Структура волевого действия

Понятие о воле и волевых процессах

Волевое регулирование поведения

Волевое регулирование проявляется подготовленностью личности и концентрацией действий в нужном направлении.

Воля выражается силой, настойчивостью, выдержкой, энергичностью и прочими факторами. Все они являются первичными и определяют большую часть поведенческих актов.

К вторичным факторам относятся решительность, смелость, самообладание и уверенность в себе. Данные качества также определяют характер человека.

Третичными факторами являются ответственность, дисциплинированность, принципиальность, обязательность, деловитость, инициативность, организованность, исполнительность и тому подобное.

Третичные качества появляются у человека к подростковому возрасту. В этом возрасте уже есть опыт принятия волевых решений, которые могут быть либо простыми, либо сложными. Первые характеризуются почти автоматическим переходом от мотивов к действиям. В сложном решении перед выполнением действия происходит анализ его вероятных последствий и планирование.

Развитие воли взаимосвязано с:

  1. изменением непроизвольного поведения на произвольное;
  2. способностью контролировать свое поведение;
  3. возникновением волевых проявлений личности;
  4. осознанной постановкой задач, требующих длительного времени исполнения и сильного проявления воли.

Формирование волевых характеристик, представляет собой постепенное появление первичных, вторичных, а затем и третичных факторов.

Волевая регуляция способна появиться на этапе постановки цели, определения средств ее достижения, выполнения составленного плана и контроля его исполнения. Волевая регуляция запускается в момент начала выполнения действий. В таком случае человек может отказаться от сиюминутных побуждений, отдавая предпочтение выбранным целям. Иногда человек вместо традиционного варианта решения проблемы может выбрать гораздо более сложный путь. Благодаря волевой регуляции происходит контроль выполненных действий. Человек мотивирует себя даже тогда, когда уже почти нет сил на это. Сложнее всего идти к цели, если проблемы с волевым контролем появляются на протяжении всего пути ее достижения.

Часто воля включается при возникновении борьбы между несовместимыми мотивами, когда требуется выполнить одновременно несколько совершенно разных действий. В таком случае мышление и сознание включаются в процесс волевой регуляции

Человек ищет стимулы для определения более важной цели. На данном этапе происходит соотношение действий с духовными ценностями человека, значение которых больше, чем в начале пути

Что такое свобода воли?

Свобода воли — это свобода в выборе из ряда возможностей, которая ограничивается лишь самоощущением человека и его трактовкой собственного образа «Я».

Свобода воли, как бы парадоксально это не звучало, имеет ряд ограничивающих или направляющих факторов.

К ним относятся установки человека, взаимоотношения с другими членами общества, воспитание, фоновые желания и т.д.

И истинная сила воли не игнорирует эти моменты, а приходит к компромиссному решению, выбирая и воплощая наиболее оптимальную в данной ситуации поведенческую стратегию.

Свобода и воля — в чем разница? Свобода без воли превращается в произвол. Она дает возможность совершать любые поступки, но не обеспечивает контроль над ситуацией.

Именно воля решает эту проблему, позволяя индивиду спрогнозировать результаты своих поступков и оценить целесообразность действий.

Приемы и методы самовоспитания воли

Самовоспитание особенно важно в подростковом и юношеском возрасте. Ведь подросткам очень важно проявить свою независимость и самостоятельность

Однако не всегда они знают правильные методы воспитания воли. Некоторые истязают себя, считая, что это поможет им стать более волевыми.

Для воспитания воли следует соблюдать следующие правила:

Проявлять силу воли в экстремальных ситуациях и в обычной жизни.
Устанавливать исключительно достижимые цели. Не стоит пытаться выполнить задачи, которые являются заведомо невыполнимыми.
Непременно добиваться заданной цели, не откладывая выполнение задач на потом.
Не стоит сразу же пытаться выполнить очень сложные задачи. Стоит начинать с простых заданий, постепенно увеличивая их сложность. Если что-то прошло неудачно, следует проявить настойчивость и упорство.
Не стоит сразу же бросать начатое дело, если что-то не получается. Следует проявить терпение, проанализировать ситуацию и исправить свои ошибки, выбрав наиболее подходящие методы достижения цели.
При попадании в экстремальную ситуацию не стоит терять самообладание. Следует мобилизировать все силы и найти выход из нее

Важно выполнить решение, невзирая на трудности.
Перед началом активных действий следует тщательно все продумать, учесть возможность возникновения трудностей и варианты их решения. Также следует продумать возможные последствия проделанных действий.

Классификация

Современная психология разделяет человеческую волю на три вида:

  1. Духовная или свободная. Развита у верующих людей. Они самостоятельно принимают решение об ограничении себя от мирских благ, ведения аскетического образа жизни.
  2. Естественная. Присуща любому индивиду, но развита в разной степени. Помогает преодолевать разные трудности на пути к намеченной цели, дает мотивацию на действия.
  3. Вынужденная. Возникает, когда человек действует зависимо от навязанного мнения других людей.

Последний вид воли представляет собой контроль, которым часто пользуются руководители, учителя, воспитатели.

Многосторонняя и важная: воля необходима человеку

Этот феномен с давних пор вызывает удивление у исследователей человеческой психики. Воля – это способность человека балансировать между торможением и побуждением. При этом, активируя конкретное действие и блокируя иные, ориентируясь на оглашенную заранее цель. Акт воли – это формулировка решения, определение метода борьбы, мобилизация сил для достижения желаемого.

Волевой феномен обусловлен субъективным тезаурусом, артикуляцией информации с учетом смысла действия для конкретного индивидуума. Воля связана с установками личности и ее предрасположенностью к некоторым конкретным действиям. Во многом именно от них зависит скорость реакции на обстоятельства, состояние готовности персоны. Как известно из социальной психологии, воля задает субъективную человеческую ориентацию на некоторую общественную ценность.

Физиологические основы

Основы волевого поведения на уровне физиологии начинаются с фронтальной части коры больших полушарий, где находится ответственная за движения зона.

Она связана с другими отделами коры, в том числе и с анализаторами.

Благодаря этой связи стимул, возникший в одном из отделов коры, без труда достигает двигательной области и провоцирует в ней такой же процесс. Но управление невозможно без правки.

Поэтому ретикулярная формация (образование, тянущееся вдоль коры головного мозга) очень важна, так как выступает в качестве фильтрующего элемента (отделяет важные импульсы, приближающиеся к коре, от импульсов, не имеющих критического значения).

1. Понятие о воле и волевых процессах

Волевые усилия участвуют в образовании высших психических процессов:
внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Особую роль воля играет в
становлении и развитии характера, являясь его стержнем. Воля нужна при
выборе цели, при принятии решения, при осуществлении действия, при
преодолении препятствия. Воля обеспечивает активность личности. Таким
образом, воля выступает как одно из основополагающих качеств человеческой
личности, отличающих человека от всех других живых существ.

Определение. Воля — это подструктура личности, выражающаяся в сознательной активной самодетерминации и регулировании человеком своей целенаправленной деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям.

Одной из важнейших характеристик волевого поведения является
самодетерминация. Осуществляя волевой акт, человек действует
произвольно, то есть по своему намерению и не подчиняется действиям внешних
причин. Произвольность и надситуативность — основополагающие принципы
волевого поведения.

Воля — это одна из сторон сознания личности. Произвольная
регуляция характеризуется осознанностью, а следовательно, опосредована
мышлением и речью. Эта форма регуляции характеризуется наличием цели и
мотивации. В произвольном поведении осознается также
программа действий.

Ещё одной характеристикой воли является то, что воля является высшим
уровнем регуляции деятельности и поведения личности
. Если человек
встречается с препятствием, то происходит осознание совершаемой деятельности
и осуществляется её волевая регуляция. Этот уровень регуляции реализуется с
помощью волевых усилий.

Определение. Волевое усилие — это акт проявления сознания, направленный на мобилизацию психических и физических возможностей человека, необходимых для преодоления препятствия в процессе деятельности. Волевая регуляция
поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности,
определенным режимом активности, концентрацией этой активности в нужном
направлении. С понятием волевых усилий связана очень важная характеристика
воли — сила воли.

Определение. Сила воли — это степень волевых усилий, направленных на преодоление препятствий, возникающих на пути удовлетворения потребностей.

К волевой сфере человека относится не только воля как относительно
самостоятельная подструктура личности, но и волевые процессы.

Определение. Волевые процессы — психические процессы, связанные с осознанием целей и с затратами волевых усилий.

К волевым процессам относятся высшие психические функции (произвольное
внимание, произвольное запоминание, логическое мышление, произвольное
воображение, речь), процессы высшего уровня регуляции деятельности
(планирование, принятие решения, исполнение, контроль, оценка)

Далее:2. Структура волевого акта Вверх:Тема 7. Воля Назад:Тема 7. Воля

ЯГПУ, Отдел образовательных информационных технологий
26.07.2010

Методы развития

Волевые качества можно и нужно развивать. Это можно сделать несколькими способами:

  1. Ежедневно делать зарядку, заставить себя заниматься спортом. Такой способ помогает развивать фундаментальные полезные привычки.
  2. Выполнять важные дела как можно раньше, не оставлять их на завтрашний день.
  3. Составить четкий график. Отвести время для активной деятельности, отдыха, употребления пищи, саморазвития.
  4. Не останавливаться при возникновении сложностей.

Чтобы выполнение дел доставляло удовольствие, нужно заранее поставить для себя мотивацию, вознаградить себя в конце пути.

Воля в психологии — сила, которая помогает достигать поставленной цели любыми усилиями, невзирая на сложности, препятствия, встречающиеся на пути. Волевые качества развиваются по-разному. Один человек может удерживать себя от вредных привычек, а другой нет. При желании волевые качества можно развить до необходимого уровня. Для этого применяются разные методики.

Функции

Выделяют три функции, каждая из которых может сменять другую функцию по мере необходимости в процессе волевого акта.

  1. Инициирующая. Побуждает человека приступить к выполнению тех или иных стратегий, «включить» определенный шаблон поведения или деятельности с целью преодоления барьеров.
  2. Стабилизирующая. Направлена на поддержание активности человека в период стагнации или появления новых помех на пути к цели.
  3. Ингибирующая. Направлена на торможении стимулов и мотивов, не связанных с основной целью и перебивающих собой основное желание достигнуть задуманного.

Отдельным блоком стоят генетическая, генеративная и продуктивная функция, через которые формируются волевые свойства личности.

Основные функции воли — схема:

Волевая регуляция поведения.

Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи

Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

«Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» — это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли — это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

«Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу — но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

«Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других — незначительную.

Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт — либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

Структура волевого действия

Каждое волевое действие, совершаемое человеком имеет определенную структуру:

Для простого волевого действия характерна следующая структура:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся у человека возможностей для достижения поставленных целей;
  • процесс принятие решения;
  • исполнение принятого решения.

Для сложного волевого действия характерен следующий план действий:

  • осознание цели и стремление к ее достижению;
  • осознание имеющихся возможностей для достижения целей;
  • появление мотивов, которые утверждают или отрицают возможности достижения поставленных целей;
  • процесс борьбы мотивов и выбор наиболее осознанных и правильных по мнению человека;
  • принятие одной из возможностей в качестве окончательного решения;
  • осуществление принятого решения.

Психическая активность человека всегда носит какой-либо характер, это может быть, как непреднамеренная активность, так и целенаправленная деятельность, имеющая произвольный характер. Непреднамеренная активность не предполагает усилий и спланированности предстоящих действий, носит импульсивный характер и не имеет четкого осознания мотивов и целей действий. Примером осуществления могут выступать состояния аффекта, транса и других измененных состояний сознания человека.

В ситуации, когда возникает необходимость проявления активности для того, чтобы достичь определенной поставленной цели подключаются волевые действия, которые способствуют решению необходимых задач.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воля – это имеющаяся у человека способность к сознательному и активному управлению собственной деятельностью, в процессе преодоления возникающих препятствий на пути к достижению поставленных целей.

При этом создается дополнительная мотивация к осуществлению действий, когда имеющаяся мотивация уже не является достаточной для эффективного осуществления необходимых действий. Величина усилий, которые прикладывает человек к преодолению возникшего препятствия, характеризует степень развития его волевой сферы.

Характеристика уровней регуляции поведения человека

Для сенсорно перцептивного уровня характерна ситуация, в которой образы, которые регулируют движения и действия, управляют поведением человека не зависимо от его желаний и являются непроизвольными.

Произвольный уровень характеризуется осуществлением действий, которые регулируются сознательно, предполагают осознанное намерение, планомерность осуществления и контроль за результатами действия. На данном уровне действия осуществляются самим объектом по определенному им мотиву, не нуждаются в осуществлении волевой регуляции в связи с тем, что компоненты личности остаются не включенными в процесс осуществления действия.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Виды психических процессов: воля 460 руб.
  • Реферат Виды психических процессов: воля 260 руб.
  • Контрольная работа Виды психических процессов: воля 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Процесс волевой регуляции начинается в том момент, когда человек встречает на пути осуществления своей деятельности препятствия, внешние трудности (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренние трудности (отрицательное отношение, усталость, стресс)

Таким образом можно сделать вывод о том, что волевая регуляция — это подключение к существующим непосредственным мотивам личностно значимых ля личности. Чаще всего это нравственные мотивы. Чем более у человека преобладают нравственные мотивы, тем легче ему осуществлять определенные волевые действия.

Волевые свойства личности

Волевых свойств довольно много. Ниже представлены основные из них.

Решительность — показывается в тот момент, когда следует сделать усилие для выбора поставленной цели.

Самостоятельность — проявляется в умении человека устанавливать цели и добиваться их, несмотря на трудности. Самостоятельный человек может воспользоваться советами окружающих.

Внушаемость — противоположность самостоятельности. Является характерной чертой всех безвольных людей, не способных самостоятельно решить, как правильно поступить в тои или иной ситуации. Внушаемая личность ждет от окружающих принятия решений за нее.

Негативизм представляет собой отрицательное качество воли. При этом человек делает поступки, которые противоречат советам окружающих. Обычно это свойственно подросткам, стремящимся доказать независимость и самостоятельность.

Настойчивость представляет собой способность к преодолению препятствий. Данным качеством обладают люди, которые могут проявлять волю на протяжении большого периода времени. Это приводит к выполнению сложных задач и получению необходимого результата.

Упорство помогает человеку достигать выбранной цели. При этом имеется понимание, насколько важен каждый выполненный шаг в получении конечного результата.

Упрямство противопоставляется упорству. Такая личность пытается достичь цель, которая не так уж и важна в текущий момент времени.

Самообладание выражается в спокойствии личности и ее способности регулировать свое поведение даже в крайне сложной ситуации, мобилизируя при этом все ресурсы.

Человек не рождается с перечисленными выше качествами. Они формируются постепенно. У детей их развитие происходит в процессе игры, благодаря примеру и воспитанию взрослых, которые пытаются сделать их смелыми, настойчивыми, выносливыми, ловкими и сильными людьми, способными справляться с трудностями и осознанно регулировать свои поступки.

Ролевые игры очень важны в этом процессе. Именно они стимулируют ребенка делать усилия для качественного выполнения своей роли и получения лучших, в сравнении с остальными, результатов.

В школе волю формирует учеба. Благодаря ей дети делают не только как хочется, но и как надо. Для запоминания информации требуется быть настойчивым и упорным.

Важную роль при развитии волевых качеств несет самовоспитание. Именно оно позволяет научиться управлять своим поведением, проявлять усилия и собирать ресурсы для победы над негативными чертами и вредными привычками.

Структура волевого действия

Волевые действия начинаются с понятия целей и их мотивов. Затем появляется желание достичь поставленную цель.

Однако не все стремления являются осознанными. Исходя из степени осознанности можно выделить желание и влечение. Влечение обычно переносится довольно тягостно. Человеко охватывает чувство неопределенности или тоска. Со временем влечение либо исчезает, либо преобразуется в четкое желание.

Тем не менее, даже наличие четкого желания не значит, что человек начнет действовать. Это объясняется отсутствием в желании активных действий. Перед превращением в цель желание прогоняется через систему ценностей человека, эмоционально окрашиваясь при этом. То, что помогает реализации цели, считается положительным, а все, что препятствует — отрицательным.

Четкое желание помогает понять цель действий и выстроить конкретный план. Крупные цели вызывают гораздо более мощное стремление.

Однако не все желания реализуются сразу же. У человека могут возникать желания, противоречащие друг другу. В таком случае тяжело выполнять действия для их достижения. Состояние, при котором происходит столкновение несогласованных желаний, называется борьбой мотивов. Во время этого процесса происходит оценка всех тонкостей и выбор правильного направления действий. В данном случае человеку необходимо проявить решительность, ощущая при этом всю ответственность выбора.

Волевое действие включает в себя планирование и последующую реализацию составленного плана с применением волевого усилия.

Сила волевых усилий характеризуется:

  1. мировоззрением личности;
  2. моральной устойчивостью;
  3. уровнем самоуправления личности и тому подобных характеристик.

Все перечисленные выше факторы совместно характеризуют степень развития воли человека.

Понятие воли и волевого действия

Определения

Воля представляет собой определенную способность индивида, которая состоит в сознательной регуляции поведения и деятельности с целью выполнения поставленных задач.

Волевое действие (с точки зрения Рубинштейна) – это сознательное действие, которое направлено на достижение определенной поставленной человеком цели.

Волевое действие

Все действия человека могут быть разделены на две группы:

  1. произвольные,
  2. непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.

Разберем структуру волевого действия. Общая модель волевого действия представлена на рисунке 1.

  1. Побуждению к действию. Обычно данное действие слабо осознается человеком. Побуждение к действию связывают с теми эмоциональными состояниями, которые проявляются в результате возникновения определенной потребности.
  2. Предвосхищение цели задуманного действия. Основной характеристикой волевого действия является получение результата после его свершения.
  3. Поиск средств для достижения цели.
  4. Намерение осуществления действия. Без данного намерения не произойдет реализация деятельности, из-за чего результат не будет достигнут.
  5. Решение к выполнению действия. Выделяют три основных вида решений:
  • привычные решения (характерные для простых волевых действий, это так называемые повседневные «шаблонные» решения);
  • решения без достаточного основания (эмоциональные стремительные решения, решения на бессознательной основе);
  • осознанные решения (решения, которые типичны для волевых действий, так как являются осознанными).

Волевое усилие. Оно выражается или во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия на пути к достижению поставленной цели. Волевые усилия бывают различными в зависимости от характера и особенностей тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. При всем своем многообразии трудности, которые приходится преодолевать человеку в своих волевых действиях, могут быть сведены в следующие две группы:

  • объективные трудности, обусловленные характерными особенностями самих объектов и явлений;
  • субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, сложившимися у него отношениями к окружающей действительности;

Выполнение соответствующей деятельности. Оно осуществляется путем определенных рабочих операций, направленных на достижение поставленной цели с помощью намеченных средств.

Рисунок 1. «Психологическая структура волевого акта»

Далее изучим сам процесс принятия решения и типы решительности по У. Джеме.

  1. Разумная решимость проявляется тогда, когда противодействующие мотивы начинают понемногу угасать, оставляя место альтернативе, которая воспринимается совершенно спокойно. Переход от сомнения к уверенности переживается пассивно.
  2. В случаях, если колебание и нерешительность слишком затянулись, может наступить момент, когда человек скорее готов принять неверное решение, чем не принимать никакого.
  3. При отсутствии побудительных причин, желая избежать неприятного ощущения нерешительности, человек начинает действовать как бы автоматически, просто стремясь к движению вперед. Как правило, этот тип решительности характерен для лиц с кипучим стремлением к деятельности.
  4. Нравственное перерождение. У человека происходит своеобразный внутренний перелом, который детерминирует решимость действовать в конкретном направлении.
  5. В некоторых случаях человек, не имея рациональных оснований, считает более предпочтительным определенный образ действий. С помощью воли он усиливает мотив, который сам по себе не мог бы подчинить себе остальные.

Теории: кратко

Исторически понятие рассматривали через философско-эстетический и естественнонаучный подход.

Но взгляд на волю менялся и трансформировался постоянно.

Наука выделяет несколько ключевых психологических теорий:

  1. Древние представления. Философы древней Греции полагали, что корень сознательных действий сокрыт в разуме. Аристотель связал волю и логические заключения в связке, считая первое последствием второго. В средние века волю не выделяли в отдельный, требующий рассмотрения вопрос. Ученые-теологи средневековья отрицали наличие у человека активного начала, так как видели людей зависимыми от божественной силы.
  2. Эпоха Возрождения. Человека стали рассматривать как личность, приписывая ему творческую жилку и право на ошибки. При этом главным достоинством личности стали считать свободу воли. А. Камю, К. Яспер и М. Хайдеггер разбирают вопрос свободы, приписывая ей абсолютную волю, не ограниченную внешними и социальными условиями. Человек в данной теории не связан с обществом, в том числе нравственным элементом и ответственностью.
  3. Естественнонаучная трактовка. В трудах И.П. Павлова воля являлась «инстинктом свободы» и реакцией на ограничение естественной активности человека. По своей силе этот инстинкт может соревноваться с инстинктом голода. Павлов рассматривал его как рефлекторное явление.
  4. Воля как сознательность. Волевую деятельность рассматривают как активную, оставляя человеку право регулировать данную деятельность и формы поведения. Теория была подкреплена трудами Н.А. Бранштейна и П.К. Анохина.
  5. Другие представления. Зигмунд Фрейд и Э. Фромма рассматривали данное явление как преобразованную биологическую энергию человека. К. Лоренц видит в этой энергии агрессию. К.Г. Юнг и А. Адлер замечают взаимосвязь воли и социальных факторов.

Волевые качества личности

В процессе реализации воли и работы над уничтожением/коррекцией препятствий человек как бы работает на развитие у себя определенных качеств, напрямую связанных с волевым актом.

Первая ступень:

  • целеустремленность (осознанное и активное стремление добиться желаемого, путем воплощения определенных действий);
  • инициативность (стремление к активной деятельности);
  • самостоятельность (установка человека, при которой он пропускает наставления посторонних людей через внутренний фильтр, отказываясь действовать согласно советам, претящим личным установкам);
  • выдержка (контроль над собственными мыслями и действиями, с целью преодоления факторов, мешающих достижению цели).

Вторая ступень:

  • решительность (способность к быстрому принятию и дальнейшему воплощению твердых решений);
  • смелость (навык перебарывать страх и рисковать ради потенциального положительного результата).

Третья ступень:

  • энергичность (способность личности мобилизовать все свои ресурсы для получения результата по личному желанию);
  • настойчивость (способность личности к постоянному поддержанию сил для беспрерывной работы над достижением поставленной цели);
  • организованность (умение распланировать деятельность, чтобы упорядочить ее)
  • дисциплинированность (способность приводить свое поведение в тот вид, который соответствует общим нормам и нюансам ведения дела)
  • самоконтроль (способность игнорировать сиюминутные порывы, идущие вразрез с поставленной целью и способность подчинять свое внутренние порывы).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: