Немедленное действие
НЕМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ — распространение юридической силы закона (иного нормативного правового акта на все регулируемые им случаи и обстоятельства, возникшие после его вступления в силу (действие закона «вперед»). Данный принцип (порядок) является общим правилом, которому подчиняются (за некоторым изъятием) все нормативные правовые акты. С действием данного принципа связан вопрос о выборе закона, который надлежит применять к регулируемым отношениям. Существуют принципиальные особенности для материального и процессуального законодательства. Материально-правовые отношения регулируются нормой закона, действовавшего в момент возникновения данного правоотношения. Согласно ч. 1 ст. 1.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Действующий Уголовный закон устанавливает, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9 УК РФ). Гражданско-правовые отношения также регулируются законом, действующим в момент их возникновения. Более того, это требования законодатель распространил и на договорное регулирование. Несмотря на то, что заключаемый договор должен соответствовать закону, иным правовым актам (ч. 1. ст. 422 ГК РФ), если после его заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия договора сохраняют свою силу (ч. 2 ст. 422 ГК РФ). В сфере действия процессуального законодательства дело обстоит иначе: применяется закон, действующий на момент рассмотрения дела (совершения процессуальных действий). Так, в соответствии со ст. 4 УПК РФ, при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения. Действующий Гражданско-процессуальный закон устанавливает, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений — судебных приказов, решений и определений суда, а равно постановлений других органов (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 1.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. |
Формы социальных норм
Существует несколько классификаций, отражающих различные аспекты социальных норм.
По способу закрепления социальные нормы делятся на:
- устные (нормы обычаев и морали);
- письменные (правовые и корпоративные нормы).
Остальные общественные нормы не обязательно зафиксированы в тексте. Обычаи и нормы морали чаще всего существуют в устной форме. Отражением эстетических норм может быть рисунок, скульптура и тому подобное.
По масштабу распространения различают следующие формы социальных норм:
- межличностные приняты между двумя людьми (пример — условный стук в дверь соседа);
- групповые действуют в пределах социальной группы (пример — воинский устав);
- национальные характерны для всего народа или нации (пример — празднование Дня благодарения американцами);
- общечеловеческие распространяются на большинство людей на планете (пример — регулярно мыться).
Кроме того, социальные нормы разделяются на формы в зависимости от принципа функционирования:
- рекомендательные указывают на желательное поведение (например, рекомендуется уступать место в транспорте пенсионерам);
- побуждающие стимулируют людей к исполнению правил (например, премия за добросовестный труд);
- повелительные регулируют обязанности человека (например, полицейский обязан следить за порядком);
- запрещающие препятствуют какой-либо деятельности и наказывают за её осуществление (например, запрет на курение в общественных местах).
По обязательности исполнения социальные нормы делятся на формальные и неформальные.
Формальные социальные нормы зафиксированы в письменном виде и строго обязательны к исполнению. К ним относятся правовые и корпоративные нормы. Их нарушение ведёт к санкциям, установленным в нормативных актах — так, за хулиганство полагается штраф или лишение свободы, а неявка на работу без уважительной причины может привести к увольнению.
Все остальные общественные правила являются неформальными нормами. Их соблюдение определяется не предписаниями, а нравственным выбором человека. Нарушение этих норм не преследуется по закону, но может вызвать общественное осуждение.
Во многих случаях формальные и неформальные социальные нормы совпадают. Например, нормы морали осуждают ложь. При этом ложь свидетеля в зале суда нарушает правовые нормы и является уголовным преступлением.
Функции социальных норм
Социальные нормы регламентируют все сферы жизни общества и фактически делают возможным его существование. Их действия можно свести к трём важнейшим функциям:
- Регулятивная функция. Социальные нормы и правила регулируют взаимодействие людей между собой, определяют границы допустимого и воздействует на лиц с отклоняющимся поведением. Это воздействие осуществляется при помощи трёх механизмов:
- Дозволение — указание на необязательные, но желательные варианты поведения (например, мыть руки перед едой).
- Предписание — указание на требуемое действие (например, носить одежду).
- Запрет — указание на действия, которые осуждаются обществом (например, нельзя воровать).
- Социальная функция. Помогают человеку стать полноценным членом общества, приносить пользу другим людям и получать выгоду от взаимодействия с ними.
- Оценочная функция. Социальные нормы формируют у человека представление о хорошем и плохом, стимулируют положительные качества в людях и дают им образцы для подражания.
Понятие права
В каком смысле употребляется термин «право» в каждом случае, следует решать, исходя из контекста, что обычно не вызывает затруднений.
Надо помнить также, что термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права; права членов общественных объединений, партий, союзов; права, возникающие на основании обычаев, и т. д
Поэтому особенно важно дать точное определение понятию «право», установить признаки и свойства, отличающие его от других социальных регуляторов
В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости от того, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права.
Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи так или иначе выражаются в его признаках. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. На основе признания общесоциальной сущности права можно сформулировать следующее его определение.
Понятие, признаки и функции права
Неюрисдикционное производство
НЕЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО — разрешение компетентными органами и должностными лицами юридических дел, связанных с реализацией гражданами и их объединениями субъективных прав, удовлетворением их законных интересов, а равно осуществлением компетенции государственных и иных органов (организаций). Это производство по принятию нормативных правовых актов, регистрационно-разрешительное, исполнительное производство, производство по разрешению предложений и заявлений граждан, учредительное производство, производство по применению мер административного пресечения принуждения. |
Непосредственное правотворчество (правотворческая деятельность народа, или референдум)
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДА, ИЛИ РЕФЕРЕНДУМ) — вид законотворчества, осуществляемый путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Порядок, основания проведения референдумов определены законодательством. В Российской Федерации этому посвящены федеральный Конституционный закон «О референдуме» от 10 октября 1995 г. и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Референдумы могут быть общенациональные, региональные и местные. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны органов государства и вступает в действие с момента, определенного в законе. |
Научное (теоретическое) правосознание
НАУЧНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) ПРАВОСОЗНАНИЕ — тип правосознания, основой которого являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Научное (теоретическое) правосознание отличается наибольшим рационализмом. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Правосознание существует не только «вместе» с правом, но и предшествует ему, отражая общественную практику, потребности и интересы людей о праве. Правосознание тем самым выступает одним из важнейших правообразующих факторов, источником (идеологическим) его духовной основой права. Посредством правосознания и благодаря нему законодатель, по утверждению Гегеля, «устанавливает дух своей эпохи» и отображает его в позитивном праве. |
Наиболее распространенные классификации правовых норм
По содержанию: регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания касательно возможного и должного поведения участников общественных отношений, в то время как охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и иные меры защиты нарушенных прав.
По предмету правового регулирования (отраслям права): нормы конституционного, гражданского (вещного, обязательственного, корпоративного), семейного, трудового, земельного, административного, уголовного и т. п
Немаловажно деление норм права на материальные (устанавливающие права и обязанности субъектов) и процессуальные (обеспечивающие реализацию материальных норм). По принадлежности нормы права к правовой системе: нормы государственного права, международного права (универсальные и региональные), наднационального права (права Европейского союза, права СНГ).
По способу регулирования общественных отношений: императивные, диспозитивные, рекомендательные
Диспозитивные нормы действуют, если участники общественных отношений сами не выработали иные способы и формы решения споров, не установили в договоре иные правила, чем предусмотрены в законе. В отличие от них, императивные нормы действуют независимо от волеизъявления и желания субъектов. Рекомендательные нормы – нормы так называемого «мягкого права», не наделены механизмом ответственности за нарушения, в связи с чем к нормам права их относят не все учёные.
По обязательности: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.
По предмету регулирования: общие и специальные нормы, призванные помочь реализации обязывающих и охранительных норм, к которым относятся декларативные, дефинитивные, оперативные и коллизионные. Не являясь правовыми, данные нормы не определяют права и обязанности субъектов, а являются ориентиром.
В зависимости от степени конкретизации: абсолютно определенные и относительно определенные (ситуативные и альтернативные). Абсолютно определенная норма формулирует правило поведения, условия его действия и санкцию за нарушение исчерпывающим образом, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации. Относительно определенная норма допускает несколько вариантов правового регулирования с учетом жизненных обстоятельств: ситуационная норма связывает возможность усмотрения адресата нормы с конкретной ситуацией, а альтернативная позволяет выбрать один из обозначенных в правовой норме вариантов.
По способу объективации: обычные (складываются в ходе развития общественных отношений), гетерономные (устанавливаются в одностороннем порядке властным субъектом и предписывают вариант поведения) и автономные (принимаются в результате согласования воль субъектов права, например, международные нормы).
По действию в пространстве: общего действия (действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция правотворческого органа) и местного действия (распространяются на указанную в правовом акте местность).
По действию во времени: постоянные и временные, имеющие или не имеющие обратную силу. Правовая норма действует до её отмены принявшим органом государственной власти или разрушения того строя, при котором она была создана. При этом вопрос о том, возможна ли «фактическая» отмена правовой нормы, в науке является спорным.
По кругу лиц: общие (касаются всех субъектов права), специальные (распространяются на четко установленный круг лиц), исключительные (исключают субъекта из общего регулирования, например нормы о дипломатическом суверенитете) и касающиеся отдельного субъекта (судей Верховного Суда, Генерального прокурора).
По юридической силе и месту в иерархии: нормы Конституции, конституций (уставов) субъектов федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, законов субъектов федерации, муниципальных актов, локальных актов.
Научные подходы
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ — методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств государственно-правового познания, определяет (в значительной мере) его мировоззрение. Это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Так, при анализе типологии государства и правовых систем применяется формационный или цивилизационный подходы; при изучении сущности права естественно-правовой, социологический, нормативный, либертарный, интегративный и т.д. Длительное время в отечественной науке господствовал монистический подход к понятию государства и права, основанный на методологии марксизма-ленинизма. Такая методология считалась единственно верной (истинной в последней инстанции), не подлежащая критике. Соответственно, все другие теории признавались ложными, их можно было критиковать, но не принимать. Схема марксистско-ленинского подхода основывалась на экономическом детерминизме: государство и право возникают в результате появления частной собственности и как следствие этого раскола общества на антагонистические классы, примирение вражды между которыми возможно посредством государства и права. Марксизм всецело основывался на формационном подходе. Из поля зрения выпадали учения о правовом и социальном государстве. Сейчас, напротив, наблюдается воинствующее неприятие, беспощадная критика этого подхода. Более перспективным является все же интегративный или многоаспектный подход, позволяющий учесть самые разные взгляды и позиции при оценке природы права и государства. |
Синонимы к словосочетанию НОРМАТИВНЫЙ ХАРАКТЕР
НОРМАТИ́ВНЫЙ, -ая, -ое; -вен, -вна, -вно.
Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определённую печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.
-
Все те конкретные лексические значения, которыми обладают производные с суффиксом — dor, носят нормативный характер.
-
Нередко благодаря нормативному характеру значения слова оказывается возможным сосуществование в языке ряда образований, созданных по синонимическим моделям.
-
Для изучения данной темы потребовалось привлечение источников нормативного характера, относящихся не только к светскому обществу, но и военной области.
Нормативные правовые акты Правительства РФ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ — правовые акты, принимаемые Правительством в пределах его конституционных полномочий, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Порядок опубликования и вступления постановлений Правительства определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ». Согласно этому Закону, датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд. |
Понятие социальных норм
Социальные нормы — это исторически сложившиеся и принятые в обществе правила поведения, регламентирующие отношения между людьми.
Наличие социальных ценностей и норм — неотъемлемый признак любого общества. В определённый момент развития человечества люди поняли, что для совместного выживания им необходимо договориться о правилах поведения, обязательных для всех участников сообщества.
Если человек хотел быть частью общины или племени, он обязан был соблюдать принятые в нём законы и правила поведения в социуме. В противном случае его изгоняли, фактически обрекая нарушителя на смерть от клыков хищников или рук представителей враждебных племён.
По мере развития цивилизации нормы и правила поведения в обществе менялись и усложнялись, однако их признаки с течением времени не меняются.
<<Форма бесплатного курса>>
Признаки социальных норм
Любое правило считается социальной нормой, если оно удовлетворяет следующим критериям:
- является общим для всех членов общества,
- направлено на регулирование общественных отношений,
- имеет в основе сознательное волевое усилие людей,
- возникло в процессе исторического развития,
- действует непрерывно,
- соответствует типу культуры и социальному устройству общества.
Проверьте себя
Теперь, когда мы оставили теорию позади, давайте проведём небольшой чек-ап ваших знаний. Для этого выполните задание ниже — это поможет узнать, нужно ли вам глубже изучить тему социальных норм и их классификации. Не забывайте пользоваться материалом, изложенным выше!
Задание
Прочтите 10 утверждений ниже и определите, какие из них верные, а какие — нет.
-
Социальные нормы складываются на основе социальных ценностей.
-
Люди осознанно пришли ко всем социальным нормам, и те стали частью жизни общества в результате его исторического развития.
-
Все обязаны знать и следовать социальным нормам, потому что их нарушение преследуется по закону.
-
Есть всего 3 способа контролировать поведение общества с помощью норм: принуждение, дозволение и запрет.
-
Правило о том, что нельзя шуметь в библиотеке, — это моральная социальная норма.
-
Если человек намеренно не следует социальным нормам, его поведение называют отклоняющимся.
-
Индивидуальные социальные ценности обязаны совпадать с принятыми во всём обществе.
-
Религиозные нормы могут быть закреплены в священных текстах или сформулированными религиозными организациями.
-
Предписание не предполагает вариантов — оно указывает на то, как человек обязан поступить в той или иной ситуации.
-
Социальная функция норм помогает следить за людьми с отклоняющимся поведением.
В этой статье мы разобрали понятие и виды социальных норм, а также поговорили об общественных ценностях. Если хотите погрузиться в эту тему ещё глубже, попробуйте заниматься с преподавателем. На курсах обществознания в Skysmart ученики разбирают каждый раздел программы на увлекательных примерах и учатся понимать термины, а не зубрить их. Присоединяйтесь: первый урок — бесплатно!
Невиновное причинение вреда (случай, казус)
НЕВИНОВНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА (СЛУЧАЙ, КАЗУС) — причинение вреда без вины. Невиновное причинение вреда необходимо отличать от преступной небрежности. Невиновное причинение вреда — деяние, совершенное лицом, которое в данной ситуации не осознавало и не могло осознавать общественной опасности своих действий либо не предвидело и не должно было предвидеть их наступления. Закон (ч. 2 ст. 28 УК) к деяниям, совершенным невиновно, относит случаи, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам. |
Наказание (взыскание) в праве (правовое наказание)
НАКАЗАНИЕ (ВЗЫСКАНИЕ) В ПРАВЕ (ПРАВОВОЕ НАКАЗАНИЕ) — фактическое претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя, содержащее кару. Разновидностью государственно-правового принуждения является Наказание в праве (правовое наказание) — это разновидность государственно-правового принуждения, мера (и форма) юридического осуждения (порицания) виновного лица, в результате которого данное лицо ограничивается в правах, несет имущественные траты, испытывает иные обременения. Правовое наказание возможно посредством применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Отличие между наказанием и юридической ответственностью отображено в философских категориях возможности и действительности. Если юридическая ответственность — это обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, то наказание — это фактическое претерпевание этих мер. Кроме того, ответственность не сводится к наказанию, может существовать и без него. В то же время наказание всегда предполагает ответственность. Из этого можно сделать заключение, что понятие юридической ответственности по своему объему шире наказания. |
Классификация норм права
Классификация норм права дает возможность определить место и роль норм права в системе правового регулирования, познать природу и социальное назначение.
1. В зависимости от содержания:
- исходные нормы, определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цель, задачи, пределы, направления;
- общие нормы, присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;
- специальные нормы, относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей.
2. В зависимости от предмета правового регулирования:
- конституционные нормы;
- гражданские нормы;
- административные нормы и др.
3. В зависимости от их характера:
- материальные (уголовные, экологические и др.) нормы;
- процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные) нормы.
4. В зависимости от методов правового регулирования:
- императивные нормы, содержащие властные предписания;
- диспозитивные нормы, содержащие свободу усмотрения;
- поощрительные нормы, стимулирующие социально полезное поведение;
- рекомендательные нормы, предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения.
5. В зависимости от времени действия:
- постоянные нормы;
- временные нормы.
6. В зависимости от функций:
- регулятивные нормы, предписания, устанавливают права и обязанности участников правоотношений;
- охранительные нормы, направлены на защиту нарушенных субъективных прав.
7. В зависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:
- общераспространенные нормы, действуют в отношении всех граждан;
- специально распространенные нормы, действуют только в отношении определенной категории лиц.
8. В зависимости от степени определенности элементов правовой нормы:
- абсолютно определенные нормы, точно определяющие права и обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствия несоблюдения предписаний нормы;
- относительно определенные нормы, устанавливающие возможные варианты поведения;
- альтернативные нормы, закрепляющие несколько возможных вариантов действий, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретных обстоятельств.
9. В зависимости от сферы действия:
- общефедеральные нормы, распространяют свое действие на территории всего государства;
- региональные нормы, распространяют свое действие на территории субъектов;
- локальные нормы, распространяют свое действие на территории конкретного предприятия, учреждения, организации.
10. В зависимости от юридической силы:
- правовые нормы законов;
- правовые нормы подзаконных актов.
11. В зависимости от способа правового регулирования:
- управомочивающие нормы, предоставляющие возможность совершать определенные действия;
- обязывающие нормы, предписывающие лицам совершить те или иные положительные действия;
- запрещающие нормы, не разрешающие производить определенные действия.
12. В зависимости от субъектов правотворчества:
- нормы, принятые государственными органами;
- нормы, принятые негосударственными структурами.
По своей природе и социальному назначению нормы права многообразны, так как они призваны регулировать различные общественные отношения.
показать содержание
Внешнее выражение правовых норм
Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки:
а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума;
б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их;
в) обладает юридической силой, охраняется и обеспечивается государством;
г) имеет вид письменного документа с установленной структурой и необходимыми атрибутами;
д) носит легитимный характер.
Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране.
Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юридической силе – на законодательные и подзаконные; по степени систематизации – на простые и кодифицированные; по сфере действия – на федеральные, акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени – на постоянные и временные.
Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, статьи, параграфы, пункты). Основным структурным элементом нормативного акта является статья. Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.
В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.
Второй вариант – включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 12 Закона РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве, регламентирующая порядок платы за землю, содержит пять пунктов, каждый из которых является самостоятельной нормой.
Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 14 Семейного кодекса РФ содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, II устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30, определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).
показать содержание