Структура педагогической науки
В структуру педагогических наук входят следующие науки.
Общая педагогика – это наука, занимающаяся исследованием основных закономерностей педагогического процесса, представляет собой основу для разработки всех отраслей педагогического знания и педагогических наук.
В структуру общей педагогики включены:
- общие закономерности педагогической науки – представлены общими закономерностями педагогического процесса, базовыми педагогическими теориями, методологией педагогического исследования и деятельности;
- теория (дидактика) обучения;
- теория воспитания;
- школоведение – включает в себя теорию управления педагогическим коллективом, школой и т.д.
История педагогики – это наука, занимающаяся изучением развития педагогических теорий, систем и идей образования.
Философия образования – это наука, занимающаяся исследованием значимости различных философских концепций в понимании сущности педагогической науки и процесса, идеологии процесса обучения, а также осуществление анализа основных подходов к постановке ведущих целей воспитания, обучения и развития и путей их эффективной реализации.
Возрастная педагогика – это наука, которая занимается изучением особенностей развития человека на различных возрастных этапах.
Возрастная педагогика включает в себя следующие научные педагогические отрасли:
- Преддшкольная педагогика – исследует процессы развития детей до момента их поступления в школу.
- Дошкольная педагогика – занимается исследованием процессов воспитания, обучения и развития детей от рождения до поступления в школу (до 6-ти – 7-ми лет).
- Школьная педагогика – занимается изучение вопросов воспитания и обучения детей школьного возраста (от 6-ти до 18-ти лет).
- Андрогогика – наука, занимающаяся рассмотрение вопросов обучения взрослых людей.
- Геронтогогика – это наука, занимающаяся исследованием вопросов обучения пожилых людей.
В настоящее время геронтогогика становится очень востребованной наукой, так как все больше людей в пожилом возрасте изъявляют желание пойти получить образование или повысить собственную квалификацию.
Профессиональная педагогика – это наука, занимающаяся исследование проблем профессионального образования.
В зависимости от основания, профессиональная педагогика подразделяется на уровни:
- Уровни, в зависимости от ступени профессионального образования – педагогика начального и среднего профессионального образования, высшей школы, педагогика труда.
- Уровни, в зависимости от отрасли подготовки специалистов – представлено отраслевой педагогикой, включающей в себя военную, спортивную, инженерную и другие педагогики.
Социальная педагогика – это наука, занимающая проблемами влияние социума на формирование и развитие личности.
К отраслям социальной педагогики относятся:
- Семейная педагогика – занимается изучением вопросов семейного воспитания.
- Педагогика трудового коллектива – исследует вопросы воспитания и развития личности в рамках трудового коллектива.
- Исправительная (пенитенциарная) педагогика – исследует вопросы воспитания и воспитательного исправления лиц, которые нарушили закон и были помещены в исправительные учреждения.
Коррекционная педагогика – это наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания и обучения детей, имеющих различные виды и типы физических и психических отклонений.
Коррекционная педагогика имеет несколько отраслей, каждая из которых занимается изучение воспитания, обучения и развития детей, имеющих конкретные отклонения в развитии (дефектология, логопедия, сурдопедагогика и т.д.).
Итак, современная педагогика имеет разветвлённую структуру, обусловленную большим объёмом накопленных знаний и разнообразием связей с различными науками, с потребностями человека и общества.
Общепедагогические научные дисциплины
Структура педагогики представлена сложной системой, которая состоит из нескольких относительно самостоятельных, но при этом взаимосвязанных между собой научных дисциплин.
Каждая из дисциплин, рассматривает образование через точку зрения своего предмета, изучает определенный участок педагогической действительности.
В структуру педагогики входят следующие педагогические науки:
- Дидактика – направлена на изучение процесса обучения на теоретическом уровне. Дидактика рассматривает движущие силы и функции образовательного процесса, его структуру и логику, занимается формированием принципов обучения, разрабатывает и предлагает разнообразные способы построения содержания обучения, формы взаимодействия педагога и учащихся, способы эффективной подачи учебного материала и его успешное усвоение.
- Теория воспитания – направлена на выявление и обоснование закономерностей и способов формирования системы взаимоотношения человека и природы, культуры, обществу и самому себе.
- История педагогики – наука, занимающаяся изучением закономерностей развития и функционирования систем воспитания и обучения в прошлом. История педагогики позволяет понять и представить образовательные системы, педагогические концепции и теории, их истоки становления и развития.
- Этнопедагогика – занимается изучением опыта обучения и воспитания, который накоплен конкретными этносами, исследует их национальные особенности.
- Этнопедагогика тесно связана с историей педагогики и особенно актуальна в рамках такой многонациональной страны как Россия.
- Сравнительная педагогика — направлена на исследование закономерностей развития и функционирования образовательных систем различных стран мира. Целью сравнительной педагогики является нахождение общего и различного в системах образования разных стран и народов. Это позволяет не только научно обосновать специфику обучения и воспитания конкретной страны, но и обогатить традиционные образовательные системы за счет международного опыта.
- Теория управления образовательными системами – занимается изучением принципов и содержания педагогического управления, исследованием актуальных проблем по формированию управленческой культуры руководителей образовательных учреждений разных уровней.
- Экономика образования – занимается разработкой оптимальных моделей экономического обеспечения развития образования, с целью создания наиболее эффективных условий для воспитания и обучения подрастающего поколения.
- Методология педагогики – занимается разработкой знаний о педагогике, ее развитии, статусе, категориальном аппарате, способах получения новых достоверных педагогических знаний научной направленности.
- Педагогическая технология – одна из наиболее молодых педагогических наук, направлена на разработку наиболее эффективных методов взаимодействия педагога и учащихся.
Замечание 1
Таким образом, общепедагогические научные дисциплины, являются базовыми в структуре педагогики. Их выводы и положения применяются во всех педагогических дисциплинам, в соответствии с их спецификой.
Этапы развития педагогической науки
Определение 1
Педагогика – это самостоятельная наука, занимающаяся изучением вопросов воспитания, обучения и развития человека.
Педагогическая наука прошла три этапа развития:
- Первый этап – характеризуется накоплением необходимых теоретических знаний и опыта практической деятельности. Научные знания, в области педагогики расширялись и пополнялись за счет новых фактов и открытий. На данном этапе еще не была определена структура педагогической науки, не разработана ее методология и не выявлены ключевые связи между установленными фактами. В связи с чем, научные знания, накопленные к концу этого этапа стали громоздкими и неудобными для применения на практике. Довольно часто достоверные сведения соседствовали с ошибочными.
- Второй этап – выявление закономерностей, формулировка общих принципов, законов, разработка научной методологической основы. Формулировка общих понятий и законов, сделало применение научных знаний на практике более удобным и многократно увеличило результативность их применения.
- Третий этап – выделение внутри науки различных научных отраслей, их слияние между собой и иными смежными отраслями других наук, выделение самостоятельных наук. На данном этапе произошло накопление такого массива педагогических знаний, которые уже не могли уместиться в рамки одной науки, в связи с чем происходят процессы деления и выделения.
Замечание 1
Современная педагогическая наука находится на третьем этапе своего развития. В настоящее время она фактически представляет собой совокупность разнообразных педагогических наук, объединенных в систему и имеющих общий предмет исследования.
Связь педагогики с гуманитарными науками
В основе педагогики, а точнее ее методологии исследования лежат философские учения. Это объясняет тесную связь между педагогикой и философией.
Философия заложена в основу построения большинства теорий и концепций педагогики и ее отдельных отраслей. Связь этих наук можно отразить следующими положениями:
- Философия исследует сущность бытия и мироздания.
- Философия определяет место и роль человека в мировом пространстве.
- Философские убеждения закладываются в основу организации образовательного процесса: на них базируются его цели, задачи, содержание, методы организации и подведение итогов реализации.
- Сущность философского познания и ее идеология заложена в основу разработки методов осуществления образовательного и воспитательного процесса.
- Философия исследует сущностные характеристики процесса развития личности.
Помимо философии, педагогика имеет тесную связь с психологией. Эта связь, также, вполне закономерна. Ведь, психология занимается исследованием психики человека, возрастной динамики ее развития, механизмов реализации и функциональной роли психических процессов в общем развитии индивида.
Психические особенности личности лежат в основе ее развития. От них зависит выбор индивидуальной траектории реализации образования и воспитания.
Психология также, как и педагогика имеет определенные отрасли. Наиболее тесно среди них, оказываются связанными с педагогикой возрастная психология и педагогическая психология. Эти науки занимаются исследованием возрастной динамики развития психических процессов и построением законов обучения и воспитания в соответствии с ними.
Педагогика имеет тесную связь с антропологией, которая исследует закономерности функционирования и устройство человеческого организма. Они необходимы для определения условий организации учебно-воспитательной деятельности, их воздействия на те или иные стороны развития организма.