Виды и формы мышления: характеристика, как их можно развить

Виды мышления: классификация, характеристики

Мыслительные операции

В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении.Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:

  • Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
  • Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные  свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
  • Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.


Рис. 4. Основные формы мышления

↑ Виды мышления

Человек и человеческое сообщество — постоянно развивающиеся системы. На разных этапах их исторического развития доминировали разные типы мышления, а именно образное, понятийное (теоретическое) и знаковое.

Образное мышление.

Задача дана наглядно, в конкретной форме, а способом её решения будет практическое действие

Понятийное мышление, те. мышление в форме понятий.

В процессе мышления человек переводит образы мира в слова (понятия). Понятие включает в себя определенные характеристики и свойства предмета или явления. Например, при произнесении понятия «кубик», у каждого в мыслях возникнут различные образы с одинаковыми характерными особенностями — квадрат, игровая кость, кубик Рубика и т д.

Знаковое мышление

В чистом виде те или иные виды мышления заметить трудно. Целесообразно говорить о преобладании того или иного типа.

В процессе мышления человек постепенно открывал в окружающем мире всё большее количество законов, т. е. существенных, повторяющихся, устойчивых связей вещей. Сформулировав законы, человек стал использовать их в дальнейшем познании, что дало ему возможность активно воздействовать на природу и общественную жизнь.

Мужское и женское мышление

Особенности работы мозга

Гендерные (лат. genus «род») различия в мышлении обусловлены разницей путей циркуляции электрических сигналов в работе мозга мужчины и женщины. Как известно, левое и правое полушария отвечают за разные способности человека: первое обеспечивает абстрактное, аналитическое, вербальное, дискретное мышление и логику, а второе — пространственно-образное, синтетическое, невербальное, симультанное (одновременное), ассоциативное мышление и интуицию. В большинстве случаев процессы в полушариях среднестатистического мужчины более изолированы, чем у женщины, то есть в первом случае полушария работают «отдельно», а во втором — «вместе» (утрированный образ, так как любой мыслительный процесс оперируется обоими полушариями). Соответственно, мужчина использует логику и интуицию отдельно, в то время как у женщины эти понятия всегда взаимосвязаны.

Основные различия

В отличие от мужчин, женская часть населения Земли чувствует и думает одновременно. Мужчинам легче сохранять холодный расчет и судить беспристрастно при выполнении каких-либо действий.

Кроме того, женщин отличает многозадачность и универсальность

Однако, из-за того, что женский мозг «распыляется», долго сохранять внимание на каком-то одном действии проблематично. Мужчины же выполняют всю работу постепенно, так как концентрируются на каждой задаче отдельно (это также обусловлено изолированностью полушарий)

Именно поэтому среди мужского населения более распространено упорное достижение целей и наивысшего мастерства.

Достоинства и недостатки мужского мышления

Качества со знаком «плюс»:

умение фокусироваться на задаче, выполнять ее тщательно;
высокая результативность;
логическое мышление без лишних ассоциаций и эмоций;
пространственное и абстрактное мышление;
расстановка приоритетов;
запоминание важной информации;
хорошая координация движений.

Качества со знаком «минус»:

затруднения в выполнении нескольких одинаково важных задач одновременно;
эмоциональная ненасыщенность и косноязычность;
долгое обдумывание поступков не позволяет быстро принимать решение;
риск провала и достижения бездарности, так как концентрация может быть направлена на бесполезное дело;
невнимание к деталям.

Достоинства и недостатки женского мышления

Положительные качества:

  • мультизадачность;
  • баланс при выполнении нескольких дел одновременно;
  • низкий риск провалиться;
  • высокая скорость мышления и принятия решений;
  • хорошая память;
  • развитая речь;
  • высокий уровень социального развития.

Отрицательные качества:

  • плохая концентрация;
  • пик результативности редко достигается;
  • ассоциации и эмоции часто подменяют логику;
  • совершение необдуманных поступков;
  • поверхностное отношение к серьезным вопросам и наоборот.
     

Теории креативности Джоя Пола Гилфорда

Психолог Джой Пол Гилфорд известен как разработчик двух моделей мышления и концепций креативности. Он выделил четыре главных принципа креативных решений:

  • оригинальность – продуцирование новых идей с помощью ассоциативного мышления;
  • семантическая гибкость – способность определять особенности предмета или явления, развивать новые альтернативы свойств, усовершенствовать идеи;
  • образная адаптивная гибкость – способность изменять форму, признаки или возможности объекта;
  • семантическая спонтанная гибкость – возможность продуцировать идеи в ограниченное время и срочных ситуациях.

Также Джою Полу Гилфорду принадлежит описание двух креативных систем мышления: конвергентной и дивергентной.

Дивергентному мышлению свойственно видеть несколько вариантов решения задачи, используя одни и те же исходные данные. Развитие дивергентного мышления основано на использовании воображения в четко заданных параметрах (например, нужно придумать как можно больше способов применения разных предметов).

Конвергентное мышление позволяет найти среди большого количества информации единое правильное решение. Главный подход в применении этого типа мышления – использование выученных раньше стратегий и алгоритмов для решения задач. Таким образом, дивергентное мышление по своей сути считается более творческим типом познания.

Больше о развитии дивергентного и конвергентного мышления можно почитать в нашей статье «Дивергентное мышление: особенности, способы развития».

Творческое мышление

Творческое мышление еще принято называть креативным. Главная цель такого подхода мышления – генерирование идей и создание новых открытий. Его особенность состоит в том, что для активации креативности нужно задействовать не только левую часть мозга, ответственную за логико-словесные образы, но и правое полушарие, творческое.

Эксперт по креативности Майкл Микалко утверждает, что невозможно создать ничего нового, если использовать только уже известные знания о чем-либо. Он убежден – секрет всех новых и увлекательных идей – в концептуальном смешивании.

Концептуальное смешивание – это процесс творческого мышления, во время которого две и больше концепций смешиваются ради изобретения новой, а предпочтение отдается не логическому мышлению во время работы, а воображению. Такой способ мышления был свойственен многим гениям прошлого: Исааку Ньютону, Вольфгангу Моцарту, Зигмунду Фрейду, Ван Гогу, Пабло Пикассо. Все эти люди не боялись выйти за рамки принятого мышления и нарушать правила. Леонардо да Винчи называл такую мыслительную стратегию многообразных перспектив наблюдения «saper vedere» или «умение видеть», а Альберт Эйнштейн – комбинаторной игрой.

Микалко убежден, что придумывать что-либо новое нам часто мешают общепринятые модели мышления (или линейное мышление), которые мы воспринимаем неосознанно в процессе обучения в школе. Но также он уверен – развить креативность может каждый . Кстати, на тему развития творческого мышления у нас есть хороший курс «Творческое мышление: развитие креативности». Советуем вам с ним познакомиться.

Практическая значимость

Мышление формирует интеллект, от развития которого во многом зависит успех человека в тех или иных видах деятельности.

Интеллект — это совокупность познавательных способностей человека, включая мышление, память, восприятие, воображение.

Развитие мыслительных способностей влияет на:

  • скорость и глубину усвоения новых знаний;
  • умение оперировать понятиями и символами;
  • способность делать умозаключения и выводы, находить закономерности и выстраивать логические связи;
  • умение решать задачи и проблемные ситуации.

Структура мыслительного процесса по решению задачи включает следующие этапы:

  1. Мотивация — возникновение потребности и желания выполнить задание, достигнуть цели.
  2. Анализ — изучение исходной информации, выделение недостающих данных.
  3. Поиск решения — на репродуктивном уровне осуществляется за счет имеющихся алгоритмов действий, на творческом — происходит продуцирование оригинального способа решения.
  4. Обоснование — логическое доказательство правильности найденного решения.
  5. Реализация — применение на практике результатов совершенной умственной деятельности.
  6. Проверка — выявление правильности найденного решения.
  7. Коррекция — при необходимости полученные данные корректируется в соответствии с информацией, полученной в ходе реализации и проверки.

На практике мышление часто подвергается искажениям.

Наиболее частые случаи когнитивных искажений:

упрощение — сведение сложной картины мира к понятным и легко запоминаемым схемам, образам, идеям;

стереотипность — восприятие окружающего через призму глубоко укоренившихся шаблонов и стереотипов;

узкая фокусировка — излишнее внимание к отдельным аспектам в ущерб общей картине;

«эффект ореола» — влияние общего восприятия от человека или явления на частные случаи.

Формы мышления в психологии, их описание

За основу разделения и классификации форм мышления психологи взяли такие понятия, как возможность и функциональность. Выделяют следующие формы мышления:

Наглядно-действенное

Основано на изучении конкретных объектов и их взаимоотношений. Восприятие объектов происходит в реальной действительности. Данный вид мышления связан с практической деятельностью человека. Направлен на решение технических задач от идеи до воплощении и получения конкретного результата. В работу включаются умственные и практические навыки. Для наглядно-действенного мышления характерны внимательность, наблюдательность, образность, способность переключения с теории на практику.   

Образное

Образное или наглядно-образное мышление основано исключительно на образах и представлениях, для этого типа характерно анализирование, проведение сравнительных операций, обобщение данных. Например, человек запланировал ремонт. В его воображении уже складывается описание комнат после проведения работ: цвет стен, штор, фактура ковра, мебели, разделение на функциональные зоны.  

Индуктивное

Данный вид предполагает выстраивание единого субъективного мнения на основе частных образов. К примеру, на основе рассказов и публикаций о деталях массового праздника человек создает общее представление о мероприятии.

Дедуктивное

Дедуктивное мышление подразумевает выведение деталей и конкретных суждений из общих известных сведений. Например, зная общие данные о проведении массового мероприятия, человек представляет его этапы и моменты.

Абстрактно-логическое

Имеет в основе логические понятия и их практическое применение. С помощью такого мышления ученые выявляют законы природы, политики принимают важные социальные решения, научные сотрудники выдвигают новаторские теории и проекты.

Виды мышления

Виды мышления по содержанию.

  1. Наглядно-действенное мышление. Ведущий вид мышления в раннем возрасте, так как он обусловлен основной деятельностью в этом возрасте — предметно-манипулятивной. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации. Это можно наблюдать, например, в игре детей возраста 1-3 года, когда они еще не могут представить действия с предметом, поэтому им нужно ощущать его тактильно.

  2. Наглядно-образное мышление. Данный вид мышления возникает в дошкольном возрасте (3-7 лет) и переходит на следующую ступень лишь в подростковом. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами. Именно поэтому принцип наглядности так важен в обучении детей. В более сложной форме используется людьми творческих профессий: художниками, поэтами, архитекторами и др.

  3. Абстрактное мышление. Данный вид мышления появляется примерно с 11 лет. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

Виды мышления по характеру решаемых задач.

  1. Практическое мышление, в противовес теоретическому, имеет дело с реальной практикой. Соответственно, задачей практического мышления является преобразование реальности.
  2. Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений. Оно может отражать нечто существенное в различных областях. В то же время оно в малой степени связано с реальной практикой, однако в некоторых случаях это является плюсом, так как именно с помощью теоретического мышления возможно создать что-то качественно новое. Б. М. Теплов писал о людях теоретического вида мышления, которое они осуществляют прекрасную «интеллектуальную экономию» путем «сводки фактов к законам, а законов до теориям».

Подробнее общие виды мышления можно изучить на рисунке 1.

Рисунок 1. Виды мышления

Выделяются также и другие виды мышления. К ним относятся:

  1. интуитивное мышление (свернуто во времени, представлено в сознании);
  2. аналитическое (развернуто во времени);
  3. реалистическое (направлено на внешний окружающий мир);
  4. аутистическое (направлено на внутренний мир);
  5. продуктивное (творческое мышление);
  6. репродуктивное.

Виды мышления в зависимости от личностных особенностей

Личностные особенности людей тоже оказывают влияние на развитие мышления. В связи с этим различают обширную группу видов мышления с учетом тех или иных нюансов в восприятии мира человеком.

Мужской тип мышления

Признаки мужского вида мышления – прямолинейность, логичность умозаключений, применение неких готовых систем и моделей. Целью тут, как правило, является действие, достижение результата. Мужчины не смешивают эмоции с логикой, считая, что это не позволяет эффективно реализовывать задуманное. Причина (по одной из версий) в том, что восприятием и обработкой данных у мужчин занимается левое полушарие головного мозга.

Именно оно управляет речью, логикой, отвечает за действия с цифрами, последовательностями и т.п. У женщин за всё это в большей мере отвечает правое полушарие. Именно поэтому представительницы прекрасного пола эмоциональны, мечтательны, обладают лучшим воображением и способностями к ориентации в пространстве.

Женский тип мышления

Из-за своей эмоциональности девушки в восприятии окружающего чаще ориентируются на предчувствия, ощущения.


Женский тип мышления

Мыслительный процесс, а также выводы и решения тут вообще очень зависят от настроения. Впрочем, психологи не заявляют категорически, что женщины не способны мыслить рационально и логично. В нужный момент они так же, как и мужчины, умеют всё тщательно проанализировать, сделать выводы, спланировать и просчитать.

Позитивный вид мышления

Имеется в виду оптимистичное мировосприятие. Человек, мыслящий позитивно, всегда нацелен на успех. Он найдет способ обойти препятствия, всё трезво обдумает, реально оценит свои возможности и конструктивно подойдет к решению любой проблемы.

Негативное мышление

Характерно для пессимистов, вечно недовольных и жалующихся на всё вокруг, ожидая к себе сочувствия, сострадания. Даже незначительные трудности кажутся им непреодолимыми.

Стратегический образ мышления

Речь идет о людях, умеющих планировать наперёд и выстраивать стратегии для реализации задуманного. Они уверенно и упорно движутся к цели, заранее продумав оптимально подходящие для этого пути. Стратегический склад ума характерен обычно для руководителей, владельцев бизнеса.

Мышление идеалистического типа

Это отличительная черта людей-идеалистов, которые представляют себе реальность в том идеализированном виде, в каком нафантазировали у себя в голове. И обычно одно с другим не совпадает, что ведет к разочарованиям, переживаниям из-за кажущейся неидеальности и несовершенства мира.

Мышление иррационального типа

То есть, нелогичность, субъективность выносимых оценок, неспособность логично объяснить свои действия. Сами же иррациональные люди искренне уверены в собственной правоте и способны повести за собой других. Нередко это личности с шизоидными расстройствами психики.

Популярные статьи

Высокооплачиваемые профессии сегодня и в ближайшем будущем

Дополнительный заработок в Интернете: варианты для новичков и специалистов

Востребованные удаленные профессии: зарабатывайте, не выходя из дома

Разработчик игр: чем занимается, сколько зарабатывает и где учится

Как выбрать профессию по душе: детальное руководство + ценные советы

Рациональный вид мышления

Инструменты рационально думающего человека – логика, разумность, аргументы, факты, набор знаний. Здесь нет места для переживаний и эмоций. Это самые здравомыслящие люди, которые любую проблему способны решить максимально конструктивно.

Синтезирующий вид мышления

Это когда человек даже из отдельных обрывочных кусков информации способен воссоздать целостную картину происходящего. Причем подобный процесс не представляет для него абсолютно никакой сложности.

Что такое мышление и его функции

Начнем, как всегда, с определения.

Благодаря мышлению мы развиваемся, узнаем что-то новое, устанавливаем связи между предметами. Например, мы знаем, что вино немного пьянит, машина может ехать с горки сама, дождь барабанит по крышам и т. д.

Этот высший процесс помогает понимать сущность явления: гром гремит не потому, что ему хочется, а потому, что происходит столкновение разрядов. Или вода кипит не потому, чтобы выкипеть, а потому, что температура поднялась. Я тут в физику немного подалась. Но мышление многогранно – оно охватывает множество явлений: как не проспать на работу, как делать ставки на Форексе и т. д.

Познавательный процесс помогает нам еще обобщать свойства предметов, явлений и разграничивать их. Например, стол и стул с 4 ножками, но на одном сидят, а на другой ставят тарелки или пишут на нем.

Законы правильного мышления

Изучением законов правильного мышления занимается формальная логика. Согласно логике, базовой единицей мышления является понятие. Понятие и есть то обобщенное представление об объекте, выраженное в слове.
Рис. 2. Функции мышленияТри из четырех современных законов правильного мышления сформулировал еще Аристотель. Рассмотрим эти законы подробнее:

  • Закон тождества. В рамках одной цепочки умозаключений всякое понятие и суждение должно быть тождественно самому себе. Что это значит? Это значит, что под одним и тем же словом или фразой мы на протяжении всего рассуждения понимаем один и тот же смысл. К примеру, если мы сначала используем слово “чувство” в значении “ощущение” (зрительное чувство, чувство боли), а затем это же слово используем в значении “эмоционального переживания” (чувство страха), то мы как бы ставим знак равно между ощущением и эмоциональным переживанием. Это является логической ошибкой — подменой понятия.
  • Закон непротиворечия. Два противоречащих друг другу суждения не могут быть истинны одновременно в рамках одного и того же контекста. Если старший брат говорит маме, что младший взял конфеты, а младший говорит, что он их не брал, между этими суждениями существует противоречие, и кто-то из братьев точно обманывает.
  • Закон исключенного третьего. Если два суждения друг другу противоречат, ложно либо одно, либо другое, третьего (объединяющего их) не дано. Часто мы можем встретить ситуации, где это третье по факту дано, и в каждом из суждений содержится лишь доля истины. Однако здесь имеются в виду те суждения, которые не могут быть одновременно истинными. Если на примере, кубик может быть и черным, и белым одновременно (с разных граней), но он не может одновременно быть белым и не быть белым.
  • Закон достаточного основания. Для утверждения чего бы то ни было нужно достаточное основание, то есть доказательство истинности суждения.


Рис. 3. Виды мышления

Что такое мышление

В статье «Деятельность человека» мы уже говорили о её 4 основных видах, в т. ч. об учении. Там мы разобрались, что познавательная деятельность помогает людям осваивать новые знания и навыки, которые нужны для жизни. Её высшая ступень, то, что выделяет человека из остального животного мира — это мышление.

Мышление в обществознании— это вид деятельности, в ходе которой человек представляет объективный мир в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Всё это — рациональные формы познания. С их помощью мы можем применять уже усвоенные знания, чтобы познавать мир вокруг. Так человек узнаёт новое об объектах и явлениях, которые нельзя познать другим, чувственным методом. Например, потрогать его.

Вместо этого человек пользуется информацией, которой владеет, чтобы прийти к выводам и решить нужную задачу. Первое, что ему для этого нужно, — знать важные для дела понятия.

Понятие — это мысль, в которой субъект фиксирует все важные признаки вещей.

Вы хорошо знакомы с этим термином — так можно назвать каждое определение, которое вы встречаете в учебнике. Но одних понятий мало, чтобы прийти к выводу

Важно разбираться в свойствах предметов и явлений, чтобы сопоставлять их друг с другом. Это делают с помощью суждений

Суждение — это мысль, которая подтверждает или отрицает что-либо о предметах познания.

Суждения — это про связи предметов, явлений и их качеств. Они помогают нам узнать, как один объект взаимодействует с другим, и поможет ли это решить задачу. В результате такого анализа человек приходит к умозаключению.

Умозаключение — это рассуждение, в итоге которого субъект приходит к новому суждению — выводу.

Этот вывод и будет конечным продуктом мышления. Он поможет решить задачу либо окажется неподходящим, и тогда человек начнёт цепочку мышления с начала. Но уже будет пользоваться другими переменными — понятиями и суждениями. И так пока он не достигнет цели.

Давайте кратко разберёмся, как работает этот вид деятельности — мышление.

Пример № 1.

Денис нашёл в гараже оголённый провод под напряжением. Тот лежал прямо посреди пола, поэтому Денис решил его убрать подальше к стене, чтобы никто случайно не прикоснулся к нему. Проблема в том, что он не знает, где находится щиток, чтобы отключить электричество. Взгляд Дениса падает на железные щипцы и резиновые перчатки. Какой из этих двух вещей можно воспользоваться, чтобы безопасно поднять оголённый провод?

Чтобы выяснить это, Денис начинает размышлять. Из курса физики он знает, что такое железо, металл, резина и электрический ток. Всё это — понятия, которые ему пригодятся. Он также помнит, что все металлы хорошо проводят ток. А железо, из которого сделаны щипцы, относится к металлам. Это ключевые суждения, которые помогли Денису прийти к выводу: если взять провод щипцами, его ударит током, потому что железо — хороший проводник.

Первый вывод состоялся, но он не помог решить задачу. И Денис приступил к другим суждениям: резина — диэлектрик, т. е. вообще не проводит электричество. А перчатки как раз сделаны из резины. Значит, если надеть их, можно не бояться удара током. Денис сможет взять провод руками или щипцами и безопасно перенести его. Главное — не позволять проводу коснуться частей тела, которые не защищает резина. Задача решена!

Как видно из этого примера, у процесса мышления есть 3 этапа. Мы изобразили их на схеме ниже. Сохраняйте её: эта структура мыслительной деятельности может пригодиться на уроках.

Особенности мышления

Теперь разберёмся, как отличить мышление от любой другой познавательной деятельности. В этом вам помогут его особенности — каждую из них мы разобрали в таблице ниже.

Особенности мышления
Особенность Сущность
Носит социально-исторический характер Чтобы решить проблему, субъект пользуется знаниями и чувственным опытом, которые другие люди получали ранее
Опосредованно Чтобы получить знания об объекте, субъект опирается на личный чувственный опыт и знания, которые сам получил раньше
Связано с языком Чтобы выражать мысли и работать с суждениями, люди используют язык и речь
Выражает обобщённое отражение действительности Во время мышления субъект пользуется обобщениями, чтобы связывать качества предметов, которые он познаёт
Проявляется в проблемной ситуации На мышление субъекта толкает нерешённая задача, которая создаёт для него проблему
Носит индивидуальный характер Субъект вовлекает в мышление стороны своей личности

Проверьте себя

Опираясь на пример № 1, сами придумайте ситуацию, которая проиллюстрировала бы процесс мышления. Не забывайте сверяться со схемой этапов!

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»)

Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Общепринятая классификация мышления

В классической психологии различают мышление разного уровня, форм, результативности и т.п. Но суть всех существующих видов – помогать людям изучать окружающую действительность и решать возникающие при этом задачи.

В таблице ниже собраны основные виды мышления в психологии:

По психическим процессам По результатам мышления По уровню психических процессов По характеру задач По уровню осмысленности По личностным особенностям
наглядно-действенное мышление; репродуктивное (стандартное) мышление; аналитическое мышление; теоретическое мышление; критическое мышление; женское мышление;
конкретно-предметное мышление; творческое (креативное) мышление. интуитивное мышление; практическое мышление. произвольное мышление; мужское мышление;
абстрактно-логическое мышление. реалистическое; непроизвольное мышление; позитивное мышление;
аутистическое; бессознательное мышление. негативное мышление;
эгоцентрическое. стратегическое мышление;
идеалистическое мышление;
иррациональное мышление;
рациональное мышление;
профессиональное мышление.

Изучением такой формы познания, как мышление, занимаются самые разные ученые: философы, психологи, педагоги, специалисты из сферы IT, логики, когнитивистики. Все они преследуют при этом разные цели и применяют свои методы, но сходятся в одном — выделяют три основных вида человеческого мышления (в таблице они расположены в крайнем левом столбце):

  • Предметно-образный вид мышления, то есть, непосредственное восприятие.
  • Наглядно-образный вид мышления, то есть, способность запоминать образы объектов и затем мысленно оперировать ими.
  • Абстрактный вид мышления(словесно-логический) – это когда человек в уме обдумывает некие логические операции.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 21876

В каждом индивидууме объединены все эти виды мышления, которые развиваются на протяжении жизни в ходе обучения и накопления опыта.

Различают не только виды, но еще и формы мышления (тоже три): суждение (утверждающая либо отрицающая мысль об объекте), понятие (суждения и признаки, выраженные в обобщенной форме) и умозаключение (вывод, уже другое суждение, опирающееся на несколько прежних).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: