Законы: понятие, признаки и виды

Понятие, признаки и виды законов. понятие и виды законов - курсовая работа

Соотношение законов

Вообще, существует довольно много различных формулировок, которые помогают установить связь между законом и каким-то другим нормативным актом. Очень часто в нормативных правовых актах применяется утверждение, даже некое правило — на основании и для исполнения закона. Данное утверждение показывает, что существует некое соотношение между законом и каким-то определенным нормативным актом. Получается, что все издаваемые нормативные акты всегда подчинены закону. К тому же, подзаконные акты обязательны для опубликования.

Абсолютно все правовые акты, которые были сформированы и утверждены на основании и во исполнение закона, несомненно, являются подзаконными актами. Стоит отметить, что эта формула всегда применяется в различных решениях Правительства нашей страны.

Существует еще одна формула, по которой создаются различные подзаконные акты: без противоречий закону. Данное правило используется в процессе формирования и утверждения законов, а это значит, что все издаваемые нормативные акты подчинены закону. Получается, что принимаемые нормативные акты не должны противоречить закону, потому что они должны быть подчинены ему.

Итак, тот нормативный акт, который не должен противоречить закону, имеет более низкую юридическую силу, меньшее влияние на людей, чем сам закон. Отсюда следует вывод, что все нормативные акты, не противоречащие действующему закону, относятся к группе подзаконных актов.

Конституция Российской Федерации не устанавливает перечня тех направлений, вопросов, контролирование и эффективное регулирование которых может осуществляться только законом. Более того, в ряде статей Конституции нашей страны отмечается необходимость законодательного регулирования каких-то определенных общественных отношений.

Классификация по сроку действия

В зависимости от данного критерия законы могут быть постоянными и временными. В первом случае они не имеют ограничения по срокам действия, а во втором, напротив, устанавливаются определенные временные рамки. Например, Закон о бюджете РФ (или отдельного региона) на 2016 год. Здесь же следует упомянуть о чрезвычайных законах. Их принятие возможно лишь в определенной ситуации, которая должна быть оговорена Конституцией. Признаки законов подобного рода имеют особенности. Они издаются при чрезвычайных ситуациях в стране либо характерны для тоталитарных и авторитарных режимов управления. В первом случае носят временный характер и прекращают свое действие после нормализации обстановки. Конституцией РФ возможность издания данного вида законов не предусмотрена.

Это основные критерии классификации. Кроме того, в зависимости от содержания законы могут быть социальными, бюджетными, политическими и т. д.; от степени систематизации – кодификационными (ГК, УК РФ и т. д.) и обычными; от объема регулирования – специальными и общими; от сферы деятельности – региональными и федеральными.

Виды подзаконных нормативных актов и их характеристика

  1. Указы Президента РФ. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить конституции РФ и федеральным законам (ч.1 ст. 90 Конституции РФ), законодательным нормам. Закон, принятый президентом, является следующим после законов местом. При этом указы являются важным элементом в реализации полномочий, элементов правового статуса главы государства.В настоящее время в сфере правового регулирования находится огромное количество юридических актов. Если закон не содержит норм, нормативные указы издаются в обязательном порядке. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военные и чрезвычайные законы должны быть приняты на Федеральном Собрании РФ. Указы и распоряжения Президента России публикуются в официальных изданиях. В Конституционный Суд РФ можно будет обратиться за помощью для проверки конституционности законов президента. Несмотря на то, что ежегодные послания президента РФ Федеральному собранию являются официальным документом, в них не содержатся нормы права и поэтому не носят нормативный статус.
  2. Постановления правительства РФ. Должно быть исполнено на территории России. Особенность актов Правительства – это то, что их принятие может быть только на основании и в рамках исполнения законов России, а также указов Президента РФ. Постановление Правительства РФ, которое подписано Председателями Правительства РФ, должно быть опубликовано не позже 15 дней со дня его принятия.
  3. Указы, распоряжения, инструкции, правительства РФ, госкомитетов и других федеральных органов исполнительной государственной власти. Именно в этих актах, которые принимаются на основании и в соответствии с законами Российской Федерации, указами Президента России, постановлениями Правительства РФ, регулируются общественные отношения, находящиеся, как правило — в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Существуют и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки определенного министерства или ведомства, распространяются на широкий спектр субъектов. Акты Министерства финансов РФ, Министерства МВД РФ, Центрального Банка РФ, Государственного таможенного комитета РФ, Федерального надзора России в ядерной и радиационной безопасности, Федеральной службе лесного хозяйства России;
  4. Местные органы государственной власти (к примеру, областные представительные, законодательные структуры — Тюменской областной Думы) принимают решения и постановления.
  5. Распоряжения, постановления местного органа государственного управления (например, областного главы администраций, губернаторов и пр.)
  6. Нормативные акты негосударственных) органов власти. Эти документы принимают в пределах компетенции указанных структур (районов, сел, поселков) и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
  7. Локальные нормативно-правовые акты – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия или учреждения в рамках его внутренней жизни (такие как правила внутреннего трудового режима).

Нет времени решать самому?

Наши эксперты помогут!

Контрольная

| от 300 ₽ |

Реферат

| от 500 ₽ |

Курсовая

| от 1 000 ₽ |

Нужна помощь

Принятие законопроектов

Законопроект составляется из законодательной инициативы и обсуждения его участниками.

Под законодательной инициативой понимается предоставление строго определенному кругу лиц или учреждений права на внесение в органы представительной государственной власти предложений по совершенствованию законодательства и отдельных законопроектов, им соответствует обязанность законодательных органов рассмотреть эти предложения.

  • Как правило, законопроект обсуждается в нескольких чтениях. Это открытое заседание палаты представителей парламента, которое проходит на открытом заседании, и оно начинается с доклада инициатора законопроекта и его содоклада подготовительной комиссии (координационного комитета) по основным положениям проекта.
  • В случае необходимости по особо важным, касающимся всех граждан закона может быть и всенародное рассмотрение. Текст рассматривается в соответствии с его разделами или в целом.
  • Каждая предлагаемая поправка голосуется отдельно.
  • В зависимости от степени готовности законопроекта он будет либо принят, либо отклонен, либо отправлен на доработку и повторное рассмотрение.

Классификация по юридической силе

Распределение законов в группы может осуществляться по нескольким критериям. Самый первый из них – юридическая сила. Главенствующее место при этом занимает Конституция РФ. Она является учредительным, основополагающим политико-правовым актом, которые закрепляет права и свободы гражданина и человека, определяет форму государственного устройства и правления, учреждает федеральные органы власти государства.

Следующее место в иерархии занимают Федеральные конституционные законы. Они принимаются и регулируют вопросы, которые предусмотрены Конституцией РФ и органически с ней связаны. Например, ФЗ о референдуме, судебной системе, военных судах и др. Основные признаки законов при этом остаются теми же.

Далее по структуре располагаются нормативные акты текущего законодательства, которые освещают различные стороны политической, социально-экономической и духовной жизни общества. Например, кодексы (Уголовный, Гражданский, Трудовой и др.).

Следующая ступень – законы, принимаемые субъектами РФ, точнее их представительными органами власти. Их особенность в ограниченности действия, они «работают» только на определенной территории.

Сюжеты

Вклады-2023: ставки, новости, прогнозы

Как перемещать вклады и почему это может быть выгодно

Почему не стоит держать все деньги в одном банке

Как защитить накопления от падения рубля

Все о страховании жизни и здоровья

Ожог борщевиком: в чем опасность и как защититься

​Солнечные ожоги: как уберечься и по какому полису можно получить компенсацию

Как получить выплату по ИСЖ при наступлении страхового случая: инструкция

Обзоры банковских карт 2023

«Пушкинская карта» для молодежи: кому положена, как оформить и какие мероприятия ею можно оплатить

До 24 000 бонусных рублей в подарок и 120 дней без процентов: чем интересна кредитная карта банка «Открытие»

Tinkoff Junior: как работает карта для детей и подростков

Все сюжеты

Действие закона во времени

Все нормативные акты, в том числе закон (признаки и виды рассмотрены выше) имеют сроки своего функционирования. Так, они вступают в законную силу по истечении 10 дней с момента их официального опубликования, если иной срок и порядок не установлен ими самими.

Обратной силой законы РФ не обладают. Иначе говоря, они не могут распространять своего действия на отношения, возникшие до их принятия и вступления в законную силу. Придать обратную силу можно двумя способами: напрямую включить этот пункт в закон (понятие, признаки, виды выше по тексту) либо применить его в тех случаях, когда он смягчает или полностью устраняет какой-либо вид ответственности.

Признаки закона: характеристика, как нормативного правового акта

  • Относится только к органу законодательной и исполнительной власти? референдуму.
  • Порядок его подготовки и издания устанавливается Конституции РФ и Регламентами палат федерального собрания РФ.
  • В идеале он должен быть выражением воли, интереса и желания народа.
  • В нем же сосредоточена высшая юридическая сила и все подзаконные акты, которые должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить.
  • В нем осуществляется регулирование наиболее важных, ключевых общественных отношений.

В этой связи, именно эти признаки являются отличительными признаками закона в системе других нормативных правовых актов и наделяют его качеством верховенства. Отменить или изменить закон может только тот государственный орган, который его принял, в четко оговоренном порядке.

Виды законов

Определение 1

Закон — это нормативный правовой акт, который формируется и утверждается законодательным органом нашей страны.

С помощью закона можно контролировать отношения, складывающиеся в социуме, решать проблемы, возникающие в обществе и в государстве в целом. К тому же, именно закон дает возможность использовать различные меры государственного принуждения.

Самым важным законом для граждан нашей страны считается именно Конституция Российской Федерации. В нем описаны все права граждан, а также их основные обязанности. Одного этого документа недостаточно для контроля и регулирования отношений во всех сферах жизни, поэтому представители власти регулярно выносят на рассмотрение новые законы. Их введение всегда аргументировано.

Законы имеют разную степень значимости для общества и государства в целом. Именно поэтому законы России можно разделить на: федеральные, конституционные и законы субъектов нашей страны.

Стоит отметить, что конституционные законы утверждаются обычно по наиболее значимым для нашей страны вопросам.

К конституционным относятся, в частности, законы:

  • о военном положении;
  • о чрезвычайном положении;
  • о присоединении к России какого-то нового субъекта;
  • о деформации положения субъекта нашей страны;
  • о гербе, гимне и флаге нашей страны;
  • о судебной системе;
  • о различных судах нашей страны (Конституционный, Арбитражный и т.д.).

Все федеральные законы утверждаются согласно Конституции. Именно федеральные законы составляют действующее законодательство и регулируют все важнейшие сферы отношений, существующих в обществе (экономические, научные, духовные, политические и др.).

Особенностью законов субъектов нашей страны является то, что они ни в коем случае не должны противоречить законодательству Федерации. К тому же, действуют эти законы только лишь на территории того субъекта Российской Федерации, на которой они были введены. Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения между органами власти и гражданами на республиканском уровне, считаются конституции республик. А регулирование отношений на уровне краев и областей осуществляется с помощью различных уставов, которые, можно сказать, заменяют региональные конституции.

Можно выделить виды законов по времени их действия: постоянные; чрезвычайные (исключительные) законы, которые утверждаются только в каких-то конкретных опасных для общества и государства ситуациях. Опасные ситуации могут быть вызваны различными причинами (природными, социальными). К тому же, возникают они только на какой-то определенный промежуток времени.

Виды законов по их содержанию:

  1. Общие законы, применяемые абсолютно ко всем гражданам страны.
  2. Специальные законы, которые утверждаются для каких-то определенных социальных групп или классов.

Виды законов по предмету правового регулирования: административные, гражданские, уголовные и др.

Если рассматривать классификацию законов по субъектам правотворческой деятельности, то можно выделить законы, которые были приняты:

  • с помощью референдума;
  • определенным законодательным органом.

Вообще, законы занимают важное место во всей совокупности существующих правовых актов. Их лидирующее положение определяется следующими особенностями:

Их лидирующее положение определяется следующими особенностями:

  1. Все законы принимаются с помощью народа (референдум) или же высшими законодательными органами нашей страны. А утверждение законов, их корректировка или отмена обычно происходит строго в процессуальном порядке.
  2. Законы имеют высшую юридическую силу. Все утверждающиеся и уже имеющиеся нормативные акты не должны противоречить друг другу. К тому же, они должны издаваться в соответствии с законом нашей страны, ни в коем случае не противореча ему. Никто не может корректировать, дополнять или отменять закон, кроме того органа, который сформировал этот закон.

Законы регулируют самые важные, фундаментальные отношения в обществе и государстве в целом.

Замечание 1

Итак, закон — это такой правовой акт, который утверждается в строго определенном порядке. Закон всегда направлен на регулирование важнейших общественных отношений.

Действие закона

Действие закона определяет границы обязательности закона во времени, в пространстве и круге лиц.

Закон действует с момента его вступления в силу до момента, с которого он теряет силу.

Действие закона в пространстве определяется территориальными пределами — всего государства или определенного субъекта.

Действие закона по лицам определяет круг органов, организаций и лиц, которые обязаны соблюдать и исполнять определенный закон. По общему правилу закон действует в отношении всех граждан, которые находятся на территории определенного государства. Кроме того, некоторые законы могут действовать в отношении только определенных работников, например учителей, медиков и так далее.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: