Происхождение теологической теории
Теологическая теория возникновения государства появилась в период существования первых государств — Вавилона и Древнего Египта. Отдельные элементы теории начали описываться в египетской «Книге мертвых» и «Поучениях гераклеопольского царя своему сыну», вавилонских «Законах Хаммурапи» индийских «Упанишадах» и «Законах Ману».
Свое полное развитие теория получила в период феодализма, примерно в XII веке. В этот период активно развивалась теория двух мечей. Согласно ей ученики принесли Иисусу два меча, которые позже были истолкованы как светская и церковная власть. Религия не поддерживает насилие, из-за чего один меч — религиозный — был отложен учениками в ножны, а второй передан людям, которые таким образом получили возможность властвовать над простыми людьми.
Подкрепление в виде философских трудов теологическая теория получила во второй половине XIII века, когда монах и философ Фома Аквинский начал распространять свои труды о теории создания государства по подобию сотворения мира.
Мифологические и религиозные концепции
Их общая сущность в том, что происхождение государства объясняется вмешательством высших сил, то есть, по мнению философов, которые создают эти концепции, государство ведет свое происхождение от Бога. К этим теориям относятся теории Платона, древнеиндийская, древнекитайская и некоторые другие. Например, теологическая теория, которая стала очень знаменита благодаря трудам Фомы Аквинского. Она гласит, что государство является проявлением и божественной, и человеческой воли; что касается власти, то она тоже может быть Божественной и богопротивной.
Таблица “Теории происхождения государства”
Теологическая | Патриархальная | Классовая | Договорная | Насилия | Волюнтаристские |
Государство от бога | Выросло из семьи | Результат классовой борьбы | Следствие общественного договора | Основано на подчинении | разные |
Теологическая, патриархальная, органическая теории
Теологическая теория была одной из первых теорий происхождения государства и права. Она объясняла их происхождение исключительно божественной волей. Представители теологической теории: религиозные деятели средневековой Европы (XIII век — Фома Аквинский), Древнего Востока, идеологи ислама и современной католической церкви (неотомисты).
Теологическая теория отстаивает идеи вечности и незыблемости государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле, как воле Бога, которая проявляется через религиозные организации и церковь. Теологическая теория недоказуема, ее невозможно прямо опровергнуть. Вопрос об истинности теологической теории решается только вместе с вопросом о существовании Высшего Разума, Бога и т.п.
Патриархальная теория. Ее основатель — Аристотель (III в. до н.э.). Идеи патриархальной теории высказывали и поддерживали Михайловский, Фильмер и др. Суть теории в том, что государство появляется из разрастающейся во времени, из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится монархом, главой государства. Его власть является продолжением власти отца. Монарх выступает отцом всех подданных. Все население должно подчиняться законам и государственной власти.
Патриархальная теория полностью опровергнута исследованиями современных ученых. Не существует ни одного исторического свидетельства, подтверждающего эту теорию. Доказано, что патриархальная семья и государство появились одновременно в процессе разложения первобытнообщинного строя. Родственные связи в таком обществе достаточно быстро утрачиваются.
Органическая теория возникла в XIX веке в результате определенных успехов в естествознании. Еще древнегреческие мыслители сравнивали государство с живым организмом, законы которого представляли собой процессы человеческой психики. С появлением дарвинизма социологи и юристы стали применять некоторые биологические закономерности (эволюция, межвидовая и внутривидовая борьба, естественный отбор и т.д.) на социальные процессы. Наиболее яркие представители этой теории: Г. Спенсер, Блюнчли, Прейс, Вормс и др.
Согласно органической теории человечество появляется в виде результата эволюции животного мира:
- Развитие человечества привело к объединению людей, обусловленных процессом естественного отбора (противостояние и борьба с соседями) в единый организм — государство.
- В этом организме функции мозга выполняет правительство, которое управляет всем организмом, используя право в качестве импульсов, передаваемых мозгом.
- Низшие классы выполняют функции обеспечения жизнедеятельности организма (внутренние функции), а господствующие классы — внешние функции (нападение, оборона).
Органическая теория проявила свою несостоятельность. Все существующее в ней выстроено с учетом разных уровней проявления, жизнедеятельности и бытия. Развитие каждого уровня обусловлено характерными для этого уровня законами (классической и квантовой механики, биологии, химии и т.п.). Как нельзя объяснить эволюцию исходя только из законов естественных наук, так и нельзя распространить на развитие человеческого общества биологические законы. Отдельные положения органической теории можно использовать, как аналоги для понимания процессов возникновения государства.
Психологическая теория происхождения государства
Психологическая теория объясняла появление государства через свойства человеческой психики, для которой, по мнению ее сторонников, свойственна потребность жить в рамках организованного сообщества и в отношениях подчинения власти.
В соответствии с психологической концепцией, государство – это продукт разрешения психологических противоречий между инициативными (активными) личностями, которые могут принимать решения и брать на себя ответственность, и пассивной группой людей, способной только выполнять эти решения и подчиняться воле сильнейших. Отсюда природа государства – психологическая, которая обусловлена закономерностями человеческого сознания.
В первобытные времена люди поклонялись племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам, которые наделялись магической силой. Это формировало сознание первобытных людей и ставило их в зависимость от вышеназванной элиты. Именно из власти этой элиты и возникает государственная власть.
Основные представители Психологической теории происхождения государства
Представителями психологической теории, возникшей в середине XIX века, были Г. Тард, Л.И. Петражицкий.
Теория не утратила своего значения в настоящее время, имея много последователей.
Критика Психологической теории происхождения государства
- народ рассматривался как пассивная инертная масса, которая ищет подчинения.
- значение психологических качеств личности (иррациональных начал) нельзя преувеличивать в процессе возникновения государства. Они не являются решающими причинами и должны изучаться только лишь как моменты образования государства, потому что психика человека формируется под воздействием соответствующих социально-экономических, военно-политических и других внешних факторов.
Достоинства Психологической теории происхождения государства
- общество рассматривается как продукт коллективного сознания граждан, в котором возникает идея социальной солидарности,
- теория нацеливает на добровольное соблюдение членами общества установленных в государстве правил (норм права);
- замена «деспотического режима системой государственного и общинного самоуправления».
Предпосылки и исторические условия возникновения государства
Государство обладает политической властью с организованным механизмом управления. Термин «государство» в русском языке произошел от слова «государь» (князь-правитель в Древней Руси), которое далее связано со словом «госпадарь».
Возникновение государства — это естественный исторический процесс, демонстрирующий текущий опыт и степень развития социума.
Дата возникновения первых государств уходит далеко в прошлое, на 10 тысяч лет назад. Государства образовались в результате изменения климатических, географических, религиозных, социальных и экономических факторов
Каждая из перечисленных сфер имеет важное значение в процессе эволюции общества. Рассмотрим некоторые из них
К социальным изменениям можно отнести объединение людей в небольшие семьи для совместного кочевания вместе с мигрирующими животными.
Изменение климатических условий стали проблемой для древнего общества. В частности, похолодание. Закономерностью этого стало вымирание крупных животных, исчезновение лесов и увеличение ареала степей. Вследствие этого люди начали заниматься земледелием и скотоводством, перешли на оседлый образ жизни. Объединение людей в небольшие семьи и переход на оседлый образ жизни — непосредственные предпосылки возникновения государства, но не сами причины.
Понятие и признаки права, его функции
Право — это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.
Различают следующие признаки права:
1. Нормативность. Право представляет собой систему наиболее общих норм, типичных моделей поведения. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий. Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии. Действие нормы носит не одноразовый характер. Она не теряет силу после однократной реализации, продолжая и далее регулировать поведение лиц, оказавшихся в сфере ее действия.
2.Общеобязательность. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.
З.Формальный характер. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правовые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).
4.Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.
5. Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.
6. Государственная защита. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.
7. Системность. Право представляет собой стройную, целостную систему норм — организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.
Функции права — это основные направления его деятельности. Выделяют следующие функции:
- Регулятивная функция — направление правового воздействия, призванное обеспечить четкую организацию общественных отношений, их функционирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса.
- Охранительная функция — направление правового воздействия, нацеленное на охрану положительных и вытеснение вредных для общества отношений, а также на пресечение и предотвращение противоправного поведения.
- Воспитательная (предупредительная) — направление правового воздействия, которое осуществляется благодаря психическому воздействию на сознание людей путем устрашения и убеждения.
Основные теории происхождения государства
Теологическая теория. Создатели данной теории полагали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смириться перед этой волей, подчиниться ей во всем. Согласно теологической теории, творец всего сущего на Земле, в том числе и государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теологическая теория не отвергала необходимости создания и функционирования земного государства, обеспечения необходимого правопорядка. Придавая государству и государственной власти божественный характер, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма, и сегодня она имеет своих сторонников. У ее истоков стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. Так, в Древней Греции появились взгляды, согласно которым государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Полное развитие эта теория получила в трудах Г. Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо. Сторонники данной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по- разному. Для Ж.- Ж. Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Т. Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашение людей, по мысли Ж.- Ж.Руссо, — основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители — это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX вв. Ее основоположники (Л. Гумпилович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.) опирались на известные исторические факты возникновения германских и венгерских государств. Мать государства, утверждают сторонники данной теории — война и завоевание. Так, Гумпилович писал: «История не предъявит нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения». Гумпилович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.
К. Каутский утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе все их земли и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати.
Марксистская теория происхождения государства наиболее полно отражена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы, классовым антагонизмом. Суть данной теории выражается словами: «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».
Патриархальная теория происхождения государства
Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).
Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, — это продолжение власти отца.
Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).
Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.
В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма — возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.
Критическое мнение от теории
Теологическая теория подвергается критике со стороны научного знания. Данная концепция не имеет научных доказательств существования Бога, факта его влияния на создание Вселенной, его воли и наставлений. Она полностью опирается на человеческое воображение и веру в сверхъестественное, не имея объективного основания.
Отсутствие научного основания не дает ни подтвердить, ни опровергнуть теорию, из-за чего складывается ее двоякое объяснение для общественности. Принять ее могут только верующие люди и исключительно на основании необъяснимого факта существования сверхъестественного.
Психологическая теория происхождения государства
Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).
Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.
Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.
Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.
Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.
Л. И. Петражицкий:
Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:
-
- распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
- организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).
Теория общественного договора (договорная теория) происхождения государства
Договорная теория происхождения государства, считает, что государство возникло в результате заключения общественного договора. Этот договор стал результатом разумности и добровольности народа, произошло их объединение с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Представители данного направления считали, что до государства люди жили в естественном состоянии, не было общества, правительства и политической власти, законов. После заключения договора возникло не только государство, но и гражданское общество.
Таким образом, государство рассматривается как искусственное создание, конечным результатом которого стало то, что люди получили безопасность жизни, собственность и социальное обеспечение, но потеряли естественную свободу, которой они пользовались в естественном состоянии.
Основные представители Договорной теории происхождения государства
Основные положения договорной теории были сформулированы в работах Г. Гроция, Т. Гоббса, Д. Локка, Б. Спинозы, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и других.
Авторы расходились во мнениях о жизни в естественных условиях догосударственных условиях, о причинах преобразования состояния природы в гражданское общество и об условиях договора. Однако, все они сходились во мнении, что в истории человечества наступил этап, когда естественное состояние требовало замены на гражданское общество, чтобы иметь правопорядок и гарантированные и обеспеченные государством права и свободы.
Критика Договорной теории происхождения государства
- теория не подтверждается никакими историческими данными. В истории есть случай, когда в 1581 году в Нидерландах народ отстранил законного короля Филиппа II. «Король, – говорили люди, – нарушил свой договор, и король, следовательно, уволен, как и любой другой неверный слуга». Однако, речь шла не о создании государства, а об отстранении правителя от власти в реально действующем государства;
- люди, жившие в догосударственном состоянии, не имевшие представления о том, что такое государство, не могли и создать его в результате заключения договора;
- договор не может быть началом общества, поскольку он характеризует зрелое общество.
Ценность Договорной теории происхождения государства
- теория дискредитировала теократическую теорию происхождения государства о том, что оно есть результат творения Бога, а не человека;
- теория выполняла и продолжает выполнять, правда, не в том объеме, что раньше, определенную идеологическую, практико-политическую и научную роль;
- были заложены важные постулаты о верховенстве народа в управлении государством, поощрении роста демократии и сдерживании произвола любого правительства;
- ее представители внесли неоценимый вклад в развитие правовой науки и историю: Джон Локк четко отделил государство от правительства, Жан-Жак Руссо создал теорию общественного договора как концепцию народного суверенитета, что вдохновило некоторые народы мира свергнуть своих презираемых правителей.
Патриархальная теория происхождения государства
Смысл патриархальной теории происхождения государства заключается в том, что оно возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть является продолжением власти отца. Таким образом, отличительной чертой патриархальной теории является то, что семьи росли через потомков отца, а не матери.
В качестве документального доказательства истинности данной теории ее последователи ссылаются на Библию, из которой следует, что еврейскую нацию составляли двенадцать колен.
Основные представители Патриархальной теории происхождения государства
Патриархальная теория происхождения государства приписывается Аристотелю, который полагал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Первоначально патриархальная семья перерастает в сельскую общину, затем сельская община в городскую (в «полис», т.е. в античный город-государство).
У патриархальной теории было много последователей и в более позднее время. Например, ее приверженцами являются Генри Мэн, Э. Дженкс, Д. Мердок, в России – Н.К. Михайловский (XIX в.).
По словам главного представителя этой теории – сэра Генри Мэна, город представляет собой скопление нескольких семей, которые развивались под контролем и властью старшего члена семьи мужского пола.
Эдвард Дженкс, другой сторонник патриархальной теории, считает, что основание государства было вызвано тремя факторами, а именно: мужским родством, постоянными браками и отцовской властью.
Критика Патриархальной теории происхождения государства
- нельзя отождествлять происхождение государства только с семьей, поскольку оно обусловлено не одной, а несколькими причинами (факторами);
- по мнению ряда критиков, первичной социальной единицей была матриархальная семья, а не патриархальная семья;
- чрезмерное упрощение происхождения государства – власть отца над детьми только временна, потому что она заканчивается, когда дети вырастают.
Ценность Патриархальной теории происхождения государства
В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях между людьми отражена в идее государственного патернализма – возложении на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в предоставлении населению помощи и оказанию заботы в различных ситуациях (решение социальных вопросов).
Например, схожие черты можно наблюдать в современной «скандинавской модели» общественного устройства, которая получила название модели всеобщего благоденствия. Для нее характерен общественно-политический порядок, при которой правительство представляет важнейшую значимость в защите и развитии экономического и общественного благополучия людей.
Теория насилия
Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.
Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.
На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.
Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.
Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).
Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.
В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).
Е. Дюринг:
Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).
В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.
Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.
Л. Гумплович, К. Каутский:
Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.
Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.
Структура нормы права
Норма права состоит из трех структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза (предположение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения. В гипотезе излагаются фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности.
Диспозиция (распоряжение) — элемент правовой нормы, в котором указывается, каким может быть или должно быть поведение при наличии условий, предусмотренных гипотезой. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц.
Санкция (взыскание) — это элемент правовой нормы, предусматривающая меры воздействия, которые могут быть применены к лицам, не соблюдающим правила, предусмотренные диспозицией.