологический процесс, заключающийся в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, действующих в данный момент на соответствующие органы чувств человека. Ощущения … а днём его зрение относительно нормально. При ослаблении действия аппарата колбочек человек плохо различает или совсем не различает хроматических цветов. Данное …

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, мышцах и сухожилиях или внутри организма различают : экстеруепцию( зрительная, слуховая, тактильная и тд), проприоцепцию (ощущение мышц, сухожилий) и интероцепцию ( ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Глаз относится к дистанционным рецепторам.

Слуховые ощущения. Относится к дистанционным ощущениям.

Обонятельные ощущения. Относится к дистантным.

Вкусовые ощущения- контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения. Имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная и болевая.

Закономерности ощущений.

К закономерностям относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности – Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

2 стр., 631 слов

Психология успешной личности

… «преступления», узнаете многое о наказаниях. Занятие ведет преподаватель юриспруденции Мингазов И.Р. Психология успешной личности Познать самого себя порою труднее, чем изучить тайны вселенной. Как побороть внутренние …

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История.Современный человек – есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов – начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Глава 2. Понятие о психике человека. Классификация психических явлений

§ 2. Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние — временнoе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние — текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей.

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные — основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности — психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.

Рис. 3. Система (классификация) психических явлений (схема автора).

Все психические явления системно организованны — они образуют единую структуру психики человека (рис. 4).

Рис. 4. Структура психики человека (схема автора).

Закономерности психических явлений

Психология занимается выявлением законов разных психических процессов, чтобы понимать, как функционирует психика. Примером изученных закономерностей одного из психических явлений, запоминания, являются связи, лежащие в основе работы памяти — ассоциации. Рассмотрим это явление подробнее. 

Если какие-нибудь объекты воспринимаются, представляются, обдумываются одновременно или через короткий промежуток времени, то между ними возникают связи. Позже восприятие или представление одного из этих объектов провоцирует мысли о других, включенных в связь.

Физиологически возникновение ассоциативных связей основано на механизме возникновения временных нервных связей, открытом И.П. Павловым в процессе изучения условных рефлексов у животных.

Определение

Условный рефлекс — это индивидуальная реакция, возникшая путем научения.

Чтобы создать устойчивую ассоциацию, необходимы два фактора:

  • совпадение во времени;
  • повторение.

Какими психическими явлениями характеризуется психика человека

Рассмотрим свойства, характеризующие личность человека в целом.

Все психические процессы всегда протекают в какой-либо деятельности. Это относится не только к волевым и познавательным, но и к эмоциональным процессам. Человек всегда так или иначе действует, и в ходе своей деятельности он познает и чувствует.

Не всякая деятельность проявляется во внешних движениях. Решая трудную задачу, человек может внешне сохранять полную неподвижность, и все же мы скажем, что в данном случае он активен, что он выполняет определенную деятельность, имеющую свои цели и требующую от него немалых волевых усилий. Таким образом, психические процессы возникают при конкретных действиях человека.

Свойства индивидуальности также формируются в деятельности. Никакая психическая особенность не может быть врожденной. Человек не рождается на свет, уже имея какие-нибудь определенные способности или черты характера

Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы и — что особенно важно — мозга

Определение

Задатки — это анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми.

Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют ее, т. е

не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит.

Определение

Интерес — это особенное отношение к предмету, создающее тенденцию обращать внимание именно на него. Например, ученый, работающий над какой-либо проблемой, будет видеть нюансы, которые ускользнут от внимания другого человека

Оределение

Склонность — это тенденция посвящать время какому-либо конкретному занятию.

Важно отличать склонности и интересы от обычных человеческих потребностей. Любому человеку нужно есть, например, но его интерес к еде проходит после насыщения и не является характеристикой его личности

Также важно учитывать, что интересы человека часто определяются его окружением в детстве и юности, материальным положением его семьи и другими социальными факторами.

Определение

Способности — это свойства личности, дающие ей возможность успешно заниматься какой-то конкретной деятельностью.

Примеры способностей:

  • наблюдательность;
  • зрительная память;
  • эмоциональная память;
  • эмоциональное воображение;
  • техническое воображение.

Таким образом, способности — это условие успешного выполнения разных видов деятельности. Совокупность задатков, которые составляют природную предпосылку развития способностей, называют одаренностью. А совокупность способностей, позволяющее человеку выполнять какую-то деятельность творчески, называют талантом к данной деятельности.

Определение

Темперамент — это совокупность индивидуальных характеристик нервной системы, которые выражаются:

  • в эмоциональной возбудимости, т. е. быстроте возникновения чувств и их силе;
  • в тенденции к сильному выражению чувств вовне;
  • в общей подвижности человека.

Представителей каждого из четырех классических типов темперамента можно описать так:

  1. Холерик — быстрый, порывистый, с сильными чувствами, ярко выражающимися в его поведении.
  2. Сангвиник — быстрый, подвижной, эмоционально откликающийся на внешние раздражители; его чувства непосредственны, но слабы и кратковременны.
  3. Меланхолик — склонный к затаенным переживаниям большой силы и длительности; он реагирует далеко не на все, но если реагирует, то испытывает очень сильные чувства.
  4. Флегматик — медлительный, уравновешенный, спокойный, почти не проявляющий чувств и не испытывающий их.

В пример можно привести персонажей романа Тургенева «Накануне»:

  • Инсаров — холерик;
  • Шубин — сангвиник;
  • Берсенев — меланхолик;
  • Увар Иванович — флегматик.

Важно учитывать, что темперамент — лишь набор предпосылок к определенному типу реагирования. Не всякий холерик энергичен, и не всякий сангвиник отзывчив, но, например, холерику проще, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действия

Определение

Характер — это совокупность основных характеристик личности, определяющих ее поведение.

Храбрость, лицемерие, инициативность, трудолюбие, добросовестность, трусость, лень, скрытность — примеры различных черт характера. Говоря, что один человек — храбрец, а другой — трус, люди высказывают чем-то обоснованные предположения, как эти двое поведут себя в критической ситуации. 

Предмет психологии

Психология – научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний.

Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология – наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике.

Задачи псих-ии:

1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей;

2) научиться управлять психич. явлениями;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти;

4) быть теоретической основой практики психологич. службы.

Предмет науки – часть объекта относительно которой наука получает новое знание. Предмет науки изменяется по мере развития самой науки. Объектом Психологии является человек, а предметом – психика.

В разные периоды развития психология обращала внимание на сознание, поведение. Психика – свойство высокоорганизованной материи(мозга) отражает объективную реальность и регулировать поведение и деятельность

Психика человека сформирована в процессе эволюционного развития для решения задач приспособления к среде и выживания вида

Психика – свойство высокоорганизованной материи(мозга) отражает объективную реальность и регулировать поведение и деятельность. Психика человека сформирована в процессе эволюционного развития для решения задач приспособления к среде и выживания вида.

Психика – продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. Психика – совокупность психических явлений.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения …

… итоговое эмоциональное восприятие объекта как целостного образа. В заключении обобщить информацию об ощущениях и восприятии, обосновать связь данных процессов, значение приобретении человеком чувственного образа … обосновать их взаимозависимость, связь внимания с развитием наблюдательности, внимательности как черт личности, с успешным развитием памяти и всех видов деятельности.   Литература. …

Психические явления

Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я

(познават., (темперамент, (состояния

эмоцион., характер, сознания,

волевые).

мотивы, эмоциональн.,

потребности, волевые).

направленность).

Психич. процессы – пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич. явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: