Конституционное судопроизводство

Конституционные принципы организации и функционирования правосудия в российской федерации

Состязательность и равноправие сторон

     5. Состязательность и равноправие сторон.
Статья 123 Конституции РФ устанавливает, что судопроизводство осуществляется на
основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей
независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и
должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к
общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того,
устанавливается, что заочное разбирательство уголовных дел в судах не
допускается, за исключением случаев, не препятствующих установлению истины по
делу (например, когда подсудимый находится вне пределов России и уклоняется от
явки в суд).

Коллегиальность

4. Коллегиальность. Коллегиальное
рассмотрение дел в суде создает реальные условия для их всестороннего, полного
и объективного судебного разбирательства. Однако в определенных случаях,
установленных законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

Рассмотрение гражданских и уголовных дел в судах
осуществляется коллегиально и единолично; в суде первой инстанции
– с участием присяжных заседателей, народных заседателей, либо коллегией из
трех профессиональных судей, или единолично судьей. Перечень дел, которые
вправе рассматривать судья единолично, закреплен в Уголовно-процессуальном
кодексе РСФСР, Гражданском процессуальном и Арбитражном процессуальном кодексах
РФ. При этом согласно ч. 1 ст. 47 Конституции РФ никто не может быть лишен
права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых
оно отнесено законом.

В соответствии с Конституцией РФ обвиняемый в
совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с
участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом

(ч.2 ст. 47).

Суд присяжных заседателей известен еще со времен
дореволюционной России: он был краеугольным камнем судебной реформы 1864 г., ибо обеспечивал демократизм судопроизводства, реальное и непосредственное участие населения
в отправлении правосудия. Сегодня суд присяжных заседателей возрождается. 16
июля 1993 г. были внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР «О
судоустройстве РСФСР», а также в уголовное, уголовно-процессуальное и
административное законодательство в связи с возрождением института присяжных
заседателей в России.

Закон «О судоустройстве
РСФСР»* был дополнен новым разделом «Присяжные заседатели», в котором
закреплены: требования, предъявляемые к присяжным заседателям (не включаются в
списки присяжных заседателей, в частности, лица, не достигшие возраста 25 лет,
имеющие неснятую или непогашенную судимость, и др.); порядок составления
списков присяжных заседателей, гарантии независимости, неприкосновенности
присяжных заседателей и т.д.

* ВВС. 1991. № 28. Ст. 976; 1993. № 33. Ст. 1313

Был дополнен новым разделом «Производство в суде
присяжных заседателей» Уголовно-процессуальный кодекс. В соответствии с ним суд
присяжных в краевом, областном, городском суде действует в составе судьи и 12
присяжных заседателей. По каждому деянию (в совершении которого подсудимый
обвиняется государственным обвинителем) перед коллегией присяжных заседателей
ставятся три основных вопроса:

1) доказано ли, что соответствующее деяние имело
место;

2) доказано ли, что это деяние совершил
подсудимый;

3) виновен ли подсудимый в совершении этого
деяния.

Решение коллегии присяжных заседателей именуется
вердиктом. При вынесении вердикта о полной невиновности подсудимого,
находящегося под стражей, он немедленно освобождается в зале судебного
заседания по распоряжению председательствующего. За вердиктом (о невиновности
подсудимого) следует постановление председательствующего об оправдательном
приговоре. В настоящее время идет поэтапное введение института присяжных
заседателей в судебную практику в ряде краев и областей (Ставропольский край,
Ивановская, Московская, Рязанская, Саратовская области и др.).

Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону

3. Независимость судей и подчинение их только
Конституции РФ и федеральному закону.
Суды осуществляют судебную власть
самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только
Конституции РФ и закону. Гарантии независимости судей, присяжных, народных и
арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Независимость
судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия; запретом (под угрозой ответственности) чьего бы то ни было
вмешательства в осуществление правосудия; установленным порядком
приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его
правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными
законодательством.

Закон также устанавливает, что судья не вправе
быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и движениям, а также совмещать
функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской,
литературной и иной творческой деятельности.

Независимость судей обеспечивается и их
неприкосновенностью. В соответствии со ст. 122 Конституции РФ судья не может
быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом
федеральным законом.                                    

Гарантия независимости судей предполагает финансирование
судов только из федерального бюджета.

Важная конституционная гарантия независимости
судей – их несменяемость. В соответствии со ст. 121 Конституции РФ
полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в
порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть
назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

Полномочия судьи могут быть прекращены или
приостановлены только по решению соответствующей квалификационной коллегии
судей. В случае, если судья был назначен (избран) на определенный срок или до
достижения им определенного возраста, его полномочия считаются прекращенными
соответственно по истечении этого срока или достижении им этого возраста.

Понятие конституционного судопроизводства

Определение 1

Конституционное судопроизводство представляет собой урегулированную нормами конституционного законодательства совокупность отношений, которые складываются между Конституционным Судом РФ и другими субъектами права в ходе рассмотрения подведомственных ему дел. В узком смысле – это деятельность Конституционного Суда, которая основывается на нормах Конституции РФ.

В настоящее время конституционное судопроизводство существует во всех развитых государствах мира. Его основное предназначение – это осуществление конституционного контроля. В настоящее время конституционные суды функционирует более чем 100 странах мира, выступая в качестве основы для существования конституционного правосудия. В России при создании модели конституционного суда производства за основу была взята европейская модель, которая имеет ряд отличительных черт:

  • Создание специализированного органа юстиции.
  • Решения Конституционного Суда обязательно для всех субъектов права.
  • Конституционный Суд обладает самостоятельностью при отправлении правосудия.
  • В состав Конституционного Суда включается особый, высококвалифицированный состав судей, обладающих опытом и знаниями в сфере конституционного права.

Создание Конституционного Суда РФ происходило поэтапно, первоначально был создан Комитет конституционного надзора, признана конституционная юстиция в основном законе. В дальнейшем был создан Федеральный конституционный закон «О конституционном суде РФ», который определяет правовые основы для функционирования данного судебного органа. Основные цели деятельности суда – защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, обеспечение верховенства и прямого действия Конституции РФ на территории всего государства.

Конституционный суд РФ имеет следующие функции:

  • Рассмотрение дел в сфере соответствия Конституции РФ иными нормативно правовым актом.
  • Разрешение споров, которые возникают между органами государственной власти по вопросам их компетенции.
  • Проверка жалоб граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод, о конституционности закона, который применяется в конкретной ситуации.
  • Толкование норм Конституции РФ.
  • Конституционный суд обладает правом законодательной инициативы по основным вопросам своего ведения.
  • Принятие участия в процедуре импичмента Президента РФ т.д.

Рисунок 1. Конституционное судопроизводство. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Осуществление правосудия только судом

1. Осуществление правосудия только судом.
Судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в
установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей
народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять
функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не
предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного
судопроизводства.

Правосудие
осуществляется в строго определенном законом процессуальном порядке,
характерном лишь для судопроизводства.

Признание за судом исключительного права на
осуществление правосудия означает, в частности, что только он может вынести как
обвинительный, так и оправдательный приговор, принять решение по
рассматриваемому от имени государства делу.

Право на пользование квалифицированной юридической помощью

10. Право на пользование квалифицированной
юридической помощью.
В соответствии с этим конституционным принципом каждый
задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет
право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно
задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Право пользования квалифицированной юридической
помощью гарантируется также сторонам в конституционном судопроизводстве, при
рассмотрении гражданских дел, а также при рассмотрении споров в арбитражном
суде, где в качестве представителя стороны может выступать адвокат.

В последнее время происходят серьезные изменения
всей судебной системы, затрагивающие и принципы осуществления судебной власти.
Это началось с конца 1991 г., когда на первом Всероссийском съезде судей,
обсуждавшем вопросы судебной реформы, была сформулирована ее концепция.
Соответствующую практическую работу ведет и координирует Министерство юстиции
РФ.

Среди всего, что ставит своей целью судебная
реформа, можно, в частности, выделить (суммируя сказанное) следующее:

признание права каждого лица на разбирательство
его дела судом присяжных заседателей, права обжалования в суд неправомерных
действий должностных лиц;

установление судебного контроля над законностью
применения мер пресечения и других мер процессуального принуждения;

организацию судопроизводства на принципах
состязательности, равноправия сторон, презумпции невиновности подсудимого;

совершенствование системы гарантий независимости
судей и подчинения их только закону, закрепление принципа их несменяемости и
т.д.

В Российской Федерации действуют: а) федеральные
суды; б) конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации,
составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

а) Конституционный Суд РФ;

б) Верховный Суд РФ, верховные суды республик,
краевые и об­ластные суды, суды городов федерального значения, суды автономной
области и автономных округов, районные суды, военные и специали­зированные
суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

в)
Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные
суды субъектов РФ, составляющие систему фе­деральных арбитражных судов.

К
судам субъектов Российской Федерации относятся:

а) конституционные (уставные) суды субъектовРФ;

б)
мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъ­ектов РФ.

17
декабря 1998 г. был принят Федеральный закон «О мировых су­дьях в Российской
Федерации»*, согласно которому мировые судьи рассматривают в первой инстанции:

уголовные
дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное
наказание, не превышающее двух лет лишения свободы;

дела о расторжении брака, если между супругами
отсутствует спор о детях;

дела о разделе между супругами совместно нажитого
имущества;

дела по имущественным спорам при
цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, и другие
дела.

* СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270.

Мировые
судьи осуществляют свою деятельность в пределах судеб­ных участков, которые
создаются законами субъектов РФ из расчета численности населения на одном
участке от 15 до 30 тыс. человек.

Мировые
судьи назначаются (избираются) на должность законода­тельным (представительным)
органом власти субъекта РФ либо изби­раются на должность населением
соответствующего судебного участка в, порядке, установленном законом субъекта
РФ. Срок полномочий мировых судей также устанавливается законом субъекта РФ: он
не может превышать пяти лет.

До
назначения (избрания) на должность мировых судей дела, от­носящиеся к их
компетенции, рассматриваются районными судами.

показать содержание

Абдулаев М.И. Теория государства и права | Зубанова С.Г. Теория государства и права | Кушнир И.В. Теория государства и права | Мелехин А.В. Теория государства и права

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: