Деструктивная функция, описание
Конфликтные ситуации могут оказывать негативное воздействие на личность, группу или организацию в целом, разрушать традиции, нарушать психологический климат. Значимыми проявлениями деструктивной функции являются:
- негативное влияние на психику;
- разрушение межличностных связей, отношений, складывавшихся в течение длительного времени;
- создание стрессовых ситуаций, в результате которых могут развиваться сосудистые, сердечные заболевания, обостряться хронические недуги;
- отрицательное влияние на развитие личности в плане формирования неверных представлений о справедливости, возможностях коллектива;
- формирование образа врага, что способствует возникновению и закреплению негативных установок в отношении оппонента;
- отражение негативной установки на текущей деятельности, результатах общей работы.
В особо критичных ситуациях возможно закрепление на практике насильственных способов решения. Это тоже относится к деструктивной функции, считается ее явным проявлением.
Примечание
Крайней формой деструктивного конфликта является отсутствие проявлений конструктивной функции, невозможность преодоления возникших разногласий, нахождения оптимального решения.
Как правило, последствием деструктивной ситуации становится разделение ее участников на два лагеря, появление необоснованной агрессии, уход от решения важных вопросов.
Конфликты в межличностных отношениях
Противостояние в межличностных отношениях зачастую рассматривают в качестве столкновения индивидов в процессе взаимодействия. Эти столкновения могут наблюдать в различных сферах жизнедеятельности. Зачастую межличностные конфликты в коллективе возникают вследствие дефицита каких-либо ресурсов или средств, например, при наличии нескольких кандидатов на одну престижную вакансию.
Другими словами, межличностными конфликтами называют открытое противостояние взаимодействующих индивидов на основе завязавшихся противоречий, которые выступают в виде противоречивых целей, противоположных интересов, взаимоисключающих в каких-то определенных обстоятельствах ситуации. Данная разновидность конфронтаций обнаруживается исключительно во взаимодействии, происходящем между двумя индивидами и более. В межличностном противостоянии субъекты друг другу противодействуют, выясняя собственные взаимоотношения лицом к лицу.
Межличностные конфликты в организации могут зарождаться как между индивидами, которые впервые встретились, так и между хорошо знакомыми субъектами. В любом случае существенную роль во взаимодействии играет индивидуальное восприятие участника и его оппонента. Преградой на стези нахождения общего языка между субъектами может стать отрицательная установка, образовавшаяся у одного соперника в отношении другого оппонента.
Взаимодействуя с социальным окружением субъект, прежде всего, защищает собственные персональные интересы. Это является нормой. Конфликты, возникающие в ходе такого взаимодействия, представляют собой ответное реагирование на преграды к достижению целей.
Кроме того, люди могут сталкиваться в межличностных конфронтациях, защищая интересы отдельного коллектива, организации, социальных институтов. Напряженность противостояния в таких конфликтах и возможности нахождения компромиссных решений во многом обуславливаются конфликтными установками тех коллективов, представителями которых являются участники конфронтации.
Все межличностные конфликты в организации, зарождающиеся вследствие столкновения интересов или целей, условно можно подразделить на три разновидности. Первая – предполагает столкновение принципов, в котором воплощение интересов и устремлений одного участника может быть реализовано исключительно за счет ограничения интересов другого участника.
Вторая – затрагивает только форму взаимоотношений между субъектами, не ущемляя при этом их материальных и духовно-моральных потребностей и целей. Третья – являет собой реально не существующие противоречия, спровоцированные или искаженной (ложной) информацией, или неправильной трактовкой фактов и событий.
Также социальные межличностные конфликты можно подразделить на такие виды:
– стремление к доминированию, то есть соперничество;
– разногласия, относящиеся к вопросу нахождения наилучшего пути решения совместной проблемы – спор;
– обсуждение спорной проблемы, то есть дискуссия.
Профилактика межличностных конфликтов, их предупреждение или урегулирование всегда направлены на сбережение имеющейся структуры межличностного взаимодействия.
Нередко в качестве источника противостояния можно выявить такие факторы, которые повлекут разрушение сформировавшейся системы взаимоотношений. Вследствие этого можно выделить две категории функций конфликта – конструктивные (то есть положительные) и деструктивные (то есть негативные).
К первым относят: функцию развития, познавательную, инструментальную и перестроечную функции.
Познавательная функция заключается в обнаружении симптома неблагополучных отношений и выявлении возникших расхождений.
Конфронтация считается важнейшим источником процесса совершенствования взаимодействия и развития всех ее участников. В этом заключается функция развития.
Разногласия являются инструментом разрешения расхождений (инструментальная функция).
Противостояние ликвидирует факторы, изъедающие существующие межличностные отношения, способствует формированию взаимопонимания между оппонентами (перестроечная функция).
Деструктивные «миссия» конфликтов имеет связь:
– с ухудшением или полным развалом взаимоотношений;
– разрушением имеющегося совместного взаимодействия;
– негативным самочувствием оппонентов;
– низкой результативностью дальнейшей совместной деятельностью.
Способы разрешения
Психологический конфликт имеет несколько способов разрешения.
- Избегание столкновения или уход от него. В этой ситуации одна сторона не реагирует или делает вид, что ей безразличен возникший разлад.
- Смягчение разногласий. Один из конфликтующих соглашается с претензиями либо ищет себе оправдание.
- Договорённость. Обе стороны находят компромисс, с целью уладить создавшуюся ситуацию.
- Применение силы. В такой ситуации одну сторону конфликтующих принуждают к принятию условий, способствующих разрешению разногласий.
- Лучший способ решения конфликта в психологии, его предупредить. Для этого нужно учиться строить диалог, слушать оппонента, научиться проговаривать свои желания, не рассчитывая на то, что партнёр сам догадается, чего вы хотите.
- Не вступайте в ссору в возбуждённом состоянии. В состоянии аффекта можно причинить оппоненту непоправимую психологическую травму, а иногда и физическую, о которой в дальнейшем будете жалеть.
- Проанализируйте ситуацию, найдите причину столкновения, поведайте о своём открытии собеседнику. Сделайте это, сохраняя спокойствие.
- Совместно обсудите выход из сложившегося противостояния.
Чаще всего избежать противоборства мешает лишняя эмоциональность. Если цель – предупреждение столкновения интересов, придётся научиться контролировать свои внутренние порывы. Благодаря этим качествам, человек способен адекватно оценить ситуацию, в которую попал. А умение держать свои эмоции под контролем, помогает донести доводы до оппонента с максимальной эффективностью. Ещё одним хорошим качеством становится осознание права каждого индивидуума на самостоятельное решение некоторых ситуаций.
Сложнее ситуация состоит, когда речь идёт о внутриличностном разладе. Человек один на один сталкивается со своими проблемами, иногда не понимая их сути. Для успешного разрешения ситуации нужно найти первопричину внутренней конфронтации. Только потом можно искать пути её решения. Зачастую человеку приходится принять как должное своё состояние и тогда разлад сведётся к минимуму. Не всегда получается решить этот вопрос самостоятельно, так как докопаться до истины довольно сложно.
Какими бы ни были предпосылки противоборства, в которое вы оказались вовлечены, старайтесь вести себя достойно. Ведите разговор, не повышая голоса. Не позволяйте эмоциям перечеркнуть ваши отношения. Как говорят, худой мир лучше доброй ссоры. Если столкновения не удаётся избежать, приложите максимум усилий, чтобы ситуация не задела ваших глубинных переживаний. Когда речь идёт о семейном разладе, не пытайтесь замалчивать разногласия, проговаривайте вслух, что именно вас беспокоит, учитесь находить компромисс и любой конфликт поможет выйти вашим отношениям на новый созидательный уровень.
Алгоритм действий при управлении конфликтом
Для достижения результата с помощью правильного управления конфликтами, менеджер обязан определить его вид, а также причины и функции конфликтов.
Затем он применяет лучший из возможных способов решения.
Для управления внутриличностным конфликтом целей менеджер должен сопоставить личные и организационные цели. Для конфликта ролей сперва стоит разобраться с типом ситуации. Существует ряд способов разрешения внутриличностных конфликтов:
- компромисс;
- сублимация;
- уход;
- вытеснение;
- переориентация;
- коррекция и др.
Межличностные конфликты могут возникнуть в любой сфере взаимоотношений. Управление ими следует анализировать во внутреннем и внешнем аспектах.
На всех стадиях управления названной ситуацией следует рассматривать симпатии и антипатии, причины и факторы. Известны два способа разрешения такого вида конфликта: педагогический и административный. В большинстве случаев конфликты, к примеру, между подчиненным и начальником, изливаются в уход или борьбу. Оба варианта не подходят для их эффективного решения.
Специалисты рассматривают еще ряд возможных вариантов, как может вести себя индивид. Одним из наиболее популярных считается двухмерная модель Томаса и Киллмена. Она основана на обращении субъектов конфликта к своим интересам и интересам оппозиции. При анализе интересов участники придерживаются одного из пяти видов поведения: уход, борьба, уступки, сотрудничество, компромисс.
Внутренняя структура
Конфликт, как и любой психологический феномен, имеет свою внутреннюю структуру. Главными структурными составляющими ситуации конфронтации являются:
-
присутствие противоборствующих сторон — индивид или социальная общность, чьи интересы были объективно затронуты, либо они считают, что инцидент имеет место быть;
- объект спорной ситуации — предмет противоборства, существующая реально или мнимая проблема, которая является причиной столкновения;
- образ предмета — представления о сложившейся ситуации в сознании участников, являющиеся побудительной силой и мотивом конфронтации;
- условия — те обстоятельства, которые влияют на возникновение и развитие ситуации противостояния;
- действия субъектов — поступки каждого участника конфликта зависят и направлены друг от друга и образуют взаимодействие;
- итог противостояния — осознание последствий и результатов исхода.
Перечисленные компоненты считаются обязательными составляющими структуры конфликта в психологии. Отсутствие любого из элементов исключает сам факт проблемы, или же принципиально меняет ее характеристику.
Концепции социальных конфликтов
Согласно концепции Зиммеля — конфликт занимает важное место в жизни общества, т.к. обновляет структуру жизнедеятельности и устаревшие культурные нормы.
Спенсер выдвигал идею о том, что конфликт выражается в столкновении людей за существование, которое носит ограниченный характер в силу ограничения ресурсов.
Согласно Марксу — конфликт между производством и производственными отношениями, в ходе развития техники и технологии, выражается ярче и острее, являясь предвестником революций, где происходит смена производства, вследствие чего общество выходит на новый уровень.
Вебер – в обществе происходит постоянное столкновение интересов отдельных лиц или групп, т.к
социум представлен в виде арены, где противоборствуют социальные структуры, осваиваются социальные роли и статусы.
Функции конфликта в конфликтологии
Прежде чем вести разговор о функциях конфликтов, необходимо отметить их разделение на две группы:
- деструктивные;
- конструктивные.
Некоторые конфликты несут в себе и те, и другие свойства, однако их классифицирую по тому, какие свойства в них преобладают. Функциональность конфликта может меняться с течением времени ввиду наличия в нём отрицательных и положительных аспектов.
Конструктивные функции конфликтов следующие:
- Устранение нерешенных противоречий, в том числе и в деловых вопросах. При этом противоречия устраняются полностью или частично.
- Глубокая оценка индивидуально-психологических особенностей людей, которые принимают участие в конфликте, определение их потребностей и мотивов, выявление психологической устойчивости к стрессовым факторам в трудных ситуациях.
- Ослабление психической напряженности, которая, в свою очередь, является реакцией участников на конфликт. В результате правильного конфликтного взаимодействия можно снять у человека напряжённость, что приводит к понижению отрицательных эмоций и исчерпанию конфликта.
- Конфликт выступает как источник развития личности и отношений между социумом. Таким образом, человек расширяет свое взаимодействие с окружающей средой, с другими людьми, что позволяет приобрести ему новый социальный опыт в разрешении трудных ситуаций.
- Отстаивание справедливых целей перед оппонентом или группой оппонентов, за счёт чего повышается авторитет среди окружающих.
- Конфликт выступает в качестве средства самоутверждения личности, формирования у неё собственного мировоззрения через становление и социализацию.
- Выявление неразрешенных проблем в группе или у отдельного индивида. С помощью конфликтов, например, можно отрегулировать поведение отдельных лиц.
- Анализ общественного мнения, коллективного настроения, социальных установок, актуализация гуманистических ценностей.
- Создание благоприятных условий в коллективе, что повышает уровень работоспособности.
- Сплочение коллектива перед лицом каких-либо трудностей или внешних обстоятельств, например, перед тиранией начальника.
- Поиск продуктивных решений имеющихся проблем, в том числе в коллективах. Здесь реализуется предметно-познавательная деятельность.
- Оптимизация межличностных отношений, что позволяет благоприятно наладить обстановку в коллективе.
Деструктивное влияние конфликта проявляются в следующих функциях:
- Негативное воздействие на психику людей.
- Воздействие в форме стресса повышает вероятность заболеваний, особенно сердечнососудистых, возможность хронических нарушений.
- Нарушение отношений между личностями, в том числе и складывающихся длительное время.
- Формирование в образе оппонента образа врага, что способствует формированию негативных установок.
- Закрепление на практике опыта насильственного способа решения проблемы, например, физическое принуждение или применение побоев.
- Негативная установка, отражающаяся на деятельности оппонентов, особенно, если оппоненты работают в коллективе.
- Отрицательное влияние на общее развитие личности, в том числе формирования у человека неверных представлений о таких явлениях, как справедливость, авторитет, возможности коллектива.
Кроме того, конфликты негативно воздействуют на группу или организацию, в которой требуется наличие сплочённости, взаимосвязи. Нередко конфликт разрушает традиции в группе, оказывает отрицательное воздействие на взаимоотношения отдельных индивидов, на социально-психологический климат, ослабляет её единство и сплоченность, ухудшает качество совместной деятельности, особенно в тех случаях, когда конфликт протекает длительное время. Возможно формирование установок на насильственные действия в отношении отдельных личностей, установление деструктивного лидерства.
Таким образом, конструктивные конфликты не выходят за рамки этических и моральных норм, деловых отношений. Деструктивные конфликты приводят к разрыву взаимоотношений между личностями коллектива в целом, препятствует развитию группы, понижают её эффективность. При этом невозможно преодолеть разногласия, улучшить обстановку, сделать её оптимальной для обеих или нескольких сторон.
Рисунок 1. Функции конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функции конфликта в психологии
Отсутствие навыка предупреждения конфронтации или правильного её разрешения, приводит к ситуации, когда столкновение носит разрушительный характер и может затянуться надолго. Если ситуация находится под контролем, то противостояние приводит к развитию отношений между конфликтующими сторонами или полностью решает проблему.
Противоборство может быть созидательным, когда конфликтный процесс предполагает сохранение взаимодействия в рамках сотрудничества или соревнования. Когда противостояние выходит за рамки цивилизованных отношений, такой конфликт имеет разрушительный эффект. Исходя из этого, функции конфликта в психологии разделяют на конструктивные и деструктивные.
Конструктивные функции:
- появление понимания между конфликтующими сторонами;
- налаживание коммуникативно-информационных связей;
- желание социальных изменений;
- участие в поддержании гармонии;
- переоценка ценностей и устоявшихся норм;
- проявление лояльности к членам коллизии.
