Понятие коллектива, разновидности, классификация

Понятие коллектива, разновидности, классификация

Как понять, что вам нужно сплочение команды

Руководителю необходимо приложить усилия, чтобы сплотить коллектив, когда:

  • в команде собрались слишком разные люди, которые просто не могут сосуществовать вместе;
  • работники не понимают, что делать, злятся и срываются друг на друга (причина: размытые задачи, отсутствие четкого распределения ролей);
  • сотрудники “сидят на окладе” и не желают работать (нет системы мотивации);
  • процветает дух соперничества (слишком жесткая мотивация).

Хороший руководитель знает, что для того, чтобы предприятие работало успешно, необходимо строить команду, и заниматься этим должен он сам, а не перекладывать эту задачу на своих заместителей.

Профессионализм и компетентность

Один из ключевых признаков хорошего коллектива — это профессиональный и компетентный подход к работе. В таком коллективе все члены имеют ясные обязанности и знают, что от них ожидается. Кроме того, все они владеют своим делом на высоком уровне и знают, какими способами достичь поставленных задач.

Профессиональное отношение к работе помогает сохранять высокий уровень качества продукции и услуг, что в свою очередь повышает уровень удовлетворенности клиентов. К тому же, компетентный подход к выполнению задач минимизирует ошибки и неисправности, что позволяет работать более эффективно и без задержек.

Чтобы сформировать профессиональный и компетентный коллектив, необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки, проводить тренинги и семинары, а также поощрять обмен опытом между коллегами. Только так компания сможет достигать поставленных целей и развиваться в соответствии с требованиями рынка.

  • В хорошем коллективе все члены владеют своим делом на высоком уровне
  • Профессионализм позволяет сохранять высокий уровень качества продукции и услуг
  • Компетентный подход к работе помогает минимизировать ошибки и неисправности
  • Для формирования профессионального коллектива необходимо проводить тренинги и семинары, а также поощрять обмен опытом между коллегами

Инструменты создания дружной команды

На разных стадиях формирования коллектива используются разнообразные методы его консолидации. Они способствуют сокращению периода объединения отдельных личностей в единое целое.

Сплачивающие мероприятия

Люди становятся ближе друг к другу, находят точки соприкосновения в неформальной обстановке. Она позволяет вести себя свободней. Отвлекаясь от профессиональной обстановки, работники могут лучше понять друг друга и начальство. Возрастает доверие, познаются привычки и увлечения коллег вне работы. Хорошему сближению способствуют, например, такие мероприятия, как совместное празднование календарных праздников, дней рождения, корпоративных вечеринок.

Роль традиций

Они должны присутствовать в любой команде. Например, совместное чаепитие в определённые часы или обсуждение новых фото после выходного. Утром такие незамысловатые традиции дают положительный энергетический заряд, в конце рабочего дня расслабляют, снимают груз усталости за день.

Люди в такие моменты становятся ближе, сплочённее, отбрасывают излишний формализм. Традиционными могут стать: посещение бассейна, вылазки на природу, занятия йогой и др. Конечно же, популярным считается празднование годовщины предприятия. Традиционные события отличаются атмосферой открытости, непринуждённостью, уютом.

Неформальность собраний

Слишком официальные собрания утомляют. Следует вносить в них долю неформальности. Это способствует освобождению от комплексов, свободе высказываний, защите своей точки зрения. Каждый должен понимать, что он здесь нужен. Руководство должно обязательно найти, за что можно похвалить, наградить, отметить каждого без исключения.

Газеты и журналы

Интересным бывает выпуск корпоративных печатных изданий. В них освещается жизнь родной компании, а это интересно каждому. Популярными рубриками считаются:

  • успехи и достижения;
  • поздравления;
  • уголок пожеланий, предложений;
  • юмор и шутки;
  • страничка творчества (стихи, песни, рисунки и т.д.)

Такие газеты, альбомы, журналы могут выпускаться поочерёдно разными отделами. Можно даже ввести соревновательный элемент и коллективное обсуждение.

Совместный отдых

Директору следует провести мониторинг предпочтений работников, какой отдых для них предпочтительнее. И мнение большей части коллектива принять за основу. Во многих компаниях популярностью пользуются вылазки на лоно природы, экскурсии, туризм. В непринуждённой обстановке порой совсем неожиданно раскрывается потенциал отдельных сотрудников.

Совместная релаксация оказывает на группу положительное воздействие:

  • предупреждает выгорание сотрудников,
  • способствует установлению дружеских отношений;
  • освобождает от напряжения и стресса;
  • способствует разрядке конфликтных ситуаций;
  • накапливает позитив.

Подобные мероприятия имеют много плюсов даже в стенах офиса.

Игровая деятельность

Взрослые, как и дети, любят проявлять себя в игре. Широкой популярностью пользуется тимбилдинг – командные игры. Такие мероприятия можно разделить на категории: творческая; интеллектуальная, экстремальная.

Преимущества сплочённого коллектива

В компании, где сотрудники разобщены, трудовой процесс протекает более вяло, чем в сплочённой команде. Поставленные задачи решаются менее эффективно. А там, где члены коллектива консолидированы в единое целое, их действия слажены, легче преодолеваются трудности, ситуации форс-мажора.

Налаживанию дружеского сотрудничества, сглаживанию стрессовых ситуаций, сплочению коллектива в целом поможет профессиональный посредством создания неформальной обстановки в процессе проведения корпоративных мероприятий на любой вкус.

Признаки коллектива

Работы А.С. Макаренко показывают полезность в плане разработки данной проблемы в истории отечественной науки. В его трудах было обозначено решение педагогических проблем коллектива и социально-психологический нюанс, позже принятый социальной психологией. Он считал, что важный признак коллектива – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества, но не любую совместную деятельность.

Отсюда следует, что основополагающая и самая важная характеристики коллектива – это его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, входящих в коллектив.

Благодаря целеустремленности членов коллектива создается организация, которая имеет определенные органы управления и лиц, уполномоченных на выполнение некоторых функций. Коллективу присущи некоторые свойства взаимоотношений

Его суть заключается в том, что совместная деятельность признана в качестве важной роли и считается одним из основных факторов в образовании коллектива и всей системы взаимоотношений между его членами. Данный подход рассчитывает не только на необходимость его развития, но и необходимость ряда таких стадий, через которые проходит

Раскрытие качеств характеризуется достижением данных стадий.

А.С. Макаренко во время их описания объяснял факт обеспечения движения данного коллектива по ступеням и способы его становления. Важным условием для образования коллектива является развитие общественно важных целей.

Чтобы создание коллектива прошло успешно, необходимо:

Для наилучшего соответствующего развития личности в коллективе нужна атмосфера, которая способна создать успешное сочетание и выполнение указанных факторов.

Важная мысль по А.С. Макаренко – успешное протекание в коллективе внутренних процессов, которые будут обеспечено в том случае, если вся организация деятельности, нормы взаимоотношений между членами коллектива произойдут, основываясь на соответствии образцов широкой системы взаимоотношений общества. Исходя из его суждений, коллектив – это не замкнутая система, так как он входит в состав целой концепции взаимоотношений социума. При отсутствии рассогласований целей возможна его реализация и успешность действий.

Коллектив — определение

Коллектив (от латинского collectivus — собирательный) — группа людей, которую объединяют совместные цели и деятельность, играющая важную роль для общества.

Выделяют 2 признака коллектива:

  1. Все участники данной группы объединены общей целью.
  2. Восприятие участниками друг друга на психологическом уровне и отождествление себя с группой.

Преимущественными характеристиками коллектива выступают:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

  • возможность удовлетворить потребности в коммуникации;
  • получение помощи и поддержки при необходимости;
  • корректировка поведения;
  • активизация трудовой деятельности;
  • коллективное выполнение задачи, которую невозможно выполнить одному.

Коллектив должен иметь выраженную структуру. Разновидности структуры:

  • функциональная разделяет обязанности;
  • политическая определяет принадлежность к различным идейным формированиям;
  • социально-демографическая учитывает пол, возраст или квалификацию;
  • социально-психологическая формируется на базе симпатий или антипатий;
  • поведенческая характеризуется активностью или пассивностью участников;
  • мотивационная зависит от факторов, которые являются движущей силой.

Метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся

Метод работы над проектом представляет собой 8 стадий:

  1. Подготовка учащихся к работе над проектом. Стоит выяснить желание ребят участвовать в проекте. Кем они себя видят(аналитики, социологи, редакторы, оформители) Эта стадия предполагает в живой, дискуссионной форме проверку знаний и умений школьников, необходимых для социально-значимой деятельности. 2. Выбор проблемы. 3. Сбор информации. 4. Разработка собственного варианта решения проблемы. Приемлема следующая методика обсуждения: стратегическая (выбор наиболее приемлемой стратегии; анализ проекта с позиции: эффективность, посильность, законность, общ. Приемлемость); тактическая (мозговой штурм, составление плана действий на основе планируемого круга мероприятий) 5. Реализация плана действий команды учащихся. 6.Подготовка к защите проекта. 7. Презентация проекта. Критерии оценки проектов: актуальность, соц.значимость, самостоятельность разработки проекта, реалистичность, экономичность, перспективность, результаты.

Теория А. С. Макаренко

Чаще всего для описания сути и развития коллектива используется теория Макаренко. Особенно если речь идет об организации и воспитании группы детей, подростков, людей с девиациями. Хотя и для трудового, учебного коллектива эта теория применима.

Не каждая группа людей является коллективом. Для того чтобы им стать, нужно пройти ряд этапов:

  1. Становление, или первоначальное сплочение. Работа ведется организатором группы, которая пока носит формальный характер, например, только что набранная группа новых трудовых кадров. Задача руководителя (директора, организатора) – сформировать сплоченность и единство этой группы в содержании, целях, ценностях и мотивах их общей деятельности.
  2. Выдвижение и усиление роли актива группы. В будущем коллективе оформляется структура, актив выполняет требования руководителя и выдвигает свои требования к остальным участникам коллектива. На данном этапе группа становится самоорганизующейся и саморегулирующейся системой.
  3. Расцвет коллектива. Все участники коллектива предъявляют корректные требования к остальным и самим себе, притом к себе требования всегда жестче. На данном этапе коллектив – средство самореализации и развития, нравственного становления каждой личности-участника. О сформированности этого этапа свидетельствует единство мнений и оценок участников, общий опыт, устойчивость взглядов и суждений. Коллектив оказывает воспитательное влияние на личность.
  4. Воспитание переходит в самовоспитание. Каждый участник сам представляет к себе требования, их выполнение становится внутренней потребностью.

Традиции

Традиции – важный и неотъемлемый элемент любого коллектива. Они регулярно формируются и крепнут. Традиции – устойчивые формы жизнедеятельности коллектива, отражающие желания, нормы и интересы каждого из участников. С их помощью в коллективе возникают новые общие нормы, взаимопонимание и сопереживание.

Традициям свойственно видоизменяться и обновляться. Они бывают большими и малыми:

  • К большим традициям относятся массовые события и мероприятия, которые при подготовке и воплощении вызывают чувство общей гордости и уважение со стороны общественного мнения.
  • Малые ежедневные традиции способствуют выработке дисциплины и соблюдению норм, учат поддерживать порядок и вырабатывают поведенческие привычки.

Цели

Коллектив всегда имеет общие цели и задачи. Согласно Макаренко, всегда должна быть практическая цель (перспективная). Притом выделял автор близкую, среднюю и далекую перспективу:

Близкую перспективу можно и нужно ставить перед коллективом на любом этапе развития

Важно лишь, чтобы каждый участник был лично заинтересован и предвкушал результат воплощения этой цели.
Средняя цель предполагает создание коллективного проекта будущего дела.
Далекую перспективную цель рекомендуется ставить на последних этапах развития коллектива. Эта цель всегда носит социально значимый характер, требует множественных затрат для организации и воплощения, сочетает личные и общественные потребности

Например, такой целью может быть успешное окончание школы и безошибочный выбор дальнейшего профессионального пути.

Система целей должна быть выстроена так, чтобы перед каждым участником постоянно была какая-то цель, чувство ожидания и предвкушения, желание выполнить эту задачу. Постоянное наличие цели ускоряет личностное развитие участников коллектива.

Признаки сформированного коллектива

К признакам развитого коллектива, согласно А. С. Макаренко, относится:

  • мажорный тон (оптимистичность и позитив), готовность к действиям, активность;
  • гордость за свой коллектив, ощущение его ценности, а как следствие этого – чувство собственного достоинства;
  • чувство защищенности у каждого участника;
  • дружеское единение;
  • сдержанность в эмоциях и словах.

Инструменты сплочения команды

Есть немало методов, которые увеличивают сплоченность команды на разных стадиях. Они позволяют сократить время на формирование команды единомышленников, в которой каждый ощущает себя не просто сотрудником, но частью чего-то большого.

Какие мероприятия сплачивают коллектив

Коллективное празднование дней рождения, праздников, проведение корпоративных вечеринок делает команду дружной. Неформальное общение сближает. Люди становятся более свободными, выходя за рамки делового общения. Когда коллеги часто общаются в такой обстановке, то лучше понимают друг друга, руководителя. В производственных отношениях появляется больше взаимовыручки и доверия.

Традиции

Каждая команда должна иметь свои традиции. Утренний совместный кофе с просмотром забавных роликов зарядит позитивом на весь день. В конце дня вся команда может собираться на 15-минутное чаепитие со сладостями, что позволит оставить груз производственных забот и отправиться к семье в отличном настроении. В конце рабочей недели можно всем коллективом ходить на фитнес, йогу, в бассейн. Не забудьте о ежегодном праздновании годовщины компании.

Собрания

Не стоит относиться к собраниям, как к чему-то официальному, они могут проходить в неформальной обстановке

Важно, чтобы на них присутствовал каждый член коллектива и мог высказать свое мнение по любому вопросу. На таких собраниях обсуждаются важные вопросы, и каждый чувствует себя нужным, способным повлиять на эффективность работы предприятия

По окончании собрания можно поздравлять сотрудников с торжественными событиями, хвалить, награждать подарками.

СМИ

Можно выпускать корпоративные газеты или журналы, в которых освещать жизнь коллектива. В таких изданиях пишут о достижениях, успехах, поставленных целях, поздравляют со знаменательными событиями, пишут предложения и пожелания. Желающие могут помещать свои стихи о коллективе, песни. Такое корпоративное издание выпускают поочередно различные отделы.

Отдых

Руководитель должен знать о своем коллективе, какой отдых кто из сотрудников предпочитает. Совместные поездки на природу погружают в непринужденную обстановку, в которой неожиданно может раскрыться потенциал коллег. Барбекю, туристические походы, экскурсионные поездки предотвращают выгорание сотрудников и гарантируют сплоченную работу.

Смена обстановки снимает стресс и напряжение, разряжает возникшие осложнения, помогает посмотреть друг на друга другими глазами. Корпоративный отдых сплачивает дух, настраивает на позитив, позволяет вырваться из рутины. Организовать совместное времяпрепровождение можно и в стенах офиса, главное, чтобы всем было интересно.

Игры, которые помогут сплотить коллектив

В рейтинге способов сделать коллектив более дружным лидирует тимбилдинг – комплекс командных мероприятий. Существуют следующие категории:

  1. Интеллектуальный. В процессе коллективной деятельности членам команды нужно применять умственные способности, смекалку. К ним относятся: ролевые игры, квесты, фотоконкурсы, игры «Что? Где? Когда?».
  2. Творческий. Позволяет добиться сплоченности коллектива на высоком уровне. Постановка спектакля, организация ансамбля или группы, сочинение и исполнение собственного произведения, постановка танца, снятие фильма, приготовление и дегустация блюд – все это раскрывает потенциал сотрудников и улучшает межличностное общение.
  3. Экстремальный. Дарит море положительных эмоций. Виды: пейнтбол, ориентирование на местности, прохождение полосы препятствий, прыжки с парашютом.

Эти варианты тимбилдинга помогут сформировать дружную команду.

Понятие и виды коллективов

Коллектив — это группа людей, которые имеют общую цель и задачи. Участники его всегда действуют сообща, иначе они просто не смогут достичь необходимого уровня развития. Современное общество все чаще заменяет понятие коллективов простым словом «команда».

Если вы являетесь участником такого общества, то обязаны строить свои отношения с другими его участниками на основе доверия, взаимоуважения и честности, в противном случае вы не сможете достичь положительного результата в своей деятельности. Вообще коллектив — это одна из разновидностей малых групп. Однако, чтобы заслужить такой статус, группа людей, собравшихся вместе, должна соответствовать определенным критериям:

  • В первую очередь они должны успешно выполнять все те задачи, которые были поставлены перед людьми как перед коллективом.
  • В команде должно царить уважение, отношения должны выстраиваться на принципах высокой морали.
  • Каждый участник должен иметь возможность развиваться как личность.
  • От работы в коллективе человек должен получать удовольствие, брать для себя что-то новое.

Если во время работы с группой людей человек не чувствует себя комфортно и не получает больше пользы, чем он получал бы от самостоятельной работы, то такую группу людей коллективом называть нельзя.

Психологические теории и школы

Так как А.С. Макаренко считается одним из четырех всемирно известных специалистов, которые сформировали педагогическое мышление еще в 20 веке, его теория о коллективах считается самой известной. Принципы педагогического подхода по Макаренко частично используются до сих пор.

По мнению Макаренко, не любая группа людей может стать коллективом.

По его теории общность проходит этапы, которые создают коллектив:

  1. Сначала происходит сплочение людей. За данный этап отвечает руководитель этой группы людей, выбранный лидер. Группа на данный момент носит только формальный характер, люди друг друга не знают, не могут организовать свою деятельность. Задачей организатора (руководителя) является сплочение людей. У них должна появиться общая цель, мотивация работать вместе, похожие интересы. Такой прием часто используется в учебных заведениях. Например, студенты поступают на первый курс университета. Появляются группы людей, которые знакомы друг с другом, им сложно работать в одном месте. Поэтому в начале учебного года проводятся различные турпоходы, соревнования, конкурсы. Их цель – сплотить группу людей, сформировав учебный коллектив.
  2. Выдвижение лидера. Происходит расстановка ролей в коллективе. Появляются сильные люди, готовые вести за собой толпу. Их выбирают лидерами. Они являются главным источником связи между руководителем и остальным коллективом. Активист слушает требования руководителя и передает их коллективу. Таким образом, происходит становление самоуправления.
  3. Рассвет коллектива. Главная цель воспитательного метода Макаренко – становление самоуправления. На данном этапе все роли в коллективе распределены.Сплоченная группа людей имеет общую цель, поэтому им выгодно выполнять свою работу хорошо. Каждый из участников предъявляется требования к остальным и к себе, но они корректны. Больше требований предъявляется к себе. Можно увидеть, что коллектив сформировался по некоторым признакам: единство мнений, у каждого есть право голоса, общий опыт.
  4. Теперь воспитание переходит в процесс самовоспитания. Предъявление требований в первую очередь к себе входит в привычку. Выполнение своих обязанностей становится внутренней потребностью каждого участника коллектива.

По теории Макаренко важную часть коллективизации группы людей, в его случае трудных подростков, являются традиции. Под традициями понимаются устойчивые формы жизнедеятельности коллектива. С их помощью складываются отношения внутри группы людей, появляются общие интересы. Коллектив становится сплоченным. Но традиции могут преобразовываться, меняться в течение времени, подстраиваясь под коллектив.

К традициям по Макаренко можно отнести:

  • Массовые мероприятия, при подготовке к которым участвует коллектив. Мероприятия вызывают общую гордость, уважение.
  • Малые традиции, которые встраиваются в ежедневный быт. Они способствуют выработке дисциплины, режима дня. С их помощью поддерживается порядок, появляются полезные поведенческие привычки. Сюда относятся утренняя зарядка для всего коллектива, совместные перерывы.

Макаренко считал, что для того, чтобы объединить людей в коллектив, им нужно сформировать общую цель. Он выделял 3 типа целей – близкая, средняя и далекая.

В чем они заключались:

  • Близкая перспектива (цель) выставлялась в любой момент времени, на любом этапе развития коллектива (этапы выше). Главное, чтобы каждый участник общины был заинтересован в достижении этой цели.
  • Средняя перспектива подходит для коллективов на их рассвете. Выбирается групповой проект, который подразумевает общее дело.
  • Долгосрочная перспектива. Такой вид подходит для полностью состоявшегося коллектива с налаженной внутренней структурой. Для трудовых коллективов сложных подростков, которыми занимался Макаренко, такой целью могло быть успешное обучение, выбор профессионального пути законным способом.

Жизненный цикл коллектива

Независимо от признаков, по которым классифицируют группы, стадии развития коллектива идентичны, и процесс формирования подчинен определенным законам. При этом состав может частично меняться, что привносит свои корректировки.

Обратите внимание! Как бы ни была хороша организация, в ней наблюдаются «взлеты и падения». Иными словами, развитие происходит не по восходящей динамике, а по синусоиде

Стадии формирования коллектива

Этап цикла Особенности
Притирка Стадия постепенного знакомства членов коллектива, налаживание личностных и деловых взаимоотношений. Она может быть как краткой, так и длительной
«Дворцовые перевороты» Проявляется борьбой за доминирующие позиции в коллективе. В неформальной группировке возможна смена лидерства
Результативность У коллектива, успешно прошедшего предыдущий этап, возрастает потенциал. Скрытые ресурсы и способности членов работают на повышение производительности
Эффективность Коллектив, благодаря полученному опыту, сплачиванию, успешно решает поставленные задачи. Каждый участник проявляет творческий подход к делу
Мастерство Для данного этапа характерны прочные связи между членами сообщества. Люди не просто притерлись друг к другу и адаптировались к условиям, но и научились быстро гасить конфликты. Каждый член коллектива оценивается по достоинствам
Старение Достигнув высшей степени развития, коллектив продолжает существовать «по накатанной», успешно выполняя функции. Если методы работы, структура, взаимоотношения перестанут соответствовать изменившимся внешним условиям, развитие коллектива идет на спад
Смерть Отпала необходимость в функциях, выполняемых конкретным коллективом, и его расформировывают. Либо происходят реструктуризация, реорганизация, в результате которых создается новый коллектив

На стадии формирования коллектива

На последнем этапе эффективность работы минимальная. После реорганизации большинство сообществ возрождается, и синусоида плавно ползет вверх. Члены расформированных предприятий вливаются в новые группы, находящиеся на любом из этапов развития.

Рекомендации руководителям

Слаженный коллектив — это заслуга руководителя предприятия. Он должен подходить к организации рабочего процесса с точки зрения психологии. Разрешение конфликтных ситуаций, дельные советы среднему звену — это правильный путь. У «правильного подхода» к сотрудникам есть множество синонимов, который должен знать каждый начальник:

  • Обоснованность распоряжений и претензий.
  • Выбор системы методов и приемов.
  • Правильное распределение полномочий.
  • Внимательное отношение к подчиненным.
  • Участие в деятельности коллектива.

Равноправие и адекватная оценка работы сотрудников должны быть на первом месте. Сложно найти общий язык двадцатилетнему парню с дамой бальзаковского возраста, но если молодой человек посмотрит на коллегу, как на наставника, а тот, в свою очередь, увидит в молодом сотруднике ученика, сплоченность произойдет, невзирая на возрастную пропасть.

Даже если коллектив — единое целое, требуется постоянная работа, которая позволит поддерживать это состояние. Его может нарушить любой фактор извне: появления нового члена команды, конфликтная ситуация или несовпадение во взглядах. Успех будет зависеть от ряда факторов и иногда одних тренингов недостаточно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: