Общая характеристика[]
Особенности ВЦИК характеризует его важнейший идеолог В.И.Ленин, замечая, что он «даёт возможность соединять выгоды парламентаризма с выгодами непосредственной и прямой демократии, то есть соединять в лице выборных представителей народа и законодательную функцию и исполнение законов».
Во время становления государственного аппарата РСФСР не существовало чёткого разделения в компетенции органов государственной власти
Важной причиной этому было и то, что «теория советского государства отрицая буржуазный принцип разделения власти, признавала необходимость технического разделения труда между отдельными органами власти Российской Советской Республики».. Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве»
Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, регинональных и местных органов.
Разделение полномочий было сформулировано лишь VIII Всероссийским съездом Советов в Постановлении «О советском строительстве». Издание законодательных актов, согласно документу, осуществляли: Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, Президиум ВЦИК и СНК. Другим постановлением Съезда Советов акты Совета труда и обороны (СТО) были признаны обязательными для ведомств, регинональных и местных органов.
Множественность законодательных актов и, порой, дублирование функций было вызванно условиями гражданской войны и иностранной интервенции, поскольку данная ситуация требовала повышенной оперативности принятия решений и издания законодательных актов. При этом наличие целого ряда законодательных органов не вносило коллизий в законодательную базу РСФСР благодаря чётко сформулированной Конституцией РСФСР 1918 года ответственности ВЦИКа перед Всероссийским съездом Советов, Президиума ВЦИК перед ВЦИК, СНК перед Всероссийским съездом Советов, ВЦИК и Президиумом ВЦИК.
В мае 1925 года ВЦИК разработал Конституцию РСФСР (утверждена |XII Всероссийским съездом Советов в мае 1925), сформировав конституционную комиссию в составе Д. И. Курского, Н. В. Крыленко, В. А. Аванесова, А. С. Енукидзе, П. И. Стучки и других.
Конституция окончательно утвердила систему центральных и местных органов государственной власти и управления РСФСР: всероссийских съездов Советов, ВЦИКа, его Президиума, СНК, наркоматов.
С 1925 по 1937 год аппарат ВЦИК имел следующую структуру:
- отделы
- секретариат Президиума ВЦИК
- приёмная Председателя ВЦИКа.
При ВЦИК и Президиуме ВЦИК существовал ряд общереспубликанских органов (в прессе — комиссии, комитеты, управления). Некоторые непосредственно выполняли функции ВЦИК, другие были ориентированы на узкую специфику: задачи национального строительства у народов, входящих в состав РСФСР; культурного строительства; повышения жизненного уровня трудящихся; по решению некоторых конкретных народнохозяйственных задач (по данным СУ, 1922, N 69, ст. 902.).
В 1922 года образован Верховный Суд РСФСР, состав которого назначался Президиумом ВЦИК. С созданием в июне 1933 года Прокуратуры РСФСР, прокурор РСФСР был так же подчинен ВЦИК, помимо СНК РСФСР, Наркома Юстиции и прокурора СССР (согласно данным СЗ, 1934, N 1, ст. 2.).
Согласно новой Конституции РСФСР () высшим органом государственной власти РСФСР стал Верховный Совет РСФСР.
Функции СНК
Согласно советской Конституции 1924 года Совет Народных Комиссаров Советского Союза являлся распорядительным и исполнительным органом Центрального исполнительного комитета Советского Союза. Совнарком должен был регулярно отчитываться о своей работе на Съездах Советов и заседаниях Центрального Исполнительного Комитета Советского Союза.
В полномочия Совнаркома Советского Союза входила организация непосредственного управления народным хозяйством и всеми другими отраслями жизни государства. За это отвечали союзные и союзно-республиканские наркоматы СССР.
Совет Народных Комиссаров СССР:
- контролировал деятельность наркомов,
- рассматривал их отчеты,
- разрешал споры между различными ведомствами,
- утверждал концессионные соглашения,
- разрешал споры между Совнаркомами федеративных республик,
- рассматривал протесты и жалобы на решения Совета Труда и Обороны СССР и других подведомственных ему учреждений,
- утверждал штабы общесоюзных учреждений и назначал их руководителей.
В компетенцию Совнаркома СССР входило принятие мер, направленных на:
- реализацию народнохозяйственного плана и государственного бюджета,
- укрепление и развитие денежной системы,
- обеспечение общественного порядка,
- создание генерального управления в области внешних сношений с зарубежными странами и т. д.
Законодательная работа также была возложена на Совет Народных Комиссаров СССР: он сначала рассматривал проекты постановлений, которые затем выносились на утверждение в ЦИК СССР и его Президиум; с начала 30-х годов все законопроекты приходилось заранее вносить на рассмотрение в СНК СССР, хотя это не было предусмотрено Конституцией.
Деятельность Совета Народных Комиссаров распространилась на ключевые процессы в государстве с 1920-х по 1940-е годы. Это касалось, в том числе, репрессивной политики – в частности, функционирования системы ГУЛАГа. Созданный в 1934 году Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) включал и главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ).
Законодательная деятельность[]
ВЦИК вёл активную разработку законопроектов и издавал большой объём законодательных актов.
К примеру, следующие документы были разработаны и приняты ВЦИК РСФСР:
- Декрет «О национализации банков» от 14 декабря 1917 года
- Декрет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 года и Декрет «о расторжении брака» от 19 декабря 1917 года
- Постановление «О признании контр-революционным действием всех попыток присвоить себе функции государственной власти» от 5 января 1918 года
- Декрет «О роспуске Учредительного собрания» от 6 января 1918 года
- Декрет «Об аннулировании государственных займов» от 21 января 1918 года
- Декрет «Об отмене наследования» от 27 апреля 1918 года
- Декрет «О суде» № 2 от 7 марта 1918 года
- Декрет «Об отмене прав частной собственности на недвижимости в городах» от 20 августа 1918 года
- Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве от 16 сентября 1918 года
- Кодекс законов о труде от 9 ноября 1922 года
- Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР от 22 мая 1922 года
- Уголовный кодекс РСФСР от 1 июня 1922 года, УК РСФСР от 22 ноября 1926 года
- Исправительно-трудовой кодекс РСФСР от 16 октября 1924 года и ИТК РСФСР от 1 августа 1933 года
и др.
Состав
Избранный 27 октября (9 ноября) 1917 года на Втором съезде Советов рабочих и солдатских депутатов ВЦИК состоял из 101 человека. Среди них было 62 большевика, 29 левых эсеров, 6 меньшевиков-интернационалистов, 3 украинских социалиста и 1 эсер-максималист.
В ноябре 1917 года произошло объединение ВЦИК и Исполкома съезда Советов крестьянских депутатов. В объединённый ВЦИК вошли 108 членов крестьянского Исполкома: 82 левых эсера, 16 большевиков, 3 эсера-максималиста, 1 меньшевик-интернационалист, 1 анархист и 5 «прочих». В результате левых эсеров в составе ВЦИК оказалось больше, чем большевиков.
Согласно решению, принятому ещё в июне, в состав ВЦИК были дополнительно введены 80 представителей армии, 20 представителей флота и 50 представителей профсоюзов. С 25 ноября большевики вновь составили большинство ВЦИК.