Деструктивные функции:
- недовольство и раздраженность;
- нарушение коммуникационных связей;
- снижение уровня сотрудничества;
- бессмысленное соперничество;
- виденье противостоящей стороны в качестве врага;
- восприятие своих целей, как единственно возможных;
- отказ от взаимодействия;
- враждебный настрой, перерастающий во взаимную неприязнь;
- неправильная расстановка акцентов: победа в противоборстве важнее разрешения спора;
- насильственные методы разрешения проблемных ситуаций.
Не всегда есть возможность провести чёткую границу между конструктивными и деструктивными функциями, так как основная масса противостояний характеризуется присутствием позитивных и негативных функций одновременно.
Понятие конфликта в психологии
Под конфликтом понимают противостояние двух и более оппонентов, имеющих разные точки зрения на какую-то ситуацию. Конфликт (conflictus) с латыни — столкновение. Понятие конфликта в психологии подразумевает столкновение интересов, разногласие во мнениях, противостояние в достижении целей. Вся жизнь человека проходит в решении этих споров. Чарльз Ликсон в своей книге «Конфликт. Семь шагов к миру» с долей сарказма подметил: если в вашей жизни нет конфликта, проверьте пульс. Психология конфликта подтверждает, что разногласия между людьми происходят постоянно и являются неотъемлемой частью их существования. Так ли это плохо, попробуем разобраться. Конфликт — это противопоставление желаний, успешное разрешение напряжённой ситуации принесёт пользу конфликтующим сторонам, в психологии спора нужно чувствовать грань, на которой выяснение отношений происходит в созидательном ключе. Нарушение этой границы негативно отражается на обеих сторонах конфронтации.
Структура конфликта в психологии включает в себя:
- объект (то из-за чего произошёл спор);
- субъекты (те, между кем возникли разногласия — отдельные лица, группы или организации);
- условия протекания;
- масштаб;
- стратегию и тактику поведения субъектов ситуации;
- заключительный этап конфликта (разрешён, не разрешён).
Сущность, общая характеристика и классификация видов функций социальных конфликтов
Определение 1
Функции социального конфликта – это совокупность внешних форм выражения социального назначения конфликтного столкновения, складывающегося между социальными субъектами – отдельными индивидами и социальными группами.
Иными словами, функции социального конфликта отражают ту роль, которая выполняется конфликтом по отношению к самому обществу, отдельным социальным группам, общественным организациям и отдельным индивидом. Указанное определение основано на общетеоретическом понимании функции как роли, выполняемой тем или иными социальным институтом или субъектом.
При этом необходимо отметить, что с развитием теории социального конфликта изменялось и представление о его функциях. Так, на стадии становления теории социального конфликта, то есть в то время, когда учеными конфликт оценивался преимущественно как положительное явление общественной жизни, соответственно основными функциями социальных конфликтов признавалось разрешение социальных противоречий и обеспечение равновесия в обществе.
В свою очередь на современном этапе, с учетом осуждения большей части насильственных форм социальных конфликтов в процессе их характеристики стали выделяться как позитивные функции, выполняемые преимущественно мирно разрешаемыми конфликтами, так и негативные функции, о чем подробнее будет сказано ниже. В то же время, необходимо учитывать, что дифференциация функций социальных конфликтов на позитивные и негативные носит весьма условный и персонифицированный характер, поскольку один и тот же социальных конфликт может выполнять положительные функции для одной из сторон, и приводить к негативным последствиям для другой.
Замечание 1
В этой связи в специальной литературе часто подчеркивается функциональная противоречивость социальных конфликтов, в связи с чем соотношение положительных и отрицательных функций конфликта целесообразно рассматривать в каждом конкретном случае индивидуально, в зависимости от содержания и особенностей соответствующего противоречия.
Переходя к классификации видов функций социальных конфликтов отметим, что в специальной литературе по данному вопросу предлагаются различные точки зрения. Так, в зависимости от субъектного состава выделяются функции межличностных, межгрупповых, межинституциональных и общесоциальных конфликтов, в зависимости от направленности конфликтного взаимодействия – функции внутренних и внешних конфликтов. При этом наиболее распространенной остается обозначенная ранее классификация функций социальных конфликтов на положительные (именуемые также позитивными или конструктивными) и отрицательные (соответственно именуемые негативными или деструктивными).
Понятие и сущность категорий кадрового управления «функция» и «конфликт»
Анализ современных исследований позволяет рассматривать конфликт как движущую силу развития личности, как результат взаимодействия субъективных и объективных детерминант и свидетельствует о необходимости более детального рассмотрения собственно проблемы конфликта, конфликтных форм поведения, их психологической сущности и условий детерминации .
Там, где есть человек, всегда есть конфликты, потому что они — постоянные спутники жизни и развития человечества. Общественная жизнь не может существовать без столкновения идей, жизненных позиций, целей как отдельных людей, так и малых и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мнений и различного рода противоречия, которые нередко перерастают в конфликты.
Следует отметить, что термин «конфликт» происходит от латинского слова «Conflictus», что в точном переводе означает «столкновение», а в произвольном — «противодействие», «противоборство» . Сегодня выделяют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.
Рассмотрим значение термина «конфликт». Конфликт – это отношения между субъектами социального взаимодействия, которые характеризуются противоборством при наличии противоположных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок) .
Конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновение) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями .
С философской точки зрения конфликт можно рассматривать как предельное обострение противоречий. По нашему мнению, наиболее приемлемым является определение, сформулированное М. Х. Месконом, М. Альбертом, Ф.Хедоури — «конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом, тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп людей, которое (столкновения) сопровождается негативными эмоциональными переживаниями».
Что же касается определения термина «функция» с точки зрения взаимосвязи с категорией теории управления «конфликт», следует отметить, что функция – это роль, выполняемая объектом, в определенной сфере деятельности, с наличием установленных заранее правил.
Кроме того, функции объектов, элементов, процессов и т. д. определяют назначение таковых и основные задачи, которые та или иная категория, на которую направлено раскрытие особенностей функционального назначения, выполняют.
Таким образом, функция конфликта – определённое назначение конфликта в зависимости от принятых норм в группе, коллективе, обществе. Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность, группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Что такое конфликтология?
Конфликтология – это дисциплина, которая занимается изучением закономерностей таких процессов, как возникновение, развитие, разрешение и завершение конфликта.
Одним из людей, заложивших основы общей теории конфликта являлся Карл Маркс. Им было разработано учение о противоречии и развита модель социального изменения. После него основы учения о конфликте были сформулированы американским социологом Джонатаном Тёрнером. Кроме того, огромный вклад в развитие конфликтологической науки внесли американский социолог Льюис Козер и немецкий социолог и философ Георг Зиммель. Если же изучить и другие источники, то можно заключить, что в развитии конфликтологии вообще, как в нашей стране, так и за рубежом, принимали участие, главным образом, социологи, психологи и политологи.
Однако несколько существенных обстоятельств позволяют провести грань между отечественной и зарубежной конфликтологией:
- За рубежом попытки создания теории конфликта предпринимались ещё в XIX веке
- За рубежом для изучения конфликтов применяется большее количество подходов
- За рубежом конфликтология преподаётся в самых крупных университетах
- За рубежом предусмотрены степени бакалавра и магистра по конфликтологии
- За рубежом конфликтология – это наука, преимущественно, прикладного характера
Что же касается отечественной конфликтологии, то первые публикации на эту тему появились лишь в 20-х годах XX века (первая работа датируется 1924 годом; её авторами являются М. И. Могилевский и П. О. Гриффин). В этих трудах проблему конфликтов впервые выделили в качестве самостоятельной, а в заголовках самих робот уже фигурирует термин «конфликт». А как отдельная наука конфликтология оформилась в России в начале 90-х годов. В настоящее же время конфликтологии и проблеме конфликта уделяется всё больше внимания российскими исследователями.
Теперь же пришло время сказать несколько слов о центральном понятии конфликтологии – конфликте.
Конфликт в его общем понимании является наиболее острым способом разрешения противоречий во взглядах, целях, интересах, которые возникают при социальном взаимодействии. Суть конфликта заключается в противостоянии его участников, сопровождающемся отрицательными эмоциями. Нередко это противостояние выходит за рамки социальных норм и правил.
Но конфликтология различает два основных вида конфликтов – социальный конфликт и внутриличностный конфликт.
Социальный конфликт является наиболее острым способом развития и разрешения важных для людей противоречий, которые возникают при их взаимодействии. Суть такого конфликта аналогична сути, выраженной в вышеизложенном определении конфликта.
Внутриличностный конфликт является острым негативным переживанием, обусловленным длительной борьбой внутренних психологических структур личности, отражающим противоречивые связи человека с социальной средой, а также затрудняющим и задерживающим принятие решений.
Умение распознавать и предупреждать возникновение конфликта, а также управлять им и нейтрализовывать его открывает перед человеком огромные возможности. Оно позволяет любому человеку не только эффективно разрешать проблемные ситуации и успешно выходить из затруднительных положений, связанных с конфликтами, но и предвидеть потенциально опасные ситуации, предпринимать соответствующие действия для их подавления. По большому счёту, такой навык способен сделать жизнь человека гармоничнее, окрашенной в более яркие краски и наполненной преимущественно положительными эмоциями. Не стоит, конечно, идеализировать, но если бы все люди на планете применяли в своей жизни принципы эффективного предупреждения и разрешения конфликтов, то, наверняка, в мире стало бы меньше разногласий, ненависти, войн.
Вот простой пример на бытовом уровне: если, например, два члена семьи не знают навыков конфликтологии, то при возникновении спора, непонимания, разногласий ситуация с большой долей вероятности может перетечь в серьёзный семейный скандал, результатом которого могут стать как просто негативные эмоции людей по отношению друг к другу, так и полный разлад и даже разрыв семейных отношений. Но когда хотя бы один человек владеет навыками конфликтологии, он способен, во-первых, не допустить, чтобы ситуация вышла из под контроля и повлекла за собой разрушительные последствия, а во-вторых, сделать так, чтобы она вообще не появилась, ведь он сможет распознать её ещё до её появления. И это можно применить не только к области семейных отношений, но и к любой другой.
Функции конфликта в психологии
Любое разногласие между личностями может нести конструктивный аспект или привести обе стороны к негативным последствиям. Цивилизованный конфликт заключается в сохранении сотрудничества между сторонами. При чрезмерном споре может возникнуть конфронтация, выходящая за пределы цивилизации. Конфликт в психологии обладает определенными функциями, которые подразделяются на конструктивные и негативные.
Конструктивные функции конфликтов в психологии:
- Снятие напряжения между конфликтующими сторонами.
- Коммуникативно-информационная связь.
- Создание гармонии в социуме.
- Переоценка существующих норм и ценностей.
- Негативные функции конфликтов в психологии:
- Отсутствие удовлетворенности, снижение активной трудовой деятельности, повышенный риск текучки сотрудников.
- Нарушение коммуникационной деятельности.
- Стабильные споры и разногласия с определенной группой лиц.
- Враждебность между участниками конфликта приводит обе стороны к взаимной неприязни.
- Активная борьба в конфликтном процессе может привести к нанесению телесных повреждений противоположной стороны.
Конфликт в семейной психологии предусматривает конфронтацию между членами семьи. Особенностью семейных разногласий служит нарушение гармоничных отношений между партнерами, которое со временем перерастает в сильный стресс.
Семейная психология конфликтов – негативное состояние психики обоих партнеров. В процессе конфликта наблюдается агрессивность, раздражительность, негатив во взаимоотношениях. Несовместимость интересов или потребностей супругов приводит именно к такому состоянию.