Основы конституционного строя российской федерации

Экономические основы конституционного строя

Основы экономического строя: понятие, конституционно-правовое содержание и структура

Конституция как Основной закон государства является наиболее обобщенным юридическим выражением экономических потребностей и интересов народа. Она закрепляет правовые основы экономической организации общества, определяет главное содержание и общую направленность развития экономических отношений, тем самым, придавая ей качество «конституционной экономики»1. От состояния экономики страны в решающей степени зависит обеспечение действия Конституции. В свою очередь, оптимальное конституционное регулирование экономики в значительной мере предопределяет эффективность ее развития.

В экономической теории производственные отношения, которые складываются в рамках одного государства, именуются экономическим строем или национальной экономической системой. Экономический строй рассматривается как определенным образом субординированная система экономических отношений, взятая в единстве типа экономической системы и многообразия форм экономической жизни общества, присущих данной стране3. Это означает, что свойственная любому государству необходимость координации экономики: форм хозяйствования, собственности, распределения и перераспределения доходов, принципы индивидуального и общественного воспроизводства и т.д. — не только обладают общими свойствами для ряда стран, принадлежащих к определенному типу экономических систем, но и значительным своеобразием. То есть, для экономического строя (национальной экономической системы) характерно существование и других типов отношений, которые воспроизводятся одновременно в рамках единой национальной экономики. Свидетельством этого является наличие в ряде национальных экономик наряду с капиталистическим типом отношений мелкотоварного, натурального и даже патриархального укладов (экономика ряда стран Азии, большинства стран Африки и т.д.). Это объясняет и тот факт, что при одном и том же характере экономических отношений достигнутый уровень хозяйственного развития разных стран, а с ним и уровень народного благосостояния существенно разнится.

В современном экономическом словаре экономическая система (строй) определяется как исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта1.

Указанная категория во многом экономическая, однако, это не является препятствием для придания ей конституционного статуса. «В науке конституционного права, — пишет Богданова Н.А., — применяются всеобщие (философские), общенаучные, общеправовые, некоторые отраслевые и собственные понятия и категории

Важно, что при использовании общенаучных, общеправовых и отраслевых понятий наука конституционного права привносит собственное их восприятие, пропуская через призму конституционно-правового регулирования и наполняя их содержание теми аспектами, которые необходимы для решения задач этой науки»

Переходя к характеристике нормативно-правового закрепления основ экономического строя Российской Федерации, необходимо отметить, что согласно международной Хартии экономических прав и обязанностей государств, «каждое государство имеет суверенное право выбирать экономическую систему в соответствии с волей своего народа, без вмешательства или применения силы или угрозы извне в какой бы то ни было форме»1. Выделим наиболее важные для настоящего исследования составные части этой нормы. Во-первых, выбор конкретного типа экономической системы осуществляется демократическим путем, в соответствии с волей народа. Во-вторых, определение экономической системы относится к числу важнейших суверенных прав государства и, следовательно, является объектом конституционно-правового регулирования.

Экономические основы

Конституция РФ – это главный закон для всех субъектов государства. Все остальные нормативные акты подчиняются высшему закону. Конституция обладает юридической силой, прямым действием. Экономические основы также нашли свое отражение в статьях Конституции. Кратко экономические основы можно представить следующими положениями:

  • становление рыночных отношений;
  • частные хозяйственные структуры являются участниками государственной экономики;
  • между частными субъектами реализуется процесс конкуренции;
  • для развития монополий организован контроль со стороны государства.

Для ограничения монополий на рынке издан закон. Он регулирует с помощью правовых норм деятельность монополий, пресекает недобросовестную конкуренцию, создает условия для эффективного развития и продвижения рынков товара.

Конституция ст.8 гарантирует такие положения:

ТОП-3 статьи

которые читают вместе с этой

  • единство экономического пространства;
  • свободное перемещение товаров;
  • свободное перемещение услуг;
  • свободное перемещение финансовых средств;
  • поддержка здоровой конкуренции.

Экономическая деятельность в стране свободна, но подчиняется законам, регулируется Конституцией и соответствующими актами.

Что мы узнали?

Политические основы России отражают особенности конституционного строя, республиканской формы правления. Характеристики политических основ подтверждают демократичность, федеративность и признание ценности прав человека, соблюдение его свобод. Экономические основы создают многообразие форм собственности, свободу экономических отношений, но государство имеет возможность правового регулирования.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понятие конституционного строя и его основ

Конституционный строй – понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции. Таким образом, любое изменение в базовые конституционные положения может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие-либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы (схема 5): закрепляющие организацию государства и государственной (публичной) власти, приоритет прав и свобод человека и гражданина, политические и экономические основы государства и общества.

Схема 5. Система основ конституционного строя России.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Достаточно подробное освещение этой проблематики содержится в темах 7–9. Характеристики же остальных групп основ конституционного строя приводятся ниже.

Собственность как составляющая экономической основы конституционного строя

Замечание 1

Экономическая основа конституционного строя – это различные формы собственности, принципы управления экономикой, закрепленные Конституцией Федерации.

Собственность – это общественная форма присвоения материальных благ. В Конституции РФ (ст. 8) признаются и защищаются государственная, частная, муниципальная и другие формы собственности.

Основные формы собственности:

  1. Государственная собственность. Это имущество, которое принадлежит на правах собственности РФ (федеральная собственность) и субъектам Федерации. К объектам государственной собственности относится достаточно широкий круг объектов. Только к государственной собственности относятся: ядерная энергетика, энергетические системы Федерации, расщепляющиеся материалы; деятельность в космосе; информация и связь, пути сообщения, федеральный транспорт; производство наркотических средств, ядовитых веществ; оборонное производство и т.п. Систему управления определяет государство.
  2. Частная собственность. Понятие более широкое, чем личная собственность. Частная собственность распространяется на предметы потребления (машина, дом, гараж, дача), на средства производства, которые преследуют извлечение прибыли. К субъектам права частной собственности относятся как юридические, так и физические лица. Все субъекты обязаны платить налоги, соблюдать законы, владеть, распоряжаться и пользоваться имуществом единолично или совместно с другими лицами. Лишиться частной собственности законно можно только по решению суда. Принудительное отчуждение имущества возможно при условии равноценного и предварительного возмещения. Наследование частной собственности гарантировано государством.
  3. Муниципальная собственность. Собственность, которой владеет, распоряжается и пользуется население, муниципальной собственностью могут управлять органы местного самоуправления (Конституция РФ, ст. 130, 132). К муниципальной собственности относятся: торговые организации, небольшие промышленные предприятия, учреждения образования и здравоохранения, жилые дома, жилищно-коммунальное хозяйство и др.
  4. Собственность общественных объединений (профсоюзов, политических партий, религиозных объединений). К объектам данного вида собственности относятся: гостиницы, санатории, профилактории, дома отдыха, административные здания, промышленные предприятия, автобазы, денежные средства.
  5. Коллективная собственность. Ее разновидностями являются: общая, общая долевая и совместная собственность.

Особым объектом разных форм собственности являются природные ресурсы и земля. В Конституции земля и природные ресурсы закреплены в качестве основы жизнедеятельности народов. Земля и разные природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальной и других формах собственности.

Экономическая безопасность Российского государства как конституционное условие и предпосылка реализации экономического строя

Реальное осуществление прав и свобод человека и гражданина обусловлено совокупностью самых различных факторов, социально-политических и юридических явлений, обеспечивающих их реализацию, охрану и защиту, которые одновременно выступают в качестве гарантий прав личности. Назначение гарантий состоит в возможно более полном претворении в жизнь прав человека и основных свобод, их охране от возможных нарушений.

Обеспечение гарантий прав человека и основных свобод является важным элементом правового порядка государства в целом. Эффективное функционирование российских государственных институтов в условиях правового государства может быть успешно осуществлено при строгом соблюдении гарантий прав личности1.

Конституция провозгласила, что в России права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17). Основной закон возлагает на государство обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2), осуществлять государственную защиту прав и свобод человека (ст. 45). При этом гарантируется равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения (ст. 19), а также судебная защита прав и свобод личности (ст. 46).

Французское слово «гарантия» в русском языке в целом и в правовой лексике в частности трактуется как ручательство, обеспечение чего-либо заявленного1.

Проблема гарантий прав и свобод личности довольно обстоятельно исследуются юридической наукой. Все определения понятия «гарантия», данные отечественными учеными, можно свести к двум вариантам: — средства, либо условия и средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод2. — система экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов3.

Как отмечает Б.С. Эбзеев, «Главное назначение конституционных гарантий заключается в том, чтобы обезопасить субъектов конституционного права, носителей различных конституционных прав от тех решений и действий государственных органов и должностных лиц, которые являются антиконституционными по существу или не соответствуют конституции по форме»

Экономическая безопасность выступает существенным условием реализации гражданами своих прав.

Экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности. От ее прочности, жизнеспособности зависит материальный уровень благосостояния населения, общественно-политической жизни страны, обороноспособность государства. Такая жесткая взаимосвязь становится причиной необходимости обеспечения экономической безопасности страны. Как отмечается в Государственной стратегии экономической безопасности (Основных положениях) «без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане»1.

Экономическая безопасность важнейшая составляющая национальной безопасности. В структуре национальной безопасности экономическая безопасность занимает особое место. Будучи частью системы национальной безопасности, экономическая безопасность одновременно с этим составляет базу для формирования и функционирования всех других ее структурных элементов: военной, технологической, продовольственной, экологической безопасности и др. Это обусловлено тем, что все виды безопасности так или иначе не могут быть в достаточной мере реализованы без экономического обеспечения.

В соответствии с пунктом «м» ст. 71 Конституции к ведению Российской Федерации относится обеспечение национальной безопасности, направленное на защиту национальных интересов и национальных ценностей, а, следовательно, и экономической безопасности.

В настоящее время перед наукой конституционного права стоит задача выработки путей того, как обеспечить конституционными средствами могущество и авторитет государства, развивать социально-экономическую и другие сферы, исходя из национальных интересов, защищать права и свободы граждан, эффективно противостоять коррупции, преступности и иным внутренним и внешним угрозам национальной безопасности.

Экономическая роль государства

В Конституции РФ отображена экономическая роль государства. Государство несет огромное количество различных обязанностей в экономической сфере, что обуславливает саморегуляцию экономики и ее самостоятельность.

В Конституции РФ утверждена действенность принципов рыночной экономики на всей территории федеративного государства. Сформулированные в ст. 8 основы конституционного строя не исключают мощного влияния государственного сектора в экономическом секторе, вмешательство административных органов.

Российская Федерация, формируя социальное рыночное хозяйство, стремится к обеспечению свободы предпринимательства, экономической деятельности, общественную пользу и добросовестную конкуренцию, для регулирования хозяйственной жизни государством, осуществляемой в интересах общества и человека, производителя и покупателя.

Производство и распределение благ в условиях формирующейся рыночной экономики реализуется посредством государственных и частных предприятий и учреждений (в том числе, субъектов РФ).

Замечание 2

Государство в разных формах ответственно за самые важные стороны организации производства, распределения и перераспределения благ по территории страны. Это подразумевает гарантии роста производства, участие в производстве работоспособных лиц, снабжение населения всем необходимым, смягчение последствий экономической нестабильности и колебаний спроса на международном рынке и др.

Собственность как основа экономического строя Российской Федерации

Собственность — категория уникальная по своей значимости и многоплановости. Она является важнейшим элементом экономических, политических и правовых отношений, занимает главенствующее положение в отношениях между людьми, социальными группами, отдельными индивидами и обществом в целом, между обществом и государством . «Собственность является детерминантой развития всех сфер общества»2, так как материальная составляющая любых общественных процессов обусловлена социальными отношениями собственности.

В.В. Гошуляк отмечает, что собственность — это решающее условие сохранения индивидуальности каждого человека, его бытия, его присутствия в этом мире как личности. Самореализация, самоутверждение есть принцип жизни всего живого во имя выживания вида. Реализация этой природной заданности осуществляется собственностью3.

Экономист и публицист В.А. Розенберг высказал мысль о том, что категория собственности является одной из первых категорий, с которых человек начал осмыслять мир. При этом он ссылается на Канта, определившего собственность как условие человеческой свободы, и на Фихте, писавшего, что мы люди, изначально собственники самих себя4. Так, например, Г.Ф. Гегель рассматривал человека личностью в неразрывной связи с принадлежащей ему собственностью. Собственность любого человека, гражданина является предпосылкой его свободы, развития способностей.

Общественные отношения собственности формируют феномен личности. «Лишь в собственности, — писал Г.Ф. Гегель, — лицо выступает как разум»1. Он выявляет роль права и государства в реализации свободы человека через собственность. По его мнению, право человека на собственность является прирожденным (естественным) и не может быть от него отторгнуто. В теоретической конструкции гегелевской философии права центром связи категорий «свобода», «право», «собственность» является человек. При этом собственность выступает не просто как одно из направлений и форм выражения свободы и права человека, а образует собой экономическую свободу для свободы и права .

По мнению С.А. Зинченко, Н.С. Бондаря соотношение свободы и собственности значительно сложнее, оно имеет более глубинные корни, чем зависимость причинно-следственного характера (как, например констатация того очевидного факта, вытекающего из вещных отношений собственности, что последние являются материальной основой свободы, средством ее гарантирования и т.д.). «Подобные подходы, — отмечают авторы, — с позиции линейного экономического детерминизма во многом являются следствием вульгарно-материалистических представлений о личности, истоках и пределах ее свободы. Они ведут к фетишизации вещных отношений собственности, которые, приобретая всеобщий характер, не освобождают личность, а господствуют над ней, предопределяют ее образ жизни и диктуют варианты поведения как в экономической, так и в политической сфере»3. В отношении связи «собственность — свобода» они выделяют негативный аспект свободы «свобода от …» и позитивный «свобода для …».

«Свобода от …» — негативный аспект свободы. В социальном плане он характеризуется как освобождение личности от ограничений и насилия со стороны других членов общества, а на правовом, формально юридическом уровне связан, прежде всего, с закреплением статусных состояний лица как гражданина: обеспечение режима равноправия (состояние равенства перед законом), провозглашение правовых запретов на различные формы дискриминации, правовое гарантирование личной безопасности, неприкосновенности и т.п.

«Свобода на …» позитивный аспект правовой свободы, который проявляется на правовом уровне в виде субъективных прав и свобод, обеспечивающих возможность владеть, пользоваться и распоряжаться материальными и духовными благами цивилизации1.

На современном этапе юридической наукой не выработано определение собственности, которое разделялось бы всеми. Традиционно анализ категории собственности построен на выделении экономического и правового понятий собственности. В России термины «собственность» и «право собственности» появились лишь в XVIII веке при Екатерине II в ее Наказе генерал -прокурору 1767 года; «право собственности» — в ее же манифесте 1782 года .

Термин «собственность» употребляется в самых разнообразных значениях. В одних случаях его используют как синоним, эквивалент понятий «имущество» или «вещи», говоря, например, о «передаче собственности» или о «приобретении собственности». В других случаях считают, что речь идет о сугубо экономическом отношении, а иногда — напротив, отождествляют это понятие с чисто юридической категорией — правом собственности.

Конституционные принципы экономического строя России

Правовые принципы — это выраженные в праве исходные нормативно -руководящие начала, характеризующие его содержание (основы) и закрепленные в нем закономерности общественной жизни1. Они являются не чем иным, как идеологическим (надстроечным) отражением потребностей общественного развития . Конституционные принципы обобщают наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов. Они самым тесным образом связаны с регулированием общественных отношений, оказывают направляющее воздействие на правовую систему. Ими обязаны руководствоваться все правотворческие и правоприменительные органы, все граждане, должностные лица и общественные объединения. Конституционные принципы служат непосредственным основанием для принятия государственно-правовых решений в сфере правоприменения, а также в случае пробелов в законе при толковании его отдельных положений4

Конституционный Суд РФ обратил внимание на то, что «эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержании конституционных прав человека, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующие воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их на все субъекты права

Конституционные принципы экономического строя представляют собой фундаментальные устои, на основании которых функционирует современная экономика. По мнению Г.А. Гаджиева принципы, устанавливающие основы экономического строя Российской Федерации, являясь частью основ конституционного строя, представляют собой центр системы конституционных норм, которые условно можно называть «экономической конституцией»1. Представляется, что этот термин позволяет рельефно показать роль конституционных принципов в установлении основ экономического строя России2. Статья 8 Конституции Российской Федерации формулирует следующие важнейшие принципы: — свободы экономической деятельности; — единства экономического пространства; — свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; — поддержки конкуренции и ограничения монополизма; — признания и защиты равным образом частной, государственной и муниципальной форм собственности.

Признание и гарантирование свободы экономической деятельности -необходимый элемент конституционно-правового регулирования экономических отношений, присущих обществу, в котором функционирует рыночная экономика. Свобода экономической деятельности обычно рассматривается как сущность рыночных отношений и основание для их саморазвития и саморегулирования в рамках современной экономики1. Свобода экономической деятельности определяется также как отношения, опосредующие выражение свободной воли собственников — участников хозяйственных отношений, направленные на извлечение прибыли или получение иных выгод .

В самом общем виде свобода экономической деятельности может быть представлена как свобода предпринимательства (возможность приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товаров или услуг по собственному выбору и продавать эти товары или услуги на рынке) и свобода выбора владельцев материальных ресурсов использовать или реализовывать эти ресурсы по своему усмотрению3.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 24 февраля 2004 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 74 и 77 Федерального закона «Об акционерных обществах», регулирующих порядок консолидации размещенных акций акционерного общества и выкупа дробных акций, в связи с жалобами граждан, юридического лица и запросом Октябрьского районного суда города Пензы определил, что содержанием конституционного принципа свободы экономической деятельности являются гарантируемые правомочия, определяющие основное содержание конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: