Сущность дидактики, предмет изучения, основные категории

Содержание дидактической науки и ее основные задачи

Замечание 1

Дидактика занимается исследованием закономерностей организации учебно-воспитательного процесса, определяет его целевое назначение, научную базу содержания процесса образования, воспитания, разрабатывает методическое обеспечение учебно-воспитательной деятельности, определяет формы и средства, применяемые в процессе познания.

Функциональная роль дидактики сводится к выполнению обучающей, развивающей и воспитывающей функции т.е. она помогает передать определенные знания и навыки, развить основные нравственные, духовные, психологические, физиологические, этические качества личности, помогает пройти социальную адаптацию и выработать определенное мировоззрение, систему отношений к окружающим.

В качестве основных дидактических задач можно выделить следующие:

  1. Разрешение проблем организации учебно-воспитательной деятельности. Дидактика определяет, чему, кого и каким образом обучать.
  2. Исследование основных закономерностей обучения и воспитания.
  3. Рациональная организация познавательного процесса, ориентированного на освоение знаний и навыков научной направленности.
  4. Формирование у учащихся физиологических процессов, развитие познавательной активности и раскрытие творческого потенциала.
  5. Создание новых форм организации учебно-воспитательной деятельности, активное внедрение инновационных технологий и информационных средств.

Рисунок 1. Основные задачи дидактики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Задачи дидактики

Их следует рассматривать в ракурсе синхроники и диахроники. Исторически задачи для дидактики сложились следующие:

  • Выявить содержание образования для следующих поколений.
  • Подобрать максимально эффективные пути для передачи ценных знаний, умений и навыков.
  • Найти в данном процессе закономерности.


Задачи дидактики

Это были феноменообразующие задачи дидактики, но существуют еще и другие:

  • Конкретно и обоснованно сформулировать принципы организации процесса обучения, наметить направления и методы проявления самостоятельности в получении знаний, развития активности и инициативности.
  • Определить критерии формирования содержания образования (учитывая, что учебники и программы чрезмерно перегружены сложными для восприятия и второстепенными по значимости материалами).
  • Исследовать структуру и функции задействованных в обучении форм и методик.
  • Выявить связи между предметами и внутри них, чтобы максимально актуализировать и систематизировать основные, фундаментальные знания.
  • Сбалансировать в образовательном процессе социальные и личностные цели.
  • Создать новые обучающие технологии.

Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес

Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.

Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!

Скачивайте и используйте уже сегодня:

Александр Сагун
Исполнительный директор Geekbrains

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Получить подборку бесплатно

pdf 3,7mb
doc 1,7mb

Уже скачали 21875

Таким образом, в XXI веке дидактика базируется на личности, самостоятельности и технологиях.

Ключевые понятия дидактики

Так как дидактика — отрасль педагогики, она оперирует множеством терминов из этой области, а также из смежных сфер — философии и психологии.

Разберём, как дидактика соотносится с некоторыми другими понятиями.

Одно из таких — методика учебного предмета, или частная дидактика. Если общая дидактика рассматривает единые закономерности процесса обучения, то частные дидактики, как правило, посвящены обучению конкретным предметам — математике, литературе, химии и так далее. Методика каждого учебного предмета отражает специфику соответствующей науки и учитывает принципы успешного обучения в данной области.

Вот как определяют соотношение между дидактикой и методикой Михаил Данилов и Борис Есипов:

«Дидактика, являющаяся частью педагогики, теснейшим образом связана с методиками по отдельным учебным предметам. Дидактику, вскрывающую общие закономерности обучения, можно разрабатывать плодотворно, только опираясь на данные частных методик; иначе общее будет оторвано от конкретного, предстанет в убогом, схематическом виде и не будет достаточно ясным и обоснованным. Но дидактика как теория образования и обучения детей должна являться общей основой для методик по всем учебным предметам. Единство всех методик и связь каждой из них с дидактикой и педагогикой в целом необходимы и обязательны при единстве методологического подхода к рассмотрению процесса обучения».

Кроме методики, ключевыми для дидактики понятиями можно назвать методы, содержание, средства и формы организации обучения.

  • Содержание образования — как указывают Краевский и Хуторской в «Основах обучения», под этим термином в современной педагогике понимают социальный опыт, который присваивается учеником в процессе обучения и становится частью его личного опыта. Содержание образования складывается из четырёх составляющих: знаний, умения действовать по образцу, творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.
  • Средства обучения — это носители информации и инструменты деятельности, которые используются в процессе обучения. Например, компьютер и классная доска, печатный и электронный учебник, гербарий и карта могут служить средствами обучения.
  • Форма организации обучения — этот термин означает вид занятия: урок, лекция, семинар, экзамен, экскурсия и так далее. Они сочетаются разными способами и составляют системы форм обучения — например, классно-урочную или лекционно-семинарскую.

Категории дидактики

Основными и важными категории дидактики являются:

  1. обучение.

Обучение — это специально организованный и целенаправленный процесс взаимодействия обучаемых и педагога, результатом которого является усвоение обучающихся определенной конкретной системы знаний, деятельности и способов мышления, а также отношения к окружающему миру и к самому себе.

закономерность обучения.

Закономерность обучения — совокупность общих, объективных необходимых и важных связей между компонентами процесса обучения и дидактическими явлениями, которое характеризует их функционирование и развитие.

преподавание

Преподавание — это управление учебной деятельности обучающихся, а также помощь им в усвоении знаний и в овладевании отношением к окружающему миру и к себе, а также овладевание основными способами мышления.

принципы обучения

Принципы обучения — это главные или руководящие положения, которые определяют требования к содержанию, а также осуществлению учебного процесса.

учебная деятельность (или как ее многие называют — учение)

Это познавательная целенаправленная деятельность обучающихся, которая направлена на усвоение знаний и овладевание основными способами мышления и отношением к окружающему миру и к самому себе.

Дидактика выполняет ряд важнейших функций.

  1. развивающая (то есть развитие и формирование психических качеств личности и их изменение).
  2. воспитательная (то есть связь между отношениями и знаниями. Отношения могут быть как к себе и другим людям, так и к окружающему миру).
  3. обучающая (передача системы знаний, навыков и умений на всех этапах развития личности).

Типичный дидактический факт не может относиться только к деятельности учителя, к работе учащихся или к результатам учения. Этот факт позволяет:

  1. установить определенную закономерность, проявляющуюся во всех трех действиях;
  2. раскрыть важные зависимости между дидактическим поведением учителя в определенных условиях;
  3. раскрыть зависимости между поведением учащихся в ходе учения и изменениями, которые произошли под влиянием действий учителя и их собственной деятельности.

Это зависимости между определенными действиями, содержанием, методами и результатами обучения; и закономерности, проявляющиеся в природе.

Значение дидактики:

  1. дидактика не является чисто описательной и чисто умозрительной наукой, она объясняет причинно-следственные связи дидактических явлений, исследует закономерность этих явлений;
  2. выяснение причин дидактических явлений и проявляющихся в них зависимостей создает подходящие условия для выполнения утилитарных функций;
  3. нормы деятельности учителя и учащегося, определенные из объективно установленных причинно-следственных зависимостей, имеют значительно большую ценность, чем нормы, устанавливаемые субъективно, умозрительно или на основе неконтролируемого опыта.

Что такое навык в дидактике

Одной из значимых категорий дидактики является навык.

Навыки — элементы практической деятельности, которые проявляются в ходе выполнения определенных действий и доведены неоднократным повторением до безупречности.

Существует несколько видов навыков:

  1. Перцептивные. Автоматизированное отражение свойств и характеристик известного предмета органами чувств.
  2. Интеллектуальные. Автоматизированные приемы, направленные на решение какой-либо задачи.
  3. Двигательные. Автоматизированные способы влияния на объект при помощи движений, с целью его изменения.

На формирование навыков оказывают влияние следующие факторы:

  • мотивированность, наличие прогресса в усвоении;
  • степень развития ученика, его базовые знания и умения;
  • полное понимание сути действий, поэтапность перехода от уровня к следующему в процессе овладения навыками.

Знания, умения и навыки (ЗУН) являются основой обучения.

К базовым категориям дидактики также относят:

  • Учение — деятельность ученика, направленная на освоение знаний, навыков, формирование эмоциональных отношений.
  • Обучение — направленный процесс взаимодействия и совместной деятельности учителя и ученика, во время которой реализовывается образование, развитие и воспитание. Коммуникативный процесс, в ходе которого происходит усвоение знаний, наработка навыков и умений. Обучение подразделяется на преподавание и учение.
  • Преподавание — организованная деятельность педагога, которая направлена на достижение цели обучения, при этом обеспечивая информированность, осознание и применение знаний на практике.
  • Образование — процесс формирования культурного человека, итог обучения, комплекс накопленных знаний и умений, общей культуры.
  • Знания — данные, которыми можно оперировать и которые можно использовать. Информационные идеи человека, выражающие освоение им теории предмета. И. Н. Лернер выделял 3 этапа: познание и воспроизведение, применение на практике, использование в нестандартных ситуациях.
  • Умения — освоение способов и методов практического применения знаний. Выделяют 4 группы: общечеловеческие, общие учебные, поисково-информационные, организационные.
  • Содержание обучения — комплекс знаний, навыков, умений, способов и методов деятельности, мышления.
  • Формы, виды, средства и результаты обучения.

Дидактика и частные методики обучения

Длительное время дидактика была единственным разделом педагогики, изучающим теорию и методы обучения. В дальнейшем исследователи выявили, что дидактика не может охватить все предметы в целом, в силу их специфики. Обучение физике отличается от обучения литературе. Вследствие этого стали образовываться отдельные педагогические дисциплины, которые получили название частных методик или частных дидактик.

Таким образом, сфера изучения дидактики — обоснование общих теоретических направлений обучения. Сфера изучения частных методик — организация обучения по определенным предметам, на основе идей и теорий дидактики.

Общая и частная дидактика

На сегодняшний день дидактику подразделяют на частную и общую.
Частная дидактика (предметная методика) – направлена на разработку теории преподавания отдельных учебных дисциплин.

Разработанные частной дидактикой теории и методики исследуют образовательный процесс каждой конкретной дисциплины и предмета. Это обусловлено тем, что процесс преподавания учебных предметов имеет свои особенности, закономерности протекания, формы и методы организации. Каждая учебная дисциплина имеет свою индивидуальную методику преподавания. Исходя из этого, частные дидактики иначе называют конкретными методиками преподавания.

Таким образом, частная дидактика занимается изучением и исследованием закономерностей, действующих в рамках конкретного предмета, анализирует его течение, содержание и конечный результат, определяет методы, средства и приемы, используемые для достижения поставленной цели и задач.

Общая дидактика направлена на решение вопросов, связанных с установлением целей обучения, а также методов и средств, используемых на всех этапах обучения.

Замечание 3

Общая дидактика является теоретической основной частных дидактик. Однако в свою очередь она базируется на результатах исследований частных дидактик.

Таким образом, в отличие от частной дидактики, общая дидактика охватывает весь учебный процесс на всех его этапах и уровнях. Она исследует процесс преподавания учебных предметов и процесс обучения вместе со всеми факторами и условиями, в рамках которых он организуется и реализуется. Помимо этого под исследование попадает и конечный результат обучения.

Похожие термины:

  • совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение пост

  • media didactics) – теория медийного обучения, включающая цели, содержание, организационные формы, способы и средства, помогающие развитию медиаграмотности/медиакомпетентности. Близкие понятия: медиаоб

  • наука о высшем образовании и обучении в высшей школе — интенсивно развивающаяся отрасль педагогического знания;

  • система правил подготовки, проведения и анализа результатов урока.

  • раздел военной педагогики, исследующий процесс обучения военнослужащих и подготовки воинских коллективов.

  • научная дисциплина об обучении и учении чтению, один из разделов педагогики и андрагогики, изучающий методы обучения и учения чтению детей и взрослых.

  • наука, предметом которой являются образование, обучение и воспитание учащихся в процессе теоретического обучения и производительного труда. Как теория образования, обучения и воспитания дидакти

  • область коррекционной педагогики, в которой рассматривается теория образования и обучения детей с отклонениями в развитии (цели, задачи, содержание, принципы, методы и организация педагогическог

  • совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач

  • (е-didactics): 1. Раздел дидактики, раскрывающий теоретические основы электронного обучения, реализация основных положений которого обусловлена применением в учебном процессе дистанционных образоват

  • раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические основы производственного обучения, такие основные проблемы, как определение содержания, выявление общих закономерностей процесса пр

  • целенаправленное восприятие; одно из средств обучения. Цель Н. — накопление знания фактов, образование первоначальных представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Н. предусматривает уме

  • принцип наглядности) – «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, д

  • основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В качестве основополагающих выделяют следую

  • «все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – пу

Что такое дидактика

Педагогическая наука изучает воспитание и обучение в едином комплексе, как деятельность, ориентированную на социальную личность и приобщающую поколение к существованию в общественной среде. Для подробного исследования каждой из частей, педагогические дисциплины делят на теорию и методику воспитания и теорию обучения. 

Дисциплину, которая занимается исследованием теоретического уровня обучения, называют дидактикой.

Дидактика (от греческого didakitos ­­— «поучающий», didasko ­­— «изучающий») ­­— раздел педагогики, который раскрывает теоретические фундаментальные образовательные и обучающие основы. Он обнаруживает закономерности, принципы обучения, сущность образования, методику преподавания и контроля учебного процесса, характеристики всех образовательных дисциплин для всех возрастов.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Объект дидактики — процесс обучения.

Предмет ­­— исследование закономерностей учебного процесса, взаимоотношения между учебным материалом, учеником и учителем. 

Дидактика выполняет две функции, которые взаимосвязаны между собой:

  1. Теоретическая (прогностическая и диагностическая) — описание сути учебного процесса, его закономерностей.
  2. Практическая (инструментальная) — конструирование плана педагогической деятельности, на который ориентируется педагог-практик соответственно целям образования.

История развития

Ввел термин «дидактика» немецкий педагог Вольфган Ратке, обозначая им искусство обучения.

Среди задач дидактики Ритке выделял:

  • чему учить и как учить;
  • где, когда и кого учить;
  • с какой целью учить;
  • как обучать эффективно.

Современные исследователи добавляют следующие задачи:

  • общенаучное представление, пояснение обучающего процесса и способов его реализации;
  • модернизация процесса обучения, разработка и внедрение инновационных обучающих технологий.

В начале XIX века И. Ф. Гербарт перевел дидактику в статус теории обучения, которое воспитывает. Его считают основоположником классической дидактики. Педагог выделил четыре ступени в структуре процесса обучения:

  • изложение;
  • понимание;
  • обобщение;
  • применение.

В начале XX века в такой системе увидели недостатки: передача готовых знаний не способствовала развитию мышления ребенка.

Появились новые подходы.

Педоцентристская дидактика связана с именем английского педагога Д. Дьюи. Цель обучения он определил в развитии умственных способностей учеников. Процесс обучения следовало формировать, основываясь на потребностях, интересах и способностях ребенка. Однако частое применение такой методики приводит к потере систематичности, не дает глубоко освоить материал.

Современная дидактическая концепция заслуга таких педагогов, как П. Гальперин, Л. Занков, В. Давыдов, Дж. Брунер.

Основные цели

Цель дидактики состоит в решении перечня теоретических задач:

  1. Определение целей и задач теории — без них процесс обучения не может функционировать в полную силу.
  2. Анализ обучающего процесса и раскрытие его закономерностей.
  3. Аргументация принципов и правил обучения на базе закономерностей.
  4. Выделение содержимого обучения — отбор материла для усвоения и практических заданий для закрепления знаний.
  5. Уточнение основных суждений об организационных формах обучения.
  6. Пояснение учителям методов и способов обучения, как при помощи различных подходов добиться одного — качества в обучении.
  7. Характеристика материальных условий для выполнения задач обучения.

История становления дидактики

Впервые мысли о необходимости организации целенаправленного процесса обучения высказывались такими философами и учеными как Сократ, Демокрит, Аристотель и Платон. В своих трудах, они рассматривали процесс обучения подрастающего поколения, не как стихийное и случайное мероприятие, а как целенаправленный, систематически проводимый и управляемый педагогом процесс. С течением времени процесс обучения приобрел именно такие черты, были поставлены четкие рамки и требования к его организации и реализации. Однако, несмотря на это, процесс обучения до сих пор является предметом исследования среди ученых-педагогов. Выявляются проблемы, которые необходимо решать и предотвращать. В этой связи возникает такая отрасль педагогики как дидактика.

Впервые термин «дидактика» был введен в оборот немецким педагогом В. Ратке в курсе лекций. Позднее вопросами дидактики занимался Я.А. Коменский, написавший свой знаменитый труд «Великая дидактика», в котором впервые была разработана и описана теория обучения, как система научных знаний.

Дальнейший вклад в развитии дидактики осуществлен посредством психологических и педагогических исследовательских работ таких ученых как Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, П.Я. Гальперин.

На сегодняшний день выделяют следующие этапы становления и развития дидактики:

  • I этап – традиционная дидактика (XVII – XIX века). Основной упор ставится на преподавание, как основной источник передачи знаний подрастающему поколению.
  • II этап – современная дидактика (конец XIX — первая половина XX веков). На данном этапе акцент смещается на такой вид деятельности как «преподавание-учение», элементами которого являются личностный подход, учение – основной источник знаний, психология управления.
  • III этап — постсовременный (вторая половина XX века). Акцент сохраняется по-прежнему на деятельности «преподавание-учение», но происходит изменение его содержания. Основными элементами выступают: оценка знаний учащихся и оценка основного источника знаний. Основой данного этапа является педагогика сотрудничества, ориентированная на требования общества к личностному развитию человека.

В настоящее время современная дидактика охватывает всю систему обучения, по всем направлениям (предметам) и по всем видам учебной деятельности.

На современном этапе своего существования и развития, современная дидактическая система ориентирована на демократизацию и гуманизацию процесса обучения и образования.

Замечание 1

Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Внутренний уровень дидактической системы[]

Формы организации обучения и сопутствующие элементы, дидактические закономерности и принципы с одной стороны; дидактические условия с другой стороны. Формы обучения всегда носят конкретно исторический характер с одной стороны и обладают искрой универсальности с другой.
К современным организационным формам относятся учебные занятия, урок, лекция, семинар, консультация, конференция, диспут, экзамен.
Дидактические принципы и закономерности есть результат обобщения всего культурно-исторического опыта человечества в организации процесса воспитания и обучения накопленного человеком за всю его эволюцию. Дидактические принципы и закономерности задают определенную стратегию образованию.
Дидактические условия характеризуют в целом преломление конкретных исторических, социальных и культурных условий в составляющей Целостного педагогического процесса.
Ядро дидактической системы состоящие из основных субъектов образовательного процесса Ученик-учитель. Основной вид учителя преподавателя и воспитателя является учение и самообучение.
В современной дидактической системе учитель-ученик находятся в субъектно-субъектных отношениях, однако направленная деятельность учителя как приобретения направленности его профессиональной работы всегда сохраняется.
Динамичная система работает в двух разных режимах:

  • 1. Функционирования (компонентный состав и связей между элементами системы работ, в устойчивом режиме, который может переходить в консервативный вариант).
  • 2. Развитие или творческая самореализация (Обновление) компонентный состав и связей между элементами дидактической системы, испытывающий на себе обновляющее влияние инновационных процессов, происходящих как в отдельных компонентах, так и во всей системе в целом. Такой режим переходит в режим комплекс инноваций.

Динамичная система есть система процессов и результатов обучения, сложная по составу, центральными элементами (ядро) которыми является деятельность учителя как преподавателя и воспитателя и учебная деятельность ученика.
Преподавание является педагогической деятельностью учителя по организации учебно-воспитательной деятельности ученика.
Учение, обучение или деятельность учащегося есть целенаправленная, организованная учителем с помощью дидактических средств прямого или косвенного управления деятельностью ученика по решению определенного класса учебных задач, в результате которой ученик развивает личные качества и овладевает навыками, умениями и знаниями.
Предметом исследования является процесс и результаты функционирования и самореализации дидактических систем

В этих исследования важно учитывать основные противоречия теории и практики обучения между ходом обучения познавательных и дидактических задач и на личном уровне знаний, умений и умственной реализацией школьников. Это противоречит постоянно преодолеваемой совместной деятельности учителя и ученика и одновременно вновь рождается возникающее несоответствие между достижимым уровнем учащихся знаний и требуемым в ближайшей перспективе одной главной условием решения основных дидактических задач и одновременно движущей силой творческого реализационного и самореализации дидактической системы является разрешением этих противоречий:

1. Учителям следует дать глубокие и прочные знания и весьма разного уровня подготовки учащегося их уровнем мотивации и творческих способностей.

2. Между намерением учителя повышенного качества и эффективности преподавания и несоответствие качества дидактических средств и условий.

Задачи дидактики

Именно дидактика является одной из наиболее разработанной научной отрасли педагогики. Одновременно она является и теоретической наукой, и нормативно-прикладной. Но на всех этапах исторического развития дидактики ее задачей было и остается до сих пор то, чтобы определить содержание образования поколений новых, а также найти все новые способы вооружения потомков умениями, знаниями и навыками и раскрыть закономерности данного процесса. Именно поэтому дидактика определяется как теория обучения и образования. Но всем известно, что процесс обучения всегда неразрывно связан с воспитанием не только нравственным, но и умственным. И, учитывая этот фактор, есть прочные основания для определения дидактики как теорию обучения и образования, а также и воспитания. К этому, в первую очередь, относится формирование мировоззрения обучающихся.

Дидактика выполняет ряд важнейших задач:

  1. изучает общие закономерности обучения, а также формулирует принципы и правила обучения на их основе.
  2. определяет задачи обучения.
  3. разрабатывает вопросы о методах и формах обучения, а также организации обучения. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «как обучать». Примером этой задачи может служить внедрение в педагогическую практику различных технологий обучения.
  4. определяет содержание обучения и разрабатывает учебные программы, образовательные стандарты и учебно-методические комплексы. Таким образом, можно сказать, дидактика отвечает на вопрос «чему обучать».
  5. изучает различные вопросы, которые связаны с методологией исследования проблем обучения.
  6. формулирует общие основные принципы применения и создания средств обучения, которые играют главную роль в образовательном процессе. Таким образом, можно сказать, что дидактика отвечает на вопрос «с помощью чего обучать».
  7. обобщает и анализирует передовой педагогический опыт, а также изучает инновации и новации в самом процессе обучения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Карта знаний
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: