Виды мышления

Характеристика основных видов мышления

В настоящее время в психологии выделяют следующие виды мышления:

  1. Предметно-действенное мышление – это вид мышления, которое опирается на непосредственное восприятие предмета.

    Данный вид мышления направлен на решение определенных задач, которые могут возникнуть в ходе таких видов деятельности как производственная, конструктивная, организаторская и иная практическая. Одной из особенностей этого вида мышления является то, что оно, прежде всего, конструктивное (техническое), то есть успешность во многом зависит от того, умеет ли индивид самостоятельно решать различные технические задания. Именно в данном виде мышления в большей степени проявляется единство воли и мысли.

  2. Наглядно-образное (конкретно-образное, художественное) мышление – это вид мышления, который характеризуется тем, что оно опирается на определенные образы и представления.

    Данный вид мышления характеризуется тем, что различные обобщения и отвлеченные мысли индивид способен воплотить в определенные образы. Особенностью этого мышления является то, что человек, им обладающий, в полной мере имеет способности к визуализации и воображению.

  3. Абстрактное (словесно-логическое) мышление – это вид мышления, который осуществляется посредством выполнения ряда логических операций с понятиями.

    Особенностью данного вида мышления является то, что оно направлено на выявление и нахождение общей закономерности в окружающей природе или человеческом социуме.

    Абстрактное мышление еще принято называть теоретическим, так как оно отражает общие закономерности, отношения и связи. В основном при этом виде мышления индивид оперирует широким спектром понятий и категорий, в то время как образы имеют вспомогательную функцию.

Замечание 2

Все три вида мышления находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Как показывают психологические исследования, у большинства людей все три вида развиты в равной мере. Однако, при решении конкретной задачи на первый план «выходит» именно тот вид мышления, который «способен» максимально быстро и точно решить данную задачу.

Примеры синтетического мышления

В литературе и кинематографе, истории и окружающей современности легко найти людей, которым развитое синтетическое мышление помогло добиться высот. Вот лишь несколько ярких примеров.

Питер Брейгель-старший — великий художник, который собирал сюжеты своих полотен из множества мелких деталей и персонажей. Непередаваемая глубокая атмосфера его шедевров складывается из сотен небольших элементов, расположенных на картинах.

Джеймс Уотсон, Морис Уилкинс и Фрэнсис Крик открыли структуру молекулы ДНК, объединив исследования и инструменты из разных дисциплин: рентгенографии, химии и биологии. За это они получили Нобелевскую премию.

Стив Джобс смог составить образ будущего, которое мало кому представлялось возможным. Собрав подходящих людей и объединив плоды научно-технического прогресса, ему удалось синтезировать продукты, которыми пользуется весь мир.

Доктор Хаус из одноименного сериала — мастер синтетического мышления. Практически в каждом эпизоде мы наблюдаем, как гениальный врач собирает из симптомов и фактов о пациенте цельную картину заболевания. У него есть команда специалистов, особенности которых позволяют решать сложные медицинские головоломки.

Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы

Раздел ЕГЭ: 1.5. Мышление и деятельность

В ходе жизни человек постоянно получает информацию из окружающего мира и осмысливает её. Такая форма обработки информации называется мышлением.

Мышление — процесс активного отражения усвоенных знаний об окружающем мире путём преобразования их в гипотезы, теории, суждения и т. д.

ЭТАПЫ МЫШЛЕНИЯ

Для совершения мыслительного процесса необходимо последовательное прохождение ряда этапов.

  • Формулировка вопроса
  • Ответ на поставленный вопрос получение нового знания
  • Решение определённых задач для его ответа

ОСОБЕННОСТИ МЫШЛЕНИЯ

Главными отличительными чертами мышления являются:

  • опора на чувственное восприятие в соединении с ранее известными теоретическими данными;
  • личностный характер — включение эмоционально-волевых сторон личности;
  • обобщение познания — человек связывает воедино различные свойства изучаемых объектов;
  • опосредованность — косвенное получение знаний (человек сравнивает некоторые известные свойства и приходит к выводу о неизвестном);
  • социальная природа — использование отдельным индивидом информации, добытой человечеством ранее;
  • словесное обозначение — язык позволяет выражать мысли человека, обобщать словами различные понятия.

ФОРМЫ И ГРУППЫ МЫШЛЕНИЯ

Результат мыслительной деятельности человека находит отражение в одной из трёх форм.

  • Понятие — отражение общих закономерных связей в определении. Способ выражения: слова и словосочетания. (Личность, искусство, мораль).
  • Суждение — утверждение или отрицание на основе мыслительной связи. Способ выражения: повествовательное предложение. (Луна — естественный спутник Земли).
  • Умозаключение — выведение нового суждения на основе других. Способ выражения: рассуждение. (Все люди смертны. Сократ — человек. Следовательно, Сократ смертен).

В мышлении выделяются три группы.

Группы мышления Особенности Воплощение
Практическое мышление. Конкретно-действенное Решение конкретно поставленных задач. Практическая деятельность людей. (Ремонт автомобиля, конструирование)
Художественное мышление. Конкретно-образное Использование отвлечённых мыслей и обобщения. Конкретные образы. (Картины, рассказы, музыка)
Абстрактное мышление. Словесно-логическое Поиск закономерностей природы и общества. Общие связи и отношения. (Теория относительности, операционная система).

МЕТОДЫ МЫШЛЕНИЯ

В ходе осмысления информации человек использует специальные приёмы, позволяющие сделать выводы. К методам мышления относятся:

  • индукция — от частного к общему;
  • дедукция — от общего к частному;
  • анализ — разложение целого на составные части;
  • синтез — сбор составных частей в общую картину;
  • сравнение — сопоставление различных предметов и явлений.

ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ

На разных этапах своего исторического развития индивид отдавал предпочтение различным видам мышления. Это обусловлено тем, что человек постепенно эволюционировал и открывал в себе новые мыслительные способности, которые превосходили предыдущие. Однако нельзя говорить о подавлении одного вида мышления другим, поскольку они существуют параллельно. Можно отметить только преобладание того или иного типа в конкретном случае.

Выделяют три вида мышления:

  • Образное. Практическое решение наглядной и конкретно поставленной задачи (первобытные люди)
  • Теоретическое. Абстрактное решение теоретической задачи (современные люди)
  • Знаковое. Символическое выражение результатов деятельности (наука)

Вы смотрели конспект «Мышление: этапы, формы, группы, виды, методы». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Дизайн-мышление

Дизайн-мышление — это эффективный подход, который основывается на структурировании информации и анализе перспективных вариантов решения проблем. Он комбинирует творческий и аналитический подходы, что делает его менее творческим, но более эффективным.

Процесс дизайн-мышления включает несколько этапов. Сначала необходимо четко определить проблему и изучить мнения других людей. Затем следует исследовать характерные закономерности и особенности проблемы, сформировать идеи и принципы решения проблемы и создать черновик — первый вариант решения проблемы. После этого необходимо оценить результаты и усовершенствовать план решения проблемы, дополнить его новыми методами.

Главными инструментами дизайн-мышления являются логика, воображение и интуиция. Этот подход позволяет правильно осознать и расставить приоритеты, а также переосмыслить некоторые убеждения, которые могут мешать достижению желаемого.

Джой Пол Гилфорд – психолог, который разработал две модели мышления и концепции креативности. Он выделил 4 основных принципа креативного мышления:

  1. оригинальность,
  2. семантическая гибкость,
  3. образная адаптивная гибкость,
  4. семантическая спонтанная гибкость.

Оригинальность подразумевает продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления.

Семантическая гибкость — способность определять особенности объекта или явления, развивать новые альтернативы свойств и усовершенствовать идеи.

Образная адаптивная гибкость позволяет изменять форму, признаки или возможности объекта.

Семантическая спонтанная гибкость дает возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Кроме того, Джой Пол Гилфорд описал две креативные системы мышления: конвергентную и дивергентную. Дивергентное мышление предполагает обнаружение нескольких вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления базируется на использовании воображения в четко заданных параметрах.

Конвергентное мышление, в свою очередь, позволяет найти единое правильное решение среди большого количества информации. Основной подход в применении этого типа мышления – использование выученных стратегий и алгоритмов для решения задач.

Дивергентное мышление считается более творческим типом мышления, в то время как конвергентное – менее творческим.

Что такое аналитическое мышление и как его развивать

Каждый из нас в своем роде индивидуален и по причине личностных особенностей тяготеет к конкретному типу мышления. Подобные предрасположенности определить очень просто, т.к. проявляются они в поведении, стратегии действий, мировосприятии, отношении к происходящему и окружающим людям. Нет людей, принадлежащих к какому-то одному типу, но у каждого какой-то один всегда преобладает. Установить ведущий тип сегодня помогают различные методики, тесты и прочее. Мы же в представленной статье хотим поговорить конкретно о том, что такое аналитический тип мышления и как происходит формирование аналитического мышления, а также представить несколько упражнений и рекомендаций на эту тему. Читать подробнее…

3

Почему важно мыслить критически

Мозг устроен так, что часто делает ошибки. Как объясняет психолог, обладатель Нобелевской премии по экономике Даниэль Канеман, главный орган нашего тела старается тратить как можно меньше усилий на размышления. В результате большинство решений мы принимаем быстро, не задумываясь по-настоящему. Например, закрываем дверь перед уходом из дома, потому что привыкли это делать.

Такая экономия усилий вполне обоснованна: если бы мы размышляли обо всех своих действиях, ни времени, ни когнитивных ресурсов на действительно важные вещи не хватило бы. Проблема лишь в том, что мозг может применять стратегию быстрых решений и там, где нужно серьезно подумать.

Быстрое принятие решений Канеман называет Системой 1 — базовой стратегией мозга, которая включается автоматически, и тогда суждения выносятся практически мгновенно. Альтернативная стратегия, Система 2, отвечает за более сложные размышления: решение задач, самоконтроль, анализ информации, планирование. С ней мы более защищены от когнитивных ошибок. Но чтобы Система 2 включилась, нужно сознательно сконцентрироваться на информации.

Попробуйте пройти классический эксперимент из книги Даниэля Канемана «Думай медленно… решай быстро», вызывающий конфликт между системами мышления. Условия задания приводятся на картинке.

Вы наверняка заметили: чтобы следовать условиям задания, а не отвлекаться на разбросанные по экрану слова «слева», «справа», «крупно» и «мелко», нужно сосредоточиться. В этот момент включается Система 2 и подавляет автоматическую реакцию Системы 1.

Система 2 включается через волевое усилие. Или когда человек уже совершил ошибки и заметил это. Например, если вы заметили, что дважды за неделю забыли закрыть входную дверь перед уходом, Система 2 активируется. Теперь ваши мысли будут сфокусированы на том, чтобы дернуть пару раз за ручку и убедиться, что дверь закрыта.

Критическое мышление — инструмент, который помогает включать Систему 2 вовремя, не совершив предварительно ошибки.

Типы мышления в глобальной перспективе

В современном мире все больше ученых, философов и писателей пытаются задать новые рамки обществу – как развиваться в период глобализации, воспринимать всевозможные потоки информации и успевать за прогрессом. Профессор когнитивной психологии Говард Гарднер, известный благодаря своей теории множественного интеллекта и новых форм обучения, уверен: наше время требует новых и позитивных типов мышления, которые будут важны не только для личности, но и для общества.

Первые три типа мышления Гартнер относит к формам познания, а два последние – к области человеческих взаимоотношений:

  1. Дисциплинарный тип мышления. Освоив это мышление, любой из нас может назвать себя экспертом в любой дисциплине, ремесле или профессии. Говард Гарднер утверждает, что в современном мире многие пренебрегают качеством своего профессионализма, не осознают масштабов избранной профессии или призвания. Кроме того, что на обучение любому ремеслу уходит в среднем до 10 лет, процесс совершенствования навыков должен длиться всю жизнь, а мы должны следить за технологическими и инновационными изменениями. Таким образом, люди, которые не овладели хотя бы одной дисциплиной, не смогут в будущем быть успешными.
  2. Синтезирующий тип мышления. Помогает не утонуть в потоках информации, умело ее систематизировать, выделять особенности и видеть тенденции. Такой навык мышления очень полезен не только для руководителей, менеджеров и аналитиков, но и для творческих людей, которые стремятся изменять мир вокруг. А если не освоить синтезирующий тип мышления, человек будет тонуть под нескончаемым потоком информации и ему будет очень тяжело принимать важные решения как карьерного, так и личностного плана.
  3. Креативный тип мышления. По мнению Говарда Гарднера, он органически дополняет предыдущие. Человек, у которого хорошо развито креативное мышление, имея хорошие знания в нескольких областях и сферах жизни, может развить оригинальные идеи, которые будут менять общество. Креативность особенно важна в современном мире, ибо компьютеры во всю заменяют человеческий труд во многих областях обслуживания и делопроизводстве.
  4. Респектологический тип мышления. Помогает разумно формировать собственные границы с окружающим миром, уважать и ценить различия между людьми и группами. Обучаясь этому типу мышления, человек перестает слепо верить стереотипам и другим когнитивным искажениям, которые часто перенимаются неосознанно. Человек, обладающий хорошим респектологическим мышлением, способен принимать людей такими, какие они есть, уважать их, не осуждать и не недооценивать из-за культурных, расовых и других отличий. Именно уважая других людей, мы сознаем положительный климат вокруг себя и содействуем хорошему рабочему процессу. Гарднер уверен, что истинное уважение человека к другим проявляется в обыденных жизненных ситуациях, когда никто за человеком не наблюдает. Человек, у которого развито респектологическое мышление, пытается позитивно оценивать каждого, не учитывая социальных характеристик и предвзятостей, а также он всегда готов признать свою вину и изменить решение если получит новую информацию.
  5. Этический тип мышления. Относится к более высокому мировоззрению, освоив который, человек может не только размышлять о желаниях, потребностях и тенденциях в обществе, но и аргументированно и авторитетно влиять на ход событий. Концепция этого типа рассуждений намного шире, чем респектологического мышления, в основании которого лежит идея толерантности и уважения. Этический тип мышления – это взгляд сверху, который помогает оценить поступки каждого человека с точки зрения полезности для общества. Таким образом, развивая этическое мышление, мы развиваем гражданское общество. Но Говард Гарднер напоминает, что важный аспект этического типа мышления в том, что универсальной этики не существует – всегда нужно отталкиваться от контекста, истории и культурной памяти каждого общества.

Все предложенные Гарднером типы мышления не являются отдельными мыслительными способностями, а представляют собой скорее комплекс всесторонне развитого человека, который ощущает свою значимость и общественный долг. Именно поэтому Гарднер предлагает развивать все типы мышления с как можно более раннего возраста, хотя и не отбрасывает возможности учить этим способностям и взрослых .

Что такое психические процессы и какими они бывают

Определение 1

Психические процессы представляют собой психические явления, которые выполняют свои определённые функции в целостной системе человеческой психики.

Возникновение этого понятия относится к концу 19 – началу 20 века, когда в науке лидирующая роль была представлена аналитическим взглядам. Сегодня современные ученые считают, что психические процессы не стоит рассматривать индивидуально, так они все взаимосвязаны между собой и не могут существовать по отдельности.

Выделяют три основные группы психических процессов:

познавательные (ощущение, восприятие, рефлексия, речь, внимание, представление, мышление, память, воображение)
эмоциональны (эмоции, чувства, аффекты, стрессы)
волевые (борьба мотивов, принятия решений, простановка цели)

Далее в статье более подробно пойдёт речь о таком познавательном психологическом процессе как мышление.

Классификация мышления

Виды мышления
  • Логическое мышление
  • Панорамное мышление
  • Комбинаторное мышление
  • Нестандартное мышление
  • Латеральное мышление
  • Концептуальное мышление — методология анализа и проектирования сложных систем. Особенность подхода состоит в том, чтобы для описания любого объекта очень дисциплинированно использовать крайне ограниченный круг понятий, глубоко осмысливая каждое из них, другими словами, отражая смысл и содержание понятия в некоторой системе других взаимосвязанных понятий.
  • Дивергентное мышление
  • Практическое мышление
  • Oбходное мышление
  • Саногенное мышление
  • Патогенное мышление
  • Стратегическое мышление
  • Музыкальное мышление
Классификация по психическим процессам
  • Наглядно-действенное (Форма мышления, манипулирующая предметной сферой. Имеется у детей с рождения до 1,5 лет)
  • Конкретно-предметное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта. Формирование в возрасте от 1,5 – до 7 лет)
  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется с 7 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)
Классификация по результатам мышления
  • творческое;
  • репродуктивное.
Классификация по уровню психических процессов
  • аналитическое;
  • интуитивное.

Критическое и некритическое мышление

Некритическое мышление – это когда человек слишком доверяет всему, что видит и слышит, не умеет, что называется, «читать между строк». То есть, его не интересует, насколько информация правдива, важна и для чего она вообще транслируется. На этом обычно и держится фишинг (манипуляции другими людьми).


Критическое и некритическое мышление

А вот критическое мышление – это уже умение обдумывать увиденное и услышанное. Человеком, обладающим такой способностью, тяжелее манипулировать, он не принимает на веру любую информацию, и его не сбить с толку простой риторикой. Умение мыслить критически Том Чатфилд (современный английский философ) определил как навык метапознания, благодаря которому человек может:

  • быстрее обучаться, адаптироваться, совершенствовать свои навыки и знания;
  • верифицировать полученную информацию, «фильтровать» увиденное и услышанное;
  • ясно и последовательно излагать собственную точку зрения;
  • держать под контролем эмоции;
  • лучше понимать сказанное другими;
  • выбирать главное в потоке информации;
  • уходить от стереотипности и шаблонности;
  • оценивать ситуацию с разных ракурсов.

В целом критическое мышление позволяет максимально объективно воспринимать и понимать всё происходящее вокруг. Ценными аспектами когнитивного способа познания являются следующие составляющие:

  • скептицизм (в разумных пределах);
  • объективный подход к потоку информации;
  • понимание предвзятости;
  • уход от искажений когнитивного характера;
  • подключение и развитие логического вида мышления.

Существует даже 10 заповедей критического мышления, сформулированных всё тем же Томом Чатфилдом:

Обдумывайте увиденное и услышанное не спеша.
Ваши ум, энергия, внимание, сила воли не безграничны, их следует беречь.
При наличии сомнений подождите.
Не забывайте самостоятельно устанавливать ограничения.
Существуют невозвратные затраты. Хорошо подумайте, прежде чем их совершать.
Больше внимание уделяйте не результатам, а стратегиям

При планировании на перспективу это поможет снизить риски.
Помните о промежуточных, обычных результатах. Таких средних достижений гораздо больше, чем резких влетов и падений (которые, как правило, запоминаются ярче).
Стремитесь больше опровергать, чем подтверждать. Многократно подтвержденные аргументы будут иметь больший вес, если к ним добавить еще и обоснованное опровержение существующих противоречий.
Следует осознавать степень собственной выносливости, очертить круг своих ориентиров и ценностей.
Всегда знайте, что даже среди всех предложенных вариантов может не оказаться правильного.

Умение мыслить критически позволит не стать жертвой гигантских потоков информации из сети и сохранить собственную индивидуальность мышления и самовыражения.

Что читать и смотреть по теме

Книги про критическое мышление:

«Думай медленно… решай быстро» Даниэля Канемана. Научно-популярная книга единственного психолога, который получил Нобелевскую премию по экономике. Внутри — подробное объяснение, почему люди часто принимают иррациональные решения, в том числе когда речь идет о деньгах.
«Я манипулирую тобой: Методы противодействия скрытому влиянию» Никиты Непряхина. Основатель образовательного проекта «Школа критического мышления» разбирает самые распространенные в маркетинге и пропаганде приемы манипуляции.
«Критическое мышление. Железная логика на все случаи жизни» Никиты Непряхина и Тараса Пащенко. Путеводитель по практическому применению логики, у которого два автора: бизнес-тренер и преподаватель логики из НИУ ВШЭ. Книга прежде всего предназначена подросткам и молодым людям, но может быть интересна и остальным.
«Гарри Поттер и методы рационального мышления» Элиезера Юдковского. Фанфик по книгам Джоан Роулинг, написанный специалистом по искусственному интеллекту. В нем Гарри Поттер — вундеркинд вроде Шелдона Купера, который приходит в крайне нелогичный магический мир и пытается сделать магию хотя бы чуточку более рациональной

Чуть ли не на каждой странице герой рассказывает о важных научных открытиях, обращает внимание на когнитивные искажения и применяет научный подход. В итоге фанфик может заменить учебник по критическому мышлению

«Критическое мышление. Анализируй, сомневайся, формируй свое мнение» Тома Чатфилда. Независимый ученый, специалист в области философии технологий объясняет правила формальной логики и теории аргументации — простым языком, подробно и с примерами, которые помогают применить знания в жизни.
Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking Нила Брауна. В 2021 году эта книга в списке литературы, которую чаще всего рекомендуют своим студентам преподаватели бизнес-школ Лиги Плюща. Профессора объясняют свою любовь тем, что Браун не фокусируется на абстрактных задачах, а учит задавать правильные вопросы в самых разных ситуациях.

Видео про критическое мышление:

  1. Animations: Critical Thinking. Мультфильм из шести серий, каждая всего по 2—2,5 минуты. Несмотря на это, в видео рассказано все самое главное, что нужно знать о логических ошибках и аргументации в спорах.
  2. 5 приемов, улучшающих критическое мышление. Еще один короткий мультик, на этот раз от проекта TED. Его создатели обещают за четыре минуты научить зрителя эффективно решать проблемы с помощью пятиступенчатого плана.
  3. Психология мышления. Самое долгое видео в нашем списке: длится целый час. Но потратить время стоит, потому что о критическом мышлении рассказывает специалист — ученый, заведующий Лабораторией когнитивных исследований Факультета психологии ИОН РАНХиГС Владимир Спиридонов.

Курсы о критическом мышлении:

  1. Системное и критическое мышление в бизнесе. Бесплатный курс на русском языке от НИЯУ МИФИ. Авторы обещают научить видеть неочевидное, находить связи и логику среди элементов разных систем, быть гибким и применять критическое мышление не от случая к случаю, а на постоянной основе.
  2. Introduction to Logic and Critical Thinking. Бесплатный курс на английском языке от Университета Дьюка. Фокус — на правильной аргументации: как применять дедукцию и индукцию для оценки чужой аргументации и как конструировать собственные аргументы, чтобы они были безупречно логичными.

Что собой представляет процесс мышления

Человек воспринимает окружающую действительность сквозь призму уже накопленных им знаний. По сути можно сказать, что мышление – это сравнительный анализ тех или иных предметов и явлений.

Мышлением называют познавательный процесс, результатом которого становится обобщенное и опосредованное отображение окружающих человека явлений и событий. В результате формируются некие умозаключения, накапливаются новые знания. Простой пример: вы смотрите в окно, видите, что ветки деревьев качаются, и делаете вывод, что погода сейчас ветреная.

Что собой представляет процесс мышления

Любые виды мышления непременно имеют взаимосвязь с речью и действиями человека. Процесс познания окружающей действительности происходит путем воздействия на неё, поэтому изначальной формой существования мышления считается именно действие.

Самые разные мыслительные процессы сначала представлялись в виде практических операций и потом только трансформировались в теоретические. Язык – неотъемлемая составляющая мышления. Доказанный факт, что задача, озвученная вслух, решается в итоге качественнее, чем та, что сформулирована про себя.

Целью любых видов мышления человека является анализ свойств новых явлений и предметов, а также взаимосвязей между ними. То есть, мышление дает человеку возможность познавать окружающий мир и потом делать соответствующие умозаключения.

Что касается природы возникновения мышления, то оно формируется на основе причинно-следственных связей. Не последнюю роль для всех видов мышления имеет память, которая позволяет оперировать большими объёмами информации и в ходе мыслительного процесса генерировать новые идеи. Способность к восприятию новой информации характерна для людей, и благодаря именно причинно-следственному образу мышления.

Впрочем, и шаблонность в мыслительных процессах – тоже не редкость. Вообще существуют разные виды и законы мышления, позволяющие эффективно изучать окружающий мир.

Главное, для чего человеку необходимо мышление – воспринимать и понимать реальность со всеми её сложностями и взаимосвязями. Приемы для анализа поступающей информации существуют следующие:

  • анализ окружающего;
  • синтез;
  • процесс сравнения;
  • абстрагирование;
  • классификация объектов;
  • обобщение данных.

Благодаря процессу мышления, человек способен воспринимать и анализировать что-то новое.

Для вас подарок! В свободном доступе до
06.08

Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу

Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне

Перейти

Скачать
файл

В психологии и философии и сейчас еще активно изучается процесс мышления (его виды, проявления, что он вообще собой представляет), причем с самых разных точек зрения. Общая суть ясна, но многое тут еще остается недопонятым.

Виды мышления по степени новизны

Люди способны добиваться чего-то в жизни очень разными путями. Одни виртуозно копируют чужие идеи (выдавая их за свои), зарабатывая себе таким путем репутацию больших умников. А другие действительно сами способны на открытия, креатив. И тут тоже необходим особый склад мышления.

Творческое мышление

Творческий человек способен творить шедевры, извлекая из своей памяти все знания и опыт, накопленные на протяжении жизни. Он на чистом холсте уже видит готовую картину, из куска камня представляет скульптуру и т. д. Творческие натуры пребывают в постоянном поиске идей, возможностей для их реализации, они вечно что-то анализируют, пробуют.

Отдельных типов творческого мышления не выделяют, а сам процесс творчества представляется в виде подготовительного, инкубационного этапов («вынашивание» идеи), затем идет озарение, проверка и выполнение задуманного. Встречается иное название творческого мышления – «художественное мышление» (стадии в нем выделяются те же самые).

Репродуктивный тип мышления

Это неспособность избавиться от установленных ограничений, жизнь в плену стереотипов и шаблонов. Человек движется «по накатанной колее», опираясь исключительно на прежние знания и опыт. Из таких людей не получаются ни первооткрыватели, ни креативщики, и каких-то интересных свершений от них ждать не приходится.

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый . Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.

Критика системного мышления

Действительно ли системное мышление настолько универсально и неоспоримо полезно? Как правило, да, ведь в структурировании и приведении к порядку и системности нет ничего плохого. Тем не менее китайский экономист Вей-Бин Занг в своей монографии о синергетической экономике размышляет на тему системного анализа и приходит к выводу, что данный тип анализа «заведомо предполагает устойчивость. В этом отношении он все еще находится в рамках традиционной экономики» .

Данные слова можно трактовать следующим образом: чтобы анализировать какое-то явление с точки зрения системного мышления (системного анализа), оно должно быть относительно стабильным и устойчивым. И действительно, сложно подвергать разбору на части постоянно меняющуюся структуру и уж тем более делать выводы о том, какие факторы на нее влияют. Однако все дело в том, что в жизни нет ничего устойчивого, и в еще большей степени это доказывает современный мир.

Что же делать? Ответ на поверхности – подстраиваться. Не в наших силах остановить поток перемен, происходящих буквально каждую секунду. И даже в таких условиях системное мышление может быть отличным методом по проведению качественного анализа с правильными выводами. Согласны?

И перед тем, как перейти к заключению, предлагаем пройти проверочный тест, чтобы закрепить знания:

Теперь же давайте подведем итог.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: