Виды и формы культуры

Понятие культуры, ее сущность и основные функции. философия: учебник для вузов

2.3. Функции культуры

Специфика культуры, как феномена бытия, проявляется в её функциях.

Основная функция — человекотворческая
(гуманистическая).

·Главная функция культуры состоит в том, чтобы формировать
человека. Каждая культура формирует соответствующий ей тип человека. Все другие
функции культуры подчинены этой

·Функция передачи социального опыта: каждое новое поколение
получает от предыдущего отобранный опыт прошлого, но поскольку новые поколения
ставят новые задачи, она обращается к прошлому, обнаруживая там то, мимо чего
прошли «отцы и деды», следовательно происходит диалог поколений. Однако такой
диалог необходим и между различными культурами настоящего. Вне этого невозможно
нормальное функционирование и развитие культуры. Следовательно культура
диалогична в своей основе — коммуникативная функция.

  • Информационная функция
  • Знаково-символическая (семиотическая) функция

·Ценностная функция: культура, есть система ценностей,
постоянно изменяет, совершенствует, перерабатывает и создаёт новые ценности.

·Специализирующая функция: культура приобщает человека к
общественно-значимым ценностям, идеалам, нормам.

·Индивидуализирующая функция: многогранность и богатство
культуры создаёт возможность для развития у человека именно его личности.

Интегрирующая и
дезинтегративная


Конспект по культурологии

1. Главная функция — человекотворческая, или гуманистическая функция. Цицерон
говорил о ней — «cultura animi» — возделывание, взращивание духа. Сегодня эта
функция «возделывания» духа человека приобрела не только важнейшее, но и во
многом символическое значение. Бердяев считал, что судьбу нашего Отечества
должны решать люди с обновленным духом, иной волей к «преображению жизни».

Все остальные функции так или иначе связаны с этой и даже вытекают из нее.

2. Функция трансляции (передачи) социального опыта. Ее называют функцией
исторической преемственности или информационной. Культура представляет собой
сложную знаковую систему. Она выступает единственным механизмом передачи
социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к
другой. Ведь кроме культуры общество не располагает никаким иным механизмом
трансляции всего богатства опыта, который и накоплен людьми. Поэтому не случайно
культуру считают социальной памятью человечества.

Однако культура — это не некий «склад», «хранилище» запасов социального опыта, а
средство объективной оценки, жесткого отбора и активной передачи лучших
«образцов», имеющих действительно непреходящее значение. Отсюда всякое нарушение
данной функции чревато для общества серьезными, подчас катастрофическими
последствиями. Разрыв в культурной преемственности обрекает новые поколения на
потерю социальной памяти (феномен «манкуртизма») со всеми вытекающими отсюда
последствиями.

3. Функция познавательная (гносеологическая) тесно связана с первой (человекотворческая)
и, в известном смысле, вытекает из нее. Культура концентрирует в себе лучший
социальный опыт множества поколений людей. Она (имманентно) приобретает
способность накапливать богатейшие знании о мире и тем самым создавать
благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, ч то
общество интеллектуально настолько, насколько используются богатейшие знания,
содержащиеся в культурном генофонде человечества.

4. Регулятивная (нормативна) функция связана прежде всего с определением
(регулированием) различных сторон, видов общественной и личной деятельности
людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура так или иначе
влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех
или иных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры
поддерживается такими нормативными системами как мораль и право.

5. Семиотическая или знаковая (греч semenion — знак) функция является важнейшей
в системе культуры. Представляя собой определенную знаковую систему, культура
предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем
овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык (устный
или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в
качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические
языки нужны для познания особого мира музыки, живописи, театра (музыка Шнитке,
супрематизм Малевича, сюрреализм Дали, театр Витыка). Естественные науки
(физика, математика, химия, биология) также располагают собственными знаковыми
системами.

6. Ценностная, или аксиологическая (греч. axia — ценность) функция отражает
важнейшее качественное состояние культуры. Культура как определенная система
ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и
ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности
того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как
правило, выступает критерием соответствующей оценки.



Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

  1. Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

  2. Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать  в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

  3. Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

  4. Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

Разновидности субкультур:

  • подростково-молодежная, члены которой стремятся создать свой особенный стиль жизни (например, фанаты какого-либо музыкального жанра, фильма или сериала);

  • религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

  • этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

  • наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

  • специфический образ жизни и привычное поведение;

  • наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

  • формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре. Как пример можно привести подростково-молодежные группы, ценности и образ жизни которых противоречат общепринятым: например, готы, панки, анархисты и т.д. Также к контркультуре относятся криминальные группы, которые действуют против правил общей культуры: воры, хулиганы, наркоманы.

Характерная черта контркультур — противостояние с традиционными нормами общества.

Социальные функции культуры

В качестве основных функций культуры можно назвать следующие:

  • функция обеспечения оснований для социальной интеграции людей;
  • создание, развитие политических, организационно-деятельностных, психологических, социальных, политических и пр. условий для устойчивого коллективного существования и взаимодействия людей, реализации их продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение их потребностей;
  • стимулирование заинтересованности индивидуумов в совместном проживании;
  • укрепление групповой идентичности индивидуумов в качестве представителей именно этой социальной общности, социальной группы;
  • поддержание групповой консолидированности, коммуникативной плотности и эффективности взаимодействия представителей определённой социальной общности;
  • накопление социального опыта совместного проживания, жизнедеятельности, дальнейшее его использование для культурного и социального межпоколенного воспроизводства определенной социальной общности как устойчивой социокультурной ценности.

Таким образом, культура обладает высоким социальным потенциалом, обеспечивая сохранность и стабильность общества, его постоянное развитие и совершенствование.

История понятия культуры

Понятие культура имеет корни в латинском языке и обозначает здесь возделывание, культивирование чего-либо. Кроме того, под этим понятием древними римлянами понималось и поклонение, восхищение.

В эпоху средневековья наравне с культурой появляется и получает большее развитие понятие культа. Культ для этой эпохи являет собой особую практику поклонения Богу и вытекающие из него процессы приготовления и организации культового пространства.

Готовые работы на аналогичную тему

В эпоху Возрождения происходит возвращение к античному пониманию культуры. Кроме того, культура понимается как гармоничное развитие человеком своего духа и тела и как проявление творческой человеческой потенции в мире.

Особенно пристальное внимание к понятию культуры отмечается в эпоху Просвещения. Вся история человечества стала трактоваться как путь от дикого состояния к культуре

Приверженность культуре, просвещенность – это наивысшее благо, к которому должен стремиться каждый человек. Понятие культуры в эту эпоху имеет прямую связь с разумом.

На современном этапе осмысления культуры важным является выявление связей между всеобщей культурой и культурой выделенной территории (ареала). Кроме того, определенную роль играет понятие культурной динамики, отражающее культурную изменчивость и то, как она проявляется. Культурная динамика также дает возможность говорить о способности культуры адаптироваться согласно сложившейся ситуации.

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

2.1. Понятие «Культура», его эволюция. Сущность культуры

Культура -это связующее звено между обществом и природой. Основой этой связи
выступает человек, как субъект деятельности, познания, общения, переживания и
т.д.

Человек — это биосоциальное существо. Как социальное существо, человек в
значительной мере преодолел свою зависимость от природы. Поэтому культура
выступает, как способ и метод овладения человеком естественным и социальным
мирами. Создавая культурные ценности, человек является творцом и даёт новые
формы развития природы и общества.

В культуре и благодаря культуре, человеку удаётся преодолеть рамки своего
временного биологического существования.

В культуре раскрываются человеческие способности, его духовный мир. Культура
выступает, как «мера человека».

Культура служит благу человека, его физическому и духовному здоровью, т.е. это
деятельность, отмеченная знаком «+».

Культура всегда существует в конкретных национальных формах, но по словам
Н.Бердяева «существующие культуры в форме национального бытия её частей, совсем
не означает непременного зоологического и низменного состояния взаимной вражды и
истребления.» «Всякая национальность — есть богатство единого и братски
объединённого чел., а не препятствие на его пути.»

Достоевский: «Путь к великому лежит через малое, ко всечеловеческому через
национальное.» Общечеловеческое не иначе достигается, как упором в свою
национальность. Таким образом культура — это единство общечеловеческого и
национального. Высшие достижения национальной культуры становятся достижениями
всего человечества. Мировая культура — это синтез лучших достижений всех
национальных культур.

Национальная культура в свою очередь — синтез народной и учённой культуры,
культуры различных классов и слоёв. Но не всё в культуре классово (язык,
культура труда, экономическая культура, наука и т.д.). Поэтому классовое в
культуре нельзя противопоставлять общенациональному, а классовый подход к оценке
деятельности людей, поступков,… нельзя преувеличивать, что может привести к
самоизоляции данной культуры от общего развития мировой культуры.

Связь с прошлым, традиция — одна из фундаментальных характеристик культуры.
Вопрос о соотношении традиции и новаторства — одна из вечных проблем культуры.

Традиции — формы сохранения ранее достигнутого. Между традицией и
новаторством всегда должно сохраняться определённое равновесие. Преобладание
традиций ведёт к консервативному застою, а увлечение всем новым — к
разрушительному нигилизму. Резкое нарушение традиций, не всегда оправданное,
происходит в периоды революционных обновлений общества или отдельных его сфер.

Для современной культуры существенным является соотношение массовой и элитарной
культуры.

Массовая культура — коммерческий характер, серийность примитивизация
отношений между людьми, развлекательность, сентиментальность, культ личности,
условность примитивной символики, натуралистическое смакование насилия и секса,
жажда обладания вещами…

2.2. Структура культуры

Фундаментальные элементы культуры

·Познавательный знаково-символический элемент — знания,
представления, образцы, находят своё запечатление в знаках и символах, т.е.
языке. Язык — это форма накопления, хранения и передачи предметов, явлений,
идей, мыслей. В процессе воспитания (образования) происходит освоение знаков и
символов культуры, что даёт возможность понимать сказанное, услышанное,
изображённое…

  • Ценностная система. Ценность — свойство вещей,
    явлений, удовлетворять потребности и интересы человека (Аксиология — наука о
    ценностях).
  • Образцы поведения — традиции, обычаи, обряды.

Функции культуры

Замечание 1

Одной из ключевых функций культуры является функция передачи накопленного опыта обществом. Ее также называют исторической преемственностью.

Гносеологическая функция культуры связана с тем, что культура является своего рода накопителем знаний и навыков поколений.

Культура имеет знаковую функцию, которая выражается в том, что все ее произведения представлены в виде того или иного знака (литература – язык, живопись – композиция и т.д.) для его «прочтения» необходимо владеть ими.

Аксиологическая функция культуры способствует выработке ценностных основ общества. Культура – это носитель его идеалов.

Культура выступает и как инстанция, регулирующая взаимоотношения людей в обществе. Она вырабатывает (в ней хранятся) моральные и правовые императивы.

Обеспечение социальной интеграции как доминирующая функция культуры

Основной сущностной характеристикой функций культуры выступает их социальная направленность, направленность на обеспечение коллективной жизнедеятельности, дефиниция и корректировка всех форм индивидуальной активности личности в силу его связанности с социальным окружением.

Универсальной, доминирующей функцией культуры выступает обеспечение социальной интеграции людей, моделирование условий для устойчивого существования человеческих коллективов, сообществ, их деятельности по совместному удовлетворению потребностей и интересов, стимулирование к повышению уровня сплоченности, консолидированности и эффективности взаимодействия, накопление экзистенциального социального опыта по воспроизводству человеческих коллективов как устойчивых социальных образований.

Регуляция взаимодействия между людьми как функция культуры

В процессе исторического развития человечеству удалось сформировать стандартизированные и нормированные инструменты регуляции взаимоотношений между людьми, представленных в сфере конвенционального (мораль, нравственность, система аксиологических модусов, обряды, традиции, этикет, обычаи, нравственность) и институционального (политика, право, идеология и пр.).

Самоидентификация и консолидация личности в коллективе осуществляется при помощи выработки общих идеалов и целей, формирования чувства защищенности, солидарности человека с коллективом, удовлетворенности действующими правилами и нормами совместного взаимодействия, самоотожествления личности с коллективом, заинтересованности членов коллектива в его последующем воспроизводстве.

Особенности культуры, обусловленные ее социальным характером

Специфика культуры обусловлена особенностями человека как биологического и социального существа:

  • особенности репродуктивной физиологии, которые позволяют человеку размножаться постоянно, вне зависимости от времени года, постоянно поддерживать популяционную плотность, демографическое возрастание человечества как биологического вида, что приводит к «демографической экспансии человека»;
  • психические особенности человека, обеспечивающие его ориентацию в пространственно-временном континууме, формирование адекватной социально-природной реальности картины мира, способности проектирования собственной деятельности, предвидения результатов этой деятельности. Другими словами, особенности, которые обобщенно называются «сознанием человека»;
  • особенности продуктивной деятельности человека, благодаря которым активно и эффективно используются ресурсы социально-природной среды;
  • особенности целенаправленной активности человека, обеспечивающие возможности совершенствования различных технологий осуществления различных видов деятельности.

Замечание 1

Указанные особенности формируют социальную сущность культуры, наделяют ее высоким функциональным потенциалом.

Что есть культура?

Определение 1

Культура – это сложная и многофункциональная система, отражающая практически все виды человеческой деятельности, привносящая в них элементы творчества. Классическим является проведение параллелей между культурой и деятельностью. При этом культура понимается как специфически человеческий тип деятельности; то, что отличает человека как вид. Культура определяет человека и появляется вместе с ним.

Кратко культура может быть охарактеризована как:

  1. то, что связано с творческой деятельностью в сфере искусства, музыки и т.п.;
  2. показатель уровня развития того или иного общества;
  3. совокупность устоявшихся этических ценностей и норм поведения;
  4. уровень развития духовной составляющей общества.

Культура имеет структуру. Исследователи классически разделяют культуру на духовную и материальную.

Духовная культура включает в себя эстетическую и интеллектуальную составляющие человеческой деятельности. Она в полной мере призвана отразить саму ментальную направленность (желание, установку) человека творить.

Материальная же культура связана с урегулированием трудовых и бытовых вопросов. Многие ученые считают духовную культуру доминирующей, т.к. ее порождениями являются религия, философия, наука и др.

Кроме указанных выше духовной и материальной, культура может быть поименована как техногенная, идеологическая, общественная, информационная и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: