Государство и его признаки

Признаки  государства: обязательные и дополнительные, характеристика и функции

Введение.

Государство появилось в ходе длительного исторического развития, а в основе этого процесса возникновения государства находятся экономика и социальная сфера жизни людей, т.е. материальные сферы жизнедеятельности.

В первобытном обществе не было ни государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек. Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел. Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным.

С развитием общества развиваются производительные силы. Происходит процесс перехода от присвоения даров природы к производству продуктов потребления. Одновременно происходит и разделение труда.

С появлением общественного разделения труда происходит дифференциация социальной структуры общества. Возникли новые социальные группы со своими интересами и потребностями. В результате возникла насущная потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между различными общественными группами, а также в защите частной и коллективной собственности.

Таким образом, предпосылками для образования особо регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство», являются общественное разделение труда, появление частной собственности, имущественное и социальное неравенство.

Основные теории происхождения государства

Теологическая теория. Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.

Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, и сегодня она имеет своих сторонников. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа обществен­ные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть про­должение и развитие отцовской власти.

Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по- разному. Для Ж.- Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается об­щественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.- Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.

Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники (Л. Гумпилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории — война и завоевание. Так, Гумпилович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумпилович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей под­чиняет себе племя побежденных, присваивает себе все их земли и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.

Марксистская теория происхождения государства наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникнове­ние государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Форма государственного устройства

От неё зависит, как распределена власть по территории страны. 

Унитарное государство

Слово «унитарное» происходит от латинского unis — «один». В такой стране все территории подчинены единому правительству и парламенту, находящемуся в столице. На них действует одно законодательство, конституция и судебная система. Таково большинство стран мира. 

Федеративное государство

Федеративное государство (от латинского feodus — «союз») устроено сложнее. Оно разделено на субъекты (области, края, республики, штаты), в каждом из которых может быть своё правительство, законодательство и даже конституция. Всего в мире 26 федераций: Россия, США, Индия, ОАЭ, Мексика и другие страны. 

Развитие понятия государства

Самую первую классификацию государственных форм создали античные мыслители Аристотель и Платон. На их концепциях государства основывалась политическая и правоведческая мысль Европы достаточно долгое время. Хотя понятия и категории, которые использовали философы, давно изменились, их разработки до сих пор не потеряли значимость.

В ходе буржуазных революций в Европе XVII–XVIII вв., которые разрушили абсолютные монархии и сословные разграничения, появилось понятие о гражданских правах. В эпоху Просвещения появились представления о естественном праве и разделении властей, в результате чего появилась база для формирования правового государства.

При переходе к индустриальному обществу разрушились традиционные отношения между людьми и обострились социальные противоречия, поэтому появилась необходимость активного участия государства в регулировании общественных отношений. Со второй половины XX века стало широко использоваться понятие социальное государство — то есть государство, которое активно перераспределяет материальные и другие блага в рамках принципов социальной справедливости. Этот термин встречается в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская социальная хартия и других.

Из-за процессов глобализации сейчас снова происходит изменение понятия государственной идентичности. В основе новой геополитической картины мира лежат три реалии:

  • государство-нация — исторически сложившееся традиционное государство;
  • регион — административное, этническое или культурное пространство, на котором находятся несколько относительно самостоятельных государств наций;
  • формирующееся глобальное сообщество.

Названия государств

У большинства государств есть два названия:

  • Полное — официальное, протокольное. Используется, если речь идет о государстве как о юридическом лице, например, в договорах и законах.

    Примеры полных названий государств: Чешская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.

  • Краткое — географическое. Используется, когда про государство говорят как о стране, в контексте географии и экономики.

    Примеры кратких названий государств: Чехия, Люксембург, Соединенное Королевство.

Иногда полное и краткое название государства может совпадать. Например: Объединенные Арабские Эмираты, Босния и Герцеговина, Венгрия, Грузия.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Выберите идеального репетитора по обществознанию
15 000+ проверенных преподавателей со средним рейтингом 4,8. Учтём ваш график и цель обучения
Выбрать!

Суверенитет как признак государства.

Важнейшим признаком государства как организации властвования является государственный суверенитет.

Суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны, т. е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, ее полноправие в установлении режима жизни общества в пределах своей территории и независимость её на международной арене. 

Любой субъект права, который признан государством, вправе осуществлять свою высшую власть в рамках обозначенной для него территории. Данный субъект самостоятельно определяет характер взаимоотношений с другими государствами, которые не имеют права вмешиваться во внутреннюю политику этой страны. Суверенитет является неотъемлемым признаком любого государства вне зависимости от величины территории, политического, социально-экономического, религиозного уклада и любых других факторов.

Государственный суверенитет включает в себя принципы:

  • Единство и неделимость территории;
  • Неприкосновенность его территориальных границ;
  • Невмешательство во внутреннюю политику.

Единство государственного суверенитета предполагает, что он принадлежит государству в целом, неделим между его частями и отдельными территориальными единицами.

Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем:

  • в универсальности — только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
  • в прерогативе — возможности отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти;
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Верховенство государственной власти проявляется в способности издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц и организаций.

Верховенство государственной власти вовсе не исключает её взаимодействия с другими общественными организациями при решении различных вопросов общественной жизни. Как раз наоборот, в суверенитете государства находит своё политическое и юридическое выражение воля народа, в интересах которого государство осуществляет руководство обществом.

Независимость характеризуется наличием у государства формального или ограниченного суверенитета. 

Формальным суверенитет считается тогда, когда он юридически и политически провозглашён, а фактически, в силу распространения на государство влияния других государств, не осуществляется.

Следует отметить, что любое государство существует в сообществе других государств и в той или иной степени зависит от них; абсолютного государственного суверенитета не существует.

Ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.

Принудительное — может иметь место по отношению к побеждённому в войне государству со стороны государств-победителей.

Добровольное – может допускаться самим государством по взаимной договорённости с другими государствами:

  • ради достижения определённых, общих для всех целей;
  • в случае объединения государств в федерацию и передачи ими части своих суверенных прав федерации.

Выделяют три основных разновидности суверенитета:

  • Народный суверенитет — суверенитет народа, который признается первоисточником власти;
  • Государственный суверенитет — состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию;
  • Национальный суверенитет — право каждой нации на самоопределение. 

Суверенитет государства имеет экономические, политические и правовые основы.

Экономической основой государственного суверенитета служит владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием и т.п.

Политическая основа суверенитета — существование стабильного, сложившегося государства, наличие достаточно развитой политической организации власти.

Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.

Признаки государства

Как было отмечено выше, в отечественной науке наибольшее распространение получила точка зрения о том, что присущие государству признаки наиболее целесообразно подразделять на обязательные, то есть такие которые характерны для любого государства мирового сообщества на любом этапе его исторического развития, и дополнительные – то есть признаки, выделение которых допускается при определенных обстоятельствах, но в целом, их наличие или отсутствие не позволяет делать вывод о наличии (отсутствии) государственной формы образования.

К числу обязательных признаков государства принято относить:

Территорию, которая представляет собой пространственную основу государства, его физическую и материальную базу

Важность данного признака состоит в том, что без территории, площадь которой может изменяться в результате определенных исторических событий, государство не может существовать в принципе;
Население – человеческое общество, территория проживания которого совпадает с территорией государства, ввиду чего, а также в связи с наличием общих черт культуры и исторического сознания, население обладает свойством принадлежности к государству;
Публичная власть – наличие государственно-властного аппарата, способного влиять на существующие в обществе процессы, выраженного в единой иерархичной системе органов и учреждений;
Наличие правовой системы, состоящей из совокупности общеобязательных правил поведения, реализация которых обеспечивается возможностью применения принудительной силы государства;
Система правоохранительных органов, деятельность которого выражается в функционировании органов судебной власти, органов прокуратуры, внутренних дел и т.д., для целей обеспечения безопасности государства и граждан от внутренних и внешних угроз;
Государственный суверенитет, предполагающий верховенство государства в решении вопросов, связанных с реализацией внутренней политики и независимость государства в решении вопросов на международной арене;
Фискальная система, предполагающая взимание государством налогов, то есть обязательных безвозмездных платежей в заранее установленных размерах и сроки, необходимых для содержания аппарата управления и принуждения, поддержки социальной сферы, создания резервов и т.д.. В свою очередь, к необязательным, но, тем не менее, присущим на современном этапе большинству современных государств признакам относятся:

В свою очередь, к необязательным, но, тем не менее, присущим на современном этапе большинству современных государств признакам относятся:

  1. Наличие Конституции;
  2. Наличие символов государства;
  3. Наличие гражданства (подданства);
  4. Собственная денежная единица;
  5. Участие в деятельности международных наднациональных организаций

Налоговая система как признак государства.

Налоги и сборы, необходимые для функционирования государства, появляются вместе с его возникновением. Так, в Древнерусском государстве существовала дань, которая по сути являлась налогом.

Налоговая система — совокупность налогов, сборов и пошлин, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению финансовыми потоками в государстве и экономикой страны вообще.

Налоговая система призвана: 

  • обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства;
  • создать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, выплаты пенсий, пособий многодетным семьям, безработным, инвалидам, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, культура, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.

Основой налоговой системы являются налоги.

Налоги — учрежденные государством обязательные, индивидуально-безвозмездные платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социальных программ, формирования общенационального бюджета, обеспечиваемые государственным принуждением и не носящий характер наказания. Их размеры и сроки уплаты устанавливает государство, издавая законы. Сбор налогов осуществляется специальными органами.

Налоги имеют исключительно денежный характер. Все налоговые платежи производятся деньгами в наличной и безналичной форме. Отчуждение товаров в пользу государства невозможно.
Налоги являются основным источником пополнения государственной казны.

Содержание общих признаков государства по мере развития государственно организованного общества уточняется, приобретает новые смысл и значимость. Но в целом перечень этих признаков остается неизменным.

Форма правления государства

От неё зависит, в чьих руках находится власть. Существуют две формы правления: монархия и республика. 

Монархия

Это слово переводится с греческого как «единовластие». Монархии появились в древние времена и достигли пика могущества во времена феодализма. Во главе такого государства стоит монарх (царь, король, император, султан, шах, раджа), который правит страной в течение всей жизни, получая и передавая власть по наследству (хотя в Малайзии короля выбирают на пять лет).  

В абсолютной монархии вся полнота власти (законодательной, исполнительной, судебной и иногда духовной) принадлежит одному человеку, стоящему выше закона. Такая форма государства была распространена с древнейших времён до Нового времени, а сейчас абсолютных монархий осталось всего шесть. Это Объединённые Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Оман, Катар, Бруней и Ватикан (Папа Римский обладает абсолютной властью на территории Святого Престола). 

В дуалистической монархии правитель назначает министров, которые правят от его имени. Законы издаёт парламент, но монарх может наложить вето на любой из них, распустить парламент и собрать новый. Кроме того, он может сам издавать указы, которые имеют бо́льшую юридическую силу, чем другие законы. Эта форма правления была распространена на рубеже XIX–XX веков, как переходная от абсолютной монархии к парламентской. На сегодняшний день в мире девять дуалистических монархий, и за исключением королевства Марокко, все они маленькие государства: королевства Бахрейн, Бутан, Иордания, Тонга и Эсватини, княжества Лихтенштейн и Монако, а также эмират Кувейт.

В парламентской монархии верховный правитель имеет символическое значение. Монарх подписывает указы и назначает министров, но делает это по предложению парламента. Вся судебная, законодательная и исполнительная власть находится у конституционно сформированных органов. Именно так устроены большинство современных монархий, таких как Великобритания, Япония, Испания, Норвегия и Швеция. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92021 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучают формы государственного управления. 

Республика

Словосочетание «res publica» переводится с латыни как «общее дело». Формально власть в республике принадлежит народу, но ни в одной стране решения не принимаются всем населением сразу. Граждане республики избирают парламент и другие органы власти, которые правят страной и несут ответственность перед избирателями.

Первые республики появились в античные времена (Афинская, Спартанская, Римская). В Средние века так управлялись города-государства (Венеция, Флоренция, Новгород). С конца XVIII до середины XX века многие монархии в ходе реформ или революций стали республиками. Сейчас по этой модели управляется большинство стран мира. 

Республики бывают трёх видов: президентские, парламентские и смешанные. Они различаются в зависимости от того, кто формирует правительство и кому оно отчитывается. 

В парламентской республике верховная власть принадлежит парламенту, который избирается из числа политических партий. Парламент формирует и распускает правительство, выбирает президента и издаёт законы. Президент в такой республике представляет государство на международной арене и участвует в официальных мероприятиях. Главой государства является премьер-министр — как правило, лидер победившей на выборах партии. Парламентские республики —  это Германия, Турция, Индия, Ирак, Польша и Греция.

В президентской республике главой государства и правительства является президент. Он назначает и контролирует министров, может издавать указы, влиять на решения парламента и даже распускать его. Эта форма власти в государстве напоминает дуалистическую монархию, с той разницей, что президент не получает власть по наследству и избирается народом или выборщиками на ограниченный срок. По такой системе устроена власть в США и большинстве стран Латинской Америки. 

В смешанных республиках соблюдается баланс между президентской и парламентской властью. Главой государства является президент, но все важные решения он согласует с парламентом. И президента, и парламент выбирают всенародным голосованием. Смешанные республики — это Франция, Финляндия, Россия, Украина, страны Прибалтики. 

Понятие, сущность и основные признаки государства.

Государство представляет собой сложное явление. С древних времен предпринимались попытки дать определение понятия «государство», однако до настоящего времени ни в науке, ни в международном праве не существует общепринятого, общепризнанного определения понятия «государство».

Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант (1724–1804). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом – политическая власть». Такое понимание государства сводилось, по существу, к характеристике политического общества, а не государства.

Нередко пытаются определить государство через его роль в жизни общества, а также выполняемые функции. С этих позиций подчеркивается назначение государства управлять делами общества, обеспечивать правопорядок и общественную безопасность. Это соответствует действительности, но не раскрывает всей полноты данного явления.

Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия одного класса над другими.

Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова даёт следующее определение: «Государство — политическая организация господствующего класса страны во главе с правительством и его органами, имеющими задачей охрану существующего порядка и подавление классовых противников, а также сама страна с такой политической организацией».

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и прочих, можно выделить лишь те или иные аспекты его характеристики, но невозможно сформулировать универсальное его понятие.

В современной юридической литературе понятие государства определяется через перечисление его признаков. Это общепринятый прием.

Государство – политическая форма организации общества на определённой территории, обеспечивающая его единство и целостность, политико-территориальная суверенная организация публичной власти, обладающая аппаратом управления и принуждения, которому подчиняется всё население страны.

Сущность государства — главное, что определяет его содержание, социальное назначение, цели и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. 

Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной территории. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: Конституцией, законами и другими правовыми документами государства, а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства.

Исходными чертами государства является то, что оно есть: явление общественное; явление политическое; представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

Признаки государства – это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.

К основным признакам государства относятся:

  • территория;
  • население;
  • суверенитет;
  • публичная власть;
  • система права;
  • налоговая система.

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, наличие армии, а также единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков. Что касается армии, то она есть не во всех странах. Отсутствие армии в этих странах не дает оснований не признавать их государствами. Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику. Ряд государств конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого признака.

Структура нормы права

Норма права состоит из трех структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза (предположение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. В гипотезе излагаются фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.

Диспозиция (распоряжение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само пра­вило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.

Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим правила, предусмотренные диспозицией.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: