Особенности применения конституционной юридической ответственности
Меры конституционной ответственности различны находятся в зависимости от субъектов ответственности, но они всегда вносят определенные изменения в конституционно-правовой статус субъектов ответственности:
- возмещение вреда;
- отрешение от должности;
- отмену регистрации кандидатов на выборные должности (органы государственной власти и местного самоуправления);
- приостановление и принудительную ликвидацию общественных и религиозных объединений;
- отмену решения о приеме в гражданство РФ.
Конституционным правом предусмотрены определенные способы привлечения к конституционной ответственности, которые присущи как всем видам ответственности, так и выступающих в роли специфических норм конституционной ответственности. Необходимо более подробно их рассмотреть.
В таком порядке государство возмещает вред, который причинен его органами и должностными лицами, происходит расформирование избирательных комиссий, ликвидация общественных и религиозных объединений, приостановление их деятельности.
Не судебный порядок в виде принятия решения (постановления) компетентным государственным органом. Данный порядок предусмотрен для принятия решений об отмене принятия в российское гражданство, для освобождения от должности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления. Более сложный порядок установлен для отрешения от должности Президента РФ. Такое решение принимает Совет Федерации, перед этим Государственная Дума должна выдвинуть обвинение, также должно быть предоставлено заключение Верховного Суда и Конституционного Суда РФ.
Привлечение к ответственности посредством применения форм непосредственной демократии. Отзыв депутата или другого выборного должностного лица в качестве формы непосредственной демократии применяется как процессуальный порядок реализации ответственности за нарушение такими лицами норм Конституции и законодательства, в результате утраты доверия среди населения.
Еще термины по предмету «Право и юриспруденция»
Всеобщая кодификация
вид кодификации, когда в течение известного времени создаются сводные кодификационные акты по всем основным отраслям нормативно-правового материала
Назначение и подназначение наследников
право завещателя совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц, как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону (ст. 1121 ГК РФ). Завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.
-
Конституционная (основаная) обязанность
-
Нормы конституционно-правовые
-
Конституционно-правовой обычай
-
Констиуционно-правовая ответственность
-
Международно-правовая ответственность
-
Ответственность международно-правовая
-
Конституционно-правовой статус человека
-
Диспозитивная конституционно-правовая норма
-
Императивная конституционно-правовая норма
-
Обязывающая конституционно-правовая норма
-
Управомачивающая конституционно-правовая норма
-
Основание
-
Основания
-
Правовые основания применения техникокриминалистических средств и методов
-
Ответственность
-
Конституционный работник
-
Конституционная законность
-
Конституционная юстиция
-
Конституционные нормы
-
Конституционные правоотношения
Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности
Определение 1
Конституционно-правовая ответственность — это обязательство, формирующееся у того или иного субъекта правоотношений (обычного жителя страны, органа власти) и связанное с претерпеванием всех возникающих негативных последствий, проявляющиеся в виде неких ограничений личного или имущественного характера.
Стоит отметить, что сама конституционно-правовая ответственность возникает в результате совершения субъектом правоотношения какого-либо правонарушения.
Состав правонарушения в области правовых отношений:
- субъект (граждане Российской Федерации, иностранные лица, люди, не имеющие гражданства, а также различные органы того или иного государства);
- субъективная сторона, которая имеет место быть только в том случае, если был подтвержден факт совершения преступления или проступка;
- объект (отношения, которые складываются в социуме и формируются благодаря сохранению конституционного строя нашей страны, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, а также благодаря определенной деятельности тех или иных государственных органов);
- объективная сторона (выражается в действиях или бездействии субъекта, которые в результате приводят к нарушению закона и норм, относящихся к конституционным правоотношениям).
Вообще, как и у любой ответственности, у конституционно-правовой ответственности тоже есть свои признаки, к которым относят:
- конституционно-правовая ответственность всегда устанавливается с помощью законодательства (к примеру, отдельные федеральные законы, связанные с регулированием местного самоуправления или законы, направленные на контролирование и регулирование формирования органов государства), а не при помощи Конституции нашей страны, поскольку в ней не содержится информация о каких-то определенных типах ответственности за конкретные нарушения;
- ответственность обычно устанавливается именно в особо тяжких формах, поскольку нарушаются основополагающие принципы российского государства (например, Уголовный кодекс РФ в главе 29 устанавливает ответственность за преступления, направленные на нарушение государственной безопасности в виде лишения свободы на 10 лет и более);
- конституционно-правовая ответственность наступает только в том случае, когда доказана виновность преступника.
Все существующие меры, которые используются при установлении конституционно-правовой ответственности, обычно связаны с использованием еще и других мер ответственности. Так, не сняв человека с должности Президента нашей страны, будет просто невозможно установить для него ответственность за совершенные им преступления. Но, например, уголовное преследование лица, являющегося депутатом, считается важным основанием для того, чтобы снять с него его имеющиеся депутатские полномочия и права, а это значит, что одинаковые действия могут рассматриваться по-разному.
Стоит отметить, что конституционно-правовая ответственность довольно сильно отличается от иных видов правовой ответственности. Главное различие между видами ответственности — это специфика тех санкций и мер, которые применяются в процессе установления ответственности за то или иное преступное деяние. Те меры, которые используются при установлении конституционно-правовой ответственности, обычно не связаны с личным пространством, свободой физических лиц, что характерно для многих уголовных санкций, административного ареста. К тому же, конституционно-правовые меры не посягают на имущественное положение физических лиц или каких-то отдельных организаций, в отличие от, например, финансовых санкций. Стоит отметить, что меры, используемые при установлении конституционно-правовой ответственности, способны ограничивать только политические права и свободы.